Научная статья на тему 'Теоретические основания валеологизации образовательной среды младших школьников'

Теоретические основания валеологизации образовательной среды младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
142
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические основания валеологизации образовательной среды младших школьников»

2. Короткой А. М. Компьютерное обучение: система и среда. Информатика и образование, № 2, 2000. С. 35-38.

3. Кателл Дж. П. Виртуальное обучение. Информатика и образование, № 11, 2002. С. 2-16

4. Михайлычев Е.А. Конструирование дидактических тестов. Учебнометодическое пособие. Ростов-на-Дону: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2000 г. 102 с.

УДК 371: 613.4

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ВАЛЕОЛОГИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Л.Б.Дыхан

Сохранение здоровья школьников традиционно рассматривается как сугубо медицинская проблема. В педагогике, в силу очевидной гуманности тезиса, данную проблему не отрицают, но, как правило, лишь декларируют. Реальные возможности для решения задачи сохранения здоровья школьников педагогическими средствами связаны, на наш взгляд, с развитием новой междисциплинарной области научного знания - валеологии. Валеология (от старолат. vale - быть здоровым, logos - наука) рассматривает целостное здоровье человека, причины и механизмы его формирования, сохранения и совершенствования.

В настоящее время существует более 80 определений здоровья [1]. В проводимом нами исследовании мы опирались на основные выводы теоретического анализа понятия здоровья В.А.Пискунова, согласно которым здоровье рассматривается как состояние оптимума меры адаптации человека как биопсихосоциального существа (системы) к условиям жизни в данный момент времени [2]. Выбор понятия «адаптация» в качестве адекватной онтологической основы понятия «здоровье» обусловлен, по мнению автора, исторической тенденцией приближения данного понятия к общенаучному, позволяющему характеризовать состояние человека не только как биологического объекта, но и как социального субъекта, личность.

Согласно холистической модели Р.И.Айзмана феномен здоровья человека следует рассматривать как единство соматического, психологического и духовных начал, оказывающих взаимное влияние друг на друга, на которое, в свою очередь, влияют как экологические факторы, так и социальные условия [3]. Следовательно, с валеолого-педагогической точки зрения проблему сохранения, укрепления и формирования здоровья школьников в процессе получения ими образования необходимо решать комплексно, учитывая все возможные влияния образовательной среды и проводя ее целостное преобразование.

Данный процесс можно обозначить как валеологизацию. Под валеологизацией мы понимаем планомерно организуемую взаимоадаптацию в системе «образовательная среда - ребенок», направленную на полноценное, здоровьесберегающее развитие школьника.

При построении определения понятия «валеологизация» мы исходили из следующих концептуальных утверждений. Образование школьников происходит в специально организованной образовательной среде, где усилиями специалистов осуществляется адаптация среды к ребенку, то есть создание требуемых условий обучения и воспитания. Очевидна гуманность подобной деятельности, которая актуализируется характерной для младших школьников повышенной сензитивностью к неблагоприятным средовым воздействиям и несовершенством механизмов как физиологической, так и социально-психологической адаптации. В

МИС-2004

Инженерное образование в сфере биомедицины и информационно-психологической

безопасности

этом случае создаются условия для погружения ребенка в здоровьесохраняющую образовательную среду.

Однако, необходимо признать, что создание идеальных условий при массовом обучении невозможно как в силу объективных причин (материальнотехническое оснащение школ, управление и т.д.), так и в силу многообразия индивидуальных особенностей обучающихся.

В реальной жизни неполнота конгруэнтности образовательной среды ребенку достигает значительных величин. Следовательно, актуальна и проблема адаптации ребенка к образовательной среде, происходящей, к тому же с необходимостью, как природообусловленный процесс.

В современной системе образования адаптация ребенка зачастую происходит за счет нивелирования его личностных особенностей, потерь соматического здоровья, формирования неэффективных компенсационных механизмов психологической защиты. Адаптацию ребенка к среде возможно облегчить путем повышения его адаптационных способностей. Этого можно достигнуть, во-первых, за счет оптимизации функционального состояния организма школьника (на практическом уровне этого можно достичь системой мер по оптимизации темпа и ритма урока, двигательного режима; поддержанию благоприятного психологического фона урока, проведению оздоровительных мероприятий в течение учебного дня и т.д.); во-вторых, с помощью обучения основам здорового образа жизни, психической саморегуляции, помощи в формировании «позитивного образа «Я», т.е. формирования субъектного, сознательного отношения к своему здоровью. Очевидно, что из двух названных механизмов адаптации ребенка к образовательной среде вклад первого из них для младших школьников в силу их возрастных особенностей более значителен.

Уточним также, что на основе теоретического исследования понятий «среда» и «тип среды» М.Я.Басова [4] образовательная среда рассматривается нами как «тип среды, состоящий из элементов, оказывающих жизненно значимые влияния на школьников в процессе получения ими образования». Жизненно важные отношения ребенка со средой можно обозначить как его основные биологические и социальные потребности, что позволяет научно обоснованно выделить компоненты образовательной среды, значимые для сохранения его здоровья, представив их в виде описательной компонентной модели:

- организация процесса обучения и воспитания;

- технологии обучения и стиль преподавания;

- санитарно-гигиенические условия обучения и воспитания;

- двигательный режим учащихся;

- медицинское обеспечение и оздоровительные процедуры в течение учебного дня;

- питание.

В качестве основных субъектов образовательной среды, деятельностью которых определяется как состояние ее отдельных компонентов, так и степень их оптимальности выделены: учитель начальных классов, ребенок, родители.

Соответственно модель валеологизации рассматривается нами как валеологически целесообразное поэтапное преобразование состояния

образовательной среды, осуществляемое на диагностической основе: входная диагностика ОС1 ^ ОС1 ^ валеологизация ОС ^ диагностика ОС2 по критериям оптимальности ^ ОС2 ^ валеологизация ОС ОСх (где ОС1 -

начальное состояние образовательной среды, ОС2...ОСх - ее переходные стадии).

Среди возможных выбраны педагогические средства валеологизации, а именно повышение валеологической компетентности, формирование ценностных ориентаций и смысловых установок основных субъектов образовательной среды через их систематическое обучение.

Среди основных субъектов образовательной среды наиболее значимым в отношении реализации процесса валеологизации является учитель начальных классов, осуществляющий в процессе своей деятельности многие традиционно управленческие функции. Работая в течение всего учебного дня с одним и тем же классом, он обеспечивает не только процесс обучения, но и общую организацию всей жизнедеятельности ребенка в школе.

Обучение учителей организуется как помодульное освоение валеолого-педагогического опыта в ходе семинарских занятий, проходящих без отрыва от основной профессиональной деятельности. В каждом модуле предполагается интеграция в рассмотрении отдельных проблем индивидуального здоровья и соответствующего валеолого-педагогического аспекта, что обеспечивает не только профессиональную, но и личностную заинтересованность учителя. Последовательность изучения модулей определяется последовательностью разворачивания задач валеологизации в начальной школе. Меры по оптимизации компонентов образовательной среды рассматриваются как форма самостоятельной работы учителя по овладению содержанием соответствующего модуля обучения на практике.

Наиболее адекватным родительской позиции является обучение в виде серии лекционных занятий, дополняемое индивидуальными и групповыми консультациями.

Субъектное отношение к учащимся подразумевает их участие в валеологизации образовательной среды школы. Оно проходит как систематическое обучение учащихся основам валеологических знаний в виде отдельного курса «Уроки здоровья» и интеграции валеологических знаний в имеющиеся образовательные области; как практическое участие в организации и поддержании оптимальных характеристик образовательной среды (в доступных младшим школьникам пределах); как организация системы воспитательной работы, способствующей формированию ценностного отношения к здоровому образу жизни.

Научно обоснованная валеологизация образовательной среды с необходимостью предполагает наличие диагностической базы (см. модель валеологизации ОС). В качестве адекватной поставленным задачам выбрана система валеолого-педагогического мониторинга. Согласно критериям оптимальности мониторинг включает в себя оценку компонентов образовательной среды (выделенных в ходе моделирования), а также интегральных характеристик здоровья и развития учащихся, выполняя функции оценки, контроля, прогнозирования и коррекции процесса валеологизации.

Рассмотренные в статье теоретические основания валеологизации образовательной среды младших школьников могут служить основой для практического преобразования образовательных систем с целью сохранения здоровья учащихся. Проблема же валеологизации образовательной среды средних и старших классов, ВУЗа требует дополнительных уточняющих исследований.

ЛИТЕРАТУРА

1. Разумов А., Пономаренко В., Пискунов В. Здоровье здорового человека. Основы восстановительной медицины. М.: Медицина. 1996.

2. Пискунов В.А. О сущности здоровья и понятия здоровья человека / Актуальные проблемы валеологии в образовании. Материалы 1 Всероссийской научно-практической конференции. М.,1997,стр.162-165.

3. Айзман Р.И. Проблемы педагогической и медицинской валеологии / Межрегиональный симпозиум "Медицинские и педагогические проблемы валеологии". Новосибирск,1996.№2. стр.3-6.

4. Басов М.Я. Общие основы педологии. М.Л., 1931.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.