Preservation of ecological culture of younger schoolboys as the most important social - pedagogical problem Spirina M. (Russian Federation)
Сохранение валеологической культуры младших школьников как важная социально-педагогическая задача Спирина М. Л. (Российская Федерация)
Спирина Мария Леонидовна /Spirina Maria - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра социальной, специальной педагогики и психологии,
Армавирский государственный педагогический университет, г. Армавир
Аннотация: анализируются основные задачи формирования валеологической культуры младших
школьников, рассматривается валеологизация образовательной среды. Раскрыты факторы образовательной среды, значимые для сохранения здоровья младших школьников, охарактеризованы основные подходы к организации оздоровительной работы в начальной школе.
Abstract: analyzes the main problems of formation of ecological culture of younger schoolboys considered valeologizatsia educational environment. The factors of the educational environment, important for the health of younger students, describes the main approaches to improving work in an elementary school.
Ключевые слова: валеология, валеологическая культура, валеологизация образовательной среды,
валеологические проекты.
Keywords: valueology, valeologichesky culture, valeologizatsia educational environment, valeological projects.
В последнее время обоснованную тревогу специалистов вызывает состояние здоровья современных школьников. На сегодня каждый пятый школьник имеет хроническую патологию, у половины школьников отмечаются функциональные отклонения. Среди имеющейся патологии выделены ведущие формы: на первом месте оказались заболевания костно-мышечной системы, на втором заболевание органов зрения, на третьем-болезни органов дыхания, далее болезни органов пищеварения, нервные и сердечно-сосудистые заболевания.
Это объясняет интерес социально-педагогической общественности к идеям новой отросли знаний -валеологии, предметом которой является здоровье здорового человека. Педагогическая валеология выдвигает в качестве основной задачи сохранение, укрепление здоровья учащихся.
В связи с этим остро встает вопрос о принятии неотложных мер по профилактике отклонений в состоянии здоровья детей. Выход их создавшейся задачи видится в правильной организации оздоровительной работы в начальной школе, так как именно в младшем школьном возрасте закладываются основы здорового образа жизни. Но прежде чем говорить об организации оздоровительной работы, необходимо отметить, что главным условием ее реализации в начальной школе является правильная организация учебной деятельности, т.е. построение учебного процесса в соответствии с гигиеническими нормами.
Сюда входят:
1. Строгое соблюдение режима школьных занятий (продолжительность урока, учебного дня, перемен, каникул).
2. Правильная организация урока (построение урока с учетом динамики работоспособности, рациональное использование ТСО и т.п.).
3. Обязательное выполнение гигиенических требований, предъявляемых к учебным помещениям (световой, звуковой, воздушный режимы, цветовое оформление).
Таким образом, только после четкого соблюдения всех вышеперечисленных требований следует начинать оздоровительную работу.
Но вопросы здоровья затрагиваются лишь в таких учебных предметах, как естествознание и природоведение, а в рамках одного учебного предмета решить проблему сохранение здоровья невозможно. Необходим комплексный подход.
Оздоровительная работа будет эффективна лишь при условии тесного взаимодействия социального педагога, учителей, администрации школы и родителей.
Существуют различные точки зрения на способы решения задачи сохранения валеологической культуры, но большинство авторов соглашается с тем, что решить ее только введением еще одного образовательного курса (валеология или «уроки здоровья») невозможно.
Понятие «валеологизация» в специальной литературе разработано недостаточно, в связи, с чем представляется необходимым внести некоторые уточнения. По нашему мнению, говоря о валеологизация процесса образования, логично рассматривать ее как валеологизацию образовательной среды. Образовательную среду, в свою очередь, определим как совокупность элементов, оказывающих жизненно значимые влияния на школьников в процессе образования. Данное определение позволяет рассматривать образовательную среду целостно, включая в нее и процесс обучения, а не ограничиваться только ее физическими параметрами [1, с. 221].
При рассмотрении отношений «образовательная среда-ребенок» обычно постулируется адаптация среды к ребенку, т.е. создание оптимальных условий обучения им воспитания.
Однако наряду с этим не менее актуальной остается и задача адаптации ребенка к образовательной среде, но не за счет нивелирования его индивидуальных особенностей, что наблюдается зачастую в современных школах, а путем повышения его внутренних резервов (здоровья), психической устойчивости (например, осознание психотравмирующей ситуации и овладение способами выхода из нее). Именно такую взаимоадаптацию, оптимизацию системы «образовательная среда-ребенок», направленное на полноценное, здоровьесберегающее развитие школьника, можно обозначить понятием «валеологизация».
К факторам образовательной среды, значимым для сохранения здоровья младших школьников относятся:
- организация процесса обучения (учебный план, расписание занятий, длительность уроков и перемен и т. д.);
- методы и формы обучения;
- психологический фон уроков;
- санитарно-гигиенические условия;
- двигательный режим учащихся;
- рациональное питание;
- медицинское обеспечение и оздоровительные процедуры в течение учебного дня.
Не менее значима для ребенка и валеологическая компетентность всех участников образовательного процесса.
Только комплексная валеологизация всех перечисленных факторов сможет реально изменить современную ситуацию в системе образования. Основные подходы к организации оздоровительной работы в начальной школе.
1. Включение оздоровительного компонента в содержание учебных предметов.
Оздоровительную работу следует рассматривать как неотъемлемую часть всего педагогического процесса, т.е. она должна охватывать все предметы учебного цикла. Наиболее широкие возможности для этого предоставляют уроки естествознания. Именно на них ученики получают знания о своем организме, о режиме дня, личной гигиене и т.д. На других уроках, например, русского языка и математики, дети знакомятся с правилами гигиены чтения и письма. Можно использовать дидактический материал, так или иначе связанный с оздоровительной тематикой. Это помогает закрепить знания, полученные на уроках естествознания.
2. Использование различных форм оздоровительной работы.
При организации оздоровительной работы необходимо помнить о многообразии форм работы с младшими школьниками. Это различные формы внешкольной и внеклассной работы:
- спортивно-оздоровительная деятельность (спортивные акции, соревнования, праздники, Дни здоровья);
- туристко-краеведческие походы в лес, в экскурсии, походы выходного дня;
- санитарно-просветительская деятельность (праздники здоровья, классные часы «Познай себя», выпуск санбюллетеней и т.д.);
- профилактическая деятельность (беседы врача, работа совета профилактики);
- тематические вечера, олимпиады, викторины.
Необходимо проводить специальные профилактические мероприятия, направленные на предупреждение патологии опорно-двигательного аппарата. Это:
- движение во всех видах, подвижные игры на воздухе, закаливание, правильный подбор мебели, постоянное наблюдение за позой ребенка во время занятий, игр;
- специальные комплексы упражнений, игры.
Актуальной проблемой сейчас является охрана зрения школьников. Рекомендуется выполнять во время уроков специальные упражнения, снимающие зрительные утомления, для тренировки мышц глаз, для профилактики близорукости.
Очень важно вводить в физкультминутки упражнения для мелких мышц пальцев рук. При длительной работе авторучкой, карандашом пальцы кистей рук нуждаются в специальной гимнастике. Для проведения такой гимнастики можно использовать стихи, потешки, игры.
Чтобы повысить защитное свойство организма можно предложить использовать массаж биологически активных точек.
Большое внимание следует уделять формированию правильного дыхания у младших школьников. Поэтому в учебный процесс необходимо закладывать элементы дыхательной гимнастики.
Таким образом, основная задача социального педагога состоит в том, чтобы дать детям конкретные рекомендации по сохранению своего здоровья, научить ими пользоваться.
3. Работа с родителями.
Оздоровительная работа будет эффективной лишь при условии тесного сотрудничества школы и семьи, в результате которого складываются единые взгляды на оздоровительную работу, и дети могут в семейных условиях продолжать обучение и закреплять полученные в школе знания, а приобретенные умения трансформировать в навыки и привычки. Необходимо привлекать родителей к активному участию в жизни
школы, класса, организовать «Уголок родителей», где среди прочих можно поместить материалы по организации оздоровительной работы в семье.
Родителей необходимо постоянно информировать о тех знаниях и умениях, которые младшие школьники получают как на уроках, так и во время внеклассных мероприятий. Ведь только систематическое проведение оздоровительной работы с ребенком в школе и дома принесет желаемый результат [2, с. 97].
Кроме того, существует еще метод валеологических проектов [3, с.22].
В педагогике метод разработки проектов рассматривается как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога и воспитанника между собой и окружающей средой в ходе реализации проекта - поэтапной практической деятельности по достижению намеченных целей.
Выделяются основные этапы работы:
- целеполагание - выявление наиболее актуальной и посильной задачи на определенный отрезок времени;
- разработка проекта - составление плана деятельности по достижению намеченной цели;
- подведение итогов выполнения проекта и определение задач для новых проектов.
Данный метод стимулирует самодеятельность учащихся, их стремление к самовыражению, формирует активное отношение к окружающему миру, сопереживание и сопричастность к нему.
Выполняя валеологические проекты, ребенок делает маленькие шаги к культуре здоровья, приобретает навыки здоровье творческой деятельности.
Валеологические проекты можно включать уроки, задавать домашнее задание, проводить внеклассное мероприятие.
Литература
1. Ковилько Л. В. Растим здоровых, умных и добрых: воспитание младшего школьника. - М.: Академия, 2007. 256 с.
2. Мудрик А. В. Социальная педагогика. - М., 2001. 144 с.
3. Экологические и валеологические проблемы Кубани на рубеже XX столетия. Под. ред. В. Н. Кожевниковой, - СФАГПИ, 2009. 89 с.