Научная статья на тему 'Конституционно-правовая основа обязательной сертификации работ (услуг) в Российской Федерации'

Конституционно-правовая основа обязательной сертификации работ (услуг) в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
262
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Век качества
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / БЕЗОПАСНОСТЬ / РИСК ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА / ГРАЖДАНИНА / ЗАЩИТА ЗДОРОВЬЯ / ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА / ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / TECHNICAL REGULATION / SAFETY / RISK OF INFLICTION OF HARM / ENSURING THE RIGHTS OF THE PERSON / CITIZEN / PROTECTION OF HEALTH / HUMAN LIFE / ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мхитарян Александр Юрьевич, Мхитарян Юрий Иванович

В современном обществе значение услуг (работ) непрерывно возрастает. В статье на основе конституционных норм обосновывается важность обеспечения безопасности услуг для человека, гражданина и применения обязательной сертификации работ (услуг), влияющих на национальную безопасность. В настоящее время в Российской Федерации услуги (работы) выведены из законодательного нормирования как объекты, не представляющие риска, и к ним не предъявляются требования проведения обязательной сертификации. В статье обосновывается необходимость совершенствования технического регулирования предпринимательской деятельности, применения обязательной сертификации работ (услуг) в Российской Федерации как правового средства, позволяющего осуществлять предупредительные действия, направленные на пресечение возможности причинения вреда, выполнение конституционных норм. Рассматриваются критерии, позволяющие устанавливать сферы экономической деятельности, требующие обязательного подтверждения соответствия работ (услуг).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Мхитарян Александр Юрьевич, Мхитарян Юрий Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Constitutional and legal basis of obligatory certification of works (services) in the Russian Federation

The value of services (works) continuously increases in modern society. Importance of safety of services for the person, the citizen and application of obligatory certification of works (services) influencing national security is proved in article on the basis of the constitutional norms. Now in the Russian Federation service (work) are brought out of legislative rationing as the objects which are not representing risk and requirements of carrying out obligatory certification are not imposed to them. In article need of improvement of technical regulation of business activity, application of obligatory certification of works (services) is proved in the Russian Federation as the legal means allowing to carry out the precautionary actions directed to suppression of a possibility of infliction of harm, performance of the constitutional norms. The criteria allowing to establish spheres of economic activity, demanding obligatory confirmation of compliance of works (services) are considered.

Текст научной работы на тему «Конституционно-правовая основа обязательной сертификации работ (услуг) в Российской Федерации»

Электронный научный журнал «Век качества» № 2(2019)

http://www.agequal.ru

Online scientific journal «Age of Quality»

ISSN 2500-1841

[email protected]

Электронный научный журнал «Век качества» ISSN 2500-1841 http://www.agequal.ru 2019, №2 http://www.agequal.ru/pdf/2019/AGE QUALITY 2 2019.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Мхитарян А.Ю., Мхитарян Ю.И. Конституционно-правовая основа обязательной сертификации работ (услуг) в Российской Федерации // Электронный научный журнал «Век качества». 2019. №2. С. 8-18. Режим доступа: http ://www. agequal. ru/pdf/2019/219001 .pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

УДК 338

Конституционно-правовая основа обязательной сертификации работ (услуг) в Российской Федерации

Мхитарян Александр Юрьевич,

кандидат экономических наук, ведущий эксперт Центра сертификации систем качества «Интерэкомс»

Мхитарян Юрий Иванович,

доктор экономических наук, генеральный директор ООО «НИИ экономики связи и информатики «Интерэкомс»

Аннотация. В современном обществе значение услуг (работ) непрерывно возрастает. В статье на основе конституционных норм обосновывается важность обеспечения безопасности услуг для человека, гражданина и применения обязательной сертификации работ (услуг), влияющих на национальную безопасность.

В настоящее время в Российской Федерации услуги (работы) выведены из законодательного нормирования как объекты, не представляющие риска, и к ним не предъявляются требования проведения обязательной сертификации. В статье обосновывается необходимость совершенствования технического регулирования предпринимательской деятельности, применения обязательной сертификации работ (услуг) в Российской Федерации как правового средства, позволяющего осуществлять предупредительные действия, направленные на пресечение возможности причинения вреда, выполнение конституционных норм. Рассматриваются критерии, позволяющие устанавливать сферы экономической деятельности, требующие обязательного подтверждения соответствия работ (услуг).

Ключевые слова: техническое регулирование, безопасность, риск причинения вреда, обеспечение прав человека, гражданина, защита здоровья, жизни человека, окружающей среды.

В современном обществе доля рынка услуг (работ) в создании валового внутреннего продукта, росте рабочих мест непрерывно возрастает. По данным Всемирного банка, в 2016 г. сфера услуг в мире в целом достигла 69% ВВП, в России их доля составляет 63%, в США - 79,6%, и это не самый высокий показательУвеличивается влияние услуг на повышение производительности труда, конкурентоспособности экономики, возрастает их роль в решении социально-экономических и стратегических задач, обеспечении национальной безопасности. Этим объясняется актуальность совершенствования нормативно-правового регулирования работ и услуг.

Правовое регулирование отношений в области установления, применения, исполнения требований к работам (услугам) осуществляется в рамках технического регулирования. Пренебрежение техническим регулированием может привести к катастрофическим последствиям [8]. В соответствии с действующим законодательством содержание технического регулирования в Российской Федерации раскрывается в ст. 2 «Основные понятия» Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

«Техническое регулирование - правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки со отв етствия» 2.

Как видим, федеральный закон разграничивает характер регулирования продукции в вещественной и невещественной форме. Законодательством Российской Федерации услуги (работы) выведены из нормативно-правового регулирования как объекты, не представляющие риска. Обязательные требования к ним, как правило, не установлены, обязательная оценка соответствия установленным требованиям не производится. Обязательное подтверждение соответствия в России производится, в основном, на продукцию в вещественной форме и только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом.

Анализ конституционно-правовых основ Российской Федерации показывает, что безопасность здоровья, жизни человека, гражданина занимает важное место в регулировании предпринимательских отношений, обязательствах Российской Федерации. Нормы Конституции Российской

1 Информация с сайта: https ://infotables.ru/statistika.

2 О техническом регулировании. Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 40241/

Федерации определяют обязательства Российской Федерации, органов власти, должностных лиц по обеспечению безопасности.

Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Принимая во внимание уровень развития сферы услуг, невозможно реализовывать государственные задачи по обеспечению безопасности жизни и здоровья человека, гражданина, окружающей среды без обеспечения безопасности работ, услуг.

Защита человека, гражданина при выполнении работ, услуг, влияющих на безопасность, может быть обеспечена установлением обязательных требований к услугам, работам и организацией работ по подтверждению их соответствия установленным требованиям.

Основополагающие положения ст. 2, 7, 18, 37, 41, 42 Конституции Российской Федерации определяют, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих безопасность, труд и здоровье людей; каждый гражданин имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности; сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом; государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

Отношения в области безопасности регулируются основополагающим Федеральным законом от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности»3, направленным на реализацию норм Конституции Российской Федерации, защиту жизни и деятельности человека. В законе определены основные принципы обеспечения безопасности:

• соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина;

• законность;

• системность и комплексность применения мер обеспечения безопасности;

• приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности.

Вопросы обеспечения безопасности регулируются нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 1065 «Предупреждение причинения вреда», в которой определено, что «причинение вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения, либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда,

3 О безопасности: Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 108546/

приостановить или прекратить соответствующую деятельность»4. Согласно ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации «Способы защиты гражданских прав», защита гражданских прав осуществляется признанием прав. Пресечение деятельности, создающей угрозу нарушения чужого права, - один из способов защиты гражданских прав.

Техническое регулирование должно быть эффективным, должно способствовать выполнению конституционных норм, норм Гражданского кодекса Российской Федерации, решению стратегических задач. Техническое регулирование - важное направление государственного регулирования экономикой, защиты общественных интересов, прав и свобод человека.

Как справедливо отмечали известные ученые, пренебрежение техническими нормами может привести к катастрофическим последствиям, к нанесению ущерба здоровью людей, имуществу и окружающей среде5. Работа по созданию правовой базы технического регулирования, несмотря на принятые законы, продолжается. В настоящее время техническое регулирование в системе основных направлений государственного регулирования требует более активного развития как в области технических регламентов стандартизации, так и в области подтверждения соответствия.

Подтверждение соответствия продукции на территории Российской Федерации осуществляется в целях удостоверения соответствия продукции, содействия приобретателям в ее компетентном выборе, повышения конкурентоспособности продукции, создания условия для обеспечения свободного перемещения продукции. Формой подтверждения соответствия может являться обязательная или добровольная сертификация. Согласно ст. 23 Федерального закона № 184-ФЗ «О техническом регулировании», обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента.

В соответствии с законодательством о техническом регулировании технический регламент должен содержать требования в целях:

• защиты жизни или здоровья граждан;

• защиты имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

• охраны окружающей среды;

• охраны жизни или здоровья животных и растений;

• предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателя.

Не включенные в технический регламент требования к продукции не

могут носить обязательный характер.

Регулирование предпринимательских отношений на основе обязательного подтверждения соответствия работ (услуг) - необходимая

4 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 29.07.2018, с изм. от 03.07.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.12.2018). - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 9027/

5 Терещенко Л.К., Тихомиров Ю.А., Хабриева Т.Я. Концепция правового обеспечения технического регулирования // Журнал российского права. 2006. № 9. С. 3-17.

мера для соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, реализации системности и комплексности применения мер обеспечения безопасности, приоритета предупредительных мер в целях обеспечения безопасности. Проведение работ по обязательной сертификации позволяет разрабатывать и реализовывать комплекс оперативных и долговременных мер по выявлению, предупреждению и устранению угроз безопасности, что и требуется в соответствии с содержанием деятельности по безопасности (ст. 3 Федерального закона «О безопасности»).

Применение обязательной сертификации работ (услуг) для обеспечения безопасности человека, гражданина - способ признания права человека на безопасность, реализации основополагающих положений по обеспечению безопасности. От того, как будут выполнены работы, услуги, влияющие на безопасность, зависит здоровье, жизнь и деятельность человека, состояние окружающей среды, имущество физических, юридических лиц.

Вышеизложенное позволяет обосновывать отсутствие необходимости раздельного подхода к регулированию отношений при производстве товара в вещественной форме и в форме услуги (работы) и рассматривать техническое регулирование как правовое регулирование отношений субъектов права в области установления на обязательной и добровольной основе требований к продукции (товарам, работам, услугам), процессам производства, эксплуатации, хранения, реализации, утилизации, системам менеджмента, организациям.

Предлагаемое определение позволяет не разграничивать правовое регулирование отношений продукции в вещественной и невещественной форме, не рассматривать вопросы установления, применения требований к услугам (работам) исключительно на добровольной основе, что в большей мере соответствует нормам Конституции Российской Федерации. Так, п. 1 ст. 8 Конституции Российской Федерации6 гарантируется единство экономического пространства, свободное применение товаров и услуг, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Тем самым закладывается единство подходов к регулированию отношений при производстве товаров и услуг (работ).

Причины разграничения регулирования отношений к товарам и услугам в сфере технического регулирования, во-многом, связаны с раскрытием самого понятия «продукция» в ст. 2 Федерального закона № 184-ФЗ «О техническом регулировании». Данное основное понятие раскрывается как «результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях»7. Под продукцией важно рассматривать результат

6 Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ). - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/

7 О техническом регулировании: Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ. Ст. 2. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_40241/

деятельности, обладающий потребительной стоимостью, направленный на удовлетворение определенной потребности, который может выступать в форме товара, услуг, работ. Наличие материально-вещественной формы не является существенной дефиницией для признания результата деятельности продукцией. Так, Федеральный закон 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 18.03.2019) «О защите прав потребителей»8 не разделяет право потребителя на безопасность товара (работ, услуг), также как и Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ). В ч. 1 ст. 238 УК РФ определяется, что за нарушение гражданами и должностными лицами требований к безопасности установлена уголовная ответственность: «производство, хранение или перевозка в целях сбыта либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, а равно неправомерные выдача или использование официального документа, удостоверяющего соответствие указанных товаров, работ или услуг требованиям безопасности, - наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок»9.

В Российской Федерации опыт обязательной сертификации услуг (работ) непосредственно связан с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 № 1013 «Об утверждении перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации, и перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации»10. Ограниченный перечень услуг (работ), подлежащих обязательной сертификации, в редакции от 05.08.2009 г. утратил свою силу.

Выбор видов услуг, подлежащих обязательной сертификации в части безопасности для жизни и здоровья граждан, их имущества, охраны окружающей среды был определен наличием требований к ним в ГОСТах и других нормативных документах. Отсутствие нормативной базы затрудняло деятельность по обязательной сертификации услуг.

Деятельность по обязательной сертификации работ (услуг) направлена на защиту интересов потребителя и соответствует реализации руководящих принципов для защиты интересов потребителей, принятых Генеральной Ассамблеей ООН 09 апреля 1985 г. (резолюция 39/248)11.

8 О защите прав потребителей: Федеральный закон 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 18.03.2019). - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_305/

9 "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 17.06.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2019). Ст. 238. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/

10 Об утверждении перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации, и перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации: Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 г. № 1013 (ред. от 05.08.2009) (утратил свою силу). - Режим достура: http://www.consultant.rn/document/cons_doc_LAW_15492/

11 Защита интересов потребителей: Резолюция Генеральной ассамблеи ООН № 39/248 от 9 апреля 1985 г. -Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/902300274

«Руководящие принципы для защиты интересов потребителей», «Руководящие принципы ООН для защиты интересов потребителей», принятые Генеральной Ассамблеей ООН 22.12.2015 г. (резолюция 70/186)12, направлены на удовлетворение законных интересов потребителей, защиту от ущерба здоровья, безопасность, доступ к информации, необходимой для компетентного выбора продукции, просвещение потребителя, создание надлежащей инфраструктуры для контроля политики защиты интересов потребителей. Правительствам рекомендовано поощрять добросовестную и эффективную конкуренцию, обязательные нормы безопасности и качества, предоставление потребителю информации, необходимой для принятия компетентных и независимых решений.

Генеральная Ассамблея ООН рекомендовала правительствам поощрять и обеспечивать наличие возможностей для проверки и выдачи свидетельств о безопасности, качестве и технических характеристиках основных потребительских товаров и услуг.

Возникает вопрос, какими должны быть критерии, определяющие сферы экономической деятельности, требующие обязательного подтверждения соответствия отдельных работ (услуг). В качестве такого критерия важно рассматривать риск причинения вреда жизни, здоровью человека, имуществу юридического, физического лиц, окружающей среде.

Действующим законодательством о техническом регулировании понятие «сертификация» (от лат. certum - верно + лат. facere - делать) рассматривается как форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводам правил или условиям договоров13.

Регулирование государством и обществом предпринимательских отношений на основе обязательной сертификации должно осуществляться для обеспечения не только безопасности, но и качества предоставляемых услуг в случае, если речь идет о социально-значимых услугах.

Несомненно, сертификация как деятельность органа по сертификации, подтверждающая соответствие объектов установленным требованиям, должна выполнить важную задачу по подтверждению безопасности и качества проводимых работ, предоставляемых социально-значимых услуг в Российской Федерации.

В условиях рыночной экономики, когда целью деятельности субъектов права стало систематическое получение прибыли, повышается актуальность обеспечения безопасности и качества услуг. Результатом обязательной сертификации работ (услуг) является выдача свидетельства,

12 Руководящие принципы ООН для защиты интересов потребителей: Резолюция Генеральной Ассамблеей ООН № 70/186 от 22.12.2015 г. - Режим доступа:

https ://unctad.org/en/PublicationsLibrary/ditccplpmisc2016d1_ru.pdf

13 Сертификация // Википедия. - Режим доступа:

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B8%D1%84%D0%B8%D0%BA%D0 %В0%Р1%86%Р0%В8%Р1%8Р.

подтверждающего способность организации предоставлять услуги безопасно и качественно.

С учетом особенности услуг в социально-экономической деятельности общества, неотделимость процесса производства и потребления услуг, значение обязательной сертификации работ (услуг) в различных сферах экономической деятельности Российской Федерации возрастает, становится особенно важным. Услуга с ненадлежащим качеством, нарушающая безопасность, не отбраковывается, а становится предметом потребления. Услуги и работы будут оказывать все большее влияние на национальную безопасность и конкурентоспособность экономики.

Следует отметить, что в ч. 4 ст. 7 «Право потребителя на безопасность товара (работы, услуги)» Федерального закона «О защите прав потребителей» определено: «если на товары (работы, услуги) законом или в установленном им порядке установлены обязательные требования, обеспечивающие их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, соответствие товаров (работ, услуг) указанным требованиям подлежит обязательному подтверждению в порядке, предусмотренном законом и иными правовыми актами. Не допускается продажа товара (выполнение работы, оказание услуги), в т.ч. импортного товара (работы, услуги), без информации об обязательном подтверждении его соответствия требованиям, указанным в п. 1 настоящей статьи»14.

Новый этап развития сертификации обуславливает необходимость установления обязательных требований, которым должны соответствовать услуги (работы) для исключения риска причинения вреда, создания благоприятных условий для осуществления деятельности органов по сертификации и регулирования отношений, связанных с обязательным подтверждением соответствия работ, услуг в нормативно-правовых актах.

Важную роль в создании условий для проведения обязательной сертификации работ (услуг) могут выполнять саморегулируемые организации. Саморегулируемые организации как источники технического регулирования могут устанавливать обязательные требования к безопасности, качеству работ (услуг), обязательной сертификации работ (услуг), что позволит реализовывать принцип безопасности и добросовестной деятельности при регулировании предпринимательских отношений.

В условиях рыночной экономики реализация основополагающих принципов регулирования общественных отношений с целью организации безопасной и добросовестной деятельности становится одним из условий рассмотрения Российской Федерации в качестве социального государства. Вместе с тем следует отметить и иметь ввиду важность создания механизма, который стимулировал бы субъекты права, предоставляющие услуги, влияющие на безопасность, осуществлять работы по обязательной

14 О защите прав потребителей: Федеральный закон 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 18.03.2019). Ст. 7. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_305/

сертификации услуг. Таким механизмом могло бы стать снижение налоговой ставки на доход (прибыль) на величину средств, затраченных на проведение работ по обязательной сертификации услуг.

Выводы

1. Основные конституционные положения Российской Федерации определяют необходимость обеспечения государством конституционных прав граждан на безопасность работ (услуг). Безопасность работ (услуг) -составная часть национальной безопасности Российской Федерации.

2. Регулирование предпринимательских отношений на основе принципов безопасной и добросовестной деятельности, - важное условие, позволяющее рассматривать Российскую Федерацию в качестве социального государства, достигается на основе существенного совершенствования технического регулирования, развития обязательной сертификации работ (услуг), организации деятельности саморегулируемых организаций.

3. Техническое регулирование - правовое регулирование отношений субъектов права в области установления на обязательной или добровольной основе требований к продукции (товарам, работам, услугам), процессам производства, эксплуатации, хранения, реализации, утилизации, системам менеджмента, организациям.

4. В целях обеспечения защиты здоровья, жизни человека государство обязано соблюдать, защищать права человека, гражданина при выполнении услуг, работ, влияющих на безопасность, устанавливать обязательные требования к социально-значимым работам (услугам), содействовать обязательному проведению работ по подтверждению соответствия их требованиям безопасности, качества. Обязательная сертификация работ (услуг) - не ограничение свободы экономической деятельности, а механизм регулирования рыночных отношений.

5. В качестве критерия, определяющего сферу экономической деятельности, требующей обязательную сертификацию работ (услуг) установленным требованиям, важно рассматривать риск причинения вреда гражданину, имуществу физических, юридических лиц, жизни, здоровью человека, окружающей среде при выполнении работ (услуг).

Литература

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 29.07.2018, с изм. от 03.07.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.12.2018). - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9027/

2. Защита интересов потребителей: Резолюция Генеральной ассамблеи ООН № 39/248 от 9 апреля 1985 г. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/902300274

3. Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ). - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/

4. О безопасности: Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108546/

5. О защите прав потребителей: Федеральный закон 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 18.03.2019). - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_305/

6. О техническом регулировании. Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_40241/

7. Руководящие принципы ООН для защиты интересов потребителей: Резолюция Генеральной Ассамблеей ООН № 70/186 от 22.12.2015 г. - Режим доступа: https://unctad.org/en/PublicationsLibrary/ditccplpmisc2016d1 ru.pdf

8. Терещенко Л.К., Тихомиров Ю.А., Хабриева Т.Я. Концепция правового обеспечения технического регулирования // Журнал российского права. 2006. № 9. С. 3-17.

9. Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 17.06.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2019). Ст. 238. -Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/

Constitutional and legal basis of obligatory certification of works

(services) in the Russian Federation

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Mkhitaryan Alexander Yuryevich,

Candidate of Economic Sciences, leading expert of the Center of certification of quality systems of Interecoms

Mkhitaryan Yury Ivanovich,

Doctor of Economics, CEO of Ltd Company "Scientific Research Institute of Economy of Communication and Information Scientists of Interecoms"

The value of services (works) continuously increases in modern society. Importance of safety of services for the person, the citizen and application of obligatory certification of works (services) influencing national security is proved in article on the basis of the constitutional norms.

Now in the Russian Federation service (work) are brought out of legislative rationing as the objects which are not representing risk and requirements of carrying out obligatory certification are not imposed to them. In article need of improvement of technical regulation of business activity, application of obligatory certification of works (services) is proved in the Russian Federation as the legal means allowing to carry out the precautionary actions directed to suppression of a possibility of infliction of harm, performance of the constitutional norms. The criteria allowing to establish spheres of economic activity, demanding obligatory confirmation of compliance of works (services) are considered.

Keywords: technical regulation, safety, risk of infliction of harm, ensuring the rights of the person, citizen, protection of health, human life, environment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.