Электронный научный журнал «Век качества» Online scientific journal «Age of Quality»
№ 4 (2017) ISSN 2500-1841
http://www.agequal.ru [email protected]
Электронный научный журнал «Век качества» ISSN 2500-1841 http://www.agequal.ru 2017, № 4 http://www.agequal.ru/pdf/2017/AGE QUALITY 4 2017.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Воинов Д.А. Организация закрытых групп в Интернете как канал корпоративного управления // Электронный научный журнал «Век качества». 2017. №4. С. 8-21. Режим доступа: http://www.agequal.ru/pdf/2017/417001.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
УДК 342.97
Правовые основы развития саморегулирования при выполнении работ по созданию и эксплуатации объектов капитального строительства, инженерной инфраструктуры в сферах повышенного риска
причинения вреда
Мхитарян Юрий Иванович, , Ц^^
доктор экономических наук, ш ректор Образовательного частного учреждения *
дополнительного профессионального образования «Международный институт качества
бизнеса», ' V
председатель Общественного проекта «За эффективную систему саморегулирования
строительной отрасли», генеральный директор СРО Союз
«СтройСвязь Телеком », магистр права,
академик Международной академии информатизации
Аннотация. В условиях научно-технического прогресса возрастает риск причинения вреда жизни и деятельности человека при выполнении работ по созданию и эксплуатации объектов капитального строительства, инженерной инфраструктуры, если государственная политика, государственное регулирование общественными отношениями не обеспечивают реализацию субъектами права необходимых требований к их деятельности.
Развитие института саморегулируемых организаций - современная форма регулирования предпринимательских отношений. Общество и государство, юридические, физические лица несут ответственность за полноту принимаемых мер по обеспечению безопасности. Саморегулируемая организация - организационно-правовое средство, которое позволяет обеспечить реализацию предупредительных мер, а также безопасность в сферах экономической деятельности с повышенным риском причинения вреда.
В теории и практике государственного регулирования, по-прежнему, дискуссионными остаются многие правовые аспекты развития саморегулирования. В числе таких дискуссионных проблем: необходимость обязательного саморегулирования; обязательность саморегулирования для всех организационно-правовых форм или только для отдельных организационно-правовых форм; как должны быть организованы саморегулируемые организации - на основе регионального или отраслевого принципа общности участников рынка и т.д. [1-4].
Правовая основа развития саморегулируемых организаций при выполнении работ по созданию и эксплуатации объектов капитального строительства, инженерной инфраструктуры базируется на основных правовых положениях Конституции Российской Федерации1 и Гражданского кодекса Российской Федерации2:
- неотчуждаемом праве человека, гражданина на защиту здоровья, жизни и деятельности, соблюдение которого - обязанность физических, юридических лиц, органов государственного управления, государства;
- выполнении обязательств по необходимости осуществления мер для защиты здоровья, жизни и деятельности человека, гражданина, окружающей среды, жизни и здоровья животного, растительного мира, имущества физических, юридических лиц;
- обязанности органов государственного управления, государственной власти разрабатывать эффективные нормативные правовые акты, применять всю полноту организационно-правовых инструментов для защиты здоровья, жизни и деятельности человека, окружающей среды;
- праве физических и юридических лиц на объединение, защиту здоровья, жизни и деятельности человека, защиту окружающей среды, здоровья, жизни животного, растительного мира, своих общих интересов - неотъемлемое право организаций;
- праве физических, юридических лиц объединяться в саморегулируемые организации - неотчуждаемом праве организаций.
Несмотря на то, что эти базовые правовые основы находятся под защитой международного права, норм Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, нормы права
1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
2 Гражданский Кодекс Российской Федерации. Ч. 1. Ст. 152 // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
Градостроительного кодекса Российской Федерации3 сегодня не обеспечивают в должной мере защиту жизни и деятельности человека, ограничивают права саморегулируемых организаций и их членов на применение правовых инструментов, позволяющих регулировать предпринимательские отношения для обеспечения безопасности работ на объектах капитального строительства.
Ключевые слова: защита здоровья, жизни и деятельности человека, окружающей среды, безопасность, государственное регулирование предпринимательской деятельности, восстановление гражданских прав участников социального предпринимательства, дополнительная имущественная ответственность.
Рыночная экономика, свободное предпринимательство увеличивают возможности по созданию эффективной, конкурентоспособной экономики, но не освобождают ее участников от необходимости совершенствования государственного регулирования предпринимательских отношений. Понимание рыночной экономики, как экономической системы, основанной на принципах свободного предпринимательства, договорных отношений между хозяйствующими субъектами, ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность субъектов4, существенно меняется, когда общество, государство сталкивается с необходимостью защиты жизни, здоровья человека, окружающей среды. Рыночная экономика сама по себе не обеспечивает безопасность.
Современная рыночная экономика требует от общества и государства особого регулирования предпринимательских отношений, когда они сталкиваются с особой правовой проблемой - защитой жизни, здоровья человека, окружающей среды, имущества юридических, физических лиц, здоровья, жизни животных, растений. Возникает необходимость в особых условиях регулирования предпринимательских отношений при создании и эксплуатации объектов капитального строительства, инженерной инфраструктуры в сферах повышенного риска причинения вреда человеку, окружающей среде.
3 Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ред. от 04.03.2013) (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.08.2017). Ст. 1. П. 17 // Собрание законодательства РФ. 2005. № 1 (часть 1). Ст. 16.
4 Рыночная экономика — экономическая система, основанная на принципах свободного предпринимательства, многообразия форм собственности на средства производства, рыночного ценообразования, договорных отношений между хозяйствующими субъектами, ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность субъектов. Это экономика, в которой только решения самих покупателей, поставщиков товаров и услуг определяют структуру распределения. Источник: Википедия // ЬйрвУ/гц^Ыре&а. ог§^к1/%Б0%А0%Б 1 %8В%В0%ВБ%В0%ВЕ%Б 1 %87%Б0%ВБ%Б0 %В0%В1%8Е_%В1%8В%В0%ВА%В0%ВЕ%В0%ВВ%В0%ВЕ%В0%ВС%В0%В8%В0% ВА%Б0%В0
Согласно Градостроительному кодексу Российской Федерации (ст. 2), градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, строительству, эксплуатации зданий и сооружений. Современные организационно-правовые средства саморегулируемые организации применяют, в основном, в сфере инженерных изысканий, архитектурного проектирования, строительства. В сфере эксплуатации этот механизм не получил еще своего развития.
Вопросы обеспечения безопасности объектов капитального строительства, инженерной инфраструктуры являются составной частью национальной безопасности5 и имеют конституционную основу. Обеспечение безопасности достигается применением основополагающих конституционных принципов и норм права, реализующих право на безопасный труд, здоровье и жизнь, безопасную окружающую среду, возмещение вреда.
Статьи Конституции РФ (ст. 2, 7, 15, 16, 17, 18, 20, 37, 41, 42, 53, 55) гарантируют безопасность здоровья, жизни и деятельности человека в Российской Федерации, являются непосредственно действующими, имеют прямое действие, применяются на всей территории страны. В ч. 2 ст. 55 указано, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Согласно ст. 18, права и свободы человека, гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Императивное требование признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека, гражданина - обязанность государства (ст. 2). Его важно рассматривать в единстве с императивными нормами, определяющими, что никакие другие положения Конституции Российской Федерации не могут противоречить основополагающему принципу (ч. 2 ст. 16), и органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации (ч. 2 ст. 15).
Дефиниции безопасности: устранение опасности, выявление угроз причинения вреда, реализация предупредительных мер по устранению причинения вреда, создание условий для невозникновения причинения вреда, возмещение вреда. Таким образом, безопасность объектов капитального строительства, инженерной инфраструктуры обеспечивается деятельностью субъектов права, направленной на устранение основных признаков, не обеспечивающих безопасность здоровья, жизни и деятельности человека и гражданина.
5 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537 // Собрание законодательства РФ. 2009. № 20. Ст. 2444.
Конституционно-правовая обязанность российского государства в сфере обеспечения безопасности объектов капитального строительства, инженерной инфраструктуры в процессе создания и эксплуатации объектов капитального строительства, инженерной инфраструктуры и работ, выполняемых на них, - это приоритетное направление деятельности государственной власти, органов государственного управления, должностных лиц, граждан и правосудия по реализации функций и задач обеспечения безопасности, одно из направлений обеспечения национальной, государственной безопасности Российской Федерации.
При этом государственная власть и органы государственного управления решают следующие задачи:
• законодательное регулирование безопасности объектов капитального строительства, инженерной инфраструктуры;
• реализация и защита конституционных основ обеспечения безопасности;
• организационное обеспечение безопасности;
• формирование и реализация стратегии обеспечения безопасности;
• предупреждение нарушения безопасности и возмещение вреда при выполнении работ на объектах капитального строительства, инженерной инфраструктуры, обеспечение их функционирования.
Реализация конституционных норм является основой эффективной государственной политики, регулирования предпринимательских отношений. Принципы и нормы Конституции Российской Федерации содержат достаточный потенциал для реализации стратегических основ безопасности. Конституционно-правовая ответственность Российской Федерации в сфере обеспечения безопасности объектов капитального строительства, инженерной инфраструктуры определена необходимостью защиты интересов государства, общества, юридических, физических лиц в этой сфере. На основе конституционных норм формируются законодательные акты, за эффективность которых несет ответственность государственная власть и органы государственного управления, что также является гарантией Конституции Российской Федерации.
Согласно ст. 53 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. Государственное регулирование предпринимательской деятельности эффективно только тогда, когда выстроена система ответственности органов государственного управления, должностных лиц, и реализуется активная позиция субъектов права.
Таким образом, Конституция РФ определяет принципы, нормы права и ответственность за их нарушение субъектами права, закладывает все необходимое для обеспечения безопасности личности, государства, постоянного совершенствования законодательства. Система конституционно-правового регулирования гарантирует обеспечение
безопасности человека, гражданина, его здоровья, жизни и деятельности, имущества физических, юридических лиц.
Действующее законодательство, Федеральный закон от 01.12.2007 315-ФЗ (последняя редакция) «О саморегулируемых организациях»6 не дают четкого определения, что такое «саморегулируемая организация», а в Градостроительном кодеке Российской Федерации содержится определение применительно к сфере инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, оно не охватывает вопросы эксплуатации, не раскрывает все существенные стороны этого социально-экономического явления.
Согласно п. 17 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, саморегулируемая организация в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (далее также саморегулируемая организация) - некоммерческая организация, созданная в форме ассоциации (союза) и основанная на членстве индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, выполняющих инженерные изыскания или осуществляющих подготовку проектной документации или строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договорам о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, либо со специализированной некоммерческой организацией, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Фундаментальное отличие саморегулируемых организаций в сферах повышенного риска причинения вреда при выполнении работ на объектах капитального строительства, инженерной инфраструктуры, в сферах инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, эксплуатации состоит в том, что они должны обеспечивать качественное изменение регулирования общественных, предпринимательских отношений для обеспечения безопасности, защиты жизни и деятельности человека, окружающей среды.
Саморегулируемую организацию важно рассматривать как организационно-правовое средство, с помощью которого обеспечивается регулирование предпринимательских отношений. Саморегулируемые организации - это устойчивые социальные структуры, институт социального предпринимательства, позволяющие качественно изменять уровень регулирования общественных, предпринимательских отношений и
6 О саморегулируемых организациях: Федеральный закон от 01.12.2007 № 315-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2007. - № 49. - Ст. 6076.
интегрирующие усилия общества и государства. Саморегулируемые организации создаются за счет средств и ресурсов субъектов права.
Институт саморегулирования в указанных сферах обеспечивает безопасность потому, что решения общих собраний членов саморегулируемых организаций обязательны к исполнению ее членами. Но если в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта императивными нормами предусмотрено обязательное развитие саморегулируемых организаций, то в области эксплуатации оно не предусмотрено, а это означает упущенные возможности для создания эффективной экономики.
Развитие саморегулируемых организаций как устойчивых социальных структур в многоотраслевом строительном комплексе позволило концентрировать ресурсы общества, государства, участников работ на объектах капитального строительства, инженерной инфраструктуры и более успешно регулировать общественные, предпринимательские отношения. Наибольшее количество погибших на производстве в стране, по данным Минтруда России, — в строительстве. Недостатки и нарушения в этой сфере деятельности возникают независимо от организационно-правовой формы субъекта права. Недостатки в процессе строительства приводят к нарушениям в процессе эксплуатации.
В связи с этим целесообразно применять более совершенный правовой механизм развития как в строительства, так и в сфере эксплуатации. Особенно это может быть эффективно для того, чтобы специализированные саморегулируемые организации, объединяющие юридических, физических лиц, выполняющих работы на объектах капитального строительства, могли наиболее полно участвовать в регулировании общественных, предпринимательских отношений по обеспечению безопасности и в сфере строительства, и в сфере эксплуатации. Специализация по видам деятельности — основа для профессионального, качественного выполнения работ, обеспечения безопасности. В этом преимущество специализированных саморегулируемых организаций. Это важно, когда работы, влияющие на безопасность, выполняются на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах.
Объединяться в саморегулируемые организации для регулирования общественных, предпринимательских отношений — неотчуждаемое право юридических, физических лиц. Саморегулируемые организации — вид ассоциаций (союзов), деятельность которых определяется и защищается нормами международного права, Конституцией Российской Федерации, нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, позволяет объединять юридических, физических лиц, устанавливать и развивать горизонтальные отношения между участниками ассоциаций (союзов), необходимых для регулирования их деятельности в интересах человека, гражданина Российской Федерации.
Предмет деятельности саморегулируемых организаций - представление, защита интересов членов саморегулируемых организаций, регулирование их деятельности посредством установления требований, правил предпринимательской деятельности.
Несмотря на то, что саморегулируемые организации - институт социального предпринимательства, обладают всеми обязательствами и правами юридического лица, реформой 2016 г. в Градостроительный кодекс РФ были введены нормы, ограничивающие права саморегулируемых организаций и их членов, юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей. Ограничение гражданских прав участников института саморегулирования введенными нормами права привели к невозможности:
- участия в деятельности специализированных саморегулируемых организаций, тех организаций, которые зарегистрированы не в том субъекте Российской Федерации, в котором имеет юридический адрес саморегулируемая организация;
- применения страхования гражданской ответственности как самостоятельного и достаточного способа обеспечения дополнительной имущественной ответственности;
- применения свидетельства о допуске к работам, влияющим на безопасность работ для оценки компетентности организации, ее способности выполнять квалифицированно работы на объектах капитального строительства, инженерной инфраструктуры;
- оценки компетентности безопасно выполнять работы организациями следующей организационно-правовой формы: государственные и муниципальные унитарные предприятия, коммерческие организации, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственных и муниципальных организаций составляет более 50%, юридических лиц, созданных публично-правовыми образованиями, юридических лиц, в уставных (складочных) капиталах которых доля публично-правовых образований составляет более 50%.
Тем самым нарушаются конституционные гарантии Российской Федерации по обеспечению безопасности, принятию мер по защите жизни, здоровья человека, окружающей среды, неотчуждаемые права человека на безопасность, происходит сокрытие фактов о возможности причинения вреда человеку, гражданину при выполнении работ на объектах капитального строительства, создается излишнее обременение экономической деятельности участников института саморегулирования, неравенство деятельности субъектов права с различными формами собственности.
Правовая основа развития саморегулирования как особого правового способа государственного регулирования предпринимательских отношений определяется международными правовыми обязательствами Российской Федерации, нормами Конституции Российской Федерации и Гражданского кодекса Российской Федерации.
Конституционная гарантия обеспечения защиты жизни и деятельности человека, окружающей среды определяет необходимость применения правовых инструментов, их обеспечивающих. В этой связи оценка компетентности, способность организации выполнять работы безопасно является важной основой для выполнения работ на объектах капитального строительства, инженерной инфраструктуры.
Правовая основа непричинения вреда жизни и деятельности человека, окружающей среде существует, однако правовой реформой 2016—2017 гг. нормами права саморегулируемым организациям было запрещено применять свидетельство о допуске и работам, влияющим на безопасность. Также был установлен запрет на участие организаций с организационно правовой формой «ФГУП» в деятельности института саморегулируемых организаций. Отменена необходимость оценки их компетентности выполнять работы, влияющие на безопасность с целью защиты здоровья, деятельности человека, окружающей среды. Организации с разными организационно-правовыми формами были поставлены в неравные условия, был снижен уровень обеспечения безопасности.
Вместе с тем, в соответствии с конституционными нормами, нормами Гражданского кодекса Российской Федерации субъекты права имеют право объединиться по своему виду деятельности в ассоциации, союзы. В связи с этим нарушенные гражданские права участников института саморегулирования, связанные с запретом субъектам права вступать в саморегулируемые организации, которые зарегистрированы не в том регионе, в котором зарегистрирована СРО, должны быть восстановлены.
Вновь введенные реформой Градостроительного кодекса Российской Федерации 2016-2017 гг. нормы права в среднем в 2—2,5 раза увеличили финансовое обременение участников института саморегулирования, наложили запрет на применение страхования гражданской ответственности как самостоятельного и достаточного способа обеспечения имущественной ответственности, противоречат нормам Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона «О противодействии коррупции» 7 и, конечно, должны быть изменены.
Очевидно, что нарушение норм Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона «О противодействии коррупции», Федерального закона «О безопасности»8 должно быть устранено, а саморегулируемым организациям должен быть придан новый импульс развития.
Выводы
7 О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 03.04.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.06.2017) // Собрание законодательства РФ. -2008. - № 52 (часть I). - Ст. 6228
8 О безопасности: Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 1. - Ст. 2.
1. Неотчуждаемое право на защиту здоровья, жизни человека, окружающей среды, здоровья и жизни животного и растительного мира, гарантированное Конституцией Российской Федерацией, определяет обязательность субъектов права применять систему мер по обеспечению безопасности и правовые инструменты на государственном и корпоративном уровнях.
2. Саморегулируемая организация - организационно-правовой инструмент, позволяющий регулировать предпринимательские отношения, реализовывать систему мер по обеспечению безопасности. Обязательное саморегулирование позволяет существенно снизить причинение вреда в сферах с повышенным риском его причинения, что определяет целесообразность его применения не только в сфере инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, но и в сфере эксплуатации.
3. Саморегулируемые организации - устойчивые социальные структуры, позволяющие за счет средств их участников формировать систему ценностей - добросовестность, профессионализм, безопасность, качество, и регулировать предпринимательские отношения для их достижения.
4. Саморегулируемые организации - это ассоциации (союзы), на добровольной основе объединяющие субъектов права для достижения уставных целей, включенные в государственный реестр саморегулируемых организаций в уведомительном порядке. Это институт социального предпринимательства. Саморегулируемые организации обладают всеми правами и обязанностями юридического лица, имеют право самостоятельно устанавливать требования, правила предпринимательской деятельности, регулировать общественные, предпринимательские отношения своих членов.
5. Создание саморегулируемых организаций - неотчуждаемое право участников работ в различных сферах деятельности, в том числе в сферах повышенного риска причинения вреда, объединяться на добровольной и обязательной основе.
6. Членом саморегулируемой организации могут стать юридические лица или индивидуальные предприниматели независимо от того региона, в котором зарегистрирована СРО. Саморегулируемые организации имеют право самостоятельно определять форму дополнительной имущественной ответственности своих членов.
7. Специализированные саморегулируемые организации, объединяющие субъектов права, выполняющих работы в сфере строительства на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах, осуществляющих эксплуатацию объектов капитального строительства, инженерной инфраструктуры, могли бы повысить действенность института саморегулирования, на добровольной основе объединяясь в специализированную организацию.
8. Необходимо ввести в Градостроительный кодекс Российской Федерации норму, закрепляющую необходимость обеспечения безопасности на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах в процессе эксплуатации, обязательности членов этих организаций быть в составе саморегулируемых организаций в сфере строительства.
Список использованной литературы
1. О Концепции совершенствования механизмов саморегулирования: распоряжение Правительства РФ от 30.12. 2015 № 2776-р // Собрание законодательства РФ. - 2016. - № 2 (часть II). - Ст. 458.
2. Мхитарян Ю.И. Правовые аспекты развития саморегулируемых организаций // Вестник московского государственного областного университета. - 2017. - № 4. - С. 88-99.
3. Мхитарян Ю.И. Безопасность и правовые аспекты саморегулирования стройкомплекса. - М.: Издательский центр «Интерэкомс», 2012. 48 с. Тираж 1000 экз. 4 п.л.
4. Мхитарян Ю.И. Саморегулирование как современная организационно-правовая форма государственного регулирования строительного комплекса (в соавторстве)// Российская архитектурно-строительная энциклопедия «Саморегулирование в строительной сфере России» / под ред. Е.В. Басина. Т XIV. - М., 2011. 335 с. Тираж 800 экз. 45 п.л. (авторские 0,8 п.л.).
Legal bases of development of self-regulation when working on creation and operation of capital construction projects, engineering infrastructure in spheres of the increased risk of infliction of harm
Mkhitaryan Yury Ivanovich,
Doctor of Economics,
Rector of Educational Private Institution ofAdditional Professional Education
"The International Institute of Quality of Business",
Chairman of the Public Project "For Effective System of Self-Regulation of Construction Branch", CEO of Self-Regulating Organization "Soyuz StroySvyazTelekom ",
Master of Laws,
Academician of the International Academy of Informatization
Abstract. In the conditions of scientific and technical progress the risk of infliction of harm of life and activity of the person when working on creation and operation of capital construction projects, engineering infrastructure increases if state policy, state regulation don't provide with the public relations realization by legal entities of necessary requirements to their activity.
Development of institute of self-regulatory organizations - a modern form of regulation of the enterprise relations. Society and the state, legal, natural persons bear responsibility for completeness of the taken measures for safety. Self-regulatory organization - organizational and legal means which allows to provide
realization of precautionary measures and also safety in spheres of economic activity with the increased risk of infliction of harm.
In the theory and practice of state regulation, still, debatable are many legal aspects of development of self-regulation. Among such debatable problems: need of obligatory self-regulation; obligation of self-regulation for all legal forms or only for separate legal forms; as self-regulatory organizations - on the basis of the regional or branch principle of community of participants of the market, etc. have to be organized [1-4].
The legal basis of development of self-regulatory organizations when working on creation and operation of capital construction projects, engineering infrastructure is based on the basic legal statuses of the Constitution of the Russian Federation and the Civil code of the Russian Federation:
- inaliennable human right, the citizen on protection of health, life and activity,
which observance - an obligation of natural, legal entities, state bodies, the states;
- implementation of obligations as necessary implementation of measures for protection of health, life and activity of the person, the citizen, the environment, life and health of an animal, flora, property of natural, legal entities;
- obligations of state bodies, the government to draft effective regulations, to apply all completeness of organizational and legal tools to protection of health, life and activity of the person, the environment;
- the right of natural and legal entities for association, protection of health, life
and activity of the person, environment protection, health, life of an animal, flora, the common interests - inalienable right of the organizations;
- the right of natural, legal entities to unite in self-regulatory organizations - the
inalienable right of the organizations.
In spite of the fact that these basic legal bases are under protection of international law, standards of the Constitution of the Russian Federation, the Civil code of the Russian Federation, rules of law of the Town-planning code of the Russian Federation don't provide protection of life and activity of the person in a due measure today, limit the rights of self-regulatory organizations and their members for use of the legal tools allowing to govern the enterprise relations for safety of works on capital construction projects.
Keywords: protection of health, life and activity of the person, environment, safety, state regulation of business activity, restoration of the civil rights of participants of social business, additional property responsibility.
REFERENCES
1. O Kontseptsii sovershenstvovaniya mekhanizmov samoregulirovaniya: rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 30.12. 2015 № 2776-r // Sobranie zakonodatel'stva RF. - 2016. - № 2 (chast' II). - St. 458.
2. Mkhitaryan Yu.I. Pravovye aspekty razvitiya samoreguliruemykh organizatsiy // Vestnik moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. - 2017. - № 4. - S. 88-99.
3. Mkhitaryan Yu.I. Bezopasnost' i pravovye aspekty samoregulirovaniya stroykompleksa. - M.: Izdatel'skiy tsentr «Interekoms», 2012. 48 s. Tirazh 1000 ekz. 4 p.l.
4. Mkhitaryan Yu.I. Samoregulirovanie kak sovremennaya organizatsionno-pravovaya forma gosudarstvennogo regulirovaniya stroitel'nogo kompleksa (v soavtorstve)// Rossiyskaya arkhitekturno-stroitel'naya entsiklopediya «Samoregulirovanie v stroitel'noy sfere Rossii» / pod red. E.V. Basina. T XIV. - M., 2011. 335 s. Tirazh 800 ekz. 45 p.l. (avtorskie 0,8 p.l.).