Электронный научный журнал «Век качества» ISSN 2500-1841 http://www.agequal.ru 2018, № 4 http://www.agequal.ru/pdf/2018/AGE QUALITY 4 2018.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Мхитарян Ю.И. Государственная политика развития предпринимательства в сфере повышенного риска //
Электронный научный журнал «Век качества». 2018. №4. С. 7-22. Режим доступа:
http ://www. agequal. ru/pdf/2018/418001 .pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
УДК 342.97
Государственная политика развития предпринимательства в сфере повышенного риска
Мхитарян Юрий Иванович,
доктор экономических наук, Председатель Правления Межрегиональной общественной организации « Федерация содействия развитию саморегулирования и обеспечению безопасности и качества работ в
сфере инженерных изысканий, архитектурно-строительного
проектирования и строительства», академик Международной академии информатизации 123103, г. Москва, проспект Маршала Жукова, д. 78, корп. 2
Аннотация. В статье систематизируются принципы и требования государственной политики к субъектам права, осуществляющим деятельность в сфере повышенного риска, показывается роль и значение саморегулируемых организаций в предпринимательском праве как правового средства, позволяющего регулировать предпринимательские отношения на качественно новом уровне.
Автор показывает особенности предмета и источников правового регулирования деятельности саморегулируемых организаций, государственной политики развития предпринимательства в сферах повышенного риска. Предложена концепция государственной политики развития саморегулируемых организаций в сфере повышенного риска, установлены условия, при которых развитие саморегулируемых организаций и членство организаций в них носит обязательный характер, приобретает приоритетный характер развития и позволяет реализовать основополагающие положения Конституции Российской Федерации, законодательства о национальной безопасности.
Ключевые слова: безопасность, защита гражданских прав, основные принципы; предупреждение причинения вреда; обязательства по
предупреждению причинения вреда, обязательства вследствие причинения вреда.
Наиболее тяжелые последствия нарушения обязательных требований к условиям труда возникают в сфере автомобильного транспорта, промышленного производства, в строительстве, обрабатывающем производстве, энергетике [1], тяжелые последствия нарушения организации производственных процессов возникают на объектах связи и информационных технологий [4]. Особое внимание к обеспечению безопасности возникает в процессе создания и эксплуатации объектов, которые выделяются в особый класс - особо опасные, технические сложные, уникальные объектыС развитием научно-технического прогресса и информационных технологий, цифровой экономики риск причинения вреда при организации деятельности возрастает [4]. Все эти факты свидетельствуют, что вопросы защиты жизни и деятельности человека требуют особого внимания и системного подхода для их решения.
Государственная политика в сферах повышенного риска определяется общепризнанными принципами и нормами международного права, нормами, установленными Конституцией Российской Федерации2, Гражданским кодексом РФ3, Федеральным законом «О безопасности» от 28.12.2010 № 390-ФЗ4, Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 № 116-ФЗ5, Федеральным законом «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от 30.12.2009 № 384-ФЗ6, Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 31.12.2015 № 6837 и другими нормативно-правовыми актами в области безопасности.
Защита жизни, здоровья человека, гражданина рассматривается Конституцией Российской Федерации как высшая ценность; безопасность
1 Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 25.12.2018). - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51040/ (дата обращения 01.04.2019 г.).
2 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
3 Гражданский Кодекс Российской Федерации. Ч. 1. Ст. 1, 150 // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
4 О безопасности: Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2011. № 1. Ст. 2.
5 О промышленной безопасности опасных производственных объектов: Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1997. № 30. Ст. 3588.
6 Технический регламент о безопасности зданий и сооружений: Федеральный закон от 30.12.2009 № 384-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2010. № 1. Ст. 5.
7 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 // Собрание законодательства РФ. 2016. № 1 (часть II). Ст. 212.
человека, гражданина является неотчуждаемым, непосредственно действующим правом человека, гражданина, составляет основу конституционного строя Российской Федерации, гарантируется Российской Федерацией. Право на защиту, охрану жизни, здоровья, труда, безопасность человека определены ст. 2, 7, 18, 37, 41, 42, 45, 53 Конституции Российской Федерации, которыми последовательно признаются права и свободы человека высшей ценностью и обязанность государства - защищать права и свободы человека, создавать условия, обеспечивающие достойную жизнь, охранять труд и здоровье, жизнь человека и гражданина, окружающую среду.
Конституцией Российской Федерации провозглашено верховенство прав человека и гражданина в России (ст. 2 Конституции Российской Федерации) государственная политика должна быть направлена на создание условий для осуществления этих прав. Согласно ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека, гражданина являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной, исполнительной власти, местного самоуправления, что должно обеспечиваться правосудием.
Согласно ч. 3 ст. 41 Конституции Российской Федерации сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом. Конституционной нормой определено: каждый имеет право на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) государственной власти или ее должностными лицами (ст. 53 Конституции Российской Федерации).
Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) поощряет правопорядок. Признавая равенство участников экономических отношения, неприкосновенность собственности, свободу договора, недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, ГК РФ обуславливает необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав, тем самым устанавливает защиту на охраняемые права человека, гражданина на здоровье, жизнь, безопасность.
Гражданским кодексом Российской Федерации определены меры по предупреждению причинения вреда, нормы права, определяющие ответственность за причинение вреда. Так, согласно ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации «Предупреждение причинения вреда»8, «причинение вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является следствием эксплуатации предприятия, сооружения, либо иной производственной деятельности, продолжающей причинять вред или угрожающей новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо
8 Гражданский Кодекс Российской Федерации. Ч. 1. Ст. 1, 150 // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность» (ч. 1, 2 ст. 1065 Гражданского кодекса РФ). Доказательство возможности причинения вреда и необходимость запрещения определенной деятельности, вида работ, процесса и т.д. - обязанность истца, обратившегося в суд.
В отличие от п. 1 ст. 1065 Гражданского кодека РФ, регулирующего отношения, связанные с предупреждением причинения вреда, п. 2 ст. 1065 регулирует отношения, связанные с наступлением вреда и последующим применением предупредительных мер, предусматривающих приостановление или прекращение деятельности в случае возможности причинения вреда. В случае невозможности исключения причинения вреда деятельность должна быть прекращена. Вышеприведенные положения свидетельствуют, что сфера безопасности человека находится в центре государственных интересов, государственной политики и приоритетов социально-экономического развития.
Основные принципы, направленные на защиту жизни и деятельности человека и обеспечение всех видов безопасности, определены ст. 2 Федерального закона от 28.12.2010 № 390-ФЭ «О безопасности», среди них:
• соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина;
• законность (соблюдение законов, положений, норм права, обеспечивающих защиту прав и свобод человека и гражданина, его безопасность);
• системность и комплексность применения органами власти правовых и иных средств обеспечения безопасности;
• приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности;
• взаимодействие органов власти с общественными объединениями, саморегулируемыми организациями, гражданами для обеспечения безопасности.
Вышеприведенные принципы (положения) обеспечения безопасности -фундаментальные положения, которые должны стать основой обеспечения безопасности во всех сферах деятельности, где это необходимо для регулирования предпринимательской деятельности.
При анализе рекомендованных к применению основных принципов необходимо принимать во внимание, что принципы - это концентрированно выраженные и обособленные правила, определяющие нормы права, действия органов государственной власти, местного самоуправления, субъектов экономических отношений. В этой связи принципы системности и комплексности, с точки зрения их методологических особенностей, совместимости, взаимодополняют друг друга. Первый позволяет рассматривать объект как систему, комплекс взаимосвязанных элементов, обеспечивающих целостность для достижения определенной цели, второй -
учитывать действия разных факторов, определяющих эффективность объекта.
Обеспечение безопасности с методологических позиций будет более системно и комплексно позволять достигать установленных целей, если в системе основных принципов обеспечения безопасности будут рассматриваться:
• результативность и эффективность обеспечения безопасности;
• ответственность за обеспечение безопасности;
• измеряемость целей обеспечения безопасности;
• соответствие применяемых показателей обеспечения безопасности установленным целям обеспечения безопасности.
Вышеприведенные принципы рекомендованы для включения в состав основных принципов обеспечения безопасности. Как показывает метод сравнительного правоведения, они стали составной частью основных принципов в Федеральном законе от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»9, которым установлены правовые основы стратегического планирования в Российской Федерации для социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
В числе положений, раскрывающих содержание деятельности по безопасности (ст. 3 ФЗ «О безопасности»10), назовем следующие:
• анализ и оценка угроз безопасности;
• определение основных направлений государственной политики и стратегическое планирование в области безопасности;
• правовое регулирование в области обеспечения безопасности;
• разработка и применение комплекса мер по предупреждению и устранению угроз безопасности;
• применение специальных экономических мер;
• координация деятельности федеральных органов власти и органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности;
• финансирование расходов на обеспечение безопасности [2];
• международное сотрудничество в целях обеспечения безопасности.
Основные принципы обеспечения безопасности и положения,
раскрывающие содержание Федерального закона «О безопасности», определяют государственную политику развития предпринимательства в сфере повышенного риска и системно детализированы в федеральных законах, нормы которых направлены на обеспечение безопасности, в числе которых особое место занимают Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ
9 О стратегическом планировании в Российской Федерации: Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ (с изменениями и дополнениями) http://www. consultant. ru/document/cons_doc_LAW_164841/
10 О безопасности: Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2011. № 1. Ст. 2.
«О промышленной безопасности опасных производственных объектов», Федеральный закон от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Их можно рассматривать в качестве основных федеральных законов, системно реализующих требования государственной политики Российской Федерации в области безопасности, предупреждения причинения вреда, регулирующих деятельность участников экономических отношений в сфере повышенного риска причинения вреда.
В структуру обязательных требований по обеспечению безопасности согласно ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» входят:
• наличие разрешения на осуществление вида деятельности в области безопасности;
• допуск к работе работников соответствующей квалификации;
• обеспечение проведения подготовки и аттестации работников;
• организация проведения подготовки и аттестации работников;
• обеспечение функционирования системы управления безопасностью;
• обеспечение функционирования системы контроля за производственным процессом;
• заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности.
Нормы закона направлены на установление обязательных требований не только к техническим устройствам, системам, но и к организации деятельности, квалификации работников, специалистам, организации предпринимательской деятельности. Влияние человеческого фактора на безопасность варьирует в зависимости от их вида - от 50 до 80% [3].
Согласно Указу Президента от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»11 государственная политика в сфере защиты жизни и деятельности человека определяется как обеспечение национальной безопасности Российской Федерации. Национальная безопасность, согласно этому стратегическому документу, включает в себя все виды безопасности: безопасность личности, государственную, общественную, информационную, экологическую, экономическую и другие виды безопасности. Обеспечение национальной безопасности рассматривается как реализация органами государственной власти и органами местного самоуправления во взаимодействии с институтами гражданского общества системы организационных, правовых, информационных, экономических и других мер, направленных на противодействие угрозам национальной безопасности.
Саморегулируемые организации - институт гражданского общества, правовое средство, позволяющее регулировать предпринимательские
11 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 // Собрание законодательства РФ. 2016. № 1 (часть II). Ст. 212.
отношения, в основе которых, согласно Федеральному закону от 01.12.2007 № Э15-ФЗ «О саморегулируемых организациях». - установление требований, правил, стандартов предпринимательской деятельности, дополнительной имущественной ответственности и осуществление контроля предпринимательской деятельности.
Развитие саморегулируемых организаций позволяет устанавливать, согласно Федеральному закону от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», требования, выполнение которых становится обязательным для организаций-членов, системного контроля, что позволяет наиболее системно реализовать обязательные требования действующего законодательства к субъектам права, снижает риск причинения вреда.
Согласно Федеральному закону «О безопасности» субъекты экономических отношений, органы государственной власти и местного самоуправления должны обеспечить системность и комплектность применения правовых средств, обеспечить приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности. Конечной целью обеспечения безопасности является нейтрализация или исключение различных опасностей, угроз и рисков, достижение состояния защищенности от возможного нанесения вреда, быстрая компенсация нанесенного ущерба. Это становится целью деятельности саморегулируемых организаций.
Одна из актуальных задач государственной политики - применение саморегулируемых организаций как правового способа регулирования предпринимательских отношений в сфере экономической деятельности с повышенным риском причинения вреда, определение, каким должно быть членство субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемых организациях в сфере экономической деятельности с повышенным риском причинения вреда: обязательным или добровольным?
Базовый Федеральный закон от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» не содержит норму права, определяющую обязательность или добровольность членства субъектов экономических отношений. В п. 2 ст. 5 «Членство субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемых организациях» лишь указывается, что федеральными законами могут быть предусмотрены случаи обязательного членства субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемых организациях. Критерий для принятия решения не предлагается, поэтому с вводом федерального закона положение об обязательном членстве носит дискуссионный характер.
Необходимость обеспечения безопасности, реализации предупредительных мер для недопущения причинения вреда, снижения
риска причинения вреда при выполнении работ, влияющих на безопасность, соблюдения и защиты прав и свобод человека, гражданина рассматривается в качестве универсального критерия для определения обязательного членства в саморегулируемых организациях и приоритетного развития саморегулируемых организаций.
Основополагающий Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности» определяет основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности независимо от вида безопасности, системность и комплексность, приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности, правовое регулирование в области обеспечения безопасности и др.
Согласно Конституции Российской Федерации, Гражданскому кодексу Российской Федерации организации независимо от их формы собственности имеют равные права и обязанности. Физические, юридические лица независимо от их организационно-правовой формы (товарищества, общества и др.) и формы собственности, выполняющие работы, влияющие на безопасность, обязаны становиться членами саморегулируемой организации.
Разработка и применение комплекса мер по предупреждению и устранению угроз безопасности, соблюдению требований безопасности и обеспечению безопасности, созданию и обеспечению функционирования системы управления безопасностью, функционирования системы контроля за производственными процессами, обеспечения безопасности деятельности, работ наиболее результативно и успешно могут быть реализованы в условиях обязательного членства в саморегулируемых организациях.
Приоритетное развитие саморегулируемых организаций в сфере экономической деятельности с повышенным риском причинения вреда становится важным направлением государственной политики развития предпринимательства в сфере повышенного риска причинения вреда для защиты здоровья и жизни человека, гражданина. В теории предпринимательского права и на законодательном уровне концепция приоритетного развития саморегулируемых организаций отсутствует. Приоритетное развитие саморегулируемых организаций должно установить комплекс правовых, организационных, экономических, информационных и других мер обеспечения безопасности при регулировании предпринимательских отношений.
Концепцию государственной политики приоритетного развития саморегулируемых организаций в сфере повышенного риска причинения вреда определяют: цели, предмет саморегулирования, источники правового регулирования, основные принципы государственной политики, направления деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, задачи развития саморегулируемых организаций. Основные цели развития саморегулируемых организаций в отраслях экономики и сферах
экономической деятельности повышенного риска причинения вреда: обеспечение безопасности регулирования предпринимательских отношений, защита жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охрана окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений; предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей. Саморегулируемые организации, осуществляющие деятельность в отраслях экономики и сферах экономической деятельности с повышенным риском причинения вреда, имеют особое отличие от деятельности саморегулируемых организаций в других отраслях экономики и сферах экономической деятельности без повышенного риска - особый предмет правового регулирования отношений в сфере безопасности.
Это отношения в сфере безопасности, представляющие собой совокупность:
• общественных отношений по реализации прав граждан на безопасность, приоритетной целью которых является предупреждение причинения вреда;
• общественных отношений, связанных с целью создания условий для реализации прав граждан на безопасность, обязательств, возникающих в связи с предупреждением причинения вреда, развитием саморегулируемых организаций.
Отличие в предмете правового регулирования саморегулируемых организаций определяет различие в источниках права. В них входят:
• Федеральный закон от 28.12.2010 г. № Э90-ФЗ «О безопасности»;
• законы и подзаконные акты, в том числе указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, а также иные нормативные правовые акты Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в сфере безопасности;
• законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в сфере безопасности;
• другие источники, входящие в законодательство о безопасности.
Отличия в предмете, источниках правового регулирования определяют
отличия в методах правового регулирования - способах воздействия юридических норм на общественные отношения. Если методы регулирования деятельности саморегулируемых организаций в сферах экономической деятельности без повышенного уровня риска должны носить диспозитивный характер, то в сферах экономической деятельности с повышенным риском методы, направленные на предупреждение причинения вреда, должны носить императивный характер, позволять комплексно,
системно, результативно обеспечивать реализацию и разработку предупредительных мер.
Государственная политика в сфере развития предпринимательства в отраслях экономики и сферах экономической деятельности с повышенным риском причинения вреда должна быть направлена на приоритетное развитие саморегулируемых организаций в данной сфере как правового средства регулирования предпринимательских отношений, обеспечивающего соблюдение, защиту прав и свобод человека, гражданина, системность и комплексность применения правовых и иных мер обеспечения безопасности, приоритет предупредительных мер обеспечения безопасности.
Принципы государственной политики развития саморегулируемых организаций в сферах экономической деятельности с повышенным риском причинения вреда должны учитывать как конституционные нормы, основные начала гражданского законодательства (свобода предпринимательской деятельности, единство экономического пространства, недопустимость вмешательства, беспрепятственное осуществление прав), так и основополагающие положения Федерального закона от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности», законов и подзаконных актов, направленных на регулирование отношений в сфере безопасности, осуществлять обязательную поддержку, стимулировать деятельность саморегулируемых организаций.
На основе вышеизложенного можно предложить основные принципы государственной политики в области приоритетного развития саморегулируемых организаций в сфере экономической деятельности с повышенным риском причинения вреда:
1. Соблюдение и защита прав и свобод человека, гражданина.
2. Законность (соблюдение законов, положений норм права, обеспечивающих защиту прав и свобод человека и гражданина).
3. Системность и комплексность политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и других мер обеспечения безопасности.
4. Приоритет предупредительных мер обеспечения безопасности.
5. Учет особенностей объектов и видов производимой продукции (услуг, работ, товаров), влияющих на безопасность.
6. Взаимодействие органов власти с саморегулируемыми организациями в целях обеспечения безопасности.
7. Ответственность за обеспечение безопасности.
8. Измеряемость целей обеспечения безопасности.
9. Соответствие применяемых показателей обеспечения безопасности установленным целям обеспечения безопасности.
10.Результативность, эффективность и прозрачность результатов обеспечения безопасности.
11. Ответственность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение стимулирования и создание благоприятных условий для приоритетного развития саморегулируемых организаций.
12. Обеспечение равного доступа саморегулируемых организаций к получению поддержки со стороны федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
13. Участие представителей саморегулируемых организаций, выражающих интересы своих членов, в работе совещательных органов по формированию и реализации государственной политики, в проведении экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, регулирующих деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - членов саморегулируемой организации.
14. Участие представителей саморегулируемых организаций, выражающих интересы своих членов, в стратегическом планировании, формировании и реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм).
15.Осуществление деятельности саморегулируемых организаций на основе принципов свободы предпринимательской деятельности, беспрепятственного осуществления гражданских прав саморегулируемых организаций и их членов, независимости, недопустимости вмешательства в деятельность саморегулируемых организаций, единства экономического пространства Российской Федерации [5, 6, 8].
16. Разграничение полномочий по поддержке саморегулируемых организаций между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
17. Установление стратегических целей приоритетного развития саморегулируемых организаций как основы гражданского общества и регулирования предпринимательских отношений.
Предмет правового регулирования саморегулируемых организаций в сферах экономической деятельности с повышенным риском причинения вреда - это отношения, возникающие в процессе защиты жизни и деятельности человека, гражданина, животного, растительного мира, охраны окружающей среды, собственности и представляющие собой:
• общественные отношения по реализации прав граждан, юридических лиц на защиту, обеспечение безопасности;
• общественные отношения, связанные с разработкой мер по предупреждению причинения вреда;
• общественные отношения, связанные с возмещением вреда;
• общественные отношения, регулирующие деятельность саморегулируемых организаций и других субъектов права -участников саморегулирования.
В качестве основных целей государственной политики развития саморегулируемых организаций в отраслях экономики и сферах экономической деятельности с повышенным риском причинения вреда предлагается рассматривать:
1. Обеспечение благоприятных условий для выполнения саморегулируемыми организациями установленных целей обеспечения безопасности, предупреждения причинения вреда и приоритетного развития саморегулируемых организаций.
2. Обеспечение участия саморегулируемых организаций в формировании и реализации государственной политики.
3. Оказание содействия саморегулируемым организациям в осуществлении их деятельности.
4. Запрет на введение ограничений, на создание дискриминационных, обременительных условий для участников саморегулирования, вмешательство в деятельность саморегулируемых организаций.
Предлагается в основные направления деятельности органов государственного управления и местного самоуправления по взаимодействию с саморегулируемыми организациями в сферах экономической деятельности с повышенным риском причинения вреда включить:
• ответственность органов власти, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий деятельности саморегулируемых организаций;
• ответственность за сокрытие фактов, обстоятельств, создающих угрозу жизни и деятельности человека;
• запрет на введение неконституционных ограничений в осуществлении деятельности СРО;
• обеспечение участия саморегулируемых организаций в совершенствовании государственной политики, формировании и реализации государственных программ, рассмотрении проектов федеральных законов; участие в работе совещательных органов государственного и местного самоуправления;
• стимулирование участия субъектов экономических отношений в саморегулировании;
• содействие осуществлению саморегулируемыми организациями общественного контроля за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления;
• содействие проведению саморегулируемыми организациями анализа экономической деятельности, эффективности государственной политики по развитию конкуренции;
• оказание экономической поддержки саморегулируемым организациям органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Предлагаются следующие основные задачи саморегулируемых организаций в отраслях и сферах экономической деятельности с повышенным риском причинения вреда, направленные на обеспечение безопасности, предупреждения причинения вреда:
• разработка и дальнейшая реализация членами саморегулируемых организаций предупредительных мер для непричинения вреда;
• комплексность и системность применяемых предупредительных мер членами саморегулируемых организаций;
• нейтрализация или исключение различных опасностей, угроз, рисков нарушения безопасности;
• определение видов работ, влияющих на безопасность;
• разработка требований к выполнению работ, влияющих на безопасность;
• разработка членами саморегулируемых организаций системы управления безопасностью;
• оценка способности организации выполнять работы, влияющие на безопасность;
• приостановление, запрещение выполнения видов работ, создающих угрозу для здоровья, жизни человека;
• стимулирование добросовестной деятельности, осуществляемой членами саморегулируемых организаций, направленной на обеспечение безопасности.
Деятельность СРО должна быть направлена на разработку и реализацию организацией-членом СРО системных требований предупреждения причинения вреда для нейтрализации или исключения различных опасностей, угроз и рисков, достижения состояния защищенности от возможного нанесения ущерба и быстрой компенсации нанесенного ущерба.
Обеспечение предупреждения причинения вреда обязывает субъекты права, членов СРО применять комплекс правовых, организационных мер, внедрять системы управления безопасностью, оценки соответствия систем управления безопасностью требованиям государственной политики. Выполнение работ, влияющих на безопасность, должно осуществляться компетентными организациями, подтвердившими свою способность
выполнять работы безопасно, членами саморегулируемой организации. Саморегулируемые организации должны обладать необходимыми правовыми средствами для регулирования предпринимательских отношений, влияющих на безопасность работ, устанавливать перечень видов работ, влияющих на безопасность, оценивать компетентность организации, допускать к работам, влияющим на безопасность, компетентные организации, приостанавливать выполнение работ в случае невыполнения субъектами права обязательных требований.
В связи с вышеизложенным, государственная политика в сфере развития предпринимательства в отраслях экономики и сферах экономической деятельности повышенного риска причинения вреда должна быть направлена на приоритетное развитие саморегулируемых организаций в данной сфере как правового средства регулирования предпринимательских отношений, обеспечивающее соблюдение, защиту прав и свобод человека, гражданина, системность и комплексность применения правовых и иных мер обеспечения безопасности, приоритет предупредительных мер обеспечения безопасности, должна определять правовую основу обеспечения деятельности саморегулируемых организаций, субъектов экономических отношений в сфере обеспечения безопасности.
В отраслях экономики и сферах экономической деятельности повышенного риска причинения вреда основополагающие положения Конституции Российской Федерации, Федерального закона «О безопасности» определяют обязательность участия всех субъектов экономических отношений в саморегулируемой организации, деятельность которой направлена на обеспечение безопасности, предупреждение причинения вреда независимо от организационно-правовой формы и формы собственности ее членов.
1. Андреева Е.Е. К оценке рисков для здоровья работников при классификации объектов санитарно-эпидемиологического надзора и планировании проверок (на примере г. Москвы) // Анализ риска здоровью. 2016. № 2.С. 84-92.
2. Воробьёв Ю.Л., Акимов В.А., Соколов Ю.И. Системные аварии и катастрофы в техносфере России: монография. - М., 2012.- 308 с.
3. Вишняков Я.Д., Радаев Н.Н. Общая теория рисков: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. - 2-е изд., испр. - М. Издательский центр «Академия», 2008. - 368 с.
Литература
4. Мхитарян Ю.И. Безопасность и правовые аспекты саморегулирования стройкомплекса. - М.: Издательский центр «Интерэкомс», 2012. 48 с. Тираж 1000 экз. 4 п.л.
5. Мхитарян Ю.И. Гражданско-правовая ответственность государства перед индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами - членами саморегулируемых организаций строительной отрасли за обеспечение сохранности и восстановление средств компенсационных фондов в случае банкротства российских кредитных организаций [Электронный ресурс] // Век качества. 2016. № 4. С. 4-23. Режим доступа: http: //www. agequal. ru/pdf/2016/AGE_QUALITY_4_2016. pdf. Загл. с экрана.
6. Мхитарян Ю.И. Правовые аспекты развития саморегулируемых организаций / Ю.И. Мхитарян // Вестник Московского государственного областного университета. 2017. № 4. С. 88-99.
7. Мхитарян Ю.И. Правовые аспекты саморегулирования и повышение эффективности экономики Российской Федерации в XXI веке: монография. -М.: Издательский центр «Интерэкомс», 2017. - 370 с. Тираж 1000 экз., 11,6 п.л.
8. Мхитарян Ю.И. Совершенствование гражданско-правового регулирования строительной отрасли и защиты деятельности субъектов права [Электронный ресурс] // Век качества. 2016. № 2. С. 4-20. Режим доступа: http://www.agequal.ru/pdf/2016/216001.pdf. Загл. с экрана.
State policy of development of business in the sphere of the increased risk
Mkhitaryan Yury Ivanovich,
Dr. Econ. Sci., chairman of the board of Interregional public organization "Federation of assistance to self-regulation development both to safety and qualities of works in the sphere of engineering researches,
architectural and construction design and construction", academician of the International academy of informatization 123103, Moscow, Marshal Zhukov Avenue, 78, building 2
Summary. In article the principles and requirements of state policy to the legal entities who are carrying out activity in the sphere of the increased risk are systematized, the role and value of self-regulatory organizations in the enterprise right as the legal means allowing to govern the enterprise relations at qualitatively new level is shown.
The author shows features of a subject and sources of legal regulation of activity of self-regulatory organizations, state policy of development of business in spheres of the increased risk. The concept of state policy of development of self-regulatory organizations in the sphere of the increased risk is offered, conditions under which development of self-regulatory organizations and membership of the organizations in them is obligatory are established, gains the priority nature of development and allows to realize fundamental provisions of the Constitution of the Russian Federation, the legislation on national security.
Keywords: safety, protection of the civil rights, basic principles; prevention of infliction of harm; obligations under prevention of infliction of harm, the obligation owing to infliction of harm.