Электронный научный журнал «Век качества» № 3 (2019)
http://www.agequal.ru
Online scientific journal «Age of Quality»
ISSN 2500-1841
Электронный научный журнал «Век качества» ISSN 2500-1841 http://www.agequal.ru 2019, №3 http://www.agequal.ru/pdf/2019/AGE QUALITY 3 2019.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Мхитарян А.Ю., Мхитарян Ю.И. Проблемы установления обязательных требований к предоставлению услуг, выполнению работ // Электронный научный журнал «Век качества». 2019. №3. С. 8-18. Режим доступа: http://www.agequal.ru/pdf/2019/319001 .pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
УДК 006
Проблемы установления обязательных требований к предоставлению услуг, выполнению работ
Мхитарян Александр Юрьевич,
кандидат экономических наук, ведущий эксперт Центра сертификации систем
качества «Интерэкомс»
Мхитарян Юрий Иванович,
доктор экономических наук, генеральный директор ООО «НИИ экономики связи и информатики «Интерэкомс»
Аннотация. В связи с ростом значимости сфер экономической деятельности, связанных с выполнением работ и предоставлением услуг, в обществе повышается внимание к формированию требований, которым они должны соответствовать. Для достижения жизнедеятельности общества становится принципиально важным, каким требованиям должны отвечать выполняемые работы и предоставляемые услуги для того, чтобы развитие экономики было успешным.
Это определяет необходимость оценки значимости требований к работам (услугам) в современном обществе, потребность в систематизации подходов, принципов формирования требований и механизмов их реализации. Становится все более очевидным, что в условиях рыночной экономики отсутствие или несовершенство требований к работам (услугам) повышает неопределенность ожидаемых результатов развития.
В статье рассматриваются роль и значение требований к выполнению работ и предоставлению услуг, концептуальные основы их формирования.
Ключевые слова: требования к работам (услугам), защита жизни и здоровья человека, окружающей среды, регулирование экономики, безопасность, качество.
В XXI веке государственное регулирование осуществляется в условиях информационного общества. Информационное общество справедливо связывают с ускоренным развитием знаний, крупномасштабными применениями информационных технологий, широким развитием информационных и коммуникационных услуг. Особое внимание следует обратить на то, что в информационном обществе меняется роль государства, трансформируются его цели, методология достижения поставленных задач. Деятельность государства,
органов государственного управления и всех субъектов права становится все более прозрачной, подконтрольной обществу.
В этих условиях новым содержанием наполняется и государственное регулирование. В информационном обществе государство как социальный институт осуществляет государственное регулирование путем установления политических, экономических, социальных процессов, посредством взаимодействия органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений, ассоциаций (союзов), саморегулируемых организаций, разрабатывая и обеспечивая реализацию комплекса политических, правовых, социальных, информационных мер.
И весь этот механизм процессов и мер может эффективно функционировать только в случае, если в обществе к ним устанавливаются требования и проводится оценка их достижения. Установление требований к работам (услугам) - важный эффективный инструмент рыночной экономики. Правильное его применение позволяет более эффективно управлять экономикой, оптимизировать достижение целей, снижать затраты, успешнее осуществлять деятельность. Если требования не установлены или установлены недостаточно разумно, невозможно ожидать существенных позитивных изменений. Установление требований - одно из направлений технического регулирования, регулирования общественных, предпринимательских отношений, недостаточно изученное в отношении установленных обязательных требований к предоставлению услуг, выполнению работ.
Посредством установления требований к работам (услугам) общество и государство осуществляют воздействие на субъекты экономических отношений, направляют их деятельность. Требования не ограничивают свободу договора, деятельности, а помогают наилучшим образом реализовывать основополагающие положения Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, федеральных законов, достигать установленных стратегических целей.
Установление требований к выполнению работ, предоставлению услуг - одно из понятий стратегического планирования, несмотря на то, что в системе основных понятий Федерального закона от 28.06.2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»1 они не получили своего раскрытия. Согласно ГОСТ 1.1-2002 г. «требование: Положение нормативного документа, содержащее критерии, которые должны быть соблюдены»2. В рамках рыночных отношений установленные требования определяют направленность действий субъектов права. Невозможно регулировать рыночные отношения не устанавливая требования.
Требования - объект правового регулирования. Они определяют взаимоотношения между предпринимателями, взаимодействие государства, общества и субъектов права, зависят от социальных ценностей общества, развития знаний, основы установления норм, правил, законов, обеспечивающих регулирование рыночной экономики, общественных, предпринимательских отношений. Требования могут устанавливаться техническими регламентами,
1 О стратегическом планировании в Российской Федерации: Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ. -Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 164841/ (дата обращения 9.09.2019 г.).
2 ГОСТ 1.1-2002. Межгосударственная система стандартизации (МГСС). Термины и определения. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200030741 (дата обращения 10.09.2019 г.).
законодательством, Указами Президента Российской Федерации, Постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами, стандартами, правилами, нормами, классификаторами, сводом правил, рекомендациями и т.п., которые информируют о продукции (услугах, работах), процессах, объектах деятельности, системах.
Регулирование отношений в сфере установления требований к работам (услугам) осуществляется на основе международного права, Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, федеральных законов. Согласно п. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Так, определяющим документом для установления требований и защиты интересов потребителей стали руководящие принципы согласно принятой 9 апреля 1985 г. Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 39/248 «Защита интересов потребителей»3.
Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 39/248 устанавливает цели, принципы, которым должны следовать и которые должны применять правительства. Обозначены следующие цели, которым должны следовать правительства стран мира:
• создание структур производства и распределения, способных удовлетворять потребности и запросы потребителей;
• повышение высокого уровня этических норм поведения тех, кто связан с производством и распределением товаров и услуг для потребителей;
• содействие борьбе с вредной деловой практикой всех предприятий;
• создание независимых групп потребителей;
• расширение международного сотрудничества в области защиты интересов потребителей;
• поощрение создания рыночных условий, предоставляющих потребителям больший выбор при более низких ценах.
Руководящие принципы, которые должны применять правительства стран мира в соответствии с экономическими и социальными условиями страны, и потребности населения для удовлетворения законных потребностей:
• защита потребителей от ущерба их здоровью и обеспечение безопасности;
• содействие экономическим интересам потребителей и защите этих интересов;
• доступ потребителей к соответствующей информации, необходимой для компетентного выбора;
• просвещение потребителей;
• наличие эффективных процедур рассмотрения жалоб потребителей;
• свобода создания потребительских и других соответствующих групп или организаций.
3 39/248. Защита интересов потребителей: Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 9 апреля 1985 г. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/902300274 (дата обращения 10.09.2019 г.).
Установленные цели и принципы позволяют комплексно, системно подходить к защите интересов потребителей. Руководящие цели и принципы не могут быть достигнуты без создания необходимой инфраструктуры для разработки, осуществления и контроля политики защиты интересов потребителей. Такую инфраструктуру рекомендовано создавать, придерживаясь руководящих принципов, применение которых обеспечивает безопасность и защиту потребителей.
Система руководящих принципов ориентирует на:
• обеспечение безопасности на основе принятия соответствующих мер: поощрение, включая формирование правовых систем, положений о безопасности продукции: применение международных, национальных норм, добровольных норм;
• обеспечение удовлетворительных технических эксплуатационных характеристик, добросовестной деловой практики, соблюдения обязательных норм, информативного маркетинга, эффективной защиты против практики, которая может отрицательным образом затронуть экономические интересы потребителей;
• поощрение добросовестной и эффективной конкуренции, предоставление информации, необходимой потребителю;
• содействие, разработку, применение норм безопасности и качества потребительских товаров и услуг;
• необходимость приложения всех возможных усилий для приведения местных, национальных норм в соответствие с общепризнанными международными нормами;
• поощрение и обеспечение наличия возможностей для проверки и выдачи свидетельств о безопасности, качестве и технических характеристиках основных потребительских товаров и услуг;
• продолжение политики, направленной на обеспечение контроля за качеством продукции, проведение образовательных и исследовательских программ.
Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 39/248 на десятилетия определила тренд регулирования экономики на создание рыночных условий, обеспечивающих безопасность, качество, установление права потребителя на информацию, на безопасность, на просвещение, на возмещение вреда, права объединяться в потребительские организации для защиты собственных интересов.
Основополагающие нормы Конституции РФ создают необходимые условия для реализации Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 39/248. Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. В соответствии со ст. 17 Конституции в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ. Согласно ст. 2, 20, 41 Конституции РФ обеспечиваются защита жизни и здоровья граждан. Защита имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества определяется ст. 8 Конституции РФ, в п. 2 которой признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Охрана окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений определяется ст. 40 и ст. 58 Конституции РФ. Защита исторического и культурного наследия устанавливается ст. 44 Конституции РФ. В Российской Федерации Конституцией обеспечивается защита прав гражданина на объективную информацию, защиту добросовестной конкуренции. Как видим, реализация Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 39/248 обеспечивается нормами Конституции РФ, Федеральным законом «О защите прав потребителей»4, Федеральным законом «О техническом регулировании»5.
Особое внимание Федеральный закон «О защите прав потребителей» уделяет обеспечению безопасности. Ст. 7 устанавливается право потребителя на безопасность товара (работ, услуг) для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также на непричинение вреда имуществу потребителя. Статья Закона устанавливает обязательные требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, предотвращения причинения вреда имуществу потребителя.
Согласно Федеральному закону «О защите прав потребителей» важно доводить до потребителя комплекс потребительских свойств (работ, услуг), позволяющих удовлетворять потребителя. Вместе с тем перечень потребительских свойств сам по себе не может быть исчерпывающей информацией для удовлетворения потребителя. Исчерпывающая информация должна также содержать наименования показателей и нормативов, которым она должна соответствовать.
На основе анализа требований норм Конституции РФ, Федерального закона «О техническом регулировании», Федерального закона «О защите прав потребителей» можно установить, что обязательные требования к выполнению услуг (работ) должны содействовать достижению целей, приведенных на рисунке.
Остановимся на отдельных вопросах о защите прав потребителя на просвещение и объективную информацию, защите потребителя от недобросовестной рекламы, вводящей потребителя в заблуждение, защите отдельных групп субъектов права.
4 О защите прав потребителей: Федеральный закон 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 18.03.2019). - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_305/ (дата обращения 9.09.2019 г.).
5 О техническом регулировании. Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 40241/ (дата обращения 9.09.2019 г.).
Рис. Цели установления обязательных требований к услугам, работам
Защита отдельных групп субъектов права, нуждающихся в оказании постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и(или) расширении его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности, гарантируется ст. 2, 39 Конституции РФ. Согласно п. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Защита отдельных групп субъектов права реализовывается на основе норм права, установленных Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 442 «Об основах социального обслуживания граждан Российской Федерации»6.
Особое место в системе обязательных требований занимают требования, реализация которых обеспечивает защиту общества от получения социально значимых услуг ненадлежащего качества в области образования, медицины,
6 Об основах социального обслуживания граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ. - Режим доступа: https://rg.ru/2013/12/30/socialka-dok.html (дата обращения 9.09.2019 г.).
здравоохранения и др., что может привести к деградации общественного развития, разрушению общества, государства.
Защита права потребителя на просвещение и объективную информацию соответствует руководящим принципам, которые должны применять правительства стран мира для удовлетворения законных потребностей граждан согласно Резолюции Генеральной ассамблеи ООН 39/248: защита потребителей от ущерба их здоровью и безопасности; доступ потребителей к соответствующей информации, необходимой для компетентного выбора; просвещение потребителей, а также основополагающих правовых норм ст. 2, 41, 42 Конституции РФ. Право потребителя на просвещение и объективную информацию обеспечивается обязательным включением требований к услугам, работам в образовательные стандарты, общеобразовательные, профессиональные программы, технические регламенты, национальные стандарты.
Согласно п. 2 ст. 10 «Информация о товарах (работах, услугах)» Федерального закона «О защите прав потребителей» «информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать сведения об основных потребительских свойствах работ (услуг)...». Согласно п. 1 ст. 7 «Право потребителя на безопасность товара (работы, услуги) «потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке».
Согласно п. 4 ст. 7 указанного Закона, «если на товары (работы, услуги) законом или в установленном им порядке установлены обязательные требования, обеспечивающие их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, соответствие товаров (работ, услуг) указанным требованиям подлежит обязательному подтверждению в порядке, предусмотренном законом и иными правовыми актами».
Не допускается выполнение работы, оказание услуги без информации об обязательном подтверждении соответствия требованиям, указанным в п. 1 ст. 7 данного закона.
Защита потребителя от недобросовестной рекламы, вводящей потребителя в заблуждение, устанавливается требованиями Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»7. Данный Закон разделяет рекламу на добросовестную, достоверную и на недобросовестную, недостоверную. Закон не дает определение «недостоверной рекламы», но ч. 3 ст. 5 Закона определяет перечень случаев, когда реклама может быть признана недостоверной. Реклама может быть признана недостоверной в случае, если содержит не соответствующие действительности сведения: о преимуществах рекламируемой услуги (работы), характеристиках, потребительских свойствах, сертификатах соответствия (декларации) или
7 О рекламе: Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 58968/ (дата обращения 9.09.2019 г.).
недобросовестной, если содержит некорректные сравнения, порочит честь, достоинство и деловую репутацию конкурента и т.д.
В настоящее время нет перечня услуг, предоставление которых может нарушить безопасность, и есть перечень работ, влияющих на безопасность в сфере инженерных изысканий, архитектурного проектирования, строительства. при выполнении работ на объектах капитального строительства.
Принимая во внимание цели установления обязательных требований, важно рассмотреть состав сфер деятельности, связанных с предоставлением услуг, выполнением работ. Для совершенствования механизма соответствия обязательных требований к предоставлению услуг, выполнению работ, за основу можно принять структуру, представленную в следующем виде:
• жилищно-коммунальные услуги;
• транспортные услуги;
• информационно-телекоммуникационные услуги;
• бытовые услуги;
• спортивно-оздоровительные услуги;
• образовательные услуги;
• туристско-экскурсионные услуги;
• медицинские услуги;
• услуги в сфере здравоохранения;
• услуги в сфере культуры;
• работы в области изысканий, проектирования, строительства.
Это не исчерпывающий перечень услуг, работ для установления обязательных требований к их выполнению с целью обеспечения реализации норм действующего законодательства.
Существующий перечень видов работ в сфере инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального строительства объектов капитального строительства, который оказывает влияние на безопасность объектов капитального строительства8, охватывает не все виды работ, влияющих на безопасность объектов капитального строительства (например, виды работ, которые выполняются на особо опасных, технически сложных, уникальных технологических объектах), и не все виды безопасности (несмотря на то, что согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации все виды безопасности определяют национальную безопасность Российской Федерации)9.
8 Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства: Приказ Минрегионразвития № 624 от 30.12.2009 №624. - Режим доступа: https://www.reestr-sro.ru/zakon/prikaz-miшsterstva/ (дата обращения 9.09.2019 г.).
9 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669/942772dce30cfa36b671bcf19ca928e4d698a928/ (дата обращения 9.09.2019 г.).
Выводы
1. В условиях информационного общества новым содержанием наполняется государственное регулирование. Установление требований к услугам, работам приобретает особое значение, становится важным инструментом, неотъемлемой частью, основой механизма регулирования рыночной экономики.
2. Установление требований - одно из направлений технического регулирования. Однако развитию этого направления уделяется недостаточное внимание, недостаточно проработана концептуальная основа формирования требований к услугам (работам), не создан механизм стимулирования требований к услугам (работам), оценке эффективности установленных требований, не определена область установления обязательных требований.
3. В сфере технического регулирования отсутствует перечень услуг, влияющих на безопасность. Существующий перечень видов работ в сфере инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального строительства объектов капитального строительства не в полной мере охватывает все виды работ, влияющих на безопасность.
4. Формирование концептуальной основы регулирования требований к услугам (работам) предполагает применение комплексного, системного подхода к установлению обязательных требований на основе анализа действующих нормативных правовых актов в Российской Федерации требований к услугам, работам, структуре потребительских свойств, показателям, нормативам.
5. Обязательные требования к предоставлению услуг, выполнению работ должны содействовать достижению ключевых целей, в числе которых защита жизни и здоровья человека, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охрана окружающей среды; защита жизни или здоровья животных и растений; защита исторических и культурных памятников; защита общества от получения социально значимых услуг ненадлежащего качества; защита прав потребителя; защита прав потребителя на получение объективной информации о предоставляемых услугах, выполняемых работах; предупреждение действий, вводящих потребителя в заблуждение; установление требований по предупреждению причинения вреда; защита отдельных групп субъектов права; защита добросовестной конкуренции.
Список литературы
1. 39/248. Защита интересов потребителей: Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 9 апреля 1985 г. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/902300274 (дата обращения 10.09.2019 г.).
2. ГОСТ 1.1-2002. Межгосударственная система стандартизации (МГСС). Термины и определения. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200030741 (дата обращения 10.09.2019 г.).
3. Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ). - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/Гражданский кодекс
Российской Федерации.
4. О защите прав потребителей: Федеральный закон 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 18.03.2019). - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_305/ (дата обращения 9.09.2019 г.).
5. О рекламе: Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-Ф3. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58968/ (дата обращения 9.09.2019 г.).
6. О стратегическом планировании в Российской Федерации: Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/ (дата обращения 9.09.2019 г.).
7. О техническом регулировании. Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ. -Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 40241/ (дата обращения 9.09.2019 г.).
8. Об основах социального обслуживания граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ. - Режим доступа: https://rg.ru/2013/12/30/socialka-dok.html (дата обращения 9.09.2019 г.).
Problems of establishing mandatory requirements for the provision of services, performance of works
Mkhitaryan Alexander Yuryevich,
Candidate of Economic Sciences, leading expert of the Center of certification of quality systems of Interecoms
Mkhitaryan Yury Ivanovich,
Doctor of Economics, CEO of Ltd Сompany "Scientific Research Institute of Economy of Communication and Information Scientists ofInterecoms "
Due to the growing importance of economic activities related to the performance of works and the provision of services, there is a growing attention in society to the formation of the requirements that they must meet. In order to achieve the life of society, it becomes essential to meet the requirements of the works performed and the services provided in order for the development of the economy to be successful.
This determines the need to assess the importance of requirements to works (services) in modern society, the need to systematize approaches, principles of formation of requirements and mechanisms of their implementation. It is becoming increasingly clear that, in a market economy, the absence or inadequacy of work (service) requirements increases the uncertainty of expected development outcomes.
The article discusses the role and importance of requirements for performance of works and provision of services, the conceptual basis of their formation.
Key words: requirements to work (services), protection of human life and health, environment, economic regulation, safety, quality.