Научная статья на тему 'Взаимодействие медицинских и педагогических работников в целях поддержки инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья'

Взаимодействие медицинских и педагогических работников в целях поддержки инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2606
277
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мать и дитя в Кузбассе
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИЯ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / МЕДИКО-ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНСИЛИУМ / ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / INCLUSION / INCLUSIVE EDUCATION / CHILDREN WITH DISABILITIES / MEDICAL-PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL CONSULTATION / SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Синевич Ольга Юрьевна, Четверикова Татьяна Юрьевна

В статье раскрыты пути взаимодействия медицинских и педагогических работников школ общего типа в целях поддержки практики инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Отмечено, что инклюзия является закономерным этапом развития общества. Определены стратегические задачи, требующие систематического и планомерного решения для предоставления качественных образовательных услуг, оказания коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной помощи школьникам с нарушениями физического или психического статуса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Синевич Ольга Юрьевна, Четверикова Татьяна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION OF MEDICAL AND PEDAGOGICAL WORKERS TO SUPPORT INCLUSIVE EDUCATION OF CHILDREN WITH DISABILITIES

The article reveals the ways of interaction of medical and pedagogical staff of schools of General type for support the practice of inclusive education of children with disabilities. Noted that inclusion is a natural stage of development of society. Defines the strategic objectives, requiring systematic and solutions for the provision of quality educational services, the provision of correctional and educational and medical support to pupils with impaired physical or mental status.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие медицинских и педагогических работников в целях поддержки инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья»

■ ОБМЕН ОПЫТОМ

28. Maternal and Fetal Outcomes of Spontaneous Preterm Premature Rupture of Membranes /Yang L.C., Donald R.T., Howard H.K. et al. //J. Amer. Osteopath. Assoc. - 2004. - N 104. - Р. 537-542.

29. Medina, TM. Preterm premature rupture of membranes: diagnosis and management /Medina T.M., Hill D.A. //Amer. Fam. Physician. - 2006. -

N 73. - Р. 659-723.

30. Nili, F. Neonatal complications of Premature rupture of membranes /Nili F., Shams Ansari A.A. //Acta Medica Iranica. - 2009. - N 41. -Р. 175-204.

31. Nour, N.M. Premature delivery and the millennium development goal /Nour N.M. //Rev. Obstet. Gynecol. - 2012. - N 5(2). - P. 100-105.

32. Premature rupture of membranes before 32 weeks of gestation: prenatal prognosis factors /Paumier A., Gras-Leguen C., Branger B. et al.

//Gynecol. Obstet. Fertil. - 2008. - N 36. - Р. 748-804.

33. Repeat antenatal glucocorticoids for women at risk of preterm birth: a Cochrane Systematic Review /McKinlay C.J., Crowther C.A., Middleton P., Harding J.E. //Am. J. Obstet. Gynecol. - 2012. - N 206(3). - P. 187-194.

34. Sexually Transmitted Diseases Treatment Guidelines. - 2010 /URL: www.cdc.gov/mmwr

35. Preterm premature rupture of membranes and neonatal outcome prior to 34 weeks of gestation /Tanir H.M., Sener T., Tekin N. et al. //Int'l J. Gynaecol. Obstet. - 2003. - V. 82. - P. 167-172.

36. Tocolytics for preterm premature rupture of membranes /Mackeen A.D., Seibel-Seamon J., Grimes-Dennis J., Baxter J.K., Berghella V. //Cochrane Database Syst. Rev. - 2011. - (10): CD007062. - doi:10.1002/14651858.CD007062. pub2

Статья поступила в редакцию 13.04.2015 г.

Синевич О.Ю., Четверикова Т.Ю.

Омский государственный педагогический университет,

г. Омск

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ медицинских И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В ЦЕЛЯХ ПОДДЕРЖКИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В статье раскрыты пути взаимодействия медицинских и педагогических работников школ общего типа в целях поддержки практики инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Отмечено, что инклюзия является закономерным этапом развития общества. Определены стратегические задачи, требующие систематического и планомерного решения для предоставления качественных образовательных услуг, оказания коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной помощи школьникам с нарушениями физического или психического статуса. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: инклюзия; инклюзивное образование; дети с ограниченными возможностями здоровья;

медико-психолого-педагогический консилиум; особые образовательные потребности.

Sinevich O.Y.,Chetverikova T.Y.

Omsk State Pedagogical University, Qmsk

INTERACTION OF MEDICAL AND PEDAGOGICAL WORKERS TO SUPPORT INCLUSIVE EDUCATION OF CHILDREN WITH DISABILITIES

The article reveals the ways of interaction of medical and pedagogical staff of schools of General type for support the practice of inclusive education of children with disabilities. Noted that inclusion is a natural stage of development of society. Defines the strategic objectives, requiring systematic and solutions for the provision of quality educational services, the provision of correctional and educational and medical support to pupils with impaired physical or mental status.

KEY WORDS: inclusion; inclusive education; children with disabilities;

medical-psychological-pedagogical consultation; special educational needs.

Настоящий период времени характеризуется интенсивным развитием инклюзивного образования. Это предусматривает обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) совместно с их сверстниками, относящимися к категории возрастной нормы. Сущность данного феномена точно охарактеризована О.С. Кузьминой. Автор

Корреспонденцию адресовать:

СИНЕВИЧ Ольга Юрьевна,

644099, г. Омск, Набережная Тухачевского, д. 14, ФГБОУ ВПО ОмГПУ Минобрнауки России.

Тел.: +7-913-971-31-32.

E-mail: [email protected]

пишет: «Инклюзия в образовании означает, что все дети, вне зависимости от своих ограничений и особенностей, включены в образовательное пространство, их обучение ориентировано на развитие и содержит систему коррекционно-развивающей поддержки нуждающихся» [1].

Трансляция инклюзивной практики неизбежно ведёт к увеличению в школах общего типа количества учащихся с физическими и/или психическими нарушениями. В результате возникает необходимость объединения профессиональных усилий медицинских и педагогических работников в целях оздоровления обучающихся с ОВЗ и получения ими качественного образования.

№2(61) 2015 <ыН?гь и^пя вс7|узбассе

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕДИЦИНСКИХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В ЦЕЛЯХ ПОДДЕРЖКИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Отметим, что пионером в сфере внедрения инклюзивного образования стала Великобритания. В 70-е годы 20-го века, сначала в этой стране, а затем в других странах западной, южной и восточной Европы, отмечены прецеденты закрытия коррекционных учреждений и перевод детей с ОВЗ в детские сады и школы общего типа [2].

В России первый экспериментальный опыт совместного обучения детей с нормальным и нарушенным развитием появился в 90-е годы прошлого столетия. В этой экспериментальной работе приняли участие дети дошкольного возраста с нарушением слухового анализатора. Данная инновация была реализована под руководством ведущего отечественного учёного в области дефектологии Н.Д. Шматко [3].

За последнее десятилетие в различных регионах нашей страны уже накоплен определённый (в том числе весьма богатый и разноплановый) опыт совместного обучения детей с нормальным и нарушенным развитием. В одних случаях этот процесс строго контролируется, получая сопровождение со стороны квалифицированных специалистов; в других — протекает стихийно, что принято называть «псевдоинтеграцией», «дикой инклюзией», «голой инклюзией».

Несмотря на наличие практики инклюзивного образования, фактически неразработанными остаются вопросы комплексного сопровождения ребёнка с ОВЗ, интегрированного в класс нормально развивающихся сверстников. При этом комплексный характер сопровождения может быть обеспечен только при объединении профессиональных усилий медицинского персонала и педагогов различного профиля (учителей начальных классов, учителей-предметников, социального педагога, учителя-логопеда, педагога-пси-холога).

Консолидация деятельности названных специалистов требует, на наш взгляд, решения ими ряда задач, которые представлены ниже.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО МЕДИКО-ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА

Такого рода консилиум является структурным подразделением школы. В его состав входят школьный врач, медицинская сестра, социальный педагог, учитель-логопед, педагог-психолог, а также классный руководитель (либо учитель начальных классов) той группы обучающихся, в которую интегрирован ре-

бёнок с ОВЗ. Возглавляет консилиум директор образовательной организации.

Специалисты, входящие в состав консилиума, призваны посредством серии диагностических мероприятий установить особые образовательные потребности каждого учащегося с нарушениями в развитии, определить условия (гигиенические, технические и другие), реализация которых потребуется для создания безбарьерной среды. Помимо этого, очень важно определить содержание коррекционной помощи и оздоровительной работы.

Особого внимания заслуживает подготовка и реализация в педагогической практике индивидуального образовательного маршрута обучающегося. Эта деятельность предваряется комплексным обследованием ребёнка с последующим составлением его характеристики. Далее медицинские и педагогические работники совместными усилиями определяют содержание и пути реализации мероприятий оздоровительной, коррекционно-развивающей, образовательной направленности по отношению к каждому ребёнку с ОВЗ. Данные мероприятия составляют ядро программы реабилитации обучающегося с проблемами в здоровье средствами медицины и образования.

Важно подчеркнуть, что индивидуальный маршрут составляется на короткий период времени. Через 1,5-2 месяца с момента начала реализации маршрута проводится повторная диагностика ребёнка. На основании полученных результатов в маршрут вносятся необходимые коррективы.

Отметим, что работа консилиума должна быть организована не реже одного раза в учебную четверть. В рамках каждой встречи медицинские и педагогические работники обмениваются информацией, полученной в результате динамического наблюдения за детьми с ОВЗ.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСОБЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ РЕБЁНКА С ОВЗ

Включение в образовательную среду массовой школы обучающихся с ОВЗ предусматривает оказание им коррекционной помощи в соответствии с теми особыми образовательными потребностями, которые отмечаются у каждого ребёнка.

Так, к числу особых образовательных потребностей глухих и слабослышащих обучающихся относятся развитие словесной речи в коммуникативной фун-

Сведения об авторах:

СИНЕВИЧ Ольга Юрьевна, канд. мед. наук, доцент, кафедра специальной психологии, ФГБОУ ВПО ОмГПУ Минобрнауки России, г. Омск, Россия. E-mail: [email protected]

ЧЕТВЕРИКОВА Татьяна Юрьевна, канд. пед. наук, доцент, зав. кафедрой специальной педагогики, ФГБОУ ВПО ОмГПУ Минобрнауки России, г. Омск, Россия. E-mail: [email protected]

Information about authors:

SINEVICH Olga Yurievna, candidate of medical sciences, docent, department of special psychology, Omsk State Pedagogical University, Omsk, Russia. E-mail: [email protected]

CHETVERIKOVA Tatiana Yurievna, candidate of pedagogical sciences, docent, head of the department of special pedagogy, Omsk State Pedagogical University, Omsk, Russia. E-mail: [email protected]

с/$(ръ iX^rra всу^бассе

№2(61) 2015

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕДИЦИНСКИХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В ЦЕЛЯХ ПОДДЕРЖКИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

кции, формирование слухового восприятия за счёт имеющегося слухового резерва (остаточного слуха) и некоторые другие. Эти же особые образовательные потребности отмечаются и у детей, которым была проведена операция по кохлеарной имплантации. Состояние слуха таких школьников (в соответствии с международной классификацией нарушений слуха) оценивается как первая степень тугоухости (слух снижен до 40 дБ). Медицинскому работнику следует взять под контроль систематическое использование этими обучающимися речевого процессора. При этом важно учитывать, что во время прогулок и, особенно, перед игрой с использованием специального оборудования (например, пластмассовых горок, «сухих бассейнов») надо снять внешний блок кохлераного импланта. Нельзя допускать прикосновения игрушек, генерирующих статическое электричество (например, плазменные тарелки и шары), к любым частям кох-лераного импланта.

Иными являются особые образовательные потребности обучающихся со зрительной депривацией (слабовидящих учащихся и детей с содружественным косоглазием и аблиопией). В коррекционной работе с этими школьниками приоритет нужно отдать обучению ориентировке в пространстве, а также развитию остаточного зрения. Исходя из этого, программа реабилитационно-педагогической и лечебно-восстановительной работы должна включать комплекс упражнений для преодоления у учеников гиподинамии, тревожности, вербализма представлений, а также зарядку для глаз. Большое внимание (при наличии медицинских показаний) следует уделить аппаратному лечению.

Особыми образовательными потребностями детей с задержкой психического развития (ЗПР) является формирование неречевых психических процессов (мышления, внимания, памяти, восприятия), а также речи в устной и письменной формах. Кроме того, к числу особых образовательных потребностей этих учеников следует отнести и обогащение социального опыта, целенаправленное формирование жизненной компетенции.

Поскольку эта категория обучающихся склонна к охранительному торможению, демонстрирует быструю утомляемость, важно позаботиться о реализации серии оздоровительных мероприятий, о включении в учебно-воспитательный процесс здоровьесберегающих технологий, содержание которых педагоги в обязательном порядке должны согласовывать с медицинскими работниками.

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ И ЗДОРОВЬЕВОССТАНАВЛИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ, СОДЕЙСТВУЮЩИХ ПОЛУЧЕНИЮ РЕБЁНКОМ С ОВЗ ДОСТУПНОГО И КАЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ребёнок с ОВЗ может получить качественное образование только при наличии условий, обеспечива-

№2(61) 2015 с/Н?гь и^пя вс7|узбассе

ющих его комфортное пребывание в школе. В первую очередь, к таким условиям относится создание безбарьерной среды. Это подразумевает наличие гигиенических комнат для обучающихся с инвалидностью, пандусов, особенно если в образовательном учреждении обучаются дети с нарушениями опорнодвигательного аппарата, в том числе с детским церебральным параличом. Следует позаботиться и о специальных кабинетах для проведения коррекционных занятий. Это могут быть занятия по лечебной физкультуре, а также занятия с логопедом, учителем-дефектологом, педагогом-психологом.

Так, например, кабинет логопеда предусматривает наличие зеркала. В распоряжении этого специалиста должны быть зонды, использующиеся при постановке звуков механическим и смешанным способом, а также некоторые другие средства коррекции, необходимые для преодоления присущего большинству детей с ОВЗ задержки темпа речевого развития. Сущность этой деятельности получила освещение в исследовании С.Н. Викжанович [4].

Контроль за наличием специальных условий, особенно гигиенического характера, следует осуществлять медицинским работникам школы. В частности, важно определить рабочее место ребёнка с ОВЗ в школьном классе. Желательно, чтобы обучающиеся с детским церебральным параличом имели индивидуальный стол. Если это школьники с нарушением зрения, им следует рекомендовать первую парту, а детям со сниженным слухом — первую или вторую, при этом не индивидуальную, а рядом со слышащим сверстником, который сможет оказать помощь своему однокласснику с ОВЗ при возникновении сложностей в ходе учебной деятельности.

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВОПРОСАХ ДЕТСКОЙ ИНВАЛИДНОСТИ И ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ ОБУЧАЮЩИМСЯ С ОВЗ

Появление в школе общего типа ребёнка с ОВЗ требует особого отношения к нему со стороны всех участников образовательного процесса: учителей и иных специалистов, детей возрастной нормы, родителей. Такое отношение может быть сформировано благодаря деятельности квалифицированных педагогических и медицинских кадров. Для этого следует широко использовать ресурсы школьного кабинета здоровья. Целесообразно обеспечить распространение среди обучающихся и родительской общественности буклетов, содержание которых ориентировано на формирование толерантного отношения к лицам с ОВЗ. Большое значение могут иметь спортивные мероприятия. Очень важно, чтобы равноправными участниками и организаторами такого рода школьных мероприятий являлись родители, воспитывающие детей с нормальным и нарушенным развитием, а также учащиеся.

СЛУЧАИ ИЗ ПРАКТИКИ ■

Резюмируя, отметим, что в рамках данной статьи мы рассмотрели только ряд задач, от планомерного и систематического решения которых силами медицинских и педагогических работников зависит успешность практики инклюзивного образования. Ре-

ализуя данную практику, определяя её коррекционно-развивающую и лечебно-оздоровительную составляющие, важно учитывать особые образовательные потребности и реабилитационный потенциал обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Кузьмина, О.С. Особенности организации подготовки педагогов к работе в условиях инклюзивного образования /О.С. Кузьмина //В мире научных открытий. - 2013. - № 11.8(47). - С. 337-344.

2. Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа: учеб. пособие /Н.Н. Малофеев. - М.: Просвещение,

2009. - 319 с.

3. Шматко, Н.Д. Для кого может быть эффективным интегрированное обучение /Н.Д. Шматко //Дефектология. - 1999. - № 2. - С. 49-56.

4. Викжанович, С.Н. К вопросу о дифференциальной диагностике общего недоразвития речи и задержки темпа речевого развития у детей /С.Н. Викжанович //В мире научных открытий. - 2013. - № 11.8(47). - С. 72-76.

Статья поступила в редакцию 8.03.2015 г.

Игишева Л.Н., Притчина С.С., Кульчицкая Н.Г., Цуканова А.В., Быкова Ю.А.

Кемеровская государственная медицинская академия, Кемеровская областная клиническая больница, Детская городская клиническая больница № 5,

г. Кемерово

ОПЫТ ВЕДЕНИЯ ПАЦИЕНТА С СИСТЕМНЫМ ВАРИАНТОМ ЮВЕНИЛЬНОГО ИДИОПАТИЧЕСКОГО АРТРИТА

Представлен опыт ведения пациента с системным вариантом ювенильного идиопатического артрита, характеризующимся тяжелым течением, наличием системных проявлений, высокими лабораторными показателями активности, полиар-тикулярным суставным синдромом, быстрой инвалидизацией пациента. Продемонстрированы сложный диагностический этап, резистентность к стандартной противоревматической терапии. Показана высокая эффективность применения препарата моноклональных антител к рецепторам интерлекина-6 (тоцилизумаб). Лечение тоцилизумабом в короткие сроки обеспечило быстрое снижение активности болезни, восстановление функции периферических суставов и повышение качества жизни пациента. Препарат способствовал предотвращению неуклонного прогрессирования инвали-дизации ребенка и индуцировал развитие клинико-лабораторной ремиссии заболевания.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:дети; системный ювенильный идиопатический артрит; тоцилизумаб.

Igisheva L.N.,Pritchina S.S., Kulchickay N.G., Tsukanova A.V., Bikova U.A.

Kemerovo State Medical Academy,

Kemerovo Regional Clinical Hospital,

City Children's Clinical Hospital N 5, Kemerovo

MANAGEMENT OF A PATIENT WITH SYSTEMIC JUVENILEIDIOPATHIC ARTHRITIS

A history case of management of a patient with systemic juvenileidiopathic arthritis, characterized by severe disease course, systemic symptoms, significantly increased laboratory markers, polyarticular syndrome, rapid development of patient's disability. Demonstrated sophisticated diagnostic phase , resistance to standard antirheumatic therapy. Successful usage of toli-cizumab (anti-interleukin-6 monoclonal antibodies) in treatment ofsevere systemic juvenile idiopathic arthritis. Tocilizumab treatment led to distal joints function restoration and improvement of life quality in a short period of time. The drug prevented the continued progression of incapacitating injury and induced the clinical and laboratory remission of the disease.

KEY WORDS: children; systemic juvenile idiopathic arthritis; tocilizumab.

Системный артрит — вариант ювенильного идиопатического артрита (сЮИА), протекающего с широким спектром экстраартикулярных

Корреспонденцию адресовать:

ИГИШЕВА Людмила Николаевна,

650029, г. Кемерово, ул. Ворошилова, 22А, ГБОУ ВПО КемГМА Минздрава России. Тел.: 8 (3842) 64-20-86; +7-923-612-09-30. E-mail: [email protected]

симптомов: фебрильной лихорадкой, сыпью, васкулитом, генерализованной лимфаденопатией, миопе-рикардитом, пневмонитом, полисерозитом [1]. В настоящее время сЮИА рассматривается как аутовоспалительный синдром, а не как «классическое» аутоиммунное заболевание. Ключевым моментом в патогенезе сЮИА является нарушение гуморального звена врождённого иммунитета. В ответных реакциях врожденного иммунитета ведущую роль отдают основным провоспалительным цитокинам гумораль-

суЦръ и^ггя в^^узбассе

№2(61) 2015

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.