■ ОБМЕН ОПЫТОМ
Статья поступила в редакцию 8.07.2015 г.
Орлова Е.В., Синевич О.Ю.
Омский государственный педагогический университет,
г. Омск
ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ НЕДОНОШЕННЫХ МЛАДЕНЦЕВ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ВЫХАЖИВАНИЯ
В статье описана одна из современных тенденций в вопросах комплексной реабилитации недоношенных младенцев - тенденция междисциплинарного взаимодействия специалистов медицинского и психолого-педагогического профиля в системе ранней помощи. Процесс реабилитации и выхаживания младенцев представлен авторами как целостная система, включающая комплекс медицинских мероприятий, которые во многом определяют задачи и направления психолого-педагогического сопровождения недоношенных детей в учреждениях системы здравоохранения. В статье сформулированы основные задачи психолого-педагогического сопровождения раннего психомоторного и социально-эмоционального развития недоношенных с целью своевременной коррекции и профилактики нарушений психического развития.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: недоношенность; этапы выхаживания; междисциплинарный подход;
дети с ограниченными возможностями здоровья; группа риска; психолого-педагогическое сопровождение; раннее развитие; ранняя помощь; коррекция; профилактика.
Orlova E.V. Sinevich O.Y.
Omsk State Pedagogical University, Omsk
THE ORGANIZATION AND CONTENT OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF PREMATURE
INFANTS AT DIFFERENT STAGES OF NURSING
The article describes one of the modern trends in the complex rehabilitation of premature infants - the tendency of interdisciplinary cooperation between specialists of medical and psycho-pedagogical profile in the early intervention system. The process of rehabilitation and nursing infants presented by the authors as an integrated system, comprising a set of medical events that largely determine the objectives and directions of psycho-pedagogical support of preterm infants in institutions of the health system. The article defines the main tasks of psychological and pedagogical support of early psychomotor and socioemotional development of preterm infants with the aim of timely correction and prevention of disorders of mental development.
KEY WORDS: prematurity; stages of nursing; interdisciplinary approach; children with disabilities; risk group; psycho-pedagogical support; early development; early care; correction; prevention.
За последние десятилетия феномен недоношенности и её последствий стал привлекать всё больше внимания со стороны педагогов и психологов, работающих в службах ранней помощи. Недоношенные младенцы относятся к категории высокого риска по возникновению нервно-психических расстройств. В современных исследованиях доказано, что развитие недоношенных детей часто осложнено действием патогенных факторов, как биологического происхождения, так и психосоциального характера, что в большинстве случаев приводит к задержке раннего психомоторного развития и к социально-эмоциональному неблагополучию [1-3].
Сам по себе факт недоношенности, а также недоразвитие жизненно важных систем и органов, оказывают негативное влияние на функционирование
Корреспонденцию адресовать:
СИНЕВИЧ Ольга Юрьевна,
644099, г. Омск, Набережная Тухачевского, д. 14, ФГБОУ ВПО ОмГПУ Минобрнауки России.
Тел.: +7-913-971-31-32.
E-mail: [email protected]
центральной нервной системы ребёнка и, как следствие, влекут за собой тяжёлые последствия в психическом развитии младенцев и нарушения функций интеллекта. Подобное состояние может привести к стойким ограничениям функционирования и возможностей здоровья ребёнка уже в период младенчества, что препятствует его полноценной социализации и дальнейшей интеграции в системе социальных отношений, а также возникновению особых образовательных потребностей в период раннего детства [4-6].
В системе комплексной медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и группы риска ведущей тенденцией мирового сообщества специалистов раннего развития является тенденция к междисциплинарному взаимодействию и использованию технологии межведомственного сотрудничества [7-9].
Междисциплинарный подход в системе ранней помощи предполагает обязательное включение специалистов психолого-педагогического профиля в медицинский комплекс мероприятий по патронажу и реабилитации недоношенных детей младенческого и раннего возраста. Согласно Указу Президента Рос-
№3(62) 2015 <ыН?гь и^пя вс7|узбассе
ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ____________НЕДОНОШЕННЫХ МЛАДЕНЦЕВ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ВЫХАЖИВАНИЯ
сии от 1 июня 2012 года №761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы» большое внимание уделяется созданию единой системы служб (отделов) ранней помощи детям, которая должна включать «медицинскую, реабилитационную, коррекционно-педагогическую помощь ребёнку, социально-психологическую и консультативную помощь родителям» в рамках деятельности междисциплинарной команды специалистов [10, 11].
Реализация комплексного подхода в процессе реабилитации недоношенных младенцев понимается как совокупность мероприятий медико-социального и психолого-педагогического воздействия на ребёнка с целью развития компенсаторных возможностей организма и коррекции вторичных отклонений в физическом и нервно-психическом развитии [2, 7, 12, 13].
И если сегодня можно говорить о значительных достижениях и успехах в области медико-социальной реабилитации и абилитации недоношенных младенцев, то в отношении их психолого-педагогической поддержки остаётся достаточно много нерешённых вопросов. Большинство семей, получая квалифицированную медицинскую помощь в системе здравоохранения, не получают своевременной психологопедагогической поддержки, в то время, как круг потенциальных возможностей младенца сужается по мере его взросления и отсутствия целенаправленного сопровождения специалистов раннего развития.
Процесс реабилитации и выхаживания недоношенных детей представляет собой сложный и многоэтапный процесс, на каждом из которых в строгой логической последовательности решается свой спектр профессиональных задач. И актуальным становится вопрос места и роли специалистов раннего развития в условиях медицинских учреждений, реализующих различные этапы выхаживания.
Цель работы — описать основные задачи и направления деятельности специалистов раннего развития на разных этапах выхаживания недоношенных младенцев в соответствии с содержанием мероприятий по выхаживанию и медицинскому сопровождению.
1 ЭТАП ВЫХАЖИВАНИЯ -РОДИЛЬНЫЙ ДОМ
Женщина, которая готовится к рождению малыша, особенно если он долгожданный, рисует портрет будущего ребёнка, представляет процесс первой встречи с ним и его первую встречу с семьёй. Безусловно, преждевременные роды являются ситуацией, в которой страдают как младенец, рождённый на свет раньше положенного срока и оказавшийся незрелым, так и мать, для которой подобная ситуация является тя-
жёлым фрустрирующим фактором. Женщин, у которых начало материнства связано с негативными эмоциями и трудностями, что неизбежно в процессе преждевременных родов, включают в группу риска по возникновению послеродовой депрессии [3, 12, 14].
Фактор недоношенности при рождении, безусловно, является малоприятным событием в жизни всей семьи. Осложнения в состоянии здоровья недоношенного ребенка могут привести к дезинтеграции сознания родителей. В работе психолога на данном этапе можно выделить два основных направления и соответствующие задачи:
1) психологическое сопровождение матери и поддержка всей семьи, включая ближайших родственников:
- помощь матери в осознании и принятии ситуации преждевременного рождения ребёнка и принятия самого ребёнка;
- поддержка семьи ребёнка и ближайших родственников, их ориентирование на социально-эмоциональную поддержку матери;
- формирование у матери и других членов семьи установки на доверительное и продуктивное сотрудничество со специалистами;
2) психолого-педагогическое сопровождение специалистами родильного дома и медицинским персоналом:
- понимание особенностей и эмоциональных переживаний матери в ситуации преждевременных родов;
- информирование о работе службы ранней помощи семьям с детьми с ОВЗ и группы риска.
Данный этап выхаживания является самым непродолжительным, особенно если речь идёт о младенцах с глубокой недоношенностью, которые в течение первых суток переводятся в отделение реанимации и интенсивной терапии.
2 ЭТАП ВЫХАЖИВАНИЯ -СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ДЛЯ НЕДОНОШЕННЫХ ДЕТЕЙ
Переход детей на второй этап выхаживания часто сопровождается значительными нарушениями, связанными или не связанными с преждевременным рождением ребёнка. Данный период является серьёзным испытанием не только для самого младенца, разлучённого с матерью во время прохождения этапов реанимации и интенсивной терапии, но и для самой матери, находящейся в состоянии пролонгированного стресса, отчаяния, тревоги за состояние ребёнка и длительного ожидания встречи со своим малышом [4, 12].
Несмотря на то, что проблемы эмоционального реагирования и потребность в психологической под-
Сведения об авторах:
ОРЛОВА Екатерина Витальевна, ст. преподаватель, кафедра специальной психологии, ФГБОУ ВПО ОмГПУ Минобрнауки России, г. Омск, Россия. E-mail: [email protected]
СИНЕВИЧ Ольга Юрьевна, канд. мед. наук, доцент, кафедра специальной психологии, ФГБОУ ВПО ОмГПУ Минобрнауки России, г. Омск, Россия. E-mail: [email protected]
с/$(ръ и^ггя в^^узбассе
№3(62) 2015
ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ НЕДОНОШЕННЫХ МЛАДЕНЦЕВ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ВЫХАЖИВАНИЯ_____________
держке отмечается практически у всех матерей, переживших ситуацию преждевременных родов, лишь немногие из них самостоятельно обращаются за помощью к психологу стационарного отделения. Данная статистика позволяет констатировать, что матери в большей степени ориентированы на решение проблем ребёнка, игнорируя собственные проблемы и трудности.
В рамках второго этапа выхаживания направления психолого-педагогического сопровождения будут преимущественно зависеть от специфики и организационных возможностей работы отделения:
1) психологическое сопровождение матери недоношенного ребёнка, поддержка всей семьи:
- принятие особенностей и трудностей в развитии ребёнка, формирование готовности и активной позиции в разрешении проблем развития;
- сглаживание эмоциональных переживаний и устранение позиции самообвинения и обвинения других в сложившейся ситуации;
- коррекция дезадаптивных стратегий поведения матери в отношениях с врачами и осознание значимости медицинских воздействий;
2) психолого-педагогическое сопровождение специалистами отделения и медицинским персоналом:
- повышение психолого-педагогической грамотности в отношении особенностей раннего психического развития младенцев;
- осознание значимости периода младенчества в психомоторном и социально-эмоциональном развитии ребёнка;
- готовность к созданию благоприятного сенсорного окружения младенца и специальных условий для общения с ним ухаживающего взрослого;
3) психолого-педагогическое сопровождение и коррекционно-развивающая работа с недоношенными младенцами:
- развитие психической активности за счёт стимулирования безусловных реакций на внешние раздражители;
- формирование предпосылок зрительных и слуховых ориентировочных реакций новорожденного за счёт расширения сенсорных стимулов;
- обогащение социально-эмоционального общения ухаживающего взрослого с младенцем.
Однако, психолого-педагогическое сопровождение ребёнка и его семьи в истинном смысле происходит на третьем этапе выхаживания, когда маму и младенца выписывают из стационара, когда они возвращаются домой, то есть, когда пара «мать и ребёнок» вновь воссоздаётся как истинная общность и они возвращаются в естественную среду, где зачастую семьёй и осознаётся наличие проблем или рисков в развитии малыша.
3 ЭТАП ВЫХАЖИВАНИЯ - ДЕТСКАЯ (КОНСУЛЬТАТИВНАЯ) ПОЛИКЛИНИКА
В рамках психолого-педагогического сопровождения в системе ранней помощи центральное место занимает семья ребёнка, имеющего проблемы в развитии и, в частности, диада «мать-ребёнок», т.к. именно при таком рассмотрении субъекта взаимодействия возможно гармоничное и полноценное развитие малыша, исходя из ведущего вида деятельности на данном возрастном этапе [12, 13, 15].
С одной стороны, у недоношенных младенцев часто выявляется отставание по основным линиям психомоторного и социально-эмоционального развития. В этой связи своевременная помощь и коррекция особенностей его психического состояния позволяют не только сгладить имеющиеся недостатки и пробелы в развитии, но и даже устранить их. Раннее выявление и комплексная коррекция отклонений, начатые с первых дней жизни ребёнка, позволяют предупредить появление вторичных и третичных нарушений, скорректировать уже имеющиеся трудности и, в результате, значительно снизить степень социальной дезадаптации детей, достичь максимально возможного для каждого ребёнка уровня развития, образования и интеграции.
С другой стороны, матери, в связи с рождением «проблемного» ребёнка, испытывают острую потребность в снятии эмоционального напряжения, тревоги и страхов. Многочисленными отечественными и зарубежными исследованиями показано, что высокий уровень родительского и, в первую очередь, материнского стресса может приводить к обеднению отношений матери и ребёнка и, как следствие, иметь дополнительное негативное воздействие на развитие ребёнка. Ввиду особенностей в психическом развитии, недоношенный младенец нуждается в специально организованных занятиях, создании специальных условий режима дня и организации бодрствования, необходимости переструктурирования способов взаимодействия с близким взрослым.
На третьем этапе выхаживания значительно расширяется круг профессиональных задач специалистов раннего развития:
1) психолого-педагогическое сопровождение родителей, воспитывающих недоношенного младенца:
- осознание родителями возможных последствий недоношенности и перинатального поражения центральной нервной системы;
- выработка адекватных стратегий ранней помощи своему ребёнку в домашних условиях и при взаимодействии со специалистами;
- переструктурирование запросов родителей, которые зачастую не соответствуют истинной проблемной ситуации;
Information about authors:
ORLOVA Ekaterina Vitalievna, senior lecturer, department of special psychology, Omsk State Pedagogical University, Omsk, Russia. E-mail: [email protected]
SINEVICH Olga Yurievna, candidate of medical sciences, docent, department of special psychology, Omsk State Pedagogical University, Omsk, Russia. E-mail: [email protected]
№3(62) 2015 с/^ть h^Stm вс7|узбассе
ОБМЕН ОПЫТОМ ■
- повышение психолого-педагогической грамотности родителей в вопросах раннего развития ребенка, его специфических потребностей;
- обучение выбору адекватных средств и способов в процессе беспредметного и предметного взаимодействия;
- подготовка семьи к организации коррекционноразвивающего пространства для младенца в домашних условиях;
2) психолого-педагогическое сопровождение ребёнка в процессе его взаимодействия с матерью:
- гармонизация взаимоотношений в диаде «мать-дитя», как основы успешного освоения ребёнком социокультурного опыта;
- активное включение матери в коррекционно-развивающий процесс, как условие нормализации её эмоционального состояния;
- полноценное овладение ребёнком ведущим видом детской деятельности, необходимым для всестороннего развития психики младенца;
- формирование навыка эмоционально-положительного общения с матерью и другими близкими взрослыми;
- развитие различных способов познавательной активности младенцев, включая резервные возможности и обходные пути;
- сглаживание и устранение вторичных нарушений через формирование базовых компетенций у ребёнка по основным линиям развития;
- профилактика нарушений психического развития, как условие успешной интеграции и инклюзивного обучения в раннем детстве;
3) психолого-педагогическое сопровождение врача-ми-неонатологами и узкими специалистами:
- информирование специалистов о формах и способах раннего психолого-педагогического сопровождения матери и недоношенного младенца;
- обучение технологии межведомственного сотрудничества, формам и методам совместной работы в системе ранней помощи.
Таким образом, эффект медико-социальной реабилитации недоношенных младенцев возможно закрепить только в условиях параллельной психолого-педагогической поддержки специалистов раннего развития на каждом из этапов выхаживания. Однако, главным «специалистом» для ребёнка с ограниченными возможностями здоровья и группы риска в младенчестве становится наиболее близкий взрослый в лице матери, а значит, именно ей необходимо помочь правильно понимать рекомендации врачей, возможности и потребности своего ребёнка, и помочь в создании доступной развивающей среды для младенца. Важной задачей специалистов междисциплинарной команды в системе ранней помощи является правильный подход к определению содержания работы на каждом этапе выхаживания недоношенных младенцев в соответствии с приоритетными направлениями и задачами, отражающими как потребности семьи, так и потребности ребёнка.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Васильева, М.Ю. Особенности психического развития недоношенных детей первого года жизни /М.Ю. Васильева, А.С. Батуев, Е.А. Вершинина //Психологический журнал. - 2009. - № 3. - С. 52-62.
2. Лазуренко, С.Б. Коррекционно-педагогическая работа с недоношенными детьми первого года жизни: автореф. дис. ... канд. пед. наук /С.Б. Лазуренко. - М.: ГНУ «ИКП РАО», 2005. - 23 с.
3. Луковцева, З.В. Особенности психического развития глубоко недоношенных детей первого года жизни: автореф. дис. ... канд. пси-хол. наук /З.В. Луковцева. - М.: МГУ им. Ломоносова, 2001. - 90 с.
4. Орлова, Е.В. Ранняя помощь детям с ограниченными возможностями здоровья: недоношенность как фактор риска /Е.В. Орлова. -Омск: Изд-во ОмГПУ, 2014. - 104 с.
5. Рожкова, Л.А. Влияние фактора недоношенности на функциональное состояние ЦНС детей с проблемами психоречевого развития /Л.А.Рожкова //Дефектология. - 2005. - № 6. - С. 3-13.
6. Яцык, Г.В. Компенсация достижима, или о реабилитации недоношенных детей с перинатальными поражениями нервной системы /Г.В. Яцык, Е.М. Бомбардирова //Неонатология. - 1996. - № 12. - С. 2-8.
7. Малофеев, Н.Н. О развитии службы ранней помощи семье с проблемным ребёнком в Российской Федерации /Н.Н. Малофеев, Ю.А. Разенкова, Н.А. Урядницкая //Дефектология. - 2007. - № 6. - С. 60-68.
8. Разенкова, Ю.А. Система ранней помощи: поиск основных векторов развития: монография /Ю.А.Разенкова. - М.: Карапуз, 2011. - 144 с.
9. Guralnick, M.J. Second-generation research in the field of early intervention /M.J. Guralnick //The effectiveness of early intervention. - Baltimore, 1997. - P. 3-20.
10. Лазуренко, С.Б. Организация в учреждениях системы здравоохранения коррекционно-педагогической помощи детям с поражением ЦНС /С.Б.Лазуренко. - М.: Научный центр здоровья детей РАМН, 2008. - 60 с.
11. Указ Президента России от 1 июня 2012 года № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» //httpy/минобрнауки.рф (Дата обращения: 01.06.2015).
12. Сопровождение проблемного ребёнка и его семьи в системе ранней помощи. Диагностика и коррекция развития /под общ. ред. Ю.А. Разенковой. - М.: Школьная Пресса, 2012. - 216 с.
13. Schmucker, G. The influence of prematurity, maternal anxiety, and infants' neurobiological risk on mother-infant interactions /G. Schmuc-ker, K.H. Brisch //Infant Mental Health Journal. - 2005. - V. 26, N 1. - P. 423-441.
14. Амирова, В.Р. Характер внутрисемейных отношений в семьях детей дошкольного возраста, родившихся недоношенными /В.Р. Амирова, Э.Н. Ахмадеева //Педиатрия. - 2015. - Т. 94, № 1. - С. 145-148.
15. Гончарова, Е.Л. К вопросу о субъекте психолого-педагогического сопровождения в формирующейся практике комплексной помощи детям раннего возраста /Е.Л.Гончарова //Дефектология. - 2009. - № 1. - С. 45-49.
с/$(ръ и^ггя в^^узбассе
№3(62) 2015