Статья поступила в редакцию 19.07.2018 г.
Синевич О.Ю., Четверикова Т.Ю.
Омский государственный педагогический университет,
г. Омск, Россия
РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ДОЛИНГВАЛЬНЫХ ДЕТЕЙ С КОХЛЕАРНЫМ ИМПЛАНТОМ В АСПЕКТЕ ОВЛАДЕНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧЬЮ
В статье дана оценка реабилитационному потенциалу долингвальных детей с кохлеарным имплантом в аспекте овладения ими связной речью. С этой целью проведено исследование, участниками которого стали три группы испытуемых. Это рано оглохшие дети, имплантированные после 4 лет; дети с IV степенью сенсоневральной тугоухости; дети возрастной нормы. Установлено, что поздняя имплантация долингвального ребёнка с последующим его пребыванием среди сверстников и взрослых с нарушенным слухом не обеспечивает интенсивного спонтанного речевого развития, несмотря на регулярный характер коррекционной работы. Более высокие показатели развития связной речи имеют долингвальные дети с кохлеарным имплантом, общение которых осуществляется без использования дактильной и жестовой речи.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: кохлеарная имплантация (КИ); долингвальный период;
нарушения слуха; сенсоневральная тугоухость; глухие дети; реабилитация; связная речь.
Sinevich O.Yu., Chetverikova ^Yu.
Omsk State Pedagogical University, Omsk, Russia
REHABILITATION POTENTIAL OF PRE-LINGUISTIC CHILDREN
WITH COCHLEAR IMPLANT IN THE ASPECT OF COHERENT SPEECH MASTERING
The article assesses the rehabilitation potential of pre-lingual children with a cochlear implant in the aspect of mastering their coherent speech. For this purpose, a study was conducted, which participants were three groups of subjects. These are early deaf children, implanted after 4 years; children with IV degree of sensorineural hearing loss; normally developed children. It was found that the late implantation of a pre-lingual child with his subsequent stay among peers and adults with hearing impairment does not provide intensive spontaneous speech development, despite the regular nature of correctional work. Pre-lingual children with a cochlear implant have higher rates of coherent speech development, their communication is carried out without the use of dactyl and sign language.
KEY WORDS: cochlear implantation (CI); the pre-linguistic period; hearing impairment; sensorineural hearing loss; deaf children; rehabilitation; coherent speech.
Кохлеарная имплантация (КИ) в настоящее время является наиболее эффективным методом реабилитации лиц с тяжёлой тугоухостью и глухотой. По этой причине данный метод в последние годы приобретает всё большую популярность. Это выражается в росте числа операций, в расширении показаний к КИ, в снижении возраста пациентов, подлежащих оперативному вмешательству для восстановления слуховых ощущений.
Рассматривая специфику названного высокотехнологичного вида медицинской помощи, И.В. Королева отмечает, что КИ не следует отождествлять исключительно с хирургической операцией. Это более широкое понятие. Оно включает систему мероприятий, структурными компонентами которой являются отбор пациентов, проведение комплексного диагностического обследования, собственно хирургическое
Корреспонденцию адресовать:
СИНЕВИЧ Ольга Юрьевна,
644099, г. Омск, Набережная Тухачевского, д. 14, ФГБОУ ВО ОмГПУ Минобрнауки России. Тел.: +7-913-971-31-32. E-mail: sinevich.olga@mail.ru
вмешательство и последующая слухоречевая реабилитация лиц с КИ [1].
Современные научные изыскания в области медицины направлены на совершенствование технологии проведения операции [2], установление способов минимизации рисков хирургической травмы в связи с вживлением электродов в улитку внутреннего уха [3], на уточнение критериев отбора кандидатов на КИ [4] и др.
Так, В.Е. Кузовков веско обосновывает, что в процессе операции важно учесть факторы хирургической травмы. При минимизации каждого из аспектов хирургической травмы будет обеспечено снижение тяжести послеоперационного периода. В результате могут быть расширены показания к операции по КИ. Автор убедительно доказывает, что имплантацию детей следует осуществлять с применением «классической» методики [3].
Щербакова Е.В., обращаясь к вопросу об отборе кандидатов на КИ, осуществила анализ комплекса различных факторов в целях прогнозирования эффективности имплантации детей. К числу таких факторов автор относит возраст и давность («стаж») тугоухости. Щербакова Е.В. пишет, что наиболее оптимальным
РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ДОЛИНГВАЛЬНЫХ ДЕТЕЙ С КОХЛЕАРНЫМ ИМПЛАНТОМ В АСПЕКТЕ ОВЛАДЕНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧЬЮ
для проведения операции является возраст от 1 года до 5 лет при стаже патологии слуха до 2 лет. На остальных возрастных этапах эффективность КИ, по мнению учёного, следует рассматривать в качестве пониженной и низкой [4].
К настоящему времени учёными определены наиболее перспективные группы лиц для КИ, в числе которых дети младенческого и раннего возраста, а также постлингвальные (позднооглохшие) пациенты. Каждая из этих групп располагает высоким реабилитационным потенциалом. После подключения речевого процессора такие пациенты демонстрируют быструю адаптацию к миру звуков, успешное слухо-речевое развитие, что обеспечивает повышение качества жизни.
В то же время, значительной по количественному составу является группа долингвальных пациентов, операция которым по тем или иным причинам была проведена в 4 года и позднее.
Вопросы, касающиеся комплексного (медико-психолого-педагогического) сопровождения и реабилитационного потенциала относительно поздно имплантированных долингвальных детей, продолжают оставаться недостаточно изученными, требуя особого внимания со стороны учёных и практических работников разного профиля.
В целях выявления реабилитационного потенциала ранооглохших детей с КИ нами было организовано и проведено исследование. Выборку составили три группы младших школьников в возрасте 8 лет. Это дети с КИ, а также их сверстники с IV степенью тугоухости и с сохранным слуховым анализатором. Численный состав каждой группы — 24 человека (всего 72 испытуемых). Путём сопоставительного анализа данных, зафиксированных в каждой группе испытуемых, устанавливалось качественное своеобразие связной речи долингвальных детей, имплатрирован-ных в возрасте от 4,5 до 7 лет.
Представим сведения о каждой группе испытуемых.
Дети с КИ составили экспериментальную группу 1 (ЭГ 1). До операции им была диагностирована сенсоневральная тугоухость IV степени (66,7 %) и глухота (33,3 %) различного генеза. Дети родились с нарушением слуха (29,2 %) либо утратили его в течение первого года жизни (70,8 %). Врождённая тугоухость неясной этиологии обнаружена в 5 случаях.
Только двое детей воспитываются в семьях неслы-шащих родителей.
Два ребёнка имплантированы билатерально: в одном случае одномоментно, а в другом — с перерывом через 2 года. Остальным испытуемым проведена монолатеральная операция, в связи с чем на втором ухе они носят слуховой аппарат.
Согласно данным анамнеза, у троих пациентов при КИ отмечались следующие осложнения: продолжительное (более двух недель) заживление послеоперационной раны, расстройство вкуса, возникшая в ближайшем послеоперационном периоде гематома.
Сведения о возрасте, в котором пациенты подверглись оперативному вмешательству, отражены в таблице 1.
Таблица 1
Возраст участников исследования на момент операции
Table 1
Age of participants in the study at the time of surgery
Возраст на момент Количество детей
операции чел. %
4,6-5 лет 3 12,5
5-5,5 лет 9 37,5
5,5-6 лет 5 20,8
6-6,5 лет 4 16,7
6,5-7 лет 3 12,5
Как следует из содержания представленной таблицы, дети подверглись оперативному вмешательству сравнительно поздно, при этом большинство из них — только после 5 лет. Фактически таким же является «стаж» глухоты или тугоухости долингваль-ных испытуемых.
До проведения операции по КИ дети воспитывались в семьях либо посещали детские сады компенсирующего вида. Но начало коррекционной работы явилось отсроченным: с 4 лет и позже. По достижении 7-летнего возраста дети не смогли достичь уровня общего и речевого развития, близкого к показателям возрастной нормы. В результате, по согласованию со специалистами, родители приняли решение сделать выбор в пользу специализированной школы, отказавшись от инклюзивной практики, при которой подразумевается интеграция ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в среду здоровых сверстников [5].
Так, 37,5 % испытуемых осваивают адаптированные основанные общеобразовательные программы (АООП) для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР), то есть вместе со сверстниками с речевой патологией, а остальные (62,5 %), в том числе 2 ребёнка, воспитывающиеся глухими родителями, — АООП для слабослышащих.
Дети с IV степенью сенсоневральной тугоухости составили экспериментальную группу 2 (ЭГ 2). Эти школьники имеют тугоухость врождённого (20,8 %) и неясного (16,7 %) генеза, а также ототоксической (12,5 %), постменингитной (25 %) и постинфекционной (25 %) этиологии. До зачисления в школу дети посещали детский сад компенсирующего вида (87,5 %) либо воспитывались в семьях (12,5 %). Испытуемые
Сведения об авторах:
СИНЕВИЧ Ольга Юрьевна, канд. мед. наук, доцент, кафедра дефектологического образования, ФГБОУ ВО ОмГПУ, г. Омск, Россия. E-mail: si-nevich.olga@mail.ru
ЧЕТВЕРИКОВА Татьяна Юрьевна, канд. пед. наук, доцент, зав. кафедрой дефектологического образования, ФГБОУ ВО ОмГПУ, г. Омск, Россия. E-mail: t_chet@omgpu.ru
■ РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ДОЛИНГВАЛЬНЫХ ДЕТЕЙ С КОХЛЕАРНЫМ ИМПЛАНТОМ В АСПЕКТЕ ОВЛАДЕНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧЬЮ
пользуются слуховыми аппаратами: протезированы бинаурально (33,3 %) и моноурально (66,7 %).
Все школьники осваивают АООП для слабослышащих обучающихся. Картина речевого развития одного ученика осложняется тем, что он является ре-бёнком-инофоном. Его слышащие родители в кругу семьи поддерживают общение не на русском, а на родном для них языке (казахском). Ситуация билингвизма при недоразвитии речи, обусловленном первичным нарушением, создаёт дополнительные трудности в овладении коммуникативными навыками и освоении языковой системы [6].
Дети возрастной нормы составили экспериментальную группу 3 (ЭГ 3). Они обучаются в массовой школе. Никто из испытуемых не имеет статуса ребёнка с инвалидностью.
Испытуемым каждой группы предлагалось выполнить три диагностических задания: рассказать о себе, составить текст с использованием опорных слов и предметной картинки «Белка», построить связное высказывание по серии из 3 картинок «На даче». Содержание заданий для всех испытуемых было одинаковым, это же касается и процедуры проведения обследования, имевшей индивидуальный характер.
Полученные результаты дополнялись сведениями, зафиксированными в ходе наблюдений за межличностным взаимодействием детей с КИ и тугоухостью со взрослыми и сверстниками, а также данными опроса их родителей и бесед с педагогами.
Оценка речевой продукции испытуемых осуществлялась по ряду параметров, что отражено в таблице 2, где в обобщённом виде представлены полученные результаты.
Согласно полученным данным, дети с КИ, как и их слабослышащие сверстники, способны продуцировать небольшие по объёму описательные и повествовательные рассказы, соответствующие заданной тематике. При этом не наблюдается неоправданных привнесений и искажения фактов. В то же время, в отличие от своих здоровых сверстников, испытуемые ЭГ 1 и ЭГ 2 строят неполноценные с точки зрения структуры и недостаточно информативные высказывания, в которых отсутствуют не только те или иные детали, но и значимые части. И школьники с КИ, и их сверстники с тугоухостью оперируют простыми синтаксическими конструкциями, не продуцируя сложных и не употребляя предложений с однородными членами. Количество предложений в текстах, а также лексических единиц в составе предложений практически совпадает: немного более высокие показатели обнаружены в ЭГ 1. Интонационная выразительность речи страдает у обеих групп детей. Отмечается необоснованно частый повтор одних и тех же лексических единиц в рядом стоящих предложениях.
В то же время, в связной речи испытуемых ЭГ 1 и ЭГ 2 обнаруживаются определённые отличия. Так, респонденты с КИ имеют более богатый словарь и демонстрируют его более точное использование в сос-
Таблица 2
Оценка речевой продукции трёх групп испытуемых
Table 2
Evaluation of speech production of three groups of study participants
ЭГ 1 ЭГ 2 ЭГ 3
% - количество респондентов
20,8 % 12,5 % 100 %
100 % 100 % 100 %
8,3 % 0 % 87,5 %
Единичные Стойкий Аграмматизмы
грамматические аграмматизм - отсутствуют -
ошибки - 100 % 100 % 100 %
50 % 0 % 91,7 %
Словарь Словарь резко Достаточный
беден ограничен объём словаря
100 % 100 % 100 %
0 % 0 % 100 %
0 % 0 % 87,5 %
10-12 8-11 18-21
3-5 слов 3-4 слова 7-8 слов
0 % 0 % 100 %
0 % 0 % 83,3 %
58,3 % 0 % 100 %
100 % 100 % 100 %
Оцениваемые параметры
Содержательность высказываний
Соответствие текстовой продукции заданной теме
Адекватность структурной организации (наличие зачина, основной части, концовки)
Грамматическое оформление
Точность употребления лексики, объём словаря
Наличие простых распространённых предложений
Наличие предложений, осложнённых однородными членами
Наличие сложных предложений
Количество предложений в одном тексте
Средняя длина предложения
Сформированность средств межфразовой связи
Интонационная выразительность
Ясность речи, адекватность звукового оформления
Правильность установления последовательности картинок серии (для задания 3)
Information about authors:
SINEVICH Olga Yurievna, candidate of medical sciences, docent, department of defectology education, Omsk State Pedagogical University, Omsk, Russia. E-mail: sinevich.olga@mail.ru
CHETVERIKOVA Tatiana Yurievna, candidate of pedagogical sciences, docent, head of the department of defectology education, Omsk State Pedagogical University, Omsk, Russia. E-mail: t_chet@omgpu.ru
таве предложений, чем их слабослышащие сверстники. Кроме того, у испытуемых из ЭГ 1 не наблюдается грубых и стойких аграмматизмов, тогда как в ЭГ 2 аграмматизмы многочисленны и имеют стойкий характер. В плане ясности и адекватности звукового оформления связного высказывания респонденты с КИ продемонстрировали результаты, близкие к показателям возрастной нормы.
Наиболее выраженные и заметные отличия в связной речи обнаруживаются между имплантированными детьми и их здоровыми сверстниками. Так, в отличие от испытуемых из ЭГ 3, младшие школьники с КИ:
- с трудом наполняют синтаксические структуры соответствующей лексикой, оперируют узким кругом лексических единиц в связи с ограниченностью словарного запаса, а также по причине недоразвития словообразовательных операций;
- не строят сложных предложений, а также конструкций с однородными членами;
- не владеют средствами межфразовой связи и не могут эмоционально преподнести составленный текст, что свидетельствует о неполноценности интонационного компонента устной речи;
- испытывают сложности при структурировании текста, «сворачивая» либо полностью исключая как значимые части рассказа (чаще всего зачин и концовку), так и второстепенные микротемы.
Как было отмечено выше, исследование предусматривало проведение психолого-педагогических наблюдений за детьми с КИ и их сверстниками с тугоухостью. Наблюдения осуществлялись в процессе уроков, а также в ходе неформального общения младших школьников друг с другом и взрослыми.
Отмечено, что в учебной деятельности дети с КИ и тугоухостью по требованию сурдопедагога пользуются словесной речью, не применяя специфических средств коммуникации, к числу которых относятся жестовая и дактильная речь. В свободное от учебных занятий время (при взаимодействии друг с другом) дети, обучающиеся в школе для слабослышащих, отдают предпочтение невербальным средствам коммуникации.
Иная картина наблюдается в школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Интегрированные в эти образовательные организации ученики с КИ (37,5 %) пользуются исключительно словесной речью не только с педагогами, но и с другими обучающимися. Это обусловлено тем, что никто из учащихся этой школы не знаком со специфической системой коммуникации, используемой глухими и слабослышащими людьми.
Родители (91,7 %), воспитывающие детей с КИ, в процессе опроса отметили, что перестроили своё общение с ребёнком: полностью отказались от использования жестовой речи и дактилологии, чтобы обеспечить речевое развитие на новой для него основе. Только в 8,3 % случаев родители, являясь неслыша-щими людьми, отметили, что их взаимодействие с ребёнком осуществляется с использованием специфических невербальных средств коммуникации.
В ходе бесед с педагогами и в процессе наблюдения за особенностями коммуникации слышащих родителей со своими детьми с КИ было выявлено, что родители, хотя и сообщают об отказе использовать жестовую речь, периодически прибегают к ней в следующих случаях:
- при непонимании ребёнком содержания устного сообщения. Если высказывание адресуется ребёнку с КИ от лица чужого взрослого человека, а ребёнок выдерживает длительную паузу, не предлагая ответа, родители берут на себя функцию переводчика (либо формулируют ответ самостоятельно);
- в ходе группового общения, участниками которого является не только их ребёнок с КИ, но и его слабослышащие одноклассники;
- при возникновении необходимости быстро передать информацию ребёнку и получить от него моментальный ответ.
Как регулярное взаимодействие со слабослышащими сверстниками с использованием жестовой речи, так и названные стратегии коммуникативного поведения родителей не обеспечивают ребёнку с КИ своевременного перехода на путь речевого развития, который свойственен детям возрастной нормы. В результате долингвальные относительно поздно имплантированные дети нуждаются в пролонгированном периоде реабилитации и систематической помощи со стороны специалистов для обеспечения возможности спонтанного овладения речевой деятельностью на новой сенсорной основе.
Отдельно были изучены особенности связной речи детей с КИ внутри этой группы.
Установлено, что младшие школьники с КИ, интегрированные в школы для детей с ТНР (37,5 %), продуцируют связные высказывания более высокого качества, чем их сверстники с КИ из школы для слабослышащих (62,5 %), хотя ряд специфических типов ошибок является для этих подгрупп испытуемых общим, что следует из содержания таблицы 3.
Так, в обеих подгруппах наблюдаются единичные грамматические ошибки и бедность словаря, недостатки интонационного оформления высказываний, неумение оперировать средствами межфразовой связи, а также отсутствие сложных и осложнённых синтаксических конструкций. В то же время младшие школьники, общение которых осуществляется без применения жестовой речи, продуцируют более информативные тексты, уместно вводят в их структуру лексические единицы. Кроме того, при наличии регулярных вербальных коммуникативных практик у ребёнка с КИ быстрее осуществляется автоматизация фонетических элементов речи, что обеспечивает ясность звукового оформления высказываний.
Полученные в ходе исследования результаты позволяют сформулировать следующие выводы. 1. Долингвальные дети, имплантированные в 4,57 лет, коррекционная работа с которыми началась поздно, не достигают к началу школьного обучения уровня развития связной речи, соответствующего показателям возрастной нормы. В речевой
■ РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ДОЛИНГВАЛЬНЫХ ДЕТЕЙ С КОХЛЕАРНЫМ ИМПЛАНТОМ В АСПЕКТЕ ОВЛАДЕНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧЬЮ
Таблица 3
Оценка речевой продукции испытуемых с кохлеарной имплантацией
Table 3
Evaluation of speech production of subjects with cochlear implantation
Дети с КИ, обучающиеся совместно
Оцениваемые параметры
со слабослышащими сверстниками (15 чел.)
со сверстниками с ТНР (9 чел.)
количество респондентов (чел.)
Содержательность высказываний
Соответствие текстовой продукции заданной теме
У всех обучающихся
Адекватность структурной организации (наличие зачина, основной части, концовки)
Грамматическое оформление
Единичные грамматические ошибки у всех обучающихся
Точность употребления лексики, объём словаря
Словарь беден
Словарь беден
Наличие простых распространённых предложений
У всех обучающихся
Наличие предложений, осложнённых однородными членами
Отсутствуют у всех обучающихся
Наличие сложных предложений
Отсутствуют у всех обучающихся
Количество предложений в одном тексте
10 - 11
11 - 12
Средняя длина предложения
3 - 4 слова
4 - 5 слов
Сформированность средств межфразовой связи
Не сформированы у всех обучающихся
Интонационная выразительность
Не сформирована у всех обучающихся
Ясность речи, адекватность звукового оформления
Правильность установления последовательности картинок серии (для задания 3)
У всех обучающихся
0
5
0
2
4
8
6
8
продукции детей с КИ отмечается ряд специфических типов ошибок, свойственных их слабослышащим сверстникам.
2. Организация обучения долингвального ребёнка с КИ в среде слабослышащих сверстников, активно использующих специфические средства коммуникации в виде жестовой и дактильной речи, не обеспечивает младшим школьникам с восстановленным слухом интенсивного спонтанного речевого развития, несмотря на регулярный характер коррекционной работы и создание педагогами слухоречевой среды в ходе учебной деятельности.
3. Дети с КИ, интегрированные в среду сверстников с тяжёлыми нарушениями речи, находятся в окружении лиц, не владеющих жестовой и дактиль-ной речью, в связи с чем их общение с одноклассниками и педагогами является словесным. Это позволяет имплантированному ребёнку, несмотря на позднее медицинское вмешательство, достигать хороших результатов в овладении способностью продуцировать высказывания, завершённые по смыслу и структуре.
4. Речевое поведение слышащих родителей, практикующих периодическое общение со своим имплантированным ребёнком с использованием невербальных средств коммуникации, являются фактором, негативно влияющим на связную речь, задерживающим её полноценное развитие у детей с КИ.
5. Часть долингвальных детей с КИ воспитывается в семьях неслышащих родителей, которые в процессе межличностной коммуникации друг с другом, со своим ребёнком и ближайшим социальным окружением активно пользуются жестовой речью. Такие дети находятся в условиях вынужденного билингвизма и нуждаются в регулярном взаимодействии со слышащими людьми, без чего переход на путь естественного развития связной речи оказывается невозможным.
Информация о финансировании и конфликте интересов
Исследование не имело спонсорской поддержки. Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов, связанных с публикацией настоящей статьи.
ЛИТЕРАТУРА / REFERENCES:
1. Koroleva IV. Methodological basis of rehabilitation of prelingually deaf children after cochlear implantation. Part 2. Macro - and micro-structural components of organization of rehabilitation. Russian Otorhinolaryngology. 2013; 4(65): 45-49. Russian (Королева И.В. Научно-методологические основы реабилитации рано оглохших детей после кохлеарной имплантации. Часть 2. Макро- и микроструктурные компоненты организации реабилитации //Российская оториноларингология. 2013. № 4(65). С. 45-49.)
2. Paschinina OA. Features of the surgical stage of cochlear implantation in patients who underwent meningitis: The author's abstract of the dissertation of the candidate of medical sciences. St. Petersburg, 2011. 24 p. Russian (Пащинина О.А. Особенности хирургического этапа кохлеарной имплантации у пациентов, перенесших менингит: Автореф. дис ... канд. мед. наук: 14.01.03. Санкт-Петербург, 2011. 24 с.)
3. Kuzovkov VE. Modern surgical approaches to cochlear implantation: The author's abstract of the dissertation of the doctor of medical sciences. St. Petersburg, 2011. 46 p. Russian (Кузовков В.Е. Современные хирургические подходы к проведению кохлеарной имплантации: Автореф. дис ... докт. мед. наук: 14.01.03. Санкт-Петербург, 2011. 46 с.)
№4(75) 2018 с/^тьи^^в^^бассе
4. Shcherbakova EV. Optimization of selection of candidates for cochlear implantation: The author's abstract of the dissertation of the candidate of medical sciences. St. Petersburg, 2009. 24 p. Russian (Щербакова Е.В. Оптимизация отбора кандидатов на кохлеарную имплантацию: Автореф. дис ... канд. мед. наук: 14.00.04. Санкт-Петербург, 2009. 24 с.)
5. Kuzmina OS. Problems of preparation of teachers to work in conditions of inclusive education. Review of pedagogical research. International Research Journal. 2016; (4-3): 71-74. Russian (Кузьмина О.С. Проблемы подготовки педагогов к работе в условиях инклюзивного образования: обзор педагогических исследований //Междунар. науч.-исследовательский журнал. 2016. № 4-3. С. 71-74.)
6. Vikzhanovich SN. Specifics of speech of children bilinguals. International Research Journal. 2016; (4-3): 22-24. Russian (Викжанович С.Н. Специфика речевого развития детей-инофонов //Междунар. науч.-исследовательский журнал. 2016. № 4-3. С. 22-24.)
с^тьи^ияв^^узбассе №4(75) 2018