УДК 75.051 Кокель (470.344) «1912»
КОМПОЗИЦИЯ КАРТИНЫ А. А. КОКЕЛЯ «В ЧАЙНОЙ» COMPOSITION OF ALEKSEY KOKEL'S CANVAS «IN A TEA-ROOM»
Н. С. Поддячая N. S. Poddyachaya
ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары
Аннотация. Картина «В чайной» была написана Алексеем Кокелем в 1912 г. и была его первой профессиональной работой, за которую он получил золотую медаль и звание художника. Основной акцент сделан художником на правдивом изображении жизни. Это полотно наглядно демонстрирует, что в основе творчества А. А. Кокеля лежала твердая академическая школа с ее реалистическим изображением жизни и развитыми профессиональными навыками.
Abstract. The canvas «In a tea-room» was painted by Aleksey Kokel in 1912. It was his first professional work. For this picture he was presented with a gold medal and a status of a painter. The main accent is given to the true show of life. This canvas shows that the academic school with its realistic views and professional practice was the basis of Kokel's creative work.
Ключевые слова: А. А. Кокель, живопись, профессиональная работа, картина, композиция, изобразительное искусство, Академия художеств, реализм.
Keywords: A. A. Kokel, painting, professional work, canvas, composition arts, Academy of Ats, realism.
Актуальность исследуемой проблемы. А. А. Кокель был первым национальным художником, закончившим Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге. Его творчество послужило фундаментом зарождающегося профессионального искусства Чувашии. Описанию биографии художника уделяется большое внимание, однако теоретических трудов о нем мало. Актуальность исследуемой проблемы состоит в изучении композиции картины мастера, ее колористического построения и других теоретических вопросов.
Материал и методика исследований. Материалом для исследования послужили хранящаяся в Чувашском художественном музее картина А. А. Кокеля «В чайной», рисунки, этюды и эскизы к ней, архивные материалы РГБ (Москва) и искусствоведческая литература.
Результаты исследований и их обсуждение. Картина «В чайной» была первой профессиональной работой Алексея Афанасьевича Кокеля1 (1880-1956). Он написал ее в 1912 г. и на конкурсной выставке Академии художеств в том же году получил за нее звание художника, первую золотую медаль и был направлен за границу. Как пишет в сво -ей статье Ю. В. Викторов [2, 100], картина не была обойдена вниманием многих петербургских газет и журналов, отметивших конкурсную выставку. Первым пропагандистом произведений А. А. Кокеля был И. Е. Репин, который уделял внимание молодому художнику и в личных отношениях, и в своих публичных высказываниях. Так, в газете «Вечернее время» [1] в рубрике «Художественная жизнь» приведено высказывание И. Е. Репина, посетившего выставку и отметившего картину А. А. Кокеля. В 1913 г. в журнале «Нива» [4] печаталась черно-белая репродукция дипломной работы А. А. Кокеля «В чайной». Подпись под репродукцией гласит: «А. Кокель. Въ чайной. Конкурсная выставка въ Императорской Академіи Художествъ. (Присуждено званіе художника)». В июне 1913 г. в журнале «Солнце России» [6] картина А. А. Кокеля «В чайной» репродуцируется еще раз. Здесь она представлена в серии «Петербург у наших художников» и подписана «Петербург. “Чайная”. А. А. Кокель». Первая публикация о творчестве художника появилась в 1913 г. В газете «Правда» [5] в статье «Заметки об искусстве» автор, подписавшийся «А. С-въ», делает обзор работ, представленных на конкурсную выставку Академии художеств 1912 г., анализирует среди прочих картину А. А. Кокеля и дает ей положительную оценку. Название картины не упоминается, но из описания понятно, о какой работе идет речь.
В Чувашском государственном художественном музее среди подготовительных работ к картине «В чайной» хранятся двенадцать графических листов и живописных эскизов и этюдов. Объемный материал достаточно полно показывает динамику творческого процесса художника. Сами этюды к картине свидетельствуют о развитом творческом воображении и художественной наблюдательности А. А. Кокеля, которые давали запас впечатлений, жизненных образов и ситуаций, зародивших у художника идею сцены. В эскизах он оттачивал и уточнял композиционное построение, вычленял узкую задачу, стоящую перед ним на определенном этапе работы. Во всех эскизных поисках чувствуется единый стержень, вокруг которого ведется поиск различных вариантов построений. Стремясь к зрительной гармонии, А. А. Кокель проделал колоссальную работу. Однако в рамках данной статьи рассматривается только композиция картины, без сравнительного анализа подготовительного материала.
А. А. Кокель строго организовал всю сцену, чтобы она легко и ясно «читалась», а ее жизненность и непринужденность движения получили четкое пластическое выраже -ние. Художник умело выделяет композиционный и эмоциональный центр картины - де-вочку-подростка и хозяина чайной. Композиция этого жанрового полотна организуется крупными пластическими массами, в которых нет дробности, мелочности, а основные элементы имеют обобщенные пластические формы. Мастерски развиты в ней декоративные принципы, которые в разных частях полотна разыграны по-разному. Поместив в правом углу картины хорошо освещенный стол с чайниками, художник, чтобы уравновесить впечатление от этого яркого пятна, пишет левый угол в более теплых тонах. Прибегая
1 Алексей Афанасьевич Кокель (1880-1956) - выдающийся художник и педагог. Получил образование в Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге, ученик И. Е. Репина, Д. Н. Кардовского, В. Е. Са-винского и др., был одним из первых чувашских художников, творчество которых послужило фундаментом зарождающегося профессионального искусства Чувашии.
к локальным пятнам красного цвета, очень живописно, в горячих тонах, А. А. Кокель пишет буфет и посуду в нем. Одному крупному цветовому пятну мастер будто бы противопоставляет целую многоцветную группу с более дробной разработкой тонов.
Центр композиции - фигуры хозяина, хозяйки и прислуги. Несколько отклонив фигуру хозяина вправо, автор рисует ее на фоне буфета темным, ярко выделяющимся пятном, которое воспринимается как четкий силуэт. Своеобразие внутреннего мира модели подчеркнуто удачно найденным композиционным решением: постановкой фигуры, положением головы в три четверти, взглядом сверху вниз. Все отрицательные черты характера художник с исключительной силой выразил во взгляде с усмешкой и самоуверенной позе. Положив легкие тени у рта, А. А. Кокель передает презрительную улыбку на лице хозяина, которое может восприниматься как самостоятельный психологический портрет.
Строгость рисунка, кажущаяся простота колористического решения образа хозяйки глубоко продумана и построена на сопоставлении холодных бледно-сиреневатых тонов лица и темного фона, отлично сгармонированного с тончайшими светотеневыми перехо -дами. Это помогает художнику создать правдивый, убедительный образ. Избранная техника светотеневой лепки формы головы, проведенная сглаженным мазком, мягко лепящим и моделирующим лицо, отвечает поставленной мастером задаче изображения человека в тени. Реалистично выделяя главное и существенное в лице хозяйки, А. А. Кокель правдиво передает характер изображенного человека.
Иначе художник подходит к раскрытию образа хрупкой девочки-подростка. Он мягко прописывает ее лицо и волосы тонкими мазками красок. Контрастно изображая тени на шее девочки, художник близкими по тону цветами легко вписывает ее профиль в фон освещенной стены. Виртуозная кисть лепит форму фигуры девочки, ведет моделировку освещенной части платья, превосходно объединяет в единое гармоничное звучание тончайшие оттенки живописного фона.
Внутренняя логика взаимоотношений героев картины проявляется и в жесте хозяина, и в движении фигуры девочки, и в подозрительном, поверх очков, взгляде хозяйки. Облик действующих лиц показан реалистично, художник не стремится приукрасить и идеализировать героев своего произведения.
В пространстве картины условно выделяются четыре плана: первому соответствуют стол справа, стул ближе к центру и фигура девочки-подростка; второму - фигуры хо -зяина и хозяйки; третий план - стена с буфетом и атрибутами чайной, находящаяся за спинами хозяина и хозяйки; четвертый - группа людей, сидящая в глубине зала за дверью с занавеской. Решая проблемы передачи световоздушной среды, художник не прописывает детально фигуры на дальнем плане и использует в их написании приглушенные тона и ограниченную цветовую гамму. Он верно уловил и точно передал соотношение передне -го и заднего планов. Организуя передний план, А. А. Кокель добивается обозримости композиции, акцентирует внимание зрителя на фигурах девочки и хозяина. После этого мы воспринимаем остальные предметы композиции, которые непринужденно и равномерно заполняют все пространство картины. Характер общения, акт передачи денег, униженность прислуги и снисходительный жест хозяина очень верно решают задачу компо -зиции, а фигуры хозяйки, интерьер, группа людей в глубине зала воспринимаются как среда действия, как естественное дополнение к диалогу между хозяином и прислугой. Основывая композицию картины на диалоге, автор не ограничился развертыванием конкретного сюжета, но представил социальный конфликт двух миров [3, 80]. Однако начи-
нающему художнику было важно показать не столько контраст миров, сколько контраст самих людей, изображенных на полотне: жалкая, униженная девочка и самодовольные хозяева полутемной жизни. Отобразив разницу в их психологии и характере, он блестяще достиг поставленной перед собой цели.
Большой удачей художника было размещение на одной плоскости разнообразных цветовых пятен, умелое противопоставление отдельных тонов и одновременное их объединение в общую цветовую гармонию. Превосходно владея цветом и умело сопоставляя дополнительные тона с локальными, художник добился предельно сильного его звучания и составил общую гармонию цвета и света. Художник создает колористически полнозвучное по подбору контрастных и ярких цветов полотно, прекрасно передающее настроение, и при этом выстраивает сложнейшую гармонию, основанную порой на контрастных сочетаниях цветов. Красочные пятна, оживляя картину, то выступают контрастно по отношению к другим цветам, вызывая большую их звучность, то обогащают близкие тона. При всей контрастности основных цветовых сопоставлений художник сумел добиться единства общей гаммы. Как художник с обостренным колористическим чутьем, А. А. Кокель стремится к красочности и цветовой насыщенности. Пятна насыщенного горящего красного цвета, составляющие определенный цветовой аккорд картины, сочетаются с наиболее освещенной половиной работы, на которой находится девочка. Костюм девочки не так ярок, но ее фигура больше освещена и выступает световым контрастом к двум другим фигурам, находящимся в тени. Прекрасно чувствуя гармонию целого, он не мог допустить сильного выделения отдельных моментов в картине. Поэтому, написав такую колоритную фигуру, как хозяин, и поместив ее в центр композиции, А. А. Кокель тотчас уравновешивает ее цветовой гаммой слева. По проработанности фигура хозяина превосходит эту состоящую из трех человек группу, сидящую в глубине зала, автор пишет ее менее рельефно.
Цвет в работе живописца помогает построению рисунка и формы. В передаче формы цветом А. А. Кокель уделяет большое внимание мазку кисти, используя его протяженность, направление, фактуру и характер кладки, чем добивается исключительной живописной и эмоциональной выразительности, жизненной правдивости художественных образов.
Утварь, изображенная на картине, свидетельствует о детальном изучении бытового материала художником. Широко использованные предметы обихода передают мрачную обстановку и придают картине особую историческую достоверность. Живописец включает в полотно элементы натюрморта, тщательно воспроизводит атрибуты чайной: посуду, подносы, полотенца и т. п. Все это позволяет детально изобразить на холсте быт.
Мастерство А. А. Кокеля сказалось и в том, что при первом взгляде на картину сначала улавливается общий вид, а при рассмотрении воспринимается ряд деталей. Это означает, что автор нашел правильное соотношение фигур и деталей, сумел акцентировать внимание на главном и тактично приглушить второстепенные детали. В композиции кар -тины чувствуется строгое классическое построение и четкий рисунок, которым научила его Академия.
В произведении, потребовавшем от автора более трех лет углубленной и напряженной работы, отражено зрелое мастерство и великолепное понимание человеческих характеров. Все внимание художник сосредоточил на мире чувств и переживаний человека, выдвинув на первый план эмоционально-психологические задачи. Уделив основное вни-
мание правдивому изображению не такого значительного эпизода, художник показал своих героев живыми естественными людьми, раскрыл их внутренний мир. Вместе с тем картина «В чайной» еще не обозначила пределы творческих возможностей А. А. Кокеля. Она была блистательным завершением периода обучения. Мастерски написанная картина еще раз подтверждает, что живопись А. А. Кокеля рассчитана на интеллектуального, понимающего зрителя, который не только смотрит на картину, но и может проникать в сущность изображенного и способен извлечь смысл из композиции. Публикация репродукций и отзывов о картине на страницах журналов «Нива», «Солнце России» и газеты «Правда» свидетельствует о том, что произведение художника было популярным.
Резюме. Картина А. А. Кокеля «В чайной» может быть поставлена в один ряд с достижениями живописи русского искусства начала ХХ века. В этом произведении отражено мастерство художника как блистательного колориста и тонкого психолога.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вечернее время. - 1912. - 15 (28) ноября. - № 303.
2. Викторов, Ю. В. А. А. Кокель. Этой картине нет конкурентов / Ю. В. Викторов // Выдающиеся люди Чувашии. - Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 2002. - С. 97-102.
3. Иванов-Ехвет, А. И. По следам находок / А. И. Иванов-Ехвет. - Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 1977. - С. 69-83.
4. Нива. - 1913. - № 13.
5. Правда. - 1913. - 6 января. - № 5 (209).
6. Солнце России. - 1912. - № 47 (146).
7. Трофимов, А. А. О художественном мастерстве А. А. Кокеля / А. А. Трофимов // Искусство : сб. ст. - Чебоксары : ЧГИГН, 2005. - С. 85-91.