учатся многие поколения музыкантов. Теми же качествами, которые были характерны для Рахмани-нова-пианиста, отличалось и его дирижёрское искусство. При внешней сдержанности, скупости жеста он обладал, по признанию современников, гипнотической силой воздействия на музыкантов оркестра и слушателей. Тщательная отделка деталей соединялась в его исполнении с большой внутренней энергией и эмоциональной наполненностью. Избегая всего показного, Рахманинов добивался от оркестра точного выполнения всех своих намерений. Рахманинов был одним из крупнейших оперных и симфонических дирижёров своего времени.
Библиографический список
1. Алексеев А.Д. Сергей Рахманинов. Жизнь и творческая деятельность. - М.: Музгиз, 1954. -С. 240.
2. Брянцева В.Н. Детство и юность Сергея Рахманинова. 2-е изд. - М., 1973. - С. 135.
3. Воспоминания о Рахманинове / сост. З. Апе-тян. 5-е изд. - Т. 1, 2. - М.: Музыка, 1988 (т. 1 - с. 525, т. 2 - с. 665).
4. Ганзбург Г. Стилевой кризис Рахманинова: сущность и последствия // Музыкальная академия. -
2003. - №> 3. - С. 171-173.
5. Левашёв Е.М. Традиционные жанры православного певческого искусства в творчестве русских композиторов от Глинки до Рахманинова. 18251917. - М.: Независимый Издательский Центр Т ех-ноИнфо, 1994. - 105 с.
6. Понизовкин Ю.В. Рахманинов - пианист, интерпретатор собственных произведений. - М., 1965. - С. 95.
7. Рахманова М.П. Новое направление в духовной музыке: исторические тенденции и художественные процессы // История русской музыки. - М.,
2004. - Т. 10Б. - С. 392-456.
8. Соловцов А.А. Сергей Рахманинов. 2-е изд., доп. - М.: Музыка, 1969. - С. 174.
УДК 008
Васильев Владимир Александрович
кандидат исторических наук Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова (г. Чебоксары)
vasilye v_ va@mail. ru
КАРТИНА А.А. КОКЕЛЯ «ЧАЙНАЯ» В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРНОЙ И ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ РОССИИ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА
В данной статье на основе междисциплинарного исследования творчества А.А. Кокеляраскрываются традиции русской демократической художественной культуры. Талант художника сцены частные, бытовые картины жизни преобразует в глубокое осмысление и обобщение социально-культурных процессов в России в наступившем XX веке. Ключевые слова: художник, картина, изобразительное искусство, художественная выставка, академия худо-
жеств, культура, творчество.
Алексей Афанасьевич Кокель (1880-1956), выдающийся живописец, виртуозный .рисовальщик, талантливый педагог, -один из знаковых деятелей российской, украинской и советской художественной культуры своего времени. Своей творческой деятельностью он оказал заметное влияние на процессы развития чувашского, русского и украинского изобразительного искусства. С его именем связано развитие российского изобразительного искусства Серебряного века и авангарда. Кокель стал основоположником чувашского профессионального изобразительного искусства. Этот художник способствовал формированию харьковской школы академического рисунка, созданию высшего художественного образования и станковой живописи Украины.
Значение художественной и организационнопедагогической деятельности А.А. Кокеля для взаимодействия чувашской, русской и украинской культур трудно переоценить по причине масштаба самого его творчества, которое таит в себе богатый материал для изучения целой эпохи в российском и советском искусстве.
Творчество мастера, верность высоким нравственно-этическим принципам, приверженность сохранению креативной индивидуальности несли в себе заряд того эстетико-философского «духа искусства», который характерен для талантливых художников. Подтверждением тому является картина «Чайная», созданная мастером в 1912 году и экспонировавшаяся в том же году на традиционной Осенней конкурсной (отчетной) выставке картин в залах Российской Императорской Академии художеств в Петербурге.
Сама выставка вызвала разноречивые отклики в художественной критике, многие из которых были отрицательными. Н. Шебуев в статье «Самая большая несправедливость сезона», опубликованной в 47-ом номере художественно-иллюстрированного еженедельного журнала «Солнце России», отмечает, что «выставка слаба и скучна» [1, с. 12]. «Ужасно скучной» назвал выставку в популярной петербургской газете «Вечернее время» и И.Е. Репин: «Дрябло все как-то и вяло и на самом конкурсе, и в работах учеников мастерских» [2]. Репин выделил на «ужасно скучной» выставке лишь картину
196
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2012
© Васильев В.А., 2012
А.А. Кокеля: «Вспоминается только <.. .> с большой силой (выделено автором. - В.В.) полотно того художника (А. Кокеля), который написал картину “Чайная”, в ней есть оригинальность и типичность» [3]. Мастер был знаком с работой еще ранее - в ходе ее завершения. Вот как вспоминает об этом А.А. Ко-кель: «В Академии Репин уже не работал, но все, что делалось в Академии, его глубоко интересовало, и он специально приезжал из Куоккалы ознакомиться, что готовят молодые художники к отчетной выставке.
В один из своих приездов в мастерские конкурентов И.Е. Репин задержался в моей мастерской, одобряя картину, он сказал: “Ах, мне нравится, успеете ли? А какой будет успех у зрителя - это сказать заранее трудно”» [4].
Г азета «Правда» подчеркивает связь между картиной «Чайная» и современностью, а также то, что она отражает происходящие в России глубокие культурные и социальные изменения. Ее корреспондент в статье, озаглавленной «Заметки об искусстве», пишет: «Из ста с лишком художников и скульпторов только двое отметили в искусстве общественные темы и настроения. И из двух только один удачно справился со своей задачей» [5]. Этим одним оказался Кокель. 30 марта 1913 года популярный отечественный еженедельный журнал литературы, политики и современной жизни середины XIX - начала XX века «Нива» черно-белой фоторепродукцией представляет картину «Чайная» своим читателям. Это убедительно подтверждает, что полотно стало заметным событием в культурной жизни России.
В научной литературе сложилось мнение, что тему картины «Чайная», являющейся конкурсной (дипломной) работой А.А. Кокеля, утвердил Д.Н. Кардовский (А.И. Иванов-Ехвет, А.Г. Григорьев) [6]. Нам удалось выявить, что данное положение неверно. А.А. Кокель предлагал остросоциальные и этнокультурные сюжеты из жизни своего народа. В связи с этим он работает над эскизами к картине «Урядник в чувашской деревне», очень похожей по своей критической направленности на сатирические полотна В.Г. Перова. Под впечатлением картины Н.И. Фешина «Черемисская свадьба» делает эскизы к произведению «Чувашская свадьба». Но из множества всех представленных, названных и других эскизов на свободную тему на соискание звания художника был утвержден эскиз «Чайной». И сделал этот выбор П.П. Чистяков [7, с. 24], а сама работа над произведением, которая увенчалась высоким званием лауреата Российской Императорской Академии художеств 1912 года, велась под непосредственным руководством Д.Н. Кардовского.
О своем учителе ученик подготовил книгу, которая, к сожалению, не увидела свет. Ее рукопись находится в частной коллекции.
Однако анализ проблемы показывает, что идея будущего произведения принадлежит первому учи-
телю А.А. Кокеля - В.Е. Маковскому. Русское чаепитие за самоваром - частый сюжет картин художников конца XIX - начала XX веков: В.Г. Перова («Чаепитие в Мытищах», 1862), В.М. Васнецова («Чаепитие в трактире», 1874), К.А. Коровина («За чаем», 1888), И.П. Богданова («За расчетом», 1890), В.Н. Бакшеева («Житейская проза», 1892), Н.П. Богданова-Вельского («Именины учительницы», 1910). Эта тема нашла художественное выражение и в творчестве В.Е. Маковского - «Наем прислуги», «Обед», «Письмо», «У Доменика», «Приезд учительницы в деревню», «Утренний чай», «Мальчик и женщина, пьющие чай». Программным в этом ряду стала одна из лучших работ В.Е. Маковского «Вечеринка» (1875), посвященная «новым людям», восставшим на борьбу с царским самодержавием. В ней художник впервые в русской живописи изобразил тайное заседание революционного кружка, обсуждающего за чаепитием мучительные вопросы «Кто виноват?» и «Что делать?». По нашему мнению, В.Е. Маковский предложил А.А. Кокелю создать оригинальное полотно под названием «Чайная» на типичном явлении жизни, крупным планом изображающее Россию. В чаепитейном заведении тех лет за самоваром решались бытовые вопросы, совершались крупные сделки, обсуждались новости. Оно было как местом для деловых переговоров, так и местом разгула. Словом, чайная являлась слепком всех сфер жизни русского общества. По мысли
В.Е. Маковского, картина А.А. Кокеля должна была развить начатую им тему содействия революционно-демократическому движению. И она, написанная «просто, умно и художественно правдиво» [8], продолжая традиции русской демократической живописи с ее осуждением социальной несправедливости, проповедью гуманизма, стала значительным событием не только в русском, но и в европейском изобразительном искусстве. Подтверждением тому стали международные художественные выставки в Германии и Италии.
1 июня 1913 года в Мюнхене открылась XI-я международная художественная выставка [9]. Устроенная двумя обществами художников «Munchener Kunstlergenossenchaft» и «Munchener Secession», она, по словам И.Е. Репина, «собрала прекрасные вещи со всего света» [10, с.410]. Экспонировались здесь прекрасные картины и из России, созданные художниками И.И. Бродским, А.М. Васнецовым, К.И. Горбатовым, Н.Н. Дубовским, А.В. Маковским, А.О. Никулиным, Ю.И. Репиным, Н.И. Фешиным. В год 300-летия царствующего дома Романовых они должны были раскрыть достижения русского искусства и его роль в европейском и мировом искусстве.
Тот факт, что в этой знаменитой коллекции имелась и картина «Чайная» кисти только что блестяще окончившего Петербургскую Академию художеств А.А. Кокеля, не нов. Однако то, что эта работа моло-
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2012
197
дого русского художника оказалась в центре внимания не только тонких ценителей искусства, но и художественной критики Германии стало известно недавно в результате исследований автора данной статьи.
Первым высокую профессиональную оценку произведению никому доселе не известного художника дает хорошо известное в Европе берлинское издательство «Rich. Bong». Его глава лично обращается с письмом к А.А. Кокелю в Петербург. Он просит разрешить опубликовать в иллюстрированном журнале с приложением по искусству «Moderne Kunst» черно-белую или цветную репродукцию прекрасной (выделено автором. - В.В.) картины «Чайная», а также предоставить право напечатать ее в книге по современному искусству [11, с. 7].
Вскоре к одной из жемчужин русской коллекции проявил большой интерес популярный молодежный журнал «Jugend». Его главный редактор 14 июня в письме к художнику пишет: «Мы с огромным интересом ознакомились с вашей великолепной (выделено автором. - В.В. ) картиной “Чайная” на международной выставке, и для нас было бы честью опубликовать художественную репродукцию этого произведения в журнале “Jugend”.
В случае вашего согласия, соблаговолите дать нам ваше любезное разрешение и сделать фотографию с оригинала.
Заранее благодарны за ваше любезное согласие, с уважением, ваш Журнал “Jugend”» (Перевод с фр. И.В. Христофоровой).
Большой успех, который имела картина «Чайная» у западноевропейских зрителей, подтверждает и послание одного из самых авторитетных искусствоведческих изданий Европы - журнала «Die Kunst fur alle» от 2 июля 1913 г. В нем говорилось:
«Господин А. Кокель Санкт-Петербург
Мы намереваемся опубликовать в нашем журнале иллюстрированную статью о современном русском искусстве. Благодаря нынешней экспозиции русской коллекции в хрустальном дворце у нас была возможность сфотографировать некоторые русские произведения для этой статьи. Мы бы очень хотели сделать репродукцию вашей картины “Чайная”. Не соблаговолите ли вы дать нам разрешение на эту репродукцию в нашей статье о русском искусстве, переслав нам прилагаемую карточку с вашей подписью?
Благодарим вас заранее и высылаем вам номер нашего журнала, который является наиболее читаемым журналом по искусству в Германии <^>» [12, с. 9]. (Перевод с фр. И.В. Христофоровой).
К сожалению, художник получил эти письма только после возвращения из Италии, и они остались без ответа. По этой же причине названные выше издания так и не смогли опубликовать художественные репродукции «великолепной картины “Чай-
ная”» и многочисленные почитатели русской художественной школы не увидели ее даже в иллюстрациях. Возможно, исправить этот пробел удастся в начале XXI века, вновь представив ее на одной из художественных выставок в Мюнхене.
В 1914 г. в Венеции состоялась XI Международная выставка искусств, на которой экспонировались полотна русских художников Л. С. Бакста, Л.М. Браиловского, М.В. Добужинского, Н.Д. Кузнецова, Б.М. Кустодиева, А.П. Остроумовой-Лебедевой, Н.К. Рериха, М.А. Врубеля, А.А. Кокеля и др. [13]. Картина А.А. Ко-келя «Чайная» в Италии пользовалась таким же большим успехом, как в Петербурге и Мюнхене.
Неизвестный русский художник с нерусской фамилией «Кокель» внес некоторую интригу в жизнь петербургской элиты. Ее разгадку начали искать в аристократических корнях немецких баронов von Kokel auf Grosskokelburg in Sibenburg - Большом Кокельском комитете в Седьмиградии, а ярким мастером оказался. выходец из крестьян, к тому же чуваш. Иными словами, деревенский художник-самоучка, выполнявший заказы крестьян на писание икон и картин религиозного содержания, А.А. Ко-кель смог вырасти в художника, которого критика ставила в ряд лучших представителей русской художественной школы.
Картина «Чайная» хорошо раскрывает влияние этнокультуры на проявление национально-специфического в художественном сознании художника. Так, в изобразительном языке произведения находим идущую из глубины веков цветовую аранжировку чувашской культуры. В видении мира чувашами преобладает красный цвет - начало жизни, а также черный, представляющий чернозем. Большое значение имеет и желтый цвет, символизирующий солнце, торжество света и добра. Это цветовосприятие мира А.А. Кокель органично соединяет с цветовос-приятиями мира других культур и новаторскими поисками разнообразных художественных стилей начала XX века, результатом чего станет неповторимое кокелевское творчество. Проявляется «это и в экспрессии живописных пятен, и цветовом строе эскизов к картине «Чайная», которые близки по своей выразительности к работам немецких художников Эмиля Нольде, Макса Пехштейна. Это смелое сочетание и выраженная цветовая экспрессия градаций красного и желтого тонов в передаче социального кризиса, тревожного мироощущения накануне Первой мировой войны самым непосредственным образом “звучат” в дипломной работе. Парадоксальное сочетание стилевых направлений, характерное для начала XX века, находит яркое отражение в “Чайной”. В решении глубины пространства композиции заметно влияние мастеров эпохи Возрождения» [14, с. 111].
Дипломные работы выпускников Академии художеств, окончивших с медалью или отличием
198
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2012
и удостоенных заграничной поездки, приобретались для музея alma mater. Здесь находились и конкурсные работы учителей А.А. Кокеля - «Воскрешение дочери Иаира» И.Е. Репина и «Самсон и Далила» Д.Н. Кардовского, удостоенные золотых медалей. Рядом с ними достойное место заняла и картина их ученика А.А. Кокеля. Однако в конце 20-х годов прошлого столетия многие шедевры из этой сокровищницы русской и мировой культуры были переданы в провинциальные музеи. В их числе - и творение А.А. Кокеля: его картина «Чайная» была отправлена в музей г. Саратова. Знал ли об этом художник?
Да, знал. Как вспоминает его ученик, заслуженный деятель искусств Украинской ССР, профессор Л.И. Чернов, в 1934 году, когда он уезжал из Харькова в Саратов для поступления в художественное училище имени А.А. Радищева, Алексей Афанасьевич просил его поинтересоваться своим детищем [15, с. 26]. А.А. Кокель хотел передать картину чувашскому народу. Однако ее там уже не было: из Саратова она была отправлена в г. Вольск.
На наш запрос об истории картины «Чайная», сделанный в октябре 2006 года, директор Вольского краеведческого музея Л.А. Леончик 6 декабря того же года ответила, что она «поступила в музей в начале 30-х годов XX века из Саратовского государственного краеведческого музея имени А.Н. Радищева (акты передачи не сохранились). В 1979 году картина находилась на выставке в Чувашском государственном музее в Чебоксарах. После выставки была обменяна на картину К.С. Петрова-Водкина “У окна”» [16].
Так, в 1980 году, когда в Чувашии и Украине широко отмечалось столетие со дня рождения А.А. Кокеля, она по праву перешла чувашскому народу и является жемчужиной в прекрасной его сокровищнице - Чувашском государственном художественном музее.
Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод: А.А. Кокель в своем произведении дает картину жизни, но не просто копию с нее, а преображенную в новую художественную реальность, отчего явления, заинтересовавшие автора и освещенные светом его таланта, предстают перед нами особо зримыми и перерастают из сцены частной, бытовой в глубокое осмысление и обобщение социально-культурных процессов в России в наступившем XX веке.
Библиографический список
1. Шебуев Н. Самая большая несправедливость сезона // Солнце России. - СПб., 1912. - Ноябрь. -№ 146 (47).
2. Репин И.Е. О выставке конкурентов // Вечернее время. - СПб., 1912. - 15 ноября. -№ 303.
3. Репин И.Е. О выставке конкурентов // Вечернее время. - СПб.,1912. - 15 ноября. - №9 303.
4. Харьковский исторический музей; Автобиография Кокеля Алексея Афанасьевича, художника, проф.[ессора] живописи Харьковского художественного института. Завершена 2 февраля 1950 г.
5. С-вА. Заметки об искусстве // Правда. - СПб., 1913. - № 5.
6. ГригорьевА.Г. Выдающийся художник и педагог // А.Г. Григорьев. Воспоминания современников и учеников. - Чебоксары: Чувашкнигоиздат, 1980. - 72 с.; Иванов-ЕхветА.И. По следам находок. - Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1977. - 112 с.
7. Отчет о деятельности Императорской Академии художеств за 1910 год. - СПб.: Типография Сириус, 1912.
8. С-вА. Заметки об искусстве // Правда. - СПб., 1913. - № 5.
9. Illustrierter Katalog der XI internationalen Kunstausstellung im Kgl. Glastpalast zu München. -München, 1913.
10. Репин И.Е. Далекое и близкое. - М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1960. - 510 с.
11. Государственный архив Харьковской области (ГА ХО). - Ф. 5793, оп. 2, д. 3, л. 7.
12. Государственный архив Харьковской области (ГА ХО). - Ф. 5793, оп. 2, д. 3, л. 9.
13. XI Esposizione Internationale d Arte della Gitta di Venezia. 1914: Gatalogo illustrato. - Venezia, 1914.
14. Исаев Г.Г. К вопросу о стилистике и сюжете «Чайной» // Великий мастер. Портрет сквозь призму времени: материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвященной 130-летию со дня рождения выдающегося художника, педагога и общественного деятеля Алексея Афанасьевича Кокеля [Составитель В.А. Васильев]. - Чебоксары: Изд-во Чуваш. унта, 2010. - С. 117-125.
15. Чернов Л.И. Мягкий, человечный, требовательный // А.Г. Григорьев. Воспоминания современников и учеников. - Чебоксары: Чувашкнигоиздат, 1980. - С. 24-27.
16. Личный архив В.А. Васильева.
Вестник КГУ им. НА. Некрасова ♦ № 1, 2012
199