Научная статья на тему 'А. А. Кокель в художественной культуре Украины â 10-20-е гг. Xx в'

А. А. Кокель в художественной культуре Украины â 10-20-е гг. Xx в Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
142
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / НАЦИОНАЛЬНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ / НАСЛЕДИЕ / ХУДОЖНИК / ТВОРЧЕСТВО / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ОСНОВОПОЛОЖНИК / CULTURE / NATIONAL REVIVAL / NATIONAL ART / HE-RITAGE / ARTIST / CREATIVE WORK / VISUAL ARTS / FOUNDER

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Васильев В. А.

В статье рассматривается вклад А. А. Кокеля в культуру Украины в сложную переходную эпоху первой четверти XX в. Раскрывается его роль в становлении харьковской школы академического рисунка, создании литературно-художественного общества «Союз искусств», высшего художественного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

À. À. Kokel in artistic culture of the Ukraine in 1910-1920

The article considers the unknown period of A. A. Kokel's life and the significance of his paintings for the Ukraine's culture in the early 20 century. A. A. Kokel's artistic activity is examined within the framework of the literary and arts circle Social Arts functioning at that time.

Текст научной работы на тему «А. А. Кокель в художественной культуре Украины â 10-20-е гг. Xx в»

С другой стороны, человек - активный творец и преобразователь природы - он создает новые сорта растений и новые виды животных, он сажает сады и осушает болота, он занимается агрокультурой не только для физиологического выживания, но и ориентируется на определенные эстетические установки. Даже такие вечные и универсальные ценности, как жизнь и смерть, подчиняются этим законам. К примеру, ритуал похорон, как у большинства народов, у адыгов связан с демонстрацией горя и оплакиванием безвозвратно умершего. Но если покойный погиб от удара молнии, считалось, что умершему оказана высшая милость - его не только не оплакивали, но и хоронили с песнями, устраивая не поминальную тризну, а веселый праздник.

Подводя итог, можно сказать, что эстетическое воздействие на человека, несомненно, запечатлено в традиционной культуре адыгов, но оно строится не на случайных эмоциональных впечатлениях, хотя, безусловно, существующая гармония при-родно-прекрасного, его ритм и лиризм, его величие и спокойствие, его разнообразие не могут не вызвать в человеке гедонистические чувства. Эстетика природы в адыгской картине мира рациональна, имеет свою четкую логическую конструкцию, свои выработанные закономерности, свои категории и принципы.

Примечания

1. Аристотель. Собрание сочинений. Т. 2. С. 84.

2. Нарты. Кабардинский эпос. М., 1957. С. 159.

3. Там же. С. 323.

4. Там же. С. 147.

5. Там же. С. 146.

6. Цит. по кн. «Кавказ глазами путешественников». М., 2008. С. 204.

УДК 7(477)(092)

В. А. Васильев

А. А. КОКЕЛЬ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ

КУЛЬТУРЕ УКРАИНЫ в 10-20-е гг. XX в.*

В статье рассматривается вклад А. А. Кокеля в культуру Украины в сложную переходную эпоху первой четверти XX в. Раскрывается его роль в становлении харьковской школы академического рисунка, создании литературно-художественного общества «Союз искусств», высшего художественного образования.

The article considers the unknown period of A. A. Kokel's life and the significance of his paintings for the Ukraine's culture in the early 20 century. A. A. Kokel's artistic activity is examined within the framework of the literary and arts circle "Social Arts" functioning at that time.

Ключевые слова: культура, национальное возрождение, наследие, художник, творчество, изобразительное искусство, основоположник.

Keywords: culture, national revival, national art, he-ritage, artist, creative work, visual arts, founder.

10-20-е гг. прошлого столетия на Украине, как отмечает академик и вице-президент Национальной академии наук Украины В. М. Литвин, «характеризуются термином «национальное возрождение» и наиболее ярко иллюстрируются великими достижениями в сфере литературы и искусства». В числе возрождавших нацию ученый и политик называет художников старшего поколения - М. Л. Бойчука, И. С. Ижакевича, Ф. Г. Кричевского, К. Д. Трохи-менко, моложе возрастом - А. А. Кокеля, В. И. Ка-сияна, А. Г. Петрицкого [1], принадлежащих к разным национальностям и культурам. В этой славной плеяде назван и чуваш, основоположник чувашского профессионального изобразительного искусства А. А. Кокель. Судьбу выдающегося живописца, виртуозного рисовальщика, замечательного педагога, создавшего собственную педагогическую систему и взрастившего целую плеяду прекрасных мастеров изобразительного искусства первой половины XX в., известный русский публицист и поэт А. В. Жирке-вич сравнит с историей «архангельского мужика» Михайлы Ломоносова и скажет: «Сказка вроде Ломоносовской» [2].

Алексей Афанасьевич (Афанасьев) КОКЕЛЬ родился 13 марта (1 марта по старому стилю) 1880 г. в селе Тарханы Буинского уезда Симбирской губернии (ныне Батыревского района Чувашской Республики) в семье чувашского крестьянина, учился в Тарханском сельском начальном учи-

* Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта РГНФ 10-04-22409 а/В

© Васильев В. А., 2009

Васильев В. А. А. А. Кокель в художественной культуре Украины 6 10-20-е гг. XX в.

лище с большим интересом и любознательностью, по всем предметам успевал на «отлично». Его звонкий голос в хоре местной церкви вызывал восхищение. Однако «на третьем году посещения школы жестоко простудился и заболел костным туберкулезом» [3].

Спасла его от верной гибели лишь помощь, подоспевшая из столицы России, - студентки Петербургского женского медицинского института Анна Виноградова и родственница управляющего Тарханским лесным удельным имением В. Ю. Рау-бе Мария Варганова [4]. «Меня показали им как больного, - пишет в "Автобиографии" А. А. Кокель. - К этому времени у меня было пять открытых ран (язв). Был приглашен также и земский врач, до сих пор лечивший меня <...>. Стены черной избы, в которой протекало мое детство, были до отказа увешаны моими работами, которые служили образцами для заказчиков» [5]. Девушки были потрясены прекрасными работами тяжело больного юноши и, не сдерживая своего восхищения, назвали его «чувашским Рафаэлем». Они убедили семью В. Ю. Раубе в необходимости спасения юного дарования и 17 октября 1899 г. в сопровождении матери Раубе К. С. Свенторжецкой он отправляется в Петербург, где лучшие врачи излечили его от смертельной болезни.

Возможно, спасительным чудом стал и Всевышний, образ которого тяжело больной юноша писал на иконах для жителей окрестных чувашских, русских и мордовских деревень.

После выздоровления Алексея жена В. Ю. Ра-убе - Мария Вячеславовна, художник-любитель, через Н. П. Ротаст знакомит с художественными опытами Алексея, выполненными под ее руководством, видного русского живописца, недавнего ректора Высшего художественного училища Петербургской Академии художеств В. Е. Маковского. Мастер был в восхищении от рисунков самобытного таланта и помог ему поступить в Петербургскую Академию художеств вольнослушателем. Так большая мечта чувашского крестьянина о счастливом исходе сложной хирургической операции, а затем учебе в Академии исполнилась.

Здесь талантливый самородок был любовно выпестован В. Е. Маковским, И. Е. Репиным, П. П. Чистяковым, Н. Д. Кардовским. Соучениками А. А. Ко-келя были ставшие впоследствии не просто именитыми, а великими художниками И. И. Бродский, Л. А. Бруни, М. Б. Греков, Б. Д. Григорьев, Е. Г. Гу-ро, А. В. Лентулов, Н. И. Фешин, П. Н. Филонов, М. З. Шагал, В. И. Шухаев, А. Е. Яковлев. Эти имена Учителей и Учеников ярко раскрывают непревзойденную творческую среду великой русской художественной культуры, взрастившей талант.

Окончив в 1912 г. Петербургскую Академию художеств с отличием, он для совершенствования мастерства по индивидуальной программе был на-

правлен в пенсионерскую поездку во Францию, в Германию и Италию.

Его дипломной работой явилась картина «Чайная», которая была воспринята как событие художественной жизни России, она стала символом нового направления в изобразительном искусстве. Репин писал: «Вспоминается только <...> с большой силой полотно того художника (А. Кокеля), который написал картину "Чайная", в ней есть оригинальность и типичность» (выделено автором. -В. В.) [6]. В числе избранных произведений лучших русских художников в 1913 г. - в год 300-летия царствующего дома Романовых, она экспонировалась на XI международной художественной выставке в Мюнхене.

Среди посетителей выставки нерусская фамилия Кокель русского художника внесла некоторую интригу. Ее разгадку начали искать в аристократических корнях немецких баронов von Kokel auf Grosskokelburg in Sibenburg, а ярким мастером оказался. выходец из крестьян, к тому же чуваш.

В 1914 г. «Чайная» «переедет» в Венецию на Всемирную художественную выставку и так же, как и в Мюнхене, будет пользоваться большим успехом.

Известно, что И. Е. Репин всем сердцем стремился к созданию на Украине лучшей художественной школы. С этой целью он намеревался основать у себя на родине в Чугуеве (неподалеку от Харькова) своеобразную творческую академию, которую именовал «Деловым двором». Однако харьковская художественная школа в то время представляла собой невысокий профессиональный уровень. Подтверждение тому - постановление Совета Петербургской Академии художеств, принятое в 1910 г., в котором отмечалось: «Не замечается никакой перемены в сравнении с прошлым годом. Ни в каком отношении школа не шагнула вперед.<...> Неподготовленность видна особенно в работах натурного класса как рисовального, так и живописного» [7].

Еще критичнее оценивал положение И. Е. Репин: «Там все еще продолжается хронический дилетантизм (выделено автором. - В. В.), разведенный слишком 30 лет назад Шрейдером» [8].

Излечение застарелой болезни - «хронического дилетантизма» - И. Е. Репин видел в одаренных выпускниках Петербургской Академии художеств, поэтому он рекомендует совету Харьковского художественного училища избрать с 1 января 1916 г. преподавателем своего талантливого ученика А. А. Кокеля.

С этого времени его имя, получившее мировую известность, неразрывно связано с изобразительным искусством Украины и становится символом плодотворного взаимодействия русской и украинской культур.

Культурологическую картину художественной жизни Украины 10-х гг. прошлого столетия невоз-

можно рассматривать без «Товарищества харьковских художников», созданного в 1905 году. 6 октября 1911 г. был утвержден его новый устав, предусматривающий содействовать «1) объединению художников Харькова и Харьковской губернии; 2) возможности членам товарищества и экспонентам знакомить общество со своими произведениями с целью развития в обществе понимания искусства и любви к нему» [9]. После приезда в Харьков А. А. Кокель сразу вступает в «Товарищество», однако остается неудовлетворенным его вялой деятельностью.

Это во многом было связано с немногочисленностью объединения и тем, что в него входили, как указывает А. А. Кокель, исключительно художники. Поэтому А. А. Кокель вместе с группой видных живописцев, в которую вошли А. М. Любимов, Н. Р. Саввин, Б. В. Порай-Кошиц, Л. И. Тракал, Э. А. Штейнберг и архитектор В. Н. Покровский, решили объединить все творческие силы Харькова и основать литературно-художественное общество «Союз искусств».

16 апреля 1917 г. инициаторы от своего имени разослали изготовленное типографским способом приглашение, которое мы нашли в деле, хранящемся в фондах Харьковского исторического музея. В нем сообщалось: «Группа художников приглашает Вас принять участие в учреждении в Харькове Общества "Союз искусств", имеющего задачей объединение деятелей всех искусств для взаимного общения, для совместной работы, для взаимопомощи и для распространения художественного просвещения.

В случае Вашего сочувствия этой идее просят Вас пожаловать на собрание для обсуждения устава общества в помещении Художественного Училища (Каплуновская, 8) 20 апреля с. г. в 8 часов вечера» [10].

Так началась деятельность литературно-художественного общества «Союз искусств», которое объединило около 200 деятелей литературы, театра, изобразительного искусства и архитектуры. Вошли в его состав также члены Харьковского товарищества художников, «Художественного цеха», «Союза семи» и других группировок. Новое объединение ставило своей целью «приобщение к жизни искусства самых широких слоев общества и изыскание путей для проведения искусства в жизнь народа». Председателем правления был избран директор Харьковского художественного училища, ученик И. Е. Репина А. М. Любимов.

А. А. Кокель впоследствии будет вспоминать: «В "Союз искусств" влились архитекторы, музыканты и поэты, и помещался он в здании училища. На собранные средства - членские взносы - устраивались платные вечера, художественные выставки. Общество имело свою художественную библиотеку, рояль, который вы и сейчас (в 1950 г. -

В. В.) видите у нас в зале, полотно для устройства выставок» [11].

Вечера, которые устраивались 1-2 раза в год, стали одной из ярких харьковских страниц культуры Серебряного века. На них выступали поэты, артисты, музыканты Харькова, Петербурга и Москвы. Здесь читались лекции на самые различные темы, проводились дискуссии. Для желающих рисовать ставились в классе натуры, в зале раздвигали длинные столы, на которых лежали художественные журналы, книги, монографии и альбомы для зарисовок и шаржа. Для педагогов с учащимися по субботам еженедельно проводились отдельные вечера.

«Союз» организовал несколько цеховых мастерских и взял на себя управление городским музеем. Значительное место в его деятельности отводилось показу достижений мастеров изобразительного искусства Харькова. С этой целью 7 мая 1918 г. в помещении Художественного училища открылась Первая выставка картин «Союза искусств», в которой участвовали Г. А. Бабаев, В. В. Бобрицкий, Л. П. Гертик, А. Н. Грот, М. И. Дашкевич, К. И. Ершова, И. С. Загоскин, А. И. Заярный, Н. К. Перов,

A. И. Перова, Б. В. Порай-Кошиц, Н. Р. Саввин,

B. Н. Светличный, А. К. Симонов, А. И. Титов, А. И. Финогенов, Г. А. Цапок, Б. Цибис и др. Ее организатор А. А. Кокель выставляет картины «Итальянка» (уголь и сангина), «Бабушка, вяжущая чулки» (масло), «Виды Святогорского монастыря» и 9 акварелей. На выставке была развернута обширная посмертная экспозиция картин известного украинского художника П. А. Левченко.

Общее количество экспонатов составило 1200 работ. Выставка широко освещалась в печати и вызвала острую дискуссию [12].

Общество претендовало на монопольное положение в культурной сфере. Свидетельство тому опубликованное в начале 1919 г. следующее заявление: «Правление "Союза" считает необходимым предоставление "Союзу искусств" руководящей роли в художественной жизни Харькова, которая не должна зависеть от каких-либо случайных малочисленных односторонних организаций, для чего "Союз" должен быть надлежащим образом представлен во всех учреждениях, так или иначе относящихся к деятельности в области искусства. "Союз" с готовностью примет участие в культурных начинаниях народа, но под контролем и материальном содействии народных властей». Деятельность союза прекратилась весной 1919 г. [13]

Роль А. А. Кокеля в становлении и деятельном функционировании «Союза искусств», на наш взгляд, незаслуженно принижена. В книге-справочнике «Золотой век художественных объединений в России и СССР» о нем упомянуто лишь вскользь, да и то под несуществующей фамилией «Копель». Архивные документы, впервые выявлен-

Спирин В. А, Стародумов А. А. Потребление как культурно-антропологический феномен

ные и изученные нами, напротив, убедительно свидетельствуют о том, что одно из заметных художественных объединений того времени - литературно-художественное общество «Союз искусств» -было создано и активно действовало во многом благодаря его усилиям.

Начало 40-летнего украинского (харьковского) этапа творчества, педагогической и общественной деятельности мастера пришлось на 20-е гг. прошлого столетия. Именно в эти десятилетия его живопись определяет собою ведущие стилевые и содержательные особенности реализма в украинском изобразительном искусстве, а сама личность Кокеля пользуется непререкаемым авторитетом в широких художественных кругах.

А. А. Кокель, чуваш по национальности, явился одним из создателей высшего художественного образования на Украине, основателем харьковской школы академического рисунка. Зарождение и развитие украинского авангарда, советской станковой картины и плаката на Украине - также его заслуга. Он стал организатором Ассоциации художников Червонной Украины, основы Союза Советских художников Украины (с 1990 г. Национальный Союз художников Украины. - В. В.).

Прошли годы, десятилетия и, к великому сожалению, имя его, как и имена некоторых талантливых художников, которыми была богата и по праву гордилась русская земля, оказалось в забвении. Наша статья раскрывает малоизвестные страницы художественной культуры Украины, связанные с значительным вкладом А. А. Кокеля в «национальное возрождение» Украины, и возвращает, тем самым, его богатое творческое и духовное наследие современникам.

Примечания

1. Аитвин В. М. Культурне життя // ^'^''Л'Лкут-у.о^.иа.

2. Жиркевич А. А. Мои встречи с И. Яковлевым. Из дневника за 1916-1924 годы. Чебоксары: Руссика, 1998. С. 63.

3. Харьковский исторический музей. Личный фонд А. А. Кокеля. Автобиография Кокеля Алексея Афанасьевича, художника, проф.[ессора] живописи Харьковского художественного института. Завершена 2 февраля 1950 г. Рукопись. С. 1.

4. Летом 1899 г. Поволжье постигло страшное народное бедствие - засуха. В Тарханах, как и повсюду, умирали и стар и мал, пал весь домашний скот. На борьбу с эпидемиями были посланы и студенты медицинских институтов, в числе которых были и А. Виноградова, М. Варганова. В это ужасное время болезнь А. А. Кокеля обострилась.

5. ХИМ, Указ. соч. С. 2-3.

6. Вечернее время. СПб. 1912. Ноябрь. № 146(47). С. 12.

7. Отчет о деятельности Императорской Академии художеств за 1910 год. СПб., 1911. С. 27.

8. Бродский И. А., Москвинов В. Н. Новое о Репине. Статьи и письма художника. Воспоминания уче-

ников и друзей. Публикации. Л.: Художник РСФСР, 1969. С. 232.

9. Золотой век художественных объединений в России и СССР / сост. Д. Я. Северюхин, О. Л. Лей-кинд. СПб.: Изд-во Чернышова, 1992. С. 306.

10. ХИМ, Указ. соч. С. 14.

11. Там же. С. 15.

12. См.: 1-я выставка картин «Союза искусств» // Наш Юг. 1918. № 54. С. 3; Шустер Ф. Ф. Выставка союза искусств // Вечерний телеграф. 1918. № 42. С. 4; Художник о выставке «Союза искусств» // Мысль народа. 1918. № 16. С. 4.

13. Золотой век. Указ. соч. С. 277-278.

УДК 316.61

В. А. Спирин, А. А. Стародумов

ПОТРЕБЛЕНИЕ КАК КУЛЬТУРНО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

В настоящей статье феномен потребления анализируется в свете культуролого-антропологических представлений о потребностях. Ключевым для современного социума является понимание потребности как стремления к обладанию в избытке, находящее свое выражение в такой модели потребления, как избыточная демонстративная трата - стремление к приобретению «статусных» вещей, объектов престижа. Стимулирование аудитории к прогрессирующему приобретению и потреблению осуществляется благодаря ее симулятивному вовлечению в процесс серийного производства материальных и культурных благ.

In this paper, consumption is analyzed as a cultural-anthropological phenomenon, with different concepts of "needs" in view. The main contemporary idea concerning needs is their interpretation as desire for excess, expressed in such a consumption model as a redundant demonstrative expenditure, i.e. an urge to obtain the prestige objects. The audience stimulation to purchase and consume more and more is inseparable from the consumer inclusion in a serial production of goods and services.

Ключевые слова: культурная антропология, потребление, потребность, престиж, символический обмен.

Keywords: cultural anthropology, consumption, need, prestige, symbolic exchange.

Сложившаяся во второй половине прошлого столетия цивилизационная модель, которая получила название «общества потребления» и легла в основу идеологий подавляющего большинства развитых стран, во многом стала источником кризисных явлений, которые сопровождали первое десятилетие XXI в. Наряду с кризисом экономическим, затронувшим в основном материальный аспект существования человека, отчетливо проявляется и кризис идеолого-мировоззренческий, свя-

© Спирин В. А., Стародумов А. А., 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.