КУЛЬТУРОЛОГИЯ И ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
УДК 75(477)(092) Кокель
В.А. ВАСИЛЬЕВ
РОЛЬ А.А. КОКЕЛЯ В ЗАРОЖДЕНИИ РУССКОГО АВАНГАРДИЗМА
Ключевые слова: авангард, художник, живопись, абстрактное искусство, каталог, выставка, художественная жизнь, акварель.
На основе междисциплинарного подхода и системного анализа исследована роль А.А. Кокеля как
одного из зачинателей русского авангарда.
V.A. VASILYEV
A. KOKEL'S CONTRIBUTION IN THE RUSSIAN VANGUARD REVIVAL
Keywords: vanguard, an artist, painting, abstract art, catalogue, exhibition, artistic Hie, watercolours.
On the basis of interdisciplinary approach to analyzing A.Kockel's heritage the author comes to the conclusion that the artist be recognized as a founder of Russian vanguard.
В ноябре 1909 г. художественная жизнь Петербурга ознаменовалась появлением нового общества художников «Союз молодежи», положившего начало одному из наиболее ярких явлений в культуре - русскому авангарду. Инициаторами создания «Союза» стали Е.Г. Гуро, М.В. Матюшин и бывшие члены группы Н.И. Кульбина «Треугольник» - И.С. Школьник, Ц.Я. Шлейфер и Э.К. Спандиков. На пост председателя и казначея был приглашен известный меценат, коллекционер и художник-любитель Л.И. Жевержеев.
Целью «Союза» в уставе, официально утвержденном 16 февраля 1910 г., провозглашалось «ознакомление своих членов с современными течениями в искусстве, развитие в них эстетических вкусов путем совместных занятий рисованием и живописью, а также обменом мнений по вопросам искусства, и способствование взаимному сближению лиц, интересующихся искусством». Несмотря на то, что руководители «Союза» придерживались линии умеренного новаторства, выставки демонстрировали, по существу, все многообразие течений современного авангарда - от постимпрессионизма до беспредметничества [1. С. 110].
В контексте этого новаторского направления в изобразительном искусстве зарождения русского авангарда представляют значительный научный интерес опыты А.А. Кокеля в стиле «пластического авангарда», сделанные им в 1904-1907 гг. Это раскрывает широкий диапазон его художественных поисков во время учебы в Петербургской академии художеств.
Обратимся к необычному произведению раннего творчества А.А. Кокеля, интригующему своей экспрессией, «Обнаженная мужская модель лежащая» (1906-1907). Обращают на себя внимание пастозность живописного рельефа и многослойная фактура (до 4-5). Вероятно, до конечного результата работа доводилась без натуры. Колорит работы интонирован на градациях холодных и теплых тонов через гармонию дополнительно-родственных цветов. В верхней части над фигурой, лежащей в раскованном положении, проступает подмалевок голубого тона, который служит колористическим объединяющим началом для длинных и редких полос-мазков: белых, зеленых, синих, желтых, красных. В нижней части под фигурой - густые и длинные полосы-мазки с преобладанием теплых и «горячих» цветовых тонов, с вкраплениями холодных: розовых, лиловых, синих, голубых. Характерно отсутствие черного цвета. Если в верхней части преобладают мазки вертикальной направленности, то в нижней - горизонтальной.
В цветопластическом решении обнаженной фигуры искусствовед отмечает преобладание длинных пастозных светлых (белильных) мазков, нанесенных по направлению основных частей тела. Сама модель высветлена в тональном отношении, словно «купается» в рефлексах как теплых, так и холодных тонов. Правая нога приподнята, переходит в абстрактное пятно, смешивается с «холодным» фоном, а голова почти «сливается» с нижним «горячим» фоном. Длинные стреловидные мазки разных цветовых тонов пересекают фигуру и фон.
Форма и пространство в работе решаются одновременно, а живописная среда выведена на передний план. В дилемме «мазок или пятно» полностью преобладают феерия и ритм длинных мазков: резких по чистоте и свежести цветовых тонов, что, несомненно, персонифицирует почерк художника. Картина «излучает» сияющий свет и «звучание» многоцветной узорчатости. Доминирует мажорный тон, нет тревожных интонаций.
Работа наглядно иллюстрирует процесс непростого развития пластического «авангарда» художника от картины к картине: «Обнаженная модель (Фехтовальщик)» (1904-1905); «Натурщик - ракурс. Академический этюд» (1904-1905(9)); «Мужской торс с верхним освещением» (1906); «Обнаженная мужская модель с желтой драпировкой (Мужская модель с кувшином)» (1906-1907); «Обнаженная мужская модель со спины, сидящая» (1906-1907) и «Фигура раввина» (1906-1907).
Г.Г. Исаев, анализируя передачу художественного образа каждой конкретной обнаженной модели, находит у художника метод «термографии» (от греч. Шегте - жар, тепло + дгарИо - пишу). Под ним искусствовед понимает субъективное отражение в живописи, выраженное смещением общего регистра мазков к преобладанию градаций холодных тонов или теплых («горячих»). В каждой работе А.А. Кокель создает свой определенный колорит через гармонию дополнительно-родственных цветов. Например, переходом к теплому регистру характеризуются упомянутые выше работы «Обнаженная мужская модель лежащая» и «Фигура раввина». Другие произведения «Обнаженная мужская модель с желтой драпировкой (Мужская модель с кувшином)», «Обнаженная мужская модель со спины, сидящая», «Этюд головы мальчика» (1906-1907) отражают смещение к холодному.
По словам одного из основателей психологии цветовосприятия автора книги «Цвет и выражение внутреннего времени в западной живописи» Рене Юига, цвет апеллирует одновременно и к нашим пространственным представлениям, и к нашему чувству времени. Исходя из этого посыла внутреннее состояние чувств художника А.А. Кокеля, с одной стороны, выражается в эмоциональной ценности цветовых полос-мазков, в их размере, выпуклой глянцевой поверхности, напоминающей смальту. Многоцветная узорчатость его живописи по своей фактуре и структуре близка к мозаике или орнаментальным мотивам народного декоративно-прикладного искусства.
С другой стороны, живописная среда через ритм и экспрессию цветовых полос-мазков вызывает музыкальную метафоричность. Произведения Кокеля оживают эмоциональностью и интонированием цветовых тонов теплохолодной направленности.
Однако «абстрактные» моменты в работе «Обнаженная мужская модель лежащая» не позволяют говорить о начале «растворения» и «исчезновении» человеческого образа в живописном пространстве. А.А. Кокель в своем творчестве в этот период подходит к рубежу беспредметности.
По утверждению Г.Г. Исаева, произведению А.А. Кокеля «Обнаженная мужская модель лежащая» трудно найти аналогию в русском изобразительном искусстве начала 1900-х годов. Оно предвосхищает русское абстрактное
искусство. «Лучизм» Михаила Ларионова, как известно, разовьется значительно позже.
Творчество А.А. Кокеля 1904-1907 гг. граничит с европейским фовизмом А. Матисса («Вид Коллиура», 1905) и А. Дерена («Парусники», 1905), экспрессионизмом А. Явленского («Улица», 1905), но прежде всего близок русскому варианту импрессионизма И. Грабаря (серия пейзажей 1900-х годов), Н.Тархова («Козы на траве», 1904), Р. Фалька («Лиза на солнце», 1907), М. Ларионова («Пейзаж», 1906-1907).
Раннее творчество А.А. Кокеля внесло в русский авангард своеобразие -восточный акцент. Кульминацией «пластического авангарда» художника станет его участие в «Союзе молодежи». С этой шумной группы обновителей живописи, по словам А.А. Кокеля, начинается его путь художника.
В фундаментальном справочнике «Золотой век художественных объединений в России и СССР» отмечается, что «основное ядро участников выставок составляли В.Д. Бурлюк, Д.Д. Бурлюк, К.С. Малевич, П.Д. Филонов и др. В разные годы в выставках участвовали петербуржцы и москвичи Н.И. Альтман, А.И. Балльер, П.П. Кончаловский, И.Ф. Ларионов, М.В. Матюшин, В.В. Маяковский, К.С. Петров-Водкин, В.М. Ходасевич и др».
А где же А.А. Кокель? Указывает же художник в «Анкете для членов Союза Советских художников СССР», заполненной 8 января 1944 г., что в 1910 г. он состоял «в Петербургском] «Союзе молодежи» [3. С. 7]. Исчерпывающий ответ могли дать только каталоги выставок объединения, но они, как оказалось, представляют исключительную библиографическую редкость. Их мы не могли найти не только в Российской государственной библиотеке по искусству, но даже в Российской государственной библиотеке. Лишь в библиотеке Государственной Третьяковской галереи посчастливилось - каталоги нашлись. С большим волнением («А вдруг Кокеля в самом деле в них нет?») раскрываем отпечатанные на пишущей машинке первые страницы каталогов - и радости нет предела. Фамилия художника в обоих каталогах значится первой из 25 экспонентов в Петербурге и из 33 - в «Русском Сецессионе» [6. С. 1].
На первой выставке «Союза молодежи» (Петербург, Морская, 28, угол Гороховой) А.А. Кокель экспонирует, как видно из каталога, «1. Натюрморт. 2. Этюд. 3. Окно. 4. Этюд» [2. С. 1]. «Справка тов.[арища] профессора Кокель Алексея Афанасьевича, представляемого на утверждение ЦК КП(б)У для работы в качестве творческого работника Союза Советских художников Украины», написанная им 27 июня 1947 г., и справка «Творческая и педагогическая деятельность профессора Харьфвского] Художественного] Института А.А. Кокеля» от 15 декабря 1953 г. уточняют названия представленных работ: «Вид из окна. Крымский пейзаж» и акварель «Натюрморт», которые были сразу раскуплены и, как указывает сам художник, находятся в частном собрании [3. С. 8].
19 июня - 13 августа 1910 г. в Риге проходит выставка «Союза молодежи» под названием «Русский Сецессион». Каталог издан на трех языках: русском, немецком, латышском, в котором указывается, что А.А. Кокель представил: «1. Натюрморт. 2. Окно. 3. Этюды» [5. С. 1]. Выставка вызвала обширные статьи в местных газетах, главным образом немецких и латышских [7. С. 57]. Может быть, они подробнее расскажут о произведениях А.А. Кокеля?
Однако о нашем земляке не сказано ни слова не только в вышеупомянутом справочнике «Золотой век...», но и в других изданиях, посвященных «Союзу молодежи». Эту историческую несправедливость в 2005 г. в определенной мере устранил А.А. Стригалев. В работе «О выставочной деятельности петербургского общества художников “Союз молодежи”» он в качестве приложения приводит каталоги названных выше выставок. В них в числе экспонентов он только упоминает фамилию Афанасьев-Кокель [6. С. 387, 394].
«Лицо «Союза» определяли не К. Малевич, В. Татлин, М. Матюшин и другие фигуры подобной величины, а иные художники, забытые (зачастую незаслуженно) сейчас» [7. С. 59]. Эти слова, сказанные искусствоведом Т.В. Любо-славской, полностью относятся и к А.А. Кокелю.
Все же поищем ответ на интересующий многих культурологов, искусствоведов и историков вопрос: почему А.А. Кокель от периода «пластического авангарда» 1904-1907 гг. и творческих, хотя и недолгих, контактов в рамках «Союза молодежи» в дальнейшем оставил эту стилистику и сосредоточился в основном на традициях академической школы?
Один из вероятных ответов заключается в том, что методические задачи в классе Я.Ф.Ционглинского, основанные на обязательном построении формы, не позволяли А.А. Кокелю сделать окончательный шаг к абстрактному искусству.
Необходимо учитывать и то, что в 1913 г. он находился вдали от России, а в год его возвращения из Италии, как известно, начиналась Первая мировая война.
Причиной мог быть и протест художественных деятелей старшего поколения против радикального и эпатажного характера выступлений членов объединения [4. С. 280]. В их числе, как известно, были и его учителя, поэтому А.А. Кокель, уже начавший работать над дипломной (конкурсной) работой, возможно, воздержался от экспонирования своих произведений на других выставках «Союза».
Ответ на этот интересующий многих культурологов, искусствоведов и историков вопрос, на наш взгляд, дает сам А.А. Кокель. Будучи зрелым мастером и педагогом, он пишет в «Автобиографии»: «Получив в академии строго реалистическое направление и испытывая влияние таких мастеров, как Маковские, Репин, Грабарь и ближайший ученик Репина - Кардовский, я старался не утрачивать этого направления в своей творческой работе и стремился передать его студенческой молодежи на протяжении всей своей педагогической деятельности».
А.А. Кокель, оставаясь преданным академической школе и своим великим учителям, все же, как подлинно внутренне свободная творческая личность, был чуток к художественным веяниям времени и отзывался на них. Поэтому в его реализме есть и иные, например, импрессионистические и постимпрессионистиче-ские оттенки, благодаря чему картины художника и после этого периода представляли собой новое слово в живописи. Наш культурологический и искусствоведческий анализ произведений мастера - убедительное свидетельство тому.
Таким образом, выявленные нами документальные источники неопровержимо устанавливают, что в числе зачинателей нового творческого направления в искусстве - русского авангарда - был и А.А. Кокель и, тем самым, исследование приоткрывает еще одну неизвестную страницу в истории отечественной культуры.
Литература
1. Васильев В. А. Алексей Афанасьевич Кокель 1880-1956. Жизнь и творчество. 2-е изд., испр. и доп. Чебоксары: Пегас, 2009. 336 с.
2. Выставка картин общества «Союз молодежи». Каталог. СПб., 1910.
3. Государственный архив Харьковской области. Ф. Р-5793. Оп. 2. Д. 3.
4. Золотой век художественных объединений в России и СССР 1820-1932: справочник / Д.Я. Северюхин, О.Л. Лей-кинд. СПб.: Чернышев, 1992. 400 с.
5. Союз молодежи. Каталог выставки картин «Русский Сецессион». Рига, 1910.
6. Стригалев А.А. О выставочной деятельности петербургского общества художников «Союз молодежи» // Волдемар Матвей и «Союз молодежи» / отв. ред. Г.Ф. Коваленко. М.: Наука, 2005. С. 387, 394.
7. Любославская Т. Хроника объединения «Союз молодежи» // Искусство. 1990. № 9. С. 57-64.
ВАСИЛЬЕВ ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ - кандидат исторических наук, профессор кафедры археологии, этнографии и региональной истории, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (vasilyev_va@mail.ru).
VASILYEV VLADIMIR ALEXANDROVICH - candidate of historical sciences, professor, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.