Научная статья на тему 'Комплексный подход в организации воспитательной работы на кафедре общественного здоровья и здравоохранения медицинского вуза в свете перехода на принципы Болонской декларации'

Комплексный подход в организации воспитательной работы на кафедре общественного здоровья и здравоохранения медицинского вуза в свете перехода на принципы Болонской декларации Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
136
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / BOLON`S DECLARATION / ORGANIZATION OF THE EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гайдаров Гайдар Мамедович, Алексеевская Татьяна Иннокентьевна, Кулеш Д. В.

Данная статья посвящена воспитательной работе с обучающимися на кафедре общественного здоровья и здравоохранения в условиях реформирования отечественного высшего образования на основе комплексного подхода: формирование творческой личности обучающегося, гражданско-правовой аспект воспитания и пропаганда культурно-нравственных ценностей. Комплексный характер воспитательной работы на кафедре реализуется по четырем основным направлениям: участие сотрудников кафедры по разработке основных направлений в области политики формирования здорового образа жизни среди молодежи; научная общественная работа; воспитательная работа через предмет; межсекторальный подход.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Гайдаров Гайдар Мамедович, Алексеевская Татьяна Иннокентьевна, Кулеш Д. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The complex approach to the organization of the education at department of public health and health care of the medical high school in the light of transition to the principles of Bolon`s Declaration

The present article is devouted to education of students at the Department of Public Health and Health Care in condition of the reforming of the domestic higher education on base of the complex approach: forming of creative personality, civillegal aspect of education and propaganda of cultural-moral values. The Complex nature of the education at the Department is realized by four main trends: participation of the collaborators of the Department in the development of the main trends in the field of the policy of the forming sound lifestyle amongst youth; scientific public work; education through subject; the intersector approach.

Текст научной работы на тему «Комплексный подход в организации воспитательной работы на кафедре общественного здоровья и здравоохранения медицинского вуза в свете перехода на принципы Болонской декларации»

ЗДОРОВЬЕ, ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ_______________

© ГАЙДАРОВ Г.М., АЛЕКСЕЕВСКАЯ Т.И., КУЛЕШ Д.В. - 2006

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД В ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА КАФЕДРЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ И ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА В СВЕТЕ ПЕРЕХОДА НА ПРИНЦИПЫ БОЛОНСКОЙ ДЕКЛАРАЦИИ

Г.М. Гайдаров, Т.И. Алексеевская, Д.В. Кулеш

(Иркутский государственный медицинский университет, ректор — д.м.н., проф. И.В. Малов, кафедра общественного здоровья и здравоохранения, зав. — д.м.н., проф. Г.М. Гайдаров)

Резюме. Данная статья посвящена воспитательной работе с обучающимися на кафедре общественного здоровья и здравоохранения в условиях реформирования отечественного высшего образования на основе комплексного подхода: формирование творческой личности обучающегося, гражданско-правовой аспект воспитания и пропаганда культурно-нравственных ценностей. Комплексный характер^ воспитательной работы на кафедре реализуется по четырем основным направлениям: участие сотрудников кафедры по разработке основных направлений в области политики формирования здорового образа жизни среди молодежи; научная общественная работа; воспитательная работа через предмет; межсекторальный подход.

Ключевые слова: воспитание, учебно-воспитательный процесс, воспитательная работа.

В условиях вуза мы имеем дело с целостным взрослеющим человеком, с мотивацией, с чувствами, с разными характерами, с поведением и личными проблемами отдельных учащихся. Учитывая этот личностный фактор, а также необходимость социализации молодежи в обществе специалисты в области учебного процесса обсуждают вопрос стандарта воспитания в вузе в современных социально-экономических условиях. Так, например, М.И. Белых и С.В. Носкова (2007) [1] под стандартом воспитания понимают систему основных параметров, принимаемых в качестве общественной нормы воспитанности, отражающей общественный идеал и учитывающий возможности реальной личности и системы социально-образовательных учреждений для достижения этого идеала. Эта позиция в целом весьма точно иллюстрирует и наше понимание воспитательного стандарта в медицинском вузе. Важным является то, что данное определение учитывает возможности реальной личности и системы социально-образовательных учреждений для достижения так называемого общественного идеала. Именно исходя из возможностей как самих учащихся, так и профессорско-преподавательского состава кафедры и вуза в целом строится воспитательная работа на кафедре общественного здоровья и здравоохранения.

Современные тенденции в реформировании отечественного высшего образования ориентируют нас на принципиально новые подходы в работе высших образовательных учреждений. Прежде всего, речь идет о принципах Болонской декларации [2]. Один из канонов Болонской идеи: вуз самостоятельно выбирает модель и содержание обучения, а в связи с тем, что образовательный процесс подразумевает и воспитательный компонент в обучении, то модели воспитательной работы с обучающимися должны учитывать, например, специфику конкретного вуза и прочие особенности. Специфика медицинского образования заключается в том, что оно изначально направлено на формирование личности с высокими моральными, этическими устоями в сочетании с профессионализмом и способностью сострадания и милосердия к нуждающемуся в медицинской помощи.

Вместе с тем в свете принципов Болонской декларации отмечается перспектива снижения аудиторной нагрузки до 6-8 часов в неделю, что закономерно увеличит объемы самостоятельной подготовки обучающихся. Тем не менее, тенденция увеличения самостоятельной работы студента не исключает преподавателя из процесса образования. Напротив возрастает его мотивирующая, воспитательная, наставническая, коорди-

нирующая роли. Преподаватель должен быть «координатором» источников информации и способов ее получения, но решать задачи студент должен уметь самостоятельно. Наряду с этим важно понимание обучающимся не только того, что он должен стать специалистом и профессионалом, но осознание им ответственности за выполнение своих профессиональных обязанностей в будущем.

В соответствии с требованиями к воспитательному процессу в вузе, определенными Законом «О высшем и послевузовском образовании» стоят задачи:

1) формирования творческой личности (будущего ученого, преподавателя, специалиста). Основными формами реализации данного направления могут выступать: организация научно-исследовательской работы студентов; переход к диалоговым формам образования; проведение межвузовских конкурсов на лучшие научно-исследовательские, дипломные и курсовые работы, научно-практических конференций и т.д.

2) гражданско-правовое воспитание через проведение регулярных собраний по решению вузовских проблем; организацию политических дискуссий, семинаров по правовым вопросам; проведение культурных, спортивных мероприятий и т.д.

3) пропаганда культурно-нравственных ценностей, которые имеют социальный характер и предопределяют социальную интеграцию личности обучающегося.

Таким образом, учитывая важность решения обозначенных задач, кафедрой общественного здоровья и здравоохранения Иркутского государственного медицинского университета учебно-воспитательный процесс видится и реализуется по четырем основным направлениям:

1. Участие сотрудников кафедры по разработке основных направлений в области политики формирования здорового образа жизни среди молодежи.

Реализация данного направления на кафедре возможна благодаря активному участию профессорско-преподавательского состава в общественной жизни области и города. Ряд сотрудников кафедры, являясь депутатами законодательного собрания Иркутской области и городской Думы г. Иркутска, привлекают интеллектуальный потенциал кафедры для формирования качественной и эффективной законодательной базы, нормативно-правовой базы нашего региона. Было принято активное участие сотрудников кафедры в разработке закона «О профилактике наркомании на территории Иркутской области», в разработке и научном обосновании областной программы «Анти-ВИЧ/СПИД» (2002-2006 гг.) и региональной и муниципальной про-

граммы «Здоровый ребенок», участие в разработке целевых программ «Дети-сироты» и «Борьба с наркоманией», «Комплексной программы мер противодействия распространения наркомании, ВИЧ-инфекции и борьбы с незаконным оборотом наркотических средств в г. Иркутске на 2005-2007 гг.» и т.д.

2. Научная общественная работа: популяризация сотрудниками кафедры здорового образа жизни, этических норм поведения и ответственности у молодежи через издание популярной литературы. Сотрудниками кафедры на данный момент подготовлено и опубликовано 6 популярных изданий, посвященных здоровому образу жизни и патриотическому воспитанию молодежи.

3. Воспитательная работа надо- и последипломном уровне подготовки через предмет (по программам обучения).

Воспитательная работа через предмет подразумевает работу профессорско-преподавательского состава кафедры индивидуально с конкретными обучающимися на до- или последипломном уровне подготовке в соответствии с программами и планами обучения, в которые включены такие разделы как «Этика и деонтология в историческом аспекте»; «История Иркутского государственного медицинского университета»; «Гигиеническое просвещение, гигиеническое воспитание населения»; «Формирование здорового образа жизни»; «Этико-деонтологические аспекты в деятельности врача на современном этапе»; «Клятва Гиппократа, клятва врача, присяга врача» и т.д.

Додипломный уровень представлен работой студенческого научного центра кафедры общественного здоровья и здравоохранения. В рамках данного центра осуществляется активная работа по руководству сотрудниками кафедры выполнения студентами научно-исследовательских работ, посвященных тематике, сопряженной с воспитательными аспектами обучения. Так студентами на нашей кафедре были выполнены научные исследования по темам: «Смертность среди лиц, употребляющих наркотические средства» (2006 г.); «Медико-социальная характеристика случаев искусственного прерывания беременности в стационарах г. Иркутска» (2006; 2007 гг.); «Медико-социальные аспекты подросткового материнства как фактор риска заболеваемости новорожденных» (2006 г.); «Социологическое изучение мнения подростков детских образовательных учреждений по проблеме личной ответственности за отношение к своему здоровью» (2007 г.); «Особенности гигиенического поведения взрослого населения г. Иркутска» (2007 г.); «Репродуктивное поведение этнических групп (бурят), проживающих в сельской местности в современных условиях (на примере населения п.г.т. Усть-Ордынский)» — 2007 г. и др.

На последипломном уровне клинические ординаторы и интерны кафедры в соответствии с разработанным нами положением выполняют по итогам обучения дипломные работы. Тематика этих работ часто также сопряжена с воспитательными аспектами последипломного обучения: «Кадровый менеджмент в работе медицинских организаций (на примере Областного диагностического центра)» — 2003г.; «Оценка уровня знаний в

правовых вопросах в области здравоохранения пациентов и врачей» (2004 г.); «Социологическая оценка состояния здоровья врачей» (2005 г.); «Научный потенциал высшей медицинской школы и его роль в развитии здравоохранения на современном этапе (на примере Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Иркутский государственный медицинский университет Росздрава)» — 2005 г.; «Распространенность ВИЧ-инфекции в г. Иркутске и уровень информированности населения по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции» (2006 г.); «Совершенствование профилактики наркомании среди подростков в современных условиях» (2007 г.) и т.д.

Как результаты научных исследований студентов, так и результаты выполнения дипломных работ на последипломном уровне публично докладываются и защищаются на научных конференциях студентов, клинических ординаторов и интернов кафедры с обсуждением и дискуссией, в которой участвуют как обучающиеся, так и профессорско-преподавательский состав кафедры.

4. Межсекторальный подход: взаимодействие с общественными организациями, органами управления и учреждениями здравоохранения, научными организациями.

Данный подход реализуется при взаимодействии кафедры с такими организациями и учреждениями, как Международный Красный крест, Автономный некоммерческий молодежный культурно-спортивный клуб «Тысячелетие», Российское общество по общественному здоровью и здравоохранению, Ассоциация вольной борьбы Иркутской области, Дискуссионный клуб ИГМУ «Твой взгляд», Межвузовская общественная организация «Золотое поколение», органами управления здравоохранения, Роспотребнадзором, Государственное учреждение Научный центр медицинской экологии Восточно-Сибирского научного центра СО РАМН и др. Механизм взаимодействия несложен и реализуется через проведение совместных семинаров, круглых столов, встреч, посвященных различным аспектам и вопросам патриотического воспитания, этики, формированию здорового образа жизни; проведение совместных научно-практических исследований, работа учащихся в данных организациях и учреждениях в рамках отработки практических навыков в рамках производственной практики по программам и планам, содержащим вопросы, сопряженные с воспитательными аспектами обучения.

Таким образом, реализация основных направлений учебно-воспитательного процесса на кафедре общественного здоровья и здравоохранения носит комплексный характер. Комплексный подход в данном случае, на наш взгляд, является наиболее адекватным способом воздействия на обучающегося с целью углубленного воспитательного воздействия на формирующуюся личность как в социальном плане, так и с точки зрения подготовки грамотного и ответственного за результаты своей деятельности специалиста. Особенно это важно в условиях динамично изменяющихся социально-экономических отношений и реформирования отечественного высшего образования.

THE COMPLEX APPROACH TO THE ORGANIZATION OF THE EDUCATION AT DEPARTMENT OF PUBLIC HEALTH AND HEALTH CARE OF THE MEDICAL HIGH SCHOOL IN THE LIGHT OF TRANSITION TO THE PRINCIPLES OF BOLONS DECLARATION

G.M. Gaydarov, T.I. Alekseevskaya, D.V. Kulesh (Irkutsk State Medical University)

The present article is devouted to education of students at the Department of Public Health and Health Care in condition of the reforming of the domestic higher education on base of the complex approach: forming of creative personality, civil-legal aspect of education and propaganda of cultural-moral values. The Complex nature of the education at the Department is realized by four main trends: participation of the collaborators of the Department in the development of the main trends in the field of the policy of the forming sound lifestyle amongst youth; scientific public work; education through subject; the intersector approach.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белых М.И., Носкова С.В. К вопросу о воспитательном стандарте в вузе // Сб. науч. статей Саратовского медицинского университета. Гуманитарные методы исследований в медицине: состояние и перспективы. — Саратов, 2007. — С. 171-175.

2. Кучеренко В.З., Манерова О.А. Преподавание дисциплины «общественное здоровье и здравоохранение» в условиях перехода на болонские принципы образования // Материалы науч.-метод. конф. заведующих кафедрами общественного здоровья и здравоохранения. Преподавание общественного здоровья и здравоохранения для иностранных студентов. — М., 2006. — С.83-87.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.