Научная статья на тему 'Роль и место кафедры общественного здоровья и здравоохранения медицинского университета в реализации региональной политики в области здравоохранения'

Роль и место кафедры общественного здоровья и здравоохранения медицинского университета в реализации региональной политики в области здравоохранения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
301
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАФЕДРА ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ И ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / DEPARTMENT PUBLIC HEALTH SERVICES / REGIONAL POLICY IN THE FIELD OF PUBLIC HEALTH

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гайдаров Гайдар Мамедович, Алексеевская Татьяна Иннокентьевна, Кицул Игорь Сергеевич

В статье представлено обоснование роли и места кафедры общественного здоровья и здравоохранения в условиях реформирования отрасли в части реализации государственной политики в области охраны здоровья населения на региональном уровне. Предложена организационная модель взаимодействия кафедры с органами законодательной и исполнительной власти, субъектами системы здравоохранения и медицинского страхования, образования и науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Гайдаров Гайдар Мамедович, Алексеевская Татьяна Иннокентьевна, Кицул Игорь Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE AND PLACE OF PUBLIC HEALTH CHAIR AND PUBLIC HEALTH SERVICES OF MEDICAL UNIVERSITY IN IMPLEMENTATION OF REGIONAL POLICY IN THE FIELD OF PUBLIC HEALTH PROTECTION

In the article the basis of the role and place of public health chair and public health services in conditions of reforming of the branch is presented. The organizational model of interaction of chair with organs of legislative and executive authority, subjects of system of public health services and medical insurance, formation and science is offered.

Текст научной работы на тему «Роль и место кафедры общественного здоровья и здравоохранения медицинского университета в реализации региональной политики в области здравоохранения»

children: The Hisayama study Acta Pediatrica. -1996. - Vol.38. - P.22-27.

50. Me Namara J.R.,Cohn J.S et all. Calculated values for low-density lipoprotein cholesterol in the assessment of lipid abnormalities and coronary disease risk. Clin. Chem. - 1990. - Vol.36. - P.36-42.

51.NCEP Expert Panel on Blood cholesterol levels in Children and Adolescents. National Cholesterol Education Program (NCEP): Highlights of the report of the Expert Panel on blood cholesterol levels in children and Adolescents. Pediatrics. - 1992. - Vol.89. -P.495-501.

52. Triglyceride, High Density Lipoprotein and Coronary Heart Diseases. JAMA. January 27, 1993. - Vol.269, N.4. - P.505-508.

53. Wamick G.R., Knopp R.H et all. Estimating low-density lipoprotein cholesterol by the Friedwald equation is adequate for classifying patients on the basis of nationally recommended cut points. Clin. Chem. -1990. - Vol.36. -P. 15-19.

54. Whatly L.G., Percy-Robb I.W et all. Lecture notes on clinical chemistry (second edition) 1983. -P. 125-136.

© ГАЙДАРОВ Г.М., АЛЕКСЕЕВСКАЯ Т.Н.. КИЦУЛ И.С.-УДК 614.2:352.07

РОЛЬ И МЕСТО КАФЕДРЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ Н ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

ГМ. Гайдаров, Т.И. Алексеевская, И.С. Кицул.

(Иркутский государственный медицинский университет, ректор - акад. МТА и АН ВШ д.м.н., проф. А.А. Майборода, кафедра общественного здоровья и здравоохранения, зав. - проф. Г.М. Гайдаров)

Резюме. В статье представлено обоснование роли и места кафедры общественного здоровья и здравоохранения в условиях реформирования отрасли в части реализации государственной политики в области охраны здоровья населения на региональном уровне. Предложена организационная модель взаимодействия кафедры с органами законодательной и исполнительной власти, субъектами системы здравоохранения и медицинского страхования, образования и науки.

Введение медицинского страхования населения, коренная реорганизация экономической базы здравоохранения, зарождение экономических отношений между потребителем и исполнителем (производителем) медицинских услуг, формирование системы цен и тарифов на медицинские услуги, внедрение современных методов управления на основе теорий маркетинга и менеджмента, реализация экономических методов управления в условиях хозяйственной самостоятельности медицинских организаций определяет в качестве неотложной научно-технической задачи периода реформирования отрасли необходимость усиления совместной деятельности медицинского вуза с органами управления и учреждениями здравоохранения.

В 21 веке значимость кафедр общественного здоровья и здравоохранения возрастает в части подготовки будущих врачей но вопросам охраны и укрепления здоровья населения, организации управления и экономики здравоохранения. Им предстоит работать в достаточно сложных и жестких условиях медицинского предпринимательства, конкуренции специалистов и медицинских организаций с различными формами собственности, повышения требований к обеспечению качества медицинской помощи, эффективному использованию кадровых, финансовых и материальных ресурсов, все обостряющейся проблемы защиты нрав пациентов.

Кафедра общественного здоровья и здравоохранения занимают ведущее место не только в подготовке врачей-специалистов, а также в формировании государством социальной политики, реформировании системы здравоохранения в новых экономических условиях. Эти кафедры единственные, которые разрабатывают новые формы и методы управления здравоохранением, пригодные для данной политики государства, и являются проводниками политики Министерства здравоохранения на местах, регионах.

Необходимо отметить, что преобразования государственной системы управления здравоохранением по-новому определяют роль учреждений здравоохранения в функционировании отрасли в новых экономических условиях. Лечебнопрофилактические учреждения взаимодействуют с рыночной системой приобретения и предложения ресурсов, что требует от них интенсивного создания собственных систем маркетинга, мониторинга, статистического анализа, прогнозирования, оперативного принятия оптимальных ресурсосберегающих решений. Каждый из руководителей здравоохранения на своем уровне должен в этих условиях выстраивать адаптированную к местным особенностям стратегию по многим направлениям, в том числе в отношении:

- прогнозирования потребностей населения в медицинской помощи по ряду показателей;

- определения своих возможностей в гарантированном удовлетворении имеющимися медицинскими технологиями прогнозируемого спроса на медицинскую помощь при условии соблюдения прав населения на ее доступность, своевременность и качества;

- удовлетворения потребностей в соответствующих ресурсах, чтобы, в свою очередь, оценить соответствие сформированного спроса предложению рынка для его удовлетворения;

- адекватности поступающих финансовых ресурсов для выстраивания собственной политики как в привлечении альтернативных источников для выполнения своих программ, так и ликвидации причин неэффективного их использования.

Принятые аспекты стратегии развития здравоохранения несут в себе извлечение и обработку огромного количества соответствующей информации. Это требует расчета и поиска удовлетворения потребностей в информационном обеспечении выбранных стратегии с соответствующими кадровыми, программно-техническими и другими ресурсами. Таким образом, возник широкий для каждого субъекта на уровне управления на эти виды нужных для стратегических разработок ресурсов долговременного и многократного использования. Отсутствие соответствующей подготовки и опыта руководителей здравоохранения в создании и ведении новых технологий управления порождает множество дополнительных проблем. Вместе с тем, система управления изначально призвана выделять, делегировать и превращать в

реальные технологии реформаторские начинания управленцев в соответствии с действующими законодательными и методическими документами, нормативными актами, собственной квалификацией и компетенцией.

Все вышеперечисленное предполагает необходимость взаимодействия кафедр общественного здоровья и здравоохранения медицинских вузов с органами законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления, с субъектами системы здравоохранения, медицинского страхования, образования и науки.

За последние годы в Иркутском государственном медицинском университете выработаны основные направления совместной работы, включающие в себя следующие разделы: работа с Комитетом здравоохранения администрации Иркутской области, департаментом здравоохранения администрации г.Иркутска, с Законодательным собранием Иркутской области. Иркутской городской Думой, администрацией г.Иркутска, с Медицинским Советом при губернаторе Иркутской области, с субъектами медицинского страхования, исполнительной дирекцией ТФОМС и его правлением, с учреждениями медицинского образования, науки - это НИИ проблем медицинского страхования. экономики и управления здравоохранением, Иркутский государственный институт усовершенствования врачей, ВСНЦ СО РЛМН; с клиническими кафедрами ИГМУ и базовыми лечебно-профилактическими учреждениями (областными и муниципальными) (схема 1).

Медицинский Совет при губернаторе Иркутской области

2 сотрудника

Комитет Здравоохранения администрации Иркутской области

Исполнительная дирекция ТФОМС

Правление ТФОМС

2 сотрудника

Ассоциация страховщиков Иркутской обл.

ИГИУВ

ВСНЦ СО РАМН

НИИ проблем медицинского страхования, экономики и управления здравоохранением

Все сотрудники кафедры

Закої ю дательное собрание Иркутской области Администрация г. Иркутска

1 сотрудник

Иркутская городская Дума Департамент здравоохранения администрация

1 сотрудник г. Иркутска

Кафедра общественного здоровья и

здравоохранения

профессоров - 3 ординаторов - 12

д.м.н. - 1 аспирантов - 3

доценгов - 4 соискателей - 10

ассистентов - 6 СНК - 60

Клиники Иркутского государствеї того медицинского университета

5 сотрудников

Базовые лечебно-профилактические учреждения (областные и муниципальные)

38 клинических кафедр ИГМУ

Интеграция в преподавании

Схема 1. Организационная модель взаимосвязи совместной работы кафедры общественного здоровья и здравоохранения ИГМУ с исполнительной и законодательной властями, муниципальными образованиями, субъектами здравоохранения, медицинского страхования, образования, науки и др.

Кафедра Общественного здоровья и здравоохранения Иркутскою государственного медицинского университета

--------г-_

Клиники Иркутского государственного медицинского университета

Учебно-научно-производственный комплекс

Практические занятия Последипломная Участие сотрудников Проведение научных

по предмету. подготовка в разработке и исследовании

прохождение студентами специалистов внедрении на базе клиник

производственной практики на базе клиник новых технологии

1 1

АСУ Медицинский маркетинг Статистический учет и отчетность ЛПУ

Оценка качества и эффективности медицинской помощи Управление персоналом

Нормирование труда медицинских работников

Планирование деятельности ЛПУ Экспертиза временной нетрудоспособности

Ценообразование на медицинские услуги Финансовый менеджмент медицинского учреждения Оплата труда медицинских работников

Схема 2. Интеграционная модель кафедры Общественного здоровья и здравоохранешы е факультетскими клиниками ИГМУ в "Учебно-научно-производственный комплекс"

Кафедра в настоящее время осуществляет свою деятельность в едином научно-учебно-производственном комплексе "Факультетские клиники ИГМУ - кафедра общественного здоровья и здравоохранения ИГМУ" (схема 2).

Нами разработана и внедрена в практику совместной работы кафедры общественного здоровья и здравоохранения с вышеперечисленными субъектами такая форма работы как "круглый стол" по актуальным проблемам общественного здоровья и здравоохранения Иркутской области. Структура участников "круглого стола" представлена следующим образом: председатель - заве-

дующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения ИГМУ; участники "круглого стола" - профессорско-преподавательский состав, аспиранты, ординаторы, соискатели кафедры общественного здоровья и здравоохранения ИГМУ; сопредседатели - руководители Комитета здравоохранения администрации и исполнительной дирекции ТФОМС Иркутской области; участники -руководители департамента здравоохранения администрации г.Иркутска; руководители лечебнопрофилактических учреждений (областных, муниципальных) и ведомственных; ВСНЦ СО РАМН; ИГИУВ и др. (схема 3).

Схема 3. Состав "круглого стола" по проблемам общественного здоровья и здравоохранения Иркутской области

Ежемесячно в медицинском университете на кафедре проводятся заседания "круглого стола". Тематика "круглых столов" но проблемам общественного здоровья и здравоохранения, проведенных кафедрой общественного здоровья и здравоохранения в 2002 г. была представлена следующим образом:

- концептуальные подходы к укреплению здоровья населения и развитию здравоохранения Иркутской области до 2004 г.,

- состояние здоровья населения Иркутской области: динамика, тенденции, прогноз;

- законодательные инициативы в здравоохранении на территориальном уровне;

- анализ финансового обеспечения территориальной программы государственных гарантий обеспечения гражданам бесплатной медицинской помощи и пути оптимизации;

- новые подходы к обеспечению финансовой устойчивости системы ОМС Иркутской области;

- перспективные способы оплаты медицинской помощи в условиях ОМС;

- научно-методические подходы к формированию тарифов на медицинскую помощь в условиях ОМС;

- актуальные проблемы стандартизации здравоохранения на региональном уровне;

- организационно-правовые аспекты оказания платных медицинских услуг населению;

- использование инновационных технологий в Л ПУ;

- современные направления оптимизации лекарственного обеспечения населения и ЛПУ;

- взаимосвязь и совместная деятельность клинических кафедр медицинского ВУЗа с базовыми лечебно-профилактическими учреждениями.

Таким образом, значимость и важность совместной деятельности кафедры общественного здоровья и здравоохранения в условиях коренного реформирования отрасли возрастает. Формирование региональной политики здравоохранения и ее реализация в существующих социально-экономических условиях возможно в тесной интеграции медицинской науки и практики.

ROLE AND PLACE OF PUBLIC HEALTH CHAIR AND PUBLIC HEALTH SERVICES OF MEDICAL UNIVERSITY IN IMPLEMENTATION OF REGIONAL POLICY IN THE FIELD OF PUBLIC HEALTH PROTECTION

G.M. Gaidarov. T.I. Alekseevskaya, I.S. Kitsoul (Irkutsk State Medical University)

In the article the basis of the role and place of public health chair and public health services in conditions of reforming of the branch is presented. The organizational model of interaction of chair with organs of legislative and executive authority, subjects of system of public health services and medical insurance, formation and science is offered.

О КОВАЛЬСКАЯ Г.Н. -УДК 615.456:615.035.2

ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НЕСОВМЕСТИМЫХ СОЧЕТАНИЙ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ В ИНФУЗИОННЫХ РАСТВОРАХ

Г.Н. Ковальская.

(Иркутский государственный институт усовершенствования врачей, ректор - чл.-корр. РАМН, д.м.н.. проф. А. А. Дзизинский, кафедра фармации, зав. -д.ф.н., проф. В.А. Маняк)

Резюме. В настоящей работе представлен анализ частоты назначений и характера фармацевтически несовместимых сочетаний лекарственных средств в инфузионных растворах в отделениях многопрофильного стационара.

Бурный прогресс развития фармакологии и фармации во второй половине XX века привел к появлению огромного числа лекарственных средств (ЛС), которые применяются в настоящее время не только для монотерапии, но и в различных сочетаниях [3]. Комбинированное применение ЛС объясняется стремлением врача получить более высокий и быстрый терапевтический эффект, а в ряде случаев улучшить их переносимость [6,7]. По данным ВОЗ в настоящее время

широко используются более 2000 ЛС. и возможное количество их сочетаний выражается числом 64-101*. В связи с этим, изучение взаимодействий ЛС - это огромный и непочатый край научных исследований [5].

В последние годы участились сообщения о нежелательных эффектах взаимодействия ЛС, описаны случаи возникающих при этом осложнений, иногда даже со смертельным исходом [1,4,5]. В 2001 г. в ВОЗ поступило 3 млн. подобных со-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.