Литература
1. Белякова Н.М. Требования к уровню сформированности социокультурной компетенции в современном технологическом обществе // Известия Российского гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. - 2008. - №73-1. - С. 68-71.
2. Вербицкая М.В., Соловов М.Ю. Компоненты и уровни переводческой компетенции // Вестник Московского университета: Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2010. - №4. - С. 9-18.
3. Воробьев Г. А. Развитие социокультурной компетенции будущего учителя иностранного языка // Иностранные языки в школе. - 2003. - №2. - С. 30-35.
4. Гавриленко Н.Н. Компонентный состав переводческой компетенции [личный сайт]/иКЬ: http://www.gavrilenko-nn.ru\didactics/662/ (дата обращения: 03.11.11)
5. Дареева О.А., Дашиева С.В. Социокультурная компетенция как компонент коммуникативной компетенции // Вестник Бурят. гос. ун-та. - Вып. 15. - 2009. - С. 154-158.
6. Коренева М.Р. Компенсаторная компетенция как цель обучения в языковом вузе. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. унта, 2009. - 187 с.
7. Латышев Л.К. Технология перевода. - М.: Академия, 2008. - 320 с.
8. Матушкин Н.Н., Столбова И.Д. Методологические аспекты разработки структуры компетентностной модели выпускника высшей школы // Высшее образование сегодня. - 2009. - №5. - С. 24-29.
9. Попова М. Социокультурная компетенция - цель вузовского образования //Высшее образование в России. - 2008. -№1. - С. 157-159.
10. Рябова И.А. Совершенствование методики формирования социокультурной компетенции студентов переводческих факультетов в процессе подготовки (на материале курса «Страноведение Германии»): автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2011. - 25 с.
11. Сафонова В.В. Иностранный язык в двуязычном образовании российских школьников (в школах с углубленным изучением иностранных языков) // Иностранные языки в школе. - 1997. - №1. - С. 2-7.
12. Сысоев П.В. Язык и культура: в поисках нового направления в преподавании культуры страны изучаемого языка // Иностранные языки в школе. - 2001. - №4. - С. 12-18.
13. Халеева И.И. Основы теории обучения пониманию иноязычной речи. - М.: Высш. школа, 1989. - 238 с.
14. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам. Теория и практика. - М.: Филоматис, 2004. - 416 с.
Пантеева Елена Янчиповна, аспирант, преподаватель кафедры перевода и межкультурной коммуникации Бурятского госуниверситета. E-mail: [email protected]
УДК 378.1
© ГИ Рогалева
Опыт работы вузов в организации воспитательной деятельности
В статье проводится обзор воспитательной деятельности ряда университетов России. Представлены основные идеи организации и развития воспитательной деятельности в высшей школе на современном этапе.
Ключевые слова: основные идеи, концепции воспитания студентов; воспитательная система, воспитательное пространство.
Experience in Educational Work of Universities
GI. Roga/eva
Work experience students in the educational article provides an overview of the educational activities of a number of universities of Russia. Introduces the main idea of the organization and development of educational activities in higher education at the present stage.
Keywods: basic ideas, the concept of education students, the educational system,educational space.
Проблема воспитания студенческой молодежи является одной из наиболее актуальных социальных проблем в современных условиях. Перемены в обществе создают существенные трудности для процесса социализации студенческой молодежи.
Возникает противоречие между новыми требованиями к личности студента, с одной стороны, и уровнем и характером ее знаний, навыков, качеств и способностей, с другой стороны. Это противоречие затрудняет социальную адаптацию человека к новым условиям. Разрешение данного противоречия связано с разработкой и реализацией новых концепций воспитательной
деятельности в вузах, приведением ценностных ориентаций молодежи в соответствие с общими гуманистическими идеалами и национальными культурными традициями.
Для высших учебных заведений в современных условиях становится главной идея перехода на новую ступень интеграции учебной, воспитательной и научной деятельности в целях достижения нового качества подготовки специалистов с учетом современных квалификационных требований, национальных приоритетов и международных стандартов качества. Очевидной становится необходимость разработки новых подходов к созданию воспитательного пространства в вузе.
В последнее десятилетие российские вузы уделяют особое внимание воспитательной работе со студентами. В число показателей аттестации вузов включен показатель «Воспитательная деятельность». Все чаще объектом педагогических исследований становится студенческая молодежь (А.В. Меренков, И.Э. Надуткина, Т.Э. Петрова и др.). В ряде исследований осуществлен анализ воспитания вузовской молодежи (Н.Ф. Головатский, В.Т. Дмитриев, Л.Н. Лесо-хина, В.Т. Лисовский, Т.В. Шадрин).
Несмотря на значительное расширение исследований по проблеме организации воспитательной деятельности студенческой молодежи, возникла и все более осознается необходимость обоснования концептуальных подходов и развития конструктивной деятельности по созданию воспитательного пространства в вузе.
Для определения подходов к разрешению этой проблемы нам представляется важным рассмотреть опыт организации воспитательной деятельности в ряде университетов России. Мы использовали материалы, опубликованные в периодической и научной литературе, научно -методические материалы международных и российских научно-практических конференций.
Интерес представляет опыт Рязанского государственного университета (РГУ) им. С.А. Есенина, который имеет статус экспериментальной площадки сетевого проекта «Инновации в воспитании» в вузах РФ и исследует проблему создания, функционирования и развития системы профессионального воспитания студентов в целостном педагогическом процессе.
Экспериментальная работа проводится под руководством вновь создан- ной научной лаборатории исследования проблем воспитания, которая объединяет усилия сотрудников управления учебно-воспитательной работой и кафедры педагогических технологий РГУ (утверждена Ученым советом РГУ им. С. А. Есенина 29 февраля 2008 г.)
Одной из важных задач воспитательной работы в РГУ им. С.А. Есенина является формирование системы потребностей самореализации личности, которая включает самообразование, саморазвитие, самовоспитание преподавателей и студентов.
Концепция воспитания студентов в Восточно-Сибирской государственной академии образования г. Иркутск (Иркутского государственного педагогического университета), была разработана авторским коллективом преподавателей под руководством В.К. Бахир в 1998 г. и охватывает широкий круг вопросов методологии,
содержания и конкретной организации воспитательной деятельности. В вузе формируется система воспитательной работы, проводится мониторинг ее результативности. Авторы определили, что профессиональное обучение и воспитание должны слиться в единый процесс становления профессиональной компетентности специалиста с высоким уровнем культур. К стратегическим целям академии в области качества образования относятся: становление и совершенствование у обучаемых универсальных, специальных и педагогических компетенций, обеспечивающих высокий уровень конкурентоспособности на современном рынке труда; организация и развитие деятельности студенческих сообществ по реализации общественно значимых проектов как определяющих условия воспитания.
Учебно-методический центр социальной и воспитательной работы Сахалинского государственного университета определил целями и задачами реализацию единой с учебным процессом работы по формированию у студентов профессионально-нравственной культуры, обеспечение социальной защищённости студентов, создание условий для общественной и творческой самореализации личности студента, организации досуга студентов во внеучебное время. В состав Центра входят следующие структурные подразделения: студенческое самоуправление, студенческий совет университета, студенческие советы общежитий. За последние пять лет в университете возродили трудовые и педагогические отряды.
В Красноярском государственном аграрном университете для организации воспитательной деятельности создано управление по воспитательной работе, разработана концепция и программа воспитательной деятельности. Основной задачей является создание личностно- ориентированной воспитательной системы, пронизывающей все сферы жизнедеятельности университета. В управление по воспитательной работе вошли отдел по воспитательной работе со студентами, отдел социальной работы, культурнодосуговый центр, музей, спортивный клуб.
Южно-Уральский государственный университет ратует за всестороннее развитие личности будущего специалиста, способствуя его совершенствованию не только в сфере науки и образования, но и культуры. Важнейший приоритет университета - стремление к воспитанию свободно и широко мыслящей творческой личности, способной к самостоятельным научным решениям.
В Южно-Уральском государственном университете действует Центр творчества студентов. Центр работает по нескольким направлениям: театрально-зрелищные мероприятия, студенческое художественное творчество, административно-хозяйственная деятельность, методическая работа, студенческая филармония, усилиями Центра открыт Зимний сад.
В Сыктывкарском государственном университете создан отдел по воспитательной работе со студентами. Специалисты оказывают организационную и материальную поддержку в реализации инициатив по развитию студенческих клубов; творческих коллективов и других студенческих структур; при проведении культурномассовых, спортивных и других мероприятий, отдел координирует работу факультетов и администрации общежитий по организации проживания студентов в общежитиях; осуществляет организацию взаимодействия с молодежными учреждениями города и республики. Для культурного и эстетического воспитания создан Центр художественного творчества (ЦХТ).
В Горно-Алтайском государственном университете существуют центры культурного просвещения студентов. Деятельность Немецкого культурного центра развивается по следующим направлениям: знакомство с национальной немецкой культурой в её традиционных и современных формах; воспитание культуры межнационального общения; развитие прямых контактов творческих работников и коллективов; оказание методической помощи учителям и преподавателям немецкого языка средних школ, техникумов, училищ, университета. Цели и задачи Молодежного культурного центра заключаются в создании наиболее благоприятных условий для удовлетворения духовных потребностей студентов и преподавателей через улучшение культурно-воспитательной работы, организацию отдыха и досуга студентов; расширение культурных услуг; осуществление методической и организационной помощи факультетам по организации культурно-массовой работы; реализацию интеллектуально-творческого потенциала студентов, аспирантов и преподавателей.
Интересной представляется система воспитательной работы Волгоградского государственного технического университета, направленная на реализацию программы профилактики наркомании и ВИЧ/СПИД, а также ресурсного центра Архангельского государственного технического университета под руководством О.Б. Бес-серт - методическое сопровождение воспитательной работы технического университета.
В Забайкальском государственном гуманитарно-педагогическом университете им. Н. Г. Чернышевского выделены две проблемы: развитие социальной компетентности студентов вуза в условиях Молодежного центра и изучение и коррекция самоидентичности личности в молодежной среде.
Бурятский государственный университет длительный период времени работает над созданием эффективной модели воспитательного пространства вуза для творческого саморазвития студентов.
Создание воспитательного пространства вуза строится на разработке исходной концепции, которая представляет собой совокупность идей и механизмов, обеспечивающих ее эффективность, и выступает в качестве основного компонента воспитательного пространства. Главное назначение концепции - переход основных базовых ценностей общества извне во внутренний мир каждого студента и преподавателя. В современном обществе приоритетными ценностями являются: жизнь, здоровье, природа, любовь, семья, образование, культура, Отечество, труд. Приоритетными также становятся ценности демократического общества: честь и достоинство личности, доступность образования, толерантность, право на счастье.
В апреле 2006 г. в Бурятском государственном университете на заседании Ученого Совета принята Концепция воспитательной деятельности. Авторы концепции (Т.К. Солодухина, М.В. Бадмаева, Г.Н. Фомицкая, И. А. Маланов, А.Б. Цыремпилон, А.С. Танхасаева, О.В. Кото-манова, А.Г. Малгатаева) полагают, что воспитание, осуществляемое в системе высшего образования, должно рассматриваться как целенаправленная деятельность, ориентированная на создание условий для для самореализации личности и развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей; оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении. Целью воспитательной деятельности в университете является формирование, развитие и становление личности студента, будущего специалиста, сочетающей высокую образованность, глубокие профессиональные знания, умения и навыки, активную гражданскую позицию, широкий кругозор, гуманизм, любовь и уважение к истории Отечества, желание участвовать в сохранении и развитии лучших традиций отечественной культуры и национальных культур народов России.
Основными задачами воспитательной работы
со студентами являются: всемерное развитие и сохранение лучших традиций БГУ, российского студенчества в целом, направленных на воспитание у студентов представлений о престижности выбранной профессии; сознательное отношение к учебному труду, потребности и умений трудиться; создание условий для самореализации, самодеятельности, саморазвития студентов; формирование условий для гражданского становления и патриотического сознания студентов, культуры межличностных и межнациональных отношений, толерантности, умения работать в коллективе, потребности и навыки в здоровом образе жизни; повышение ответственности органов студенческого самоуправления и уровней их реального вклада в непрерывный воспитательный процесс.
Исходя из общих целей и задач воспитания студентов Бурятского государственного университета, сформулированных авторами Концепции, можно определить более конкретные задачи по созданию воспитательного пространства вуза. Оно должно способствовать развитию личности студента и ее социально-значимых качеств, таких как самостоятельность, творческое саморазвитие, социальная активность, ответственность и направленность на самореализацию в деятельности.
В марте 2009 г. на заседании Ученого Совета университета обсуждался вопрос «Воспитательная деятельность в Бурятском государственном университете: новые направления развития» с позиции обновления воспитательной деятельности со студентами с учетом общественно-экономических и политических изменений и на основе активного использования накопленного позитивного научнопедагогического опыта и знания.
Новые акценты изменили смысловое наполнение основных ценностных ориентиров воспитательной деятельности, в центре которых находится студент в конкретных человеческих сообществах, в каждодневной жизни. Выделены приоритетные направления организации воспитательной деятельности студентов: создание
воспитательного пространства вуза с учетом национально-регионального компонента; подготовка конкурентоспособного специалиста; развитие созидательной активности студентов; педагогическая поддержка студентов, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях, поддержка студенческой семьи.
Изменение содержания воспитания осуществляется за счет включения студентов и преподавателей в жизнь в совместном воспитательном пространстве, ориентацию на нравственные
идеалы и ценности общества. На наш взгляд, содержание воспитательной деятельности определяется личностными и общественными проблемами в различных сферах жизни. Студенты в воспитательном пространстве вуза включаются в проекты, связанные с учебной и научной работой, студенческой жизнью, административным управлением и самоуправлением студентов.
В развитии воспитательной деятельности и развитии личности студента в пространстве вуза мы выделяем идеи по разным направлениям. Важными считаем идеи, связанные с учебной деятельностью: осуществление воспитания студентов в университете в контексте целей и задач профессионального образования; отбор содержания воспитательной деятельности на основе опоры на основную образовательную программу и возможность получить дополнительную квалификацию; разработка новых образовательных инновационных программ, факультативные курсы для студентов.
Интерес представляют идеи, связанные со студенческой жизнью: ориентация на нравственные идеалы и ценности гражданского общества; развитие сети разнообразных студенческих объединений: общественных, клубных, творческих, профсоюзных, научных; поддержка и развитие научно-технического творчества студентов, научные кружки и школы.
Сбалансированное сочетание управления университетом и развитие органов студенческого самоуправления связаны с административным управлением, усилением активности факультетов во всех сферах деятельности университета, созданием системы межфакультетских и институтских связей и переносом основных видов деятельности на факультетский и групповой уровни. Этот переход позволил в пространстве университета реализовать по- настоящему интересные проекты и программы, востребованные в молодежной среде и обществе, создать воспитательное пространство вуза, направленное на развитие личности студента.
Знакомство с основными идеями, концепциями воспитания и организацией воспитательной деятельности студентов ряда высших учебных заведениях России подтверждает, что воспитание студентов становится одним из приоритетных направлений деятельности. Концепция модернизации образования в Российской Федерации нацеливает на воспитание студентов как граждан правового, демократического государства, способных к созидательному решению личных и общественных проблем.
Основные концептуальные идеи развития
воспитательной деятельности в высшей школе представлены научно-практическим центром развития воспитательной деятельности Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (руководитель Р.У. Богданова).
Данные идеи ориентированы на то, что высшая школа должна осуществлять свою деятельность в соответствии с Болонским соглашением, Стратегией государственной молодежной политики Российской Федерации, а также с учетом реального состояния воспитательной работы в вузе. Ключевые проблемы и основные пути их решения определяются следующим образом: неполная включенность молодежи в жизнь общества; изменение характера и форм взаимодействия преподавателей и студентов как условия перехода к уровневому образованию; построение воспитательной деятельности в соответствии с государственной молодежной политикой Российской Федерации.
Р.У. Богданова выделяет следующие концептуальные идеи развития воспитательной деятельности в высшей школе:
- ориентация на нравственные идеалы и ценности гражданского общества;
- социокультурная и возрастная сообразность;
- воспитание в контексте профессионального образования в соответствии с Болонским соглашением;
- вовлечение молодежи в полноценную жизнь общества;
- целостность построения образовательного процесса;
- реализация проектного подхода;
- деятельностная основа и взаимодействие с разными людьми;
- создание студенческих объединений (сообществ), их взаимодействие с детскими и молодежными объединениями (организациями);
- вариативность, добровольность и право выбора студента;
- образовательное пространство с высоким воспитательным потенциалом;
- сочетание административного управления и самоуправления студентов;
- открытость, преемственность, гибкость воспитательной системы вуза;
- инновационная и экспериментальная деятельность вузов на основе сетевого взаимодействия [2].
Предложенные концептуальные идеи нашли свое отражение в проекте «Инновации в воспитании», который осуществляет центр развития
воспитательной деятельности РГПУ им. А.И. Г ерцена.
Цель проекта - развитие новой практики воспитания студентов в высшей школе, способствующей переходу отечественной высшей школы на уровневое образование в контексте Болонского соглашения, путем активизации и повышения качества инновационной и экспериментальной работы по проблемам воспитания студентов на основе сетевого взаимодействия заинтересованных вузов. В сети принимают участие вузы из разных округов Российской Федерации: Педагогический институт Южного Федерального университета, Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского, Томский политехнический университет, Восточно-Сибирская государственная академия образования г. Иркутск и др. Бурятский государственный университет также вошел в данный проект. В апреле 2009 г. была представлена заявка на открытый семинар и защищен проект БГУ «Вуз как социальный институт воспитания гражданственности» (авторы: Г.И. Рогалева, О.О. Юрченко). По итогам защиты университету был присвоен статус экспериментальной площадки сетевого проекта «Инновации в воспитании» в вузах РФ.
Обобщая вышеизложенное, отмечаем следующее. В настоящее время научнопрактический центр развития воспитательной деятельности РГПУ им. А.И. Герцена (руководитель Р.У. Богданова) поддерживает и способствует развитию инновационной и экспериментальной работы вузов по проблемам воспитания студентов. Центром подготовлена и выпущена научно-методическая серия «Болонский процесс и воспитание в высшей школе», проводятся учебно-проектировочные семинары для организаторов воспитательной деятельности в вузах. Продолжается реализация проекта «Инновации в воспитании», что позволяет высшим учебным заведениям разрабатывать свои подходы в воспитательной деятельности студентов.
В каждом конкретном высшем учебном заведении идет работа по разработке собственных концепций воспитательной деятельности. Организация воспитательной деятельности вузов строится в соответствии с целью государственной молодежной политики, направленной на развитие и реализацию потенциала молодежи в интересах России. Вузы используют ключевую идею Стратегии государственной молодежной политики - вовлечение молодежи в полноценную жизнь общества: в экономику, политику, культуру как механизм и средство повышения
статуса, улучшения ее положения и увеличения вклада в общественное развитие.
Воспитательная деятельность в вузах организована в соответствии с переходом российских вузов на уровневое образование. Это переход к новой организации образовательного процесса, основанного на академической мобильности студентов и преподавателей, на свободе выбора студента, на большей вариативности образования, использовании кредитной системы учета достижений студентов, а также на изменениях в организации внеучебной деятельности.
В практической работе по воспитанию студентов вузы используют проектный подход, учет интересов и потребностей молодежи, информационную открытость, измеряемость результатов реализации проектов и независимость их оценки.
В высших учебных заведениях разрабатываются и присутствуют теоретические концепции и практические направления деятельности, создаются центры, лаборатории, площадки. Можно отметить, что рассматриваемые нами концепции, подходы, идеи воспитания студентов в высших учебных заведениях носят гуманистический характер. Сложившиеся и возникающие воспитательные системы вузов отличаются наличием педагогических концепций с преобладанием позитивных ценностных ориентаций и отчуждением негативных явлений, и выступающих в качестве развивающихся.
В большинстве рассмотренных концепций целью воспитания студентов является создание условий для развития их профессиональной компетентности, духовно-нравственного и культурного развития, гражданского становления, обогащения личностного и профессионального опыта, а также условий для содействия социальной и творческой самореализации студентов, приобщения их к здоровому образу жизни, формирования у них чувства гордости за выбранную профессию.
Вузы создают необходимые условия для развития студенческого творчества, совершенствования эстетического воспитания, реализация интеллектуально-творческого потенциала студентов. В них появляются новые структурные подразделения, в функциональные обязанности которых входит организация воспитательной работы со студентами. Происходит изменение в отношениях преподаватель-студент от «воздействия» к «взаимодействию», от руководства к партнерству и сотрудничеству. Основой взаимодейст-
вия на новых началах является инициатива, свобода выбора, самостоятельность, ответственность студента, помощь и содействие преподавателя.
В целом организация воспитательной деятельности вузов направлена на создание системы, поскольку она объединяет комплекс воспитательных целей; людей, реализующих их в процессе деятельности; отношений, возникающих между ее участниками; управленческую деятельность по обеспечению жизнедеятельности. Воспитательные системы вузов создаются для реализации целей воспитания и обеспечения развития личности студентов.
Философское понимание смысла воспитательной системы, выраженное в соединении системообразующих элементов и наличии системных качеств, на наш взгляд, является сущностью воспитательного пространства высшего учебного заведения. Таким образом можно утверждать, что высшие учебные заведения осуществляют работу по созданию и развитию воспитательного пространства, которое является фактором социализации личности студентов. Содержанием воспитательного пространства как фактора социального развития личности студента выступает предметно-пространственное, социально- поведенческое окружение, событийное и информационное окружение.
Погружение студентов в пространство вуза позволяет им ориентироваться на саморазвитие, на самореализацию своих возможностей и стремление к самостоятельному осмыслению себя как личности.
Важно, чтобы студенты с первого года обучения включались в реальные ситуации деятельности в университете. Опираясь на современные психолого-педагогические исследования и идеи о развитии и становлении личности студента как субъекта образовательной деятельности, а также идеи его личностно- профессионального роста, самоопределения, саморазвития и самоорганизации, считаем, что создание комфортного воспитательного пространства вуза и включение в него студентов, можно рассматривать как становление субъектной студенческой позиции и творческого саморазвития.
Представленный обзор позволяет утверждать, что в вузах существует положительный опыт организации воспитательной деятельности, в то же время педагогическая наука и практика продолжают поиск конструктивных путей обновления деятельности в сфере воспитания студенческой молодежи.
Литература
1. Берулава А.Н. Гуманизация образования: направления и перспективы // Международный конгресс по проблеме гуманизации образования. - Бийск, 2005.
2. Богданова Р.У. Инновации в воспитании студентов высших учебных заведений: метод. пособие. Вып. 9. - СПб.: Центр информатизации образования КИО, 2008. - 87 с.
4. Воспитание как педагогический процесс / под общ. ред. Н.Е. Щурковой. - М., 2004.
5. Воспитательная работа в вузе: сб. ст / отв. ред. А.И. Козлов, Л.К. Гребенкина. - Рязань, 2003.
6. Воспитательная деятельность: день за днем (из опыта работы Бурятского государственного университета).- Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2010. - 163 с.
7. Гребенкина Л.К., Жокина Н.А. Стратегия развития воспитательной деятельности вуза // Кадровые ресурсы инновационного развития образовательной системы: материалы I Всерос. пед. конгресса (19-21 декабря 2007 г., Москва, МАНПО): в 4-х ч. - Ч. 3, 4. - М., 2007. - С. 135-141; 61-67.
8.Концепция воспитательной деятельности в Бурятском государственном университете. - Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2006. - 35 с.
9. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации / Правительство РФ. - М., 2006.
Рогалева Галина Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Бурятского госуниверситета.
E-mail: [email protected].
УДК 37.035.7
© А.А. Сотосов
Современные педагогические подходы к воспитанию военнослужащих внутренних войск МВД России
В статье рассматриваются современные подходы к воспитанию военнослужащих внутренних войск МВД России. Анализ сущности и содержания воспитательного процесса имеет практическое значение для разработки современных педагогических методик при работе с военнослужащими внутренних войск МВД России.
Ключевые слова: воспитание, военнослужащие, внутренние войска, субъект, субъект-субъектный, подход, командиры, деятельность.
A. A. Sotosov
Modern Pedagogical Approaches to Soldiers of Russian Interior Ministry Forces Training
Modern approaches to upbringing of military men of the Russian Interior Ministry Forces are considered in the article. The analysis of the essence and the content of upbringing process has practical value for working out of modern pedagogical technology in work with military men of the Russian Interior Ministry Forces.
Keywords: upbringing, military men, internal troops, subject, subject-subjective, approach, commanders, activity.
В связи с проводимыми в настоящее время во внутренних войсках России преобразованиями, наличием целого ряда проблем в области воспитания военнослужащих, особую актуальность с теоретической и практической точки зрения приобретают вопросы, связанные с совершенствованием и модернизацией подходов в воспитательном процессе.
Сегодня возросло негативное отношение значительной части молодых людей к военной службе, происходит проникновение идей пацифизма в армейскую среду, что оказывает существенное воздействие на состояние боевой готовности внутренних войск МВД России, взаимоотношения между военнослужащими.
Это связано с такими вопросами, как идеоло-
гическая неразбериха в сознании воинов; национальные распри и конфликты в обществе, ослабление системы духовных и нравственных ценностей в обществе, тенденция возрастания решительности, ожесточенности и бескомпромиссности боевых действий. Одной из главных задач воспитательного процесса является подготовка офицеров, способных эффективно исполнять должностные обязанности.
Воспитание становится сегодня приоритетной составляющей педагогического процесса, так как его объектом выступает личность. Значение обучения не умаляется, а рассматривается как возможность обеспечения культуроформирующей функции воспитания, которое следует организовывать на основе гуманитарного под-