Научная статья на тему 'Система формирования здорового образа жизни в Казанском государственном энергетическом университете'

Система формирования здорового образа жизни в Казанском государственном энергетическом университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
376
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ КУРАТОРОВ / ПОРТФОЛИО КУРАТОРА ГРУППЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жукова И. В.

В статье представлена сформированная в Казанском государственном энергетическом университете система формирования здорового образа жизни студентов, содержащая концепцию воспитательной работы, Центр формирования здорового образа жизни и подсистему повышения квалификации преподавателей-кураторов студенческих групп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система формирования здорового образа жизни в Казанском государственном энергетическом университете»

УДК 378

СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В КАЗАНСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ

УНИВЕРСИТЕТЕ

И.В.Жукова

В статье представлена сформированная в Казанском государственном энергетическом университете система формирования здорового образа жизни студентов, содержащая концепцию воспитательной работы, Центр формирования здорового образа жизни и подсистему повышения квалификации преподавателей-кураторов студенческих групп.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, концепция воспитательной деятельности, повышение квалификации кураторов, портфолио куратора группы.

В Казанском государственном энергетическом университете (КГЭУ) разрабатывается и внедряется целостная система формирования здорового образа жизни (ЗОЖ) студентов в рамках реализации авторской воспитательной концепции. Обосновывая необходимость разработки авторской воспитательной системы в учебном заведении (УЗ), необходимо выявить основные внутренние и внешние факторы, которые в свою очередь оказывают определенное влияние на возникновение различных тенденций воспитательной деятельности в системе высшего профессионального образования. К основным из них могут быть отнесены: общая социально-экономическая ситуация в России; социально-психологические особенности выпускников школ, готовых продолжить свое образование; уровень подготовленности педагогических коллективов профессиональной школы к ведению воспитательной работы; отставание материально-технической базы для реализации воспитательной деятельности от современных запросов; недостаточный уровень научно-методической обеспеченности процесса воспитания в системе профессионального образования и ряд других.

В ходе разработки Концепции воспитательной деятельности мы рассматривали воспитание как управление развитием и социализацией личности, оказание помощи в утверждении нравственной доминанты в

поведении студента; процесс психолого-педагогической поддержки развития личности; как процесс создания условий для её развития и воспитательного пространства [1].

При разработке «Стратегии обновления воспитания студентов в университете» мы стремились расставить новые акценты. В центре находится студент, его жизнь в конкретной российской социокультурной ситуации. Происходит обновление целей, содержания воспитания и его технологий, а также позиций студента и преподавателя в этом процессе путем включения студентов в решение значимых для них личных и социальных проблем совместно с разными социальными партнерами на основе общечеловеческих нравственных ценностей и сотрудничества, при этом необходимо учить их проявлять инициативу, самостоятельность и ответственность. Решение личностных и общественных проблем должно проводиться путем разработки и реализации различных проектов, что вытекает из компетентностного и проектного подходов, которые определены как ведущие в стратегии государственной молодежной политики в РФ. Ведущими становятся такие новые педагогические технологии, как проектные, информационные, рефлексивные, критического мышления, индивидуальной поддержки и др. Принципиально меняется педагогическая позиция преподавателя как профессионального воспитателя. Он является куратором, помощником студенческого сообщества, способным содействовать освоению студентами опыта созидания, т.е. активизировать, поддерживать, стимулировать их деятельность, давать право выбора, право на ошибку. Основа взаимодействия -диалог, взаимодоверие, понимание друг друга, партнерство, сотрудничество и соуправление.

Воспитание учитывает статус студента в инновационном вузе: студент

участвует в решении проблем вуза вместе с преподавателями как партнер;

строит свою студенческую жизнь вместе с другими студентами и

преподавателями; имеет возможность влиять на решения руководства вуза;

способен вступать в диалог; может самореализоваться в соответствии со своими

2

интересами; имеет возможность заниматься общественной деятельностью, трудом, наукой, спортом, художественным творчеством.

Были уточнены цели, задачи и принципы воспитательной деятельности в КГЭУ Общей целью воспитания студентов в КГЭУ считается разностороннее развитие личности будущего конкурентоспособного специалиста с высшим профессиональным образованием, обладающего высокой культурой, интеллигентностью, социальной активностью, качествами гражданина-патриота, профессионала, семьянина.

Главная задача воспитательной деятельности - создание условий для активной жизнедеятельности студентов, для гражданского самоопределения и самореализации, для максимального удовлетворения потребностей студентов в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии. Наиболее конкретными и актуальными являются следующие задачи: формирование личностных качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности; формирование у студентов гражданской позиции и патриотического сознания, правовой и политической культуры и нравственных качеств; формирование у преподавателей отношения к студентам как к субъектам собственного развития (педагогика партнерства); развитие ориентации на общечеловеческие ценности и высокие гуманистические идеалы культуры; привитие управленческих навыков в различных формах студенческого самоуправления; сохранение, приумножение и преемственность историко-культурных традиций вуза; формирование корпоративной культуры; стремление к здоровому образу жизни, совершенствование духовного и физического здоровья, воспитание умений противостоять антиобщественному поведению.

Среди основных принципов воспитания студентов можно выделить следующие: демократизм (в основе педагогика партнерства); гуманизм в отношении к субъектам воспитания; духовность и патриотизм; конкурентоспособность; толерантность-плюрализм мнений, вариативность

мышления; социальная активность и ответственность; индивидуализация (личностно ориентированное воспитание).

В качестве основных направлений внеучебной воспитательной деятельности в КГЭУ предлагаются, во-первых: профессионально-трудовое направление. Это подготовка профессионально-грамотного, компетентного, ответственного специалиста, формирование личностных качеств профессиональной деятельности, умений и навыков управления коллективом. Основные формы и средства реализации данного направления: создание оптимальной социопедагогической социализирующей среды, направленной на творческое саморазвитие и самореализацию личности; повышение квалификации педагогического состава по вопросам современных направлений воспитания; мониторинг студенческой среды по вопросам организации учебного процесса («Преподаватель глазами студентов», «Любимец студентов» и т.п.); организация вторичной занятости студентов в университетской среде.

Во-вторых, гражданско-правовое направление внеучебной воспитательной деятельности - формирование у студентов гражданской позиции и патриотического сознания, правовой и политической культуры. Основные формы и средства реализации данного направления: развитие студенческого самоуправления; воспитание широкой мотивации коллективного интереса; организация регулярных хозяйственных работ в учебных зданиях, общежитии для воспитания бережливости и чувства причастности к совершенствованию материально-технической базы университета; организация посещений музея университета; поддержание наглядной информации о планируемых и проведенных культурных, спортивных и др. мероприятиях; кураторство студенческих групп младших курсов; совместное обсуждение проблем студенчества; дополнительное материальное стимулирование студентов, имеющих высокие показатели в учебе, НИРС, активистов; организация поддержания правопорядка силами Студенческой службы безопасности; сохранение и развитие военно-патриотических традиций; проведение

регулярных пресс-конференций, собраний по решению вузовских проблем;

4

проведение профориентационной работы в подшефных школах силами студентов и др. имиджевые мероприятия; социальная защита малообеспеченных категорий студентов; организация политических дискуссий, семинаров по правовым вопросам и т.п., участие в программах государственной молодежной политики всех уровней.

В-третьих, культурно-нравственное направление - воспитание нравственной, эстетически, духовно и физически здоровой развитой личности. Основные формы и средства реализации данного направления являются развитие досуговой, клубной деятельности; поддержка молодежной субкультуры в рамках создания реального культуротворческого процесса; профилактика наркомании и других проявлений асоциального поведения во внеучебное время; организация профилактики правонарушений; создание в общежитии максимально комфортной психологической атмосферы; анализ социально-психологических проблем студенчества и организация психологической поддержки; организация творческих конкурсов, фестивалей, различных соревнований; организация выставок творчества студентов, преподавателей и сотрудников; развитие волонтерского движения; организация встреч с интересными людьми (выпускниками вуза, деятелями культуры и искусства, ветеранами Великой Отечественной войны, труда и др.); организация валеологического образования студентов; экологическое воспитание.

Условиями совершенствования воспитательного процесса являются дальнейшая гуманизация и демократизация университетской жизни. Под гуманизацией понимается признание ценности воспитанника как личности, его прав на свободу, счастье, социальную защиту; на развитие и проявление его способностей, индивидуальности. Гуманитаризация особенно востребована в системе технического образования, что ставит перед преподавателями дополнительные требования к повышению уровня культуры преподавания и общения со студентами.

Демократизация университетской жизни предполагает развитие системы

внутривузовских отношений, основанных на постоянном расширении прав и

5

полномочий, равно как и обязанностей всех субъектов управления университетом (администрации, педагогического и студенческого коллективов, профсоюза). Основной упор делается на поддержание развития студенческого соуправления и самоуправления в учебно-воспитательном и внеучебном процессах, в сфере быта и досуга, что призвано развить у молодых людей управленческие навыки будущих руководителей подразделений, предприятий и организаций. Демократизация обеспечивает организационное, мотивационное, волевое, психологическое единство всех участников воспитательного процесса как коллектива единомышленников. Только в условиях демократизации возможно становление у студентов таких деловых личностных качеств, как ответственность, самостоятельность, состязательность и инициатива. Гуманизация и демократизация в университете должны сопровождаться развитием системы информационного обеспечения, выведением на современный уровень взаимодействия со средствами массовой информации (газеты, стенды, телерадиовещание, интернет).

В Казанском государственном энергетическом университете есть все предпосылки для усовершенствования системы воспитательного влияния на студентов. В каждом деканате есть должность зам. директора, зам. декана по УВР, действует «Школа кураторов», старостат. В вузе действует Совет студентов и аспирантов, организованы студсоветы в институтах и на факультете, студенческий клуб, студенческий профком в общежитии, спортклуб, студенческая служба безопасности университета. Координирует их деятельность Управление воспитательной внеучебной работы со студентами.

К важнейшим условиям реализации концепции относятся следующие:

ориентация на конкретный конечный результат при общем стремлении к

повышению эффективности воспитательных воздействий; опора на творческую

активность студенческих коллективов; эффективное использование гибкой

системы стимулирования, поощрений и порицаний всех участников

воспитательного процесса; сочетание задач воспитательного воздействия с

решением социальных проблем студенческой молодежи; включение

6

показателей участия ППС в воспитательной деятельности в оценку их деятельности в период аттестации и продления договоров; оптимальное планирование воспитательной деятельности на кафедрах, факультетах, в подразделениях; регулярное изучение, обобщение, распространение положительного опыта работы.

Концепция воспитательной работы служит основой для создания Комплексного плана воспитательной деятельности в КГЭУ, конкретных программ, отдельных планов воспитательной деятельности на кафедрах, в институтах, на факультете, в подразделениях и общежитии. Воспитательная деятельность морально и материально стимулируется. Система воспитания, несомненно, должна носить динамичный характер, поэтому данная Концепция постоянно творчески развивается и обогащается.

Для реализации указанной концепции в КГЭУ организован Центр формирования здорового образа жизни студентов (далее - Центр). Это инновационная организационная структура, способствующая формированию здорового образа жизни студентов, преподавателей, подготовке компетентного специалиста [2].

В качестве основной цели организованного Центра можно считать формирование здорового образа жизни студентов в процессе воспитательной деятельности в КГЭУ. С формированием Центра осуществляется мониторинг показателей здоровья студентов и проведение консультаций врачей-специалистов; проведение лекций на тему здорового образа жизни; вовлечение студентов и преподавателей в спортивные секции; организация досуга; реализация задач по физическому и гражданско-патриотическому воспитанию.

Предметом деятельности Центра являются: участие в разработке и реализации целевых программ по формированию здорового образа жизни; проведение научно-методической, организационной, образовательной, медицинской, пропагандисткой, просветительской деятельности; внедрение передового научного опыта в практическую деятельность кураторов групп; разработка рекомендаций для кураторов групп по профилактике

7

отклоняющегося поведения студентов в семье и обществе; подготовка предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы, регламентирующей воспитательную деятельность в университете; подготовка информационно-аналитических материалов по результатам воспитательной деятельности; формирование информационно-справочной базы данных, содержащей используемые в воспитательной деятельности технологии; подготовка и утверждение перечня психолого-педагогических методик и техник для практического использования; анализ новых форм и видов социально-психологической помощи студентам, их стрессоустойчивости и психологической культуры в сфере межличного и семейного общения; взаимодействие с научными, учебными и практическими учреждениями, ассоциациями и другими организациями по вопросам формирования здорового образа жизни.

Деятельность Центра формирования здорового образа жизни строится на

следующих принципах: равенства, доступности, гуманности,

конфиденциальности, профилактической направленности и законности.

Руководствуясь данными принципами и в целях выполнения указанных задач,

Центр осуществляет следующие функции: аналитико-информационную (сбор и

анализ информации о наличии лечебных, образовательных, учебно-

воспитательных, реабилитационных, спортивных, досуговых, общественных и

других социальных институтов и служб); координационно-коммуникативную

(координация усилий учреждений различных ведомств в организации здорового

образа жизни студентов, установление долгосрочных контактов с данными

организациями); прогностическую (сбор и анализ информации, позволяющей

определить перспективы развития личности с учетом индивидуальных

возможностей); профилактическую (формирование здоровых отношений в

коллективе, профилактика травматизма, деликвентного поведения,

табакокурения, алкоголизма, наркомании и т.д.). В состав Центра входит

студенческий спортивно-оздоровительный лагерь («Шеланга»), созданный в

целях обеспечения условий для формирования здорового образа жизни,

8

повышения спортивного мастерства студентов, аспирантов и сотрудников университета. В лагере организуется и проводится оздоровительная, воспитательная, культурно-массовая и тренировочная работа, которая является продолжением учебно-воспитательного процесса студентов в университете. Для студентов создаются группы, секции и команды по видам спорта. Проведение массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий осуществляется преподавателями кафедры физического воспитания и общественными инструкторами (тренерами) из числа студентов-спортсменов. Организация вечеров отдыха, концертов художественной самодеятельности, танцевальных вечеров, конкурсов с участием студентов и сотрудников университета осуществляется штатными сотрудниками студенческого клуба КГЭУ, работающими в летний период в лагере.

В ходе реализации плана воспитательной деятельности разработан проект «Здоровый образ жизни молодежи - процветание России», целью которого является формирование и продвижение приоритетов здорового образа жизни в студенческой молодежной среде через систему реализации механизмов, объединяющих государственные, муниципальные, общественные и коммерческие структуры.

В качестве основных лекционных курсов по вопросам здоровьесбережения можно указать: основы медицинских знаний и здорового образа жизни; культура здоровья; профилактика потребления психоактивных веществ (профилактика вредных привычек); практикум «Мой организм - мое здоровье»; эмбриология (раздел - факторы, влияющие на эмбриогенез человека); рациональное, сбалансированное питание в сохранении и укреплении здоровья; средства и системы оздоровления; этнопедагогика и здоровье; социальная медицина; оздоровительный массаж; физическая культура и здоровье; превентология заболеваний; основы социальной наркологии.

Проект реализовывался по нескольким направлениям в три этапа. Первый

этап - анализ социокультурной ситуации в молодежной среде и состояния

здоровья студентов, установление связей с общественными организациями и

9

медицинскими учреждениями. Второй этап - разработка образовательных программ по вопросам сохранения здоровья молодежи; методических и электронных пособий (здоровье студента, перинатальная психология, физиологические основы здоровья, содержание и методика социально-медицинской работы, скрининг-диагностика здоровья, сайт «Здоровье различных групп населения» и др.); электронных лекций для студентов. Третий этап - осуществление образовательно-воспитательного процесса в вузе и оздоровительном центре (лекции, семинары, практикумы); мониторинг здоровья студентов; научно-исследовательские работы преподавателей и студентов по вопросам сохранения здоровья (статьи, дипломные работы, учебные пособия, учебники, выступления на конференциях разного уровня, подготовка диссертаций).

В состав оздоровительного Центра вошел спортивный клуб КГЭУ, основными направлениями деятельности которого являются: формирование здорового образа жизни студентов; формирование и организация тренировочного процесса сборных команд вуза по видам спорта, заявленным в спартакиаду вузов г. Казани; организация и проведение мероприятий российского уровня (Спартакиада энергетических вузов 1 раз в 3 года) и республиканского уровня (Спартакиада спортивных лагерей в летний период); организация внутривузовских спартакиад между институтами и факультетами и спартакиады общежития; организация и проведение спортивно-массовой работы. Ежегодно проводится внутривузовская спартакиада для студентов по 9 видам спорта и спартакиада для профессорско-преподавательского состава по 4 видам спорта (баскетбол, волейбол, мини-футбол, шахматы).

При создании программы обучения здоровому образу жизни важным

социально-психологическим фактором является личность педагога. Роль

педагога и специалиста по здоровому образу жизни может на себя взять

педагог-психолог, социальный педагог, валеолог, преподаватели биологии и

физического воспитания. Консультационную поддержку им может оказать

врач и другие - специалисты. При этом очень важно, чтобы среди кураторов

10

групп было значительное количество мужчин, поскольку как раз для юношей не хватает положительных образцов мужского поведения. Именно у юношей по сравнению с девушками больше проблем с вредными привычками, аддитивным поведением. Преподаватель должен быть образцом здорового образа жизни, внешне привлекательным и спортивным. Особые требования предъявляются к коммуникативным навыкам и умениям преподавателя, которые включают активное слушание, умение разъяснять, задавать вопросы, наличие положительного эмоционального тона, умение без смущения говорить на интимно-личностные темы, подбирать примеры.

С 2011 года в Казанском государственном энергетическом университете на базе факультета повышения квалификации преподавателей (ФПКП) организовано обучение кураторов первого курса по программе «Организация воспитательной работы со студентами в вузе: формирование здорового образа жизни». Структура образовательной программы содержит четыре модуля: «Государственная политика в образовании», «Педагогические приоритеты деятельности преподавателя высшей школы и куратора», «Социально психологическая характеристика студенчества», «Современные образовательные технологии, направленные на формирование у студентов здорового образа жизни (ЗОЖ)». Трудоемкость первых трех модулей 36 часов, трудоемкость четвертого модуля 34 часа. Таким образом, наибольшее внимание в программе уделяется современным образовательным технологиям, направленным на формирование у студенчества здорового образа жизни.

В качестве выпускной квалификационной работы слушателям

предложено разработать и создать портфолио куратора, являющееся некоторой

формой оценки и самооценки результатов его деятельности. Портфолио должно

включать сведения, отражающие учебные, спортивные, исследовательские,

общекультурные достижения обучаемых, а также отражение показателей

качества деятельности самого педагога- куратора. Эти сведения должны

подтверждаться сертификатами конкурсов, соревнований, олимпиад и других

мероприятий. В портфолио рекомендовано отразить личные профессиональные

11

достижения в образовательной и воспитательной деятельности, результаты обучения и воспитания студентов, а также результаты, достигнутые группой, в которой педагог является куратором. Предлагалось также оценить вклад автора портфолио в развитие системы профессионального образования. Основная цель выпускной квалификационной работы - самоанализ своих значимых профессиональных достижений, полученных в обучающей, воспитательной, научно-исследовательской, учебно-методической и творческой деятельности. Не исключались и другие формы выпускной квалификационной работы. Например, самостоятельный выбор темы, связанной с воспитательной деятельностью в вузе.

Работа по созданию портфолио формирует у педагога-куратора ряд общекультурных компетенций. Анализ и самооценка включенных в портфолио научно-исследовательских работ формирует «способность в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, готовностью приобретать новые знания, использовать различные средства и технологии обучения», а также «способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения», «способность и готовность владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, использовать компьютер как средство работы с информацией» [3].

В результате изучения первого модуля программы формируется «способность и готовность осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм». Изучения второго и третьего модулей программы формирует «готовность к кооперации, работе в коллективе». В результате изучения четвертого модуля формируется «способность самостоятельно, методически правильно использовать методы физического воспитания и укрепления здоровья, готовность к достижению должного уровня физической

подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности» [3].

На занятиях и консультациях слушателей знакомят с образцом портфолио, разработанным педагогом-куратором, а также им предоставляется электронный вариант методического пособия, в котором рассмотрены основные типы портфолио и рекомендации по проектированию портфолио куратора [4].

Знакомство с методикой разработки портфолио и опыт создания собственного портфолио несомненно поможет кураторам проанализировать свой педагогический опыт, освоить проблему оценки качества обучения, основанной на компетентностном подходе, наметить дальнейший курс своей педагогической деятельности. Возможно продолжение этого опыта в студенческих группах, создание портфолио обучаемых, представляющих из себя мониторинг накопленных знаний, умений, навыков и компетенций, систематическую самооценку и сравнение результатов индивидуальных достижений. Работа над портфолио помогает поддерживать у обучаемых высокую профессиональную мотивацию, развивает самостоятельность при освоении программ обучения, учит анализировать свои достижения на определенных этапах деятельности. Результатом рефлексии и самооценки своей учебной деятельности за определенный период является разработка корректирующих действий на следующий этап обучения, а также целеполагание и планирование. Все сказанное относится и к работе над портфолио самого педагога.

Таким образом, разработанная в КГЭУ авторская система формирования здорового образа жизни студентов является эффективным инструментом решения современных задач воспитательной деятельности в вузе. Она имеет большую практическую значимость и вполне может быть рекомендована для апробации и внедрения в учебные учреждения высшей школы России.

Источники:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Жукова И.В. Концепция воспитательной работы Казанского государственного энергетического университета на 2010-2015 гг. // Вестник КГЭУ, 2012. № 1(12). С. 125-133.

2. Жукова И.В. Организация Центра формирования здорового образа жизни студентов в Казанском государственном энергетическом университете // Вестник КГЭУ. 2012. № 2(13). С. 145-154.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 140400 - Электроэнергетика и электротехника.

4. Масленникова В.Ш., Боговарова В.А., Шайхутдинова Г.А. Портфолио педагога-куратора как технология оценки его воспитательной деятельности: Методическое пособие (для руководителей и преподавателей учреждений профессионального образования). Казань, Изд-во «ООО Печать-Сервис - 21 век», 2009 г.

References

1. Jukova I.V. Koncepciya vospitatel'noy raboty' Kazanskogo gosudarstvennogo e'nergeticheskogo universiteta na 2010-2015 gg. // Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo e'nergeticheskogo universiteta, 2012. № 1 (12). S. 125-133.

2. Jukova I.V. Organizaciya Centra formirovaniya zdorovogo obraza jizni studentov v Kazanskom gosudarstvennom e'nergeticheskom universitete // Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo e'nergeticheskogo universiteta. 2012. № 2 (13). S. 145-154.

3. Federal'ny'y gosudarstvenny'y obrazovatel'ny'y standart vy'sshego professional'nogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 140400 - E'lektroe'nergetika i e'lektrotehnika.

4. Maslennikova V.SH., Bogovarova V.A., SHayhutdinova G.A. Portfolio pedagoga-kuratora kak tehnologiya ocenki ego vospitatel'noy deyatel'nosti: Metodicheskoe posobie (dlya rukovoditeley i prepodavateley uchrejdeniy professional'nogo obrazovaniya). Kazan', Izd-vo «OOO Pechat'-Servis -21 vek», 2009 g.

Зарегистрирована: 16.04.2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.