го образования монопрофессиональная модель организации процесса обучения, не отвечает выше изложенным требованиям, так как ориентирована на частнопрофессиональный уровень. Многоуровневая модель процесса профессионального обучения может быть представлена в следующих вариантах: неразветвлённая, разветвлённая и комбинированная [4].
1. Многоуровневая неразветвлённая модель, предусматривает последо-вательное, стадийное изучение нескольких профессий. По этой модели обучения каждая стадия завершается итоговой аттестацией по профессии. Переход на следующую ступень обучения для овладения другой профессией в рамках интегрированной возможен только при условии успешного освоения предыдущей.
2. Многоуровневая разветвлённая модель предусматривает приобретение на первой стадии общеотраслевых знаний, умений и навыков. На следующей стадии обучения происходит профессиональная дифференциация по направлениям подготовки. На третьей стадии обучения осуществляется профессиональная дифференциация.
3. Многоуровневая комбинированная модель представляет собой комбинацию двух первых моделей.
Рассмотренные подходы к проектированию содержания и моделированию процесса профессионального образования, основанные на сочетании принципов предметности, модульности, интегра-
ции и дифференциации, позволяют организовать процесс профессионального обучения на принципиально новых положениях, сделать его оптимальным, гибким и в большей степени соответствующим сформулированным задачам профессионального самоопределения и становления молодёжи.
Библиографический список
1. Батышев С.Я. Блочно-модульное обучение. -М.: 1997. - 258 с.
2. Беляева А.П. Интегративная теория и практика многоуровневого непрерывного профессионального образования. - СПб: Ин-т профтехобразования РАО, 2002. - 240 с.
3. Закон «Об образовании в Российской Федерации» / Пост. правительства РФ от 29.12. 2012 г., № 273-Ф3 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.mon.gov.ru.
4. Листвин А.А. Профессионально-интегратив-ная система обучения квалифицированных рабочих и специалистов металлургического профиля. -Череповец: ГОУ ВПО ЧГУ, 2009. - 214 с.
5. Экономика труда: теоретический и практический анализ / под ред. А.А. Федченко. - М.: Изд-во «Экзамен», 2007. - 510 с.
6. Okon W. Nowy stownik pedagogiczny . -Warszawa, 1996. - 336 s.
7. Schelten A. Einfuhrung in die Berufspedagogik.- Stuttgart: Stainer, 1991. - 289 s.
УДК 378
Галиахметова Альбина Тагировна
кандидат педагогических наук, доцент Казанский государственный энергетический университет
alta261 @rambler. ш
КОМПЛЕКСНЫЙ МОНИТОРИНГ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫПУСКНИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
В статье рассматриваются сущность, критерии и условия реализации комплексного мониторинга конкурентоспособности выпускника профессиональной школы как средства повышения качества высшего образования.
Ключевые слова: педагогический мониторинг, конкурентоспособность, бинарно-рефлексивный мониторинг, выпускник профессиональной школы.
Развитие социально-экономических отношений в стране требует кардинального повышения качества и эффективности деятельности образовательных организаций. Инновационное развитие отечественного образования, модернизация образования обуславливают особую актуальность проблемы повышения реального качества педагогического процесса в профессиональных образовательных организациях. Становится очевидным, что эффективность социализации личности определяется далеко не только качеством знаний выпускника образовательной организации. Одним из ключевых критериев успешности адаптации личности в современное общество в условиях рыночной экономики становятся ее конкурентоспособность, т.е. способность выпускника профес-
сионального учебного заведения выдержать конкуренцию (соперничество) в процессе профессиональной деятельности.
Эффективная организация учебного процесса, повышение качества учебного труда не могут протекать без соответствующего систематического контроля и анализа процесса и результатов этой деятельности, оценки и самооценки труда студентов и педагогических работников. Проверенный способ оценки качества педагогического процесса, качества подготовки студентов - педагогический мониторинг [2, с. 4-16]. Однако на практике педагогический мониторинг часто сводится лишь к отслеживанию конечных результатов учебного процесса (качества знаний, уровня обученности обучаемых), либо к отслеживанию отдельных аспектов педаго-
110
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20
© Галиахметова А.Т., 2014
Комплексный мониторинг конкурентоспособности выпускника профессиональной школы
гического процесса. Не отслеживаются во взаимосвязи с конечными результатами эффективность учебного (педагогического) процесса, качество ресурсного обеспечения образовательного процесса (качество кадровых, материально-финансовых, информационных и других ресурсов).
В практике мониторинга педагогического процесса в профессиональном образовательном учреждении осуществляется лишь диагностика учебной деятельности студентов, в то время как процесс обучения - это бинарный (двусторонний) процесс, т.е. процесс, состоящий из деятельности преподавателя (преподавания) и деятельности студентов (учения). Иначе говоря, в целях определения истинных механизмов повышения эффективности учебного процесса, необходим мониторинг как учебно-познавательной деятельности студентов, так и профессионально-педагогической деятельности преподавателя.
Необходимо активное участие в процессе диагностики педагогического процесса и его результатов как педагогических работников, так и студентов [3, с. 67]. Очень важна также в процессе мониторинга организация участниками педагогического процесса самоанализа, рефлексии своей деятельности.
Таким образом, в целях реального повышения качества образования, подготовки конкурентоспособного выпускника профессионального образовательного учреждения со всей остротой встала проблема формирования и реализации системы комплексного мониторинга учебного процесса и результатов этой деятельности, в том числе, системы бинарно-рефлексивного мониторинга конкурентоспособности выпускника профессиональной школы.
Сущность бинарно-рефлексивного мониторинга конкурентоспособности выпускника профессиональной образовательной организации можно выразить в следующих положениях:
1. Главной целью новой системы педагогического мониторинга является отслеживание учебного процесса, обеспечивающего непрерывное развитие и саморазвитие студентов, высокое качество их подготовки, подготовку выпускников образовательного учреждения к успешному продолжению образования и труду в условиях рыночной конкуренции.
2. Технология бинарно-рефлексивного мониторинга опирается на сущность процесса обучения, представляющую собой бинарный (двусторонний) процесс, т.е. состоящий из деятельности преподавателя (преподавания) и деятельности студентов (учения) и в соответствии с этим основана на:
- оценке как учебно-познавательной деятельности студентов, так и профессионально-педагогической деятельности преподавателя;
- активном участии в процессе диагностики педагогического процесса и его результатов как педагогических работников, так и студентов;
- организации участниками оценочной деятельности (преподавателем, студентами) самоанализа, рефлексии своей деятельности.
В основе бинарно-рефлексивного мониторинга лежит понятие «рефлексия». Рефлексия играет большую роль в различных сферах профессиональной деятельности, в том числе, и в педагогической [1, с. 12-13]. Слово «рефлексия» произошло от латинского «геАехю», что означает «обращение назад» - процесс самопознания субъектом внутренних психологических и педагогических актов и состояний.
Конкурентоспособный выпускник профессионального образовательного учреждения оценивается по следующим критериям:
1. Направленность на профессию (наличие интереса к профессии, наличие устойчивой цели овладеть профессией; стремление к профессиональному росту).
2. Профессиональная компетентность (готовность и способность осуществлять основные виды профессиональной деятельности);
3. Социально- и профессионально-значимые качества (коммуникативные качества, организаторские способности, предприимчивость (включая и способность к разумному риску) и т.п.);
4. Личностные качества (креативность - способность к творческому решению задач, способность к рефлексии, способность к самореализации, работоспособность (включая здоровье) и т.п.).
В процессе проектирования и реализации новой системы педагогического мониторинга мы опирались на:
- единство критериально-аналитической базы подсистем, входящих в общую систему оценки;
- оценку и самооценку ключевых компетенций по общеобразовательным и профильным дисциплинам, направленности личности на профессию, оценку и самооценку, социально- и профессионально-значимых качеств личности;
- модульное построение контрольно-оценочной деятельности;
- реализацию методик комплексной диагностики педагогического процесса.
Эффективная реализация комплексного, в том числе, бинарно-рефлексивного мониторинга качества учебного процесса и его результатов возможна при условии:
- актуализации Я-концепции и процесса самосовершенствования личности;
- реализации эффективных информационно-педагогических и педагогических технологий;
- осуществления мотивации и технологической подготовки студентов к новой системе контрольно-оценочной деятельности.
Конкурентоспособность, а следовательно, и новое качественное состояние выпускника, можно отнести к числу стратегических ценностей, кото-
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 3
111
рые наряду с ориентацией на собственные силы, предприимчивостью способствует преодолению индивидуального психологического барьера, подавленности, пессимизма, неопределенности в жизненной перспективе, помогает упорядочить всю систему жизнедеятельности в условиях перехода к новым рыночным отношениям и, в конечном счете, выйти социуму из тупиковой ситуации [4, с. 10].
Достижение нового качественного уровня - конкурентоспособности выпускника в профессиональном образовательном учреждении невозможно на основе традиционных подходов и методик оценки качества профессиональной подготовки.
Правильно выстроенная система диагностических методик оценивания, комплексный (бинарно-рефлексивный) мониторинг обучения позволяют повысить качество и эффективность подготовки конкурентоспособного выпускника профессиональной школы, пользующегося повышенным спросом
у общества, свободомыслящего, самостоятельно управляющего собственным выбором действия и сферы применения.
Библиографический список
1. Алексеев Н.Г. Проектирование и рефлексивное мышление // Развитие личности. - 2002. -№ 2. - С. 85-103; №3. - С. 277.
2. Андреев В.И. Педагогический мониторинг как системная диагностика качества образования // Педагогический мониторинг качества образования. - Казань: КГУ, 1999. - С. 4-16.
3. Быкова В.Г. Мониторинг в образовательном учреждении. - Смоленск: Универсум, 2012. - 106 с.
4. Минин М.Г. Контроль качества обучения в школе и вузе // Проблемы качества образования: достижения, перспективы: Материалы науч.-практ. конф. (2-3 февраля 2011 г.). - Томск: Изд-во Томского гос. ун-та, 2011. - 303 с.
УДК 378
Мешалкин Александр Николаевич
кандидат филологических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ КАК ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ
В статье рассматриваются инновационные формы организации учебной деятельности в вузе: лекции-консультации, семинары в форме заочной экскурсии, исследовательские студенческие лаборатории. Систематическое и целенаправленное использование таких форм способствует профессиональному становлению будущих педагогов, способных решать сложные задачи, стоящие перед современной школой.
Ключевые слова: проблемно-диалогический и деятельностный подходы, метод ролевых игр, творческий поиск, самостоятельное мышление, исследовательская деятельность.
Современная социально-экономическая ситуация диктует высшей школе необходимость поиска новых, более эффективных форм, методов и приемов обучения, совершенствования педагогического мастерства преподавателей. Это особенно актуально для вузов, выпускающих специалистов-педагогов. Деятельность современной общеобразовательной школы строится на развивающих системах, включающих проблемно-диалогический, личностно ориентированный, системно-деятельностный подходы в обучении, основу которых составляет положение о позиции ученика в образовательном процессе как субъекте учебной деятельности. Для достижения образовательного результата, определяемого образовательными стандартами нового поколения, учителю необходимо систематически и целенаправленно использовать интерактивные, деятельностные методы - проблемный, эвристический, исследовательский, проектный [4]. Однако школа еще не может «преодолеть репродуктивную образовательную парадигму» [1, с. 83]. Окончательно решить эту задачу способны лишь инициативные, творческие педагоги,
у которых в полной мере сформированы все компетенции, необходимые для его профессиональной деятельности.
Профессиональному становлению будущего учителя может способствовать проблемно-диалогический и деятельностный подходы в обучении в вузе, нацеливающие всех участников образовательного процесса на взаимодействие друг с другом по обмену информацией, совместному решению конкретных учебных задач, нахождению способов достижения дидактических целей. Такая коллективная слаженная работа обеспечивается, в частности, систематическим использованием нетрадиционных интерактивных форм организации учебной деятельности.
Под формой организации учебной деятельности мы понимаем концептуальную и методологическую основу для эффективной реализации учебных целей и получения планируемого результата. Поэтому каждая форма, о которой пойдет речь, предполагает набор методов и приемов как общих, так и частных, индивидуальных, адекватных опыту, педагогическому мастерству преподавателя, обра-
112
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20
© Мешалкин А.Н., 2014