УДК 378
ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ НА ОСНОВЕ БИНАРНО - РЕФЛЕКСИВНОГО
МОНИТОРИНГА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫПУСКНИКА
Галиахметова А.Т., канд. пед. наук, доцент
ФГБОУ ВО «КГЭУ» Контакты: [email protected]
В статье рассматривается проблема комплексного мониторинга конкурентоспособности выпускника профессионального образовательного учреждения как средства повышения качества образования в вузе. Определяется сущность бинарно -рефлексивного мониторинга, его принципы, условия реализации, критерии конкурентоспособности выпускника.
Ключевые слова: бинарно-рефлексивный мониторинг, рефлексия, конкурентоспособность, качество образования.
Развитие социально -экономических отношений в стране требует кардинального повышения качества и эффективности деятельности профессиональных образовательных организаций. Инновационное развитиепрофессионального образования в стране, модернизация образованияобуславливают особую актуальность проблемы повышения реального качества педагогического процесса в профессиональных образовательных учреждениях. Становится очевидным, что эффективность социализации личности определяется далеко не только качеством знаний выпускника образовательного учреждения. Одним из ключевых критериев повышения качества образования в профессиональной школе, успешности адапта-
119
ции личности в современное общество в условиях рыночной экономики становится ее конкурентоспособность, т.е. способность выпускника профессионального учебного заведения выдержать конкуренцию (соперничество) в процессе профессиональной деятельности.
Проблемами подготовки конкурентоспособных специалистов занимались А.Ф. Зубкова, В.А. Столярова, С.Я. Батышев, Г.И. Ибрагимов, А.В. Леонтьев, В.С. Безрукова, В.И. Андреев и др.
Эффективная организация учебного процесса, повышение качества учебного труда не могутпротекать без соответствующего систематического контроля и анализа процесса и результатов этой деятельности, оценки и самооценки труда студентови педагогических работников [1]. Проверенный способ оценки качества педагогического процесса, качества подготовки студентов - педагогический мониторинг. Однако на практике педагогический мониторинг часто сводится лишь к отслеживанию конечных результатов учебного процесса (качества знаний, уровня обученностиучащихся), либо - к отслеживанию отдельных аспектов педагогического процесса. Не отслеживаются во взаимосвязи с конечными результатами эффективность учебного (педагогического) процесса, качество ресурсного обеспечения образовательного процесса (качество кадровых, материально-финансовых, информационных и других ресурсов).
В практике мониторинга педагогического процесса в профессиональном образовательном учреждении осуществляется лишь диагностика учебной деятельности студентов, в то время как процесс обучения - это бинарный (двусторонний) процесс, т.е. процесс, состоящий из деятельности преподавателя (преподавания) и деятельности студентов (учения). Иначе говоря, в целях определения истинных механизмов повышения эффективности учебного процесса необходим мониторинг как учебно-познавательной деятельности студентов, так и профессионально-педагогической деятельности преподавателя. Необходимо активное участие в процессе диагностики пе-
120
дагогического процесса и его результатов как педагогических работников, так и студентов. Очень важна также в процессе мониторинга организация участниками педагогического процесса самоанализа, рефлексии своей деятельности. Таким образом, в целях реального повышения качестваобразования ввузе со всей остротой встала проблема формирования и реализации системы бинарно-рефлексивного мониторинга конкурентоспособности выпускника.
Сущность бинарно-рефлексивного мониторинга конкурентоспособности выпускника профессионального образовательного учреждения можно выразить в следующих положениях.
1. Главной целью новой системы педагогического мониторинга является отслеживание учебного процесса, обеспечивающего непрерывноеразвитие и саморазвитие студентов, высокое качество их подготовки, подготовку выпускников образовательного учреждения к успешному продолжению образования и труду в условиях рыночной конкуренции.
2. Технология бинарно-рефлексивного мониторинга опирается на сущность процесса обучения, представляющую собой бинарный (двусторонний) процесс, т.е. состоящий из деятельности преподавателя (преподавания) и деятельности студентов(учения) и в соответствии с этим основана на:
• оценке как учебно-познавательной деятельности студентов, так и профессионально-педагогической деятельности преподавателя;
• активном участии в процессе диагностики педагогического процесса и его результатов как педагогических работников, так ис-тудентов;
• организации участниками оценочной деятельности (преподавателем, студентами) самоанализа, рефлексии своей деятельности [2].
В основе бинарно-рефлексивного мониторинга лежит понятие «рефлексия». Рефлексия играет большую роль в различных сферах профессиональной деятельности, в том числе, и в педагогической деятельности [3]. Слово «рефлексия»произошло от латинского «геГ-
121
1ехю», что означает «обращение назад» - процесс самопознания субъектом внутренних психологических и педагогических актов и состояний.
Конкурентоспособный выпускник профессионального образовательного учреждения оценивается по следующим критериям:
1. направленность на профессию (наличие интереса к профес-сии,стремление к профессиональному росту);
2. профессиональнаякомпетентность;
3. социально- и профессионально-значимые качества (коммуникативные качества, организаторские способности, предприимчивость (включая и способность к разумному риску) и т.п.);
4. личностные качества (креативность - способность к творческому решению задач, способность к рефлексии, способность к самореализации, работоспособность (включая здоровье) и т.п.)» [4].
В процессе проектирования и реализации новой системы педагогического мониторинга мы опирались на:
• единство критериально-аналитической базы подсистем, входящих в общую систему оценки;
• оценку и самооценку ключевых компетенций попрофессио-нальным дисциплинам, направленности личности на профессию, оценку и самооценку, социально- и профессионально- значимых качеств личности;
• модульное построение контрольно-оценочной деятельности;
• реализацию методик комплексной диагностики педагогического процесса.
Принципами комплексного педагогического мониторинга на рефлексивной основе являются:
а) направленность мониторинга на комплексную диагностику ключевых компетенций и компонентов личности, способной к эффективной социализации;
122
б) полнота и достаточность показателей системы педагогического мониторинга, направленного на диагностику качества образования студента;
в) личностно-ориентированный подход к студентам и профессорско-преподавательскому составу в процессе их деятельности;
г) целестное и аналитическое изучение процесса формирования личности, способной эффективно адаптироваться в современном обществе;
д) единство информационной базы;
е) демократичность взаимоотношений и и паритетность статуса субъектов мониторинга;
ж) стандартизация и структурирование информации в процессе мониторинга;
з) автоматизация оценочной деятельности.
Эффективная реализация бинарно-рефлексивного мониторинга конкурентоспособности выпускника возможна при условии:
• актуализации Я-концепции и процесса самосовершенствования личности;
• реализации эффективных информационно-коммуникативных и педагогических технологий;
• осуществления мотивации и технологической подготовки студентовк новой системе контрольно-оценочной деятельности.
В эффективном функционировании системы комплексного педагогического мониторинга на основе бинарно-рефлексивного подхода важная роль принадлежит теоретической и технологической подготовке студентов и преподавателей к работеновых условиях. Субъектам инновационной системы контрольно-оценочной деятельности необходимо усвоение современных технологий педагогического мониторинга. Преподаватели и студенты должны овладеть технологиями психолого-педагогической диагностики, системного анализа образовательного процесса, его результатов, ресурсного обеспечения вуза. Важная роль принадлежит определе-
123
нию единых критериев оценки педагогической работы преподавателя и учебно-познавательной деятельности студентов и их результатов. В целях качественной подготовки к инновационной работе субъектов педагогического мониторинга необходимы специальные семинары и консультации.
Конкурентоспособность, а, следовательно, и новое качественное состояние выпускника можно отнести к числу стратегических ценностей, которые наряду с ориентацией на собственные силы, предприимчивостью способствует преодолению индивидуального психологического барьера, подавленности, пессимизма, неопределенности в жизненной перспективе, помогает упорядочить всю систему жизнедеятельности в условиях перехода к новым рыночным отношениям и, в конечном счете, выйти социуму из тупиковой ситуации [5].
Достижение нового качественного уровня деятельности вуза-невозможно на основе традиционных подходов и методики оценки качества профессиональнойподготовки. Правильно выстроенная система диагностических методик оценивания, комплексный (бинарно-рефлексивный) мониторинг конкурентоспособности выпускника позволяютповысить качество и эффективность подготовки конкурентоспособного выпускника профессионального образовательного учреждения, пользующегося повышенным спросом у общества, свободомыслящего, самостоятельно управляющего собственным выбором действия и сферы применения, с высокой степенью адаптивности и выживания в процессе изменения профессиональной пригодности и жизненных планов.
Источники
1. Андреев В.И. Педагогический мониторинг как системная диагностика качества образования. Казань: Изд-во КГУ, 1999.
2. Галиахметова А.Т. Повышение качества образования в вузе на основе педагогического рефлексивного мониторинга: монография. Казань: Казан.гос. энер. ун-т, 2012.
124
3. Азбукина Е.Ю. Рефлексивные умения как составляющая подготовки студента педагогического вуза. / Управление образовательными системами и процессами: материалы регион.науч-метод. конф. 27 марта 2003 г., г. Новосибирск. Томск-Новосибирск: Томский ЦНТИ, 2003.
4. Кара А.Н. Оценка конкурентоспособности специалистов на региональном рынке труда: дис. ... докт. коном.наук. Москва, 2012.
5. Тягуненко В.В. Проектирование и реализация технологии формирования рефлексивных умений обучающихся профессиональных учебных заведений: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Тольятти, 2001.
IMPROVING THE QUALITY OF EDUCATION IN THE UNIVERSITY BASED ON BINARY-REFLEXIVE MONITORING OF COMPETITIVENESS OF GRADUATES
GaliahmetovaA. T.
The article has to do with the problem of comprehensive monitoring of the competitiveness of graduates of vocational education institutions as a means of improving the quality of education at the university. It defines the essence of binary-reflexive monitoring, its principles, modalities of implementation, the criteria for the competitiveness of the graduate. Keywords: binary-reflexive monitoring, reflection, competitiveness, quality of education.
Дата поступления 06.04.2016.
125