Научная статья на тему 'Инновационно-педагогическая компетентность преподавателя аграрного вуза'

Инновационно-педагогическая компетентность преподавателя аграрного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
173
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ АГРАРНОГО ВУЗА / INNOVATIONS / IS INNOVATIVE-PEDAGOGICAL COMPETENCE / THE TEACHER OF AGRARIAN HIGH SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Погонышева Д. А.

Ключевая роль в выполнении образовательных стандартов нового поколения, реализации Стратегии «Инновационная Россия 2020» принадлежит преподавателям аграрных вузов, как главных носителей инноваций, способных воспринимать нововведения, сделать их основным механизмом в современном образовательном процессе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The key role in performance of educational standards of new generation, Strategy realization «Innovative Russia 2020» belongs to teachers of agrarian high schools as the main carriers of the innovations, capable to perceive an innovation, to make their basic mechanism in modern educational process.

Текст научной работы на тему «Инновационно-педагогическая компетентность преподавателя аграрного вуза»

УДК 37.01(075.8)

ИННОВАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ АГРАРНОГО ВУЗА

Д.А. Погонышева

Ключевая роль в выполнении образовательных стандартов нового поколения, реализации Стратегии «Инновационная Россия - 2020» принадлежит преподавателям аграрных вузов, как главных носителей инноваций, способных воспринимать нововведения, сделать их основным механизмом в современном образовательном процессе. Ключевые слова: инновации; инновационно-педагогическая компетентность; преподаватель аграрного вуза

Третье тысячелетие характеризуется внедрением высоких технологий и стандартов качества жизни. Социально-экономические трансформации, происходящие в обществе, выдвинули проблему инновационных преобразований в число приоритетных. В развитых странах инновационные факторы обусловливают свыше 80% экономического роста. Интеллектуальная собственность составляет около 70% совокупной рыночной стоимости корпораций, лидеров в области инноваций.

Потенциально Россия может претендовать на лидирующие позиции в нанотехнологиях, композитных материалах, биомедицинских технологиях жизнеобеспечения и защиты человека и животных, отдельных направлениях рационального природопользования и экологии и др.

Переход страны к постиндустриальному укладу и инновационному способу производства ставит перед АПК новые задачи. Включение российского агропромышленного рынка в мировую рыночную систему после вступления России во Всемирную торговую организацию требует значительного подъема конкурентоспособности товаров.

По предмету и сфере применения инноваций в АПК выделяют селекционно-генетические, технико-технологические и производственные, организационно-управленческие и экономические, социально-экологические нововведения. В сфере АПК инновации представляют собой новые ресурсосберегающие технологии, новую технику, новые сорта растений, новые породы животных, новые удобрения и средства защиты растений и животных, новые формы организации, финансирования и кредитования производства, новые подходы к подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров и т.д.

В Концепции развития аграрной науки и научного обеспечения АПК на период до 2025 г. раскрыто развитие аграрной науки путем совершенствования системы управления и сети научноисследовательских и образовательных учреждений, углубления фундаментальных и приоритетных прикладных исследований для разработки конкурентоспособной научно-технической продукции, усиления инновационного процесса в развитии АПК.

Стратегические направления развития науки включают сохранение и развитие кадрового потенциала, интеграцию науки и образования. Как свидетельствует мировая практика, высшее образование и наука как специализированные области деятельности без достаточной взаимной интеграции и тесного взаимодействия с реальным сектором экономики теряют эффективную дееспособность и становятся менее самодостаточными. Резко снижается эффективность использования и качество интеллектуальных, материальных и информационных ресурсов.

Основными задачами в области интеграции аграрной науки и аграрного образования являются: создание и поддержка деятельности интегрированных научно-образовательных центров и других университетских и межуниверситетских структур для консолидации условий и ресурсов; развитие международного сотрудничества и международной кооперации в интересах подготовки квалифицированных кадров в научной, научно-технической и инновационных сферах; развитие информационно-телекоммуникационных и иных наукоемких технологий и внедрение их в научную, научнотехническую деятельность и образовательный процесс; совместное использование научной, опытноэкспериментальной и приборной базы вузовского и отраслевого секторов науки в исследовательском и образовательном процессе; повышение квалификации научно-педагогических кадров и др.

Инновационное развитие АПК обеспечивается созданием инновационной системы высшего и дополнительного аграрного образования, формированием эффективной модели взаимодействия аграрных образовательных учреждений, бизнеса и государства, созданием многоуровневой образовательной среды в аграрной сфере и др.

В настоящее время создаются необходимые условия для перехода от отечественной парадигмы «образование на всю жизнь» к современной «образование через всю жизнь». В связи с этим инновационной экономикой востребованы быстрый анализ ситуаций, критическое осмысление больших

объемов информации, профессиональная мобильность, связанная со сменой нескольких профессий и видов деятельности в течение жизни.

Интеграция российского образования в мировое образовательное пространство актуализирует идеи компетентностного подхода к управлению формированием инновационного специалиста аграрного профиля. Выполненный анализ профессиональной деятельности специалиста-агрария показывает, что его профессиональная компетентность включает владение фундаментальными и прикладными знаниями, системным творческим прогностическим мышлением, умение осуществлять субъектный опыт организационно-управленческой, производственно-технологической, инновационноэкономической, научно-исследовательской работы; осознание значимости исследуемого сектора экономики, важности выбранной профессии, установка на достижение высоких профессиональных результатов, стремление к самосовершенствованию, сформированность позиции творца; умение осуществлять самоконтроль, рефлексию результативности профессиональной деятельности, взаимодействие в процессе творческого решения профессиональных задач. На основе аналитико-синтетической работы в нашем исследовании в структуру профессиональной компетентности специалиста-агрария включены основные компоненты: когнитивно-деятельностный, мотивационно-ценностный, рефлексивно-коммуникативный. Разработанная структура профессиональной компетентности будущего специалиста-агрария позволила нам обосновать критерии и показатели ее сформированности.

Согласно Стратегии «Инновационная Россия - 2020», субъектом инновационных преобразований в аграрной сфере является «инновационный человек». Ключевыми компетенциями инновационного профессионального сообщества должны стать: способность и готовность к непрерывному образованию, постоянному совершенствованию, переобучению и самообучению, профессиональной мобильности, стремление к новому; способность к критическому мышлению; способность и готовность к разумному риску, креативность и предприимчивость, умение работать самостоятельно, готовность к работе в команде, готовность работать в различных профессиональных сообществах и др.

Выпускник-аграрий должен уметь использовать информационные технологии в учебной и профессиональной деятельности в сфере АПК; обладать креативным инновационно-преобразующим мышлением; уметь работать в команде в условиях межкультурного и межпрофессионального сообщества; владеть гражданскими и социальными компетенциями.

Необходимость подготовки будущих специалистов к исследовательской деятельности раскрыта в работах С.И. Архангельского, Бабанского Ю.К., Сластенина В.А., Скаткина М.Н., Лернера И.Я., Никандрова Н.Д., Давыдова В.В., Ильясова И.И., Андреева В.И., Ляудис В.Я., Подымовой Л.С, Хуторского А.В., Чечель И.Д.. и др.

Однако в настоящее время выпускники вузов, в том числе и аграрных, как правило, слабо подготовлены к исследовательской деятельности. Это связано с отсутствием креативной образовательной среды и выражается в следующем:

-требования государственных образовательных стандартов не в полной мере учитывают особенности формирования информационного общества;

-цели профессиональной подготовки, ее содержание, организационные формы и методы обучения не ориентированы на формирование студента как субъекта исследовательской деятельности;

-отсутствуют необходимые компоненты готовности студентов к исследовательской деятельности; -в образовательном процессе не моделируется исследовательская деятельность будущих специалистов;

-образовательный процесс строится преимущественно по ассоциативно-репродуктивной схеме; -в ходе производственных и преддипломных практик отсутствует возможность студенту занять позицию исследователя;

-учебно-методические материалы не содержат информации, необходимой для эффективной исследовательской деятельности обучающихся [2].

Взаимодействие мира труда и мира профессионального образования открывает возможности развития профессиональной компетентности преподавателей аграрных вузов, как главных носителей инноваций, способных воспринимать нововведения, сделать их основным механизмом в образовательном процессе. Настало время подготовки педагога-инноватора, обладающего методологическими и многоаспектными экологическими знаниями и умениями, готового работать в вузе инновационного типа. Успешное формирование «инновационного человека» предусматривает подготовку глобально конкурентоспособных преподавателей, исследователей и управленцев.

Обладание высокой бинарной подготовленностью, включающей знание основ преподаваемой науки и знание педагогики и психологии высшей школы, готовность к созданию, освоению и использованию новшеств, служит гарантом эффективной профессиональной метадеятельности, связанной с

управлением инновационно-образовательной деятельностью студентов аграрного вуза.

Выполненный нами анализ теории и практики профессионально-педагогической деятельности послужил основой для выделения структуры профессиональной компетентности преподавателя аграрного вуза, включающей концептуальный блок, являющийся индивидуальным для каждого преподавателя, содержащий знание преподаваемой дисциплины, владение концепциями смежных дисциплин, дисциплин эколого-социально-экономического блока; инвариантная часть, содержащая умения и навыки преподавателя изложить учебный материал с использованием традиционных и инновационных образовательных технологий; определить оптимальное сочетание форм, методов и средств обучения и др.; техника оптимального педагогического общения; персональные качества личности. К базовым компетентностям преподавателя аграрного вуза относим психолого-педагогическую, коммуникативную, управленческую, креативную и другие компетентности. Нами обоснованы уровневые проявления инновационно-профессиональной компетентности преподавателя аграрного вуза.

Мы выделяем высокий, средний и репродуктивный уровни исследуемого феномена. Высокий уровень сформированности психолого-педагогической компетентности преподавателя предусматривает обладание системой знаний о психологии личности, психологии инновационно-образовательной деятельности студентов, содержании и образовательных программах высшего аграрного профессионального образования, инновационных образовательных технологиях и др. К основным психологопедагогическим умениям относим умение видеть актуальную педагогическую проблему и оформить ее в виде комплекса педагогических задач, разрешаемых с использованием интерактивных технологий; умение формировать инновационно-преобразующий интеллект обучающихся в креативной образовательной среде вуза и др. Высокий уровень сформированности коммуникативной компетентности гарантирует рациональную организацию учебно-исследовательской деятельности обучающихся. Обладание креативной компетентностью на высоком уровне позволяет педагогу осуществлять эффективную научно-педагогическую и инновационную деятельность. Обладание преподавателем средним и репродуктивным уровнем сформированности инновационно-педагогической компетентности не обеспечивает в должной мере реализацию новых образовательных стандартов, формирование социально-профессиональной мобильности выпускников - будущих инноваторов в сфере АПК.

Креативная парадигма профессионального образования, успешно развиваемая научной школой В.А. Сластенина, обращает внимание исследователей на высокую ценность, уникальность творческой личности специалиста, как самоорганизующегося субъекта, способного к преобразующей инновационно - интеллектуальной деятельности в процессе профессионального становления. Педагоги выделяют в качестве доминирующей аксиологической функции в системе ценностей цели профессиональной деятельности специалиста, обеспечивающие эффективность создания, освоения, внедрения новшеств в процессе решения профессиональных задач. В структуре инновационной деятельности, реализуемой на одном из возможных уровнях (репродуктивном, эвристическом, креативном) выявлены мотивационный, креативный, технологический, рефлексивный компоненты. Опираясь на идеи Сластенина В.А., исследователи утверждают, что критериями готовности педагога к инновационной деятельности являются следующие: осознание необходимости в инновационной деятельности; готовность к вовлечению в творческую деятельность; уверенность в том, что нововведение принесет позитивный результат; согласованность личных целей с инновационной деятельностью; готовность к преодолению творческих неудач; уровень технологической готовности к инновационной деятельности; способность к профессиональной рефлексии и др. [3].

Теория оптимизации образовательного процесса Бабанского Ю.К - модель совершенствования педагогической практики, включающая средства и методы перехода к более эффективной образовательной деятельности, содержащая полноценные инновационные компоненты. Ю.К. Бабанский, Е.В. Бондаревская, В.С. Ильин, Г.А. Победоносцев, Т.С. Полякова и др. выдвинули идею эффективного управления образовательным процессом, оптимального использования методов, форм и средств развития, обучения и воспитания. Как по отдельным компонентам учебного процесса, так и по учебновоспитательному процессу в целом, идеи оптимизации разрабатывали С.И. Архангельский, В..П. Беспалько, В.В.Давыдов, Л.В.Занков, Т.А.Ильина, М.И. Махмутов, Н.А. Менчинская, И.Т. Огородников, М.М. Поташник, М.Н. Скаткин, Н.Ф. Талызина и др.

Ю.К. Бабанский дополнил систему дидактических принципов принципом оптимизации образовательного процесса, который из ряда возможных вариантов учебного процесса требует осознанного выбора такого варианта, который в данных условиях обеспечит максимально возможную эффективность решения задач образования, воспитания и развития обучающихся при рациональных затратах времени и усилий субъектов образовательной деятельности [1].

Предметом оптимизационного моделирования профессиональной подготовки студентов аграр-

ного вуза инновационного типа выступают модель профессиональной деятельности и модель личности специалиста. В свернутом виде обе модели представлены в государственных образовательных стандартах. Опираясь на исследования Ю.К. Бабанского, основным критерием оптимальности профессиональной подготовки обучающихся в аграрном вузе мы считаем достижение каждым студентом максимально возможного для него в данный период времени уровня профессиональной компетентности.

Оптимизация инновационно-педагогического процесса в аграрном вузе предусматривает оптимизацию комплекса задач образования студентов; оптимизацию содержания профессиональной подготовки студентов; оптимальное сочетание методов обучения; оптимальное сочетание организационных форм обучения; оптимальное сочетание средств обучения; оптимальное сочетание видов самостоятельной работы обучающихся; оптимизацию мониторинга эффективности профессиональной подготовки будущих специалистов-инноваторов в сфере АПК и т.д.

Оптимизационное моделирование профессиональной подготовки будущих специалистов аграрного профиля ориентирует преподавателя на создание оптимальной инновационно-образовательной среды, обеспечивающей каждого обучающегося индивидуальной эффективной образовательной траекторией; формирование и удовлетворение потребности субъекта образовательного процесса в саморазвитии, самосовершенствовании, самоактуализации; соответствие требованиям инновационного аграрного производства; единство аграрного образования, науки и агропромышленного производства.

Нами установлено, что основными условиями формирования инновационно-педагогической компетентности преподавателя аграрного вуза, обусловленной социально-преобразующей ролью агропромышленного комплекса, выступают:

-развитие инновационных процессов в отечественной и мировой культуре;

-взаимосвязь и взаимодействие агробизнеса, агронауки и системы аграрного образования; -оптимизационное моделирование социо-человеко-природных образовательных комплексов; -разработка и реализация инновационных образовательных технологий;

-развитие системы дистанционного обучения;

-повышение квалификации преподавателей и др.

Развитие инновационно-педагогической компетентности преподавателя аграрного вуза создает предпосылки эффективного формирования будущих специалистов, обладающих инновационно-преобразующим интеллектом, обогатит потенциальные возможности инновационного профессионально-образовательного пространства вуза.

Список литературы

1. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса.-М.: Просвещение, 1982

2.Лазарев В.С., Ставринова Н.Н. Критерии и уровни готовности будущего педагога к исследовательской деятельности//Педагогика, 2006.-№2

3.Педагогика профессионального образования/ под ред. В.А. Сластенина.-М.: Издательский центр «Академия», 2007

Об авторе

Погонышева Д. А. - доктор педагогических наук, профессор, Брянского государственного университета имена академика И.Г. Петровского; Брянск

PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE TEACHER OF THE AGRARIAN SCHOOL

Pogonysheva D. A.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.