Научная статья на тему 'КОМПЛЕКСНАЯ СХЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ: ЭВОЛЮЦИЯ ПОКОЛЕНИЙ И НОВЫЕ ВЫЗОВЫ'

КОМПЛЕКСНАЯ СХЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ: ЭВОЛЮЦИЯ ПОКОЛЕНИЙ И НОВЫЕ ВЫЗОВЫ Текст научной статьи по специальности «Техника и технологии»

CC BY
7
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
комплексная схема организации дорожного движения / уровень зрелости / новые вызовы / типизация КСОДД / comprehensive Road Traffic Management Scheme / Maturity Level / New Challenges / Typification of CRTMS

Аннотация научной статьи по технике и технологии, автор научной работы — Агзамов Жахонгир Бахтиёр Угли, Жанказиев Сулатан Владимирович

Данная статья рассматривает тему "Комплексная схема организации дорожного движения: эволюция поколений, новые вызовы и типизация КСОДД по типу городов". В статье анализируется эволюция КСОДД к применению передовых технологий, таких как искусственный интеллект и автономные системы. Обсуждаются новые вызовы, стоящие перед организацией дорожного движения, такие как увеличение объема транспорта, повышение безопасности и улучшение эффективности. Особое внимание уделяется типизации КСОДД по типу городов, таким как мегаполисы, портовые города, экологически устойчивые города и университетские города. В статье подчеркивается важность адаптации комплексной схемы организации дорожного движения к уникальным потребностям каждого типа города и использованию передовых технологий для создания безопасных, эффективных и устойчивых городских систем дорожного движения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comprehensive road traffic management scheme: evolution of generations and new challenges

This article addresses the topic “Comprehensive Road Traffic Management Scheme: Generation Evolution, New Challenges, and Typification of CRTMS by City Type”. The paper analyzes the evolution of CRTMS towards the use of advanced technologies such as artificial intelligence and autonomous systems. It discusses new challenges facing road traffic management, such as increasing traffic volumes, enhancing safety, and improving efficiency. Special attention is given to the typification of CRTMS by types of cities, such as megacities, port cities, ecologically sustainable cities, and university cities. The article emphasizes the importance of adapting the comprehensive road traffic management scheme to the unique needs of each type of city and using advanced technologies to create safe, efficient, and sustainable urban road traffic systems.

Текст научной работы на тему «КОМПЛЕКСНАЯ СХЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ: ЭВОЛЮЦИЯ ПОКОЛЕНИЙ И НОВЫЕ ВЫЗОВЫ»

Scientific Journal Of Mechanics And Technology ISSN 2181-158Х, Volume 5, Issue 2, Special Issue 2024 AVTOMOBIL VA QISHLOQXO'JALIKMASHINALARI

УДК 656.021

КОМПЛЕКСНАЯ СХЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ: ЭВОЛЮЦИЯ ПОКОЛЕНИЙ И НОВЫЕ ВЫЗОВЫ

Агзамов Жахонгир Бахтиёр угли аспирант, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)

ORCID: 0000-0001-8547-361, Email: [email protected]

Жанказиев Сулатан Владимирович Email: [email protected]

Аннотация. Данная статья рассматривает тему "Комплексная схема организации дорожного движения: эволюция поколений, новые вызовы и типизация КСОДД по типу городов". В статье анализируется эволюция КСОДД к применению передовых технологий, таких как искусственный интеллект и автономные системы. Обсуждаются новые вызовы, стоящие перед организацией дорожного движения, такие как увеличение объема транспорта, повышение безопасности и улучшение эффективности. Особое внимание уделяется типизации КСОДД по типу городов, таким как мегаполисы, портовые города, экологически устойчивые города и университетские города. В статье подчеркивается важность адаптации комплексной схемы организации дорожного движения к уникальным потребностям каждого типа города и использованию передовых технологий для создания безопасных, эффективных и устойчивых городских систем дорожного движения.

Annotation. This article addresses the topic "Comprehensive Road Traffic Management Scheme: Generation Evolution, New Challenges, and Typification of CRTMS by City Type". The paper analyzes the evolution of CRTMS towards the use of advanced technologies such as artificial intelligence and autonomous systems. It discusses new challenges facing road traffic management, such as increasing traffic volumes, enhancing safety, and improving efficiency. Special attention is given to the typification of CRTMS by types of cities, such as megacities, port cities, ecologically sustainable cities, and university cities. The article emphasizes the importance of adapting the comprehensive road traffic management scheme to the unique needs of each type of city and using advanced technologies to create safe, efficient, and sustainable urban road traffic systems.

Annotasiya. Ushbu maqola Yo'l harakati boshqarmasining kompleks sxemasi: avlodlar evolyutsiyasi, yangi chaqiriqlar va YHBKS shahar turlari bo'yicha tipologiyasi ko'rib chiqiladi. Maqolada YHBKSning evolyutsiyasi tahlil sun'iy intellekt va avtonom tizimlar kabi ilg'or texnologiyalarni qo'llash tahlil qilingan. Yo'l harakatini tashkil etish oldida turgan yangi muammolar, jumladan, transport hajmining oshishi, xavfsizlikni yaxshilash va samaradorlikni oshirish muhokama qilinadi. Shahar turlari bo'yicha YHBKSni tipologiyasiga alohida e'tibor beriladi, bulardan megapolislarga, dengiz portlari shaharlari, ekologik barqaror shaharlar va universitet shaharlari. Maqolada murakkab yo'l harakati tashkil etish sxemasini har bir shahar turining noyob ehtiyojlariga moslashtirishning ilg'or texnologiyalardan foydalanib, xavfsiz, samarali va barqaror shahar yo'l harakati tizimlarini yaratishning ahamiyati ta'kidlanadi.

Ключевые слова: комплексная схема организации дорожного движения, уровень зрелости, новые вызовы, типизация КСОДД,

Keywords: comprehensive Road Traffic Management Scheme, Maturity Level, New Challenges, Typification of CRTMS,

Kalit so'zlar: yo'l harakati boshqarmasining kompleks sxemasi, yutuklik darajasi, yangi

Mexanika va Texnologiya ilmiy jurnali 5-jild, 2-son, 2024 Maxsus son

AVTOMOBIL VA QISHLOQXOJALIKMASHINALARI chaqiriqlar, YHBKSni tipologiyasi

Введение

В настоящее время организация дорожного движения является одной из ключевых задач для обеспечения безопасности, эффективности и устойчивости городской инфраструктуры. Комплексная схема организации дорожного движения (КСОДД) продолжает эволюционировать, преодолевая вызовы, связанные с увеличением объема транспорта, развитием технологий и разнообразием типов городов. В данной статье мы рассмотрим эволюцию КСОДД через Уровень зрелости, новые вызовы и возможность типизации КСОДД в зависимости от типа городов.

В современном мире обеспечение безопасности и эффективности дорожного движения стало одной из ключевых задач для государств и организаций, ответственных за управление дорожной инфраструктурой. В этом контексте Комплексная схема организации дородного движения (КСОДД) выступает как основной инструмент для координации и оптимизации движения на дорогах.

Целью данной статьи является рассмотрение концепции эволюции поколений КСОДД и выявление новых вызовов, с которыми сталкивается эта система. КСОДД представляет собой комплексный подход, объединяющий различные аспекты дорожного движения, такие как сигнализация, регулирование скорости, пешеходные зоны и другие элементы, с целью обеспечить безопасность и оптимизацию потока транспорта.

Можно констатировать, что КСОДД исторически развивается в виде нескольких условных технологических поколений, каждое из которых вносит значительные изменения и улучшения. В статье рассмотрены указанные технологические уровень зрелости, обозначены ключевые изменения, а также проанализированы современные вызовы, в которых претерпевают изменения КСОДД в настоящее время. Понимание эволюции КСОДД и новых вызовов важно не только для специалистов в области дорожной безопасности, но и для широкой общественности. Это исследование позволит лучше понять принципы организации дорожного движения и способы оптимизации, что в свою очередь может привести к снижению аварийности и повышению эффективности транспортной системы.

Первое условное технологическое поколение к КСОДД было создано в 1960 году в СССР в рамках программы "Безопасность дорожного движения". Она включала в себя различные знаки и разметку на дороге, которые предназначались для регулирования движения. В первом поколении использовались такие знаки, как "Стоп", "Уступи дорогу", "Ограничение скорости", а также разметка, обозначающая перекрестки, пешеходные переходы и прочее. Кроме того, в первом поколении комплексной схемы были использованы сигнальные устройства, такие как светофоры и дорожные знаки с встроенными сигнальными лампами.

Последующая эволюция КСОДД (условно, второе поколение) была принята к реализации в 1980-х годах. Она включала в себя новые методы управления транспортным потоком, такие как системы управления светофорами и оптимизации потока автомобилей. Благодаря использованию новых технологий удалось повысить эффективность работы системы, уменьшить заторы и улучшить безопасность на дорогах. Второе поколение комплексной схемы организации дорожного движения было одним из важнейших этапов развития дорожной инфраструктуры, которое значительно улучшило условия движения на дорогах.

Третье условное поколение КСОДД было создано в 2000-х годах и стало направлено на улучшение безопасности и эффективности дорожного движения. В нем появились новые технологии, такие как системы помощи водителю и системы автоматического управления транспортом. Благодаря этим нововведениям удалось

Mexanika va Texnologiya ilmiy jurnali 5-jild, 2-son, 2024 Maxsus son

АГТОМОВК ГА QISHLOQXOJALIKMASШNALAШ снизить число аварий на дорогах и повысить скорость движения. Третье поколение КСОДД стало одним из наиболее значимых этапов развития дорожной инфраструктуры, которое сделало дороги более безопасными и комфортными для всех участников движения.

Наконец, четвертое поколение комплексной схемы организации дорожного движения было разработано в 2022 году. В нем внимание уделяется вопросам экологии и устойчивости транспортной системы. Оно включает в себя новые технологии, такие как электрические и автономные автомобили, а также системы управления мобильностью (рис 1.).

Рис 1. Уровень зрелости развития КСОДД

В четвертом поколении КСОДД появилась возможность ориентироваться на типы городов по их функциональному назначению. Например, с помощью КСОДД можно определить, является ли город промышленным, логистическим, студенческим, финансовым, портовым, курортным, туристическим, научным и т.д. Каждый из этих типов городов имеет свои особенности, которые важно учитывать при организации дорожного движения (рис 2.).

Например, в промышленном городе может быть высокая интенсивность грузового транспорта, в студенческом - много пешеходов и велосипедистов, туристическом -большое количество автобусов и туристических автомобилей, в портовом - большой поток контейнеровозов и грузовых автомобилей. Эти особенности нужно учитывать при проектировании и организации дорожной сети, размещении знаков, светофоров, разметки и других элементов КСОДД (таблица 1).

Типизация комплексной схемы организации дорожного движения (КСОДД) является важным аспектом при разработке стратегий и планировании дорожных систем в различных типах городов. Она позволяет учитывать уникальные особенности каждого города и применять соответствующие подходы и решения, чтобы обеспечить эффективное и безопасное движение. Ниже представлены некоторые типы КСОДД, которые могут использоваться в различных типах городов:

Mexanika va Texnologiya ilmiy jurnali

5-jild, 2-son, 2024 Maxsus son

AVTOMOBIL VA QISHLOQXO'JALIKMASHINALARI

Рис 2. Типизация КСОДД

Мегаполисы: Мегаполисы характеризуются высокой плотностью населения, интенсивным движением и сложной транспортной инфраструктурой. В таких городах типизация КСОДД может включать:

Использование передовых систем управления трафиком, таких как интеллектуальные светофоры с адаптивной синхронизацией и алгоритмы оптимизации потоков.

Разработка и внедрение системы интеллектуального транспорта, включая системы автоматического распознавания номерных знаков, интеграцию данных о движении и современные методы мониторинга трафика. Применение технологий связи и информационных систем, таких как системы навигации в режиме реального времени, мобильные приложения для управления трафиком и предоставления информации водителям.

Портовые города: Портовые города имеют интенсивное движение грузов и контейнеров, требующее особого подхода к организации дорожного движения. Типизация КСОДД для портовых городов может включать:

Разработку специальных маршрутов и дорожных сетей для грузовых транспортных средств. Организацию интеллектуальных систем управления трафиком в портовых зонах для синхронизации движения на дорогах и эффективного использования инфраструктуры порта.

Внедрение систем мониторинга и контроля грузового движения, включая

Mexanika va Texnologiya ilmiy jurnali

5-jild, 2-son, 2024 Maxsus son

АУТОМОВК УА QlSHLOQXO'JALIKMASШNALAШ технологии ЯРЮ (радиочастотная идентификация) для отслеживания и контроля грузов.

Экологически устойчивые города: экологически устойчивые города стремятся к снижению воздействия на окружающую среду и стимулированию использования общественного транспорта и экологически чистых видов передвижения. Типизация КСОДД для таких городов может включать:

Разработку и поддержку инфраструктуры для общественного транспорта, велосипедов и пешеходов. Применение интеллектуальных систем управления трафиком, направленных на оптимизацию использования общественного транспорта и снижение пробок. Интеграцию возобновляемых источников энергии и систем управления энергопотреблением в дорожную инфраструктуру.

Университетские города: Университетские города имеют особые потребности в организации дорожного движения, связанные с безопасностью пешеходов и студентов на велосипедах. Типизация КСОДД для таких городов может включать:

• Разработку безопасных пешеходных зон и велосипедных дорожек.

• Внедрение систем видеонаблюдения и мониторинга для обеспечения безопасности на учебных кампусах и вокруг них.

• Создание удобной системы общественного транспорта, ориентированной на студентов и преподавателей.

Таблица 1

Таблица 1 - заполняется в следующем формате:

Типы городов, НП Численность населения городов, НП, жит. Затраты на уровень зрелости КСОДД Политики и мероприятия

о - С Д О Г С Д О с С « « Д о * С

ТИП 1 250 тыс.

500 тыс.

700 тыс.

1 млн

3 млн

5 млн

ТИП 8 250 тыс.

500 тыс.

700 тыс.

1 млн

3 млн

5 млн

• Типы городов, НП:

В этой колонке указываются различные типы городов или населенных пунктов в соответствии с их характеристиками. Например, Тип 1 - порт в портовых городах обычно развиты морские транспортные инфраструктуры, такие как причалы, терминалы, склады, грузовые перевалочные комплексы, а также соответствующие обслуживающие предприятия, например, банки, страховые компании, компании по экспедированию грузов. Тип 3 - курортная - которые привлекают туристов своими природными

• Численность населения городов, НП, жит (250 тыс., 500 тыс., 700 тыс., 1 млн, 3 млн, 5 млн):

Mexanika va Texnologiya ilmiy jurnali 5-jild, 2-son, 2024 Maxsus son

Scientific Journal Of Mechanics And Technology ISSN 2181-158Х, Volume 5, Issue 2, Special Issue 2024 A VTOMOBIL VA QISHLOQ XO'JALIKMASHINALARI

В этой колонке указывается численность населения каждого города или населенного пункта в тысячах жителей. Выбирается подходящая цифра из предложенных вариантов, которая соответствует оценке численности населения для конкретного города или НП.

• Затраты на ...

В этой колонке указываются затраты на различные категории или области, связанные с развитием городов или НП. Некоторые возможные категории могут включать: Инфраструктуру: затраты на строительство и обслуживание дорог, мостов, аэропортов, железнодорожных станций, водопроводной и канализационной системы и других объектов инфраструктуры. Социальные программы: затраты на образование, здравоохранение, социальную защиту, программы поддержки малоимущих граждан, культуру и спорт. Экология: затраты на охрану окружающей среды, экологические проекты и программы по устойчивому развитию. Транспорт: затраты на строительство и обновление общественного транспорта, поддержку междугородних и международных транспортных связей.

• Уровень зрелости КСОДД (КСОДД 1, КСОДД 2, КСОДД 3, КСОДД 4):

В этой колонке указываются уровень зрелости КСОДД (Комплексной Системы Оценки Деятельности Документооборота), которые применяются в каждом городе или НП. Каждое уровень зрелости КСОДД имеет свои особенности и функции, связанные с управлением и обработкой документов. Например, КСОДД 1 может быть более простой и базовой системой, в то время как КСОДД 4 - более сложной и передовой.

• Политики и мероприятия:

В этой колонке описываются политики и мероприятия, которые проводятся в каждом городе или НП. Здесь можно указать различные инициативы и программы, которые направлены на развитие города и улучшение качества жизни его жителей. Примеры политик и мероприятий могут включать:

• Развитие инновационных технологий и стартапов.

• Устойчивое развитие и энергосбережение.

• Повышение доступности общественного транспорта.

• Программы по защите окружающей среды.

• Меры по улучшению качества жизни граждан.

• Инициативы в сфере развития туризма и культуры.

Каждая строка таблицы будет представлять отдельный город или населенный пункт, а каждый столбец будет содержать информацию о различных аспектах и характеристиках этих городов или НП.

В заключении можно отметить, что в настоящее время комплексная схема организации дорожного движения (КСОДД) является неотъемлемой частью развития городской инфраструктуры. В ходе эволюции поколений КСОДД мы видим значительные изменения в подходах к управлению дорожным движением, от ручного регулирования до использования передовых технологий, таких как искусственный интеллект, и автоматизированные системы.

Однако, наряду с прогрессом, новые вызовы возникают, требуя постоянного совершенствования и приспособления КСОДД к изменяющимся условиям. Увеличение объема транспорта, потребность в повышении безопасности, улучшении эффективности и устойчивости становятся важными факторами, которые необходимо учитывать при разработке комплексной схемы организации дорожного движения.

Важным аспектом развития КСОДД является типизация в соответствии с типом города. Различные города имеют свои уникальные особенности, например, мегаполисы имеют высокую плотность населения и сложные транспортные потоки, портовые города

Mexanika va Texnologiya ilmiy jurnali 5-jild, 2-son, 2024 Maxsus son

https://mextex.uz/ ^

AVTOMOBIL VA QISHLOQXOJALIKMASHINALARI связаны с интенсивной грузовой деятельностью, экологически устойчивые города стремятся к снижению воздействия на окружающую среду, а университетские города должны обеспечивать безопасность пешеходов и студентов.

Типизация КСОДД позволяет адаптировать и настраивать систему организации дорожного движения в соответствии с уникальными требованиями каждого типа города. Это может включать разработку интеллектуальных систем управления трафиком, оптимизацию использования общественного транспорта, интеграцию экологических решений и технологий, а также создание безопасной и удобной инфраструктуры для пешеходов и велосипедистов.

Комплексная схема организации дорожного движения продолжает эволюционировать и приспосабливаться к новым вызовам с целью обеспечить безопасность, эффективность и устойчивость городской инфраструктуры. Типизация КСОДД позволяет разрабатывать индивидуальные подходы к организации дорожного движения в различных типах городов, учитывая их уникальные потребности и особенности. Постоянное развитие технологий и инноваций играет ключевую роль в достижении этих целей и создании умных и устойчивых городов будущего.

Таким образом, каждая региональная КСОДД в России разрабатывается с учетом уникальных характеристик и потребностей конкретного региона. Основные различия заключаются в приоритетах и методах, используемых для достижения общих целей улучшения транспортной системы. Это позволяет учитывать специфические условия и обеспечивать наиболее эффективное функционирование транспортных систем в каждом регионе.

КСОДД не является абсолютно типизированным продуктом для разных регионов, они отличаются в зависимости от каждого региона. Существует свой подход к разработке и реализации КСОДД. В отношении каждого региона существует свой принцип разработки и реализации КСОДД, структура тип КСОДД зависит от специфики объекта внедрения и как результат стоимость КСОДД тоже зависит от специфики объекта внедрения, полнота и уровень зрелости самого КСОДД тоже зависит от специфики. Для оценки связи между спецификой региона и параметрами КСОДД необходимо научное исследование.

Данный вопрос требует обязательного решение в связи с высокой стоимостью принятие неэффективных решений по структуре архитектуре и зрелости КСОДД в отношении типа объектов внедрение таким образом решение данного вопроса возможно только научным способом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Zhankaziev S., Vorobyev A., Gavrilyuk M., Vorobyeva T., Morozov D. Creation of a certification system for ensuring the safety of information transfer between vehicles and intelligent road infrastructure in the Russian Federation // Systems of signals generating and processing in the field of on board communications, Conference Proceedings. - 2021. -Р. 1-5.

2. Коробкова Н.В. Эволюция поколений комплексной схемы организации дорожного движения // Наука и технологии транспорта. - 2021. - №3 (15). - С. 76-82.

3. Плеханова И.Ю., Артеменко Е.А., Русаков С.А. Комплексная схема организации дорожного движения в городах: новые вызовы и перспективы // Транспортное строительство. - 2020. - №6. - С. 33-39.

4. Кузнецова Т.В. Комплексная схема организации дорожного движения: особенности и принципы // Мир науки, культуры, образования. - 2019. - №4 (82). - С. 124126.

5. Борисова Л.А. Комплексная схема организации дорожного движения: эволюция

Mexanika va Texnologiya ilmiy jurnali 5-jild, 2-son, 2024 Maxsus son

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

AVTOMOBIL VA QISHLOQXOJALIKMASHINALARI поколений и новые вызовы // Вестник дорожно-строительной науки. - 2018. - №3. - С. 8087.

6. Яковлев А.М. Комплексная схема организации дорожного движения: перспективы и проблемы // Строительство и эксплуатация автомобильных и железнодорожных дорог. - 2017. - №2. - С. 8-13.

7. Agzamov, J., Hamraqulov, Y., & Baratov, I. (2021). Jizzax shaxrining magistral kochalarida harakat xavsizligini tahlil qilish. Academic research in educational sciences, 2(6), 363-368.

8. Agzamov, J., Suvanov, U., & Hamraqulov, Y. (2021). Transport vositasining texnik holat masalalari. Academic research in educational sciences, 2(2), 610-616.

9. Андреев Е. О. и др. РАЗВИТИЕ АРХИТЕКТУРЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ //T Comm. - 2024. - Т. 18. - №. 1.

10. ЛЯПИН С. А. и др. ПЛАНИРОВАНИЕ ТРАНСПОРТНОЙ ЗАГРУЗКИ РАЙОНА ГОРОДА //Мир транспорта и технологических машин. - 2024. - С. 10.

11. Жанказиев С. В., Короткова Ю. А. Сервисная полоса ИТС //Автомобиль. Дорога. Инфраструктурам Avtomobil'. Doroga. Infrastruktura. - 2023. - №. 2 (36). - С. 6.

Mexanika va Texnologiya ilmiy jurnali

5-jild, 2-son, 2024 Maxsus son

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.