AVTOMOBIL VA QISHLOQXOJALIKMASHINALARI
УДК 625. 7/8. 004
ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕНСИВНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И ПОДВИЖНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В СУРХАНДАРЬИНСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПРИМЕРЕ АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ
Едгоров Жамолиддин Намoзович Термезский инженерно-технологический институт, ассистент, [email protected]
Аннотация. В статье рассматривается проектирование выделенных полос для движения транспортных средств (автомобилей, НОТ) на пересечениях (регулируемых и нерегулируемых), на которых задержка и длина очереди транспортных средств являются одними из главных элементов, обеспечивающих комфортные условия поездки пассажиров.
Abstract. In the article, the design of dedicated lanes for the movement of vehicles (cars, vehicles) at intersections (regulated and unregulated), at which the delay and length of the queue of vehicles are one of the main elements that ensure comfortable travel conditions for passengers.
Annotatsiya. Maqolada yo'lovchilar uchun chorrahalarda transport vositalari harakati uchun (tartibga solinadigan va tartibga solinmagan) ajratilgan yo'laklarni loyihalash, (avtomobillar, umumiy transport vositalari) bunda transport vositalari navbatning kechikishi va uzunligi noqulay sharoitlarni asosiy elementlardan biri hisoblanadi.
Ключевые слова: обслуживание, срок службы, вредные выбросы, эксплуатация, дорога, дорожные условия.
Kalit so'zlar: xizmat ko'rsatish, muddat, zararli oqibatlari, ekspluatatsiya, yo'l, yo'l sharoiti.
Key words: maintenance, service life, harmful emissions, operation, road, road conditions
Проведены натурные исследования о характеристиках движения средств НОТ на выделенной полосе. В том числе акцентируем внимание на их режим движения в зоне пересечений.
Влияние расстояния между автобусными остановками (L) на скорость движения средств НОТ было исследовано в двух случаях при L=300 м и L=600 м. Измерения проведены в нескольких створах на расстояниях от остановок общественного транспорта 25 м, 50 м, 100 м, 150 м, 200 м, до и после остановки. Полученные результаты (рис.1) показали следующее:
Рис. 1. Изменение скоростей движения групп средств НОТ при движении на маршруте до или после остановки (Ь= 300м и L= 600м)
Mexanika va Texnologiya ilmiy jurnali
5-jild, 1-son, 2024
AVTOMOBIL VA QISHLOQXO'JALIKMASHINALARI
- водитель обычно начинает постепенно притормаживать для снижения скорости движения на расстоянии 80... 100м до остановки. В то же время расстояние, необходимое для разгона для достижения постоянной максимальной скорости на перегоне составляет 130...150 м (при L= 300 м) и от 180 до 200 м (при L= 600 м).
Это означает, что зона влияния остановки на скорость движения средств НОТ составляет 250...300 м;
- при увеличении расстояния между остановками скорост движения НОТ за пределами зоны влияния остановки увеличиваются более чем на 20% (с 42 км/ч до 51 км/ч, на 21,4% для обеспеченности 85%);
- доля НОТ за пределами зоны влияния остановки движущихся со скоростью менее 35 км/ч уменьшается в 5 раз (с 45% до 9%), а количество транспортных средств со скоростью более 45 км/ч увеличивается в 9 раз (с 5% до 45%) и время движения автобусов с максимальной скоростью увеличивается примерно в 4 раза (с 4,3 с при L= 300м до 21,6с при L= 600м);
- скорость движения автомобилей - такси не меняется при прохождении через остановку. Однако существует разница между скоростью движения автомобилей - такси в двух случаях исследований. Для обеспеченности 85% максимальная скорость такси увеличивается на 14 км/ч (с 67 км/ч до 81 км/ч) соответственно на 20,8% при увеличении расстояния между остановками.
Распределение пунктов отправления поездок (рис. 2) проливает свет на распределение пунктов отправления, выбранное опрошенными респондентами. Пограничный переход Дусти служит отправной точкой для 20 респондентов, что указывает на его роль в качестве отправной точки для части поездок по региональному коридору М-41. Сурхон получил немного большее количество - 47, что указывает на его значение как места происхождения. Сариасия, Эльбаен, Джаркурган, Шурчи, Термез и Денау были выбраны в качестве источников происхождения большим количеством респондентов: 85, 89, 93, 106, 111 и 129 соответственно. Эти места демонстрируют свою важность как популярные отправные точки для путешествий по коридору. Кумкурган оказался наиболее часто выбираемым местом происхождения: его выбрали 137 респондентов. Этот вывод подчеркивает роль Кумкургана как крупного транспортного узла и общей отправной точки для путешественников, отправляющихся в поездки по региональному коридору М-41. Анализ распределения мест отправления поездок дает представление о распределении вариантов происхождения среди опрошенных респондентов, выявляя популярность определенных мест и различные уровни предпочтения различных пунктов отправления вдоль регионального коридора М-41.
Получена подробная информация о распределении интенсивности движения по различным типам и классам транспортных средств, что позволяет провести тщательную оценку состава и характеристик дорожного движения по автодорожному коридору М-41.
Обследование проводилось в трех ключевых точках: точка № 1 возле города Термез (1604 км), точка № 2 возле районного центра Кумкургон (1537 км) и точка № 3 возле погранперехода Дусти (1450 км). Два эксперта на каждом объекте фиксировали трафик в течение 7 дней по 12 часов непрерывно и один день в течение 24 часов. 12-часовые данные о трафике были преобразованы в 24-часовые данные с использованием 24-часовых данных. В таблицах 3-5 показан суточный объем трафика для каждой локации с 9 июня 2023 г. (пятница) по 16 июня 2023 г. (пятница).
Исследование показало, что наибольший трафик зафиксирован на участке №2 вблизи Кумкурганского района, где среднегодовой трафик составляет 17 318 автомобилей
Mexanika va Texnologiya ilmiy jurnali 5-jild, 1-son, 2024
AVTOMOBIL VA QISHLOQXOJALIKMASHINALARI
в сутки. Вероятно, это связано с тем, что точка №2 находится на трассе М41, которая соединяет все 6 районов Сурхандарьинской области. Второе место по трафику зафиксировано на участке № 1 вблизи города Термез, где среднегодовой трафик составляет 9466 автомобилей в сутки. Вероятно, это связано с тем, что город Термез является крупным торговым центром Сурхандарьи. Наименьший трафик зафиксирован на участке № 3 возле погранперехода Дусти, где среднегодовой трафик составляет 3907 автомобилей в сутки. Вероятно, это связано с тем, что точка № 3 находится на границе и там меньше экономической активности.
Рисунок 2. Распределение происхождения
Наибольшая интенсивность движения наблюдалась в утренние (с 7:00 до 10:00) и вечерние часы пик (с 18:00 до 21:00), пиковая скорость составляла 1000 автомобилей в час. Вероятно, это связано с тем, что в это время многие люди ездят на работу и с работы. Наименьшая интенсивность движения была ночью - в среднем 50 автомобилей в час. Вероятно, это связано с тем, что в это время на дорогах меньше людей.
Анализ изменения объема дорожного движения в зависимости от времени суток и дня недели дает ценную информацию о моделях поездок и поведении пассажиров по дорожному коридору М-41. Изучая данные, мы можем получить более глубокое понимание факторов, влияющих на объем перевозок, и сделать обоснованные предложения по оптимизации транспортной инфраструктуры и услуг.
На рисунке 3 показано изменение объема трафика по неделям. В будние дни интенсивность движения стабильно превышает 9000 автомобилей в день, что указывает на то, что многие люди ездят в город Термез на работу или по делам. Пиковый день — среда, на дорогах находится более 12 000 автомобилей.
Кроме того, анализ выявляет интересные различия в интенсивности движения в отдельных районах вдоль автодорожного коридора М-41. В Кумкурганском районе наблюдается относительно меньшая интенсивность движения с понедельника по четверг по сравнению с периодом с пятницы по воскресенье. Такие характеристики распределения трафика можно объяснить стратегическим расположением района, поскольку он является перекрестком между районами Джаркурган, Шурчи и Денау. Более высокий объем
Mexanika va Texnologiya ilmiy jurnali
5-jild, 1-son, 2024
AVTOMOBIL VA QISHLOQXOJALIKMASHINALARI
трафика, наблюдаемый по пятницам и субботам, указывает на рост деловой активности и, возможно, на больший приток посетителей в Кумкургон. Эта информация может быть полезна для местных властей в Кумкургане, поскольку они помогут определить приоритетность улучшения инфраструктуры и транспортных услуг для удовлетворения различных потребностей в разные дни недели
Monday Tuesday Wednesday Thursday Friday Saturday Sunday
Рис. 3. Объем трафика по дням недели на участке №1. (Термез)
о ------^-^-
Monday Tuesday Wednesday Thursday Friday Saturday Sunday
Рис. 4. Объем трафика по дням недели в точке №2 (Кумкурган)
Анализ объема дорожного движения также выявляет структуру дорожного движения в районе Сараосийо. Данные показывают устойчивый рост объема дорожного движения с понедельника по среду, возможно, из-за того, что пассажиры едут на работу и
Mexanika va Texnologiya ilmiy jurnali 5-jild, 1-son, 2024
https ://mextex.uz/
AVTOMOBIL VA QISHLOQXO'JALIKMASHINALARI
в школу в течение недели. Однако в четверг и пятницу объем снижается, что указывает на изменение характера поездок, что потенциально может указывать на сокращение рабочих или учебных часов. В выходные дни интенсивность движения в Сараосийо снова возрастает, что указывает на увеличение количества поездок в целях проведения досуга и посещения местных рынков. Эта информация жизненно важна для местных властей Сараосийо для улучшения транспортных услуг, продвижения мер безопасности дорожного движения и улучшения инфраструктуры для удовлетворения меняющихся требований дорожного движения.
о -^-^-^-^-^-^-^-
Monday Tuesday Wednesday Thursday Friday Saturday Sunday
Рисунок 5. Объем трафика по дням недели в точке №3. (Сариасия)
Рисунок 5 дополняет полученные результаты, показывая, что объем трафика в Денау, Шурчи, Кумкургон и Термез является самым высоким по субботам и воскресеньям. Эти районы находятся недалеко от Сариасия и имеют схожие схемы передвижения, что подчеркивает важность координации между этими районами для решения общих транспортных проблем и содействия эффективному управлению дорожным движением.
Рисунок 6. Медленно движущееся транспортное средство, вызывающее заторы
Одним из ключевых факторов, способствующих возникновению заторов, является
Mexanika va Texnologiya ilmiy jumaU 5-jild, 1-son, 2024
https://mextex.uz/
AVTOMOBIL VA QISHLOQXO'JALIKMASHINALARI
взаимодействие между регулярным движением транспорта и медленно движущимися тяжелыми транспортными средствами и автопоездами. Этим большим транспортным средствам часто требуется больше времени и пространства для маневрирования, что приводит к сокращению общего транспортного потока. В результате возникают умеренные заторы, особенно в часы пик, когда на дороге наблюдается большее количество транспортных средств (рис. 6).
ЛИТЕРАТУРА
1. Васильев А.П., Сиденко В.М. Эксплуатация автомобильных дорог и организация дорожного движения: Учебник для вузов. М.: Транспорт. 1990-304 с.
2. Садыков И.С. Прогнозирование и управление транспортно-эксплуатационными качествами автомобильных дорог. Учебник для вузов. Ташкент: Адолат, 2004. - 238с.
3. МШН 24-2005. Технические правила по ремонту и содержанию автомобильных дорог. Ташкент: ГАК Узавтойул, 2005. - 36с.
4. ИКН 14-10. Инструкция, по оценке транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог общего пользования. Ташкент: ГАК Узавтойул, 2010. - 52с.
5. МКН 1-2007. Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования. Ташкент: ГАК Узавтойул, 2007.
Mexanika va Texnologiya ilmiy jurnali 5-jild, 1-son, 2024