Л.В. Полянских
социальный педагог, МБОУ СОШ№51, г. Краснодар
L.V. Polyanskih social worker, school № 51, Krasnodar Л.Р. Калашникова учитель-логопед, МБОУ СОШ№51, г. Краснодар
L.R. Kalashnikova speech therapists, school № 51, Krasnodar
КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ И РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИМИ ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ
Аннотация. В статье представлено описание структуры и возможного содержания комплексной программы профилактической, коррекционной и реабилитационной работы с учениками с ограниченными возможностями здоровья. Annotation. The article describes the structure and content of a possible comprehensive program of preventive, corrective and of the rehabilitation work with students with disabilities.
Ключевые слова: школа, ученик с ограниченными возможностями здоровья, профилактическая работа, коррекционная работа, реабилитационная работа. Key words: school, a student with disabilities, prevention, correctional work, rehabilitation work.
Пояснительная записка
Программа коррекционной работы разработана в соответствии с Федеральным образовательным стандартом второго поколения, направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.
В основе коррекционной работы лежит единство четырех функций: диагностики проблем, информации о проблеме и путях ее решения, консультация на этапе принятия решения и разработка плана решения проблемы, помощь на этапе решения проблемы. Организационно-управленческой формой коррекционного сопровождения является медико-психолого-педагогический консилиум. Его главная задача: защита прав интересов ребенка, диагностика по проблемам развития, выявление групп детей, требующих внимания специалистов, консультирование всех участников образовательного процесса.
Программа составлена учителем-логопедом МБОУ СОШ №51 Калашниковой Лялей Рифовной и социальным педагогом МБОУ СОШ №51 Полянских Ларисой Владимировной.
Программа рассмотрена на заседании Методического совета школы, утверждена директором школы и рекомендована к реализации в коррекционных классах VII вида.
Цель программы
Оказание помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.
Задачи программы
1. Своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья.
2. Определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности.
3. Создание условий, способствующих освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении.
4. Осуществление социально-педагогической, психологической, логопедической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.
5. Разработка и реализация индивидуальных и групповых занятий для детей с выраженным нарушением физического и психического развития.
6. Обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррек-ционных услуг.
7. Реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.
8. Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по психологическим, логопедическим, социальным, правовым и другим вопросам.
Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:
- соблюдение интересов ребёнка
- системность
- непрерывность
- вариативность
- рекомендательный характер оказания помощи.
Направления работы
- диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
- коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
- консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
- информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса -обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Характеристика содержания
Диагностическая работа включает:
- своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;
- диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;
- комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля: учителя, педагога-психолога, учителя-логопеда, врача-педиатра, врача-психиатра.
- изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся, испытывающих трудности в обучении и в общении, с ОВЗ.
- изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка испытывающих трудности в обучении и в общении, с ОВЗ;
- изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка испытывающего трудности в обучении и в общении, с ограниченными возможностями здоровья;
- анализ успешности коррекционно-развивающей работы.
Коррекционно-развивающая работа включает:
- выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;
- организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;
- системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии;
- коррекцию и развитие высших психических функций;
- развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения;
- социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах;
- всестороннее развитие коммуникативных возможностей с целью успешной социализации данной категории учащихся.
Консультативная работа включает:
- выработку совместных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, единых для всех участников образовательного процесса;
- консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья;
- консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
Информационно-просветительская работа предусматривает:
- различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы),
- проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.
Этапы реализации программы
Коррекционная работа реализуется поэтапно. Последовательность этапов и их адресность создают необходимые предпосылки для устранения дезорганизующих факторов.
I этап (май-сентябрь). Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы учреждения.
II этап (октябрь-май) Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность). Результатом работы является особым образом организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья при специально созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей.
III этап (май-июнь) Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность). Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям ребёнка.
IV этап (август-сентябрь) Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность). Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.
Механизм реализации программы
Механизм взаимодействия психолого-педагогический консилиум, психологическое, логопедическое и педагогическое сопровождение.
Механизм реализации:
1) Предшкола
2) Коррекционные группы
3) Индивидуальный и дифференцированный подход
4) Индивидуальное обучение (обучение на дому)
Социальное партнерство:
Городская медико-педагогическая комиссия (МБОУ ЦДК «Детство» г. Краснодар); МБУЗ Детская городская поликлиника № 3; Родительская общественность.
Требования к условиям реализации программы
Психолого-педагогическое обеспечение:
- обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения образования и специализированной помощи) в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии;
- обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности);
- обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);
- обеспечение участия всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий;
- развитие системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения психического и физического развития.
Программно-методическое обеспечение
В процессе реализации программы коррекционной работы могут быть использованы коррекционно-развивающие программы и планы работы (психолога, логопеда, социального педагога) (см. приложения), инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности социального педагога, педагога-психолога, учителя-логопеда.
В случаях обучения детей с выраженными нарушениями психического и физического развития по индивидуальному учебному плану целесообразным является использование специальных (коррекционных) образовательных программ.
Материально-техническое обеспечение
Материально-техническое обеспечение заключается в создании надлежащей материально-технической базы, позволяющей обеспечить адаптивную и коррекци-онно-развивающую среды образовательного учреждения.
Информационное обеспечение
Необходимым условием реализации программы является создание информационной образовательной среды и на этой основе развитие дистанционной формы обучения детей, имеющих трудности в передвижении, с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.
Система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов.
Диагностическое направление
Цель: выявление характера и интенсивности трудностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи.
Задачи (направления деятельности) Планируемые результаты Виды и формы деятельности, мероприятия Сроки (периодичность в течение года) Ответственные
Психолого-педагогическая диагностика
Первичная диагностика для выявления группы «риска» Создание банка данных обучающихся, нуждающихся в специализирован ной помощи. Формирование характеристики образовательной ситуации в ОУ Наблюдение, логопедическое и психологическое обследование; анкетирование родителей, беседы с педагогами сентябрь Социальный педагог, классный руководитель Педагог-психолог Учитель-логопед
Углубленная диагностика детей с ОВЗ, цетей-инвалидов Получение объективных сведений об обучающемся на основании диагностической информации специалистов разного профиля, создание диагностических "портретов" детей Диагностирование Заполнение диагностических документов специалистами (Речевой карты, протокола обследования) сентябрь Педагог-психолог Учитель-логопед
Социально - педагогическая диагностика
Определение уровня организованности ребенка, особенностей эмоционально-волевой и личностной сферы; уровень знаний по предметам Получение объективной информации об организованности ребенка, умении учиться, особенности личности, уровню знаний по предметам. Осуществление динамического наблюдения за учащимися с ОВЗ, согласно решению ПМПК Выявление нарушений в поведении (гиперактивность, замкнутость, обидчивость и т.д.) Анкетирование, наблюдение во время занятий, беседа с родителями, посещение семьи. Составление характеристики. Динамическое наблюдение Сентябрь-октябрь В течение учебного года Социальный педагог, классный руководитель Педагог-психолог Учитель-предметник Учителя начальных классов, учитель-логопед, педагог-психолог
Коррекционно-развивающее направление
Цель: обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в познавательной и эмоционально-личностной сфере детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.
Задачи (направления) деятельности Планируемые результаты Виды и формы деятельности, мероприятия. Сроки (пе-риодич-ность в течение года) Ответственные
Психолого-педагогическая работа
Обеспечение педагогического сопровождения детей с ОВЗ, цетей-инвалидов Планы, программы Разработать индивидуальную программу по предмету. Разработать воспитательную программу работы с классом Осуществление педагогического мониторинга достижений школьника. сентябрь Учитель-предметник, классный руководитель Социальный педагог
Обеспечить психологическое и логопедическое сопровождение детей с ОВЗ, детей-инвалидов Позитивная динамика развиваемых параметров 1.Формирование групп для коррекционной работы. 2.Составление расписания занятий. 3. Проведение коррекцион-ных занятий. 4. Отслеживание динамики развития ребенка До 10.10 10.10-15.05 Педагог-психолог Учитель-логопед
Профилактическая работа
Создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов Разработка рекомендаций для педагогов, учителей и родителей по работе с детьми с ОВЗ. Внедрение здоровьесбере-гающих технологий в образовательный процесс Организация и проведение мероприятий, направленных на сохранение, профилактику здоровья и формирование навыков здорового и безопасного образа жизни. Реализация профилактических программ Осуществление контроля за своевременным проведением лечебно-профилактических мероприятий с учащимися, имеющими отклонения в здоровье В течение года Педагог- психолог Учитель- логопед Зам.директора по УВР Социальный педагог Школьный врач Педагог- психолог
Консультативное направление
Цель: обеспечение непрерывности специального индивидуального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания; коррекции, развития и социализации обучающихся
Задачи (направления) деятельности Планируемые результаты. Виды и формы деятельности, мероприятия. Сроки (периодичность в течение года) Ответственные
Консультирование педагогов 1. Рекомендации, приёмы, упражнения и др. материалы. 2. Разработка плана консультативной работы с ребенком, родителями, классом, ра- Индивидуальные, групповые, тематические консультации По отдельному плану-графику Специалисты ПМПК Учитель-логопед Педагог-психолог Заместитель директора по НШ
ботинками школы
Консультирование обучающихся по выявленным проблемам, оказание превентивной помощи 1. Рекомендации, приёмы, упражнения и др. материалы. 2. Разработка плана консультативной работы с ребенком Индивидуальные, групповые, тематические консультации По отдельному плану-графику Специалисты ПМПК Учитель-логопед Педагог-психолог Заместитель директора по НШ
Консультирование родителей 1. Рекомендации, приёмы, упражнения и др. материалы. 2. Разработка плана консультативной работы с родителями Индивидуальные, групповые, тематические консультации По отдельному плану-графику Специалисты ПМПК Учитель-логопед Педагог-психолог Заместитель директора по НШ
Информационно — просветительская работа
Цель: организация информационно-просветительской деятельности по вопросам инклюзивного образования со всеми участниками образовательного процесса
Задачи (направления) деятельности Планируемые результаты. Виды и формы деятельности, мероприятия. Сроки (периодичность в течение года) Ответственные
Информирование родителей (законных представителей) по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам Организация работы семинаров, тренингов. Информационные мероприятия По отдельному плану-графику Специалисты ПМПК Учитель - логопед Педагог - психолог Заместитель директора по НШ Другие организации
Психолого-педагогическое просвещение педагогических работников по вопросам развития, обучения и воспитания данной категории детей Организация методических мероприятий Информационные мероприятия По отдельному плану-графику Специалисты ПМПК Учитель - логопед Педагог - психолог Заместитель директора по НШ другие организации
Направления работы специалистов Педагогическое сопровождение
Направления Задачи Содержание и формы работы Ожидаемые результаты
Диагностическое 1.Сбор диагностического инструментария для проведения коррекционной работы. 2.Организация педагогического сопровождения детей, чье развитие осложнено действием неблагоприятных факторов. З.Установление объема знаний, умений и навыков, Изучение индивидуальных карт медико-психологической диагностики. Анкетирование . Беседы. Тестирование. Наблюдение. Создание «карты проблем» Создание аналитической справки об уровне сформиро-ванности УУД. Диагностические портреты детей.
выявление трудностей, определение условий, в которых они будут преодолеваться. 4.Проведение комплексной диагностики уровня сфор-мированности УУД.
Коррекционное 1.Преодоление затруднений учащихся в учебной деятельности. 2.Овладение навыками адаптации учащихся к социуму. 3.Развитие творческого потенциала учащихся. 4.Создание условий для развития сохранных функций; формирование положительной мотивации к обучению; 5.Повышение уровня общего развития, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения; коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоционально-личностной сферы; 6.Формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности; воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков. Проведение групповых и индивидуальных коррекци-онных занятий. Все виды коррекционных работ должны быть направлены на развитие универсальных учебных действий: личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных. Содержание и формы кор-рекционной работы учителя: - наблюдение за учениками в учебной и внеурочной дея-гельности (ежедневно); - поддержание постоянной связи с учителями-предметниками, школьным психологом, медицинским работником, администрацией школы, родителями; - составление психолого-педагогической характеристики учащегося с ОВЗ при помощи методов наблюдения, беседы, экспериментального обследования, где отражаются особенности его личности, поведения, межличностных отношений с родителями и одноклассниками, уровень и особенности интеллектуального развития и результаты учебы, основные виды трудностей при обучении ребёнка. - составление индивидуального маршрута сопровождения учащегося (вместе с психологом и учителями-предметниками), где отражаются пробелы знаний и намечаются пути их ликви-цации, способ предъявления учебного материала, темп обучения, направления кор-рекционной работы; - контроль успеваемости и поведения учащихся в классе;
- формирование микроклимата в классе, способствующего тому, чтобы каждый учащийся с ОВЗ чувствовал себя в школе комфортно;
- ведение документации (психолого-педагогические дневники наблюдения за учащимися и др.);
- организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов учащихся, их общее развитие.
Для повышения качества коррекционной работы необходимо выполнение следующих условий:
- формирование УУД на всех этапах учебного процесса;
- обучение детей (в процессе формирования представлений) выявлению характерных, существенных признаков предметов, развитие умений сравнивать, сопоставлять;
- побуждение к речевой деятельности, осуществление контроля за речевой деятельностью детей;
- установление взаимосвязи между воспринимаемым предметом, его словесным обозначением и практическим действием;
- использование более медленного темпа обучения, многократного возвращения к изученному материалу;
- максимальное использование сохранных анализаторов
Самообразование и повышение квалификации педагогических кадров
Содержание и формы работы Срок исполнения
Изучение методической литературы по коррекционной педагогике и социальной психологии В течение года
Анализ научной и практической литературы для составления или разработки коррекционно-развивающих рабочих или авторских программ В течение года
Выбор темы по самообразованию В течение года
Прохождение курсов повышения квалификации 1 раз в три года
Прохождение аттестации на соответствующую квалификационную категорию 1 раз в пять лет
Список источников:
1. Постульгина Е.В. Развитие диалогической речи у слабослышащих детей на I ступени обучения. Тамбов, 2007.
2. Капитовская О.А. Развитие диалогической речи у детей с речевыми нарушениями. КАРО. Спб, 2005.
3. Методическое пособие и рабочие материалы для деятельности психолого-медико-педагогических консилиумов и консультаций. Москва. 2000.
4. «Вестник образования» № 22. Ноябрь 2012. «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы»
5. Крыжановская Л.М. Психолого-педагогическая реабилитация подростков. Москва. Владос. 2008
6. Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. Москва. Владос. 2005
7. Департамент молодежной политики Краснодарского края. Проблемы современной семьи и пути их решения. Краснодар. 2009
Нормативно-правовая база:
8. Закон Российской Федерации «Об образовании»;
9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
10. СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;
11. Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001);
12. О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
13. Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);
14. Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);
15. О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами. (Письмо МО РФ N АФ-150/06 от 18 апреля 2008 г.)
16. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ)