УДК 159.922
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧАСТНИКОВ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Решетникова О.А., учитель-логопед школы №73 Октябрьского района г. Красноярска
Идея инклюзии основана на концепции «включающего общества». Она означает изменение общества и его институтов таким образом, чтобы они благоприятствовали включению другого (человека другой расы, вероисповедания, культуры, человека с ограниченными возможностями здоровья).
Ключевые слова: инклюзия, дети с ограниченными возможностями здоровья,
сопровождение, участники образовательного процесса.
Сегодня инклюзивный процесс в образовании понимается как специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий включение и принятие ребенка с ограниченными возможностями здоровья в среду обычных сверстников в общеобразовательном учреждении, обучение по адаптированным или индивидуальным
образовательным программам с учетом его особых образовательных потребностей.
118 Главное в инклюзивном образовании ребенка с
ограниченными возможностями здоровья - получение образовательного и социального опыта вместе со сверстниками. Основным критерием эффективности включающего образования должна стать максимальная социальная адаптация, а в дальнейшем -профессиональная и трудовая адаптация детей с ОВЗ.
Школа должна измениться для того, чтобы стать инклюзивной, ориентированной на любого ребенка с любыми образовательными потребностями. Это сложный процесс, требующий организационных, содержательных, ценностных изменений. Нужно менять не только формы организации обучения, но и способы учебного взаимодействия учеников. Профессиональная ориентировка учителя на образовательную программу неизбежно должна измениться на способность видеть индивидуальные возможности ученика и умение адаптировать программу обучения. Профессиональная позиция специалистов сопровождения должна быть направлена на сопровождение учебного процесса, поддержку учителя на уроке, помощь ученику в овладении программным материалом и способами общения с другими детьми.
Психолого-педагогическое сопровождение - это значимый компонент психолого-педагогической помощи в целом. Дословно «сопровождать» означает «идти, ехать вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого». М.Р. Битянова отмечает, что психолого-педагогическое сопровождение - это организованная деятельность, в процессе которой
создаются социально-психологические и
педагогические условия для дальнейшего успешного обучения и психологического развития каждого ребенка в школьной среде.
Следует различать понятия: процесс сопровождения, метод сопровождения, служба сопровождения.
Если исходить из того, что сопровождение - это обеспечение, тогда под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора.
Если предположить, что сопровождение - это помощь, то под сопровождением понимается процесс -совокупность последовательных действий,
позволяющих субъекту определиться с принятием решения и нести ответственность за реализацию решения.
В условиях инклюзивной практики, психолого-педагогическое сопровождение является гибким длительным динамическим процессом,
предполагающим целостную, организованную и системную деятельность специалистов «помогающих профессий», направленную на создание условий для успешного функционирования участников единого образовательного пространства. Здесь важно предусмотреть взаимосвязанную систему
сопровождения:
- обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и их родителей,
- обучающихся с условно нормативным развитием и их родителей,
- педагогов, участвующих в инклюзивной практике.
Задачами психолого-педагогического
сопровождения участников инклюзивного образования будут:
в отношении обучающихся с ОВЗ
• систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса обучающегося с ОВЗ в динамике его психического развития;
• создание социально-психологических и педагогических условий для эффективной адаптации и психического развития обучающихся и обеспечения успешности в обучении;
• оказание помощи в адаптации к новым условиям жизнедеятельности;
• обеспечение систематической помощи детям с ОВЗ в ходе обучения;
• организация жизнедеятельности ребенка в социуме с учетом психических и физических возможностей обучающегося;
в отношении обучающихся с нормальным психофизическим развитием
• предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
• помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации, в том числе проблем взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;
• психологическое обеспечение
119
образовательных программ;
в отношении семей обучающихся
• систематическая психологическая помощь родителям и родственникам обучающихся;
• повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей;
• повышение уровня реабилитационной компетентности1 родителей обучающихся с ОВЗ;
• оказание помощи в осуществлении правильного выбора образовательного маршрута ребенка с ОВЗ;
• формирование психологической культуры; в отношении педагогов, участвующих в
инклюзивной практике
• повышение профессиональной компетентности;
• формирование навыков командной работы;
• формирование психологической культуры. Эффективное психолого-педагогическое
сопровождение реализуется через следующие направления деятельности:
- диагностическое;
- профилактическое;
- консультативное;
- коррекционно-развивающее;
- поддерживающее;
- просветительское;
- образовательное.
Основными принципами психолого-педагогического сопровождения участников образовательного пространства являются:
- приоритет интересов сопровождаемого;
- непрерывность сопровождения;
- целенаправленность сопровождения;
- систематичность сопровождения;
- гибкость сопровождения;
- комплексный подход к сопровождению;
- преемственность сопровождения на разных уровнях образования;
- принцип сетевого взаимодействия;
- рекомендательный характер советов специалистов сопровождения.
Сопровождение в образовательном процессе могут обеспечить классный руководитель, учитель, учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог, социальный педагог и т.д. Но более эффективное использование психолого-
педагогического сопровождения может быть осуществлено в условиях ПМПк (психолого-медико-педагогического консилиума).
Основной целью консилиума является обеспечение диагностико-коррекционного
сопровождения обучающихся с отклонениями в развитии в соответствии с их специальными образовательными потребностями, осуществление индивидуально-ориентированной психологической, социальной, медицинской и специальной
1 определенный уровень знаний и умений родителей, необходимых для осуществления поддерживающего взаимодействия с ребенком с ОВЗ
педагогической помощи детям в решении проблем адаптации в среде здоровых сверстников.
В задачи консилиума входит:
Выявление особенностей психолого-педагогического статуса каждого ребенка, анализ степени сформированности психических функций с целью своевременного решения проблем в обучении, общении и социализации; определение уровня функциональной готовности ребенка к обучению на разных ступенях образовательного процесса.
Определение «зоны ближайшего развития» каждого учащегося, выявление резервных возможностей, формулирование прогноза
интеллектуального и речевого развития.
Создание системы психолого-педагогической поддержки воспитанников образовательного учреждения, разработка комплекса мер коррекции и компенсации.
Формирование у педагогов и родителей адекватного отношения к выявленным дисгармониям и нарушениям развития воспитанников.
Проведение диагностических, профилактических и коррекционных мероприятий, способствующих преодолению нарушений в психическом и речевом развитии, специфических негативных особенностей эмоционально-волевой сферы, психокоррекции поведения ребенка.
Оказание консультативной и методической помощи педагогам по различным вопросам обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями.
Взаимодействие специалистов предполагает совместную деятельность по сопровождению участников образовательного процесса - детей, педагогов, родителей, направленную на решение задач развития, обучения, воспитания, коррекции, социализации обучающихся; информирование и просвещение семей и педагогического коллектива.
На начальном этапе родители детей с ОВЗ могут декларировать полную готовность сотрудничать со специалистами школы, помогать создавать условия для успешной адаптации ребенка, а в реальности через некоторое время (по различным причинам) начинают демонстрировать неготовность к сотрудничеству, нежелание менять привычный уклад жизни даже в интересах собственного ребёнка. И тогда образовательное учреждение становится заложником ситуации недоверия и непонимания со стороны родителей, и - как следствие - невозможности помочь ребенку без их поддержки. Поэтому, основная задача администрации и сотрудников школы на этапе целеполагания - договориться с родителями об одной общей цели на определенный, «понятный» период времени - например, на один год. Специалист, работающий с семьей, должен относиться к родителям как к партнёрам. Необходимо изучить способ функционирования конкретной семьи и выработать индивидуальную программу сопровождения, соответствующую потребностям и стилям жизни данной семьи.
120
В своей деятельности, учителю случается пропускать занятия по тем или иным уважительным причинам. Здесь, в помощь замещающему специалисту придёт папка с заранее продуманным и разработанным планом включения ребёнка ОВЗ в работу класса на уроке. Также необходима краткая характеристика особенностей этого ребёнка, которая будет обновляться и дополняться. Необходимо помнить, что инклюзивный подход должен продолжаться, даже если один участник сопровождения отсутствует.
Для осуществления сопровождения в инклюзивном образовании, важно у педагогов вызвать адекватное отношение к появлению особого ребёнка: сформировать симпатию, интерес и желание учить такого ребенка. Необходимо раскрыть
потенциальные возможности обучения
«нестандартных» детей. Показать и доказать, что такие дети могут в условиях профессионально организованной поддержки достичь уровня развития большинства своих сверстников, а в чем-то и опередить их. Принятие педагогом интегрируемого ребенка, прежде всего как ребенка, должно сочетаться с ясным пониманием особенностей его психического развития, познавательной деятельности, слабых и сильных сторон его личности. Необходимо специально учить налаживать взаимодействие с родителями и близким окружением, учить сотрудничеству и партнерству.
Источники и литература:
1. Беляева, О.Л. К вопросу об инклюзивном и интегрированном образовании младших школьников с нарушенным слухом / О.Л. Беляева // Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева. - 2014. -№3 (29).- С. 124-126.
2. Беляева, О.Л. Организационно-педагогические условия реализации федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушенным слухом)/О.Л. Беляева, Л.П. Уфимцева // Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева. -2015. - № 3 (33).- С. 6-10.
3. Брюховских Л.А. Некоторые подходы к разработке алгоритма комплексной диагностики как основы психолого-медико-педагогического сопровождения школьников с речевой патологией в процессе инклюзии // Современная наука. Актуальные проблемы науки и образования, ноябрь-дек. 2014, с. 25-28
4. Верхотурова Н.Ю. Диагностика эмоционального реагирования учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития: проблемы и перспективы исследования [Текст] / Н.Ю. Верхотурова // Казанская наука: научно-практическое издание. - Казань, 2012. — № 8. — С. 130—133.
5. Козырева О.А. Компетентностный подход в условиях реализации федерального образовательного стандарта высшего профессионального образования // Современная
наука: актуальные проблемы теории и практики (Серия Гуманитарные науки). - №1. - 2016.- С. 4447.
6. Козырева О.А., Стоянова Е.И. Дефиниции «готовность», «инклюзивная готовность» будущего педагога к работе в условиях инклюзивного образования как предмет исследования//Инновационные проекты и программы в образовании. №5. - 2016.- С. 39-45.
7. Теория инклюзивного образования и практика его развития в Красноярском крае: коллектив. монография / Агаева И.Б., Беляева О.Л., Дуда И.В., Мамаева А.В., Проглядова Г.А., Черенева Е.А., Шандыбо С.В.; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, Красноярск, 2016 - 304 с.
8. Тьютор в современной школе: сопровождение особого ребёнка: методические рекомендации для начинающих тьюторов / А.В. Мамаева, О.Л.Беляева, С.В.Шандыбо и др.; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П.Астафьева, Красноярск, 2015. -214 с.
9. Сырвачева Л.А., Уфимцева Л.П. Диагностическая и коррекционно-развивающая работа с детьми младшего дошкольного возраста группы риска по отклонениям развития: учебное пособие / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П.Астафьева. Красноярск, 2013. 244 с.
10. Сырвачева Л.А. Психологические аспекты адаптации детей с ОВЗ в процессе инклюзии // Школьный логопед. 2014. № 4. С 58-72.
11. Сырвачева Л.А., Уфимцева Л.П. Специфика родительских отношений и их влияние на психическое развитие дошкольников с перинатальным поражением ЦНС: монография / Краснояр.гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. -Красноярск. 2014. - 316 с.
12. Kozyreva Olga.A. The model of social support of students with disabilities in terms of inclusion// Social Care Journal. - 1. - 2016. - P. 57-60.