Проблемы здоровьесбережения в образовании
держания водного режима стоит кулер с питьевой водой, а у каждого кадета в шкафу индивидуальная кружка.
В этом же кабинете ребята могут найти жидкое мыло, пользоваться теплой водой из водонагревателя, полотенце и средства личной гигиены.
В целях профилактики простудных заболеваний в осеннее-весенний период, предусмотрена витаминизация кадетов поливитаминами с набором незаменимых аминокислот. Витамины ученики принимают 2 месяца осенью и 2 месяца весной.
В связи с тем, что кадеты находятся в школе столь длительное время, педиатры рекомендуют давать детям для стимуляции нервной деятельности и снижения нервного напряжения шоколад. Наши кадеты ежедневно в обед получают 2 дольки качественного горького шоколада.
Важным звеном в организации учебно-воспитательного процесса является система взаимодействия с родителями. Семья - это среда жизни и развития ребенка, в которой закладывается основа личности. Выяснить воспитательные возможности семьи также может помочь педагогическая диагностика (понять стиль жизни семьи, её уклад, взаимоотношения и духовные ценности семьи, конечно, при условии разумной достаточности). Огромную помощь в работе с кадетами оказывают родители. Это самые заинтересованные участники кадетского об-
разования в школе. Все классные, школьные, конкурсные мероприятия, спортивные соревнования, походы проводим в тесном контакте с родителями. По результатам опроса среди родителей, можно констатировать, что их удовлетворяют условия, созданные для обучения их детей в кадетском классе.
Все расходы, связанные с пребыванием учащихся в кадетском классе, берут на себя родители. На их плечи ложатся проблемы покупки материала и фурнитуры для формы, пошив формы, покупка кимоно, обуви для занятий бальными танцами. Приобретение мыла, туалетной бумаги, салфеток, питьевой воды, витаминов, шоколада, канцелярских принадлежностей и оплата питания в школьной столовой. Только 9 ребят из 2-х кадетских классов получают бесплатные завтраки и обеды.
В качестве результатов работы коллектива учителей в рамках здоровьесберегающих технологий можно будет считать:
1) защиту здоровья учащихся от учебных перегрузок и других неблагоприятных воздействий образовательного процесса;
2) воспитание культуры здоровья ученика;
3) содействие укреплению здоровья учащихся и педагогов;
4) работу с родителями учащихся.
Авторы делятся опытом организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья совместно с нормально развивающимися сверстниками. Авторы рассматривают появление и внедрение в практику идей интегрированного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) совместно с нормально развивающимися сверстниками как следствие демократических преобразований в обществе и эволюционного развития системы специального (коррекционного) образования
Зрелова Татьяна Александровна,
кандидат пед.наук, руководитель Ресурсного центра сопровождения развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, директор МОУ «СОШ №26»,
специалист РЦСРР, член городской ПМПК
Шейфер Светлана Дмитриевна,
дефектолог,
учитель-логопед высшей категории, специалист РЦСРР, член городской ПМПК, Мещанинова Валерия Николаевна,
учитель-логопед высшей категории,
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Как обеспечить права детей с ОВЗ на получение качественного образования при внедрении в практику образовательных учреждений интегрированного обучения и воспитания?
Ключевые слова: система сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, модель оказания комплексной помощи детям с ОВЗ, создание научно-методического ресурсного центра, этапы проекта и предполагаемые результаты каждого этапа
J
Основная идея
Особую актуальность в условиях модернизации российского образования приобретает проблема создания оптимальных условий для развития, воспи-
тания, образования, профессионального самоопределения детей с ограниченными возможностями здоровья.
В связи с этим появилась необходимость придать данному процессу организованный характер, обеспе-
6
Инновационные проекты и программы в образовании 2009/4
Проблемы здоровьесбережения в образовании
чив каждому ребёнку, имеющему нарушения в психофизическом здоровье, доступную и полезную для его развития форму интеграции.
Развитие интегрированного образования создаст основу для выстраивания качественно нового взаимодействия между массовым и специальным образованием, при этом за каждым ребёнком с ОВЗ сохранится необходимая ему специализированная психолого-педагогическая поддержка.
Интегрированное образование создаст возможность вариативности системы образования и обеспечения равного доступа к образовательным ресурсам детей с ОВЗ.
Цель проекта
Цель проекта - создание целостной системы сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивающей доступ к качественному образованию и оптимальные условия для воспитания и развития, способствующей социальнопсихологической реабилитации и полноценной интеграции в общество.
Причины разработки проекта
В настоящее время 218 обучающихся общеобразовательных учреждений г. Норильска отнесены к категории детей, имеющих ограниченные возможности здоровья:
• 105 детей данной категории обучается в специальных коррекционных классах (32 человека в общеобразовательных, 81 - находится на индивидуальном обучении),
• 98 человек имеют инвалидность: 11 - обучаются в СКК, 28 - в общеобразовательных классах, 59 - на дому.
На основании заключений городской ПМПК 112 обучающимся (больше на 30 человек в сравнении с аналогичным периодом прошлого года) рекомендовано обучение в следующих типах образовательных учреждений (или классов):
• 1-2 виды (обучающиеся с нарушением слуха) -11 человек (меньше на 5 человек в сравнении с прошлым годом) обучаются в специальных (коррекционных) классах МОУ «СОШ № 6»;
• 5 вид (обучающиеся с речевой патологией) -97 человек (больше на 36 человек) обучаются в 1-4-х специальных (коррекционных) классах МОУ «СОШ № 26» и «СОШ № 42» (из них 3 человека обучаются индивидуально на дому);
• 7 вид (обучающиеся с задержкой психического развития) - 2 человека находится на индивидуальном обучении;
• 8 вид (умственно отсталые дети) - 3 человека обучаются в общеобразовательных классах.
Педагогическими коллективами в специальных (коррекционных) классах работа строится с учетом специфики детей, прилагается немало сил по развитию и совершенствованию содержания образования, улучшению воспитательной работы, психологопедагогическому сопровождению.
Попадая в обычные классы, эти дети испытывают трудности в усвоении школьной программы, теря-
ют интерес к учебе и, в конце концов, попадают в разряд неуспевающих, поскольку принципы и структура обучения и воспитания таких детей должна быть совершенно иной.
На сегодняшний день не существует, на наш взгляд, такой практической модели оказания комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, которая объединяла бы лучшие достижения науки и практики в данной области. Это связано с отсутствием системного подхода в понимании проблем ребенка с ОВЗ, отсутствием межведомственного взаимодействия со структурами, занимающимися вопросами помощи и поддержки детей с ОВЗ.
Нас волнует одна из негативных сторон системы специального образования - это изоляция детей с проблемами в развитии в мире себе подобных, где все сконцентрировано на дефекте ребенка. В свете вышн изложенного, решение проблемы интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в массовую школу, социальной адаптации, подготовки к самостоятельной жизни, создания единого реабилитационного пространства является важнейшей задачей педагогического коллектива.
В связи с отдаленностью территории муниципального образования город Норильск необходимо рассмотреть возможность организации филиала краевой ПМПК (ГПМПК на постоянной основе). Это позволит более оперативно проводить обследование, принимать решение об индивидуальном маршруте обучения ребенка с ОВЗ, переводе из одного типа учреждения в другое, а также организовать консультации для родителей (законных представителей), педагогов по вопросам лечения, воспитания и обучения детей с легкими отклонениями в развитии, не подлежащих направлению в специальные учреждения.
Кроме этого необходимо создание научно-методического центра, оказывающего помощь педагогам и родителям детей с ОВЗ (их законным представителям) в обучении и воспитании.
Таким образом, внедрение в практику образовательных учреждений интегрированного обучения и воспитания позволит реализовать права детей с ОВЗ на получение качественного образования, необходимую коррекционно-педагогическую и медикосоциальную помощь по месту жительства ребенка, будет способствовать адаптации детей в обществе, расширению и развитию сети учреждений, работающих по данному направлению.
Этапы проекта
и предполагаемые результаты каждого этапа Сроки реализации проекта: январь 2009г. - май 2013г.
№ п/п Содержание деятельности Результат
1 этап - прогностический (январь 2009г. - январь 2010г.)
1. Разработка нормативноправовой базы по созданию вариативных условий для получения образования и воспитания детьми, имеющими ОВЗ. Создание нормативноправового пакета документов регламентирующего деятельность ОУ по интегрированному обучению и воспитанию.
Инновационные проекты и программы в образовании 2009/4
7
Проблемы здоровьесбережения в образовании
2. Создание на базе МОУ «СОШ №26» Ресурсного центра сопровождения развития ребенка с ОВЗ (далее - РЦСРР), выполняющего функции научнометодического центра. Функционирование научно-методического центра - Ресурсного центра сопровождения развития ребенка с ОВЗ.
3. Создание на базе РЦСРР действующей на постоянной основе городской психолого-медикопедагогической комиссии (далее - ГПМПК) (как филиала краевой ПМПК). Функционирование ГПМПК на постоянной основе.
4. Разработка модели сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивающей доступ к качественному образованию и оптимальные условия для воспитания и развития, способствующейсоциально-психологической реабилитации и полноценной интеграции в общество. Модель сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивающей доступ к качественному образованию и оптимальные условия для воспитания и развития, способствующей социально-психологической реабилитации и полноценной интеграции в общество
5. Разработка системы показаний и формы заключения о готовности к обучению и воспитанию ребенка с ОВЗ в образовательных учреждениях. Определение условий организации процесса обучения и воспитания. Ранняя комплексная диагностика (с 5-ти лет) развития обучаемых и воспитанников. Психодиагностическое обследование социальнопедагогических условий обучения и воспитания.
6. Разработка рекомендаций по организации интегрированного обучения и воспитания. Создание программ, описание технологий по работе с детьми, имеющими ОВЗ.
7. Консультации, содействие ОУ в разработке индивидуальных программ интегрированного обучения и воспитания. Экспертная оценка программ и технологий психологопедагогического сопровождения детей с ОВЗ.
8. Информирование родительской и педагогической общественности по вопросам интегрированного обучения и воспитания. Формирование и развитие толерантного отношения к проблемам детей с ОВЗ у всех участников образовательного и воспитательного процессов.
9. Разработка мер по поддержке ОУ, реализующих программы интегрированного обучения и воспитания детей с ОВЗ. Система стимулирования ОУ, реализующих программы интегрированного обучения и воспитания.
2 этап - практический (январь 2010г. - январь 2013г.)
1. Организация коррекционного, психологопедагогического и научнометодического сопровождения процесса интегрированного обучения и воспитания. Совокупность психологопедагогических и научнометодических условий, необходимых для реализации интегрированного обучения и воспитания. Уровень освоения обучаемыми образовательных программ в соответствии с государственным образовательным стандартом.
2. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации педагогических кадров по вопросам специальной педагогики, психологии, по методике преподавания в интегрированных классах. Повышение уровня квалификации педагогических кадров, обучающие семинары, круглые столы по проблеме, открытые уроки, консультации.
3. Апробация и совершенствование моделей учебно-методического, ин-формационного,психолого-педагогического и социального сопровождения интегрируемого образовательного и воспитательного процессов. Результаты апробации методик и технологий интегрированного обучения и воспитания, их анализ и корректировка.
4. Мониторинг процессов, протекающих в рамках разработанной модели сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Анализ и диагностика состояния системы обучения и воспитания детей с ОВЗ.
3 этап - обобщающий (январь 2013г. - май 2013 г.)
1. Обобщение результатов деятельности в рамках проекта по направлениям деятельности. Обработка и интерпретация данных. Оценка результатов реализации проекта. Анализ состояния системы обучения и воспитания детей с ОВЗ
2. Разработка методических рекомендаций на основе инновационного опыта работы по интегрированному обучению и воспитанию. Распространение опыта работы. Публикация и распространение научнометодических рекомендаций.
Предполагаемый результат:
• Расширение сети учреждений, с особой организацией образовательной среды, обеспечивающей:
- максимальное сокращение разрыва между началом целенаправленного обучения и моментом определения отклонения в развитии ребенка;
- обязательное включение родителей в процесс обучения ребенка и их особую целенаправленную подготовку силами специалистов;
- развитие интегрированных и дистанционных форм обучения;
- непрерывность процесса обучения детей с ОВЗ и его выход за рамки школьного возраста.
• Создание нормативно-правовой и программнометодической базы по сопровождению образовательного и воспитательного процессов для лиц с ОВЗ.
• Обеспечение роста компетентности у 100 % педагогов, воспитателей и специалистов, работающих в области коррекционно-развивающего образования.
• Социализация и успешная интеграция в общество лиц с ОВЗ (до 60 %).
8
Инновационные проекты и программы в образовании 2009/4
Проблемы здоровьесбережения в образовании
Участники проекта и их конкретные роли
Управление общего и дошкольного образования Администрации города Норильска - разработка проекта, организация, курирование, контроль деятельности РЦСРР, мониторинг и анализ эффективности интегрированного обучения и воспитания детей с ОВЗ.
РЦСРР - научно-методическое сопровождение интегрированного обучения и воспитания детей с ОВЗ.
ГПМПК (как филиал краевой ПМПК) - диагностикокоррекционное и медико-психологичекое сопровождение обучения и воспитания детей с ОВЗ.
Образовательные учреждения МО город Норильск - реализация системы интегрированного обучения и воспитания.
Количество, возраст и категории детей,
предположительно вовлекаемых в проект
350 обучающихся и воспитанников ОУ МО город Норильск в возрасте от 5 до 16 лет, которым рекомендовано обучение и воспитание по программам I -VIII видов.
Количество педагогов, руководителей, вовлекаемых в проект
S специалисты УО и ДО - 2 чел.;
S руководители МОУ - 45 чел.,
^ МДОУ - 37 чел.;
S педагоги - более 100 человек из числа работников МОУ, МДОУ, ГПМПК, детский реабилитационный центр «Виктория» и РЦСРР.
Положение
о Ресурсном центре сопровождения развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья
I. Общие положения
1.1. Развитие интегрированного образования создаёт основу для выстраивания качественно нового взаимодействия между массовым и специальным образованием. При этом за каждым ребёнком с ограниченными возможностями здоровья сохраняется необходимая ему специализированная психологопедагогическая поддержка.
1.2. Настоящее Положение регламентирует деятельность муниципального образовательного учреждения, выполняющего функциональную роль Ресурсного центра сопровождения развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (далее РЦСРР).
1.3. Настоящее Положение разработано на основании Закона РФ «Об образовании», Концепции модернизации структуры и содержания общего образования РФ, Типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психологопедагогической и медико-социальной помощи (от 31.07.1998г. № 867), Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, Примерного положения о Центре содействия укреплению здоровья обучающихся, воспитанников образовательного учреждения (от 15.05.2000г. № 1418).
1.4. В своей деятельности Ресурсный Центр руководствуется Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании» (от 10.07.1992г. № 3266-1), другими законодательными актами РФ, Типовым положением об образовательном учреждении, утверждённым постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001г. № 196, нормативными актами Министерства образования и науки РФ, Уставом муниципального образовательного учреждения, ведомственной целевой программой развития Управления общего и дошкольного образования Администрации города Норильска до 2010 года, настоящим положением и Уставом муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 26».
1.5. Деятельность Ресурсного центра направлена на координацию работы творческой педагогической общественности с целью совершенствования содержания и качества образования учащихся с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ).
1.6. Ресурсный центр несёт в установленном законодательством РФ порядке ответственность за качество образовательных услуг, оказываемых населению, их соответствие требованиям охраны жизни и здоровья обучающихся.
II. Цели, задачи и направления деятельности РЦСРР
2.1. РЦСРР создаётся с целью:
• обеспечения условий для психолого-медикопедагогической диагностики, коррекции, защиты прав, адаптации и интеграции в общество детей с ОВЗ в возрасте от 5 до 16 лет, нуждающихся в психолого-педагогической и медикосоциальной помощи;
• научно-методического сопровождения интегрированного обучения и воспитания детей с ОВЗ.
2.2. Основные задачи и направления деятельности:
Образовательная деятельность
Диагностическое направление:
• проведение психолого-медико-педагогического обследования детей и подростков с целью выявления особенностей их развития и определения адекватных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ;
• обследование старших дошкольников для определения уровня готовности к обучению в массовой школе и комплектования на этой основе классов компенсирующего и специальных (коррекционных) классов V вида в образовательных учреждений города;
• создание банка данных о количестве детей с ОВЗ для внесения предложений в заинтересованные органы о рациональном развитии сети специальных (коррекционных) классов (групп) в системе образования г. Норильска;
Коррекционно-развивающее направление:
• осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ;
• психолого-педагогическая коррекция эмоционально-волевых расстройств;
• лечебно-оздоровительная коррекция в пределах возможностей РЦСРР;
Инновационные проекты и программы в образовании 2009/4
9
Проблемы здоровьесбережения в образовании
• рекомендации для направления детей в научно-исследовательские центры г. Москвы и г. Санкт-Петербурга для углублённого и динамического их изучения.
Информационно-консультативная деятельность:
• Ресурсный центр оказывает консалтинговые услуги по информационной, педагогической и методической поддержке образовательных учреждений, и отдельных обучающихся по основным актуальным вопросам, входящим в компетенцию РЦСРР;
• Психолого-педагогическое и логопедическое консультирование родителей (законных представителей), педагогических и медицинских работников, представляющих интересы ребёнка в семье и образовательном учреждении;
• «Школа доверия» для родителей по вопросам воспитания и обучения детей с ОВЗ.
Учебно-методическая деятельность:
• Внедрение в деятельность образовательных учреждений психолого-педагогических технологий по обучению и воспитанию учащихся с ОВЗ;
• Консультативно-методическая помощь и психологическая поддержка специалистов образовательных учреждений, работающих с детьми с ОВЗ;
• Разъяснительная работа среди населения, работников учреждений образования, здравоохранения, социальной защиты населения об особенностях психического и физического состояния и возможностях развития детей с ОВЗ, необходимости оказания им адекватной помощи в образовательных учреждениях.
• Организация и осуществление выставочной деятельности по пропаганде новых технологий, распространение методических разработок, программ.
III. Организация деятельности РЦСРР
3.1. РЦСРР оказывает помощь детям и подросткам:
• по обращению их родителей (законных представителей);
• направленным по инициативе образовательных учреждений;
• самостоятельно обратившимся за помощью (в возрасте старше 12 лет).
3.2. Организация диагностики и консультирования детей с ОВЗ регламентируется нормативными документами Министерства образования РФ об организации и содержании работы психолого-медикопедагогических консультаций (далее ПМПК), о комплектовании специальных (коррекционных) учреждений и классов (групп) в массовых школах, другими нормативными документами по профилю деятельности, планом работы, графиками и расписанием, разрабатываемыми РЦСРР самостоятельно.
3.3. Направление детей на обследование осуществляется дошкольным или школьным образовательным учреждением по согласованию с родителями (законными представителями), а также по инициативе
родителей (законных представителей) из числа детей с ОВЗ.
3.4. Специалистам РЦСРР предоставляется право затребовать следующие документы:
• свидетельство о рождении;
• педагогическую характеристику с анализом развития ребёнка, поведения, усвоения знаний;
• письменные работы по русскому языку и математике.
3.5. При наличии показаний проводится углублённое психолого-медико-педагогическое исследование, которое представляет собой комплексное обследование всеми специалистами РЦСРР с применением компьютерных психологических технологий.
3.6. На базе РЦСРР создаётся психолого-медикопедагогический консилиум далее (ПМПк), которому предоставляется право:
• по итогам углублённого обследования детей рассматривать и рекомендовать родителям с их согласия тип дальнейшего обучения их ребёнка;
• контролировать точность диагностических исследований, адекватность рекомендаций и коррекционных программ, предлагаемых специалистами РЦСРР;
• состав и положение о ПМПк утверждается директором базового учреждения.
3.7. На каждого ребёнка оформляется документация, отражающая результаты диагностического обследования, фиксируются коррекционные мероприятия, определяется необходимость обучения ребёнка в специальных (коррекционных) классах V вида или компенсирующих классах.
3.8. Направление детей в специальные (коррекционные) классы V вида или компенсирующие классы по итогам деятельности РЦСРР осуществляется только с согласия родителей (законных представителей) и имеет рекомендательный характер.
3.9. При РЦСРР в основное время работы организуются спецмедгруппы по медицинской и психологической реабилитации детей старшего дошкольного и школьного возраста (лечебная физкультура, занятия на тренажёрах, занятия с дефектологом и психотерапевтические занятия).
3.10. РЦСРР в установленном законодательством РФ порядке несёт ответственность за качество служебной деятельности, нарушение прав и свободы детей.
IV. Управление работой РЦСРР и кадровое обеспечение
4.1. Непосредственное руководство РЦСРР осуществляет заведующий, назначенный директором базового учреждения из числа педагогов с высшим образованием по специальности «Дефектология», прошедший соответствующую аттестацию, имеющий опыт диагностической работы.
4.2. Заведующий планирует и организует работу РЦСРР, участвует в подборе и расстановке кадров, организует повышение квалификации работников; анализирует и обобщает результаты работы РЦСРР, отвечает за правильность установленного диагноза, рекомендаций о формах коррекции, обучения и воспи-
10
Инновационные проекты и программы в образовании 2009/4
Проблемы здоровьесбережения в образовании
тания детей с ОВЗ. Организует участие консультантов в разработке и реализации планов психолого-медикопедагогического обследования детей. Организует оснащение учреждения необходимыми диагностическими технологиями. Совместно с учреждениями образования, здравоохранения и социальной защиты организует профилактическую работу по предупреждению аномального развития детей, выполнению рекомендаций о методах коррекции, реабилитации детей с ОВЗ. Организует повышение квалификации специалистов образования по проблемам специальной педагогики. Обеспечивает выполнение сотрудниками правил внутреннего трудового распорядка, выступает с предложением о надбавках и доплатах к заработной плате, поощрении работников.
4.3. Комплектование штатного персонала РЦСРР осуществляется в соответствии с трудовым законодательством РФ и Законом РФ «Об образовании», исходя из целей, задач и объёма деятельности РЦСРР (1 специалист на 10 тысяч детей) и утверждается директором базового учреждения, подразделением которого является РЦСРР. Структуру управления и распределения обязанностей РЦСРР осуществляет самостоятельно.
4.4. Персонал РЦСРР состоит из следующих специалистов:
• образовательно-консультативную деятельность осуществляют учитель-дефектолог, учитель-логопед, олигофрено-педагог;
• психологическое обеспечение диагностикоконсультативного процесса осуществляет практический педагог-психолог;
• медицинское обследование и нозологическое заключение уровня психического развития осуществляют детский врач-психиатр, врач-специалист (психоневролог), медицинская сестра;
• внедрение программ компьютерной диагностики, обеспечение специалистов программными средствами осуществляет программист;
• научно-методическое обеспечение деятельности РЦСРР, консультативно-методическую помощь специалистам образовательных учреждений осуществляет методист.
4.5. Специалисты РЦСРР должны иметь профессиональную квалификацию, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документами об образовании, имеющие опыт диагностической работы.
4.6. Педагогические и медицинские работники пользуются правами и льготами установленными законодательством РФ.
4.7. Работники РЦСРР имеют право:
• защищать свою честь и достоинство;
• свободно выбирать и использовать методики по профилю;
• повышать свою квалификацию и аттестовы-ваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получать ее при успешном завершении аттестации;
• проходить медицинское обследование за счет средств базового учреждения.
4.8. Работники РЦСРР обязаны:
• удовлетворять требованиям квалификационных характеристик;
• выполнять Устав муниципального образовательного учреждения , правила внутреннего трудового распорядка, распоряжений администрации вышестоящего органа по подчиненности;
• творчески трудиться;
• уважать и соблюдать права, честь и достоинство детей;
• обеспечивать качество диагностической и консультативной работы и нести за нее ответственность;
• осуществлять связь с администрацией, педагогами городских образовательных учреждений и с родителями (законными представителями);
• обеспечивать требования техники безопасности, санитарно-эпидемиологических правил, охранительного режима в служебной деятельности;
• своевременно и аккуратно вести служебную документацию;
• проводить совместно с другими специалиста-
ми обследования детей и подростков по своей специальности с целью выявления особенностей их развития, установления диагноза, отбора детей и подростков с ОВЗ, подготовки рекомендаций о специализированных формах коррекции, обучения и воспитания детей с ОВЗ. Анализировать ход коррекционной и консультативной работы, обучения и воспитания детей и подростков в учреждениях образования, их состояние в процессе коррекции, обучения и воспитания. Оказывать соответствующую консультативную помощь родителям (законным представителям), педагогическим и медицинским работникам. Содействовать правильной ориентации работников образования в проблемах психолого-медико-педагогических особенно-
стей коррекции, обучения и воспитания детей и подростков с ОВЗ. Оказывать по необходимости специализированную помощь детям и подросткам с ОВЗ. Участвовать в осуществлении мер по педагогической, социальной и трудовой адаптации детей и подростков с ОВЗ после завершения коррекции, обучения и воспитания в учреждения образования.
4.9. Оплата труда сотрудников РЦСРР проводится на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы в соответствии с тарифно-квалификационными требованиями.
V. Финансово-хозяйственная деятельность РЦСРР
5.1. Деятельность РЦСРР финансируется учредителем базового образовательного учреждения в соответствии со сметой расходов по учреждению на основе государственных нормативов финансирования.
5.2. РЦСРР несет ответственность перед собственником за сохранность и эффективное использование закрепленного за ним имущества (оборудова-
Инновационные проекты и программы в образовании 2009/4
11
Проблемы здоровьесбережения в образовании
ния, материалов), пользуется им в соответствии с назначением.
5.3. Источниками финансирования являются:
• бюджетные и внебюджетные средства;
• добровольные пожертвования и целевые взносы физических и юридических лиц;
• доходы, получаемые от реализации продукции и услуг, а также других видов разрешенной самостоятельной деятельности;
• другие источники в соответствии с действующим законодательством.
5.4. РЦСРР отвечает по своим обязательствам в пределах находящихся в его распоряжении денежных средств.
5.5. РЦСРР вправе осуществлять международное сотрудничество в порядке, установленном законодательством; устанавливать прямые связи с аналогичными учреждениями СНГ и России.
VI. Прекращение деятельности РЦСРР
6.1. Ликвидация и реорганизация РЦСРР осуществляется по решению учредителя в соответствии с Гражданским кодексом РФ и Законом РФ «Об образовании».
6.2. При ликвидации денежные средства и иное имущество направляется на цели развития образования.
Автор предлагает для сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса в ДОУ использовать медико-психологическую поддержку, раскрывает ее содержание.
Миронова Тамара Петровна,
заведующая МДОУ № 20 «Дружная семейка» компенсирующего вида
МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Каково может быть содержание медико-психологической поддержки, обеспечивающей сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса?
Ключевые слова: общая заболеваемость детей, неврологические и аллергические заболевания, комплекс закаливающих, оздоровительных и профилактических мероприятий по их снижению, медико-психологическая поддержка
Цель: снижение общей заболеваемости детей, степени тяжести неврологических и аллергических заболеваний. Разработка и внедрение оздоровительных методик, гипоаллергенных диет, позволяющих снизить частоту обострения хронической патологии.
Задачи:
1. Сохранить и укрепить здоровье детей, посещающих ДОУ с помощью построения системы оздоровления детей, включающую ряд оздоровительных комплексов.
2. Повысить адаптационные возможности их организма к воздействию неблагоприятных экологических и социальных факторов.
3. Осуществлять медицинский и педагогический контроль за физкультурно-оздоровительной работой.
4. Расширить спектр технологий медико-психологической поддержки.
5. Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.
Ожидаемый результат:
6. Укрепление здоровья детей.
7. Совершенствование резервов социальной и биологической адаптации.
8. Формирование мотивации на здоровье и здоровый образ жизни.
9. Гармонизация психоэмоциональных состояний.
Используя комплекс закаливающих, оздоровительных и профилактических мероприятий удалось снизить уровень соматической заболеваемости среди детей, посещающих ДОУ (дети преимущественно со второй и третьей группой здоровья). Снижение заболеваемости характеризовалось не только количественным улучшением показателей. Среди детей с неврологической патологией удалось добиться стабилизации процесса, а также значительного улучшения состояния здоровья у части детей.
Среди детей с аллергопатологией отмечалось отсутствие обострений основного заболевания, дости-
12
Инновационные проекты и программы в образовании 2009/4