Научная статья на тему 'Организация обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья'

Организация обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4891
417
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
система сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья / модель оказания комплексной помощи детям с ОВЗ / создание научно-методического ресурсного центра / этапы проекта и предполагаемые результаты каждого этапа

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зрелова Татьяна Александровна, Шейфер Светлана Дмитриевна, Мещанинова Валерия Николаевна

Авторы делятся опытом организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья совместно с нормально развивающимися сверстниками. Авторы рассматривают появление и внедрение в практику идей интегрированного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) совместно с нормально развивающимися сверстниками как следствие демократических преобразований в обществе и эволюционного развития системы специального (коррекционного) образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зрелова Татьяна Александровна, Шейфер Светлана Дмитриевна, Мещанинова Валерия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья»

Проблемы здоровьесбережения в образовании

держания водного режима стоит кулер с питьевой водой, а у каждого кадета в шкафу индивидуальная кружка.

В этом же кабинете ребята могут найти жидкое мыло, пользоваться теплой водой из водонагревателя, полотенце и средства личной гигиены.

В целях профилактики простудных заболеваний в осеннее-весенний период, предусмотрена витаминизация кадетов поливитаминами с набором незаменимых аминокислот. Витамины ученики принимают 2 месяца осенью и 2 месяца весной.

В связи с тем, что кадеты находятся в школе столь длительное время, педиатры рекомендуют давать детям для стимуляции нервной деятельности и снижения нервного напряжения шоколад. Наши кадеты ежедневно в обед получают 2 дольки качественного горького шоколада.

Важным звеном в организации учебно-воспитательного процесса является система взаимодействия с родителями. Семья - это среда жизни и развития ребенка, в которой закладывается основа личности. Выяснить воспитательные возможности семьи также может помочь педагогическая диагностика (понять стиль жизни семьи, её уклад, взаимоотношения и духовные ценности семьи, конечно, при условии разумной достаточности). Огромную помощь в работе с кадетами оказывают родители. Это самые заинтересованные участники кадетского об-

разования в школе. Все классные, школьные, конкурсные мероприятия, спортивные соревнования, походы проводим в тесном контакте с родителями. По результатам опроса среди родителей, можно констатировать, что их удовлетворяют условия, созданные для обучения их детей в кадетском классе.

Все расходы, связанные с пребыванием учащихся в кадетском классе, берут на себя родители. На их плечи ложатся проблемы покупки материала и фурнитуры для формы, пошив формы, покупка кимоно, обуви для занятий бальными танцами. Приобретение мыла, туалетной бумаги, салфеток, питьевой воды, витаминов, шоколада, канцелярских принадлежностей и оплата питания в школьной столовой. Только 9 ребят из 2-х кадетских классов получают бесплатные завтраки и обеды.

В качестве результатов работы коллектива учителей в рамках здоровьесберегающих технологий можно будет считать:

1) защиту здоровья учащихся от учебных перегрузок и других неблагоприятных воздействий образовательного процесса;

2) воспитание культуры здоровья ученика;

3) содействие укреплению здоровья учащихся и педагогов;

4) работу с родителями учащихся.

Авторы делятся опытом организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья совместно с нормально развивающимися сверстниками. Авторы рассматривают появление и внедрение в практику идей интегрированного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) совместно с нормально развивающимися сверстниками как следствие демократических преобразований в обществе и эволюционного развития системы специального (коррекционного) образования

Зрелова Татьяна Александровна,

кандидат пед.наук, руководитель Ресурсного центра сопровождения развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, директор МОУ «СОШ №26»,

специалист РЦСРР, член городской ПМПК

Шейфер Светлана Дмитриевна,

дефектолог,

учитель-логопед высшей категории, специалист РЦСРР, член городской ПМПК, Мещанинова Валерия Николаевна,

учитель-логопед высшей категории,

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Как обеспечить права детей с ОВЗ на получение качественного образования при внедрении в практику образовательных учреждений интегрированного обучения и воспитания?

Ключевые слова: система сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, модель оказания комплексной помощи детям с ОВЗ, создание научно-методического ресурсного центра, этапы проекта и предполагаемые результаты каждого этапа

J

Основная идея

Особую актуальность в условиях модернизации российского образования приобретает проблема создания оптимальных условий для развития, воспи-

тания, образования, профессионального самоопределения детей с ограниченными возможностями здоровья.

В связи с этим появилась необходимость придать данному процессу организованный характер, обеспе-

6

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/4

Проблемы здоровьесбережения в образовании

чив каждому ребёнку, имеющему нарушения в психофизическом здоровье, доступную и полезную для его развития форму интеграции.

Развитие интегрированного образования создаст основу для выстраивания качественно нового взаимодействия между массовым и специальным образованием, при этом за каждым ребёнком с ОВЗ сохранится необходимая ему специализированная психолого-педагогическая поддержка.

Интегрированное образование создаст возможность вариативности системы образования и обеспечения равного доступа к образовательным ресурсам детей с ОВЗ.

Цель проекта

Цель проекта - создание целостной системы сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивающей доступ к качественному образованию и оптимальные условия для воспитания и развития, способствующей социальнопсихологической реабилитации и полноценной интеграции в общество.

Причины разработки проекта

В настоящее время 218 обучающихся общеобразовательных учреждений г. Норильска отнесены к категории детей, имеющих ограниченные возможности здоровья:

• 105 детей данной категории обучается в специальных коррекционных классах (32 человека в общеобразовательных, 81 - находится на индивидуальном обучении),

• 98 человек имеют инвалидность: 11 - обучаются в СКК, 28 - в общеобразовательных классах, 59 - на дому.

На основании заключений городской ПМПК 112 обучающимся (больше на 30 человек в сравнении с аналогичным периодом прошлого года) рекомендовано обучение в следующих типах образовательных учреждений (или классов):

• 1-2 виды (обучающиеся с нарушением слуха) -11 человек (меньше на 5 человек в сравнении с прошлым годом) обучаются в специальных (коррекционных) классах МОУ «СОШ № 6»;

• 5 вид (обучающиеся с речевой патологией) -97 человек (больше на 36 человек) обучаются в 1-4-х специальных (коррекционных) классах МОУ «СОШ № 26» и «СОШ № 42» (из них 3 человека обучаются индивидуально на дому);

• 7 вид (обучающиеся с задержкой психического развития) - 2 человека находится на индивидуальном обучении;

• 8 вид (умственно отсталые дети) - 3 человека обучаются в общеобразовательных классах.

Педагогическими коллективами в специальных (коррекционных) классах работа строится с учетом специфики детей, прилагается немало сил по развитию и совершенствованию содержания образования, улучшению воспитательной работы, психологопедагогическому сопровождению.

Попадая в обычные классы, эти дети испытывают трудности в усвоении школьной программы, теря-

ют интерес к учебе и, в конце концов, попадают в разряд неуспевающих, поскольку принципы и структура обучения и воспитания таких детей должна быть совершенно иной.

На сегодняшний день не существует, на наш взгляд, такой практической модели оказания комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, которая объединяла бы лучшие достижения науки и практики в данной области. Это связано с отсутствием системного подхода в понимании проблем ребенка с ОВЗ, отсутствием межведомственного взаимодействия со структурами, занимающимися вопросами помощи и поддержки детей с ОВЗ.

Нас волнует одна из негативных сторон системы специального образования - это изоляция детей с проблемами в развитии в мире себе подобных, где все сконцентрировано на дефекте ребенка. В свете вышн изложенного, решение проблемы интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в массовую школу, социальной адаптации, подготовки к самостоятельной жизни, создания единого реабилитационного пространства является важнейшей задачей педагогического коллектива.

В связи с отдаленностью территории муниципального образования город Норильск необходимо рассмотреть возможность организации филиала краевой ПМПК (ГПМПК на постоянной основе). Это позволит более оперативно проводить обследование, принимать решение об индивидуальном маршруте обучения ребенка с ОВЗ, переводе из одного типа учреждения в другое, а также организовать консультации для родителей (законных представителей), педагогов по вопросам лечения, воспитания и обучения детей с легкими отклонениями в развитии, не подлежащих направлению в специальные учреждения.

Кроме этого необходимо создание научно-методического центра, оказывающего помощь педагогам и родителям детей с ОВЗ (их законным представителям) в обучении и воспитании.

Таким образом, внедрение в практику образовательных учреждений интегрированного обучения и воспитания позволит реализовать права детей с ОВЗ на получение качественного образования, необходимую коррекционно-педагогическую и медикосоциальную помощь по месту жительства ребенка, будет способствовать адаптации детей в обществе, расширению и развитию сети учреждений, работающих по данному направлению.

Этапы проекта

и предполагаемые результаты каждого этапа Сроки реализации проекта: январь 2009г. - май 2013г.

№ п/п Содержание деятельности Результат

1 этап - прогностический (январь 2009г. - январь 2010г.)

1. Разработка нормативноправовой базы по созданию вариативных условий для получения образования и воспитания детьми, имеющими ОВЗ. Создание нормативноправового пакета документов регламентирующего деятельность ОУ по интегрированному обучению и воспитанию.

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/4

7

Проблемы здоровьесбережения в образовании

2. Создание на базе МОУ «СОШ №26» Ресурсного центра сопровождения развития ребенка с ОВЗ (далее - РЦСРР), выполняющего функции научнометодического центра. Функционирование научно-методического центра - Ресурсного центра сопровождения развития ребенка с ОВЗ.

3. Создание на базе РЦСРР действующей на постоянной основе городской психолого-медикопедагогической комиссии (далее - ГПМПК) (как филиала краевой ПМПК). Функционирование ГПМПК на постоянной основе.

4. Разработка модели сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивающей доступ к качественному образованию и оптимальные условия для воспитания и развития, способствующейсоциально-психологической реабилитации и полноценной интеграции в общество. Модель сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивающей доступ к качественному образованию и оптимальные условия для воспитания и развития, способствующей социально-психологической реабилитации и полноценной интеграции в общество

5. Разработка системы показаний и формы заключения о готовности к обучению и воспитанию ребенка с ОВЗ в образовательных учреждениях. Определение условий организации процесса обучения и воспитания. Ранняя комплексная диагностика (с 5-ти лет) развития обучаемых и воспитанников. Психодиагностическое обследование социальнопедагогических условий обучения и воспитания.

6. Разработка рекомендаций по организации интегрированного обучения и воспитания. Создание программ, описание технологий по работе с детьми, имеющими ОВЗ.

7. Консультации, содействие ОУ в разработке индивидуальных программ интегрированного обучения и воспитания. Экспертная оценка программ и технологий психологопедагогического сопровождения детей с ОВЗ.

8. Информирование родительской и педагогической общественности по вопросам интегрированного обучения и воспитания. Формирование и развитие толерантного отношения к проблемам детей с ОВЗ у всех участников образовательного и воспитательного процессов.

9. Разработка мер по поддержке ОУ, реализующих программы интегрированного обучения и воспитания детей с ОВЗ. Система стимулирования ОУ, реализующих программы интегрированного обучения и воспитания.

2 этап - практический (январь 2010г. - январь 2013г.)

1. Организация коррекционного, психологопедагогического и научнометодического сопровождения процесса интегрированного обучения и воспитания. Совокупность психологопедагогических и научнометодических условий, необходимых для реализации интегрированного обучения и воспитания. Уровень освоения обучаемыми образовательных программ в соответствии с государственным образовательным стандартом.

2. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации педагогических кадров по вопросам специальной педагогики, психологии, по методике преподавания в интегрированных классах. Повышение уровня квалификации педагогических кадров, обучающие семинары, круглые столы по проблеме, открытые уроки, консультации.

3. Апробация и совершенствование моделей учебно-методического, ин-формационного,психолого-педагогического и социального сопровождения интегрируемого образовательного и воспитательного процессов. Результаты апробации методик и технологий интегрированного обучения и воспитания, их анализ и корректировка.

4. Мониторинг процессов, протекающих в рамках разработанной модели сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Анализ и диагностика состояния системы обучения и воспитания детей с ОВЗ.

3 этап - обобщающий (январь 2013г. - май 2013 г.)

1. Обобщение результатов деятельности в рамках проекта по направлениям деятельности. Обработка и интерпретация данных. Оценка результатов реализации проекта. Анализ состояния системы обучения и воспитания детей с ОВЗ

2. Разработка методических рекомендаций на основе инновационного опыта работы по интегрированному обучению и воспитанию. Распространение опыта работы. Публикация и распространение научнометодических рекомендаций.

Предполагаемый результат:

• Расширение сети учреждений, с особой организацией образовательной среды, обеспечивающей:

- максимальное сокращение разрыва между началом целенаправленного обучения и моментом определения отклонения в развитии ребенка;

- обязательное включение родителей в процесс обучения ребенка и их особую целенаправленную подготовку силами специалистов;

- развитие интегрированных и дистанционных форм обучения;

- непрерывность процесса обучения детей с ОВЗ и его выход за рамки школьного возраста.

• Создание нормативно-правовой и программнометодической базы по сопровождению образовательного и воспитательного процессов для лиц с ОВЗ.

• Обеспечение роста компетентности у 100 % педагогов, воспитателей и специалистов, работающих в области коррекционно-развивающего образования.

• Социализация и успешная интеграция в общество лиц с ОВЗ (до 60 %).

8

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/4

Проблемы здоровьесбережения в образовании

Участники проекта и их конкретные роли

Управление общего и дошкольного образования Администрации города Норильска - разработка проекта, организация, курирование, контроль деятельности РЦСРР, мониторинг и анализ эффективности интегрированного обучения и воспитания детей с ОВЗ.

РЦСРР - научно-методическое сопровождение интегрированного обучения и воспитания детей с ОВЗ.

ГПМПК (как филиал краевой ПМПК) - диагностикокоррекционное и медико-психологичекое сопровождение обучения и воспитания детей с ОВЗ.

Образовательные учреждения МО город Норильск - реализация системы интегрированного обучения и воспитания.

Количество, возраст и категории детей,

предположительно вовлекаемых в проект

350 обучающихся и воспитанников ОУ МО город Норильск в возрасте от 5 до 16 лет, которым рекомендовано обучение и воспитание по программам I -VIII видов.

Количество педагогов, руководителей, вовлекаемых в проект

S специалисты УО и ДО - 2 чел.;

S руководители МОУ - 45 чел.,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

^ МДОУ - 37 чел.;

S педагоги - более 100 человек из числа работников МОУ, МДОУ, ГПМПК, детский реабилитационный центр «Виктория» и РЦСРР.

Положение

о Ресурсном центре сопровождения развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья

I. Общие положения

1.1. Развитие интегрированного образования создаёт основу для выстраивания качественно нового взаимодействия между массовым и специальным образованием. При этом за каждым ребёнком с ограниченными возможностями здоровья сохраняется необходимая ему специализированная психологопедагогическая поддержка.

1.2. Настоящее Положение регламентирует деятельность муниципального образовательного учреждения, выполняющего функциональную роль Ресурсного центра сопровождения развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (далее РЦСРР).

1.3. Настоящее Положение разработано на основании Закона РФ «Об образовании», Концепции модернизации структуры и содержания общего образования РФ, Типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психологопедагогической и медико-социальной помощи (от 31.07.1998г. № 867), Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, Примерного положения о Центре содействия укреплению здоровья обучающихся, воспитанников образовательного учреждения (от 15.05.2000г. № 1418).

1.4. В своей деятельности Ресурсный Центр руководствуется Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании» (от 10.07.1992г. № 3266-1), другими законодательными актами РФ, Типовым положением об образовательном учреждении, утверждённым постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001г. № 196, нормативными актами Министерства образования и науки РФ, Уставом муниципального образовательного учреждения, ведомственной целевой программой развития Управления общего и дошкольного образования Администрации города Норильска до 2010 года, настоящим положением и Уставом муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 26».

1.5. Деятельность Ресурсного центра направлена на координацию работы творческой педагогической общественности с целью совершенствования содержания и качества образования учащихся с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ).

1.6. Ресурсный центр несёт в установленном законодательством РФ порядке ответственность за качество образовательных услуг, оказываемых населению, их соответствие требованиям охраны жизни и здоровья обучающихся.

II. Цели, задачи и направления деятельности РЦСРР

2.1. РЦСРР создаётся с целью:

• обеспечения условий для психолого-медикопедагогической диагностики, коррекции, защиты прав, адаптации и интеграции в общество детей с ОВЗ в возрасте от 5 до 16 лет, нуждающихся в психолого-педагогической и медикосоциальной помощи;

• научно-методического сопровождения интегрированного обучения и воспитания детей с ОВЗ.

2.2. Основные задачи и направления деятельности:

Образовательная деятельность

Диагностическое направление:

• проведение психолого-медико-педагогического обследования детей и подростков с целью выявления особенностей их развития и определения адекватных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ;

• обследование старших дошкольников для определения уровня готовности к обучению в массовой школе и комплектования на этой основе классов компенсирующего и специальных (коррекционных) классов V вида в образовательных учреждений города;

• создание банка данных о количестве детей с ОВЗ для внесения предложений в заинтересованные органы о рациональном развитии сети специальных (коррекционных) классов (групп) в системе образования г. Норильска;

Коррекционно-развивающее направление:

• осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ;

• психолого-педагогическая коррекция эмоционально-волевых расстройств;

• лечебно-оздоровительная коррекция в пределах возможностей РЦСРР;

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/4

9

Проблемы здоровьесбережения в образовании

• рекомендации для направления детей в научно-исследовательские центры г. Москвы и г. Санкт-Петербурга для углублённого и динамического их изучения.

Информационно-консультативная деятельность:

• Ресурсный центр оказывает консалтинговые услуги по информационной, педагогической и методической поддержке образовательных учреждений, и отдельных обучающихся по основным актуальным вопросам, входящим в компетенцию РЦСРР;

• Психолого-педагогическое и логопедическое консультирование родителей (законных представителей), педагогических и медицинских работников, представляющих интересы ребёнка в семье и образовательном учреждении;

• «Школа доверия» для родителей по вопросам воспитания и обучения детей с ОВЗ.

Учебно-методическая деятельность:

• Внедрение в деятельность образовательных учреждений психолого-педагогических технологий по обучению и воспитанию учащихся с ОВЗ;

• Консультативно-методическая помощь и психологическая поддержка специалистов образовательных учреждений, работающих с детьми с ОВЗ;

• Разъяснительная работа среди населения, работников учреждений образования, здравоохранения, социальной защиты населения об особенностях психического и физического состояния и возможностях развития детей с ОВЗ, необходимости оказания им адекватной помощи в образовательных учреждениях.

• Организация и осуществление выставочной деятельности по пропаганде новых технологий, распространение методических разработок, программ.

III. Организация деятельности РЦСРР

3.1. РЦСРР оказывает помощь детям и подросткам:

• по обращению их родителей (законных представителей);

• направленным по инициативе образовательных учреждений;

• самостоятельно обратившимся за помощью (в возрасте старше 12 лет).

3.2. Организация диагностики и консультирования детей с ОВЗ регламентируется нормативными документами Министерства образования РФ об организации и содержании работы психолого-медикопедагогических консультаций (далее ПМПК), о комплектовании специальных (коррекционных) учреждений и классов (групп) в массовых школах, другими нормативными документами по профилю деятельности, планом работы, графиками и расписанием, разрабатываемыми РЦСРР самостоятельно.

3.3. Направление детей на обследование осуществляется дошкольным или школьным образовательным учреждением по согласованию с родителями (законными представителями), а также по инициативе

родителей (законных представителей) из числа детей с ОВЗ.

3.4. Специалистам РЦСРР предоставляется право затребовать следующие документы:

• свидетельство о рождении;

• педагогическую характеристику с анализом развития ребёнка, поведения, усвоения знаний;

• письменные работы по русскому языку и математике.

3.5. При наличии показаний проводится углублённое психолого-медико-педагогическое исследование, которое представляет собой комплексное обследование всеми специалистами РЦСРР с применением компьютерных психологических технологий.

3.6. На базе РЦСРР создаётся психолого-медикопедагогический консилиум далее (ПМПк), которому предоставляется право:

• по итогам углублённого обследования детей рассматривать и рекомендовать родителям с их согласия тип дальнейшего обучения их ребёнка;

• контролировать точность диагностических исследований, адекватность рекомендаций и коррекционных программ, предлагаемых специалистами РЦСРР;

• состав и положение о ПМПк утверждается директором базового учреждения.

3.7. На каждого ребёнка оформляется документация, отражающая результаты диагностического обследования, фиксируются коррекционные мероприятия, определяется необходимость обучения ребёнка в специальных (коррекционных) классах V вида или компенсирующих классах.

3.8. Направление детей в специальные (коррекционные) классы V вида или компенсирующие классы по итогам деятельности РЦСРР осуществляется только с согласия родителей (законных представителей) и имеет рекомендательный характер.

3.9. При РЦСРР в основное время работы организуются спецмедгруппы по медицинской и психологической реабилитации детей старшего дошкольного и школьного возраста (лечебная физкультура, занятия на тренажёрах, занятия с дефектологом и психотерапевтические занятия).

3.10. РЦСРР в установленном законодательством РФ порядке несёт ответственность за качество служебной деятельности, нарушение прав и свободы детей.

IV. Управление работой РЦСРР и кадровое обеспечение

4.1. Непосредственное руководство РЦСРР осуществляет заведующий, назначенный директором базового учреждения из числа педагогов с высшим образованием по специальности «Дефектология», прошедший соответствующую аттестацию, имеющий опыт диагностической работы.

4.2. Заведующий планирует и организует работу РЦСРР, участвует в подборе и расстановке кадров, организует повышение квалификации работников; анализирует и обобщает результаты работы РЦСРР, отвечает за правильность установленного диагноза, рекомендаций о формах коррекции, обучения и воспи-

10

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/4

Проблемы здоровьесбережения в образовании

тания детей с ОВЗ. Организует участие консультантов в разработке и реализации планов психолого-медикопедагогического обследования детей. Организует оснащение учреждения необходимыми диагностическими технологиями. Совместно с учреждениями образования, здравоохранения и социальной защиты организует профилактическую работу по предупреждению аномального развития детей, выполнению рекомендаций о методах коррекции, реабилитации детей с ОВЗ. Организует повышение квалификации специалистов образования по проблемам специальной педагогики. Обеспечивает выполнение сотрудниками правил внутреннего трудового распорядка, выступает с предложением о надбавках и доплатах к заработной плате, поощрении работников.

4.3. Комплектование штатного персонала РЦСРР осуществляется в соответствии с трудовым законодательством РФ и Законом РФ «Об образовании», исходя из целей, задач и объёма деятельности РЦСРР (1 специалист на 10 тысяч детей) и утверждается директором базового учреждения, подразделением которого является РЦСРР. Структуру управления и распределения обязанностей РЦСРР осуществляет самостоятельно.

4.4. Персонал РЦСРР состоит из следующих специалистов:

• образовательно-консультативную деятельность осуществляют учитель-дефектолог, учитель-логопед, олигофрено-педагог;

• психологическое обеспечение диагностикоконсультативного процесса осуществляет практический педагог-психолог;

• медицинское обследование и нозологическое заключение уровня психического развития осуществляют детский врач-психиатр, врач-специалист (психоневролог), медицинская сестра;

• внедрение программ компьютерной диагностики, обеспечение специалистов программными средствами осуществляет программист;

• научно-методическое обеспечение деятельности РЦСРР, консультативно-методическую помощь специалистам образовательных учреждений осуществляет методист.

4.5. Специалисты РЦСРР должны иметь профессиональную квалификацию, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документами об образовании, имеющие опыт диагностической работы.

4.6. Педагогические и медицинские работники пользуются правами и льготами установленными законодательством РФ.

4.7. Работники РЦСРР имеют право:

• защищать свою честь и достоинство;

• свободно выбирать и использовать методики по профилю;

• повышать свою квалификацию и аттестовы-ваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получать ее при успешном завершении аттестации;

• проходить медицинское обследование за счет средств базового учреждения.

4.8. Работники РЦСРР обязаны:

• удовлетворять требованиям квалификационных характеристик;

• выполнять Устав муниципального образовательного учреждения , правила внутреннего трудового распорядка, распоряжений администрации вышестоящего органа по подчиненности;

• творчески трудиться;

• уважать и соблюдать права, честь и достоинство детей;

• обеспечивать качество диагностической и консультативной работы и нести за нее ответственность;

• осуществлять связь с администрацией, педагогами городских образовательных учреждений и с родителями (законными представителями);

• обеспечивать требования техники безопасности, санитарно-эпидемиологических правил, охранительного режима в служебной деятельности;

• своевременно и аккуратно вести служебную документацию;

• проводить совместно с другими специалиста-

ми обследования детей и подростков по своей специальности с целью выявления особенностей их развития, установления диагноза, отбора детей и подростков с ОВЗ, подготовки рекомендаций о специализированных формах коррекции, обучения и воспитания детей с ОВЗ. Анализировать ход коррекционной и консультативной работы, обучения и воспитания детей и подростков в учреждениях образования, их состояние в процессе коррекции, обучения и воспитания. Оказывать соответствующую консультативную помощь родителям (законным представителям), педагогическим и медицинским работникам. Содействовать правильной ориентации работников образования в проблемах психолого-медико-педагогических особенно-

стей коррекции, обучения и воспитания детей и подростков с ОВЗ. Оказывать по необходимости специализированную помощь детям и подросткам с ОВЗ. Участвовать в осуществлении мер по педагогической, социальной и трудовой адаптации детей и подростков с ОВЗ после завершения коррекции, обучения и воспитания в учреждения образования.

4.9. Оплата труда сотрудников РЦСРР проводится на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы в соответствии с тарифно-квалификационными требованиями.

V. Финансово-хозяйственная деятельность РЦСРР

5.1. Деятельность РЦСРР финансируется учредителем базового образовательного учреждения в соответствии со сметой расходов по учреждению на основе государственных нормативов финансирования.

5.2. РЦСРР несет ответственность перед собственником за сохранность и эффективное использование закрепленного за ним имущества (оборудова-

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/4

11

Проблемы здоровьесбережения в образовании

ния, материалов), пользуется им в соответствии с назначением.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5.3. Источниками финансирования являются:

• бюджетные и внебюджетные средства;

• добровольные пожертвования и целевые взносы физических и юридических лиц;

• доходы, получаемые от реализации продукции и услуг, а также других видов разрешенной самостоятельной деятельности;

• другие источники в соответствии с действующим законодательством.

5.4. РЦСРР отвечает по своим обязательствам в пределах находящихся в его распоряжении денежных средств.

5.5. РЦСРР вправе осуществлять международное сотрудничество в порядке, установленном законодательством; устанавливать прямые связи с аналогичными учреждениями СНГ и России.

VI. Прекращение деятельности РЦСРР

6.1. Ликвидация и реорганизация РЦСРР осуществляется по решению учредителя в соответствии с Гражданским кодексом РФ и Законом РФ «Об образовании».

6.2. При ликвидации денежные средства и иное имущество направляется на цели развития образования.

Автор предлагает для сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса в ДОУ использовать медико-психологическую поддержку, раскрывает ее содержание.

Миронова Тамара Петровна,

заведующая МДОУ № 20 «Дружная семейка» компенсирующего вида

МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Каково может быть содержание медико-психологической поддержки, обеспечивающей сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса?

Ключевые слова: общая заболеваемость детей, неврологические и аллергические заболевания, комплекс закаливающих, оздоровительных и профилактических мероприятий по их снижению, медико-психологическая поддержка

Цель: снижение общей заболеваемости детей, степени тяжести неврологических и аллергических заболеваний. Разработка и внедрение оздоровительных методик, гипоаллергенных диет, позволяющих снизить частоту обострения хронической патологии.

Задачи:

1. Сохранить и укрепить здоровье детей, посещающих ДОУ с помощью построения системы оздоровления детей, включающую ряд оздоровительных комплексов.

2. Повысить адаптационные возможности их организма к воздействию неблагоприятных экологических и социальных факторов.

3. Осуществлять медицинский и педагогический контроль за физкультурно-оздоровительной работой.

4. Расширить спектр технологий медико-психологической поддержки.

5. Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

Ожидаемый результат:

6. Укрепление здоровья детей.

7. Совершенствование резервов социальной и биологической адаптации.

8. Формирование мотивации на здоровье и здоровый образ жизни.

9. Гармонизация психоэмоциональных состояний.

Используя комплекс закаливающих, оздоровительных и профилактических мероприятий удалось снизить уровень соматической заболеваемости среди детей, посещающих ДОУ (дети преимущественно со второй и третьей группой здоровья). Снижение заболеваемости характеризовалось не только количественным улучшением показателей. Среди детей с неврологической патологией удалось добиться стабилизации процесса, а также значительного улучшения состояния здоровья у части детей.

Среди детей с аллергопатологией отмечалось отсутствие обострений основного заболевания, дости-

12

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.