3. Отчет о научно-исследовательской работе по теме: «Научно-аналитическое обеспечение функционирования системы ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий». - М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2014.
4. Информационно-аналитический бюллетень об организации деятельности территориальных органов МЧС России в области реагирования пожарно-спасательных подразделений на дорожно-транспортные происшествия в субъектах Российской Федерации в 2014 году. - МЧС России, ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), М. - 2015. - С. 128.
КОМПЛЕКС ТЕХНИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ПО ПОДГОТОВКЕ ПИРОТЕХНИЧЕСКИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ СПАСАТЕЛЬНЫХ ВОИНСКИХ ФОРМИРОВАНИЙ МЧС РОССИИ В РЕАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРЕДПОЛАГАЕМЫХ ЗАДАЧ
В.А. Седнев, профессор, д.т.н., профессор,
П.А. Аляев, соискатель, Академия ГПС МЧС России, г. Москва
Известно, что занятия на учебном инженерном поле по взрывным работам планируются и проводятся с использованием всего учебного времени за день, при этом пиротехническая площадка находится на значительном расстоянии от пункта постоянной дислокации, а полевая учебная база хранится в подразделениях. На перемещение учебных групп к месту проведения практических занятий и перенос этой базы затрачивается большой промежуток времени. Отсюда возникает необходимость иметь учебную базу на местах проведения практических занятий.
При этом одной из задач пиротехнических подразделений спасательных воинских формирований МЧС России является ликвидация заторов льда путем их подрыва для защиты населенных пунктов от наводнения.
Подрыв льда производится до начала ледохода, однако в период проведения взрывных работ выход взрывников и доставка зарядов на лед затруднены в связи с таянием прибрежного льда. Кроме того, в период ледохода невозможно использовать плавучие средства для высадки взрывников на большие льдины, и раскалывание производится зарядами, бросаемыми с берега из укрытия, что создает опасность для взрывников и населения. Известны различные устройства доставки зарядов взрывчатых веществ к месту ликвидации затора, но все они имеют недостатки, негативно влияющие на безопасность проведения взрывных работ.
В то же время места образования заторов льда, как правило, известны: места перелома генерального продольного профиля реки от участка с большим уклоном, а, значит, и большой скоростью течения к участку с малым уклоном и малой скоростью; места крутого поворота реки (более 110-1150) в сочетании с сужением; резкие сужения; перекаты с островами; участки с наличием прочного ледяного покрова на значительной длине.
С целью надежной и безопасной доставки взрывчатых веществ и взрывников к месту ликвидации затора предлагаются три конструкции устройств, обеспечивающих организацию рабочего учебного места в реальных условиях выполнения задачи [1, 2].
Первое устройство доставки зарядов взрывчатых веществ к месту ликвидации затора (рис. 1) состоит из вертикальной опоры, на которой размещается опорно-поворотное колесо, площадка для наблюдения за ходом работ и вращения подъемно-спускового устройства, направляющая с противовесом и подъемно-спусковое устройство, к которому при помощи каната крепится подвесная площадка для перемещения груза.
Рис. 1. Устройство доставки зарядов взрывчатых веществ к месту ликвидации затора, где: 1 - основание опоры; 2 - вертикальная опора; 3 - опорно-поворотное колесо; 4 - противовес; 5 - направляющая; 6 - площадка оператора; 7 - подъемно-спусковое устройство; 8 - канат;
9 - подвесная площадка; 10 - груз.
Перемещение подвесной площадки, с грузом происходит в результате вращения в нужном направлении ручек управляющих барабанов 12, 13 и 15. Движение подъемно-спускового устройства и опускание груза по направляющей 5 происходит с использованием вращающихся роликов 11 и барабана 13.
Вторым устройством (рис. 2) является подвижное устройство доставки зарядов взрывчатых веществ к месту ликвидации затора.
Рис. 2. Подвижное устройство доставки зарядов взрывчатых веществ к месту ликвидации затора, где: 1 - основание опоры; 2 - вертикальная опора; 3 - опорно-поворотное колесо; 4 - противовес; 5 - направляющая; 6 - площадка оператора; 7 - полозок; 8 - подъемно-спусковое устройство; 9 - канат; 10 - подвесная площадка; 11- груз; 12 - рельсы
Конструкция состоит из основания опоры 1, опоры 2, опорно-поворотного колеса 3, направляющей 5 с противовесом 4, на которой через полозок 7 и
подъемно-спусковое устройство 8 с использованием каната 9 крепится подвесная площадка 10. Передвижение осуществляется по рельсам 12.
Перемещение происходит в результате вращения в нужном направлении ручек соответствующих барабанов. Движение подъемно-спускового устройства, а также опускание груза происходит с использованием вращающихся роликов и барабана.
Третьим устройством (рис. 3) является тросовое устройство для доставки зарядов взрывчатых веществ к месту ликвидации затора, что исключает выход лиц, устанавливающих заряды, на «свободный» лед. Конструкция состоит из основания опоры 1, опоры 2, на опоре размещается опорное колесо 3, соединенное стальным тросом 4 с опорным колесом на противоположном берегу. Такой способ доставки с берега на лед позволяет обеспечить безопасную работу взрывников и эффективно решать задачу по ликвидации заторов льда.
Рис. 3. Тросовое устройство для доставки зарядов взрывчатых веществ к месту ликвидации затора, где: 1 - основание опоры; 2 - вертикальная опора; 3 - опорно-поворотное колесо;
4 - трос; 5 - площадка оператора; 6 - полозок; 7 - подъемно-спусковое устройство; 8 - канат;
9 - подвесная площадка; 10 - груз
Изложенные технические решения обеспечивают получение пиротехниками требуемых навыков и умений в реальных условиях выполнения предполагаемых задач, а также в несколько раз снижают возможные затраты на создание таких учебных мест на учебном инженерном поле.
Список использованной литературы
1. Седнев В.А., Аляев П.А. Технологии производства взрывных работ при заторах льда вблизи крупных речных инженерных сооружений //Материалы V Междунар. науч.-практ. конф., ИПУ им. В.А. Трапезникова РАН, 3-5.10.2011 г.-С. 168-169.
2. Седнев В.А., Аляев П.А. Способ ослабления монолита ледового покрытия рек и устройство для его реализации // Материалы XVI Междунар. науч.-практ. конф. «Технологии обеспечения комплексной безопасности, защиты населения и территорий от ЧС - проблемы, перспективы, инновации», 18.5.2011. -С. 86-88.