ОБОСНОВАНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ И ЗАДАЧ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПИРОТЕХНИКОВ И САПЕРОВ ДЛЯ МЧС РОССИИ
В.А. Седнев, профессор, д.т.н., профессор, П.А. Аляев, старший преподаватель, соискатель, Академия ГПС МЧС России, г. Москва
Основными задачами МЧС России являются [1]: экстренное реагирование при чрезвычайных ситуациях (ЧС); защита населения и территорий от ЧС, чрезвычайное гуманитарное реагирование и др. При этом в общей системе задач важная и особенная роль отводится специалистам пиротехнических подразделений (Пир.П) спасательных воинских формирований (СВФ) МЧС России [2], деятельность которых связана с риском для их жизни и здоровья.
Анализ задач, решаемых пиротехническими подразделениями СВФ МЧС России (табл.), а также ЧС на территории страны [3], связанных со взрывом взрывчатых веществ (ВВ) и средств взрывания (СВ) с 1991 по 2014 гг., в т.ч. на военных складах в период с 2010 г. по 2014 г. (рис.), показывает, что, кроме собственно пиротехнических работ, Пир.П могут применять энергию взрыва и для решения других задач, что подчеркивает важность использования энергии взрыва, широту и разноплановость ее применения. При этом наиболее часто взрывы происходили на территории Московской области, г. Москва, республики Дагестан, Чеченской республики и в Приморском крае.
Основной задачей Пир.П. является производство взрывных работ и разминирование взрывоопасных предметов (ВОП), в т.ч. гуманитарное разминирование. При этом разминирование предполагает [4] полное удаление мин, мин-ловушек, самодельных взрывчатых устройств, неразорвавшихся взрывчатых предметов из определённого района местности; разведку (обнаружение), извлечение или уничтожение мин, зарядов, неразорвавшихся боеприпасов, взрывоопасных устройств и очистку от них местности, акватории, сооружений и др. объектов.
Под гуманитарным разминированием [5] понимается совокупность мероприятий, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти в целях обеспечения участия России в выполнении на территориях иностранных государств международных операций по гуманитарному разминированию. При этом существуют различные трактовки термина взрывоопасный предмет: в Минобороны России - боеприпасы и взрывные устройства, включая самодельные, содержащие взрывчатые вещества; в МЧС России - боеприпасы (авиационные бомбы, снаряды, гранаты, минометные мины, заряды взрывчатых веществ, патроны), инженерные мины и средства взрывания [4].
Помимо перечисленных задач, возложенных на Пир.П СВФ МЧС России, они дополнительно привлекаются к решению всех семи задач инженерного обеспечения, в рамках которых используется энергия взрыва.
Таблица
Анализ задач, возложенных на МЧС России, и решаемых пиротехническими подразделениями СВФ МЧС России
Задачи МЧС России • выработка и реализация государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; • управление деятельностью федеральных органов исполнительной власти в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; • нормативное регулирование в целях предупреждения, прогнозирования и смягчения последствий ЧС, осуществление специальных, разрешительных, надзорных и контрольных функций по вопросам компетенции МЧС России; • деятельность по организации и ведению гражданской обороны, экстренному реагированию при ЧС, защите населения и территорий от ЧС, осуществление мер по гуманитарному реагированию.
Задачи СВФ МЧС России • использование, размещение и обновление вооружения, техники и других материально-технических средств для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР); • участие в мероприятиях по предупреждению и ликвидации ЧС; • подготовка сил и средств по предупреждению и ликвидации ЧС; • проведение АСДНР по локализации и ликвидации ЧС; • обезвреживание авиационных бомб и фугасов и гуманитарное разминирование; • разведка маршрутов и участков работ, в том числе на наличие ВОП; • локализация и тушение пожаров; • укрепление или обрушение поврежденных конструкций; • прокладывание колонных путей, устройство проездов в завалах и др.
Задачи пиротехнических подразделений • инженерная разведка маршрутов выдвижения и участков проведения работ; • взрывание элементов конструкций и конструкций деревянных, кирпичных, каменных, бетонных и железобетонных стен и зданий; • взрывные работы в грунтах и разрушение льда; • поиск ВОП при очистке местности; • гуманитарное разминирование; • устройство заградительных минерализованных полос; • перевозка взрывчатых материалов к местам проведения работ.
При этом для выполнения задач инженерного обеспечения ликвидации ЧС имеются пиротехнические подразделения как регионального (РЦ), так и центрального подчинения.
Причем установлено отсутствие нормативных документов, определяющих задачи Пир.П, и научного обоснования их организационно-штатных структур, что негативно влияет на качество проводимых работ.
Таким образом, наиболее энергоёмкими, требующими максимальной организованности, являются задачи, связанные с производством пиротехнических и взрывных работ, с обезвреживанием авиационных бомб и фугасов, с
гуманитарным разминированием, при этом энергия взрыва может применяться практически при реализации любой из задач ликвидации ЧС.
23.06.2010 г. Полигон в Рязанской обл.
06.04.2011 г. База боеприпасов в Липецкой обл.
26.06.2012 г. Полигон Погоново, Воронежская обл.
05.06.2010 г. Полигон в Саратовской обл.
23.08.2011 г. Полигон Ашулук Астраханская обл.
Рис. Взрывы боеприпасов на военных складах в 2010-2014 гг.
В то же время выявлены следующие особенности:
- пиротехнические подразделения, кроме пиротехнических работ, привлекаются для выполнения задач инженерного обеспечения и др., при этом наблюдается несоответствие между задачами, возложенными на Пир.П СВФ МЧС России, и решаемыми ими;
- разминирование местности и объектов не является задачей СВФ МЧС России, хотя они привлекаются к ее выполнению;
- пиротехнические подразделения привлекаются также к гуманитарному разминированию, хотя и эта задача не возложена на них;
- отсутствуют нормативные документы, определяющие задачи и возможности Пир.П, и научно-методический подход обоснования их организационно-штатных структур;
- имеется отличие трактовки термина «взрывоопасный предмет» в Минобороны России и МЧС России.
Исходя из этого, требуется оценка и совершенствование существующей системы подготовки специалистов пиротехнических подразделений.
Список использованной литературы
1. Указ Президента Российской Федерации от 11.07.2004 г. № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».
2. Указ Президента Российской Федерации от 30.09.2011 г. № 1265 «О спасательных воинских формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям природного и
02.05.2012 г. 02.06.2011 г. 29.10.2012 г.
Полигон Мулнно Военный Шиловскнй
11.. . ... ...... ....... ..Г. . ГКМ1ЭП н ПОЛИГОН В -
— I---------------------------------------------------------------- ■ шк'1фИ11>киц.
босприпасный полигон Склад боеприпасов Полигон в Склад ниж. Приморский
в Самарской обл. в Оренбургской обл. Алтайском крае боеприпасов. край
Забайкалье.
техногенного характера».
3. Государственные доклады о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2002-2013 гг. - М.: ФГУ ВНИИ ГОЧС (Фц), 2003-2014.
4. Седнев В.А., Аляев П.А. Сравнительный анализ задач, возложенных на специалистов пиротехнических подразделений спасательных воинских формирований МЧС России, и решаемых ими // Матер. Междунар. науч.-практ. конф. «Чрезвычайные ситуации: теория и практика». - Гомельский инженерный институт МЧС Республики Беларусь, 2015. - С. 112-113.
5. Седнев В.А., Аляев П.А. Анализ требований, предъявляемых к специалистам пиротехнических подразделений, и системы их подготовки // Технологии техносферной безопасности. - Вып. 4 (62). - 2015. - 7 с. -http://ipb.mos.ru/ttb.