УДК 614.8
А. И. Запорожец к.т.н., Г.Н. Медведев к.т.н., Н.С. Карпачев к.т.н., А.М. Шахраманьян
ПРИМЕНЕНИЕ ВЕРТОЛЕТОВ ДЛЯ БОРЬБЫ С ЗАТОРАМИ ЛЬДА НА РЕКАХ РОССИИ
Приведены технология выполнения работ и результаты испытаний новой дистанционной вертолетной системы дробления льда и уничтожения ледяных заторов
Г.Н. Медведев
‘Ш*
Л
Н.С. Карпачев
А.М. Шахраманьян
Территория России больше всего подвержена таким опасным явлениям природы, как заторы и зажоры льда на реках. Причинами такой ситуации являются географическое расположение страны на севере Евразии, холодный климат, а также преимущественно северное направление течения большинства российских рек.
Опасность заторов льда заключается в резком и значительном подъеме уровня воды в реке, при котором вода и лед выходят из берегов, затопляя и заваливая льдом прилежащую местность, населенные пункты, объекты экономики, сети коммуникаций, сельскохозяйственные земли и т.п. Последствием таких наводнений является значительный материальный ущерб, и зачастую, - людские жертвы. Так в результате одного из самых разрушительных заторных наводнений, произошедших в мае 2001 г. на р. Лена, уровень воды поднялся на 9,5 м выше среднего многолетнего значения за всю историю наблюдений и город Ленек с населением 28 тыс. человек был практически полностью затоплен. Экономический ущерб только по городу Ленек составил около 4 млрд. рублей. Суммарный ущерб от заторных наводнений на р. Лена и Алдан по всей Республике Саха превысил 6 млрд. рублей. Заторное наводнение на р. Кубань в январе 2002 г. нанесло ущерб Краснодарскому краю и Республике Адыгея на сумму более 3 млрд. рублей [1].
Для ликвидации заторов, а также проведения предупредительных работ в России (а ранее в СССР) широко применяются взрывные работы. Проведение предупредительных мер по дроблению льда в местах возможного образования затора осуществляется в условиях бездефицитности времени группами взрывников с выходом на лед. При этом используются погруженные в воду заряды, для которых предварительно сверлят лунки. Для проведения этих работ в ряде случаев применяется бомбардировочная авиация, а также минометы и артиллерия [2]. Авиация применялась для ликвидации мощных заторов на реках Лена, Енисей, Северная Двина и др. Бомбы сбрасывались по одной или серией массой по 100-500 кг каждая. Однако в целом авиационное бомбометание при ликвидации ледовых заторов мало эффективно по следующим причинам: трудность прицельного попадания в замок затора, подрыв на большой глубине, малая серия (5-6 бомб) в одном вылете. Кроме того, стоимость вылета каждого самолета весьма высокая.
В настоящее время все настоятельнее возникает потребность в создании принципиально новых технологий для борьбы с заторами, обеспечивающими более высокую эффективность и безопасность работ. Этим требованиям в значительной мере отвечает разработанный в МЧС России опытный образец дистанционной вертолетной системы дробления льда и уничтожения ледовых заторов с использованием фюзеляжного раскладчика зарядов на базе вертолета Ми-8(ДВС-УЛЗ-ФРЗ)[3|.
Данная система предназначена для оперативной ликвидации ледовых заторов, а также для проведения профилактических работ по ледоборьбе, целью которых является предупреждение наводнений, защита мостов, гидротехнических сооружений, населенных пунктов и других объектов в период ледохода. Отличительной особенностью системы является то, что при ее применении полностью исключается выход персонала, ведущего взрывные работы, на поверхность льда. Это существенно повышает безопасность производства взрывных работ и дает возможность проводить их как в период первоначальных под-
А. И. Запорожец
Научно-технические разработки
Научно-технические разработки
Рис. 1. Фюзеляжный раскладчик зарядов
Рис. 2. Многоцелевой взрыватель замедленного действия с промежуточным детонирующим устройством
Рис. 3. Момент выброса заряда взрывчатых веществ весом 40 кг на лед
Рис. 4. Взрыв заряда взрывчатых веществ весом 40 кг
вижек льда, так и во время активного ледохода. Применение этой системы также позволит значительно облегчить выполнение профилактических (предупредительных) работ, проводимых до первоначальных подвижек льда, так как в этот период на поверхность льда выступает вода, образуется наледь из мокрого снега, что существенно усложняет работу взрывников.
В состав оборудования вертолетной системы входит:
— фюзеляжный раскладчик зарядов (ФРЗ) (рис. 1);
— многоцелевой взрыватель замедленного действия специальной конструкции (МВЗД) (рис. 2);
— промежуточное детонирующее устройство (ПДУ).
Фюзеляжный раскладчик состоит из рабочего стола для размещения подготовленных к выбросу зарядов и наклонного лотка с вертикальными бортиками, исключающими падение снаряженных зарядов на пол вертолета. Раскладчик монтируется на полу вертолета на специальных опорных стойках, высоту которых можно регулировать для удобства работы персонала. Закрепление раскладчика к полу вертолета производится швартовочными тросами, натяжное устройство которых обеспечивает необходимую жесткость всей конструкции. При установке нижняя часть лотка опускается в открытый аварийный люк, расположенный в хвостовой части вертолета. Стол раскладчика тоже имеет ограничительные бортики и кроме того конструкцией предусмотрено устройство, препятствующее неконтролируемому сдвижению по столу зарядов в момент маневров вертолета в воздухе.
Многоцелевой взрыватель замедленного действия, предназначен для инициирования зарядов противотанковых мин (типа ТМ - 57, ТМ - 62) и промышленных взрывчатых веществ в заводской упаковке (мешки и ящики весом 40 кг). Запуск взрывателя производится при выбросе заряда из ФРЗ выдергиванием капроновой нити, запускающей пиротехническую ступень предохранения. Доступ к капроновой нити возможен только после свинчивания предохранительной застопоренной заглушки и снятия механический ступени предохранения. По результатам полигонных испытаний взрывательобеспечивает подрыв зарядов с замедлением в пределах 5 мин ± 15 с.
Промежуточное детонирующее устройство предназначено для инициирования зарядов промышленных взрывчатых веществ типа порошкового аммонита 6ЖВ, а также грубодисперсных — типа игданита, гранулита, гранулотола и т. п. Первичное инициирование ПДУ осуществляется от взрывателя МВЗД, который в процессе подготовки заряда к взрыву ввинчивается в корпус ПДУ, а затем ПДУ с ввернутым в него взрывателем крепится посредством
специального устройства на стандартных мешках с промышленным ВВ.
Установку оборудования в вертолете производит обслуживающий персонал в составе 2-3 человек в соответствии с существующей методикой.
Перед началом выполнения работ необходимо:
— загрузить в вертолет заряды, полностью подготовленные к взрыванию (мины с ввинченными взрывателями, мешки с закрепленными на них средствами инициирования) в количестве рассчитанном для выброса на лед за один прием;
- проверить прочность установки стола с лотком, а также отсутствие задиров на поверхности лотка.
При подлете к месту укладки зарядов вертолет перемещается с минимальной скоростью на высоте 2-3 м. Два оператора и два помощника занимают рабочие места. Помощники операторов подают первые два заряда на стол. Оператор под номером два выдергивает стопорную чеку, отворачивает заглушку пускового устройства МВЗД и передает ее помощнику. По команде бортинженера «Сброс» (или сигнала звукового устройства) первый оператор опускает по лотку заряд, удерживая при этом в руке втулку пускового устройства с нитью. Оператор под номером два перемещает второй заряд первому оператору, повторяя те же операции с МВЗД. По очередной команде бортинженера или сигнального звукового устройства первый оператор через определенный интервал времени опускает второй заряд по лотку, удерживая втулку пускового устройства с нитью (рис. 3).
Сразу после сброса первого заряда помощники операторов устанавливают на стол третий заряд, а после опускания второго заряда - четвертый и т. д. до завершения выброса всех зарядов или прекращения работы. После установки зарядов вертолет набирает скорость для того, чтобы в течение не более чем 2-х минут после
выброса последнего заряда удалится от места предстоящего взрыва на расстояние не менее 800 метров.
После взрыва (рис. 4) по истечении не менее 15 минут, вертолет, при необходимости, делает посадку для оценки результатов произведенных взрывов. В случае если подсчет количества взрывов ведет взрывник, находящихся на земле, с передачей экипажу по рации результатов полного срабатывания всех выброшенных на лед зарядов, вертолет может подлетать к месту взрыва не раньше чем через пять минут после истечения расчетного времени срабатывания последнего заряда. После каждой выкладки зарядов и посадки вертолета необходимо проверять прочность крепления раскладчика и натяжных тросов, а также отсутствие задиров на поверхности лотка. Обнаруженные недостатки подлежат устранению.
Натурные летные испытания системы проводились в 2002 году на Енисее в районе села Ворогово Красноярского края. При проведении натурных испытаний использовался штатный вертолет Ми-8МТ; вертолетный раскладчик ФРЗ; многоцелевые взрыватели МВЗД; промежуточные детонирующие устройства; ящики (деревянные) с зарядами литого тротила плотностью 1,6 г/см3, массой — 30 кг; мешки полимерацетатные с литыми тротиловыми зарядами весом по 40 кг.
Целью проведения этих испытаний являлось:
— оценить работоспособность вертолетной системы с фюзеляжным вертолетным раскладчиком ФРЗ для установки на лед зарядов промышленных В В в мешках и ящиках с многоцелевым взрывателем МВЗД в комплекте с ПДУ;
— оценить действие зарядов на лед толщиной 1 — 1,3 м и определить размер майны от единичного заряда;
— оценить надежность инициирования зарядов грубодисперсных промышленных ВВ с промежуточным детонатором весом 200 г;
— оценить точность установки шага зарядов на лед и величину их радиального отклонения;
— оценить вероятность подрыва и разрушения рядом лежащих зарядов в результате разброса в их срабатывании.
Было проведено три полета с выбросом и подрывом ящиков и мешков с тротилом с высоты 2 м и скорости полета вертолета 7-10 км/ч. Лед в районе выброса зарядов имел толщину 1,1 — 1,3 м.
В первом полете на лед было установлено 3 ящика с литым тротилом по 30 кг. На каждом ящике устанавливалось ПДУ-2 (вес промежуточного детонатора равен 200 г) с МВЗД. Интервал выброса составил 7 и 8 с. Цель сброса - определение размеров майны при дроблении льда толщиной 1,1 —1,3 м и наличия слоя снега до 0,5 м. В результате осмотра замеров было установлено, что при заряде тротила весом 30 кг во льду образуется майна диаметром 8-9 м.
Второй опыт проводился в статике при подрыве центрального заряда (мешка) массой тротила 40 кг и установке зарядов в мешках на определенных расстояниях, близких к реальным при дроблении аналогичного льда. Целью эксперимента являлось определение смещения
(отброса) последующего заряда от срабатывания предыдущего, а также величины майны от подрыва мешка с зарядом в 40 кг тротила. Для этого на расстоянии соответственно 7м,8ми9мот боевого заряда устанавливали заряды-имитаторы. Смещений мешков и их разрушений после подрыва боевого заряда не произошло.
Во втором полете, учитывая размеры майны от взрыва мешка с зарядом тротила в 40 кг, было выброшено на лед с интервалом в 5 сек 6 мешков зарядов взрывчатых веществ. Режим полета аналогичен первому, то есть высота полета -2 м, скорость полета - 7-10 км/час.
Все заряды сработали. На льду четко были видны майны от взрыва мешков. Время срабатывания МВЗД было более 5 минут. Расстояние между майнами, учитывая разброс скорости полета вертолета, составило 10-12 м.
В третьем полете было выброшено на аналогичном режиме полета вертолета 5 мешков, снаряженных ПДУ и МВЗД. Все заряды сработали. В результате взрыва образовалось пять майн диаметром от 8 до 10 метров. Средний удельный расход ВВ на дробление льда составил 0,65 кг/м.
В результате проведения натурных летных испытаний установлено следующее:
— все взрыватели (15 штук) сработали безотказно. При этом интервал замедления составил 5 мин 10 с— 5 мин 20 с;
— ПДУ с весом промежуточного заряда В В 200 г надежно инициирует заряды литого тротила;
— отклонения мешков и ящиков от проектных отметок не превышает 2 м при условии выдачи фиксированного сигнала времени их выброса;
— механическая и пиротехническая ступени предохранения взрывателей МВЗД работают надежно и безотказно;
— при выбросе зарядов с интервалом 5 с до 15 штук в серии, общее время выброса в серии составит не более 75 с. При использовании для взрывных работ МВЗД с временем задержки 5 мин запас времени составит более 200 с. За это время вертолет успеет удалится на безопасное расстояние;
— при расстоянии между выброшенными на лед зарядами до 7 м, подрыва и нарушения соседних зарядов не происходит.
В марте 2003 года систему испытывали на реке Малая Северная Двина в районе г. Великий Устюг.
Целью этих работ являлось:
— дальнейшая отработка технологии применение системы ДВС-УЛЗ-ФРЗ;
— определение технических характеристик, оценка работоспособности и безопасности системы.
При проведении экспериментальных работ были применены: вертолет МИ-8Т; фюзеляжный раскладчик зарядов; многоцелевые взрыватели замедленного действия; промежуточные детонирующие устройства; заряды взрывчатых веществ (гранулотол) в многослойных бумажных мешках весом 40 кг; заряды имитаторы (смесь песка с древесными опилками, расфасованная в полимерацетатные мешки по 40 кг.
Научно-технические разработки
Научно-технические разработки
Лед в районе выброса зарядов имел толщину 0,5-
0,6 м, толщина наледи около 0,2 м, высота снежного покрова - 0,35- 0,45 м.
Всего было проведено четыре полёта с выбросом и подрывом мешков с имитатором зарядов и со взрывчатым веществом (гранулотолом). Заряды сбрасывались с высоты 2 м при скорости полёта вертолёта 7-10 км/ч.
В первом полете отрабатывались навыки работы взрывников-операторов по укладке зарядов на лед. На лед было уложено два заряда, имитирующих меш-[ ки с ВВ с боевым взрывателем и боевым ПДУ. После выброса этих зарядов время замедления от момента запуска взрывателя до момента взрыва составило соответственно 5 мин 12 с и 5 мин 15 с.
Во втором полете установили на лед 4 боевых заряда, средний интервал выброса которых составил 11 с, а среднее расстояние между ними составило около 30 м. Время замедления срабатывания этих зарядов составило в пределах от 5 мин 8 с до 5 мин 20 с.
В третьем и четвертом полете сначала для отработки навыков работы взрывников, как и в первом случае, на лед было уложено два заряда с имитатором ВВ с боевым ПДУ и боевым взрывателем. Время замедления при срабатывании этих зарядов составило 5 мин 10 с и 5 мин 15 с.
В четвертом заходе вертолета на лед было уложено пять боевых зарядов. При этом сработало только четыре заряда. Время замедления в срабатывании этих зарядов изменялось в диапазоне от 5 мин 13 с до 5 мин 20 с. Отказ первого заряда произошел по причине обрыва пусковой нити взрывателя. Отказавший заряд был ликвидирован путем установки на него и подрыва второго взрывателя с ПДУ
После окончания взрывных работ были произведены замеры образовавшихся майн. Минимальная видимая площадь дробления льда при взрыве мешка с гранулотолом весом 40 кг составила 30 м2, а максимальная 50 м2. Таким образом, средняя величина разрушенной одним зарядом площади поверхности льда составила 40 м2. Удельный расход ВВ на дробление льда составил 1 кг/м2.
На основе проведенных исследований разработана технология взрывания льда с применением системы ДВС-УЛЗ-ФРЗ, включая образование майн и взрывание крупных льдин на заторах при подходе их к гидротехническим сооружениям, а также ликвидацию самих заторов.
В начале ведется разведка ледовой обстановки. Она выполняется на самолетах малой авиации и вертолетах. При авиаразведке ледовая обстановка изображается на крупномасштабной (1:1000) карте реки специальными знаками, прочие сведения заносятся в бортовой журнал. При проведении всех видов авиаразведки ледовой обстановки на реках в качестве наблюдателей обязательно привлекаются специалисты - гидрогеологи местных подразделений Гидрометеослужбы. На реках значительной протяженности для оценки ледовой обстановки используются данные космических съемок, полученных органами Рос-
гидромета и ФЦ ВНИИ ГОЧС. На основании данных разведки ледовой обстановки составляется проект производства взрывных работ.
При образовании майн традиционными методами, то есть путем взрывания размещенных в лунки подледных зарядов с присутствием взрывперсонала во время производства работ на льду, очень важно определить оптимальное время начала этих работ. Слишком раннее начало приводит к большим трудовым и материальным затратам, а в некоторых случаях к необходимости повторных работ при замерзании уже готовых майн. С другой стороны чрезмерная затяжка начала работ может привести к срыву сроков выполнения запроектированного объема взрывных работ. Для более точного определения начала и окончания работ необходимо пользоваться данными местной гидрометеослужбы и опытом проведения аналогичных работ, накопленном за прошлые годы.
В этой связи применение вертолетов с использованием системы ДВС-УЛЗ-ФРЗ не требует столь жестокого определения сроков начала взрывных работ, так как персонал, ведущий работы, не выходит на лед. Это позволяет вести их в момент первых подвижек ледяного покрова и даже в начале активного ледохода.
Другим преимуществом новой технологии является то, что отпадает необходимость проведения трудоемких работ по сверлению лунок и их прострелива-ния перед закладкой основных зарядов взрывчатых веществ.
Согласно «Единым правилам безопасности при взрывных работах» последние независимо от их объема и назначения следует выполнять в соответствии с согласованной и утвержденной проектной документацией на взрывные работы: проектами, типовыми проектами или паспортами. Исходным критерием для проектирования и производства взрывных работ при дроблении льда накладными зарядами может служить диаметр воронки взрыва единичного накладного заряда для данной толщины льда. Для его определения взрывают от 3 до 5 накладных зарядов (например, мешки с промышленным ВВ весом 40 кг) и определяют среднеарифметический диаметр воронки (с1). При этом следует учитывать, что видимый диаметр воронки может быть на 10-20% больше фактического за счет присутствия на поверхности льда надледной воды и мокрого снега. При взрывании майн расчетное расстояние между зарядами в ряду принимают равным диаметру воронки (с1), а расстояние между рядами (1,2-5-1,4) с1.
В процессе производства взрывных работ расчетные параметры корректируют в сторону увеличения или уменьшения. При этом следует учитывать, что даже в пределах одной и той же майны толщина льда может заметно отличаться. Наряду с определением диаметра воронки, закладываемого в расчет, целесообразно также определить безопасное расстояние между соседними накладными зарядами, при котором исключается их подбой и разрушение действием ударной воздушной волны, так как заря-
ды взрываются с разбросом во времени. Для этого на разных расстояниях от активного заряда устанавливают их макеты аналогичные по форме, по весу и т. д. По воздействию взрыва боевого заряда на макеты оценивают вероятность подбоя зарядов и определяют безопасное расстояние их раскладки при производстве взрывных работ.
Порядок ведения взрывных работ при образовании майн показан на схеме (рис. 5). Первоначально ведут проработку ледового покрова вдоль осевой линии будущей майны. Целью этих работ является создание продольного вруба в толще льда, на котором в дальнейшем будут вестись взрывные работы по расширению майны до проектных размеров. При этом вруб используется как дополнительная свободная поверхность. Продольные ряды для укладки зарядов обозначаются флажками, которые служат ориентиром для экипажа вертолета. В первой стадии вертолет пролетает по осевой линии майны и укладывает заряды на расстоянии 2с1 один от другого. Это условие необходимо для того, чтобы полностью исключить подбой соседних зарядов. В результате взрыва этих зарядов образуются отдельные воронки раздробленного льда. При следующем заходе заряды укладывают между воронками по осевой линии, сохраняя между ними расстояние равное 2с1. В результате взрывания этих зарядов должна образоваться сквозная врубовая полоса. Если этого не произошло, необходимо произвести повторные взрывания для получения хорошо
проработанной врубовой полосы из раздробленного льда. В последующих заходах вертолета заряды укладывают поочередно с левой и с правой стороны от врубовой полосы и тоже на расстоянии 2с1, как при образовании врубовой полосы. Работы ведутся до расширения майны до проектных размеров.
Ликвидация отказавших зарядов производится в соответствии с «Едиными правилами безопасности при взрывныхработах», например путем подрыва отказавшего заряда боевиком, изготовленным изпатрони-рованного аммонита 6ЖВ с капсюлем-детонатором и огнепроводным шнуром. Для этого на складе ВВ должны храниться соответствующе средства взрывания.
Безопасное расстояние до деревянных опор моста, ледорезов и плавучих средств при взрывании на льду наружных зарядов промышленных ВВ определяется по формуле
г = 4^Щ,
где г - безопасное расстояние, м;
О - величина единичного заряда, кг.
Безопасное расстояние до железобетонных и стальных конструкций моста и ледорезов определяется по проекту.
Ликвидацию заторов льда с применением системы ДВС-УЛЗ-ФРЗ можно производить как за пределами защищаемого объекта, так и в непосредственной близости от него.
а
■о
-а
2
Ов 01
Рис. 5. Порядок ведения взрывных работ при образовании майн: а) — укладка зарядов первой серии; б) — укладка зарядов второй серии; в) — врубовая щель по оси майны и места укладки зарядов третьей серии;
■ конфигурация майны после взрыва зарядов четвертой серии; АВ — осевая линия майны
о
\о
та
а.
ГО
ПЗ
о_
*
и
си
т
X
X
х
а
I
0 х т
>.
1
Заторы могут быть разделены на три вида: образованные одним большим ледяным полем, образованные из небольшого числа малых ледяных полей и заторы имеющие большую длину, забивающие часть живого сечения реки. В начале ледохода заторы образуются в результате закупорки русла реки большими ледяными полями.
Чаще это происходит на участках реки, в местах крупных поворотов, выше островков на пути речного потока.
Для ликвидации затора с минимальным исполь-! зованием людских и материальных ресурсов необходимо правильно определить «замок» затора (4]. Для ликвидации «замка» затора заряды необходимо сбрасывать в нижнюю часть ледяного поля, упершегося в вогнутый берег (рис. 6). В зависимости от размеров «замка» за один прием может быть сброшено максимальное количество ВВ, ограниченное лишь допустимым временем выброса зарядов. При высокой квалификации операторов и взрывников оно может составить не менее 600 кг (15 мешков весом по 40 кг).
Следует учесть, что при повторном сбросе зарядов место расположения «замка», в результате подвижки льда может измениться.
В середине периода ледохода чаще образуются заторы из небольшого числа малых ледяных полей с «замком» образованном крупными льдинами. В этом случае заряды ВВ могут сброшены на кромки льдин, формирующих «замок» (рис. 6).
Заторы большой длины, забивающие часть живого сечения реки, образуются в тех случаях, когда не были приняты своевременные меры для ликвидации заторов из небольшого числа малых льдин или заторов, образованных одним ледяным полем. Такие
большие заторы наиболее опасны, так как приводят к значительному подъему уровня воды. В этом случае трудно определить место расположения «замка» затора. Если причиной образования затора является большое ледяное поле его нужно расколоть в первую очередь.
Большие льдины в месте затора дробятся взрывом этим же методом, как и при образовании майн, в том числе с образованием врубовой полосы. В любом случае при закладке зарядов нужно, по возможности, «находить» вторую свободную поверхность для откола льда. Взрывание зарядов производится до тех пор, пока в результате взрыва не образуется канал, и вода, устремляясь в него, увлекает большое количество льда, что приводит к рассасыванию затора.
При сбрасывании зарядов на затор необходимо также исключить повреждение соседних зарядов из-за разновременности их взрывания в результате чего возможен отказ. Ликвидация отказавших зарядов при взрывных работах на заторах производится по специально разработанной инструкции и в соответствии с «Едиными правилами безопасности при взрывных работах».
Разработанная технология значительно эффективнее по сравнению с бомбометанием. Так опыт применения ее на реке Енисей показал, что время взрывания десяти зарядов взрывчатых веществ общей массой 400 кг со всеми подготовительно-заключительными операциями не превышает 15 минут, при этом обрабатываемая площадь льда толщиной 1,1м может составлять до 1000 м2. Стоимость дробления льда не превышает 15-20 руб./м , что на порядок ниже стоимости аналогичных работ при применении бомбардировочной авиации.
1 2
б)
4 5
Рис. 6. Затор, образованный большим ледяным полем (а) и малым ледяным полем (б)
1 — небольшие льдины: 2 — затор; 3 — голова затора; 4 — заряда ВВ; 5 — замок затора
Литература
1. Методические рекомендации по предотвращению образования ледовых заторов на реках Российской Федерации и борьба с ними. - М.: ФЦ ВНИИ ГОЧС, 2003.
2. Тавризов В. М. Защита мостов и других объектов от ледохода.- М.: Литература по строительству, 1971.
3. 25 лет - от идеи до технологий. Сборник научно-технических трудов. - М.: НИЦ ВНИИ ГОЧС, 2001.
4. Шахраманьян А.М. Дипломная работа «Буровзрывная разработка скальных пород при углублении русла реки Северная Двина». — М., Московский Государственный Горный Университет, 2003 г.