/78 Civil SecurityTechnology, Vol. 11, 2014, No. 1 (39)
УДК 355.58 (082)
Технология производства взрывных работ по защите гидросооружений во время ледохода
ISSN 1996-8493
© Технологии гражданской безопасности, 2014
Г.Н. Медведев, Р.А. Бондаренко
Аннотация
В статье рассмотрены вопросы защиты гидросооружений, включая мосты, от статического и гидродинамического воздействия ледяного покрова в период ледохода. Рассмотрены общие подходы по организации и проведению взрывных работ по защите действующих и строящихся гидросооружений от повреждений, которые могут произойти до начала и в период ледохода.
Изложена технология проведения профилактических взрывных работ по льду при образовании майн перед гидросооружениями и при раскалывании отдельных льдин у опор мостов. Оценивается действие подводного взрыва на ихтиофауну.
Описана технология ликвидации ледяных заторов путем ведения взрывных работ с применением вертолетов МИ-8.
Рассмотрены вопросы безопасности производства взрывных работ по дроблению льда в соответствии с действующей нормативно-технической документацией.
Ключевые слова: взрывные работы по льду; майны; ликвидация ледяных заторов; гидросооружения; промышленные взрывчатые вещества; вертолетная система ликвидации ледяных заторов; ихтиофауна; безопасность взрывных работ.
Blasting Technology
to Protect Hydro During the Ice Drift
ISSN 1996-8493
© Civil Security Technology, 2014
G. Medvedev, R. Bondarenko
Abstract
The article discusses the protection of hydraulic structures , including bridges , static and hydrodynamic effects of ice during the ice drift . The general approaches for organizing and conducting blasting operations for the protection of existing and construction of hydraulic structures from damage that may occur before and during the ice drift .
Technology outlined preventive blasting ice lanes before the formation of hydraulic structures and splitting of individual floes at bridge piers . Estimated effect on the fish fauna of an underwater explosion . The technology for the elimination of ice jams by conducting blasting operations using helicopters Mi-8 . Questions of safety blasting , crushing ice , in accordance with current regulatory and technical documentation.
Key words: blasting on the ice; lane; elimination of ice jams; hydro; industrial explosives; helicopter system Elimination of ice jams; fish fauna; safety blasting.
Технологии гражданской безопасности, том 11, 2014, № 1 (39)
/79
1. Защита гидросооружений во время ледохода
Суровые климатические условия значительной части территории России, преимущественно северное направление течения рек, приводят к образованию на них ледяного покрова большой мощности. В условиях весеннего паводка это значительно усложняет эксплуатацию гидросооружений (мостов, плотин гидроэлектростанций, шлюзовых систем и т. п.) [1].
Действующие и строящиеся на водоемах гидросооружения зимой оказываются вмерзшими в лед. Весной в период интенсивного таяния снега уровень воды и льда в реках и водоемах резко повышается.
Если гидросооружения не освобождены от поднимающегося ледяного покрова, то еще до начала ледохода в результате вертикального давления льда могут произойти разрушения, особенно деревянных конструкций и опор, могут быть выдернуты сваи, повреждены крепления откосов земляного полотна плотины, водосливы, водозаборные сооружения, насосные станции на строящихся и действующих объектах.
Первая кратковременная подвижка льда на некоторых участках реки происходит при подъеме уровня воды на 2—4 м. Эта и последующие несколько подвижек льда являются наиболее опасными для охраняемых сооружений. При дальнейшем подъеме воды и ослаблении ледяного покрова последний раскалывается на отдельные льдины, и наступает последняя подвижка, являющаяся началом ледохода. Во время ледохода, особенно в начальный его период, на узких участках русла, выше островов и главным образом в местах расположения мостов с малыми пролетами и других искусственных сооружений, образуются заторы льда. В некоторых случаях в местах заторов льдины нагромождаются одна на другую на большую высоту. Одновременно лед набивается под низ затора, иногда до дна реки. Образование «ледяных плотин» приводит к большему подъему воды. Под действием все увеличивающегося напора воды затор прорывается, и вода вместе со льдом с большой скоростью устремляется вниз по течению. Если затор образовался недалеко от моста, то вода и лед могут снести деревянные ледорезы, опоры мостов легкой конструкции и особенно временные мосты. Известны случаи, когда в результате заторов происходил подмыв опор малых мостов. Особую опасность, особенно для сооружений со свайными опорами, представляют плывущие ледяные поля, удар которых может вызвать повреждение сооружений.
Большие ледяные поля могут быть занесены из пойменных озер и староречий и после окончания массового ледохода. Поэтому работы по защите искусственных сооружений не должны прекращаться до полного окончания ледохода.
2. Организация работ
Для организации и проведения взрывных работ по защите действующих и строящихся сооружений от повреждений, которые могут произойти до начала и в период ледохода, необходимо:
заранее произвести обследование участка реки, расположенного выше охраняемого объекта. При этом устанавливают: толщину, ширину и структуру ледяного покрова; скорость течения воды; наличие торосистых и заторных участков, образующихся во время осеннего ледохода; размер и толщину наледей, места расположения водоемов, откуда могут появиться большие ледяные поля; места вероятного образования опасных заторов; характерные уровни воды; даты начала и конца подвижек льда и ледохода в прошлые годы;
установить техническое состояние и наиболее уязвимые элементы охраняемых сооружений. При указанном обследовании представители строительных или эксплуатирующих охраняемые сооружения организаций совместно с представителем организации, ведущей взрывные работы, составляют схематический план ледовой обстановки (с указанием мест расположения торосов, наледей, полыней и т. п.) с нанесением береговых построек, находящихся в радиусе опасной зоны взрывных работ. На этот же план наносят охраняемые сооружения с указанием наиболее уязвимых мест.
Для обеспечения взрывных работ по дроблению льда организации, в чьем ведении находятся охраняемые объекты, обязаны заранее произвести необходимую подготовку, а именно:
заблаговременно заключить договор с организацией, ведущей взрывные работы (если сама организация, в ведении которой находятся охраняемые объекты, не намерена производить взрывные работы хозяйственным способом);
построить по согласованию с органами милиции, пожарным надзором и организацией, ведущей взрывные работы, кратковременные склады взрывчатых материалов (ВМ), вместимость которых должна обеспечивать потребность в ВМ, полученную расчетами;
обеспечить доставку ВМ к местам работ в нужном количестве;
обеспечить бригады рабочих по расчистке снега, сколке льда и выделке лунок необходимым материалом и инструментом;
обеспечить бригады взрывников лодками, веревками, досками и спасательными кругами; обеспечить охрану складов ВМ. Специализированные организации, ведущие взрывные работы по дроблению льда, должны выполнить следующие подготовительные работы:
организовать подготовку и переподготовку взрывников и заведующих складами ВМ;
получить в органах Ростехнадзора России или ве-
домственных горнотехнических инспекциях разрешение на право производства взрывных работ;
составить специальный проект на взрывные работы и совместно с заказчиком согласовать их производство с органами Госрыбнадзора и другими заинтересованными организациями;
завезти на склады ВМ необходимое количество взрывчатых веществ и средств взрывания.
3. Взрывные работы в период подвижки льда
Правильность определения времени начала производства взрывных работ по ледоборьбе очень важна. Слишком раннее начало этих работ приводит к большим трудовым и материальным затратам, а в некоторых случаях к необходимости повторения работ. Чрезмерная затяжка начала работ увеличивает опасность хождения по льду и может привести к срыву срока окончания первоначальных работ. Для ориентировочного определения начала работ следует использовать данные местной гидрометеослужбы и опыт работы по ледоборьбе за прошлые годы.
Незадолго до начала весеннего подъема воды вокруг деревянных опор мостов, эстакад, ледорезов и сооружений, находящихся в стадии строительства, производят околку льда. Для этого вручную при помощи поперечных и продольных пил, ломов, пешен, а при большом объеме работ - с применением отбойных молотков и ледорезных машин образуют сквозные проруби (борозды) шириной 0,3—0,5 м на расстоянии 0,2—0,3 м от защищаемого объекта по всему его периметру.
В исключительных случаях с разрешения организации, эксплуатирующей защищаемый объект, проруби можно делать взрывным способом.
Взрывы производят подводными зарядами массой не более 1—2 кг (под пролетным строением не более 0,5 кг), которые размещают на расстоянии 7—10 м от деревянных опор или ледорезов на удалении один от другого, равном четырем глубинам погружения зарядов.
Проруби можно также делать взрывом наружного удлиненного (непрерывного) заряда, в том числе с продольной кумулятивной выемкой. Количество ВВ на 1 м длины такого заряда определяют опытным путем. Проруби следует предохранять от промерзания.
При первых же подвижках льда приступают к раскалыванию ледяного покрова или образованию майн. Раскалывание ледяного покрова производят с целью уменьшения давления льда на охраняемые сооружения, уменьшения динамических ударов ледяных полей и предупреждения образования заторов. Льдины после раскалывания должны иметь размеры, обеспечивающие свободный проход их в пролеты моста.
Непосредственно у охраняемого объекта лед раскалывают по всей ширине водоема. При значитель-
ной ширине пролетов моста ледяной покров раскалывают напротив опор и ледорезов на расстоянии до нескольких километров выше моста и до нескольких сотен метров ниже моста.
Раскалывание ледяного покрова производят взрывами подводных (подледных) сосредоточенных зарядов, вес которых (д) рассчитывается по формуле [2]:
д =
где К — удельный расход ВВ, кг/м3;
W — глубина погружения заряда в воду (считая от верхней кромки льда), м.
Для раскалывания льда удельный расход ВВ принимают равным 0,3 кг/м3 и уточняют первыми опытными взрывами. Глубина погружения зарядов W зависит от толщины ледяного покрова. Наиболее экономичное и эффективное взрывание ледяного покрова толщиной 0,5 м обеспечивается при глубине погружения заряда W = 1,5 м, покрова толщиной 1 м — при W = 2,5 м и толщиной 1,5 м — при W = 3 м.
Расстояние между подводными зарядами в ряду в ближней зоне от охраняемого объекта принимают равным (5-6)W и в более дальней зоне — до (10-15)^
Майны, т. е. открытое пространство в ледяном покрове, образуют для защиты от ледохода мостов, плотин других сооружений, а также населенных пунктов. Майны образуют выше и ниже защищаемого объекта. На средних реках длина майны ниже защищаемого объекта должна быть не меньше ширины ледяного покрова (без учета ширины кромки льда, примерзшего к берегу), а выше — не меньше чем 2 ширины ледяного покрова. На малых реках общая длина майн должна быть равна пяти—семикратной ширине ледяного покрова.
Техника производства буровзрывных работ при ледокольных работах имеет свои особенности. Поскольку работы по образованию лунок, прорубей и заряжанию в основном приходится вести со льда при нулевых и невысоких температурах воздуха, т. е. в период интенсивного таяния льда, то необходимо следить за толщиной льда, от которой зависит его несущая способность [2] (табл. 1).
Лунки диаметром 35—40 см и борозды в ледяном покрове подготавливают механизированным, взрывным и ручным способами. Для выделки лунок при большом объеме работ целесообразно применять моторизованные ледобуры и отбойные молотки.
При небольшом объеме работ лунки готовят вручную при помощи пешен массой около 10 кг, ломов, топоров и ручных ледорубов. Мелкий лед, образующийся при подготовке лунок, удаляют специальными проволочными сачками. При подготовке лунок и прорубей рабочие должны укладывать под ноги доски длиной не менее 1,5—2,5 м и шириной 0,2— 0,3 м.
Технологии гражданской безопасности, том 11, 2014, № 1 (39) /81
Таблица 1
Характер нагрузки Минимально допустимая толщина кристаллического льда (м) при общей массе груза (т)
<2 2—3 3—4 4—6 6—8 8—10 10—12 12—16
На гусеничном ходу 18 22 25 32 37 40 45 50
На колесном ходу 20 27 30 38 43 48 52 58
Значительно реже применяют взрывной способ подготовки лунок, так как он дороже и, кроме того, воздушная ударная волна действует на окружающие постройки и сооружения.
Подводные заряды из сыпучих водоустойчивых сортов ВВ изготовляют на месте работ. Широко применяют также специальные заряды заводского изготовления. Подготавливать и патронировать ВВ, изготовлять зажигательные трубки и боевики можно под открытым небом на берегу на расстоянии не менее 200 м от склада ВМ. Эти работы запрещается производить на гребных и моторных лодках или самоходных судах.
Для изготовления зарядов из порошкообразных ВВ применяют полиэтиленовые оболочки. В основание оболочки засыпают песок для обеспечения хорошей потопляемости заряда. Для изготовления зарядов из патронированных ВВ нужное число патронов связывают шпагатом вместе. Перед взрыванием в заряд вводят патрон-боевик. Если заводские патроны ВВ состоят из порошкообразного ВВ, то к связанному пакету для улучшения его потопляемости прикрепляют балласт.
Инициирование зарядов ВВ при ледокольных работах можно производить огневым и электрическим способами, а также при помощи ДШ.
Применяют следующие способы опускания зарядов под лед:
через лунку на поддерживающем шпагате с перекладиной;
через лунку на шесте с перекладиной и без перекладины;
на дно у верховой стороны ледяного покрова.
Опускание зарядов на огнепроводном или детонирующем шнуре, а также на проводах электродетонаторов запрещено. При огневом способе взрывания зажигать огнепроводный шнур следует от середины реки к берегам при одновременном взрывании одним взрывником не более 12 зарядов. Образованные проруби, полыньи и разрыхленный на реке или водоеме лед должны быть ограждены предупредительными знаками.
Отказавшие заряды разрешается извлекать из проруби или лунки не ранее, чем через 15 мин после последнего взрыва. Для ликвидации отказавшего заряда к нему привязывают новый заряд массой не менее 25 % массы отказавшего. Оба заряда вновь опускают в воду и взрывают. Разряжать отказавшие заряды воспрещается.
4. Взрывные работы в период ледохода
В период ледохода взрывные работы производят с целью раскалывания плывущих льдин, размер которых значительно превышает расстояние между опорами моста, а также ликвидации заторов льда.
Раскалывание плывущих льдин производят как наружными, так и подводными зарядами. В начале ледохода, когда лед идет сплошном массой, к большим льдинам трудно, а иногда и невозможно подплыть. Поэтому такие льдины раскалывают зарядами, которые взрывники набрасывают на льдину с берега из укрытий, со специально устраиваемых на стальных тросах между крутыми берегами легких мостков и непосредственно с ледорезов и охраняемых объектов. Для этого организуют круглосуточные посты взрывников, располагая их у объекта и на расстоянии 1—5 км выше него. Посты организуют в местах, к которым обычно приближаются большие льдины. При этом учитывают конфигурацию берегов и опыт работ прошлых лет. На широких участках реки (до 100 м) посты взрывников организуют на обоих берегах. Если одним заброшенным на середину льдины зарядом расколоть ее не удается, то последующие заряды бросают ближе к ее краю, пока вся льдина не будет расколота.
При значительной толщине льда и больших размерах льдины, взрывники высаживаются с лодки непосредственно на льдину, пробивают лунки на расстоянии (10^15)^" одна от другой, по команде руководителя взрывных работ или старшего взрывника поджигают огнепроводные шнуры, опускают заряды под лед, переходят в лодку и отплывают на безопасное расстояние. Такое взрывание допустимо на дальних подступах к охраняемому объекту.
На ближних подступах к охраняемому объекту большие ледяные поля разбивают наружными зарядами. Массу наружных зарядов и расстояние между ними определяют в зависимости от толщины льда (табл. 2).
Ликвидацию заторов льда производят как за пределами защищаемого объекта, так и в непосредственной близости от него.
Для ликвидации заторов с минимальным использованием людских и материальных ресурсов необходимо правильно определить «замок» затора. Для ликвидации «замка» затора заряды ВВ необходимо располагать в нижней части ледяного поля, уперше-
таблица 2
Показатель Толщина кристаллического льда, м
0,3 0,4 0,5 0,6 0,7 0,8 0,9 1,0
Масса наружного заряда, кг 1,2 1,6 2,0 2,4 3,0 3,7 4,5 5,0
Расстояние между зарядами, м 6 6 7 7 9 9 9 11
гося в вогнутый берег. Заряды ВВ взрывают по одному или все вместе.
В середине периода ледохода чаще образуются заторы из небольшого числа малых ледяных полей. Если прорывы таких заторов естественным путем не происходят, их ликвидируют взрывом одного или нескольких подводных зарядов, расположенных в «замке» затора. Если по каким-либо причинам высадиться на затор нельзя, его ликвидируют взрывом нескольких наружных зарядов, бросаемых с берега или лодки. При небольшой (2—2,5 м) глубине реки в месте затора заряды ВВ бросают на дно под затор.
Заторы большой длины, забивающие часть живого сечения реки, образуются в тех случаях, когда не были приняты своевременные меры для ликвидации заторов из небольшого числа малых льдин или заторов, образованных одним ледяным полем. Такие большие заторы наиболее опасны, так как приводят к значительному подъему уровня воды. В этом случае трудно определить место расположения «замка» затора. Если причиной образования затора является большое ледяное поле, его необходимо расколоть в первую очередь. Если затор имеет большую длину, его ликвидируют одновременным взрывом большого числа зарядов, располагаемых в 1—2 ряда. Заряды рекомендуется размещать под нижней поверхностью льда. В результате взрыва образуется канал, и вода, устремляясь в него, увлекает большое количество льда, что приводит к рассасыванию затора.
При сформировавшемся заторе взрывники высаживаются на затор с берега, лодки, вертолета или охраняемого объекта. Если позволяет время, готовят лунки, в которые опускают заряды. В противном случае заряды опускают через трещины и стыки льдин. Для проведения таких работ в МЧС России разработана дистанционная вертолетная система ликвидации ледяных заторов без высадки взрывников на льдины [3].
Система размещается в грузовой кабине вертолета МИ-8МТ и состоит из фюзеляжного раскладчика зарядов (ФРЗ), стеллажа, комплекта стандартных зарядов ВВ заводского изготовления весом 40 кг, специальных взрывателей замедленного действия и аппаратуры для сигнализации и связи с экипажем вертолета.
ФРЗ и стеллаж представляют собой сборно-разборные конструкции из алюминиевых сплавов, устанавливаются и закрепляются внутри фюзеляжа вертолета. ФРЗ состоит из стола и лотка, которые соединяются между собой и имеют ограничительные борта. Стол предназначен для размещения 2-х зарядов ВВ.
По столу заряды перемещаются вручную к лотку, при этом операторами производятся действия по запуску взрывателей замедленного действия. Лоток расположен под углом 45° к полу грузовой кабины вертолета и проходит через проем открытого аварийного люка в грузовых створках. Сброс зарядов ВВ по лотку производится вручную. В комплекте стола имеется съемная ограничительная штанга, перекрывающая рабочее пространство стола для предотвращения случайного падения заряда со стола на лоток [4].
При образовании майн и подрыва отдельных крупных льдин заряды весом 40 кг раскладываются с вертолета на расстоянии 10—15 метров друг от друга. При ликвидации мощных заторов льда, характерных для рек Сибири, необходимо применять предварительно сформированные на поверхности затора (на «замковой» льдине) заряды весом от 1 до 1,5 тонн с последующей установкой на них боевых зарядов и дистанционным подрывом [5].
5. Радиус опасной зоны при ведении взрывных работ по льду.
В соответствии с Едиными правилами безопасности [6], при производстве взрывных работ безопасные расстояния на открытой местности должны быть не менее указанных ниже:
при взрывании ледяного покрова толщиной до 1—100 м;
при взрывании заторов льда толщиной 1—2 м — 200 м;
при взрывании льда толщиной более 2 м и заторов зарядами более 300 кг — 300 м.
Взрывные работы по шуге — 50 м.
При взрыве подводного заряда массой до 50 кг нахождение в воде водолазов и других лиц не допускается в радиусе 1000 м, а при зарядах более 50 кг — в радиусе 2000 м. Судовой ход должен быть закрыт для движения судов. Суда, идущие снизу вверх по течению, останавливаются не менее чем за 1,8 км от места взрыва, а суда, идущие сверху вниз, — за 1^1,5 км.
При выполнении ледокольных работ безопасные расстояния для подводных сооружений в случае предварительной околки их ото льда определяются по формулам:
для плавсредств при подводном заряде:
где д — вес заряда, кг;
Кп — глубина погружения заряда в воду (считая от верхней кромки льда), м;
Технологии гражданской безопасности, том 11, 2014, № 1 (39)
/83
для деревянных опор, ледорезов, эстакад, устьев моста при подводном заряде:
^2 = 7^;
то же при накладном заряде:
= 4^.
При определении радиуса опасной зоны по защите ихтиофауны следует учитывать, что критерием опасности для рыбы является максимальная удельная энергия гидроударной волны (ГУВ) (табл. 3).
Для определения безопасного расстояния при взрыве в воде подледного тротилового заряда используется формула «Союзвзрывпрома» [7]:
где Еб - безопасная удельная энергия ГУВ для данного типа рыб, Дж/м2;
Q3 - масса заряда в одном интервале замедления,
кг.
Для снижения воздействия ГУВ применяют технологические и технические средства короткозамед-ленного взрывания, снижение массы зарядов в одном интервале замедления и массы одиночного заряда: применения зарядов, заглубленных в дно водоема; применение ЭД вместо ДШ; ориентированное расположение рядов зарядов по отношению к месту скопления рыбы на фланге ряда зарядов; первыми взрывают ряды зарядов, расположенные вблизи берега или на небольшой глубине водоема; применяют отпугивающие заряды незадолго до производства основного взрыва; зона опасная по поражению рыбы при систематическом ведении взрывных работ, подлежит ограждению барьером из сетей. Подводные взрывные работы на период нереста и хода рыбы запрещаются.
Для защиты подводных сооружений и строительных конструкций и их тиофауны от действия ГУВ устанавливают пузырьковую (воздушную) завесу между охраняемым объектом и местом взрыва. Пузырьковую завесу образуют, опуская на дно водоема перфорированные стальные трубы, шланги диа-
метром 50 мм, подавая в них перед взрывом сжатый воздух давлением 0,5^0,6 мПа. Перфорация труб состоит из нескольких рядов отверстий диаметром 1^3 мм, расположенных в шахматном порядке. При диаметре отверстия 1 мм — шаг 25—30 мм, при диаметре 2—40 мм.
Зазор между охраняемым объектом и завесой должен быть 0,5—1 м.
6. Меры безопасности при проведении взрывных работ.
Взрывные работы должны проводиться в строгом соответствии с «Едиными правилами безопасности при взрывных работах».
Организации, ведущие взрывные работы, должны иметь на эти виды деятельности специальные разрешения (лицензии).
Органы Ростехнадзора России осуществляют контроль за соблюдением порядка хранения, транспортирования, перевозки, использования и учета взрывчатых материалов на предприятиях, где используются взрывчатые материалы, а также в НИИ и учебных заведениях, использующих ВМ для экспериментальных работ.
Контроль за соблюдением правил приобретения, хранения и перевозки взрывчатых материалов, а также за состоянием их охраны, осуществляют органы Внутренних дел.
Разрешается применять только те ВМ, контрольно-измерительные приборы, аппаратуру для взрывных работ, упаковку для ВМ и т. п., на которые имеются стандарты (ТУ) и разрешение Ростехнадзора России.
Взрывные работы должны выполняться взрывниками под руководством лица технического надзора по письменным нарядам с ознакомлением под роспись. Без письменных нарядов допускается только ликвидация аварийных ситуаций.
К руководству взрывными работами допускаются лица, имеющие законченное высшее или среднее горнотехническое образование, либо окончившие специальные учебные заведения или курсы, дающие соответствующее право, а также получившие Единую книжку взрывателя (мастера-взрывника).
Взрывные работы должны выполняться взрывниками мужского пола, имеющими «Единую книжку взрывника». К обучению по профессии взрывника допускаются молодые люди не моложе 20 лет и стаж
Таблица 3
Тип рыбы Наименование рыбы Безопасная удельная энергия ГУВ, Дж/м2
Высокочувствительные Кефаль, хамса, тюлька, чехонь, синец, уклея, мелкий судак 30 50
Среднечувствительные Карась, окунь, судак, щука, густер, лещ, плотва, тарань, горбыль, язь, карп Линь, сазан, севрюга, морской окунь, морской судак, угорь, камбала, морской ерш 150 250
Малочувствительные Бычки, терлуги, рачки, креветки, кормовые организмы 2500
/84 Civil SecurityTechnology, Vol. 11, 2014, No. 1 (39)
работы по специальности не менее одного года. Знания мастера-взрывника должны повторно проверяться не реже одного раза в два года комиссиями под председательством представителя Ростехнадзора России.
Местное население, а также обслуживающий персонал объектов, расположенных в опасной зоне, должны быть заблаговременно оповещены о проведении взрывных работ, о границе опасной зоны, принятых сигналах и удалены за пределы опасной зоны.
Взрывные работы вблизи электролиний, подстанций, заводов, пристаней, подземных сооружений, телефонных линий государственного значения и др. должны производиться по согласованию с соответствующими организациями.
Если в пределах опасной зоны расположены жилые здания и различные объекты, проектом взрывных работ должна быть обеспечена полная защита сооружений от повреждения сейсмическими, воздушными волнами или разлетающимися фрагментами взрываемой среды.
Расчет радиусов опасных зон на действие ударных воздушных волн, сейсмическому действию взрыва на сооружения, а также по разлету фрагментов взрываемых объектов производится по соответствующим инструкциям, изложенным в Единых правилах безопасности при взрывных работах.
Перед началом заряжания на границе опасной зоны должны быть выставлены посты (оцепление), обеспечивающие ее охрану, а личный состав, не занятый заряжением, выведен в безопасное место.
Литература
1. Эстеров Я.Х., Бродов Е.Ю., Иванов М.И. Буровзрывные работы на транспортном строительстве. -М.: Транспорт. 1974.
2. Нормативный справочник по взрывным работам. М.: Недра, 1986.
3. Запорожец А.И., Медведев Г.Н., Карпачев Н.С., Шахраманьян
А.М. Применение вертолетов для борьбы с заторами льда на реках России // Технологии гражданской безопасности. 2003. № 1—2.
4. Медведев Г.Н. Для борьбы с ледовыми заторами // Гражданская защита/ 2012. № 3. С. 42—44.
5. Медведев Г.Н. Как победить ледяные заторы? // Массовый журнал для населения и руководителей организаций всех форм собственности. 2012. № 1.
6. Единые правила безопасности при взрывных работах. М.: НПО ОБТ, 2001.
7. Гильманов Р.А. Основные положения по расчету поражающего действия подводного взрыва на ихтиофауну. Реф. информ. о передовом опыте (Минмонтажспецстрой СССР). 1980.Сер. V. Вып.1.
Сведения об авторах
Медведев Геннадий Николаевич: к. т. н., с. н. с. ФГБУ
ВНИИ ГОЧС (ФЦ), вед. н. с.
121352, Москва, ул. Давыдковская, 7.
Тел.: (499) 449-90-40.
E-mail: [email protected]
Персональный идентификационный авторский SPIN-код в Научной электронной библиотеке elibrary.ru и системе SCIENCE INDEX — 9805-9216.
Бондаренко Роман Александрович: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), м. н. с.
121352, Москва, ул. Давыдковская, 7.
Тел.: (499) 445-50-24.
E-mail: [email protected]
Information about authors
Medvedev Gennady N.: Ph.D (Technical Sc.), Federal
Government Budget Institution "All-Russian Research Institute
for Civil Defense and Emergencies" (Federal Center of Science
and high technology), Leading Researcher.
121352, Moscow, str. Davydkovskaya, 7.
Tel.: (499) 449-90-40.
E-mail: [email protected]
Author's personal identification code in SPIN-scientific electronic library elibrary.ru and system SCIENCE INDEX — 9805-9216.
Bondarenko Roman A.: Federal Government Budget Institution "All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies" (Federal Center of Science and high technology), Junior Researcher. 121352, Moscow, str. Davydkovskaya, 7. Tel.: (499) 445-50-24. E-mail: [email protected]