УДК 332.133.6:005.591.6
С.А. Измалкова, д-р экон. наук, проф.,
В.В. Прудников, асп.,
(Россия, Орел, Госуниверситет - УНПК)
КОМПЛЕКС МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА БИЗНЕСА И ОБРАЗОВАНИЯ НА ВЗАИМОВЫГОДНОЙ ОСНОВЕ
Предлагается комплекс и углубление кооперации участников инновационного процесса с опорой на созданную и развивающуюся инновационную инфраструктуру и формирование инновационной среды как важнейшего условия осуществления эффективных инноваций.
Ключевые слова: инновационное сотрудничество бизнеса и образования, инновационное предпринимательство, взаимовыгодные условия.
Для того чтобы совершить рывок в сторону современной инновационной экономики в России, нужно очень серьёзно модернизировать процесс взаимодействия бизнеса и образования. Необходимо не просто повысить квалификацию участников инновационного процесса, но зачастую практически заново сформировать систему компетенций у очень многих специалистов, без которых не заработает инновационная экосистема. В этой связи взаимовыгодное сотрудничество бизнеса и образования - важный шаг к тому, чтобы российское образование сформировало современную среду квалифицированных и востребованных специалистов.
Основные для инновационного предпринимательства личностные качества - мобильность, желание обучаться в течение всей жизни, склонность к предпринимательству и принятию риска также не являются пока характерными особенностями хотя бы значимой части населения страны. В России, по данным Росстата, участие населения (в возрастной группе 25-64 лет) в непрерывном образовании в 2008 г. составило 24,8 %. При этом в странах с высокой инновационной активностью этот показатель намного выше: Великобритания - 37,6 %, Германия - 41,9 %, Финляндия - 77,3 % [1].
Ключевыми компетенциями для реализации инновационного предпринимательства должны стать:
- способность и готовность к непрерывному образованию, постоянному совершенствованию, переобучению и самообучению, профессиональной мобильности, стремление к новому;
- способность к критическому мышлению;
- способность и готовность к разумному риску, креативность и предприимчивость, умение работать самостоятельно и готовность к работе в команде, готовность к работе в высококонкурентной среде;
- широкое владение иностранными языками как коммуникацион-
ными инструментами эффективного участия в процессах глобализации, включая способность к свободному бытовому, деловому и профессиональному общению на английском языке.
Наращивание таких компетенций - длительный и сложный процесс, включающий в себя:
- необходимость адаптации для этих целей не просто отдельных направлений социально-экономической политики, а, в первую очередь, политики в сфере образования, но также и общественной среды в целом;
- формирование «климата» в обществе, обеспечивающего свободу творчества и самовыражения, поощряющего и вознаграждающего людей, обладающих соответствующими компетенциями и достигающих успеха за счет их использования.
В этой связи динамично развивающиеся университеты должны заявить о готовности кооперироваться с высокотехнологичными предприятиями в регионах для реализации программ осуществления эффективных инноваций и поддержки инновационного предпринимательства. Для этого предстоит последовательно развивать механизмы поддержки кооперации вузов с компаниями инновационного сектора, направляя на соответствующие программы не менее 10 % от объемов бюджетного финансирования высшего профессионального образования.
Идея кооперации состоит в объединении усилий всех участников инновационного процесса: предприятий, исследовательских и образовательных организаций, в ответ на новый технологический вызов. Эффективной формой готовности к кооперации является, прежде всего, заключение двухстороннего соглашение между участниками инновационного процесса о сотрудничестве, которое будет направлено на развитие инновационной деятельности и повышение образовательного уровня задействованных в этой сфере специалистов, посредством решения следующих задач, включающих:
- развитие информационного обмена;
- проведение совместных семинаров и научных конференций;
- осуществление совместных образовательных программ;
- разработка и реализация программы по подготовке инновационных предпринимателей, которая будет разрабатываться с учетом мировых стандартов.
Ключевой задачей в сфере образования должно стать развитие системы непрерывного образования, создание эффективной системы стимулов и условий (инфраструктуры) для постоянной переподготовки и повышения квалификации для всего экономически активного населения. В современных условиях не только резко ускоряются процессы технологического развития, что обесценивает полученные знания вскоре после их получения, но также меняется и отраслевая структура экономики. Эти процессы резко повышают ценность компетенций по быстрому анализу, критическому ос-
мыслению больших объемов новой информации, компетенций по «переключению» человека с одного вида деятельности на другой. Чтобы быть успешным, человеку нужно быть готовым к смене нескольких профессий и видов деятельности в течение жизни.
С точки зрения механизмов государственного регулирования это означает, что программы повышения квалификации персонала как в сфере деятельности государственных предприятий, так и в сфере служб занятости, должны быть направлены, в том числе на освоение гражданами инструментов инновационной деятельности. Значительное внимание в рамках таких программ должно уделяться освоению навыков коммерциализации научных разработок, ведения предпринимательской деятельности, пользования современными финансовыми инструментами. Предстоит также на конкурсной основе поддержать наиболее удачные программы обучения взрослого населения, на основе которых до 2020 года создать систему ежегодного повышения квалификации не менее чем 15-20 % работающих граждан.
Необходимо реализовывать программы подготовки кадров в ведущих международных университетах, в рамках которой получит поддержку обучения на уровне аспирантуры не менее 10 ООО молодых российских специалистов, разработана и реализована система мер по привлечению их на работу в ключевые российские вузы и научные организации.
В целях повышения доступности качественного высшего образования и расширения его ресурсной базы необходимо интенсифицировать работу по расширению масштабов государственной поддержки развития механизмов образовательного кредитования, в том числе магистерских программ и программ дополнительного образования, с учетом возможности кредитования обучения в ведущих международных университетах.
Необходимо создавать регулярно обновляемые отраслевые рейтинги высших учебных заведений, факультетов, институтов, ведущих обучение по соответствующим специальностям, исходя из международной публикационной и патентной активности профессорско-преподавательского состава и других, принятых в международной практике, критериев. При необходимо отказаться от государственного финансирования обучения в аспирантуре в вузах, в которых такая работа организована не на должном качественном уровне, прекращение государственного финансирования обучения в аспирантуре и магистратуре и закрытие диссертационных советов в вузах по тем специальностям, по которым данные вузы не имеют серьезного научного задела, подтвержденного публикационной и патентной активностью на международном уровне.
Дальнейшее развитие должно получить стандартизованное тестирование выпускников образовательных программ, результаты которого должны учитываться в рейтингах образовательных учреждений. Целесообразно ввести стандартизованный экзамен по разным предметам для же-
лающих поступать в магистратуру по примеру хорошо зарекомендовавшего себя GRE subject test, признаваемого во многих странах. Введение такого экзамена будет способствовать мобильности студентов внутри страны и станет индикатором качества подготовки бакалавров в вузе.
В рамках поддержки дополнительного образования важнейшей задачей на период до 2020 года станет формирование системы переподготовки и повышения квалификации специалистов и управленческих кадров инновационных предприятий, организаций сектора генерации знаний и органов государственного и муниципального управления [2].
Ключевым условием действенности такой системы должно стать не только собственно повышение качества программ переподготовки и повышения квалификации, которые должны быть выведены на уровень передовых международных стандартов, но и создание механизмов, позволяющих эффективно стимулировать специалистов и управленческие кадры к постоянному повышению своей квалификации и интегрировать прохождение переподготовки и повышения квалификации в их жизненные и карьерные траектории
В этих целях будет необходимо создать систему оказания на конкурсной основе государственной поддержки реализации программ обучения и стажировок действующих специалистов предприятий на базе российских и зарубежных образовательных организаций, программ развития корпоративных и отраслевых центров повышения квалификации персонала, а также центров сертификации персонала. Одновременно необходимо стимулироваться прохождение такими центрами и программами сертификации в соответствующих международных организациях и ассоциациях. Будут приняты меры для открытия российского рынка для зарубежных организаций, предоставляющих услуги по повышению квалификации и сертификации персонала.
Важной задачей развития системы образования должна стать ориентация образовательных программ на обучение навыкам, необходимым для инновационной деятельности, включая аналитическое и критическое мышление, стремление к новому, способность к постоянному самообучению, готовность к разумному риску, креативность и предприимчивость, готовность к работе в высококонкурентной среде. Для достижения указанных целей необходимо:
- создавать механизмы, стимулирующие развертывание в федеральных и национальных исследовательских университетах полного цикла инновационных разработок (от выбора тематик исследований до продажи инновационных «стартапов»);
- в реализуемые динамично-развивающимися университетами образовательные программы по наиболее перспективным с точки зрения появления инновационных разработок направлениям необходимо включить модули обучения инновационному предпринимательству. В сотрудничест-
ве с ведущими инновационными компаниями, венчурными фондами и ведущими международными университетами необходимо развернуть подготовку предпринимателей в сфере коммерциализации научных разработок. Практическая ориентация подготовки будет обеспечена за счет стажировок в рамках собственной инновационной инфраструктуры университетов, федеральной (региональной) инновационной инфраструктуры или инновационных компаний. В рамках программ поддержки молодежного предпринимательства в области инноваций целесообразно стимулировать формирования объединенных команд студентов технических и гуманитарных специальностей для целей реализации инновационных проектов;
- неотъемлемым условием государственной поддержки создания федеральных, региональных и корпоративных элементов инновационной инфраструктуры (технопарков, технополисов, центров инноваций корпораций и организаций) должна стать ее доступность для обучения и стажировок студентов вузов и действующих специалистов по дисциплинам, обеспечивающим формирование их инновационных компетенций.
- целесообразно развернуть программы обучения управлением инновациями на базе ведущих профильных образовательных учреждений, в первую очередь, Московской школы бизнеса «Сколково», Высшей школы управления СПбГУ, образовательного кластера научно исследовательского центра «Сколково» и некоторых ведущих научно-исследовательских университетов. Обязательным условием реализации таких программ станет привлечение в качестве оператора ведущих международных университетов, специализирующихся в данной области, и практическая ориентация, включая стажировки на инновационных предприятиях и самостоятельное выполнение индивидуальных и групповых проектов, и привлечение на конкурсной основе в качестве операторов ведущих мировых университетов;
- реализация программы, предусматривающая направление ежегодно для обучения на уровне магистратуры по специальностям, связанным с управлением экономикой и государством в целом и управлением инновациями в частности, в ведущих международных университетах не менее 1000 перспективных молодых специалистов. В из состав следует включать членов кадровых резервов органов власти различных уровней, сотрудников органов власти, отвечающих за разработку и реализацию инновационной политики; сотрудников институтов развития; сотрудников инновационных предприятий, в том числе госкомпании, сотрудников научных и образовательных организаций. Ключевым элементов этой программы должна стать система, обеспечивающая последующее привлечение прошедших обучение специалистов на работу на предприятия инновационного сектора экономики и в органы государственного управления.
Необходимо также сформировать комплекс мер по привлечению к обучению начинающих инноваторов успешных предпринимателей с опы-
том реализации инновационных проектов («наставничество»). «Наставничество» - ключевой механизм передачи опыта и компетенций начинающим инноваторам от «ветеранов», действующий, например, в США, но практически отсутствующий в России. Для создания такой системы в первую очередь важны не финансовые стимулы, которые для успешных предпринимателей не играют особой роли, а моральные стимулы, признание государством, вузами, студентами общественной, социальной значимости предпринимателя.
Мировое образовательное пространство объединяет национальные образовательные системы разного типа и уровня, значительно различающиеся по философским и культурным традициям, уровню целей и задач, своему качественному состоянию. Поэтому следует говорить о современном мировом образовательном пространстве как о формирующемся едином организме при наличии в каждой образовательной системе глобальных тенденций и сохранении разнообразия.
Пространственная структура мирового образования воплощает территориальные и статистические пропорции в развитии национальной системы каждой страны, отдельных регионов и континентов, глобального взаимодействия между системами образования отдельных стран и регионов.
Для мирового образовательного пространства характерны такие свойства, как динамичность, интернациональность и разная плотность связей между составляющими и концентрации образовательных систем.
Мировое образование полиструктурно: для него характерны пространственная (территориальная) и организационная структуры. В решении проблем мирового образования важное значение приобретают крупные международные проекты и программы, поскольку они с необходимостью предполагают участие различных образовательных систем. Появляются новые организационные структуры интернационального свойства: международные и открытые университеты. Полиструктурность мирового образования позволяет осуществить анализ метаблоков, макрорегионов и состояния образования в отдельных странах.
Российская национальная инновационная система будет полноценно интегрироваться в международную инновационную среду, используя все имеющиеся механизмы. В первую очередь, это участие в международных научных программах, привлечение ученых с мировым именем для преподавания и ведения исследований в национальных исследовательских университетах,
Конкурс мегагрантов, уникальный для российской науки и беспрецедентный по объёмам финансирования. Российские вузы получат по 150 млн руб. на три года на привлечение ведущих учёных. Впервые выделены суммы, привлекательные не только для отечественных исследователей, но и для лучших учёных мира, причём распределяются они с участием ино-
странных экспертов. Победившие проекты получат до 150 млн руб. на три года. За эти деньги приглашённый учёный должен создать в выбранном вузе жизнеспособную лабораторию высшего уровня и проводить в ней не менее 4 месяцев в году.
Конкурс вызвал огромный интерес вузов. Университетами в партнёрстве с ведущими учёными было подано 507 заявок. Первой и главной новостью стало решение совета не определять сразу 80 победителей, а отобрать из поступивших заявок лишь 40. Конкурс на оставшиеся 40 мега-грантов объявлен в конце 2010года, а итоги второй волны подвели весной 2011-го. Такое решение совет принял сообща, стремясь повысить эффективность отбора. По логике членов совета, после удачного завершения первой волны отбора к мегагрантам вырастет доверие со стороны сильных учёных. Кроме того, будут участвовать те, кто не успел подать заявку этим летом. Вдобавок все проигравшие участники первой волны конкурса смогут попробовать силы во второй раз. Каждую заявку оценивали два отечественных и два иностранных анонимных эксперта, которые выставляли баллы по трём направлениям: качество проекта, уровень вуза, квалификация приглашаемого учёного.
В итоге по результатам экспертизы совету было представлено 114 проектов-финалистов. Дальше началось самое сложное: необходимо было не просто отобрать лучших из лучших, но и добиться относительно полного охвата разных дисциплин, отправить победителей не только в признанные ведущие вузы, но и в динамично развивающиеся университеты с не столь давней историей. Предпочтение отдавалось проектам, научные результаты которых, пусть в среднесрочной перспективе, но могут иметь выход на практику. Но это не значит, что отбирались сугубо прикладные инновационные проекты. В каждой победившей заявке очень сильна фундаментальная компонента, а некоторые вовсе не имеют пока очевидного потенциала коммерциализации.
Государство при реализации вышеизложенных мероприятий по реализации инновационного предпринимательства на условиях взаимовыгодного сотрудничества сферы бизнеса и образования должно исходить из следующих принципов:
- концентрация усилий государства в сферах, характеризующихся недостаточной предпринимательской активностью, преимущественная ориентация на восполнение «провалов рынка»;
- тесное взаимодействие государства, бизнеса и науки, как при определении приоритетных направлений технологического развития, так и в процессе их реализации;
- прозрачность распределения бюджетных средств и оценки достигнутых результатов;
- ориентация при оценке эффективности организаций науки и образования, инновационного бизнеса и инфраструктуры инноваций на наи-
высшие международные стандарты;
- стимулирование конкуренции, преодоление монополизма в секторе генерации знаний как ключевой мотивации для инновационного поведения.
Библиографический список
1. Индикаторы инновационной деятельности: 2009. Статистический сборник. - М.: ГУВШ, 2009. - 488 с.
2. Проект стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. - http://www.economy.gov.ru.
S.A.Izmalkova, V. V. Prudnikov
Complex of actions for realization of innovative cooperation of business and formation on the mutually advantageous basis
Critical problems of innovative development of economy of Russia today are absence of motives of innovative behavior of all subjects of economy. The complex and deepening of cooperation of participants of innovative process with a support on the created both developing innovative infrastructure and formation of the innovative environment as major condition of realization of effective innovations thereupon is offered.
УДК 332.133.6:005.591.6
С.А. Измалкова, д-р экон. наук, проф.,
(Россия, Орел, Госуниверситет - УНПК)
МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОИСКА ПАРТНЕРОВ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ СОВМЕСТНЫХ ПРОЕКТОВ В ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЕ
Разработана методика профессионального поиска деловых партнеров в инновационной сфере, которая положена в основу деятельности предлагаемого университетского Центра субконтрактации, что позволяет обеспечить профессиональный поиск российских и зарубежных партнеров и установление взаимовыгодного инновационного сотрудничества между заинтересованными сторонами путем сопоставления существующих предложений по сотрудничеству с выявленными запросами.
Ключевые слова: инновационная сфера, профессиональный поиск партнеров, субконтрактация в инновационной сфере.
Формирование и организация эффективного функционирования инновационной сферы на федеральном и региональном уровнях должно стать для России обязательным и непременным условием модернизации и технологического развития экономики на основе осуществления эффективных инноваций. При этом наиболее важной составляющей этого направления является развитие инновационного партнерства на условиях перспективно-