Е.Н. ПУЗАНКОВА
доктор педагогических наук, профессор, проректор по научной работе Орловского государственного университета E-mail: [email protected] Тел. (4862) 76 12 25
Н.С. МУРАДОВА
доктор педагогических наук, профессор кафедры
общей педагогики Орловского государственного
университета
E-mail: [email protected]
Тел.: 8 919 269 04 64
СОЗДАНИЕ В ВУЗЕ ИННОВАЦИОННО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ НИРС (ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ НИРС В ВУЗЕ)
Одной из основных задач в высшей школе является создание системы инновационно-образовательного менеджмента НИРС - системы управления, включающей оценку, прогнозирование, планирование, ресурсное обеспечение и материальное стимулирование образовательных нововведений на государственном, региональном и вузовском уровнях. Инновационно-ориентированная система должна обеспечить внедрение и освоение образовательных нововведений, возникающих в сфере науки и практик, в соответствии с динамикой потребностей общества в специалистах и реализацию механизмов поддержки нововведений.
Ключевые слова: инновационно-ориентированная система, исследовательская и инновационная деятельность, инновационный потенциал, интеграция структур.
В традиционной советской высшей школе исследовательская деятельность являлась важной составляющей работы вуза. Однако принципы ее организации существенно отличались от практики работы западных исследовательских университетов. Из-за отрыва академической науки от университетской исследовательская и инновационная деятельность для большинства вузовских преподавателей оставалась вторичной, была мало оплачиваемой, направленной в первую очередь на защиту диссертаций, и не рассматривалась как сколь-нибудь важная основа для образовательного процесса. Лишь в небольшом числе университетов работали совместители из академических или отраслевых институтов, которые привносили в вузы реальные и современные исследовательские задачи.
Тесные связи с государственной экономикой (отраслевые вузы в большинстве своем являлись частью соответствующих отраслей) обуславливали, с одной стороны, актуальность и прикладной характер соответствующих исследований, а с другой - ориентировали исследовательскую тематику на ограниченные задачи развития отраслевого промышленного комплекса.
На протяжении последних двух десятилетий связи с реальной экономикой в основном разрушались, не замещаясь новыми механизмами, адекватными системе рыночной экономики, основанной на
© Е.Н. Пузанкова, Н.С. Мурадова
знаниях. Сегодня в российских вузах быстро растет число аспирантов и количество защищенных диссертаций, однако уровень большинства научных работ остается очень низким, при этом число преподавателей-исследователей и качественных публикаций сокращается.
В то же время во всем мире роль университетов в генерации, использовании и распространении знаний за последние десятилетия усилилась. Широкое тиражирование получила так называемая модель глобального исследовательского университета (global research university), в рамках которой университеты становятся активными игроками не только в производстве новых знаний, но и в их распространении и использовании через инновационную деятельность. Принципиальными особенностями этой модели являются:
- освоение студентами базовых компетенций исследовательской и инновационной деятельности через их включение в соответствующие практики;
- полноценный переход на двухуровневую систему «бакалавриат-магистратура», предполагающий активное использование студентов, прежде всего, магистратуры в качестве важнейшей «рабочей силы» для исследований и разработок;
- реальное включение большинства преподавателей в исследовательскую и инновационную деятельность, которая рассматривается как приори-
тетная по отношению к преподавательской работе;
- превращение университетов в центры коммуникации бизнеса, общества, государства по вопросам научного и технологического прогнозирования, обмена передовыми знаниями, решения глобальных проблем;
- отказ от линейной модели «от фундаментального исследования до прикладной разработки» в пользу тесного сотрудничества с реальным сектором экономики как в поисках заказов на прикладные разработки, так и в поисках фундаментальной тематики;
- полидисциплинарность исследований и разработок;
- формирование инновационных производств и организация инновационных предприятий;
- интернационализация научной деятельности, выражающаяся в подключении к передовой глобальной научной повестке дня, публикации в международных журналах, организации интернациональных исследовательских команд.
Значительное усиление научно-исследовательской и инновационной компоненты привело к тому, что именно исследовательские университеты добились наибольших успехов и показали высокую эффективность в решении таких важных задач, как:
- генерация новых знаний и формирование инновационной интеллектуальной среды;
- осуществление разработок на докоммер-ческой стадии, когда коммерциализация носит большей частью вероятностный и отсроченный характер;
- прогнозирование научно-технологического развития и исследование технологических рынков;
- привлечение молодых исследователей к современной инновационной тематике;
- организация внедренческих зон и создание инновационных предприятий;
- оказание консультационных услуг и консалтинговая поддержка широкого круга организаций и предприятий.
Таким образом, современные исследования и инновационная деятельность в вузах - это не только возможность привлечения дополнительных внебюджетных средств, но и важнейшая самостоятельная задача высшей школы, а также необходимая составляющая качественного образовательного процесса.
Движение к модели глобального исследовательского университета происходит не только в странах, где университеты традиционно служили основой национальной исследовательской и инновационной системы (США, Великобритания, Канада), но и там, где исследовательская работа была сосредоточена в
академических и отраслевых институтах (Германия, Франция, Финляндия). Начиная с 2009 года, на этот путь системно вступила и российская высшая школа. В рамках этого движения не только формируется сеть национальных исследовательских университетов, но и создаются стимулы для развития инновационной и научно-исследовательской деятельности во всех российских вузах.
Как организована работа в вузе по развитию исследовательской и инновационной деятельности?
Развитие научно-исследовательской и инновационной компоненты требует системных изменений в деятельности большинства российских вузов.
Такие изменения касаются как организации исследований на базе вузов, так и содержания и методов образовательного процесса. Если раньше серьезные научные исследования и разработки были прерогативой узкой группы талантливых ученых из числа профессорско-преподавательского состава и некоторых аспирантов, то сейчас они должны стать реальной частью работы всех преподавателей.
В нынешних условиях становится бессмысленно учить детализированным подробным технологиям, постоянное обновление которых делает малоэффективным целый ряд традиционных дисциплин профессионального цикла. При этом повышение фундаментальности образования в традиционном смысле освоения все более общих академических знаний также не меняет ситуацию, поскольку не дает возможности студентам овладеть способами обновления и освоения технологий.
В связи с этим возрастает роль участия студентов в прикладных исследованиях, которые дают возможность:
- освоить способ обновления производственных и отраслевых технологий;
- «увидеть» свою будущую профессиональную деятельность в динамике, осмыслить значимость освоения фундаментальных знаний;
- получить опыт интенсивной практической работы (в случае, если исследования проводятся непосредственно на производстве);
- уточнить направление своей будущей профессиональной деятельности, профиль получаемого образования;
- более осмысленно, целенаправленно и мотивированно работать с (научной) информацией.
Международный опыт, как и опыт ведущих российских исследовательских университетов, позволяет обозначить ожидаемые шаги и возможные действия российских вузов по развитию исследовательской и инновационной деятельности в следующих областях:
- организация научных исследований и си-
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
стема управления,
- кадровая политика,
- взаимодействие с реальным сектором и академической наукой,
- образовательный процесс.
Изменения в области организации и управления должны включать усиление блоков, отвечающих за исследования и разработки, защиту интеллектуальной собственности. В каждом университете должна быть сформирована инновационная инфраструктура. В органы управления вуза необходимо включить представителей академической науки и бизнеса с внятными полномочиями, перечень которых должен быть определен.
Необходимо делать шаги не по усилению специализации и фрагментации вуза, а по укрупнению организационных единиц, что должно способствовать развитию междисциплинарных исследований и разработок. В основе программ развития вузов и их коррекции должна лежать внешняя (в том числе международная) экспертиза научноисследовательской работы и образовательных программ, участие в системе международной стандартизации и сертификации качества управления.
В области кадровой политики российским вузам необходимо признать, что те преподаватели, которые не занимаются исследовательской работой и не имеют опыта участия в реальных производственных процессах, не начнут проводить передовые исследования, даже если им платить большую зарплату. В основу кадровой политики необходимо положить принципы целевой поддержки наиболее продуктивно работающих ученых, подлинную конкурсность при замещении вакантных должностей, стимулирование конкретных исследовательских результатов. Это следует делать как в рамках отдельных контрактов вузов на проведение исследовательских работ, так и в рамках введения новых систем оплаты труда профессорско-преподавательского состава, предполагающих более значительную дифференциацию заработных плат.
В области взаимодействия университета с реальным сектором экономики и академической наукой российские вузы должны найти пути построения взаимовыгодных связей с наукой и индустрией, адекватные рыночной экономике. В программах развития вузов должен быть усилен акцент на инновационную компоненту в системе «вуз
- предприятие» по сравнению с кадровым обеспечением этих предприятий.
Связи с предприятиями могут затрагивать и сам образовательный процесс посредством таких механизмов, как создание базовых кафедр в вузе и исследовательских лабораторий на предприятиях,
организация мест практики и проектных учебных лабораторий, привлечение ведущих специалистов производства к ведению спецкурсов и стажировки на производстве для вузовских преподавателей, совместная разработка образовательных программ как для студентов, так и для работников предприятий. В вузе должен существенно вырасти сектор дополнительного профессионального образования, обеспечивающий повышение квалификации работников предприятий.
Взаимодействие может осуществляться и в рамках совместных исследовательских проектов, в процессе прогнозирования развития науки и технологий и коммерциализации результатов исследований. В структуре вузов должны создаваться группы, которые непосредственно занимаются исследованиями в области технологического развития, научно-технического прогнозирования, являются ресурсными центрами для предприятий и организаций отраслей экономики, осуществляют консалтинговую и информационно-аналитическую деятельность и пр.
Совместно с академическими институтами и промышленными компаниями вузам следует развивать исследовательскую инфраструктуру, в том числе центры коллективного пользования, базы знаний и образовательных ресурсов, малые инновационные предприятия. В некоторой степени перспективы сотрудничества вузов и бизнеса открывает механизм фондов целевого капитала, где может быть сделан акцент на поддержке исследовательской инфраструктуры вузов.
От университетов можно также ожидать регулярную оценку их вклада в Приоритетные направления модернизации и технологического развития экономики России (энергоэффективность и ресурсосбережение; компьютерные технологии и программы; медицинские технологии и фармацевтика); Приоритетные направления развития науки, технологий и техники в Российской Федерации, утвержденные Президентом РФ 21 мая 2006 г., № Пр-843; Критические технологии РФ, перечень которых утвержден Президентом РФ 21 мая 2006 г., № Пр-842.
Основным ориентиром в области модернизации образовательного процесса должна стать реальная интеграция образования, исследований, разработок, внедрения. Для этого потребуется существенная реорганизация учебных программ, усиление проектных форм обучения, внедрение новых форм практики.
Университеты должны более активно привлекать к преподаванию в вузе и руководству исследовательской работой студентов как представителей
академическом науки, так и специалистов производственного сектора. Образовательные программы, построенные на новых образовательных стандартах, будут нацелены на формирование базовых исследовательских компетенций, на формирование предпринимательского видения технологий.
Необходимо создание и оснащение современных научных библиотек общего пользования, в том числе электронных, концентрирующих отечественные и зарубежные научные, в том числе, периодические издания.
Кардинально должна измениться аспирантура. Вслед за европейскими университетами и в интеграции с ними российские вузы нуждаются в создании современных центров подготовки высококвалифицированных специалистов, формировании нового поколения ученых, передаче лучших академических традиций и поддержании научной этики.
Особо следует сказать о деятельности вузов по партнерству с системой общего образования. Здесь предстоит наладить связи по обеспечению «сквозных» исследовательских компетенций, которыми должны овладеть учащиеся вне зависимости от уровня получаемого образования. Заслуживает внимание работа вузов по организации профильного дистанционного обучения школьников, в том числе с учетом использования практики организации сезонных школ, олимпиад и научно-практических конференций учащихся. Это позволит не только обеспечить необходимую профессиональную ориентацию будущих студентов, но и способствовать становлению некоторых исследовательских компетенций, интереса к исследовательской работе и передовой науке еще со школьной скамьи.
Развитие исследовательской и инновационной деятельности в вузах не может стать результатом административного давления. Прежде всего, следует ориентироваться на формирование системы стимулов для этой деятельности. Задача менеджеров высшего образования увидеть эти стимулы, использовать новые возможности. К числу таких возможностей, появившихся в последний период, можно отнести следующие:
- принятие закона, позволяющего создавать малые инновационные предприятия при вузах, обеспечивший создание более 500 таких предприятий (Федеральный закон от 2 августа 2009 г. N° 217-ФЗ);
- проведение конкурсов на поддержку программ развития национальных исследовательских университетов;
- в соответствии с Поручением Президента Российской Федерации ведется работа по подготовке Программ инновационного развития компаний с государственным участием (акционерных обществ
с государственным участием, государственных корпораций и федеральных государственных унитарных предприятий), в том числе предполагающих сотрудничество этих компаний с российскими вузами в рамках исполнения корпоративных планов НИОКР;
- дополнительные средства государственной поддержки для развития современных исследовательских, инновационных компетенций российских высших учебных заведений выделены Правительством РФ в рамках Постановлений от 9 апреля 2010 г. N 218 (кооперация вузов и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства), № 219 (развитие инновационной инфраструктуры вузов), № 220 (гранты вузам по привлечению ведущих мировых ученых);
С учетом появившихся новых возможностей также реализуются следующие мероприятия в Орловском государственном университете:
- реализация системы мер по стимулированию международного сотрудничества, в том числе по привлечению зарубежных исследователей и преподавателей;
- подготовка рекомендаций предприятиям, входящим в состав Бизнес-инкубатора, формирующим стратегии и программы собственного развития, по выбору партнеров из числа вузов, перспективных с точки зрения наращивания их исследовательских компетенций;
- подготовка вузовских управленческих ко -манд, освоение ими практики организации современной научно-исследовательской и инновационной деятельности;
- формирование на базе ОГУ опорной сети центров прогнозирования научно-технологического развития НИРС;
- формирование системы показателей в рамках аккредитации деятельности вуза, предусматривающих наличие определенного уровня исследовательских компетенций и организации научноисследовательских работ.
Организация научно-исследовательской деятельности студентов и их участие в научных исследованиях и разработках в ... году (показатели):
• Конкурсы на лучшую НИР студентов, организованные вузом, всего, из них: международные, всероссийские, региональные;
• Студенческие научные и научно-технические конференции и т.п., организованные вузом, всего из них: международные, всероссийские, региональные;
• Выставки студенческих работ, организованные вузом, всего, из них: международные, все-
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
россииские, региональные;
• Численность студентов очной формы обучения, принимавших участие в выполнении научных исследований и разработок, всего, из них с оплатой труда.
Результативность развития научно-исследовательской компоненты в деятельности вуза обусловлена как совершенствованием собственно исследовательской деятельности, так и изменениями образовательного процесса.
Результативность научно-исследовательской деятельности студентов в ... году (показатели):
• Доклады на научных конференциях, семинарах всего уровней, всего, из них международные, всероссийские, региональные;
• Экспонаты, представленные на выставках с участием студентов, всего, из них международные, всероссийские, региональные;
• Научные публикации, всего,
- изданные за рубежом,
- без соавторов - работников вуза;
• Студенческие работы, поданные на конкурсы на лучшую НИР, всего, из них открытый конкурс, проводимый по приказу Минобрнауки России, на лучшую научную работу студентов по естествознанию, техническим и гуманитарным наукам;
• Медали, дипломы, грамоты, премии, полученные на конкурсах на лучшую НИР и на выставках;
• Студенческие проекты, поданные на конкурсы грантов, всего, из них гранты, выигранные студентами;
• Стипендии Президента РФ, получаемые студентами;
• Стипендии Правительства РФ, получаемые студентами.
Проведенные ранее исследования анализируют и решают проблемы комплексного формирования и развития науки и образования в контексте их взаимодействия, не используя соответствующий аппарат системного воздействия (путем создания интегрированных учебно-научно-инновационных комплексов) на интернационализацию образования. Схема интегрированного учебно-научно-инновационного университетского комплекса, объединяющего объективно складывающиеся структуры, обеспечивает научное и методическое сопровождение учебного процесса, развитие научных исследования и внедрение инноваций.
Анализ современной ситуации в России позволяет сделать вывод о том, что интеллектуальный потенциал проявил способность к самосохранению и саморазвитию, что в наибольшей мере проявилось
в сфере образования, которое не только не потеряло достигнутые позиции, но и развивалось в период реформ.
Вместе с тем, в силу ряда причин, в настоящее время интеллектуальный потенциал используется недостаточно, и назрела необходимость разработки механизмов привлечения человеческих ресурсов к решению насущных социально-экономических проблем развития регионов. Организация системы непрерывного образования включает механизм согласования учебных планов и программ в системе открытого образования, в организации общей материальной, учебной и лабораторных баз, развитии информационного взаимодействия (учебники, методическое обеспечение, здания, электронные сети, библиотеки) учебных заведений разного уровня.
В них число входят:
1. работа с базовыми школами, педагогическими училищами и экспериментальными площадками;
2. подготовительные курсы для абитуриентов (долгосрочные и краткосрочные);
3. профориентационная работа со школьниками старших классов (через заочные естественнонаучные и летние школы);
4. работа с одаренными детьми, в том числе через специальные школы (например, через школу космонавтики);
5. занятия в профильных классах, творческие конкурсы в школе, лицеях;
6. повышение квалификации педагогов, проведение стажировок в вузе, повышение уровней знаний по профильным предметам и др.;
7. внеучебная деятельность (проведение олимпиад, обучающих игр и организационно-деятельностных проектов).
Мировой опыт свидетельствует, что преобразования в любой стране напрямую зависят от совершенствования системы образования и приведения ее в соответствие с новыми потребностями и запросами общества и личности. Инвестиции в систему образования дают любой стране шанс достичь уровня высокоразвитых стран.
При определении приоритетов в развития образования необходимо учитывать принципы:
• использования накопленного научнотехнического и кадрового потенциала, в том числе известных научно-педагогических школ, коллективов и отдельных ученых, уникального оборудования и установок;
• фундаментальности и междисциплинарности (комплексности) процесса обучения, исследований и разработок;
• интеграции учебных, образовательных и инновационных структур.
Совокупный интеллектуально-инновационный потенциал вуза способствует кадровому обеспечению стратегических направлений его социальноэкономического развития, выпуска новых видов продукции, появлению новых сфер бизнеса (на основе наукоемкого предпринимательства и коммерциализации научно-технических идей).
Всякое инновационное развитие - это не только основной инновационный процесс, но и развитие системы факторов и условий, необходимых для его осуществления, т.е. инновационного потенциала.
Существуют две главные составляющие процесса инновационного развития - реализация инновационных проектов и развитие инновационного потенциала. Следовательно, определяется конкретная задача замера исходных параметров инновационного потенциала, определение его места в общем потенциале университетского комплекса.
Недооценка такого подхода приводит к тому, что за характеристики инновационного потенциала часто выдаются показатели, относящиеся к научнотехническому, производственно-технологическому, кадровому или иным компонентам, общего потенциала предприятия не вычленяется, не замеряется
и, как следствие, целенаправленно не развивается. В итоге, не достигается результат - прирост новых конкурентоспособных товаров и услуг.
Кризисные тенденции, поразившие экономику, науку, социальные сферы, отразились и на высшей школе России, прежде всего на уровне ее государственного финансирования, поставив под угрозу качественное воспроизводство интеллектуального потенциала страны. В частности, это сказалось на организации и ведении научно-исследовательской работы среди студентов.
Для преодоления негативных явлений требуется осуществить соответствующую адаптацию системы организации, ведения и развития НИРС в вузах к условиям современного общества и экономики, создать механизм многоканального финансирования научного и технического творчества студентов.
Функционирование системы НИРС в вузе является не самоцелью, а служит формированию и развитию студентов как творческих личностей, способных обоснованно и эффективно решать возникающие перед ними задачи.
Исходя из этого, творческие созидательные способности выпускников вузов на современном этапе не менее, если не более, важны, чем их теоретические знания. Из предыдущего раздела объективно вытекает то, что развитие НИРС как неотъемлемой составной части образовательного процесса является функциональной должностной обязанностью структур вуза.
Соответственно, деятельность вузов по раскрытию и становлению потенциальных личностных способностей студентов, их творческих возможностей должна стать ведущей в системе обучения и воспитания. Провозгласив приоритет личности в жизнедеятельности современного общества, следует исходить из посылки, что потенциально одарен каждый, каждому надо предоставить возможность раскрыть свои способности и найти себя.
Для высшей школы важнейшим направлением реализации данного положения является привлечение основной массы студентов к деятельности системы НИРС, авторитет которой необходимо полностью восстановить и развивать дальше. Учебный процесс в вузе должен представлять собой синтез обучения, производственной практики и научно-исследовательской работы студентов. При этом преобразования в системе НИРС должны базироваться не только на разработке новых путей и методов ее развития, что, безусловно, важно, но и на использовании многолетнего предшествующего отечественного и зарубежного опыта подготовки специалистов, отвечающего требованиям мировых стандартов.
Современная экономическая обстановка в стране, перестройка структуры и содержания высшего профессионального образования, развитие академической и экономической самостоятельности вузов делают очевидным необходимость и актуальность подготовки методических рекомендаций по организации и финансированию системы НИРС в вузах применительно к новым условиям их деятельности.
Формирование в российской науке и высшей школе мощного интегрированного научнообразовательного сектора, как совокупности ведущих научно-образовательных структур с соответствующим статусом, государственной, частной и иной поддержкой, может проводиться многовариантно, по нескольким относительно самостоятельным направлениям. Общим же представлением о характере указанных научно-образовательных структур целесообразно считать предлагаемое нами понятие исследовательского университета (ИУ) как ведущего и элитного высшего научно-учебного заведения
- общенационального центра подготовки кадров и проведения важнейших (приоритетных) научных исследований с ярко выраженной ролью фундаментальных и стратегических прикладных НИР, инновационно-исследовательским характером обучения, органическим единством научного и учебного процесса, постоянным масштабным приростом новых знаний, а также высокой долей конкурентоспособных разработок и услуг на отечественных и мировых рынках образования и высоких технологий.
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
Очевидно, что сегодня в России лишь немногие научно-учебные структуры могут соответствовать такому статусу ИУ, но именно они способны и должны стать локомотивами реформирования и развития российской науки и высшей школы, основой их активной и реальной интеграции в европейскую и мировую науку и образование. Поэтому, учитывая масштабность задачи, формирование данных структур должно проводиться при приоритетной поддержке государства, поэтапно, по соответствующей федеральной программе и по следующим основным направлениям:
1. Целевая приоритетная поддержка, упрочение положения, модернизация и интеграция науки и учебного процесса ведущих российских классических и технических университетов (вузов), равных или близких к уровню и модели университета (вуза) исследовательско-инновационного типа. При этом учет интересов инноватики и производства нашими крупными традиционными (классическими) университетами, как показывает их новая практика, может проводиться, например, путем организации в них прикладных, в т.ч. общеинженерных, факультетов и соответствующих НИОКР. Что касается наших ведущих технических вузов - университетов, то действительно университетский статус появляется у них с развитием межотраслевых научных исследований, естественных и гуманитарных факультетов. Такого рода университетам и вузам (а их сейчас в России ориентировочно не более 2530) следовало бы в соответствии с установленными критериями присваивать статус федеральных исследовательских университетов или государственных научно'-учебных центров аналогично или в развитие Указа Президента РФ от 22 июня 1993 г. № 939 «О государственных научных центрах Российской Федерации».
2. Второй путь формирования исследовательских университетов как интегрированных научно-учебно-инновационных центров - это региональное объединение вузов, способных адаптироваться друг к другу и сообща лучше приспособиться к изменяющейся внешней среде. Т аким может быть, например, объединение местного университета, технического и (или) педагогического вуза. При этом в новом университете могут создаваться межотраслевые учебно-научные центры, эффективнее развиваться разнообразные интеграционные процессы. По существу, это путь региональной институциональной концентрации вузовского научного, учебного и инновационного потенциала в рамках единой интеграционной структуры. Соответствующий комплекс мер может также проводиться в рамках общей работы по упорядочению сети российских вузов, тре-
бующей большой совместной работы федеральных и региональных органов власти.
Именно поэтому настоящая концепция интеграции науки и высшего образования предполагает разработку и поэтапную реализацию мер, направленных не на «сплошную» их интеграцию, а лишь на преодоление возникшей в целом ряде областей искусственной ведомственной разобщенности, прежде всего, академического и вузовского секторов нашей страны. Формы и пути их интеграции могут и должны быть различными.
Дело в том, что в условиях качественного обновления отечественной экономики и общественного сознания одним из основных, решающих атрибутов деятельности кадров становится способность к инновационному мышлению и инновационному характеру труда. Отсюда - новые стратегические и тактические цели обновления системы высшего образования, новые требования к управлению этой системой на всех ее уровнях.
Исходя из этого, можно следующим образом определить цели реформирования высшего образования в новых условиях:
- стратегическая цель - превращение высшего образования в динамичную, инновационновосприимчивую, разветвленную научно-образовательную систему, действующую на принципах нормативной государственной поддержки, саморегулирования, селективности, многосубъектности (по формам собственности и организации) в целях обеспечения подготовки специалистов в вузах в соответствии с потребностями государства, рыночно ориентированной экономики на уровне мировых квалификационных требований;
- тактическая цель реформ высшего образования (условия кризиса и стабилизации)
- сохранение лучшей (элитной) части научнообразовательного потенциала (лучших вузов, факультетов, кафедр, лабораторий, персонала, студентов), а также минимально необходимых для функционирования общественных систем объемов и качества подготовки специалистов, создание условий последующего развития высшего образования в направлении стратегической цели.
Важнейшим условием достижения названных тактической и стратегической целей является создание в высшей школе и соответственно в каждом вузе элитарно- и инновационно-ориентированной системы поддержки, направленной на создание наиболее благоприятных условий и приоритета деятельности высокопрофессиональной, наиболее творческой части научно-педагогических работников и структур, педагогов и коллективов-новаторов и студентов. Отсюда - актуальность задачи создания в высшей
школе системы инновационно-образовательного менеджмента НИРС - системы управления, включающей оценку, прогнозирование, планирование, ресурсное обеспечение и материальное стимулирование образовательных нововведений на государственном, региональном и вузовском уровнях.
Современной российской высшей школе, каждому крупному (тем более исследовательскому) вузу необходима постоянно и эффективно действующая научная база, система научно-образовательного трансфера и инновационно-образовательного менеджмента, которые бы создавали в вузе условия для мощно-мотивированной инновационно-образовательной деятельности преподавателей и инновационно-исследовательского характера обучения.
Выдвигая понятие научно-образовательного трансфера и определяя его место в вышей школе и вузе как центральное и наиболее важное в содержательном плане, мы понимаем под ним механизмы трансформации (передачи) результатов научных и научно-педагогических исследований в учебный процесс, в сферу подготовки кадров в виде готовых к учебной реализации новых специальностей, новых курсов лекций, учебных программ и других предметов, видов и методов учебной деятельности, новых научно'-учебных структур (новых вузов, кафедр, учебных лабораторий и т.п.).
Под инновационно-образовательной деятельностью мы понимаем трансферную по сути деятельность, включающую доведение конкретных (адресных) научных разработок в области подготовки кадров (это педагогические, организационные, экономические и управленческие образовательные нововведения) до стадии полного внедрения их в практику высшей школы или вуза, в т.ч. доведение их до стадии коммерческой реализации в виде различных образовательных товаров и услуг, а также организацию их использования у потребителей, включая посреднические и внедренческие работы.
Инновационно-образовательный менеджмент должен обеспечивать внедрение и освоение образовательных нововведений, возникающих в сфере науки и практики (в т. ч. в области вузовской педагогики), в соответствии с динамикой потребностей общества в специалистах.
В состав механизмов поддержки нововведений следует включить:
- механизм поддержки педагогов-новаторов;
- механизм поддержки одаренных студентов;
- региональные механизмы поддержки образовательных нововведений (ОН);
- общественные механизмы поддержки ОН;
- государственные механизмы поддержки ОН;
- межгосударственные механизмы поддержки ОН.
Эффективное функционирование инновационно-образовательного менеджмента в вузе или учебном центре предполагает:
а) наличие вокруг и внутри центра или вуза инновационно-образовательной среды (конкуренции на рынке образовательных услуг, инновационной ориентации руководства, преподавателей, студентов и т. п.);
б) наличие в учебном заведении (как прави-
ло, крупном) специализированной инновационнообразовательной структуры (инновационнопедагогического инкубатора или центра),
которая бы обеспечивала комплексную (информационную, методическую, финансово-экономическую, материально-техническую, организационно-
правовую) поддержку педагогов-новаторов и процессов обновления подготовки кадров.
Инновационный потенциал университетского комплекса - это совокупность научно-технических, технологических, инфраструктурных, финансовых, правовых, социокультурных и иных возможностей обеспечить восприятие и реализацию новшеств, т.е. получение инноваций.
Инновационный потенциал состоит из четырех частей:
1. Задел научно-технологических собственных и приобретенных разработок и изобретений. Причем здесь учитывается также возможность и способность предприятия или организации найти и приобрести права на использование необходимых ему разработок, а также заказать новые научноисследовательские и опытно-конструкторские работы по интересующей их тематике.
2. Состояние инфраструктурных возможностей самого предприятия, организации, обеспечивающих прохождение новшеством всех этапов инновационного цикла, превращение его в нововведение или инновацию.
3. Внешние и внутренние факторы, отражающие взаимодействие инновационного потенциала с другими частями совокупного потенциала промышленного предприятия, научно-технической организации и влияющие на успешность осуществления инновационного цикла.
4. Уровень инновационной культуры, характеризующий степень восприимчивости новшеств персоналом предприятия, организации, его готовности и способности к реализации новшеств в виде инноваций.
Для характеристики инновационного потенциала вуза, научно-технической организации было введено понятие «задел научно-технических
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
разработок и изобретений». Собственно этот задел является, с одной стороны, итогом научноисследовательской и опытно-конструкторской деятельности самих предприятий и организаций, с
другой - отражает их кооперационные и иные связи с партнерами, выполняющими подобные разработки по договору или предлагающими их через свободную продажу лицензий на рынке.
Библиографический список
1. Владимиров А.И. О научной деятельности вуза. М.: ООО «Издательский дом Недра», 2011. 69 с.
2. Образование и общество: готова ли Россия инвестировать в свое будущее? Общественная палата РФ. М.: ГУ-ВШЭ, 2007.
3. Приходько П.Г. Путь в науку: Беседы по организации труда начинающих исследователей. М., 2010.
Е.Л. РШШКОУЛ, N.S. MURADOVA
CREATION IN HIGH SCHOOL INNOVATIVELY-GUIDED SYSTEM OF SUPPORT HHPC (PARAMETERS OF EFFICIENCY HHPC IN HIGH SCHOOL)
One of the primary goals in the higher school is creation of system of innovative- educational management NIRS-a control system including an estimation, forecasting, planning, resource maintenance and material stimulation of educational innovations at the state, regional and high school levels. Innovatively- guided the system should provide introduction and development of the educational innovations arising in sphere of a science and практик, according to dynamics of needs of a society in experts and realization of mechanisms of support of innovations.
Key words: innovatively- guided system, research and innovative activity, innovative potential, integration of structures.