Особенности использования современных технологий управления инновационной деятельностью в российских федеральных и национальных исследовательских
университетах
Аркадий Васильевич Терзи к.э.н., с.н.с. Научно-исследовательской лаборатории Исследования инженерных и
управленческих систем Казанский (Приволжский) федеральный университет, ул. Кремлевская, 18, г. Казань, 420008, (843) 221-33-72
Алмаз Мирзанурович Галимов к.п.н., доцент, заместитель проректора по инновационной деятельности Казанский (Приволжский) федеральный университет, ул. Кремлевская, 18, г. Казань, 420008, (843) 293-57-35 [email protected]
Аннотация
В статье рассматривается роль высших учебных заведений в процессе глобальной трансформации экономики. Раскрывается место ведущих вузов в создании новых секторов инновационной экономики. Рассмотрены примеры участия российских федеральных и национальных исследовательских университетов в институциональном обеспечении полного цикла инновационной экономики. Изложен опыт успешного развития инновационной инфраструктуры в Казанском (Приволжском) федеральном университете.
The article discusses the role of higher education institutions in the process of global economic transformation. Disclosed place leading universities in the creation of new sectors of the innovation economy. Examples are considered part of the Russian federal and national research universities in institution providing full-cycle innovation economy. The experience of successful development of innovation infrastructure in Kazan (Volga region) Federal University.
Ключевые слова
Инновационная деятельность в вузе, управление инновационной деятельностью в вузе, инновационный образовательный кластер, процессный подход, проектное управление в вузе.
Innovative activities in the university, management innovation in high school, an innovative educational cluster, process approach, project management in the university.
Введение
В 2007-2011 гг. в России на базе существующих классических и технических университетов были созданы 8 новых федеральных университетов, в том числе и Казанский (Приволжский) федеральный университет. Основными задачами этих федеральных университетов является формирование центров инновационнотехнологического развития и подготовки кадров международного уровня в
результате внедрения новых систем управления и создания интегрированных комплексов образования, науки и бизнеса.
В это же время в 2009 и 2010 гг. на базе ведущих технических университетов России на конкурсной основе были созданы 27 новых национальноисследовательских университетов (НИУ). Созданные НИУ должны стать интегрированными научно-образовательными центрами в виде совокупности структурных подразделений, осуществляющих научные исследования и подготовку кадров для определенных высокотехнологичных секторов экономики. Важнейшими отличительными признаками НИУ являются способность генерировать знания, обеспечивать эффективный трансфер технологий; проведение широкого спектра фундаментальных и прикладных исследований; наличие высокоэффективной системы подготовки магистров и кадров высшей квалификации, развитой системы программ переподготовки и повышения квалификации.
Одним из первых указов Президента РФ Путина В.В. стал указ от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", предусматривающего разработку и утверждение до конца октября 2012 г. плана мероприятий по развитию ведущих университетов и повышение их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров. Основной задачей является вхождение к 2020 году не менее пяти российских университетов в первую сотню ведущих мировых университетов.
Для формирования высокоэффективной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации инженерных кадров Постановлением КМ РТ от 13 марта 2012 года №213 предусматривается создание Международного института содействия инновационному развитию (МИСИР) с участием Казанского федерального университета, Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н.Туполева, Казанского национального исследовательского технологического университета и международных партнеров ведущих университетов мира, таких как Массачусетский технологический институт (MIT), Европейский институт инноваций и технологий, Глобальный университетский кампус в Южной Корее. Кроме создания междисциплинарных модульных академических программ обучения мирового уровня предусматривается использования профессиональных программ Академик Альянс и Центров компетенций таких компаний как SAP, DS, Microsoft, IBM, ICL и др.
Задачей МИСИР является подготовка молодежных команд инновационных предпринимателей в университетах (startups), команд инновационных предпринимателей на предприятиях (spin-off) и инновационных команд для малого и среднего инновационного бизнеса (spin out), а также системных интеграторов в центрах компетенций по программным продуктам компаний SAP, DS, Microsoft, IBM, ICL и др.
С целью обеспечения и активизации инновационной деятельности в Казанском (Приволжском) федеральном университет решением ученого совета создается новое научно-образовательное структурное подразделение - Инженерный институт. Одним из принципов организации системы подготовки инженерных кадров в КФУ определена проектная организация учебного процесса на основе согласованных с предприятиями-заказчиками учебных программ.
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что изучение особенностей применения новых технологий управления инновационной деятельностью в российских федеральных и национальных исследовательских университетах является достаточно актуальной проблемой.
Место ведущих вузов в создании новых секторов инновационной экономики
29 января 2012 г. в Давосе завершил свою работу 42-й Всемирный экономический форум. На протяжении 5 дней участники встречи не переставали обсуждать вопросы, связанные с главной темой саммита: «Великая трансформация -вырабатывая новые модели».
На основе анализа динамики валового национального продукта России, валового регионального продукта Республики Татарстан, валового территориального продукта г. Казани и объемов производства промышленных предприятий Казани в нами были выявлены особенности управления инновационным развитием предприятий на различных этапах жизненного цикла, заключающиеся в изменении системы управления инновационным процессом, а также в необходимости поэтапного перехода основных субъектов экономики (органов власти, бизнеса и научно-образовательных учреждений) на инновационный уровень развития.
На основе этих исследований была создана модель развития экономики на основе технологических циклов (см. рис. 1) соответствующая теории технологических циклов («длинных волн» В.Н. Кондратьева [1]), согласно которой приблизительно через каждые 50 лет происходит смена технологических укладов (по терминологии С. Глазьева [2]).
Из данной модели следует, что формированию новой технологической платформы (ТП) предшествует создание системы опережающего обучения, поисковых исследований и разработки базовых технологий в рамках предыдущего технологического уклада и формирование новых институтов развития (включая новых предпринимательских структур) и финансово-экономической модели развития экономики.
Рис. 1. Модель развития экономики на основе технологических циклов, автор А.В. Терзи
Наличие этих условий в совокупности с адекватной программой (планом и дорожной картой) развития экономики должны привести возникновению кумулятивного эффекта развития базовых технологии и синергетического эффекта за счет создания новых методов организации производства и бизнеса (производственной системы).
Как показано на рис. 1, формирование новой технологической платформы обычно происходит внутри старого технологического уклада. Поэтому часто его первые этапы, связанные с созданием новых методов подготовки специалистов с новыми компетенциями, проведением фундаментальных и поисковых исследований и созданием новых базовых технологий (инноваций), невозможно прогнозировать и тем более планировать. Поэтому этот этап формирования нового технологического уклада обычно носит диффузный характер.
Обычный диффузный характер инноваций предшествует формированию нового уклада экономики, но не может служить моделью бурного развития нового технологического уклада, что происходит только в результате возникновения синергетического эффекта, за счет взаимопроникновения (конвергенций) различных новых базовых технологий и новых методов организации производства, моделей бизнеса и систем подготовки кадров.
Очередная попытка России обеспечить переход на новый технологический уклад за счет трансфера западных производственных систем и продуктов не увенчались успехом из-за отказа от трансформации методов подготовки специалистов с новыми компетенциями, пересмотра направления фундаментальных и поисковых исследований и отказа создания собственных новых базовых технологий (инноваций).
В настоящее время ситуация для российской экономики может повториться, если не будет сформирована собственная российская модель великой трансформации (новой индустриализации по Путину), учитывающей необходимость
институционального обеспечения полного цикла инновационной экономики, который включает единый цикл проектирования, организации производства
(включая производство по индивидуальному заказу), проектирования «умной»
инфраструктуры (и в целом «умной адаптивной» экосистемы) и сервисной системы управления эксплуатацией и утилизацией [3].
В настоящее время многие страны пытаются создать национальную
инновационную систему полного цикла (по словам авторов [3] в мире пока нет ни одной). Важную роль в этой системе должны играть новые университеты.
В развитых странах уровень безработицы среди молодежи составляет от 10% до 45%. В России скрытая безработица среди молодежи вирирует в пределах от 10 до
30 % в зависимости от регионов. Если в регионах (странах) не будут сформированы новые рынки труда в новых в инновационных секторах экономики к 2020 году во многих регионах уровень безработицы превысит 50% .
Проведенный нами в начале 2012 году прогноз развития новых секторов экономики и рынков труда среди 118 слушателей международной высшей технологической школы управления при КНИТУ им. А.Н. Туполева показал, что в 2020 году в старых индустриальных секторах экономики будут работать порядка 30 % специалистов. Более 50 % выпускников новых университетов будут работать в новых секторах экономики:
15% - это специалисты с глобальными компетенциями в области системной интеграции и инноваций, которые будут обеспечивать формирование и развитие инновационной экономики, основанной на знаниях;
30% - это команды инновационных предпринимателей, которые будут разрабатывать и реализовывать инфраструктурные инновационные проекты для устойчивого развития экосистем городов, регионов в виде комплексных агломераций
- инновационных территориальных кластеров (конкурс на разработку которых в 2012 году провело МЭР РФ).
При этом слушатели ожидают, что устойчивые рабочие места в условиях кризиса будут создаваться в новых инфраструктурных корпорациях, создаваемых для развития инновационных территориальных кластеров.
Изменение структуры рынка труда для различных укладов экономики
Отрасли/ сектора С/Х уклад (1812 г.) Индустриальный уклад (1950 г.) Инновационный уклад (2020 г.)
С/х 60 % 10 % 5 %
Ремесленики (индивидуальное производство) 28 % 7 % 5 %
Промышленность (конвейер) 0 % 57 % 5 %
Услуги и торговля 5 % 10 % 7 %
Научно-технический 0.5 % 5 % 8 %
Старые сектора 93.5% 89% 30%
Новые сектора 6.5 % 7 % 50 %
Научно-инновационный 0.5 % 1 % 15 %
Инфраструктурный 0.5 % 2 % 15 %
Эко системный 1 % 1 % 15 %
Само занятость 2.5 % 3 % 5 %
Безработные 2 % 5 % 20 %
Рис. 2. Изменение структуры рынка труда для различных укладов экономики по оценке участников МВТШУ, руководитель школы А.В. Терзи
Участие ведущих вузов в институциональном обеспечении полного цикла инновационной экономики
По теории В.Н. Кондратьева новая производственная система инновационной экономики должна возникнуть после 2014 года. При этом стоимость такого перехода составить нескольких трлн. долл., что на порядок больше, чем планирует выделить на эти цели ЕС в 2014-2020 гг. Следовательно, производственная система инновационной экономики будет иметь глобальный характер, в создании которой будут участвовать ведущие страны мира и глобальные транснациональные корпорации, включая глобальные университетские кампусы.
Это означает, что ни одна страна не сможет создать свою собственную национальную инновационную систему самостоятельно. В частности, ЕС необходимо будет пересмотреть объемы финансирования программы «Горизонт 2020» за счет включения в нее не только бюджетного финансирования научных исследований и инноваций, но и финансирования бизнесом собственных разработок по созданию новых технологий, а также все финансирование ЕС на создание новой системы подготовки инновационных предпринимателей, разработки и реализации стратегических инициатив.
Целенаправленный кумулятивный (взрывной) эффект возникает в результате согласованной деятельности по поддержке всеми органами власти, бизнесом,
предпринимателями и научно-образовательным сектором приоритетных исследований и проектов в рамках совместных программ.
Следовательно, производственная система инновационной экономики будет представлена в виде региональных международных центров подготовки инновационных предпринимателей, разработки и реализации стратегических инициатив.
В этот процесс активно вовлекаются исследовательские университеты мира, многие из которых создают необходимые центры и программы подготовки специалистов, обеспечивающих переход от модели индустриальной экономики на основе информационных технологий к модели развития глобальной инновационной экономики.
В рамках реализации стратегии социально-экономического развития страны Правительством Российской Федерации определена задача по формированию конкурентоспособных территориальных кластеров с целью создания зон опережающего развития. В Республике Татарстан такой точкой роста определен Камский инновационный территориально-производственный кластер (далее -Кластер). При этом под Кластером понимается совокупность размещенных на ограниченной территории предприятий и организаций (участников Кластера), которая характеризуется наличием:
• объединяющей участников Кластера научно-производственной цепочки в одной или нескольких отраслях (ключевых видах экономической деятельности);
• механизма координации деятельности и кооперации участников Кластера;
• синергетического эффекта, выраженного в повышении экономической эффективности и результативности деятельности каждого предприятия или организации за счет высокой степени их концентрации и кооперации.
Программа развития данного Кластера [4] представляет собой новый для Республики Татарстан механизм комплексного развития территории, основанный на взаимовыгодном взаимодействии участников Кластера с университетскими центрами, позволяющий формировать долгосрочный устойчивый спрос на инновации и существенно расширить свое присутствие на внутреннем и мировых рынках высокотехнологичной продукции.
Данная программа реализуется посредством эффективной государственной поддержки социально-экономического и инновационного развития Кластера. Такой механизм создания новой российской экономики выступает катализатором инновационных процессов, обеспечивая технологическое перевооружение и модернизацию различных отраслей региона за счёт работы федеральных программ инновационного развития для крупнейших компаний с государственным участием, масштабных вложений в НИОКР, производство и закупку современного оборудования, товаров и услуг на внутреннем рынке. Соответственно, инновационный территориально-производственный кластер направлен на обеспечение эффективного использования научного и технологического потенциала мирового уровня для практической реализации программ развития якорного производства и программ диверсификации, направленных на инновационное технологическое развитие региона. С этой целью основными участниками Кластера определены предприятия и организации, научно-исследовательские и научно -образовательные учреждения, инфраструктурные организации, находящиеся на территории базирования Кластера, а также Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казанский национальный исследовательский технический университет им.А.Н.Туполева, Казанский национальный исследовательский технологический университет, Казанский государственный энергетический университет, Технополис «Химград» и Центр кластерного развития Республики Татарстан и др.
Считается, что за период реализации Программы на территории Кластера будет создано более 80 тыс. новых высокопроизводительных рабочих мест (с
выработкой более 3 млн. руб. на 1 работника в год). Также, реализация инвестиционных проектов при устранении инфраструктурных ограничений позволит к 2020 году увеличить на территории Кластера объем промышленной продукции более чем в 3 раза - до 2 трлн. рублей. При этом доля инновационной продукции вырастет в 2 раза - до 45% [4].
Разработчики Программы развития Кластера считают, что одной из проблем, препятствующих развитию Кластера, является недостаток квалифицированных специалистов, поэтому важной задачей является устранение разрыва между возможностями образовательной системы и потребностями предприятий. В связи с этим в Республике Татарстан в 2011 году сформированы научно-образовательные кластеры. В рамках кластера под руководством вузов разрабатываются сквозные образовательные программы и реализуются все уровни профессионального образования (СПО-НПО-ВПО). Управление кластером осуществляется Координационным советом кластера, в который входят не только представители учебных заведений, но и работодатели, представители республиканских и муниципальных органов исполнительной власти, что позволяет при формировании учебных планов учитывать реальные потребности экономики предприятий и муниципальных образований.
Еще одним примером вовлечения вузовского сообщества в процессы инновационного развития страны и регионов является разрабатываемый участниками МВТШУ проект создания в Казани Международного института содействия инновационному развитию (МИСИР) предусматривает использование апробированных в рамках реализации проекта МВТШУ следующих структур:
1. Участники проекта создания МИСИР:
1.1. Университеты - КФУ, КНИТУ, КНИТУ-КАИ и др. (создают пилотные площадки для стартапов).
1.2. Проектные организации (создают проектные офисы) - ОАО «ICL-КПО ВС», ГИПРОНИИАВИАПРОМ, IT-парк и др.
1.3. Предприятия (создают пилотные площадки для спиноффов) - КАМАЗ, Соллерс, ЕЛАЗ, КВЗ, ГИПО и др.
1.4. Министерство экономики, министерство промышленности и торговли, министерство образования и науки Республики Татарстан и др. (создают проектные офисы для разработки и совместной реализации на основе частно-государственного партнерства проектов и программ развития ИТК).
1.5. Администрации городов и сел (создают проектные офисы для разработки и совместной реализации муниципальных проектов и программ).
1.6. Международные партнеры: Microsoft, DS, IBM, MIT - участвуют в создании соответствующих центров компетенции при университетах г. Казани.
1.7. Малые инновационные предприятия (МИП) и инновационные инфраструктурные компании (ИИК) (Создаются в виде совместных спинаутов предприятиями и университетами).
2. Международный центр инновационного предпринимательства (МЦИП) для подготовки инновационных технопредпринимателей в виде стартапов, спиноффов и спинаутов:
2.1. Международная сетевая инженерная школа для изучения фундаментальных и инженерных знаний на английском языке.
2.2. Международная зимняя инженерная школа для приобретения предпринимательских компетенций.
2.3. Международная летняя инженерная школа для изучения информационных технологий на основе облачных вычислений.
2.4. Участие в международных проектах, таких как Global Virtual Engineering
Team.
3. Международная сетевая технологическая школа в виде совместных Центров Компетенций для подготовки системных интеграторов на основе современных информационных технологий:
3.1. Центр Компетенций компании Microsoft по облачным вычислениям.
3.2. Центр Компетенций компаний SAP и Microsoft по ERP-системам.
3.3. Центр Компетенций компании DS по PLM-системам.
3.4. Интеллектуальные транспортно-логистические системы (ITLS).
3.5. Интеллектуальные экспертные и диагностические системы (ЭиД -системы).
3.6. Проектные офисы с Центрами принятия решений.
3.7. Центры виртуального проектирования и конструирования (VDC).
4. Глобальные виртуальные образовательные, научно-исследовательские и технологические центры (GVC):
4.1. Глобальный виртуальный университетский кампус.
4.2. Глобальный виртуальный научный Парк.
4.3. Глобальный виртуальный центр проектирования и конструирования.
4.4. Глобальный виртуальный технологический Парк с трансфертом технологий.
4.5. Глобальная виртуальная экосистема для 3D проектирования ИТК.
5. Центр трансферта и коммерциализаций технологий (интегрированные технологические платформы) с использованием опыта Южной Кореи, Китая, США, Европы.
5.1. Глобальные университетские центры трансферта технологий:
• глобальные офисы трансферта технологий;
• совместные центры подготовки технопредпринимателей и системных интеграторов; программы Академик Альянс и Центров компетенций
5.2. Глобальные проектно исследовательские центры:
• совместные лаборатории, научные и исследовательские центры;
• совместные технологические центры и технологические платформы
5.3. Прямые иностранные инвестиции и инновации:
• венчурные фонды
• совместные предприятия
• свободные экономические зоны
6. Индустриальные парки в виде свободных экономических зон типа Алабуга для развития ИТК по следующим направлениям:
6.1. Наземные транспортные и дорожные системы
6.2. Воздушные транспортные системы и инфраструктуры
6.3. Водные транспортные системы и инфраструктуры
6.4. Энергетические системы и инфраструктуры
6.5. Строительные системы и инфраструктуры
6.6. Инженерные системы и ЖКХ
6.7. Агропромышленный комплекс
6.8. Экосистемы
6.9. Интеллектуальные транспортно-логистические системы
6.10. Инфокоммуникационные системы
7. Иннополисы ИТК (Умные инновационные цифровые города, модели проектирования и конструирования будущих ИТК)
7.1. Виртуальное проектирование и конструирование ИТК (полного жизненного цикла городов и поселений)
7.2. Инновации в проектировании и конструировании ИТК
7.3. Управление проектами и программами развития ИТК (жизненного цикла городов)
7.4. Информационные модели зданий
7.5. Основные производственные классификации - стандарты для систем быстрого прототипирования.
В настоящее время соответствующие институты формируются и на базе существующих и новых структурных подразделений Казанского федерального университета и включают в себя следующих участников:
1. Управление инновационного развития (УИР) КФУ - управленческое подразделение университета, основной функцией которого является организация работы производителей инновационной продукции университета (ученых, исследователей, студентов, лабораторий, исследовательских центров и т.д.).
2. Технологический центр (ТЦ) КФУ - межструктурное подразделение университета, основной функцией которого является обеспечение коллективного пользования технологическим и исследовательским оборудованием университета с целью коммерциализации инноваций в научно-технической и социальной сферах, а также организации взаимодействия исследовательских коллективов с заказчиками инновационной продукции и с инвесторами.
3. Научно-образовательные центры (НОЦ) - подразделения университета, создаваемые совместно со стратегическими партнерами, заказчиками научно -образовательных услуг по ключевым направлениям исследований. Целью работы НОЦ является повышение качества подготовки научных кадров и выполнение научных исследований путем интеграции научно-педагогического, интеллектуального и материально-технического потенциала участников НОЦ, внедрение в промышленность, социально-экономическую сферу и учебный процесс результатов фундаментальных и прикладных научных исследований участников НОЦ. Кроме того, НОЦ выполняют ключевую функцию в инновационной деятельности - подготовку инновационных предпринимателей из числа студентов старших курсов, аспирантов, молодых ученых, обеспечение преемственности в научных исследованиях и их внедрение в производство.
4. Малые инновационные предприятия (МИП), созданные с участием КФУ -самостоятельные хозяйствующие субъекты, юридические лица, основная функция которых - реализация инновационных разработок исследовательских коллективов университета, не требующих больших ресурсов, производство наукоемкой продукции (технологий, товаров, услуг).
Взаимодействие между описанными выше участниками, а также их интеграция во внешнюю среду основывается на следующих принципах:
• Открытость - максимально эффективное использование внутренних ресурсов и внешних источников инноваций с одновременным предоставлением доступа к своим изобретениям и технологиям, чтобы получить от их реализации максимальную прибыль.
• Процессное управление инновационной деятельностью - рассматривая инновационную деятельность университета как сеть связанных между собой бизнес-процессов, каждый из которых представляет собой последовательность операций, нацеленных на достижение определенного результата.
• Управление инновационными проектами в соответствии со стандартами проектного управления, включающими в себя инструменты и методы управления по 9 областям знаний [5].
Анализ и оценка разработки
По каждому из указанных выше направлений участия российских федеральных и национальных исследовательских университетов в институциональном обеспечении полного цикла инновационной экономики управление инновационными проектами осуществляется в соответствии с
методологией управления портфелем проектов. Авторами настоящей статьи разработана информационная модель управления инновационными проектами в ВУЗах, использующая стандарты управления проектами по девяти областям знаний (см. Рис. 3):
• Управление проектной документацией
• Управление коммуникациями (взаимодействием)
• Управление содержанием проекта
• Управление сроками
• Управление персоналом
• Управление стоимостью
• Управление качеством
• Управление рисками
• Управление закупками
и пяти группам процессов:
• Инициация проекта.
• Планирование проекта
• Выполнение проекта.
• Мониторинг и контроль
• Завершение проекта.
И
Инициатор
(спонсор)
проекта
выполнение проектных работ
Описание работ проекта--------
Обоснование проекта
О
□И
Инициатор (спонсор)
проекта | |Инициат°р
—I (спонсо р) проекта
Активы процессов университета(стандарты, — процедуры, шаблоны, базы знаний и пр.) Факторы внешней среды
Реестр заинтересованных сторон проекта
Инициация проекта
1 роекта
Документация по закупкам
Требования к С0ГЛ;
проекту
I---1 Заказчик і----1
І___к
План управления проектом
Отчеты об исполнении
План управления проектом
Информация от поставщиков Поставщики
Выполнение проекта
|Т!ТЬБ:
МОРЕ: АО
Проектная модель
Планирование
проекта
Рис. З.Информационная модель управления инновационными проектами. Диаграмма процессов верхнего уровня.
Авторами настоящей статьи также разработана информационная модель управления инновационной деятельностью в ВУЗе, представленная в виде диаграмм бизнес-процессов, шаблонов положений о подразделениях и должностных инструкций участников инновационного процесса.
Таким образом, развитие новых секторов инновационной экономики, в частности, Камского инновационного территориально-производственного кластера, обеспечивается тесной кооперацией предприятий с научно образовательными
центрами на основе включения в программу развития Кластера инновационных проектов вузов. На территории Кластера действуют 6 вузов, в том числе 1 федеральный университет, 2 национальных исследовательских университета, 13 учреждений начального и среднего профессионального образования. Взаимодействие науки и бизнеса направлено, прежде всего, на разработку и внедрение инновационных технологий.
Благодаря тесному взаимодействию с наукой доля инновационной продукции на территории Кластера составляет 22,3%. Это выше, чем в среднем по Республике Татарстан и Российской Федерации. Инновационность выпускаемой продукции обеспечена реализацией совместных проектов вузов и предприятий Кластера общим объемом вложений в НИОКР 64 млрд. рублей, из которых на проекты нефтехимии -40 млрд. руб., автомобилестроения - 24 млрд. руб.
В Программе развития Кластере реализуются, также, инновационные образовательные проекты с участием РОСНАНО. В рамках реализации Соглашения о сотрудничестве разрабатываются программы опережающей подготовки кадров для предприятий, работающих в сфере наноиндустрии. Достигнута договоренность о разработке образовательных модулей для двух групп специалистов - в области наноинженерии и нанотехнологии.
Основными мероприятиями по совершенствованию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации в Кластере определены:
> подготовка и перевод профессиональных стандартов (отраслевых) в образовательные программы образовательных учреждений, расположенных на территории Кластера
> дуальная подготовка специалистов - сочетание подготовки на производстве и в образовательных учреждениях
> разработка программ, предусматривающих приглашение ведущих иностранных и российских преподавателей и специалистов для чтения курсов лекций и руководства выполнением студенческих проектов
> включение университетов в глобальные научно-образовательные и инновационные сети и содействие их формированию на региональном и федеральном уровнях.
Заключение
Таким образом, одним из направлений инновационной деятельности в федеральных и национальных исследовательских университетах Российской федерации является участие в деятельности инновационных территориальных кластеров, преимущественно, путем выполнения совместных НИОКР и созданием совместной системы подготовки кадров. При этом для самих вузов такая деятельность является проектной и должна управляться на основе принципов проектного управления.
Литература
1. Кондратьев Н.Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения. М.: Издательство Экономика, 2002. -767 стр.
2. Глазьев С.Ю. Как построить новую экономику. - Журнал «Эксперт», 2012 г., №7, с.54-57.
3. Наумов С.А., Чернышов С.Б. Тайна миссии Сколково. - Журнал «Эксперт», №16, 2011 г.
4. Программа развития Камского инновационного территориально-производственного кластера на период до 2020 года. URL: http://mert.tatarstan.ru/rus/Programma razvitiya KITPK do 2020.htm (Дата обращения: 23.07.2012)
5. Галимов А.М. Особенности гибкого управления проектами развития вуза // Интеграл. Научно-практический межотраслевой журнал. №2 (58) 2011 г. С. 106-107.
6. Нуриев Н.К., Галимов А.М., Старыгина С.Д. Системный анализ и исследование операций интеллектуальной деятельности в контексте проектирования дидактических систем нового поколения // Международный электронный журнал "Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society)" - 2010.
- V.13. - №4. - C.268-299. - ISSN 1436-4522. URL: http://ifets.ieee.org/russian/ periodical/journal.html (Дата обращения: 15.06.2012)