АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА
УДК 330.341.1 А. В. ШИШКИН
A. V. SHISHKIN
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОНОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА MAIN DIRECTIONS OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE REGION
Аннотация: в рамках статьи рассматривается модель инновационного развития субъектов регионального бизнеса. Выявлено пять основных направлений инновационного развития региона в современных условиях (с разбивкой по целям, задачам и ожидаемым результатам реализации предложенных направлений).
Ключевые слова: инновационная деятельность; инновация; инновационная продукция; субъекты инновационной деятельности; субъекты, поддерживающие инновационную деятельность; объекты инновационной деятельности; инновационная инфраструктура; предприятие инновационного развития.
Abstract: the article considers the model of innovative development of subjects of regional business. Five main directions of innovative development of the region in modern conditions with breakdown on the purposes, tasks and expected results of realization of the offered directions are revealed.
Keywords: innovative activity; innovation; innovative production; subjects of innovative activity; subjects supporting innovative activity; innovative activity objects; innovative infrastructure; enterprise of innovative development.
Одним из приоритетных стратегических направлений повышения конкурентоспособности любого региона является переход от рентной экономики, базирующейся на эксплуатации природных богатств, к экономике развития, основанной на использовании человеческого капитала, интеллектуальных ресурсов и высоких технологий. Задачу увеличения валового регионального продукта (ВРП) невозможно решить без поддержки региональных стратегий инновационного развития. И этот процесс уже становится важным фактором в ускорении социально-экономических трансформаций отдельно взятых территорий.
Стратегическая цель любого региона — стать полноценной территорией инновационного развития. Осуществить её можно, лишь опираясь на «три кита»: образование, фундаментальную науку и инновации. Только при сум-
мировании интересов высшей школы, науки и бизнеса можно говорить об идеальной модели региональной инновационной системы. Но это общая модель. При увязке с конкретным регионом данная модель может иметь вид: образование - научные исследования - инновационный продукт - рынок.
Можно выделить пять основных направлений инновационного развития любого региона в современных условиях1 (см. рис. 1).
Направление 1. Стимулирование существующих компаний к использованию инноваций
Цель направления — содействовать предприятиям в активном использовании инноваций: технологических, в области менеджмента, маркетинга, финансов и др., что позволит уже существующим в регионе предприятиям ускорить свой рост, освоить новые рынки, создать дополнительные рабочие места и в конечном
1 Аналитический обзор наиболее привлекательных направлений инновационного развития, выступающих фактором роста деловой активности малых и средних предприятий Челябинской области в современных условиях / Отчет о научно-исследовательской работе по заказу ООО «Флора РС». М.: РЭУ им. Г. В. Плеханова, 2010. С. 54.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
Направление 5
Повышение
уровня
инновационной
культуры
Рисунок 1. Основные направления реализации инновационного развития региона
итоге приведет к повышению качества жизни. Данное направление позволяет получить результаты в сравнительно короткие сроки, поскольку использует ресурс действующих компаний и не требует затрат на создание нового бизнеса.
Подготовительная работа по реализации направления 1:
1. Формирование кластеров наиболее перспективных компаний, работающих в ключевых технологических секторах, обладающих высоким потенциалом для развития и являющихся экспортно ориентированными. Такие компании будут оказывать наибольшее влияние при реализации концепции инновационного развития.
2. Анализ потребностей, проблем и основных причин, препятствующих развитию компаний.
3. Разработка моделей и механизмов, которые позволят стимулировать сотрудничество между компаниями и научными организациями.
Основные задачи направления 1:
1. Содействие в обеспечении информационной поддержки субъектов инновационной деятельности среднего и малого предпринимательства (сведения о наличии квалифицированных кадров, о бизнес-партнёрах, о возможностях продвижения продукции и т. д.)
2. Участие в формировании специализированных структур, осуществляющих связь с бизнесом (офисы коммерциализации технологий).
3. Поддержка перспективных инновационных проектов, реализуемых в интересах региона.
4. Подготовка предложений о проведении технологической экспертизы крупных инвестиционных проектов, об оценке уровня их новизны и конкурентоспособности с учётом смены поколений техники (технологии).
5. Поддержка компаний, привлекающих студентов, аспирантов и молодых специалистов для создания инновационных товаров и услуг.
6. Обеспечение постоянного независимого мониторинга результатов.
Основные ожидаемые результаты реализации направления 1:
1. Повышение эффективности и целенаправленности поддержки инновационной деятельности компаний.
2. Приобретение и повышение навыков и опыта инновационного менеджмента и маркетинга в компаниях.
3. Создание новых связей между вузами, научно-исследовательскими организациями и компаниями.
4. Опережающие темпы роста компаний, вовлечённых в процесс реализации концепции инновационного развития.
5. Повышение конкурентоспособности и прибыли инновационных компаний.
Направление 2. Стимулирование создания, роста и развития субъектов инновационной деятельности (подготовка площадок, удобных для открытия новых производств)
Цель направления — подготовка условий для роста и развития субъектов инновационной деятельности. Развитие новых технологически ориентированных предприятий, использующих имеющийся научно-технологический потенциал, — это реальная возможность для коммерциализации разработок научных организаций, а новые малые предприятия — это база для будущего экономического потенциала региона. Рост технологически ориентированных предприятий создаст конкретному региону новый имидж. Кроме того, новые предприятия — это увеличение вклада в экономическое развитие области: рост налоговой базы, создание дополнительных рабочих мест.
Подготовительная работа по реализации направления 2:
1. Анализ проблем, возникающих при создании и развитии технологически ориентированных предприятий, на основе опыта действующих компаний.
2. Достижение согласия с руководителями научных организаций и предприятий по вопросу создания на их базе центров коммерциализации инновационных разработок.
3. Подготовка условий для создания и развития новых предприятий в ключевых технологических секторах.
Основные задачи направления 2:
1. Рекомендация высшим учебным заведениям и учебным заведениям среднего профессионального образования вести работу по подготовке специалистов в области инновационного менеджмента и маркетинга с привлечением руководителей успешных субъектов инновационной деятельности области.
2. Предложение перечня мероприятий по формированию системы подготовки и реализации инновационных проектов: по проведению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на площадях, по оборудованию предприятий (организаций) с привлечением высококвалифицированных специалистов (учёных, инженеров, менеджеров).
3. Помощь высшим учебным и специальным заведениям в создании и развитии студенческих бизнес-инкубаторов (бизнес-инкубаторов университетского типа) и предприятиям (организациям) Челябинской области в создании и развитии технологических парков, технологических и валеологических полисов (курортопо-лисов), инновационных отраслевых бизнес-инкубаторов, центра трансферта технологий.
4. Создание реестра электронных информационных ресурсов, имеющихся в регионе; современной системы научно-технической информации, которая не только обеспечила бы широкий доступ населения к знаниям в области новых достижений науки и технологий, к патентной информации, но и предоставила бы возможность пользователям задействовать современные информационные технологии в интересах развития и оптимизации деятельности своих предприятий.
5. Активизация работы по созданию и поддержке деятельности системы учебно-консультационных инновационных центров, организующих демонстрацию возможностей новых технологий, консультации и обучение работников, а также контакты потребителей с разработчиками.
6. Предложение перечня мероприятий по формированию системы, способствующей внедрению инновационных разработок в производство и эффективной реализации инновационной продукции и услуг. Элементами системы должны стать центры коммерциализации инновационных разработок, обеспечивающие размещение заказов предприятий (организаций) на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Основные ожидаемые результаты реализации направления 2:
1. Создание новых инновационно ориентированных предприятий (за 1 год).
2. Формирование позитивного имиджа региона как одного из ведущих российских центров по созданию и производству инновационной продукции и услуг.
3. Вовлечение в процесс экономического развития государственного сектора, выработка позитивного отношения к процессу коммерциализации научных результатов и использования научного потенциала для развития бизнеса.
4. Комплектация позитивных примеров компаний, основанных на базе научных учреждений и сотрудничающих с ними.
5. Повышение объёмов инновационной продукции и услуг, поставляемых на экспорт.
6. Рост числа компаний, перешедших на новые форматы ведения бизнеса — стандарты международной организации.
Направление 3. Привлечение внешних инвестиций в высокотехнологичную сферу
Цель направления — привлечение внешних инвестиций за счёт использования конкурентных преимуществ региона и ориентации на нужды и ожидания мировых высокотехнологичных рынков.
Подготовительная работа по реализации направления 3:
1. Анализ международной деятельности организаций научно-образовательного комплекса региона и выбор научных секторов, в которых получены результаты мирового уровня и установлены активные международные контакты как с научными организациями, так и с промышленными компаниями.
2. Формирование пакета условий, предусматривающих максимально благоприятную атмосферу для потенциальных инвесторов:
- заключение инвестиционных соглашений;
- выделение средств из регионального бюджета на инфраструктуру;
- создание инвестиционных площадок, оснащенных инфраструктурой;
- налоговые новации;
- возмещение части процентов по инвестиционным кредитам;
- выделение земли в аренду или собственность.
Основные задачи направления 3:
1. Организационная поддержка в продвижении инвестиционной привлекательности региона в технологических секторах, связанных с научными секторами созданных международных научных центров.
2. Помощь в создании совместных предприятий и открытие филиалов российских и зарубежных компаний, прежде всего работающих в производственной сфере.
3. Содействие субъектам инновационной деятельности в сертификации персонала по стандартам системы менеджмента качества и внедре-
нию на предприятиях области международных стандартов качества выпускаемой продукции.
Основные ожидаемые результаты реализации направления 3:
1. Рост количества различных форм коммерческих соглашений в технологических секторах, связанных с деятельностью международных научных центров.
2. Привлечение передовых инновационных компаний в регион.
3. Популяризация региона на мировых научном и технологическом рынках.
Направление 4. Создание эффективной инфраструктуры для поддержки инноваций
Цель направления — создание эффективно работающей инфраструктуры, способствующей быстрому развитию инновационной деятельности в регионе; формирование основ комплексной инфраструктуры и обеспечение условий для её саморазвития. По типу предоставляемых инфраструктурных услуг можно выделить следующие взаимосвязанные системы:
- информационного обеспечения;
- экспертизы программ и проектов;
- финансово-экономического обеспечения;
- производственно-технологической поддержки;
- сертификации;
- продвижения на рынок наукоёмкой продукции;
- координации и регулирования развития инновационной деятельности.
Системообразующими элементами областной инновационной инфраструктуры должны стать: государственные научные центры, отраслевые институты, вузы, ведущие научно-производственные предприятия, технопарки, бизнес-инкубаторы, венчурные и гарантийные фонды, центры коммерциализации и трансфера технологий. Элементами системы, отвечающими непосредственно за производство научно-технического продукта и его продвижение на рынок, должны стать инжиниринговые фирмы. Реализация нового подхода к инфраструктурному обеспечению научно-технической и инновационной деятельности позволит организациям, занятым исследованиями и разработками, компенсировать отсутствие многих компонентов, необходимых для успешной работы, и даст возможность коммерциализации собственных разработок.
Подготовительная работа по реализации направления 4:
1. Анализ рыночных сегментов (перспективных секторов) для применения новых технологий.
2. Анализ услуг и реальных возможностей каждого субъекта инновационной деятельности. Подготовка «карты компетенции» этих организаций.
3. Формирование потребностей и спроса на услуги субъектов инновационной деятельности. Сопоставление спроса и предложения услуг.
4. Определение недостающих элементов инновационной инфраструктуры.
5. Формирование сети организаций инновационной инфраструктуры.
6. Информатизация научно-технической сферы с целью смещения центра тяжести инновационной активности от умения программировать к научному знанию сферы применения информационных технологий.
Основные задачи направления 4:
1. Проведение мероприятий, способствующих развитию инфраструктурной сети (семинаров, конференций, выставок и т. д.).
2. Содействие развитию внешних связей организаций инновационной инфраструктуры.
3. Предложение перечня критериев ежегодной оценки эффективности развития инновационной инфраструктуры региона.
Основные ожидаемые результаты реализации направления 4:
1. Наличие профессионалов, способных предоставить поддержку, соответствующую потребностям разных целевых групп субъектов инновационной деятельности.
2. Реальный пакет услуг, обеспечивающих развитие разных целевых групп субъектов инновационной деятельности.
3. Максимальное снижение трансакционных издержек за счёт расположения всех участников на одной компактной площадке с высокой концентрацией кадров разного профиля.
Направление 5. Повышение уровня инновационной культуры
Крупные технологические новшества, как правило, возникают раньше, чем общество готово их адекватно оценить и эффективно использовать. Эту очевидную истину чаще всего
выражают краткой фразой: «технологии опережают институты». Государства и компании, вкладывая огромные средства в создание новых технологий, механизмов, машин и приборов, часто недооценивают социальную значимость этой работы.
Великий мыслитель В. И. Вернадский писал: «В современной общественной и социальной конструкции человечество в большей степени управляется идеями, которые уже более не соответствуют реальности и выражают состояние ума и научные знания поколений, исчезнувших в прошлом. Глубокое изменение социальных и политических идей, происшедшее вследствие новых достижений, колоссально, и это уже начинают видеть»2. За последнее время это противоречие еще более обострилось. В науке оно получило название «культурное запаздывание», что позволяет рассматривать процесс развития инновационной деятельности как часть общекультурного процесса, характеризующую степень восприимчивости личности, группы, общества к различным новшествам в диапазоне от толерантного отношения до готовности и способности к превращению их в инновации.
Необходима целостная концепция формирования в обществе устойчивой традиции воспринимать новое, способности и готовности комплексно использовать это новое в интересах общего прогресса. Налицо острая общественная потребность в принципиально ином уровне инновационной культуры, в расширении и углублении ее функций, в охвате ею широких слоёв населения. Инновационная культура отражает ценностную ориентацию человека на нововведение, закрепленную в мотивах, знаниях, умениях и навыках, а также в образцах и нормах поведения. Она показывает как уровень инновационности деятельности соответствующих социальных институтов, так и степень удовлетворения людей участием в них и его результатами. Через инновационную культуру можно добиться существенного влияния на всю культуру общества
и, прежде всего, на культуру профессиональной деятельности и производственных отношений людей. Необходимо вооружить практику методами оценки и пресечения использования новшеств, способных причинить вред человеку,
2 Вернадский В. И. Научная мысль как планетное явление. М.: Наука, 1991. С. 271.
12
обществу, природе. Одним из условий развития инновационной культуры и реализации её задач является организованность этого процесса.
Таким образом, становится актуальной и необходимой институциализация инновационной культуры, то есть превращение её активных проявлений в организованное учреждение, в формализованный упорядоченный процесс с определённой структурой отношений, дисциплиной, правилами поведения, инфраструктурой и т. д. Отсюда вытекает необходимость в поддержке этих институтов со стороны органов государственной власти, в том числе региональных.
Таким образом, цель направления 5 — повышение уровня инновационной культуры общества, способного генерировать новые идеи, объективно принимать решения по их воплощению, профессионально решать поставленные задачи, что является определяющим фактором успеха практической реализации направлений инновационного развития региона.
Подготовительная работа по реализации направления 5:
1. Анализ потребностей в обучении различных целевых групп.
2. Выбор и подготовка преподавателей.
3. Подготовка схем и программ обучения.
Основные задачи направления 5:
1. Предложение учебным заведениям высшего и среднего профессионального образования Челябинской области организовать целевую подготовку кадров для растущих инновационных производств, проводить обучение высокопрофессиональных консультантов для организаций инновационной инфраструктуры со стажировкой на производственных предприятиях.
2. Содействие формированию научных и конструкторских школ.
3. Организация повышения квалификации работников аппарата министерств и других органов исполнительной власти региона с це-
лью усвоения ими основ инновационного менеджмента и маркетинга, формирования современных представлений об инновационных процессах в экономике; механизмы реализации государственной и региональной научно-технологической политики.
4. Кардинальное усовершенствование системы анализа и распространения научно-технической информации с целью обеспечения её доступности для широких слоёв населения.
5. Создание действенных стимулов и реальных возможностей для включения каждого работника сферы управления в систему непрерывного обучения и повышения квалификации, в частности с использованием дистанционного обучения.
6. Формирование системы оценки деятельности управленцев по конечным результатам, достижение которых возможно при условии применения инновационных технологий.
7. Тестирование управленцев разных сфер деятельности на знание передовых инновационных технологий по соответствующей специальности.
Основные ожидаемые результаты реализации направления 5:
1. Повышение эффективности взаимодействия между различными целевыми группами, вовлечёнными в реализацию наиболее привлекательных направлений инновационного развития региона.
2. Развитие кадрового потенциала в инновационной сфере.
3. Повышение квалификации кадров в компаниях до уровня международных стандартов.
Вывод: практическое использование рассмотренных выше направлений инновационного развития региона создаст условия для эффективной инновационной деятельности как субъектов малого и среднего бизнеса любой территории, так и самого региона в целом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вернадский В. И. Научная мысль как планетное явление. - М.: Наука, 1991. - 271 с.
2. Аналитический обзор наиболее привлекательных направлений инновационного развития, выступающих фактором роста деловой активности малых и средних предприятий Челябинской области в современных условиях / Отчет о научно-исследовательской работе по заказу ООО «Флора РС». - М.: РЭУ им. Г. В. Плеханова, 2010. - 64 с.
3. Шишкин А. В. Теория и методология регионального маркетинга. - М.: РЭУ им. Г. В. Плеханова, 2011. - 112 с.