SOCIAL AND HUMAN SCIENCES
LAW SCIENCES
Научная статья УДК 343.983.22
https://doi.org/10.24412/2687-0185-2024-1-193-196 EDN: https://elibrary.ru/MESGYS NIION: 2007-0083-1/24-423 MOSURED: 77/27-005-2024-01-623
Иван Анатольевич Чубарь
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. Рассмотрены вопросы актуальности использования цифровых технологий в судебно-балли-стической экспертизе, влияние их интеграции на компетенцию судебного эксперта. Также осуществляется обоснование правомерности их использования в судебно-экспертной деятельности. Проведен анализ целесообразности обновления образовательных программ по дисциплине «Судебная баллистика и судебно-баллистическая экспертиза» в свете расширения использования цифровых технологий в судебно-баллистической экспертизе. Рассмотрена необходимость проведения научно-исследовательских работ с целью разработки соответствующих методических рекомендаций.
Ключевые слова: судебно-баллистическая экспертиза, цифровые технологии, компетенция судебного эксперта, научно-исследовательские работы, методические рекомендации
Для цитирования: Чубарь И. А. Компетенция судебного эксперта и цифровые технологии в судебно-бал-листической экспертизе // Криминологический журнал. 2024. № 1. С. 193-196. https://doi.org/10.24412/2687-0185-2024-1-193-196.
Original article
Ivan A. Chubar
Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia, [email protected]
Abstract. The issues of relevance of the use of digital technologies in forensic ballistic examination, the impact of their integration on the competence of the forensic expert are considered. Also the justification of the legitimacy of their use in forensic activity is carried out. The analysis of the expediency of updating educational programs in the discipline of «Forensic ballistics and forensic ballistic examination» in the light of expanding the use of digital technologies in forensic ballistic examination is carried out. The necessity of conducting research and development work in order to develop appropriate methodological recommendations is considered.
Keywords: forensic ballistics, digital technologies, competence of a forensic expert, research work, guidelines For citation: Chubar I. A. Forensic expert competence and digital technologies in forensic ballistics expertise. Criminological Journal. 2024;(1):193-196. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2687-0185-2024-1-193-196.
Интенсивное развитие процессов цифровизации революции активно распространяются технологии
в мире затрагивает различные сферы жизнедеятель- нейронных сетей, интернета вещей, машинного обу-
ности человека. В эпоху четвертой индустриальной чения, в том числе их такие разновидности как транс© Чубарь И. А., 2024
Компетенция судебного эксперта и цифровые технологии в судебно-баллистической экспертизе
Forensic expert competence
and digital technologies in forensic ballistics expertise
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ПРАВО
JäggL
ферное1, федеративное2 обучение, а также технологии виртуальной и дополненной реальностей, 3D-печати, блокчейна, генеративные состязательные сети, распознавание речи, деятельность квантового компьютера, автономная робототехника и биотехнология.
Стремительный прогресс науки, техники и технологий требует от следственных органов и судов оперативного реагирования для решения различных специфических задач научного и технологического плана, которые в перспективе определяют формирование новых и развитие имеющихся различных видов судебных экспертиз, в том числе и судебно-баллистической экспертизы [1, с. 29-36].
Используемые сегодня средства и методы не в полной мере позволяют реализовать потенциал судебной экспертизы для удовлетворения возрастающих потребностей следственных и оперативных подразделений правоохранительных органов. В частности, появление и распространение новых объектов судеб-но-баллистической экспертизы - цифровых изображений следов, обуславливает необходимость разработки новых подходов к их анализу и оценке.
Появление цифровых следов как объектов судебной экспертизы порождает целый ряд теоретических, правовых и организационных проблем, оказывает существенное влияние на методологию и методики экспертного исследования, а также границы компетенции судебных экспертов.
Под цифровыми следами Е. Р. Россинской предлагается рассматривать - электронное отображение объектов судебной экспертизы, представленные в цифровом виде [2, с. 27-40]. Противопоставлением цифровым следам будут являться следы, представленные в аналоговой форме.
Также не полностью отвечает возрастающим потребностям следственных и оперативных подразделений правоохранительных органов постановка вопросов, требующих применения новых средств и методов для их решения. Другой проблемой, несомненно, выступает и оперативность решения поставленных перед экспертом вопросов в рамках предварительного исследования, в том числе и на месте происшествия.
Рассматривая вышеназванные проблемы, мы приходим к выводу, что для их разрешения одним из действен-
1 Федеративное обучение (Federated learning) также называют совместным, поскольку ML-модели обучаются на нескольких децентрализованных периферийных устройствах или серверах, содержащих локальные выборки данных, без обмена ими. //URL: // https: // www.bigdataschool.ru / blog/what-is-federated-machine-leammg.html?ysdid=lf0rmlhjbp297426997
2 Федеративное обучение (Federated learning) также называют совместным, поскольку ML-модели обучаются на нескольких децентрализованных периферийных устройствах или серверах, содержащих локальные выборки данных, без обмена ими. //URL: // https://www.bigdataschool.ru/ blog/what-is-federated-machine-leammg.html?ysdid=lf0rmlhjbp297426997
ных методов будет применение современных цифровых технологий в судебно-баллистической экспертизе.
Представляется, в первую очередь, целесообразно решить вопрос о правомерности применения цифровых технологий в судебно-баллистической экспертизе, а затем оценить их правовое регулирование на основе действующего законодательства, т. е. законность их использования при производстве данного вида судебной экспертизы.
Согласно юридическому энциклопедическому словарю, под правомерностью понимается соответствие явлений социальной жизни (деятельности или результатов деятельности субъектов права) требованиям и дозволениям содержащейся в нормах права государственной воли [3, с. 238].
Правомерность использования определенной цифровой технологии, как одной из разновидностей технологии, в целом заключается в возможности научного описания способов производства чего-либо и отражении при этом закономерностей развития природы, общества и мышления.
Обращаясь к определению понятия «эксперт», предложенному Н. П. Майлис, мы понимаем, что к нему относится лицо, обладающее специальными знаниями, т. е. сведущее в определенной области науки, техники, искусства или ремесла, назначаемое для производства судебной экспертизы и дачи заключения [4, с. 10].
Таким образом, если эксперт обладает специальными знаниями в определенной области науки, техники, искусства или ремесла, то он, соответственно, умеет и применять данные знания, используя различные технологии (например, цифровые), а также обладает соответствующими навыками их применения.
Только на основе такого алгоритма как формирование и практическое применение полученных знаний, умений и навыков эксперт будет компетентен разрешать вопросы в рамках судебной экспертизы, соблюдая принципы судебно-экспертной деятельности.
Исходя из приведенных выше утверждений можно говорить, что правомерность использования цифровых технологий экспертом при производстве судебной экспертизы будет соблюдаться при любых обстоятельствах, если цифровые технологии отвечают вышеназванным требованиям (т. е. посредством их возможно научное описание способов производства чего-либо), а эксперт обладает вышеназванными компетенциями, т. е. имеет необходимые знания в указанной области, умеет их правильно использовать, а также обладает соответствующими навыками их применения при производстве судебной экспертизы.
Иными словами это можно интерпретировать от имени эксперта следующим образом: «Я могу использовать те или иные виды цифровых технологий при
SOCIAL AND HUMAN SCIENCES
LAW SCIENCES
jSglL
мю
производстве судебно-баллистической экспертизы, так как обладаю соответствующими компетенциями, а применяемые мной цифровые технологии отвечают соответствующим требованиям, предъявляемым к научному их обоснованию».
Если же те или иные виды цифровых технологий не отвечают своим требованиям, заложенным при их формировании, а эксперт не обладает необходимыми компетенциями, то использование указанных цифровых технологий экспертом при производстве судебно-баллистической экспертизы не может быть признанным правомерными и соответственно нормативно урегулированным.
После обоснования правомерности применения цифровых технологий в судебно-баллистической экспертизе неизбежно следует необходимость включения их изучения в образовательную программу по дисциплине «Судебная баллистика и судебно-баллистическая экспертиза» для получения новых знаний, умений и навыков и тем самым формирования новых компетенций судебного эксперта по результатам данного обучения.
Среди задач практической экспертной деятельности Т. В. Аверьяновой были выделены: постоянное систематическое повышение экспертной компетенции, совершенствование профессионального мастерства, компьютерная грамотность и умение работать на персональном компьютере [5, с. 163]. Однако компьютерная грамотность и умение работать на персональном компьютере в настоящее время являются лишь базовым уровнем, и не позволяет эксперту эффективно решать профессиональные задачи при производстве судебной экспертизы. Поэтому в современной экспертной практике под компьютерной грамотностью и умением работать на персональном компьютере, на наш взгляд, целесообразно подразумевать также и умение применять существующие цифровые технологии в судебно-экспертной деятельности, которые неразрывно связаны с персональным компьютером.
Для успешного применения цифровых технологий в судебной экспертизе целесообразно использовать необходимый и достаточный для применения объем знаний, умений и навыков в указанной области. В связи, с чем для удовлетворения указанных потребностей от высших учебных заведений, осуществляющих подготовку по специальности «Судебная экспертиза», потребуется разработка новых образовательных программ с учетом указанных нововведений, что повлечет и обновление компетенций судебного эксперта.
Обновление образовательных программ в высших учебных заведениях, осуществляющих подготовку по специальности «Судебная экспертиза» будет способствовать успешному применению на практике
современного потенциала новых средств и методов, включающих цифровые технологии при производстве судебно-баллистических экспертиз.
Однако для того, чтобы внедрять новые образовательные программы, формировать новые компетенции судебных экспертов в указанной части потребуется предварительное проведение научно-исследовательских работ с целью научного обоснования целесообразности внедрения в образовательную и практическую деятельности тех или иных методических рекомендаций, позволяющих успешно применять конкретные виды цифровых технологий при производстве судебно-баллистических экспертиз.
Таким образом, интеграция цифровых технологий в судебно-баллистическую экспертизу, в первую очередь, должна рассматриваться как необходимое событие в современной судебно-экспертной деятельности, а во вторых, следствием этого будет обновление компетенций судебного эксперта с целью их использования для производства судебно-баллистической экспертизы на качественно новом уровне, что в свою очередь будет способствовать повышению эффективности раскрытия и расследования преступлений, связанных с применением оружия.
Список источников
1. Кокин А. В. Судебная экспертиза в эпоху четвертой индустриальной революции (Индустрии 4.0) // Теория и практика судебной экспертизы. 2021. Т. 16. № 2. С. 29-36.
2. Россинская Е. Р. Теория информационно-компьютерного обеспечения судебно-экспертной деятельности как новая частная теория судебной экспертологии // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2022. № 2(90). С. 27-40.
3. Румянцев О. Г., Додонов В. Н. Юридический энциклопедический словарь. М. : ИНФРА-М, 1997. С. 238.
4. Майлис Н. П. Настольная книга эксперта: монограф. М. : ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2020. С. 10.
5. Аверьянова Т. В. Судебная экспертиза: курс общей теории: монограф. М.: Норма: ИНФРА-М, 2015.
References
1. Kokin A. V. Forensic Science in the Era of the Fourth Industrial Revolution (Industry 4.0) // Theory and Practice of Forensic Science. 2021. Vol. 16. No. 2. P. 29-36.
2. Rossinskaya E. R. The theory of information and computer support for forensic activities as a new
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ПРАВО
private theory of forensic expertology // Bulletin of the O.E. Kutafin (MSUA). 2022. No. 2(90). P. 27-40.
4. Mailis N. P. Handbook of an expert: monograph. M. : UNITY-DANA: Law and Law, 2020. P. 10.
5. Averyanova T. V. Forensic examination: a course of general theory: monograph. M. : Norma: INFRA-M, 2015.
3. Rumyantsev O. G., Dodonov V. N. Legal Encyclopedic Dictionary. M. : INFRA-M, 1997. P. 238.
Информация об авторе
И. А. Чубарь - старший преподаватель кафедры оружиеведения и трасологии учебно-научного комплекса судебной экспертизы Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя.
Information about the author I. A. Chubar - Senior Lecturer of the Department of Weapon Science and Trasology of the Educational and Scientific Complex of Forensic Examination of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot'.
Статья поступила в редакцию 16.05.2023; одобрена после рецензирования 29.05.2023; принята к публикации
The article was submitted 16.05.2023; approved after reviewing 29.05.2023; accepted for publication 16.06.2023.
16.06.2023.