192 ИННОВАЦИОННЫЕ ПРИОРИТЕТЫ ПРОМЫШЛЕННОГО РАЗВИТИЯ УДК 334.722.1
ключевые слова: органы местного самоуправления, инновационное предпринимательство, стратегический проект, инновационные решения, технопарк
В. Н. Архангельский
инновационные решения в развитии малого и среднего предпринимательства
Статья посвящена анализу инновационных решений в развитии малого и среднего предпринимательства в городе Екатеринбурге. Особо отмечена все возрастающая роль в региональной экономике малых и средних инновационных предприятий и инфраструктурных организаций (технопарков, инновационно-технологических центров, центров трансфера технологий). В работе рассмотрена практика реализации ключевых мероприятий стратегического проекта «Екатеринбург — центр инновационной деятельности и инновационных услуг» и роль органов местного самоуправления в поддержке малого и среднего инновационного бизнеса, а также определены перспективные направления развития инновационного предпринимательства в экономике крупнейшего города на ближайшие годы.
Развитие малого и среднего инновационного предпринимательства в настоящий период становится одним из приоритетных направлений реформирования и модернизации экономики. В Федеральном законе «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» от 24.07.2007 №209-ФЗ в статье 22 говорится о поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства в области инноваций и промышленного производства [1]. Особую роль приобретает развитие инновационной деятельности, направленной на повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции. Значимость малого инновационного бизнеса обусловлена его специфическими свойствами, ключевыми из которых являются оперативность, мобильность и способность в сжатые сроки обеспечить привлечение людских, финансовых и организационных ресурсов к подготовке и выпуску серийных образцов новой продукции.
В современных экономических условиях ведущая роль принадлежит инновационному вектору развития, а основной упор делается на коренную модернизацию технологий и производств, что требует от предпринимателей и от инвесторов серьезных финансовых вложений. О степени риска в инновационной деятельности свидетельствует тот факт, что если уровень вы-
живаемости среди всех субъектов малого предпринимательства составляет в среднем 50%, то из каждых десяти инновационных малых предприятий успеха добиваются лишь одно-два. Полностью избежать риска в инновационном предпринимательстве невозможно, поскольку очень трудно предвидеть, какое нововведение будет иметь успех на рынке, а какое — не будет востребовано. Однако риски можно снизить, если тщательно анализировать инновационные проекты, привлекая для этого опытных специалистов и экспертов.
Анализ тенденций в передовых мировых экономиках, в частности в экономике США, позволяет выделить наиболее важные условия, которые обеспечивают успешное развитие инновационной деятельности:
1. Выход на рынок с новой продукцией, пользующейся повышенным спросом.
2. Развитие новых производственных процессов, позволяющих выпускать современную высококонкурентную продукцию.
3. Выявление новых источников получения наиболее эффективных исходных производственных материалов.
4. Стимулирование развития спроса на новые виды продукции.
5. Совершенствование организационной структуры управления производством, с целью снижения издержек производства [2].
Если проанализировать состояние развития малого инновационного предпринимательства на уровне региона, то в Свердловской области оно будет характеризоваться следующими показателями.
Наибольшее число инновационно активных малых предприятий сосредоточено в машиностроении и металлообработке, химической, легкой, пищевой и деревообрабатывающей промышленности. Приоритетным видом инновационной деятельности малых и средних предприятий является приобретение современных машин и оборудования. На этот вид инноваций приходится 100% затрат в черной металлургии и полиграфической промышленности; от 95 до 99% — в легкой, химической и деревообрабатываю-
щей промышленности. Каждое четвертое малое предприятие занималось исследованиями и разработками новых продуктов и производственных процессов. Показатель наукоемкости производства малых инновационно активных предприятий в 2008 году составил в среднем 6,4% (в металлообработке — 7,9%, производстве медицинской техники — 5,4%, в цветной металлургии — 6,1%).
Доля инновационно активных малых предприятий в настоящее время (данные за 2009 год) составляет всего около 7% при пороговом значении в 25%.
По нашему мнению, комплекс мер, устраняющих преграды на пути эффективного и динамичного развития малого и среднего инновационного бизнеса, должен включать следующие основные направления и мероприятия:
— целенаправленная поддержка всех предпринимателей и хозяйствующих субъектов, которые работают в сфере инновационной экономики;
— стимулирование развития инновационной деятельности посредством эффективной налоговой политики и снятия бюрократических ограничений;
— становление предпринимательства в сфере развития инноваций с учетом реальных экономических и правовых условий;
— развитие малого и среднего инновационного бизнеса требует высокой профессиональной квалификации работников, их активного участия в производственном процессе;
— выделение направления поддержки и развития высокотехнологичного, инновационного предпринимательства как приоритетного.
Значительную роль в стимулировании развития малого инновационного и производственного бизнеса может сыграть принятие целого ряда мер в области налогового регулирования. Прежде всего, это предоставление «налоговых каникул» для вновь образованных инновационных предприятий и производств, созданных в результате осуществления инвестиций в форме капитальных вложений (например, временное освобождение от налогов на прибыль, имущество, от земельного налога предприятий, работающих по общей системе налогообложения, и временное освобождение от уплаты единого налога предприятий, работающих по специальным режимам налогообложения). С целью высвобождения у малых предприятий дополнительных средств целесообразно сократить общую налоговую нагрузку на малые предприятия за счет снижения отдельных налогов, в том числе НДС и ЕСН (единый социальный налог).
Общее снижение налогового бремени для малых и средних инновационных предприятий послужит стимулом к росту и увеличению производства новой продукции, а также будет способствовать сокращению теневого сектора.
Ключевым нормативным документом, определяющим для муниципального образования «город Екатеринбург» основные направления и программы развития экономики на долгосрочную перспективу, является «Стратегический план Екатеринбурга», принятый в 2003 году [3].
Наличие экономически обоснованного стратегического плана или проекта, включающего в себя эффективную целевую программу поддержки и развития производственного и инновационного бизнеса, позволяет муниципальным образованиям выделить эти мероприятия в качестве приоритетных и, как следствие, получать стабильные поступления в местный бюджет.
Целью стратегического проекта «Екатеринбург — центр инновационной деятельности и инновационных услуг» [4] является создание условий для ускоренного развития инновационной деятельности и инновационного потенциала города с целью значительного увеличения доли современной высокотехнологичной продукции в общем объеме производства. Данный проект среди прочих включает целый ряд мероприятий, направленных на поддержку малого инновационного предпринимательства.
Если сравнить структуру финансирования двух стратегических проектов, реализуемых сейчас в Екатеринбурге, то картина получится следующая: если по проекту «Развитие малого производственного бизнеса» — средства предпринимателей — 47%, средства иностранных инвесторов — 34%, средства бюджета города
— 10%, средства инвестиционных фондов и банков — 6%, средства федеральных и региональных программ и проектов — около 3%, то по проекту «Екатеринбург — центр инновационной деятельности и инновационных услуг»
— средства предприятий и организаций — 95%, средства инвестиционных фондов и банков — 2%, средства федеральных и областных программ — 1,8%, средства иностранных инвесторов — 1%, средства бюджета города — 0,2%. Комментарии, как говорится, излишни. Такое распределение стало возможным только после проведения анализа: а) статистических данных об инновационной деятельности организаций Екатеринбурга; б) схем финансирования конкретных мероприятий, включенных в проект.
Очевидно, что реализация проекта по развитию инновационной деятельности зависит,
прежде всего, от грамотного проектного финансирования самих предприятий и организаций, а здесь, к сожалению, кроме общих цифр, характеризующих объемы, ничего мы не видим. И только там, где четко прописаны механизмы привлечения инвесторов, основные и дополнительные источники финансирования, обоснование сроков возвратности заемных средств, — можно ожидать привлечение инвестиций в требуемых объемах.
К примеру, для стимулирования развития малого производственного и инновационного бизнеса в Екатеринбурге реализуется программа строительства блок-модулей для малых и средних предприятий (площадью 10-11 тыс. кв. м каждый): одного на условиях участия города выделением площадки под строительство и инженерными коммуникациями, а также привлечения иностранных инвестиций на паритетных началах (ориентировочная стоимость одного блок-модуля составит 135-140 млн руб.), и еще 9 — на основе долевого участия предпринимателей и средств иностранных инвесторов. Планируется, что каждый из блок-модулей будет иметь свою отраслевую направленность: производство электронного медицинского оборудования, современных экологически чистых строительных материалов, приборостроение. Для участия в этой программе подали заявки свыше 70 малых и средних предприятий, причем половина из них готовы вложить свои средства в финансирование строительства. После реализации этой программы в полном объеме (а это 100 тыс. кв. м производственных и офисных площадей) в блок-модулях разместится не менее 90 малых и средних инновационных и производственных предприятий.
Главным стимулом для привлечения частных инвестиций в реализацию данного проекта стало решение Администрации Екатеринбурга об участии в его реализации и выделение участка под строительство общей площадью 66,5 га. Немаловажно, что городские власти берут на себя наиболее затратные по времени вопросы — это оформление землеотводов, межевание, проектные работы, согласование технических условий и прокладку инженерных коммуникаций. В 2008-2010 годах на выполнение этих работ из бюджета города было выделено 15 млн руб., в 2011 году планируется провести прокладку инженерных коммуникаций — эти работы будут финансироваться предпринимателями и инвесторами. Общая стоимость проекта оценивается в 1,5 млрд руб.
На сегодняшний день перспективными направлениями для развития малого и среднего
производственного и инновационного бизнеса города стали:
— приборостроение;
— производство электронного и оптического оборудования;
— информационные технологии;
— производство ресурсосберегающего и энергосберегающего оборудования.
Для успешного развития новых видов деятельности потребуется выделение земельных участков под строительство промышленных зон и отраслевых индустриально-промышленных парков, которые будут создаваться на специально резервируемых для этого территориях. И они уже определены на генплане города. Организовывать и координировать деятельность промышленных парков и технопарков будут специально созданные управляющие компании (в форме АНО — автономных некоммерческих организаций или НП — некоммерческих партнерств), учредителями которых станут субъекты малого предпринимательства. В настоящее время в стадии регистрации находятся НП «Научно-производственный парк "Екатеринбург"» и уже зарегистрирована и приступила к работе АНО «Управляющая компания по строительству блок-модулей для малых и средних предприятий».
В рамках реализации мероприятий по развитию малого производственного и инновационного бизнеса основной упор был сделан на несколько основных способов:
1. Привлечение предпринимателей к участию в реализации программ и проектов Стратегического плана развития Екатеринбурга и выполнению муниципального и государственного заказа.
2. Размещение субъектов малого и среднего инновационного и производственного предпринимательства на свободных производственных площадях предприятий города, содействие развитию субконтрактных и кооперационных связей малого и крупного бизнеса.
3. Изучение возможности предоставления, прежде всего субъектам малого инновационного и производственного бизнеса, льгот за пользование муниципальной собственностью и применение понижающих коэффициентов за аренду производственных и офисных площадей, а также земельных участков.
4. Привлечение субъектов малого и среднего производственного бизнеса к участию в конференциях, конкурсах, выставках, в том числе федеральных и международных, с целью продвижения инновационной и высокотехнологичной продукции на новые рынки.
Определяющим фактором успеха при таком подходе становится участие органов местного самоуправления в разработке и реализации программ и проектов, направленных на удержание и развитие малых производственных и инновационных фирм и предприятий на территории города. При этом степень участия местных властей может варьироваться от действий, имеющих рекомендательный характер, до принятия постановлений и решений, обязательных для исполнения всеми субъектами предпринимательской деятельности в сфере производства и инноваций.
Существенным моментом является использование тех реальных механизмов, которые находятся в распоряжении муниципальных властей, того, что местная власть в состоянии сделать сама на основе действующей нормативной правовой базы. А в случае отсутствия необходимых законодательных актов, направленных на развитие и поддержку малого и среднего предпринимательства, следует подготовить и принять соответствующие документы. Как показывает опыт города Екатеринбурга и Свердловской области, за счет эффективного малого и среднего производственного бизнеса региональные власти имеют возможность решать такие актуальные проблемы, как: активизация местных предпринимательских сообществ и развитие здоровой конкурентной среды, вытеснение с местного рынка неэффективных производств и предприятий, а также максимальное приближение к потребителю производимых товаров и услуг [5].
Задача органов местного самоуправления — создать организационные и нормативно-правовые предпосылки, дать необходимый импульс для эффективного и поступательного развития малого инновационного и производственного предпринимательства. А основную часть расходов должны нести сами предприниматели. По существу, производственного бизнеса может быть столько, сколько есть для него территорий, и потому выделение земельных участков и пустующих производственных площадок становится основным вопросом, требующим решения не только на муниципальном, но и на региональном и федеральном уровнях власти.
Основными формами сотрудничества малого и крупного бизнеса становятся бизнес-инкубаторы, промышленные и технологические парки, создаваемые на базе крупных предприятий города. Но наиболее продуктивным подходом к формированию промпарков и технопарков может стать отраслевой принцип.
Результатом деятельности таких структур будут не только опытные образцы инновационной продукции, но и организация их серийного производства.
Сейчас по такому принципу в городе Екатеринбурге формируются несколько кластеров. К примеру, в Чкаловском районе развивается крупная промышленная зона по производству керамических изделий, в состав которой входят ОАО «Уктус» (производство кирпича), ОАО «Завод керамических изделий» (сантехника, облицовочная плитка), ЗАО «Пиастрелла» (производство керамических изделий на итальянском оборудовании).
В современной кризисной ситуации развитие малых и средних инновационных и производственных предприятий приобретает для регионов и крупных городов особое значение, так как работая, в основном, на местных рынках, они способствуют решению целого ряда социально-экономических проблем, прежде всего занятости и увеличения доходов населения; они создают более благоприятные условия для регулирования региональной и муниципальной экономики, так как в большей степени зависимы от местных властей, чем крупные и средние предприятия.
Перспективы развития сектора малого и среднего инновационного и производственного бизнеса во многом зависят от четкой и последовательной государственной и муниципальной политики, направленной на стимулирование предпринимателей, занимающихся производством современной высокотехнологичной продукции. Отсюда следует вывод о том, что государственное и муниципальное регулирование и поддержка инновационного и производственного предпринимательства должны носить системный, комплексный характер. Рост и развитие новых малых предприятий в значительной степени будет зависеть от создания благоприятных условий для вхождения в рынок, протекционистской политики органов власти в отношении продукции, товаров и услуг, производимых местными предпринимателями.
Список литературы
1. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ // Российская газета. 2007. 31 июля.
2 . Васильев Ю. П. Стратегия повышения эффективности производства в США, или как прорваться в будущее . М. : «ЗАО "Экономика" », 2008. 456 с .
3 . Стратегический план Екатеринбурга. Утвержден решением Екатеринбургской городской думы от 10 06 2003 г № 40/6 . Екатеринбург, 2003. 242 с.
4. Стратегический проект «Екатеринбург — центр инновационной деятельности и инновационных услуг» . Утвержден решением Программного совета стратегического развития Екатеринбурга от 07.03.2007 №34/2). [Электронный ресурс]. URL: http://www.ekburg.ru/admini stration/administration-gorod/4/32/32/
5 . Романова О. А., Архангельский В. Н. Эффективность малого и среднего производственного предпринимательства : препринт. Екатеринбург : Институт экономики УрО РАн, 2010. 44 с .
U.D.C. 334.722.1
keywords: organs of local self-government, innovative enterprise, strategic project, innovative decisions, technological park
V. N. Arkhangelsky
innovative solutions regarding development of small and medium-size business
The article is devoted to the analysis of innovative solutions in development of a small and medium enterprise in Ekaterinburg. An increasing role in the regional economy of small and medium innovative enterprises and infrastructural organizations (technological park, innovative-technological focus, focus on transfer of technologies) is especially marked. Practice of realization of key measures of the strategic project «Ekaterinburg is a center of innovative activity and innovative services» and role of organs of local self-government is in-process considered in support of small and medium innovative business, and also perspective directions of development of innovative enterprise are certain in the economy of the large city in the coming years.
Small and medium-sized innovative enterprises are becoming one of the priorities of reform and modernization of the economy. The Federal Law «On the Development of Small and Medium Business in Russia» from 24.07.2007 № 209-FZ, in Section 22 referred to the support of small and medium-sized businesses in the area of innovation and industrial production [1]. A special role will develop innovative activities aimed at improving product competitiveness. The significance of small innovative business is due to its specific characteristics such as: high pace, mobility and ability to quickly provide concentration of human, financial and organizational resources for the preparation and issuance of serial samples of new products.
In the current economic conditions the leading role belongs to the innovative vector of development, and an emphasis on fundamental modernization of technologies and industries that require serious financial investment from entrepreneurs and investors. A degree of innovation
risks is demonstrated by the fact that if the survival rate among all small businesses is 50% on the average, only one or two of every ten innovative small businesses achieve success. It is impossible to completely avoid the innovative business risks, as it is very difficult to predict if an innovation will be successful on the market, or not. However, risks can be reduced if innovative projects are carefully analyzed with experienced professionals and experts involved.
Analysis of trends in advanced economies in the world, and in particular in the U.S. economy, allows highlighting the most important conditions that ensure successful innovation development. First, it is time for the market of new high-demand products. Second, development of new manufacturing processes that enable production of highly advanced products. Third, identification of new sources to obtain the most effective source of industrial materials. Fourth, stimulating development of demand for new products. Fifth, improvement of an organizational structure of production management in order to reduce production costs [2].
If we analyze the state of development of small innovative entrepreneurship at a regional level, in the Sverdlovsk region, they will be characterized by the following indicators.
The greatest number of innovative activity of small enterprises is concentrated in engineering and metalworking, chemical, textile, food and woodworking industries. A priority of innovation of small and medium enterprises is acquisition of modern machinery and equipment. This kind of innovation refers to 100% of the costs in the steel industry and printing industry, from 95 to 99% in the light industry, chemical and wood industry. Every fourth small business is engaged in research