УДК 352.075.1
Егоров Александр Игоревич
кандидат исторических наук, директор Центра прикладных исследований проблем развития местного самоуправления,
Дзержинский филиал РАНХиГС при Президенте РФ [email protected]
Хорошев Сергей Валерьевич
начальник отдела стратегического планирования Управления образовательной политики РАНХиГС при Президенте РФ [email protected]
Проблемы развития малого
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ РФ
Alexander I. Egorov
candidate of Historical Sciences,
Director, Center of applied research problems of local self-government development, Dzerzhinsky branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration [email protected]
Sergey V. Khoroshev
head of Strategic planning department of Educational policy management.
The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration [email protected]
Problems of small business
DEVELOPMENT IN
THE MUNICIPALITIES OF
THE RUSSIAN FEDERATION
Аннотация. В статье рассматриваются ключевые аспекты развития малого предпринимательства в муниципальных образованиях РФ. Определяются вызовы, с которыми сталкиваются последние в процессе своей жизнедеятельности. Обращается внимание на затруднительность комплексной оценки масштабов и уровня развития малого предпринимательства в муниципальных образованиях. Анализируются действия органов местного самоуправления городского округа г. Дзержинск, направленные на решение задач по поддержке и развитию малых предприятий.
Ключевые слова: муниципальные образования, малое предпринимательство, поддержка и развитие предпринимательства, вызовы, бюджет, г. Дзержинск.
Annotation. This article discusses important aspects of small business development in the Russian municipalities. The challenges faced by the latter in the course of their functioning are determined. The attention is drawn to the difficulty of a comprehensive assessment of the scope and level of small business development in the municipalities. The actions of local governments of the city district Dzerzhinsk concerning the challenges of supporting and developing small businesses are analyzed.
Keywords: municipalities, small business, business support and development, challenges, budget, Dzerzhinsk.
На современном этапе местному самоуправлению приходится решать задачи развития своих территорий в непростых условиях. Сформировался ряд вызовов, т.е. проблем, воздействие которых на муниципальное образование определяется выбором варианта их решения. Адекватный ответ на вызовы способен вывести муниципальное сообщество на новый уровень развития. Если же необходимый ответ не найдется, то возникает угроза аномалий, а их накопление, в свою очередь, ведет к «надлому», а затем к упадку местной социальной среды.
В настоящее время вызовы исходят как из внешней, так и внутренней среды. К числу первых следует отнести:
- ужесточение конкуренции муниципальных образований (преимущественно городов) за кадры,
инвестиции, инновационные технологии. Пассивная выжидательная позиция в этой области губительна, ибо она приводит к оттоку квалифицированной рабочей силы, постепенной деградации инфраструктур, а также к выведению бизнесом своих капиталов на территории с более благоприятными инвестиционными условиями. Основными методами достижения положительных результатов в конкурентной борьбе становится улучшение качества жизни в муниципальном образовании, создание его инвестиционной привлекательности;
- затяжной характер мирового экономического кризиса, одним из проявлений которого явился спад инвестиционной активности коммерческих организаций на международной арене;
- резкое обострение международной обстановки как следствие накопившихся противоречий
297
между западным миром и Россией. Меры экономического давления, введенные странами ЕС и США, отражаются не только на положении РФ в целом, но и ее отдельных регионов и муниципальных образований;
- амбициозные социально-экономические задачи во внутренней политике России. Президент РФ В. В. Путин в указах от 7 мая 2012 года [1] сделал ряд распоряжений о долгосрочной государственной экономической политике, мероприятиях по реализации социальной политики, совершенствовании курса в сфере здравоохранения, мерах по реализации государственной политики в области образования и науки, об обеспечении граждан доступным жильем и о повышении качества услуг ЖКХ. На поэтапное решение поставленных задач было отведено 5 лет. Реализация данных указов, помимо организационных мероприятий, предусматривала существенные дополнительные расходы, в том числе из средств местных бюджетов.
Что касается вызовов внутреннего характера, то, как правило, для муниципальных образований ими являются: ограниченные возможности для самореализации жителей; устойчивая тенденция на сокращение населения трудоспособного возраста; невысокое качество окружающей среды, услуг в системе ЖКХ, здравоохранения и образования; дефицит квалифицированных кадров в ряде отраслей экономики, сфере услуг, коммунальном хозяйстве, бюджетной сфере; увеличивающийся износ коммунальной и жилой инфраструктуры.
Между тем, экономический смысл функционирования хозяйственной системы муниципалитета заключается в более полном удовлетворении потребностей населения на основе развертывания всех ее секторов. В данном случае частное предпринимательство можно рассматривать в двух ипостасях: как объект, на который направлена деятельность органов местного самоуправления (далее - МСУ), а также как субъект, выступающий в роли равноправного партнера МСУ и вносящий свой вклад в обеспечение общественно-потребительских интересов.
В первом случае МСУ призвано использовать инструменты поддерживающего характера, включая гибкую налоговую политику; привлечение инвестиций, которые будут направлены на развитие материально-технической базы поселения и модернизацию его инфраструктуры; решение проблемы безработицы в пределах территории МСУ; увеличение заработной платы местных жителей.
Что касается второго аспекта, то его значение обусловлено весьма устойчивыми позициями институтов предпринимательства в современной России. Еще в начале периода рыночных реформ бизнес сыграл ключевую, системообразующую роль в формировании региональной (местной) экономики. Сложившаяся территориальная специализация частного предпринимательства дополнила государственную и муниципальную экономику, а также образовала ком-
плексную, относительно целостную структуру хозяйства регионов и муниципалитетов (городов и сел).
Следует подчеркнуть, что для муниципального образования важно оценить, что дают коммерческие структуры (юридические лица или индивидуальные предприниматели без образования юридического лица) в целом для обеспечения жизнеспособности данной территории. С этой точки зрения наиболее приемлемыми выглядят следующие критерии: их прибыльность (или убыточность), связь с местной ресурсной базой, позиции в структуре муниципальной экономики, занятость и качество рабочих мест.
Важнейшим пунктом современной стратегии муниципальных образований становится развитие малого предпринимательства [2], выступающего ключевым фактором стабильности рыночной системы, что, в свою очередь, позволяет добиться повышения качества жизни местного населения. Уровень доходов в небольших коммерческих организациях или ИП зачастую выше, чем в крупных компаниях. Следует вспомнить об управленческой гибкости таких структур, достаточно серьезном уровне мотивации персонала, больших возможностях для него проявить себя. Немаловажную роль малый бизнес играет во внедрении в экономику новых товаров и услуг, научных инноваций, формировании местного бюджета.
Вместе с тем, комплексная оценка масштабов и уровня развития малого предпринимательства, равно как и его сопоставление с крупным и средним бизнесом на территории отдельного муниципалитета, затруднены ввиду особенностей учета деятельности его субъектов. Как правило, официальные органы статистики предоставляют ограниченный перечень показателей, характеризующих уровень развития малого предпринимательства. К ним относятся: число зарегистрированных малых предприятий и индивидуальных предпринимателей; количество лиц, занятых на малых предприятиях в целом и по отраслям; производство продукции, работ и услуг малыми предприятиями в целом и по отраслям; выручка и инвестиции в основной капитал малых предприятий в целом и по отраслям; доля субъектов малого предпринимательства в розничном товарообороте и в подрядных работах по строительству. Такой набор несовершенен и не позволяет осуществить комплексную оценку малого бизнеса, равно как и достоверно определить его значение в развитии территориальных хозяйственных систем. Так, фактически неразрешимую задачу представляет собой учет доли малых предприятий в валовом продукте, ибо не обнародуются сведения о добавленной стоимости, которую они производят. Доступным становится только показатель соотношения выпуска товаров (производства работ, оказания услуг) малыми предприятиями и валового продукта, что не отражает реальной ситуации, а напротив, приукрашивает картину, отводя таким предприятиям чрезмерно значительную роль. Несмотря на это, удельный вес малого бизнеса в валовом продукте по-прежнему указывается в
298
официальных документах, причем как целевой параметр (например, в государственных программах поддержки малого предпринимательства) [3].
В настоящее время институт предпринимательства получает особое значение в небольших муниципальных образованиях, таких, например, как городской округ г. Дзержинск Нижегородской области. Малый и средний бизнес присутствует в ключевых сферах жизнедеятельности города, а также обеспечивает средствами к существованию 43 % экономически активного населения города. Кроме того, институт предпринимательства способствует формированию среднего класса. В период реализации первой долгосрочной программы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства города Дзержинска на 2007-2010 годы» были решены вопросы создания инфраструктур поддержки предпринимательства: в 2007 году учреждена автономная некоммерческая организация «Центр развития предпринимательства», в октябре 2011 г. открыл свои двери предпринимателям в инновационной и научно-технической сфере бизнес-инкубатор [4]. С 2006 года при Главе администрации города функционирует Совет предпринимателей. Количество субъектов малого бизнеса в г. Дзержинске за период 2006-2009 гг. увеличилось на 20 %, среднесписочная численность работающих на предприятиях малого бизнеса выросла за тот же период на 37,7 %.
На современном этапе решение поставленных задач по поддержке и развитию предпринимательства осуществляется в рамках второй муниципальной пятилетней программы, рассчитанной на 2011-2015 гг. В ее рамках приоритетными оказались следующие направления:
- оказание услуг через инфраструктуру под-
держки малого предпринимательства - Центр развития предпринимательства г. Дзержинска, включая консультирование по правовым, финансовым, налоговым, бухгалтерским и маркетинговым вопросам, подготовку расчетов по экологическому воздействию на окружающую среду, проведение семинаров и «круглых столов», выпуск газеты «Дзержинский предприниматель», распространение информационно-справочных
пособий, помощь в составлении бизнес-планов;
- микрофинансирование предпринимателей по выдаче займов сроком до 1 года в размере до 200 тыс. руб. под 10 % годовых, без залога;
- участие в областном конкурсе на софинансирование муниципальных программ, в результате которого в 2013 году к 3 млн руб. дополнительно
Литература:
1. Указы Президента РФ от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» // Российская газета. 2012. 9 мая.
2. Федеральный закон РФ от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего пред-
из областного и федерального бюджетов было получено 2,5 млн руб.;
- выдача грантов для начала собственного дела;
- привлечение субъектов малого бизнеса к муниципальным заказам - 15 % муниципального заказа было размещено у субъектов малого бизнеса;
- проведение мониторинга среди предпринимателей, в ходе которого выявлялись самые проблемные зоны их сотрудничества с муниципальными властями;
- осуществление на базе бизнес-инкубатора обучающих и информационных мероприятий;
- проведение заседаний Совета предпринимателей при Главе администрации города, на которых рассматривались вопросы ЖКХ, нового строительства, закупок для муниципальных нужд, мер государственной и муниципальной поддержки;
- проведение городских конкурсов и участие в региональных мероприятиях для формирования позитивного имиджа малого бизнеса [5].
Принятие взвешенных управленческих решений, направленных на создание максимально благоприятных условий для развития малого бизнеса в муниципальных образованиях, затруднено в силу недостаточно полной информации статистического характера. Однако настоятельная потребность в повышении вклада малого предпринимательства в социально-экономическое развитие муниципалитета, в первую очередь путем увеличения отчислений в муниципальный бюджет, требует от органов местного самоуправления обратить самое пристальное внимание на проблему обеспечения предпринимательства необходимыми сопроводительными ресурсами (организационной поддержкой, благоприятным правовым режимом, расширением сфер взаимодействия). До сих пор проблемой является низкий уровень востребованности научного потенциала муниципального образования, что диктует необходимость поиска оптимальных организационных форм взаимодействия местных управленцев с представителями малого бизнеса, развивающими инновационные направления.
Перечисленные проблемы не имеют быстрого решения, однако требуют самого пристального внимания со стороны разработчиков стратегии развития муниципальных образований.
Literature:
1. Presidential Decree of May 7, 2012 № 597 «On measures to implement the state social policy» // Russian newspaper. 2012. May 9.
2. Federal Law of 24 July 2007 № 209-FZ «On the development of small and medium enterprises in
299
принимательства в Российской Федерации» // Российская газета. 2007. 31 июля.
3. Агаларова Е.Г., Аливанова С.В. Маркетинговые принципы в парадигме управления социально-экономическим развитием сельских территорий // Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета. 2011. № 4. С. 32-38.
4. Подробнее см.: Бизнес-инкубаторы в системе подготовки малого бизнеса: российский и международный опыт / под общ. ред. Э. Маркварта (OST-EURO). М. : ИПИ, 2001. 160 с.
5. Долгосрочная муниципальная целевая программа «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства города Дзержинска на 2011-2015 годы» (в ред. постановления Администрации г. Дзержинска от 09.02.2011 №244). Утверждена постановлением Администрации г. Дзержинска Нижегородской области от 16 августа 2010 г. № 2846 [Электронный ресурс]. URL : http://www.regionz.ru/index.php?ds=1254752 (дата обращения: 10.09.2014).
the Russian Federation» // Russian newspaper. 2007 July 31.
3. Agalarova E.G., Alivanova S.V. Marketing principles in the paradigm of management of social and economic development of rural areas // Bulletin of the North Caucasus State Technical University. 2011. № 4. P. 32-38.
4. Business incubators in the training of small business: Russian and international experience / under total ed. E. Marquart (OST-EURO). M. : FPI,
2001. 160 p.
5. Long-term municipal program «Development and support of small and medium-sized enterprises of the city of Dzerzhinsk, 2011-2015» (Resolution of the Administration of Dzerzhinsk from 09.02.2011 №244). Approved by the Resolution of the Administration of Dzerzhinsk, Nizhny Novgorod region, dated 16 August 2010 № 2846 [electronic resource]. URL : http: //www.regionz.ru/index.php? Ds = 1254752 (date accessed: 10.09.2014).
300