Научная статья на тему 'Компетентностный подход к системе обучения студентов-журналистов культуре творчества'

Компетентностный подход к системе обучения студентов-журналистов культуре творчества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
196
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компетентностный подход к системе обучения студентов-журналистов культуре творчества»

Компетентностный подход к системе обучения студентов-журналистов культуре творчества

Е.С. ДОРОЩУК, кандидат педагогических наук, доцент

Являясь многофункциональной открытой профессией, журналистика обладает рядом специфических характеристик, предъявляющих своему субъекту особые требования. Одной из них является высокая степень развития культуры творчества журналиста. Ведь именно креативный подход к разным по своему составу сведениям; соотношение факто-графичности и концептографичности деятельности журналиста позволяют создать модель действительности, в которой отражаются основные закономерности развития человеческого общества. Именно эта модель, являясь результатом отражения журналистом реальной действительности, воздействует на действительность как продукт креативного осмысления журналистом мира. Компетентность выступает для такой модели как один из интегральных показателей ее качественности. И от того, насколько компетентными будут действия журналиста при создании этой модели, зависит качество воздействия ее на общественное мнение, а значит и качество управления обществом.

В свете процессов модернизации системы профессионального образования качество подготовки специалиста определяют как «нормативный уровень, которому должен соответствовать продукт образования» [1, с.8]. В этом определении четко зафиксированы основные требования - социальный заказ - общества к школе в целом и к учебно-образовательному процессу, обеспечивающему подготовку специалиста, способного к профессиональной деятельно-

сти. Эта деятельность должна выполняться на высоком профессиональном уровне, с высокой степенью компетентности. Компетентность в системе качества образования журналистов занимает одно из ведущих мест как характеристика показателей личности субъекта образовательной деятельности - студента-журналиста. Процесс формирования и развития ком-петентностей лежит в основе обучения студентов-журналистов культуре творчества. Такой компетентностный подход позволяет представить профессиональную деятельность журналиста как отличающуюся высокой культурной организацией творчества, как динамичный компонент современной общественной жизни, социальный институт, влияющий на процессы управления и самоуправления в общественной жизни. Таким образом, компетентностный подход - это обобщенное научно-методологическое выражение принципов, понятий и методик деятельности студента-журналиста на основании анализа наборов компетентно-стей журналиста, работающих в различных условиях и на разных уровнях информационных процессов в обществе.

При формировании и развитии культуры творчества студента-журналиста работает определенный набор компе-тентностей - результат знакомства с разного рода профессиональными действиями и их особенностями. В отечественной и зарубежной педагогике существуют концепции, рассматривающие процесс формирования и развития компетентно-стей. Автором одной из них является Джон Равен младший. В свете этой кон-

цепции компетентность - это специфическая способность, необходимая для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающая узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия Содержанием деятельности становится достижение конкретного результата, имеющего личностную ценность: сформированные в результате данной деятельности способы поведения; система путей решения профессиональных проблем; организация совместной деятельности субъектов и пр. Поэтому на первоначальном этапе формирования профессиональной компетентности важным является установление ценностей, увлечений или намерений индивида.

К наиболее важным факторам, учет которых необходим при любой осмысленной оценке компетентности, относят основанное на ценностях понимание социальных процессов. Так как поведение людей находится под сильным влиянием социальных норм и правил. В свете теории социальных ролей поведение индивида определяется представлениями о системе социальных ролей, то есть о том, кто и что должен делать в соответствии с положением, занимаемым в обществе -социальным статусом. Это связано и с такими понятиями как «социальное ожидание», «управление», «участие», «демократия», «социальная реакция». Способность к принятию решений является показателем адекватности восприятия и использования этих понятий. Основным источником некомпетентного профессионального поведения в современном обществе оказывается «неспособность и нежелание людей предпринимать что бы то ни было в отношении многочисленных социальных, организационных и политических ограничений, находящихся за пределами их прямых служебных обязанностей, тогда как именно эти «внешние»

ограничения главным образом и определяют, что человек может сделать на своем рабочем месте».

Полемизируя с Роном Джонсоном, Дж.Равен создает свою теоретическую модель компетентности. Эта модель включает в себя три основных компонента-постулата. Мы обозначаем ее как гуманитарно - гуманистическую. В основе ее лежат три переменные: мотивация, способности и среда. Результатом взаимодействия этих компонентов является компетентное поведение.

Интегральной частью компетентности является мотивация. «Компоненты компетентности будут развиваться и проявляться только в процессе выполнения интересной для человека деятельности» [2, с.72]. Это первый постулат Равена. Второй постулат связан с необходимостью оценки полного набора компетент-ностей, проявляющихся в различных дея-тельностных ситуациях и длительных отрезках времени. Только полный набор компетентностей дает основание говорить о профессиональном развитии личности. Третий постулат учитывает влияние конкретной ситуации на формирование ценностей, а также на возможность развития и овладения новыми компетент-ностями. Важно, что в этой модели речь идет о результирующем поведении, которое отягощено разного рода факторами, в том числе и привходящими. Это приводит к тому, что поведение не всегда может согласовываться с ценностями и способностями индивида, доступными непосредственному наблюдению.

Компетентность личности в широком смысле определяется как многоаспектное, многокомпонентное явление, представляющее эффективное, результирующее поведение, в основе которого лежит совокупность трех переменных - мотивации, среды и способностей индивида, обладающее качествами кумулятивности и взаимозаменяемости.

В отечественной профессиологии наряду с понятиями «компетентность» и «наборы компетентностей» (Е.А.Климов, Л.Николов, В.И.Кузин, К.В.Маркелов) используется понятие «компетенции». По сути, эти понятия могут использоваться как синонимы. И мы склонны к этому при условии определения компетенции как набора знаний, подтвержденных опытом в той или иной области деятельности. В особых случаях понятие компетенции имеет более широкую трактовку, представляя совокупность знаний и опыта, что делает его шире понятия «компетентность», сосредоточенного на конкретном действии и на конкретной специфике. Однако это не ограничивает использование компетентности для обозначения набора умений, отражающих степень готовности к той или иной профессиональной деятельности. Исходя из этого, компетентность журналиста включает в себя наборы умений, отражающих степень готовности субъекта к осуществлению массового информационного обмена во всей широте и полноте его функций.

Субъект деятельности обладает, как правило, не одной, а несколькими компе-тентностями или наборами компетентно-стей. Их сочетание обеспечивает владение методологией профессии, проявление специфики способов профессионального мышления. Формирование компетентной личности ставится в основу новой идеологии системы образования. На это направлена реализация субъектного подхода в обучении, использующего психологически ориентированные технологии (В.Б.Библер, Л.В.Занков, И.В.Нечаева, М.А.Холодная, Д.Б.Эльконин). В свете этого подхода к наиболее важным результатам образования относят: развитие инициативы; формирование представлений о том, как функционируют различные социальные институты и организации; развитие компетентностей, необходимых человеку для успешного достижения его целей; развитие творческого

мышления. Исходя из этого, наиболее важными являются следующие показатели результатов образования студента-журналиста: 1) развитие самостоятельности мышления; 2) высокая степень методологической культуры (компетентности); 3) сформированость представлений о том, как функционируют политическая, экономическая и социальная системы общества; 4) высокая степень развития словотворческих инициатив, так называемого «чувства слова» - основы языковой компетентности журналиста; 5) высокая степень развития творческого мышления и творческих инициатив, обеспечивающих принципиальное решение журналистских задач; 6) развитие компетентностей, обеспечивающих и стимулирующих саморазвитие. Эти показатели обеспечивают степень развития культуры творчества журналиста.

Среди основных задач развития культуры творчества журналиста важнейшей считаем задачу стимулирования творческой инициативы, на решение которой влияет сумма экономических и технологических факторов: изменение экономических условий функционирования творческого поля журналистики, связанное с влиянием рынка на журналистику; углубление технологизации творческого процесса в журналистике, следствием которого становится синкретичность и сенса-торность качеств личности журналиста.

Развитие культуры творчества студента-журналиста происходит в результате изменений наборов компетентностей методологического, методического и технологического уровня, что проявляется в формировании системы методик и форм деятельности. Развитие определяется как наполнение содержательными слагаемыми способа журналистской деятельности, спецификой которого овладевает студент-журналист.

Процесс наращивания методологических и методических компетентностей и переход из одной категории владения

профессией в другую, более высокую. В теории журналистики этот процесс определяют как поступенчатый переход от одного уровня развитости профессиональных умений к другому (Г.В.Лазутина) [3].

Овладение методологическими и методическими компетентностями является

условием развития культуры творчества студента-журналиста. Методологические, методические и технологические наборы компетентностей как основные, на которые направлена культуротворческая деятельность студента-журналиста, обрели содержательные характеристики в матрице компетентностей.

Таблица

Компетентность журналиста как субъекта деятельности Содержание Функции Условия формирования Особенности взаимодействия

Информационная (информативная) компетентность Организация и корректировка процессов поиска, хранения и переработки информации на личностом уровне Информирование о текущих событиях, воздействие на общественное мнение, формирование взглядов и убеждений Профессиональные тренинги, профессионально-творческая и учебная деятельность Прямое с познавательной, речевой, коммуникативной креативной компетентно-стью

Познавательная компетентность Поиск знания как процесс культивирования специального журналистского знания Просвещение, культивирование знаний и их распространение Высокая степень самообразовательной деятельности, пожизненное образование Основа всех компетентно-стей

Прогностическая компетентность Стратегическое развитие общества как основа прогнозирования Прогнозирование развития человечества на разных уровнях Высокая степень личностной методологической культуры Опосред- ственно со всеми компе- тентностя- ми

Рекреативная (психологическая) компетентность Отвлечение и психологическое утешение Психологическая разрядка, сохранение психологического здоровья Высокая степень психологической культуры Опосред-ственно

Речевая (языко- Словотворчество Использование Высокая степень Основа для

вая) компетент- как основа про- слова как ин- литературно тьвор- всех видов

ность фессиональной струмента дея- ческой культуры, компе-

деятельности тельности профессионально-творческая деятельность тентностей

Коммуникатив- Содействие и Организация Психологические и Основа для

ная компетент- организация об- коммуникаций профессиональные всех видов

ность щения на межличностном уровне разного типа тренинги компе-тентностей

Креативная Смысловое по- Организация и Профессиональные Непосред-

компетентность нимание творче- осуществление тренинги, творчест- ственно

ских задач литературно-творческой и познавательной деятельности во, интегративная система творческого обучения

Педагогическая Качественные Воспитание с Психологические и Опосред-

(воспитатель- процессы духов- целью разви- профессиональные ственно

ная) компетент- ного и нравст- тия личности тренинги, творче- методами,

ность венного пробуждения ское обучение целями и приёмами

Социальная (со- Гармонизация Социализация Профессионально- Опосред-

циально- отношений в об- личности творческая деятель- ственно

педагогическая) ществе ность

компетентность

Исследователь- Процессы и про- Исследование Профессионально- Опосред-

ская компетент- блемы развития закономерно- творческая и науч- ственно

ность стран и народно- стей развития но- методами,

стей окружающей исследовательская формами,

действитель- работа результа-

ности тами

В рамках компетентностного подхода необходимо создание условий, стимулирующих творческое саморазвитие и познавательную активность студента-журналиста, корректирующие понимание профессионализма, как диалектического процесса профессионализма личности и профессионализма деятельности. Для этого используются технологии системно-целевой индивидуализации обучения

студентов-журналистов культуре творчества. В определении педагогической технологии мы опираемся на понятие, сформулированное Д.В.Чернилевским, который представляет ее как комплексную интегративную систему, включающую упорядоченное множество операций и действий, обеспечивающих педагогическое целеопределение, содержательные,

информационно-предметные и процессуальные аспекты, направленные на усвоение систематизированных знаний, приобретение профессиональных умений и формирование личностных качеств обучаемых, заданных целями обучения [4, с.53].

В связи с этим, важным для обеспечения обучения студентов-журналистов культуре творчества в процессе развития компетентностей является использование технологий ролевого моделирования. В учебном процессе эти технологии выполняют следующие функции: 1) образовательную (используются с познавательно-образовательными целями); 2) воспитательную (используются с профессионально-воспитательными целями); 3) развивающую (используются с целью развития и саморазвития культуротворческих качеств личности студента-журналиста). В результате «взаимодействия с людьми, которые преуспевают в том, в чем сам испытуемый хотел бы добиться успеха или личностями, на которых он хотел бы быть похожим»[2, с.71] происходят изменения наборов компетентностей, наращивание их содержания. Модели могут быть построены на примере деятельности конкретных журналистов-практиков, а также использованы мифологические приемы создания характера профессионального поведения, как, например, редакционные мифы, притчи, рассказы, байки журналистов. Ролевые модели, используемые для формирования наборов компетентностей, обеспечивающих культуру творчества студентов-журналистов, можно разделить на три группы:

1) профессионально-качественные модели, определяющие мотивации в учебной и профессионально-творческой деятельности студентов-журналистов, формирующие программы развития и саморазвития культуры творчества студента-журналиста, повышающие сти-

мульные реакции в профессионально-творческой деятельности. Они используются в форме учебно-производственных комплексов - методико-технологических объединений форм и способов профессиональной журналистской подготовки, отражающих ее учебный приоритет, обосновывающих ее системно-целевую организацию, решающих задачи профессионального обучения и саморазвития творческих компетентностей в рамках производственно-творческой деятельности студентов-журналистов, главным результатом которой является создание разнонаправленных и разноструктурных журналистских текстов;

2) профессионально-поведенческие модели, призванные формировать поведенческие компетентности студентов-журналистов, отрабатывая их в реальных или приближенных к реальным творческим условиям типах деятельности. Они реализуются в форме учебно-практических комплексов - креативных клубов, экспериментальных площадок, осуществляющих создание и апробацию разнообразных деятельностных методик журналистского творчества;

3) профессионально-виртуальные модели, осуществляющие виртуальную интеграцию учебной деятельности студента-журналиста в комплексную систему средств массовой информации - профессионально-творческое поле журналистской профессии. Существенным является использование мультимедийности глобального информационного пространства, позволяющей объединять в одном процессе качественные разнонаправленные особенности деятельности.

Таким образом, формирование ком-петентностей в профессиональной подготовке студентов-журналистов занимает ведущее место в повышении качества обучения студентов-журналистов культуре творчества. В рамках компетентност-

ного подхода наиболее важным по результативности процессом становится процесс ролевого моделирования, распадающийся на группы моделей, отличающихся целевыми характеристиками, но обладающих высокой степенью взаимодействия и взаимовлияния, что позволяет использовать их как интегрированные в профессиональную деятельность реальной системой средств массовой информации.

Литература

1. Мухаметзянова Г.В. Педагогические стратегии трансформации качества обра-

зования студента средней профессиональной школы. II Профессиональное образование в России: методология и теория I [Г.В.Мухаметзянова и др.]. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС; Казань: ИПППО РАО, 2005. - 335 с.

2. Равен Дж. Педагогическое тестирование: Проблемы, заблуждения, перспективы. - М.: «Когито-Центр», 2001.- 142 с.

3. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. - М.: АСПЕКТ-ПРЕСС, 2000. - 240 с.

4. Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 437 с.

Научная статья как средство компетентности специалиста

Н.Г.Гараева, с.н.с. ИПП ПО РАО

В лингвистике до сих пор нет четкого определения понятия «стиль е чи»: разные ученые вкладывают в него свое содержание. В одних работа; стиль речи понимается как форма речи (стиль устной и письменной речи), в других - как норма правильной речи, в-третьих -эмоционально- экспрессивные качества речи или манера говорящего. Многие исследователи понятие «функциональный стиль» - языка и речи - определяют с единых лингвистических позиций, причем стиль рассматривается с опорой на основные признаки и назначения языка. Поэтому структурная и функциональная стороны языка рассматриваются как диалектическое двуединство. Наиболее приемлемым в этой связи является учение В.В.Виноградова о функциональных стилях речи. Стиль, по мнению В.В.Виноградова,- «это общественно осознанная и функционально обусловленная внутренне объединенная сово-

формирования

купность приемов употребления, отбора и сочетания средств речевого общения в сфере того или иного общенародного, общенационального языка, соотносительная с другими такими же способами выражения, которые служат для иных целей, выполняют иные функции в речевой общественной практике данного народа». Стили речи, по мнению В.В.Виноградова, базируются на языковых стилях, выступающих основой для дифференциации разных речевых проявлений (стилей): жанровых (дискуссия, доклад, лекция, беседа); соотносительных с устной и письменной формами речи; монологических и диалогических (с учетом их «внутренних» разновидностей); индивидуальных; стилей массовой коммуникации. Стили речи у В.В.Виноградова выступают как композиционные формы устной и письменной речи. Разговорный стиль противопоставляется книжному и отграничивается от

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.