УДК 371.3
Q>
МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ КРЕАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ-ФИЛОЛОГО СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗРАБОТКИ
TECHNIQUE OF CREATIVE COMPETENCE DEVELOPMENT IN RESPECT TO STUDENTS MAJORING IN PHILOLOGY: CURRENT STATE AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT
© Ю.А. Белкина
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия (Рос
© Y.A. Belkina Samara State Academy of Social Sciences and Humanities (R
В статье рассматривается вопрос формирования креативной комг обосновываются методы, приёмы и способы формирования данной компетет
The article concerns the question of creative competence develo niques and ways of this process.
Ключевые слова: компетенция; компетентность; творчес
Keywords: competence; skill; creative work; creativity.
Современная российская действительность характеризуется активно идущими процессами модернизации, важнейшим фактором успешности которых является личность, ориентированная на инновационную деятельность, способная к самосовершенствованию и саморазвити Это обусловливает необходимость реформ в сфере образования, стратегическо нией которых должно стать соз условий для освоения личностью н способов деятельности и моделей
мара)
ти студента-филолога, ти.
and justifies the methods, tech-
вность.
нее как отноше-
Национальной (2000-2025 гг сти творчес этом поиск отражаю социал развитии, с
ния, что предполагает развит критического, так и творче ния к миру.
Сложившаяся в нас стема образования недоста рована на развитие креа стей обучающихся. Ряд правительственных инициатив направлен на изменение стратегии деятельности в этом направлении.
емя си-о ориенти-способно-
В
петентност
трине образования РФ на идея необходимо-ития личности. При концепции образования, нения в обществе в его омическом и культурном вается с реализацией ком-остного подхода.
ласно Национальному образова-му проекту «Наша новая школа» .), школа будущего востребует тип ля, открытого ко всему новому, спо-ого к развитию творческих способностей учеников. В ГОС ВПО по специально-ти «Русский язык и литература» (050301) второго поколения (2005 г.) развитию креативности студентов было уделено недостаточно внимания, идея формирования ком-петентностей будущего учителя, не будучи сформулированной, присутствовала только имплицитно. В ФГОС ВПО по направлению подготовки 032700 «Филология» (2010 г.) заложен большой интегративный потенциал, требующий усиления междисциплинарных связей и создания возможности для междисциплинарного переноса знаний; усилена научно-исследовательская компонента подготовки студентов. Однако эти инициативы требуют практической реализации. Все сказанное выше свидетельствует о необходимости качественного обновления и совершенствования профессиональной подготовки будущего учителя русского языка и литературы в направлении формирования его способности к саморазвитию, активизации собственных творческих способностей и умению развивать ли-тературно-творче ские способности буду-
щих учеников - формирования креативной компетентности.
В динамичном, меняющемся мире закономерна смена образовательных систем. Мы разработали такую методическую систему, принципы, закономерности которой переносимы в иную образовательную систему. Ведущей идеей формирования креативной компетентности студентов-филологов выступает их личностное и профессиональное развитие. Концептуальной основой построения методической системы формирования креативной компетентности студентов-филологов педагогического вуза является, с одной стороны, направленность высшего филологического образования в педагогическом вузе на формирование личных креативных способностей студентов-филологов, с другой стороны - на обучение будущих учителей русского языка и литературы способам развития литературно-творческих способностей школьников. Ядром данной методической системы является образовательная программа, задающая стратегию деятельности всем преподавателям гуманитарных дисциплин, обучающи студентов-филологов, направленная на формирование нового типа учителя, о дающего креативной компетентн Целью проектируемой методичес: стемы является формирование к личности, способной к эффективной творческой самореализации и развитию литературно-творческих способностей учеников, обладающей креативной компетентностью педагога-филолога, профессионально мобильной.
си
Методическая учебного процесса в докторских диссе математического с позиций комп сматриваются мирования тивной ком информ тентност ского на
организации аботана в ряде о естественно-В частности, тного подхода рас-ические системы фор-онной и коммуника-ости будущего учителя офессиональной компе-ентов физико-математиче-вления; с позиций проблемно-
ативного подхода - система методи-дготовки будущих учителей хи-стемного подхода - методическая ема обучения студентов информатике;
ывного фор-ения студен-
изучаются принципы и идеи креативн дагогической системы непрерывн мирования творческого мышлен тов. Проблема построения методической системы обучения студентов-филологов в современной отечественной педагогической науке поднималась с позиций интегра-тивного подхода. В методике и педагогике высшей школы отдельные работы также посвящены проблеме развития творческих способностей, творческого потенциала личности, в частности, аспектам формирования и развития художественно-творческих способностей музыкантов, их духовно-творческого потенциала Структуре и содержанию профессиональной компетенции филолога (методологическим проблемам обучения русскому языку) посвящены публикации Т.М. Балыхиной [1]. Этот опыт, несомненно, ценный, но он не обеспечивает в полной мере профессиональную деятельность учителей, так как не ориентирован на обучение студентов развитию литературно-ческих способностей учеников. Теоре-еский анализ работ, посвященных разви-ию творческих способностей учеников, свидетельствует о нерешенности проблемы формирования креативной компетентности студентов-филологов. Эти выводы подтверждаются и практикой. Учителя, считающие приоритетными задачи подготовки учащихся к ЕГЭ, не ставят (не могут или не хотят) перед собой цели развития литературно-творческих способностей школьников в системе, работают в этом направлении эпизодически, поэтому результаты развития данных способностей учеников, как правило, низкие. Перед педагогическим вузом стоит задача подготовки нового поколения учителей, понимающих значимость и необходимость решения данной проблемы, знающих конкретные методики развития творческих способностей школьников, готовых проявить собственные творческие способности в профессиональной деятельности.
Анализ современных подходов к высшему профессионально-педагогическому образованию показал, что ведущие идеи де-ятельностного, личностно ориентированного, личностно деятельностного, акмеологи-ческого, контекстного, андрагогического подходов объединяет компетентностный
нова грно-
подход. Данный подход интегрирует принципы: 1) деятельностного подхода, так как компетентность непосредственно проявляется в деятельности и связана с выявлением, постановкой и решением множества проблем и задач; 2) личностно ориентированного подхода, ориентирующегося на личность, её потребности и возможности, на её цели и ценности, становление духовно-нравственных качеств; 3) акмеологического подхода, так как компетентность понимается как непременный атрибут и одна из вершин профессионализма, определяющая целенаправленность, стремление, готовность и способность личности к осуществлению педагогической деятельности; 4) контекстного подхода, предполагающего обучение студентов через «погружение» в контекст профессиональной деятельности; 5) андрагоги-ческого подхода, основывающегося на продвижении обучаемого к самостоятельному освоению знаний, навыков, умений, к его активному участию в выстраивании и коррекции собственного образовательного маршрута, гибкой адаптивности к изменяющимся условиям жизни и профессиональной деятельности. Таким образом, наиболее оптимальным, с нашей точки зрения, подхс дом, в рамках которого возможно тивное формирование креативных спо ностей студентов и их умения творческие способности школьнико ется компетентностный.
Несмотря на то, что пробл ления понятий «компетентност и «компетенция» обсуждается на пр( нии ряда лет как российскими, так и ежными
исследователями, она не ановится менее актуальной и так же нужд ется в терминологическом уточнении, к к и типология данных понятий, структура, технология их
споре наметились эльзовании понятий тетентность»: первая ольку идут от едино-эго на Западе, вторая яет их тесную связь, но тость. С нашей точки зрения,
формирования. В н две тенденции «компетенция» отождествляет го понят тенденция о не то
ность - системное понятие, зна-авляющими которого являются ли, ценностные ориентации, зна-ения, навыки, рефлексия. Компетен-
ем как интегральное о личности, обу-
ция - составляющая этой системы, ос формирования компетентности, структурно-функциональная единица компетентности. В понятии «компетентность» мы выделяем такие её стороны, как способность и готовность к результативной деятельности. Считаем, что компетенция осваивается личностью в образовательном процессе, а компетентность формируется в процессе этого освоения.
Креативную компетентность студентов-филологов многофакторное словливающее на профессиональной основе развитие литературно-творческих способностей школьников и саморазвитие собственных творческих способностей. В креативной компетентности студента-филолога мы выделяем такие её компоненты, как аксиологический (творческое отношение к слову и к человеческой личности как ценности), мотивационный (потребность в творческом заимодействии с текстом и стремление пе-едать эту потребность ученику), когнитив-особность к творческому взаимодей-с текстом через диалог с учеником, проявляющая себя в создании собственных дожественных, критических и публицистических текстов; умение творчески использовать отобранную информацию и выстраивать её как систему творческих задач; умение использовать филологические знания для решения профессиональных творческих задач), операциональный (владение методиками анализа художественного произведения в его родовой специфике и владение методиками развития литературно-творческих способностей учеников; умение творчески использовать накопленный опыт и создавать новые методики), рефлексивный (рефлексия по поводу собственной творческой деятельности; рефлексия по поводу своей роли учителя в процессе создания художественного и критического текста учениками). В структуре креативной компетентности проявляется креативная компонента следующих компетенций: филологической (литературоведческой, языковой и лингвистической), культурологической, психолого-педагогической, методической. Филологическая компетенция в составе креативной компетентности предполагает уме-
ние студентов выстраивать ценностные диалогические отношения с текстом культуры, создавать оригинальные авторские художественные, публицистические тексты, вариативность интерпретации текста, способность к метафоризации и метонимизации в процессе создания оригинального текста при сохранении ценности и целостности языка. Культурологическая компетенция предоставляет студенту возможность грамотной интерпретации и стилизации текста в контексте культуры, умение видеть в изучаемом тексте тексты предыдущих эпох, при необходимости распознавать и воссоздавать интертекст. Психолого-педагогическая компетенция студента-филолога в составе креативной компетентности рассматривается как его полномочия, обязанность и умение самоактуализироваться в творчестве, предполагает креативность, обращённую студентом к самому себе, на основе системы работы, проводимой педагогами высшей школы. Это способность выстраивать отношения со школьниками на основе ценностных ориен-таций, опыта творческой деятельности. Методическая компетенция студента-филолога является наиважнейшей в составе креативной компетентности, так как она пред гает знание студентами методик р литературно-творческих способност щихся, умение передать опыт т деятельности школьникам, что и ядро креативной компетентност ся к понятиям «креативнос ство». Это родственные идентичные.
Анализируя совр креативности, акценти на изучении продук ности, на творческом сти творца, приход лософии креат категория ак синергетич
концепции внимание еской деятель-ессе, на лично-выводу, что в фи-определяется как ции личности творца, цесс, результат сози-
и объективно нового ологии большинство ис-д креативностью понима-овокупность мыслительных и особенностей. Креативность в нальной педагогике и методике ассматривается как способность к твор-тву, принятию и созданию нового, не-
стандартному мышлению, генериро большого числа оригинальных и полезны идей. Мы считаем, что креативность личности определяет её готовность изменяться, отказываться от стереотипов, помогает находить оригинальные решения сложных проблем в ситуации неопределённости; это внутренний ресурс человека, который поможет ему успешно самоопределиться в обществе. Творчество понимается в целом как деятельность, ведущая к развитию и направленная на создание нового, креативность понимается нами как способ-
ность к тако проблемы петентности важно творч спо по
а под л!
ности. Для решения ания креативной ком-ентов-филологов нам литься в соотношении общих особностей и специальных Под креативностью будем щую творческую способность, ратурно-творческими способно-
стями - специальные способности, действующие в структуре общих креативных обностей
то есть умение воплощать ове впечатления от окружающей дей-твительности при развитом творческом воображении и фантазии. Мы считаем, что
специальные способности (литературно-творческие) обретают созидательные свойства благодаря тому, что в их структуре проявляется и усиливается действие общих творческих способностей (креативных), иначе они утратят свои возможности и превратятся в «голую технику». Теоретический анализ проблем изучения творческих способностей в трудах отечественных методистов Ю.С. Мурашковского, С.В. Козловского, О.В. Алешина, В.А. Бухвалова, И.Н. Самаль, В.И. Тимохова, И.Ю. Андрже-евской, А.А. Страунинга, В.М. Цурикова, А.В. Козлова, Т.В. Погребной, А.А. Гина, Т В. Ивановой, А Н. Тубельского, Н.Н. Хо-менко, И.С. Якиманской, С.Ю. Модестова, ЮГ. Тамберга, М.Н. Шустермана, З.Г. Шу-стермана, М.Е. Мееровича, Л.П. Шрагиной и других позволил нам сделать выводы об особой роли творческого воображения и фантазии как важного фактора развития творческих способностей учащихся; выделить приёмы развития творческого воображения, а также приёмы, активизирующие эмоциональное восприятие художе-
ственного произведения учащимися, приёмы развития литературно-творческих способностей. Анализ работ предоставил возможность определить механизм творческого процесса: от развития эмоций личности, которые могут служить «материалом творчества», через развитие воссоздающего воображения, стимулирование творческого воображения, к развитию ассоциативного, образного мышления и развитию фантазии посредством обучения способам фантазирования. Психологический и педагогический аспекты определяют условия благоприятного протекания процесса, методический аспект вооружает обучаемых конкретной технологией, а также необходимым инструментарием развития творческих способностей личности.
Креативная компетентность студента-филолога - это самостоятельное новообразование, находящееся в сложных диалектических связях с профессиональной компетентностью будущего учителя-словесника: на определённой стадии её формирования возможны совпадения, взаимопроникновения, наложения, а возможны и их расхождения.
Введение креативной компетентност: в понятийное поле высшего педагогическ образования, определение сущности этого понятия потребовало изучения кон методических концепций развития турно-творческих способностей Креативная компетентность филолога является интеграль торным качеством личности, ющим на профессиональн тие литературно-творческих способностей школьников и саморазвитие собственных творческих способностей студентов. Это самостоятельное личностное образование, сложных диалектических ио ьной компетентно-возможность как асхождения с ней. й компетентности про-ческих креативных ком-ющих компетенций: филоло-ратуроведческой, языковой
ак-влива-е разви-
находящееся в связях с профе стью, предпо. совпадения, т Структура к является в спе: понент гическо
и лингвистической), культурологической, психолого-педагогической, методической. ическая система формирования кре-
ативной компетентности студен филологов педагогического вуза - это совокупность взаимосвязанных элементов: цели, содержания, форм, методов и средств учебной деятельности, направленных на саморазвитие, самосовершенствование, «самодостраивание» личности при диалектическом взаимодействии субъектов образовательного процесса, предполагающего формирование профессионально и личностно значимых качеств, востребованных обществом, - креативной компетентности специалиста как профессионала и личности. Ме-
ирования креатив-
Г студентов-филологов диссипативная, само-
тодическая систе ной компетент сложная, открыта организующаяся, далёкая от равновесия, поскольку творческая деятельность предполагает определённую спонтанность своего проявления, бессознательные импульсы, процессы. Эта система требует постоянного притока энергии извне, в том числе и энтропии, которая в результате мягкого резонанс-юго управления не приведёт к деструкции. пы построения методической си-ы: интегративность системы при автономности входящих в неё гуманитарных исциплин, обеспечивающая постановку общих задач формирования креативной компетентности студента при сохранении специфики каждого предмета; модульность, обеспечивающая вариативность системы; гибкость, реализующаяся в возможности выбора студентами индивидуальных образовательных маршрутов, включением в содержание образования востребованных видов деятельности; дифференцированность, определяющая различный уровень самостоятельности студентов; надпредметность процесса и результата формирования креативной компетентности, которая реализуется в ценностно-смысловых связях и отношениях между структурными элементами системы и обеспечивается общей целью всех субъектов образовательного процесса в вузе; ориентация на работу с текстом как с продуктом творческой деятельности; ориентация на личностное восприятие художественного текста, которая определяется психолого-педагогическим подходом к отбору информации и учётом уровня литера-
турного развития субъектов образовательного процесса.
Принципы функционирования методической системы: открытость, которая реализуется в постоянном информационном взаимообмене с образовательной средой вуза, школы; непрерывность, определяющаяся ориентацией на саморазвитие студента; управляемость и самоуправляемость системы, которые реализуются в наличии общей цели у всех её субъектов, позволяющей ей перестраиваться и самоорганизовываться, наращивая креативный потенциал; диало-гичность системы, проявляющаяся в её ориентации на режим диалога между всеми субъектами образовательного процесса, гуманистические отношения, основанные на эмоциональном комфорте; этапность методической системы, которая обеспечивает в процессе формирования креативной компетентности переход от подражания к творчеству; принцип ориентации на переход от интуитивного действия в ситуации неопределённости к осознанному решению задачи; соответствие форм и методов работы
тико-публицистический, моделиро эксперимент, наблюдение); рефлексивн (портфолио). Реализации системы способствуют метапредметные креативные технологии (проблемные лекции, лекции-визуализации, «сократовские» диалоги, дебаты, полилоги, мастерские построения знаний, деловые игры, круглые столы, дискуссии, выполненные в технологии развития критического мышления чрез чтение и письмо, образовательные путешествия, рефлексивные и исследовательские портфо-лио), авторские методики (развитие литературно-творческих способностей учеников, методики написания сочинения-ассоциации, сочинения-этюда). С целью обеспечения и работы методической си-ования креативной компе-дентов-филологов использует-ая типология креативных тек-ный, критический, художествен-публицистический. Условием развития ности студентов является наличие ца для подражания. Образец в лице одавателя вуза, учителя не всегда мо-
эффект стемы тент ся
преподавателя характеру изучаемого тек- ж
ст
конкретного материала; установка на т ческое саморазвитие; установка на чество, реализующаяся иннов; содержанием диалога, ведущего взаимодействия к созданию ли текста. Формирование креатив] тентности студентов достига условии последовательно (спиралевидного) прохожде. стадий (репродуктивно интегративной, творчес креативной компетентнос теля, развитие сопро
ным качеством, которое приобретает студент в процессе личностного и профессионального совершенствования. Ведущие методы формирования креативной компетентности, предполагающие как традиционное, так и инновационное их использование: эвристический (метод «мозгового штурма», эвристические вопросы, инверсия, эмпатия, синектика, метод художественной интер-етации текста культуры); исследователь-етод проектов, кейсов (ситуаций), зовательного путешествия, метод кри-
ет обладать высоким уровнем креативно-ста, что обеспечивается учётом специфики сти, что с психологической точки зрения
подтверждает идею о принципиальной незавершённости личности и об обретении собственной уникальности личности через диалог с «другим». Критериями определения уровня сформированности креативной компетентности студентов-филологов являются: стремление к удовлетворению потребности в самоактуализации, самореализации, саморазвитии через профессионально-творческую деятельность; способность к определению творческой задачи для успешного осуществления собственной методической деятельности; способность к созданию критического текста читателя-профессионала; способность к созданию собственного художественного и публицистического текста; владение методическим инструментарием развития литературно-творческих способностей учеников; способность студентов научить учеников создавать свой текст читателя-критика (анализ и интерпретацию художественного текста); способность студентов научить учеников создавать свой художественный и публицистический текст; способность к уверенным и эффективным дей-
ного пе-при апного дентами зирующей, рмирования будущего учится более цен-
аль-ека.
ствиям в ситуации неопределённости на уроках, во внеклассной работе по предмету. Разработанные критерии позволяют фиксировать индивидуальные показатели сформи-рованности креативной компетентности у каждого конкретного студента - будущего учителя русского языка и литературы и определить, к какому типу учителей по уровню креативности он относится: учителю-ретранслятору, учителю-экспликатору, учителю-импровизатору, учителю-
исследователю. Для целенаправленной работы по формированию креативной компетентности мы обобщили методы обучения по степени самостоятельности и активности познавательной и творческой деятельности студентов и определили ведущими следующие: эвристический, исследовательский, рефлексивный. Эвристический метод использовался нами при проведении педагогических мастерских, диспутов, дебатов, полилогов, ролевых игр, кейс-стади в том моменте, когда необходимо было генерирование новых оригинальных идей, сильный творческий импульс, например, при создании методики написания сочинения-ассоциации, этюда. Метод рефлексии мы считаем важнейшим при функционирова нашей методической системы, так как пе, гогическая рефлексия студентов име т тройную направленность: на собст] деятельность, на деятельность преп авате-ля вуза, на ученика.
В работе по формированию ив-ной компетентности студент нам кажется целесообразным метапредметные креатив, как-то: проблемные, «про, ции, лекции-визуализац диалоги», дебаты, полило мастерские построения зн игры, круглые столы, дис ненные в технологии развития критического мышления через чтение и письмо, образовательные путешествия, рефлексивные и исследовательские портфолио и авторские методики (методика развития литературно-творческих способностей учеников, методика написания сочинения-ассоциации, сочинения-этюда). Междисциплинарный и комплексный подходы к исследованию эвых понятий «игра», «те-
гов зовать нологии, е» лек-ократовские ги, кейс-стади, аний, деловые куссии, выпол-
атр»/«театральность» раскрывает театр; но-игровую сущность бытия человека. Анализ научной литературы показывает, что исследование игры, в природе которой учёные видят истоки познания человека, культуры, природы искусства, неразрывно связано с осмыслением театральности и театра. Со времён античности игра наполняется широким смыслом: от обозначения жизни в обыденном её выражении (праздник, танец и т.п.), принципа коммуникации до указаний на её божественное происхождение. Учёные акцентируют разные качества игры: её трансформиру роль в жизни Концепц с исполь гическ (Г.П.
но р
ю функцию и действительность жа (Й. Хейзинга) [7]. ии игры выстраивается анием эстетического, социоло-ологического подходов овицкий) [8]. В социологии фе-ыступает элементом, структу-им социум и связывающим различ-общества, социальные процессы; ние «жизнь - театр» лишается ме-ческой формы и представляет игру способ оформления жизни. В науке осознаются тесные рамки ролевого подхода первичность драматического действия по отношению к игре вообще; учёные отмечают наполненность современной действительности новыми игровыми символами и усиление в ней театральности. Как отечественные, так и западные учёные-психологи, несмотря на различие позиций биологической и социальной теории игры, признают её важность для развития ребёнка и жизнедеятельности взрослого человека, обнаруживают связь игры с творческим началом человека, реализацией способностей, созданием «деятельностного общества». Из обобщения изученного материала следует: феномен игры выступает интегрирующим элементом междисциплинарных связей для разных наук в раскрытии онтологических закономерностей; наука выявляет и обосновывает театрально-игровую сущность бытия человека; театральность - неотъемлемое качество игры, механизм, обеспечивающий её социальные и культуротворче-ские функции, природная способность человека к творчеству как преображению жизни; важнейший смысл обращения
к театральной игре для взрослых - освоение способов «избегать влияния цели той игры, которая с нами играется», манипулирования, автоматических действий в реальных условиях жизни. Педагогически важными являются выводы о том, что искусство театра выступает средством, поддерживающим игровое начало в человеке способом осуществления его культурной функции; в театрально-игровой деятельности проявляется и развивается творческая способность личности; обстановка свободного игрового действия в образовательном процессе даёт возможность продуктивного познания, обучения «ключам»/кодам «языка искусства», а также формирует ответственность «за всё, что ты понял в искусстве» (М.М. Бахтин) [2]. Изменения на уровне развития творческих способностей и возможностей относят к целостным (системным) изменением личности; понятия «творчество», «креативность» («творче-скость») наполнены экзистенциальными смыслами, их психологическая база содержит мотивационный, интеллектуальный и психофизические резервы человека. В оценку творчества включают продукты
творческого мышления; порождение бочного продукта; показатель преобр ния знаний; стремление выйти за заданной проблемы; социальну мость продукта; фактор открыт ществующее ранее; обществен циально признанные достои ления творческого стиля исследования указывают творческого развития особенностей личности средственной связ и интеллектуальной тельностью. В ши о научной литера как необходимый
не су-и-ояв-учные исимость логических ствие непо-творческой образной дея-представленной чество определено лемент педагогической
деятельнос ская личнос творчество» ности достиж
ства
ыты понятия «творче-чителя» и «педагогическое влены условия и возмож-ия педагогического творче-
самодиагностики; определены льность этапов, уровни и пред-еской педагогической деятельно-знаки проявления творческих спо-остей в человеке совпадают с призна-
ками творческой личности учите позволяет выделить взаимосвязанные к поненты в структуре личности учителя, соотносимые с творческим развитие затели, которые фиксируют уровне творческих проявл тельности (табл. 1).
Мы считаем обусловливает поведе торые могут быть ным критериям и и
пока-ения на его дея-
компетентность и действие, ко-по определён, и определяем
следующие критерии и показатели сформи-рованности кре
Данны тивны, в них от теристики креат: повтор миров
ко
компетентности. и измеряемы, объек-ны сущностные харак-ой компетентности, они а определённых стадиях фор-креативной компетентности. образом, креативная компе-дентов-филологов - это инте-ногофакторное свойство лично-
№сти, обусловливающее на профессиональ-ой основе развитие литературно-твор-их способностей школьников и само-итие собственных творческих способностей студентов. Составляющими данной компетентности является ряд компетенций,
которые не сводятся только к знаниям, умениям, навыкам, а определяют ещё и свойства личности устанавливать связи между знанием и ситуацией, формировать процедуру творческого решения поставленной задачи, опыт эмоционально-ценностных отношений: филологическая компетенция (литературоведческая, языковая и лингвистическая), культурологическая компетенция, психолого-педагогическая компетенция и наиважнейшая в этом составе - методическая компетенция. С помощью определённых нами критериев, показателей, стадий креативной компетентности, специальных диагностик и методик можно фиксировать и формировать развитие креативной компетентности студентов - будущих учителей русского языка и литературы. Формирование креативной компетентности обеспечивает эффективность и результативность профессиональной педагогической деятельности, предоставляет возможность успешной социализации личности, способствует развитию положительной мотивации к дальнейшему самосовершенствованию и
рыв-ости,
саморазвитию. Формирование креативной компетентности целесообразно осуществлять в методической системе, которая предполагает модульное построение на основе принципов гибкости, дифференцированно-сти, автономности и интегративности, ориентации на работу с текстом, личностности восприятия, надпредметности. Успешное функционирование системы зависит от реа-
лизации принципов открытости, непре ности, управляемости и самоуправляемости, диалогичности, адекватности форм и методов работы преподавателя характеру изучаемого текста, установки на творчество и творческое саморазвитие, этапности, ориентации на переход от интуитивного действия к осознанному решению з
Компоненты творческого характера в структуре личности
Таблица 1
Компоненты в структуре личности учителя
Проявления «приращений» творч!
в деятельности учи
рактера
Аксиологический
Когнитивный
Мотивационный
Эмоционально-регулятивный
Социально-коммуникативный
Ценностные ориентации на духовность и гуманистические идеалы; ценностное отношение к себе как творческой личности, к педагогическому взаимодействию как условию взаимного творческого роста, к преодолению трудностей как способу творческого развития; терпимость к проявлениям различий и нестандартности; способность воспринимать среду как предпосылку для самосовершенствования; осознание нравственной ответственности за воспитательные дей
Знание психолого-педагогиче^ ского самосовершенствован] дагогического процесса со в субъект-субъектных о' себя творческой личность которые можно обрес движение новых идей;
Потребность в сам! дательных возмо саморазвитие
Волевые ус границ и сте мостроиге. сия; «осу: отноше ний»; э.
основ личностного роста как творче-современных подходов к организации пе-атегических позиций творческого развития [ениях; процесс самопознания и осознания оявление потребности в «живых» знаниях, совместной диалогической деятельности; вы-облемы и способов её решения
ации, в раскрытии и расширении своих сози-креплении духовной силы; нацеленность на
самосовершенствованию, преодолению собственных мышления; преодоление препятствий на пути к са-и личностному становлению; самодисциплина; рефлек-е творческого самопроектирования»; открытость по гим и новому; «упразднение общественных ограниче-сть психики (быстрая переключаемость); стрессоустойчи-
имость; отсутствие аффективных проявлений, психологическая способность к релаксации. Воображение, эмоциональность, нимание, спонтанность, эмпатия, наблюдательность; аутентич-собность быть самим собой; интуиция, проявления импровиза-ого поведения; проницательность, открытость
ая жизненная позиция; интерес к общению; умение строить отно-ения в группе, оценивать и разрешать конфликты; конвенциональный коммуникации; сознательное отношение к освоению коммуникатив-лх и интерактивных технологий; осознание значимости взаимодействия на уровне сотворчества; личная ответственности в процессе коллективной деятельности
Эстетический
Художественное восприятие мира; осознание положительного воздействия гармонии; чувство прекрасного; потребность в художественном творчестве, создании творческих продуктов
Техноло
Расширение области применения педагогических знаний и методов, усовершенствование имеющегося опыта; освоение знания на уровне «знания-трансформации»; освоение технологий проектной и сценарной деятельности
Качества и проявления творческого стиля жизни, не признанные официально; творческие акты, артефакты
Критерии и показатели сформированности креативной компетентност студентов-филологов педагогического вуза
Критерии
Показатели
еской де еской де
по отнош! ости и ст ии осно
Потребность в самоактуализации, самореализации, саморазвитии через профессионально-творческую деятельность
ению к
Наличие позитивных ожиданий в области профессионально-творче ности.
Открытость чужому опыту, восприимчивость и гибкость творческой проблеме, творческой ситуации.
Эмоциональная устойчивость в ситуации неопределённости и стремление к её разрешению.
Способность к личностным изменениям при сохранении основополагающих ценностных установок_
Способность к определению творческой задачи для успешного осуществления собственной методической деятельности
Выделение творческого противоречия в точках зрен исследования.
Формулирование вопроса или задания по тексту худо: Создание проблемной ситуации, стимулирующей ученика.
Создание новой методической концепции ур ника, или модифицирование старой_
а текст как предмет
енного произведения. ческую деятельность
чески развивающей уче-
Способность студентов к созданию критического текста читателя-профессионала
Наличие собственной интерпретации худ Соответствие интерпретации текста ней собственной оценки произведени рактере оценивания студентом художест Использование широкого культуроло стройность работы.
Индивидуальность стиля и выра тс
Способность студентов к созданию художественного и публицистического
твенного текста.
позиции и соотнесённость с ичность и проблемность в ха-го текста. кого контекста. Композиционная
ть речи
позволяющей раскрыть жанровую до-
текста
Наличие художественной обр минанту текста.
Определение лейтмотива текста. Своеобразие интонации, определяющей текст и подтекст работы. Особенности стилистической и языковой выразительности. Композиционная стройность работы
Владение методическим инструментарием развития литературно-творческих способностей учеников
Знание механизмов Знание методик ра: Умение создавать творческое разв
литературно-творческих способностей учащихся. ературно-творческих способностей учеников. ьные методики, ориентированные на литературно-ков
Способность студентов научить учеников создавать «свой текст» (анализ и интерпретацию художественного текста)
Результата: тексты, от - отобра:
Способность студ тов научить учен ков создавать свой художествен публицисти текст
ое использование методик, позволяющих ученикам создавать щие следующим требованиям:
иком материал соответствует поставленной цели, орская позиция соотнесена с собственной позицией читателя, мысл структурных элементов текста (сюжета и композиции, мно-и художественной детали, изобразительно-выразительных художественной речи), и точно используется привлекаемый дополнительный материал, ающий контекст интерпретации,
стиль работы (соблюдается композиционная стройность, логичность, сть изложения)_
Способно тов
и эффективным действиям в ситуации неопределённости на 1х, во внеклассной работе по пред-
гепень самостоятельности учеников в создании текста. ичие в тексте учащихся художественной образности, позволяющей раскрыть жанровую специфику текста.
Выразительность речи (богатство, уместность и правильность использования тропов).
Индивидуальность стиля (развёрнутость высказывания; точность, краткость речи; поток сознания)
Готовность к эффективному использованию методик развития литературно-творческих способностей учеников.
Создание специальных способов деятельности, отбор необходимых для данного случая.
Готовность к эффективному переносу знаний, умений и навыков в новую ситуацию (эффективное использование филологической, культурологической, психолого-педагогической, методической компетенций, входящих в креативную компетентность студентов)_
О)
Литература
1. Балыхина Т.М. Структура и содержание российского филологического образования. Методологические проблемы обучения русскому языку : монография. М. : МГУП, 2000.
2. Бахтин М.М. Франсуа Рабле и народная смеховая культура средневековья и Ренессанса. М. : Художественная литература, 1965.
3. Белкина Ю.А. Лингводидактические игры на уроках русского языка как приём формирования креативных способностей учащихся // Вестник Балтийской педагогической академии. СПб. : БПА, 2012. Вып. 105. С. 180-185. /V
4. Белкина Ю.А. Опытно-экспериментальная работа над проблемой формирования лингво-креативной компетенции в период педагогической практики студента-филолога // Современное русское языкознание и лингводидактика : сб. науч. тр., посвящ. 90-летию со дня рождения академика РАО Н.М. Шанского / ред.В.В. Никульцева. М. : МГОУ, 2012. Вып. 3. С. 519-525.
5. Белкина Ю.А. Формирование лингвокреативных способностей будущих учителей-словесников: методы и приёмы работы // Проблемы современного филологического образования : сб. науч. ст. / отв. ред. В.А. Коханова. М. : МГПУ ; Ярославль : Ремедер, 2012. Вып. Х. С. 69-73.
6. Белкина Ю.А. Формирование лингвокреативных способностей учащихся (из опыта экспериментальной работы) // Актуальные проблемы русского языка и методики его преподавания: традиции и инновации : сб. ст. 14 Всероссийской науч.-прак. конф. молодых учёных с международным участием / под ред. В.М. Шаклеина. Москва, РУДН, 23 апреля 2012 г. М. : Рибэст, 2012. С. 228-232.
7. Хейзинга Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня : пер. с нидерл. / общ. ред. Г.М. Та-вризян. М. : Прогресс-Академия, 1992. С. 9-24.
8. Щедровицкий Г.П. Избранные труды. М. : I сультурной политики, 1995.
Сведения об ____
Белкина Юлия Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка, культуры речи и методики их преподавания Поволжской государственной социально-гуманитарной академии.
E-mail: [email protected].
Почтовый адрес: 443099, Самара, ул. М. Гор )ького, 61/63. Телефон: 333-27-27.
давания П
, ул. М. Горько , ул. М. Горько