ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2013. №3(33)
УДК 159.923.3
ПСИХОМЕТРИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА МЕТОДИКИ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ИЗУЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ЖУРНАЛИСТА
© Л.А.Закирзянова
В статье предлагается методика, направленная на изучение профессионализма журналиста. Дается психометрическая оценка показателей методики - надежности и валидности. На основе эмпирического исследования выявлено, что ряд критериев эффективности деятельности журналиста образует взаимосвязи с показателями самоактуализации личности.
Ключевые слова: личность журналиста, критерии эффективности профессиональной деятельности, валидность и надёжность.
В современной отечественной психологии выполнено немало исследований, посвященных психологическим аспектам личностного развития специалистов. Понятие «профессионализация», а также выделение и содержательное наполнение этапов профессионализации достаточно разработаны в исследованиях В.А.Бодрова [1], Е.А.Климова [2], Т.В.Кудрявцева [3] и др. В работах таких отечественных психологов, как В.А.Бодров [1], А.А.Деркач [4], В.Г.Зазыкин [5] и др., раскрыты связи личностных и профессиональных характеристик, которые рассматриваются как оптимизация профессиональной подготовки и условий осуществления успешной профессиональной деятельности, как основание формирования профессионально важных личностных качеств самоактуализации и самореализации, как возможность совершенствования профессионализма.
Теоретиками журналистики (Р.Г.Бухарцев [6], Г.В.Лазутина [7] и др.) разработаны профессионально-творческие модели деятельности журналиста, в которых раскрываются особенности творческого процесса журналистов, анализируется процесс саморегулирования в современной журналистике, в том числе исследуются особенности профессиональной морали журналиста. В работах Ю.В.Андреевой [8], Е.С.Дорощук [9], Л.Г.Свитич [10], М.В.Симкачевой [11] и др. проводится поиск и описание личностных характеристик журналиста, обеспечивающих успешное выполнение им профессиональной деятельности.
Не смотря на то что перечисленные труды внесли определенный вклад в изучение проблемы профессионального становления журналиста, исследования в этой области еще находятся на начальной стадии. Дальнейшее исследование в рамках обозначенной темы видится в изучении способности к профессиональному развитию журналиста, что предполагает необходимость психологического инструментария, свя-
занного с диагностикой способности к профессиональному саморазвитию и сдерживающих развитие ограничений.
В своих предыдущих работах на основе эмпирического материала с помощью факторного анализа в профессиональной модели журналиста нами выделены пять факторов: «Человечность», «Профессиональная позиция», «Гибкость», «Саморегуляция поведения», «Коммуникативная компетентность». В содержании каждого фактора раскрываются профессионально важные качества специалиста, обеспечивающие эффективность профессиональной журналистской деятельности. С учетом выделенных факторов была составлена методика, направленная на изучение профессионализма журналиста. Разработка нового инструмента связана с возросшим интересом психологического сопровождения профессионального развития и саморазвития журналиста в психологии журналистики, педагогике и журналистике.
Конструирование методики
За основу методики взят опросник Д.Фрэнсиса и М.Вудкока «Анализ собственных ограничений» [12], применяемый для изучения основных типов ограничений в управленческой деятельности руководителя. Мы изменили его содержание с учетом профессионального портрета личности журналиста и специфики его деятельности.
В рамках разработанной нами методики выделяются 8 показателей, которые могут быть рассмотрены в качестве психологических критериев эффективности журналистской деятельности:
- способность управлять собой;
- ценности;
- целеустремленность;
- продолжающееся саморазвитие;
- хорошие навыки решения проблем;
- творческий подход;
- коммуникативная компетентность;
- понимание особенностей журналисткой деятельности.
Для своего профессионального и личностного развития журналисту необходимо изучить и преодолеть ограничения, препятствующие успеху и личностному саморазвитию. Данная методика позволяет оценивать 8 потенциальных ограничений журналистской деятельности. Рассмотрим краткие определения ограничений:
Неумение управлять собой: неумение журналиста бороться со стрессами; правильно «распоряжаться», рационально использовать время, силы и способности; поддерживать состояние здоровья и работоспособности.
Размытость (несогласованность) ценностей: отсутствие ясного понимания своих личных ценностей; несогласованность личных и профессиональных ценностей.
Смутные цели: отсутствие ясности в вопросе о целях своей личной или профессиональной сфер; наличие целей, несовместимых с условиями современной работы и жизни.
Остановленное саморазвитие: отсутствие настроенности и восприимчивости к новым ситуациям и возможностям, отсутствие желания «двигаться вперед».
Недостаточное развитие навыка решения проблемы: отсутствие стратегии, необходимой в принятии решений, а также способности самостоятельно решать проблемы, принимать ответственность за ситуацию и свое поведение.
Недостаток творческого подхода: отсутствие способностей генерировать достаточно новых идей; неумение использовать новые идеи, ригидность и консерватизм.
Недостаточное развитие коммуникативной компетенции: отсутствие навыков налаживать контакты, неумение «повести за собой», оценивать, интерпретировать и прогнозировать межличностные события. Журналист при этом не умеет внимательно слушать, убеждать, приходить к согласию в спорных вопросах.
Недостаточное понимание особенностей журналистской деятельности: незнание основ журналистики, конкретных методов и приемов воздействия, низкий уровень владения профессиональными компетенциями.
Опросник состоит из 80 утверждений, на которые необходимо дать свое согласие («+») или несогласие («-»), и сопровождается инструкцией. Выборку исследования составили студенты 34 курсов, обучающиеся в КФУ по специальности «Журналистика», в возрасте 20-21 года, общим количеством 50 человек и журналисты (работники СМИ Республики Татарстан) со стажем не
менее 3 лет - 50 человек. Общее количество испытуемых - 100 человек. В исследованной выборке в результате статистических методов обработки были получены нормальные распределения по значениям шкал асимметрии и эксцесса. Статистическая обработка данных включала также сравнение средних показателей по 1> критерию Стьюдента и корреляционный анализ.
Проверка надежности методики Надежность методики определялась с помощью выявления внутренней согласованности, повторного тестирования и методом расщепления. Так, для изучения ретестовой надежности опросник был предложен испытуемым дважды с интервалом измерения около трех месяцев. Показатель Я составил 0,95 при уровне значимости р<0,001, что свидетельствует об удовлетворительной рете-стовой надежности методики (таблица 1).
Таблица 1.
Коэффициент надежности отдельных шкал
методики
Шкалы опросни- Показатель Коэффициент
ка ретестовой внутренней со-
надежности, гласованности,
Я а
А Способность 0,97 0,85
управлять собой
В Ценности 0,87 0,93
С Четкие цели 0,87 0,93
Б Продолжаю- 0,85 0,85
щееся саморазви-
тие
Е Навыки реше- 0,57 0,84
ния проблем
Б Творческий 0,90 0,85
подход
О Коммуника- 0,93 0,92
тивная компе-
тентность
Н Знание особен- 0,79 0,88
ностей журналистской профессии
Для определения внутренней согласованности использовался показатель Альфа Кронбаха. Мы измеряли показатель внутренней согласованности для каждой шкалы (число пунктов в каждой шкале равен 10) и всей методики в целом. Стандартизованный коэффициент Альфа Кронбаха по методике составил а = 0,86, что свидетельствует о ее надежности. Дальнейшие психометрические процедуры по установлению надежности связаны с расчетом корреляции первой и второй половины теста. Показатель Я=0,73 при уровне значимости р<0,01.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ. ПСИХОЛОГИЯ
Проверка валидности методики
Валидность методики определялась по ряду позиций: оценка содержательной валидности и конструктной (предполагаемой) валидности [13].
Оценка содержательной валидности создаваемой методики осуществлялась методом экспертной оценки. Вопросы в методике были проанализированы группой экспертов, в состав которой входили преподаватели психологического отделения Института педагогики и психологии и факультета журналистики КФУ. Экспертам предлагалось оценить утверждения методики с точки зрения соответствия концепту, доступности для восприятия, социальной желательности. Следуя рекомендациям экспертов, мы отредактировали несколько утверждений, что были изначально заложены. Мнение экспертов послужило основой принятия решения о достаточной содержательной валидности создаваемой методики.
Кроме того, предполагаемая валидность устанавливалась подсчетом коэффициента корреляции показателей нашей методики с показателями по шкалам методики «САТ» (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман и др.), которая позволяет проди-агностировать степень развития различных аспектов самооактуализирующейся личности. Поскольку в содержании методики «САТ» имеются шкалы, измеряющие сходные характеристики, мы выдвинули гипотезу о возможной положительной корреляции со шкалами разработанной методики.
На основе полученных данных можно заключить, что показатель «Способность управлять собой» положительно коррелирует с показателями по шкалам «Поддержки» (р<0,01), «Сензе-тивности» (р<0,05), «Самоуважения» (р<0,01), «Самопринятия» (р<0,01), «Принятия агрессии» (р<0,05), «Контактности» (р<0,05) и суммарным показателем самоактуализации (р<0,01).
Показатели «Четкие ценности» и «Продолжающееся саморазвитие» взаимосвязаны со шкалой «Принятие агрессии» (р<0,05). Важность такого параметра, как способность принимать проявления своей деструктивной стороны личности, позволяет характеризовать человека способным адекватно принимать свое раздражение, гнев и агрессивность как естественное проявление человеческой природы, что является важной характеристикой самоактуализации и саморазвития личности.
Показатель «Навык решения проблем» взаимосвязан со шкалами «Поддержка» (р<0,05), «Ценностные ориентации» (р<0,05), «Сензетив-ность» (р<0,05), «Самоуважение» (р<0,01), «Принятия агрессии» (р<0,05), «Контактность» (р<0,01), а также суммарным показателем самоактуализации (р<0,05).
Шкала «Творческий подход» имеет положительные взаимосвязи с показателями по шкалам «Ценностные ориентации» (р<0,05), «Принятие агрессии» (р<0,05), «Контактность» (р<0,01). В то же время показатель «Коммуникативная компетентность» положительно коррелирует с суммарным показателем самоактуализации (р<0,05), шкалами «Поддержка» (р<0,05), «Ценностные ориентации» (р<0,05), «Спонтанность» (р<0,05), «Самоуважение» (р<0,01), «Контактность» (р<0,01). А шкала «Понимание особенностей журналистской деятельности» положительно взаимосвязана со шкалами «Принятие агрессии» (р<0,05) и «Самопринятие» (р<0,05).
Следовательно, показатели разработанной методики образовали ряд межтестовых связей с показателями надежной, валидной и широко используемой в психологической практике методики «САТ». Это позволяет сделать вывод о том, что предложенная методика может использоваться в рамках психологии журналистики как надежный и валидный диагностический инструмент.
В рамках данного исследования также получен результат сравнения выраженности показателей разработанной методики у журналистов-профессионалов и студентов-журналистов, полученный с помощью статистического сравнения показателей по 1>критерию Стьюдента для независимых выборок. Были выявлены следующие значимые различия (на уровне значимости р<0,01, р<0,001), которые представлены в таблице 2.
Таблица 2.
Статистическое сравнение показателей по ^критерию Стьюдента у журналистов _и студентов__
Показатель Средние значения Факти-
по показателю ческое
Группа Группа значение
«Сту- «Журна- критерия
денты» листы» г
Способность 5,1 6,69 4 з (***)
управлять собой
Продолжающееся 6,64 7,88 2,8 (**)
саморазвитие
Хорошие навыки 5,68 7,23 3,4 (**)
решения проблем
Знание особенно- 6,5 7,81 3,4 (**)
стей журналистской профессии
Примечание: 1 - фактическое значение критерия; (***) - обозначение показателей, для которых обнаружены достоверные различия на уровне значимости; р<0,001 (**) - обозначение показателей, для которых обнаружены достоверные различия на уровне значимости р<0,01.
Результаты статистического сравнения средних значений личностных характеристик у журналистов и студентов-журналистов показали достоверные различия в ряде критериев эффективности журналистской деятельности. Мы видим, что такие показатели, как способность управлять собой, продолжающееся саморазвитие, хорошие навыки решения проблем, знание особенностей журналистской профессии, более выражены у журналистов. По остальным показателям на данном этапе исследования достоверных различий не обнаружено.
Таким образом, психометрическая оценка методики показала ее надежность и валидность. Область применения методики связана с перспективой ее использования для определения профессионального и личностного самосовершенствования журналистов и студентов, обучающихся по специальности «Журналистика».
1. Бодров В.А. Психологическое исследование профессионализации личности // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала. Сб. научных трудов. - М.: Институт психологии АН СССР, 1991. - С. 3 - 26.
2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Учеб. пособ. для студентов высших пед. учебных заведений. - М.: Аку, 2005. -304 с.
3. Кудрявцев Т.В. Психология профессионального обучения и воспитания. - М.: Московский энергоинститут, 1985. - 108 с.
4. Деркач А.А. Акмеологическая культура личности: содержание, закономерности, механизмы развития. - М.: МПСИ, 2006. - 496 с.
5. Зазыкин В.Г. Акмеологические аспекты профессионализма. - СПб.: Питер, 1993. - 48 с.
6. Бухарцев Р.Г. Психологические особенности журналистского творчества. Материалы спецкурса. - Свердловск: Рик, 1976. - 70 с.
7. Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста. Учеб. пособ. - М.: Аспект Пресс, 2000. -208 с.
8. Андреева Ю.В. Педагогическая система ориентации профессионального обучения на саморазвитие конкурентоспособности студентов-журналистов: Автореф. дисс. ... д-ра пед. н. - Казань, 2006. - 44 с.
9. Дорощук Е.С. Деятельная модель журналистики. Материалы к курсу для развития творческих способностей студентов-журналистов. - Казань: КГУ, 2001. - 66 с.
10. Свитич Л. Г. Профессия: журналист. - М.: Аспект Пресс, 2003. - 255 с.
11. Симкачева М.В. Журналистика XXI века: портрет профессии. Учебно-метод. пособ. - Казань: КГУ, 2009. - 149 с.
12. Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. - М.: Дело, 1991. - 320с.
13. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. - СПб.: Питер, 2006. - 351с.
PSYCHOMETRIC EVALUATION OF THE METHOD USED TO STUDY THE PROFESSIONAL COMPETENCE OF A JOURNALIST
L.A.Zakirzyanova
In this paper we suggest a method for identifying the key professional competences of a journalist. The psychometric evaluation of the method, its reliability and validity, is given. On the basis of the empirical research we also show that a number of performance criteria correlate with certain characteristics of self-actualization.
Key words: journalist's personality, criteria of professional performance, validity and reliability.
Закирзянова Люция Альфатовна - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Института социальных и гуманитарных знаний.
E-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 19.09.2013