ИССЛЕДОВАНИЕ
1 w 1
Косяков М.А. , Шаидулина Т.Т.
1 Российский университет дружбы народов, г. Москва
Коммуникационные стратегии ведущих российских вузов
АННОТАЦИЯ:
Данная работа может быть интересна исследователям и специалистам в области digital, а также тем, кто занимается развитием маркетинга и конкурентоспособности вузов. В рамках реализации в РФ проекта повышения конкурентоспособности российских вузов «проект 5-100» появляются вопросы актуализации стратегии маркетинга на зарубежных рынках. В данной статье приведен анализ положения конкурентов РУДН, классических университетов из различных регионов мира с целью выработки предложений для улучшения показателей российских вызов в международных рейтингах.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: digital стратегия, вуз, 5-100, РУДН, коммуникации, социальные сети, веб-сайт, классический университет, международный маркетинг
JEL: I23, I25, M31
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:
Косяков М.А., Шайдулина Т.Т. Коммуникационные стратегии ведущих российских вузов // Креативная экономика. — 2016. — Т. 10. — № 7. — С. 813-828. — doi: 10.18334/ce.10.7.35578
Косяков Максим Андреевич, ассистент кафедры маркетинга, Российский университет дружбы народов, г. Москва ([email protected])
Шайдулина Тамара Тимуровна, Российский университет дружбы народов, г. Москва
ПОСТУПИЛО В РЕДАКЦИЮ: 08.07.2016 / ОПУБЛИКОВАНО: 30.07.2016
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП: http://dx.doi.Org/10.18334/ce.10.7.35578
(с) Косяков М.А., Шайдулина Т.Т. / Публикация: ООО Издательство "Креативная экономика"
Статья распространяется по лицензии Creative Commons CC BY-NC-ND (http://creativecommons.org/licenses/by-nc-nd/3.0/) ЯЗЫК ПУБЛИКАЦИИ: русский
Введение
Получение качественного образования сегодня является важным фактором в развитии общества и страны в целом. С одной стороны, наблюдается конкурентная борьба за привлечение студентов и инвестиций. С другой стороны, развитие Интернета и информационных технологий меняет внешнюю среду. Все это делает актуальной проблему модернизации вузов в соответствии с современными тенденциями. Ежегодно публикуемые рейтинги оказывают сильное влияние на число студентов и финансовых потоков в то или иное учреждение. Сегодня важность глобальных рейтингов вузов становится все больше. Однако вхождение вуза в него ставит перед ним еще более сложные задачи: закрепить конкурентные позиции и продвигаться в нем дальше для развития качественного и современного образования. Достигнуть высоких показателей возможно только при использовании современных подходов и ориентации на конкурентов.
Продвижение образовательных услуг вуза сегодня зависит от правильно подобранных каналов коммуникации и внедрения современных маркетинговых инструментов. В данной работе будут проанализированы digital стратегии ведущих вузов для того, чтобы иметь лучшее представление о том, какие решения смогут повысить конкурентоспособность РУДН на глобальном рынке образовательных услуг.
В 2015 году Российский университет дружбы народов стал участником проекта «5-100». Это создало для университета несколько новых задач в плане стратегического развития. Так как тема данной статьи затрагивает проблемы только digital развития, следует обозначить основные проблемы, которые должны быть решены в результате внедрения предложений по развитию digital стратегии [10]:
- официальный сайт РУДН устарел, не выполняет основных функций, не удовлетворяет принципам юзабили;
- РУДН не имеет собственных мобильных приложений, таких как онлайн-расписание или приложение для абитуриентов;
- низкая вовлеченность пользователей в социальных медиа и низкая цитируемость сотрудников РУДН;
- низкая интеграция информационных технологий в образовательный процесс;
- недостаточно активное привлечение иностранных студентов с помощью интернет-технологий.
Для того чтобы разработать наиболее подходящие решения по digital стратегии РУДН, был проведен анализ коммуникационных стратегий, ведущих зарубежных и российских вузов, в качестве результата будут определены существующие примеры эффективных программ с целью улучшения текущей ситуации и определения приоритетных направлений развития. В соответствии с поставленными задачами проводимое исследование состояло из 3-х частей:
1. контент-анализ сайта и социальных сетей ведущих зарубежных вузов;
2. бенчмаркинг 3 российских вузов, которые участвуют в проекте «5-100»;
3. анализ digital среды РУДН: аудит сайта РУДН и социальных
сетей.
В рамках проведения контент-анализа зарубежные вузы отбирались в соответствии со следующими принципами:
- вуз входит Топ-150 мировых вузов;
- цели и задачи аналогичны целям и задачам РУДН;
- международное сотрудничество и привлечение международных студентов является приоритетной задачей.
Географический принцип также являлся критерием выбора вуза -отбирались те, которые занимают лидирующие позиции в своих регионах на основе рейтингов. В качестве зарубежных вузов были выбраны:
- Университет Циньхуа (КНР);
- Свободный Университет Берлина (Германия);
- Университет Калгари (Канада).
В ходе анализа исследовались следующие параметры:
- Message of the University (миссия, цели и задачи университета, основное направление стратегического развития);
- слоган (официальный девиз) вуза;
- структура и наполнение сайта;
- степень интегрированности вуза с основными социальными сетями региона (YouTube, Facebook, Twitter, Linkedn, Instagram);
- онлайн и офлайн издания вуза (электронная газета, журнал, дайджесты);
- наличие и функционал интегрированных мобильных приложений.
В рамках исследования был проведен бенчмаркинг российских вузов. Основной задачей бенчмаркинга является анализ лучших практик
продвижения вузов в России и за рубежом. Для исследования были отобраны учреждения, которые:
- имеют общие характеристики с РУДН;
- являются лидерами в отобранном регионе;
- победители или призеры QS Creative Awards.
QS Creative Awards предоставляет возможность для лидеров университетов, преподавателей, экспертов и ученых высших учебных заведений со всего мира делиться новыми идеями по важнейшим вопросам и тенденциям в развитии высшего образования. Межвузовская конференция также предлагает стратегии для повышения производительности и глобальной репутации вузов [12].
Исследование современных инструментов, используемых в РУДН
Установление целей и определение ориентиров является ключом к успешной реализации стратегии, особенно, когда учебное учреждение начинает стандартизировать маркетинговые измерения по отдельным каналам. Существует широкий спектр цифровых показателей, которые должны быть под контролем для получения представления о взаимодействии аудитории с веб-экосистемой университета [8].
Рисунок 1. Бенчмаркинг digital стратегий зарубежных и российских вузов Источник: Составлено автором
Контроль данных метрик помогает улучшить производительность веб-сайта. Некоторые из ключевых показателей, которые далее будут проанализированы на сайте РУДН с помощью инструмента saitreport.ru:
1. Вовлеченность пользователя и измерение лояльности. (Среднее время, проведенное на сайте, процент отказов, соотношение новых, уникальных пользователей к вернувшимся посетителей, количество просмотренных страниц / посещений и т.д.)
Показатели вовлеченности пользователя отражают качество пользовательского опыта (UX-user experience), который показывает положительные аспекты взаимодействия, и, в частности, явления, связанные с веб системой [1]. В современном информационном пространстве самым одной из наиболее важных проблем является удержание пользователя Интернет на своем ресурсе, где мимолетное внимание пользователя становится потенциально важным ресурсом; для этого необходимо, чтобы учебные учреждения разрабатывали отличающийся и удобный пользовательский опыт. Как уже упоминалось выше, существует множество метрик, которые можно использовать для измерения пользовательского опыта (UX) и определить таким образом ключевые точки роста. Разберем подробнее измеряемые показатели:
- Показатель отказов: процентное соотношение количества посетителей, покинувших сайт прямо со страницы входа или просмотревших не более одной страницы сайта.
где Rfr - показатель отказов;
Tv - количество посетителей, просмотревших одну страницу (количество отказов);
Te - количество просмотров страницы.
- Новые посетители к вернувшимся: является важной метрикой для оценки качества содержания страницы и лояльности пользователей.
- Отношение просматриваемых страниц к посещениям: отличный показатель того, насколько убедителен и доступен контент.
- Среднее время на сайте: может быть определено как совокупность времени, которое пользователь провел на сайте за все посещения.
2. Охват через социальные сети. (Социальные сети, работа с обратными ссылками, Data Hub активность и т.д.)
В работе с социальными сетями возникает проблема, что социальные медиа в первую очередь воздействуют на потребительское поведение и знание о вузе. Например: люди комментируют или
обмениваются мнением о программе в вашем вузе. Это создает сообщество, повышает информированность о вузе и бренде и в конечном итоге конвертирует в клиентов, совершающих целевое действие. Есть несколько показателей социальных медиа, которые можно использовать для оценки эффективности этого процесса и влияния на достижение целей и конверсий школы. Здесь обычно используются:
— мониторинг социальных сетей (проанализировано выше): помогает анализировать и понимать, насколько хорошо социальная сеть конвертирует трафик на сайт;
— Data hub: данные помогают понять, как и что люди говорят при взаимодействии с веб-контентом;
— обратные ссылки: показывают, какие сайты ведут на вебстраницу вуза и в каком контексте.
3. Метрики доходов (коэффициент конверсии, транзакции, кликов и т.д.).
Отдел маркетинга всегда нуждается в окупаемости затрат на маркетинговую деятельность, особенно в вузах эта проблема усиливается в виду административных ограничений. Решение может быть достигнуто только путем установления прямой связи между маркетинговыми метриками и будущими результатами вуза [2]. Практически все инструменты веб-аналитики, такие как Google Analytics, позволяют преобразовать затраты на маркетинг в аналитические дашборды и отчеты. Есть несколько ключевых показателей, которые могут показать глубину отдачи маркетинговых усилий и производительности веб-сайта вуза:
- коэффициент конверсии - отношение числа посетителей сайта, выполнивших на нем какие-либо целевые действия (скрытые или прямые указания рекламодателей, продавцов, создателей контента - покупку, регистрацию, подписку, посещение определенной страницы сайта, переход по рекламной ссылке), к общему числу посетителей сайта, выраженное в процентах.
- CTR (синоним-кликабельность, от англ. click-through rate -показатель кликабельности) - определяется как отношение числа кликов на баннер или рекламное объявление к числу показов, измеряется в процентах;
- совершенные целевые действия: общее число сделок за период.
4. Показатели эффективности (время загрузки страницы, индексации, время совершения действия и т.д.).
Новые технологии позволяют более детально изучать пользовательский опыт (например, рабочий стол, использование смартфонов, планшетов и т.д.), так как сейчас существует обилие
показателей для оценки эффективности веб-экосистемы вуза. Вот некоторые часто используемые из них:
- время загрузки страницы: среднее время для загрузки вебстраницы;
- время, которое тратится пользователем на совершение тех или иных целевых действий.
С помощью инструмента saitreport.ru была получена аналитика 50 страниц сайта РУДН1.
В первую очередь, нужно отметить такие показатели, как «глубина просмотра сайта» и «процент отказов». Первый показатель находится на очень низком уровне, это говорит о том, что ресурс не вовлекает пользователя и контент ему не интересен. Чем меньше глубина просмотра, тем хуже шансы сайта выйти в ТОП и конвертировать уникального посетителя в постоянного [3].
Глубины страниц
75
1 2 3 4 5 6 7 8 9 Глубина
Рисунок 2. Глубина просмотра страниц Источник: Saitreport.ru
Аудит сайта показывает, что каждый второй зашедший на страницу сайта РУДН сразу выходит, показатель «процент отказов» очень высок (рис. 3).
Среди причин низкого показателя могут быть:
1. внешний вид сайта: не вызывает доверия, неаккуратный дизайн и другое;
1 Сайт Российского университета дружбы народов.
Трафик
(£) среднее время нахождения на сайте: 158 сек.
[р! Среднее кол-во просмотренных 431 Процент отказов: 48.9%
страниц за визит: 4.2
Рисунок 3. Показатели трафика Источник: Saitreport.ru
2. непродуманная навигация: пользователь не может найти нужную информацию на сайте;
3. нецелевой трафик: на сайт попадают клиенты, которые ищут совсем другую информацию, чем то, что находится на страницах сайта;
4. качество контента: низкокачественный контент вызывает негативную реакцию у пользователей, следовательно, важно систематически проводить оптимизацию контента.
Другой показатель, который стоит отметить это «индекс цитирования страниц». Один из важнейших параметров, по которому поисковые системы определяют, соответствует ли страница вашего сайта пользовательскому запросу. При увеличении индекса цитирования улучшается позиция ресурса в поисковых системах, которые применяют такое ссылочное ранжирование. Индекс цитирования характеризует прежде всего количество веб-площадок, имеющих ссылки на ваш сайт. Для сайта РУДН данный показатель необходимо повышать, так как индексы цитирования сайта в поисковых системах следующие:
- Индекс Яндекса - 2000;
- Google PageRank - 7.
«Индекс цитирования страниц» - важнейший параметр, по которому поисковые системы определяют, соответствует ли страница сайта пользовательскому запросу. При увеличении индекса цитирования улучшается позиция ресурса в поисковых системах, которые применяют такое ссылочное ранжирование. Индекс цитирования характеризует прежде всего количество веб-площадок, имеющих ссылки на сайт. При условии, что основным поисковым сервисом за рубежом является Google.
Индексация в поисковых системах - это процесс добавления сведений (о сайте) поисковой машиной в базу данных, впоследствии использующуюся для поиска информации на проиндексированных сайтах. В сведения о сайте чаще всего входят ключевые слова (алгоритм определения ключевых слов зависит от поисковой системы), статьи,
ссылки, документы, также могут индексироваться изображения, аудио и т.д.
На сайте РУДН не индексируются изображения, однако SEO оптимизация изображений на сайте хорошо влияет на трафик с Google [14] (на начальном этапе и при наличии большого числа картинок).
Индексация в поисковых системах
Я Проиндексированные страницы в
Упоминания домена в Yandex: 217154
Проиндексированные изображения в
Рисунок 4. Индексация в поисковых системах Источник: Saitreport.ru
Большинство ошибок связаны с несоответствием со стандартами верстки и никак не влияют на правильную работу сайта. Однако также могут отсутствовать некоторые закрывающие теги или присутствовать неправильно составленные теги, которые могут нарушить верстку страниц, а также усложнить и замедлить скорость загрузки страниц сайта, что отрицательно сказывается на поведенческих факторах, которые в последнее время активно используются поисковыми системами для ранжирования сайтов в результатах поиска. Всего на страницах сайта РУДН найдено 17 700 ошибок верстки и кода страниц. В среднем 361 ошибка на страницу.
На сайте РУДН обнаружены страницы с превышением количества заголовочных тегов и списков: на 49 страницах превышено количество тегов «B» на 24 страницах превышено количество тегов «strong». Заголовочные теги должны отображать основную тему контента страницы. Крайне нежелательно использовать их слишком часто. Но нельзя и пренебрегать ими: для поисковой системы они являются наиважнейшими элементами контента страницы. Сайт РУДН найден в
каталоге Dmoz, однако он не был найден в каталогах Yandex, Mail.ru, Rambler.ru. Наличие сайта в каталоге очень положительно влияет на продвижение в поисковых системах. Из каталога можно получить дополнительный целевой клиентский трафик. Необходимо делать сайт более «видимым» в интернете, обязательно размещая его в каталогах и списках сайтов [14].
СМИ
^ Количество упоминаний в новостях: 95 1 Количество статей: 10 £ Количество интервью: 2
Социальные сети
Q FaceBook Shares: 725 ^ Упоминания в Twitter: 0 Упоминания в GooglePlus: 13 3 Упоминания Вконтакте: 59
Наличие в каталогах
Я Наличие в Яндекс.Каталоге: Не обнаружен П Наличие в каталоге йтог Российский университет дружбы Наличие в каталоге Mail: Не обнаружен "V Наличие в каталоге Yahoo: Не обнаружен @ Наличие в каталоге Rambler обнаружен
Рисунок 5. РУДН в каталогах Источник: Saitreport.ru
Было выявлено 63 циклические ссылки - страницы, ссылающиеся сами на себя. Они крайне нежелательны на сайте, поскольку вводят посетителя в заблуждение. Ссылочный вес по таким ссылкам не передается, и для продвижения они бесполезны. Saitreport обнаружил, что присутствуют похожие или дублированные страницы. Дубликаты в пределах одного домена - это одна из распространенных ошибок, которую веб-мастера допускают по той или иной причине. В некоторых случаях дубликаты используются для различных манипуляций, которые, как правило, не приводят к положительному результату.
Поисковая система, обнаружив подобные страницы, обычно исключает их из поиска. Дубликаты следует незамедлительно убрать или запретить их индексацию, пока это не сделали поисковые роботы. В настоящее время наблюдается тенденция, что пользователей интернета с мобильных устройств становится все больше [15], это предъявляет новые требования к загрузке сайта.
Ссылки
Входящие ссылки (Ипкрас!): 105299 в» Ссылки с блогов: О
^ Входящие ссылки (гт^еБйсБео): 3187229
Ссылающиеся домены (т^еБисБео): 27523
ее Ссылки с микроблогов: 0 ее Ссылки с форумов: 0 е® Ссылки с комментариев: 2
□г Исходящие ссылки: 1083 ЕГ На внешние домены: 46
Подробный отчёт
Рисунок 6. Наличие внешних ссылок Источник: Saitreport.ru
—Самая низкая скорость загрузки = 12^^ (Французская страница РУДН);
— самая высокая = 305 (Выдающиеся выпускники РУДН), а главная страница в 2 раза меньше.
Динамика скорости загрузки сайта
400
Рисунок 7. Скорость загрузки сайта Источник: Saitreport.ru
Кроме упомянутых выше показателей, при оценке любого web-сайта или мобильного приложения употребляется такой термин, как юзабилити. При оценке этого параметра эксперты соотносят сайт/приложение с определенными принципами и наиболее практичными интерфейсными решениями. Большинство экспертов используют 10 «эвристик» Якоба Нильсена. Эти принципы общепризнаны и применимы к любой интерактивной системе. Так как в
работе стоит задача разработать digital стратегию, необходимо проанализировать официальный web-сайт РУДН.
Методика анализа включает в себя 10 принципов Якоба Нильсена, так как они удобны и были взяты за основу международного стандарта юзабилити BS EN-ISO 9241-110, который состоит из 7 принципов. Как было отмечено выше, данные по сайту РУДН были получены с помощью saitreport.
На основании этих «эвристик» были разработаны альтернативные принципы, в том числе и ISO 9241, тем не менее основные вопросы остаются прежними.
Таблица 1
Юзабилити сайта РУДН
Принцип Стандартные вопросы к системе Сайт РУДН, %
Пригодность Подходит ли содержание для задач и квалификации пользователя? 25%
Самоописание Может ли содержание каким должен быть следующий шаг? 5%
Соответствие ожиданиям Содержателен ли контент? 20%
Пригодность для обучения Может ли контент обучать? 20%
Управляемость Может ли пользователь контролировать темп и последовательность взаимодействия? 0%
Коррекция ошибок Толерантно ли содержание к ошибкам? 5%
Возможность персонализации Может ли пользователь настроить содержание «под себя»? 0%
Источник: составлено автором по UsabilityHub
Существуют онлайн инструменты для юзабилити-тестирования, которые помогают определить, насколько продукт отвечает ожиданиям пользователей, и в то же время экономят время и средства на проведение исследований. Проценты в таблице 1 были получены с помощью инструмента UsabilityHub. На сайте доступны три онлайн инструмента, позволяющие тестировать юзабилити сайта или веб-приложения по скриншотам страниц:
- Navflow позволяет анализировать, насколько легко пользователи ориентируются на странице сайта.
- Fivesecond test помогает выявлять элементы дизайна, привлекающие наибольшее внимание посетителей.
- ClickTest создает карту кликов (heatmap), показывающую области веб-страницы, на которые пользователи кликают чаще всего.
Другая задача анализа состояла в определении текущего положения и активности в социальных сетях РУДН. Результаты исследования представлены в таблице 2.
В РУДН ведется канал на YouTube, на нем освещаются только новости, отзывы студентов РУДН о процессе обучения, однако тизеры и анонсы на набирающие популярность образовательные онлайн курсы отсутствуют. Коммуникация с помощью инструмента онлайн лекция отличается своей эффективностью с точки зрения позиционирования и увеличения осведомленности среди абитуриентов как внутри страны, так и среди зарубежных студентов. Таким образом, анализ внутренней digital среды РУДН показал, что на данном этапе существует много точек роста, а именно:
- обновление официального веб-сайта вуза, который не отвечает ожиданиям пользователей;
- разработка стратегии социальных сетей РУДН, так как существующие имеют низкую вовлеченность пользователей;
- собственный онлайн курсы;
- разработка образовательных онлайн курсов РУДН.
Таблица 2
Анализ социальных сетей РУДН
FB Linkedn Twitter ВК: Основные рубрики и ключевые сообщения
-8 061 людям 71 человек https://twitter.com/ -25410 «лайков» Отстуствие контент-плана:
это нравится заинтересован RudnPfur -4 244 жрепостов» - редкие анонсы мероприятий;
Отзывы: 23, в поступлении Количество -В 471 - репосты из других сообществ
оценка 4, Виз 5 читателей: 2128 комментариев РУДН;
- в среднем Количество - 0 комментариев / - нерелевантные записи в
1 комментарий постов: S395 пост сообществе;
назапись - от лица РУДН нет ответов Активность: Последняя запись 15 о кг. 2015 г. 2113 записей 0,0676% ER day (вовлеченность дневная) 0,0581% ER post - достижения анонсируются также редко; - поздравления; - советы для учебы; - «А знаете ли вы, что»; - вакансии и др. -записи публикуются нерегулярно, от 0 записей до 7 в день
Источник: составлено автором
Заключение
Маркетинг не стоит на месте, предлагая сегодня новые методы продвижения товаров и услуг. От того, насколько вуз будет готов к изменениям, внедрению новшеств в стратегию развития, зависит его развитие. Использование инструментов интернет-маркетинга может вывести образовательное учреждение на новый уровень, это относится как к продвижению образовательных услуг, так и PR. Благодаря интернет-маркетингу, вузы продвигают свои бренды на рынке, используя более эффективно денежные средства, чем в офлайн среде. Основным преимуществом использования Интернета для продвижения является гибкость технологии, наличие инструментов оценки эффективности, разных способов коммуникации с ЦА и гибкость изменений стратегии рекламных кампаний.
Важно, что интернет-маркетинг - это комплекс мер по продвижению, которые необходимо предпринять для увеличения доходности и конкурентоспособности вуза, также его нельзя рассматривать в отрыве от основной стратегии вуза, интернет-маркетинг является только ее частью. В концепции 4P стратегия «product», качество образовательных услуг, приоритетнее, чем «promotion» - то есть digital стратегия продвижения.
ИСТОЧНИКИ:
1. Андреева Ю.Ю. Интернет-маркетинг в ВУЗах как инструмент в конкурентной борьбе за
абитуриентов // Современные проблемы сервиса и туризма. - 2011. - № 2. - С. 5866.
2. Барсукова Ж.А. Образовательные услуги в структуре концепции маркетинга //
Современные технологии образования взрослых: Сборник статей. - Гродно: Гродненский государственный университет им. Янки Купалы, 2011. - 311 с. - С. 251-252.
3. Баранникова Д.Н. Сущность и особенности маркетинга образовательных услуг //
Вестник непрерывного образования. - 2014. - № 2. - С. 26-35.
4. Викторова Т.С., Мушкатова М.С. Использование инструментов интернет-маркетинга
для продвижения вуза на рынке образовательных услуг // Экономика и предпринимательство. - 2013. - № 12-2. - С. 679-682.
5. Воробьева А.М. Методы продвижения образовательных услуг в системе интернет
маркетинга // Казанская наука. - 2012. - № 5. - С. 80-82.
6. Дорофеева А.В. Маркетинг образовательных услуг: проблемы, тенденции, перспективы
развития // Технологическое образование и устойчивое развитие региона. - 2011. - Т. 2. - № 1-1. - С. 32-38.
7. Лапшина М.И. Интернет-технологии в продвижении образовательных услуг //
Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. - 2013. - № 2. - С. 178-185.
8. Манакова Е.В., Мищенко С.Н., Морозовская Л.Л. Совершенствование деятельности
Вузов на основе внедрения принципов маркетинга // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Экономика. - 2014. - № 1. - С. 26-39.
9. [Electronic resource] // Tsinghua University. - Mode of access:
http://www.tsinghua.edu.cn/publish/newthu/index.html
10. Сеткова Ю. Знакомьтесь - немецкие университеты в рейтинге лучших вузов мира The
Times [Электронный ресурс] // DW.COM. - 2009. - 9 октября. - Режим доступа:
http://www.dw.com/ш/знакомьтесь-немецкие-университеты-в-рейтинге-лучших-
вузов-мира-the-times/a-4778501
11. [Electronic resource] // Columbus Club. - Mode of access: http://www.columbus-
club.org/high_education/freie_universitat_berlin_germany.html
12. Creative Awards [Electronic resource] // QS-MAPLE. - Mode of access:
http://www.qsmaple.org/4thqsmaple/index.php/the-qs-maple-conference/creative-awards
13. Davis, Дейл-Аминь, Риос-Агилар, и Канш, 2011.
14. SEO оптимизация изображений на сайте. 7 основных правил [Электронный ресурс] //
Web-Ru.net. - 2012. - 7 февраля. - Режим доступа: http://web-ru.net/prodvizhenie-sajta/seo/seo-optimizaciya-izobrazhenij-na-sajte-7-osnovnyx-pravil.html
15. Голицына А. Российские пользователи уходят в мобильный интернет [Электронный
ресурс] // Ведомости. - 2015. - 22 апреля. - Режим доступа:
http://www.vedomosti.ru/technology/articles/2015/04/22/rossiiskie-polzovateli-
uhodyat-v-mobilnii-internet
16. Майсак О.С. SWOT-анализ: объект, факторы, стратегии. Проблема поиска связей
между факторами // Прикаспийский журнал: управление и высокие технологии. -2013. - № 1. - С. 151-157.
17. Форсайт российского образования 2030 [Электронный ресурс] // Форсайт-Флот. -
2013. - Режим доступа: http://foresighttrip.asi.ru/
Maxim A. Kosyakov, Assistant, Chair of Marketing, Russian University of Peoples Frienship Tamara T. Shaidulina, Bachelor, Chair of Marketing, Russian University of Peoples Frienship
Communication strategies of the leading Russian high schools
ABSTRACT
This work may be interesting to researchers and experts in the digital field as well as to developers of marketing and competitiveness of high schools. Within the implementation of the "Project 5-100" aimed at increasing Russian high schools competitiveness, the issues of updating the marketing strategy in foreign markets arise. The author analyzes the position of the RFUR's competitors, classic universities from different regions of the world, in order to develop suggestions for improvement of the rates of Russian high schools in international ratings.
KEYWORDS: digital strategy, high school, RFUR, communications, social networks, website, classic university, international marketing