Управление образовательным процессом в современном вузе
Д.А. Шевченко
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ВУЗА: МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ САЙТА ВУЗА В СИСТЕМЕ ИНТЕРНЕТ
На основе оригинальной методики оценки сайтов вузов в статье рассматриваются проблемы совершенствования дизайна, навигации, кон-тентной стратегии вуза, построения обратной связи (интерактивность), видимости сайта в поисковых системах. Даются рекомендации и основные ориентиры повышения конкурентоспособности вуза в онлайн-среде.
Ключевые слова: электронные ресурсы вуза; конкурентоспособность вуза; корпоративный сайт вуза; методика оценки эффективности сайта; параметры и критерии оценки; дизайн, навигация, контент, интерактивность, видимость сайта в Интернете.
В статье рассматриваются пути и формы повышения конкурентоспособности вуза в интернет-среде на основе оригинальной методики оценки эффективности корпоративного сайта. Деятельность любого вуза в мире можно оценить по тому, насколько его сайт отвечает современным требованиям целевой аудитории. Руководством страны ставится задача: к 2020 г. пять отечественных вузов должны войти в первую сотню ведущих мировых рейтингов. Это подчеркивается в Указе Президента РФ «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», а также правительственном проекте постановления «О мерах государственной поддержки ведущих университетов в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров». Результативность повышения конкурентоспособности российских вузов заключается в достижении ими статуса полноправного участника мирового академического сообщества.
© Шевченко Д.А., 2015
Это, в свою очередь, предполагает соответствие научной и образовательной деятельности вузов параметрам мировых глобальных рейтингов.
Продвижение образовательных услуг в современном мире осуществляется не только традиционным образом, посредством СМИ и проведения различного рода мероприятий - off-line, но и в пространстве глобальной сети Интернет - on-line. Интернет представляет собой глобальное пространство, где вузы демонстрируют виртуальную активность, доказывая свое превосходство и конкурентные преимущества своим потребителям. Конкуренция среди вузов постепенно перемещается из физического пространства в виртуальную среду. Интернет-технологии позволяют вузам выходить на более широкие, чем только местные, региональные, национальные, мировые рынки потребителей образовательных продуктов и услуг. Глобальные стратегические ориентиры повышения конкурентоспособности вузов России связаны с интеграцией их научно-образовательной деятельности на международном рынке высшего образования. В новом Законе РФ «Об образовании» 2012 г. подчеркивается необходимость проведения независимой оценки качества образования. Она направлена на повышение конкурентоспособности организаций, осуществляющих образовательную деятельность и реализуемые ими образовательные программы на российском и международном рынках1.
Современное общество не имеет иного эффективного способа оценить готовность вуза к образовательной и научной деятельности, кроме как на сайте вуза. В настоящее время вузы сталкиваются с проблемой создания эффективно работающих сайтов, включения в их платформы современных сервисов и приложений с целью повышения навигации, дизайна, прозрачности, видимости научно-образовательного контента на сайте университета.
Методика оценки эффективности сайта вуза
Выделим основные параметры, влияющие на эффективность интернет-маркетинга2:
- дизайн;
- навигация;
- контент;
- интерактивность;
- видимость сайта в Интернете.
Остановимся более подробно на характеристике каждого параметра оценки эффективности сайта вуза3.
Дизайн сайта вуза
Дизайн сайта вуза - «лицо» вуза. По нашему мнению, этот параметр должен включать в себя, как минимум, такие критерии, как:
- целостность стилевого оформления;
- читабельность шрифта;
- сочетаемость с оформлением микросайтов;
- удобство просмотра фото/видео;
- кроссбраузерность и кроссплатформенность.
Остановимся кратко на содержании некоторых параметров.
Целостность стилевого оформления. Очень важно, чтобы сайт
имел единую цветовую гамму, своеобразное стилевое оформление, которое будет восприниматься как визитная карточка того или иного сайта. Требование соответствия основных разделов, страниц сайта фирменному стилю вуза стало такой же жесткой директивой, как и требование к содержанию и расположению контента на главной странице сайта4. Сайт вуза должен отличаться простотой и строгостью стиля, на таких сайтах не должно быть пышных элементов и большого спектра используемых цветов, достаточно выбрать 3-4 основных цвета и создавать элементы дизайна и сам дизайн в целом, опираясь на выбранные цветовые схемы. Главной особенностью и сложностью в дизайне сайтов крупных проектов, вроде сайта вуза, является соблюдение единого стиля для всех микросайтов веб-проекта. Таким образом, можно отметить, что, сколько бы у вуза ни было микросайтов, все они должны явно показывать пользователям свою принадлежность к главному веб-сайту вуза.
Читабельность шрифтов и их количество. Выбор того или иного шрифта определяется самим веб-разработчиком, дизайнером. Основное требование - не использовать более 2-3 различных шрифтов на страницах сайта, тем более на главной странице. Размер шрифтов должен быть крупным, а сами они - стандартными для одинакового отображения в различных браузерах и платформах5.
Зарубежные эксперты опытным путем выявили, что необходимо использовать темные цвета шрифтов на светлом фоне для улучшения читабельности, а также не экспериментировать с видами шрифтов и выбирать стандартные - Arial, Times New Roman6. При создании дизайна и верстки сайта его обязательно нужно протестировать на предмет кроссбраузерности и кросс-платформенности7. В настоящее время мобильные устройства используются повсеместно, поэтому при верстке сайта необходимо это учитывать и использовать технологии адаптивной верстки. Шрифты и систему навигации (имеется в виду визуальное пред-
ставление) для основного сайта и микросайтов необходимо выбирать одни и те же, чтобы стиль, выбранный вузом, был узнаваем и всем понятен.
Сочетаемость с оформлением микросайтов. Микросайты создаются с целью облегчения навигации по сайту, выделения главных направлений деятельности вуза. Необходимо учитывать, что пользователь, увидев новое стилевое оформление страницы, первым делом проверит, находится ли он на том же сайте. Поэтому все страницы сайта должны быть оформлены с использованием единых дизайнерских элементов. Например, на каждую страницу микросайта может быть добавлена главная панель навигации основного сайта с возможностью ее скрыть. Таким образом, микросайт не потеряет своей индивидуальности, будет демонстрировать элемент принадлежности к одному и тому же образовательному учреждению. Тем самым сохраняется единство фирменного стиля и убедительного восприятия страниц сайта и страниц микросайтов. Деятельность вуза можно условно разделить на две категории - учебная деятельность и внеучебная деятельность. Микросайты часто создаются, чтобы разделить эти два вида деятельности. Так, на сайтах вузов отдельными блоками выделены порталы для студентов, выпускников, тех, кто принимает участие в культурной жизни вуза, а также печать вуза, внутренние газеты и проекты, кафедры и факультеты вуза.
На сайтах вузов часто встречаются микросайты для целевых аудиторий: сайты для поступающих на первое высшее образование, на второе высшее образование, аспирантов, магистрантов и т. д. Такие микросайты имеют свой уникальный дизайн и отвечают требованиям клиентов. Таким образом, дизайн и подача информации на сайтах для абитуриентов и аспирантов должны отличаться друг от друга, но в то же время на них должна четко прослеживаться связь с основным сайтом вуза - необходимо обязательно размещать логотип вуза и ссылку на основной домен.
Удобство просмотра фото/видео. В настоящее время сложно себе представить сайт, где нет графических и видеоматериалов, поэтому и инструменты просмотра должны быть удобными; необходимо следить, чтобы при нажатии на картинку клиента не перебрасывало на страничку, содержанием которой является та же картинка в увеличенном виде, - это только снижает удобство пользователей. Критерий удобства просмотра фото/видео важен, так как размещение «тяжелых» видеосюжетов, картинок и фото «тормозит» просмотр пользователем, порождает у него неудовлетворенность и раздражение от ожидания. Тем более что в результате
он может увидеть совсем не то, что ожидал. Конверсия пользователей в потребители в разы может стать меньше.
Кроссбраузерность и кроссплатформенность. С развитием мобильных технологий и выходом новых версий браузеров необходимо следить за тем, чтобы сайт был кроссбраузерным и кроссплат-форменным - выглядел одинаково на всех платформах и во всех браузерах, даже в самых старых версиях. Возможность для пользователя (юзера) открыть сайт с использованием любого браузера в значительной степени повышает степень удовлетворенности сайтом. Как известно, большинство пользователей привыкают к использованию 1-2 браузеров. Недоступность сайта с определенного браузера отпугивает или вызывает раздражение у определенной целевой аудитории.
Подчеркнем, что стилевое оформление сайта должно быть целостным, - это означает, что на всех страницах сайта шрифт текста, заголовков, ссылок, интерактивные элементы должны выглядеть в едином стиле.
Навигация сайта вуза
Навигация - удобство пользования сайтом, прозрачность его структуры - может включать такие критерии, как:
- наличие карты сайта;
- предупреждения о переходе на сторонние ресурсы/файлы;
- наличие «хлебных крошек»;
- работоспособность поиска;
- удобство навигации.
Краткие комментарии к некоторым критериям.
Наличие карты сайта. Этот критерий, с одной стороны, очевиден, но некоторые разработчики сайта оспаривают его. Оставим этот вопрос открытым.
Предупреждение при переходе на сторонние ресурсы и файлы. Иногда web-страницы, представленные на сайте для перехода, могут быть вредоносными или устаревшими. Вследствие этого доверие пользователя к ресурсу может быть подорвано. Также необходимо учитывать, что файлы, представленные на сайте для свободного скачивания, также не всегда могут быть корректно открыты на компьютере пользователя из-за отсутствия необходимого программного обеспечения. Указание на то, что ресурс и формат файлов, доступных для скачивания, являются сторонними, - необходимое условие для сохранения доверительных отношений с пользователями ресурса.
Наличие «хлебных крошек». Это правило должно быть достаточно полно выполнено с точки зрения юзера, который в результате имеет возможность сделать переходы к нужной ему информации. «Хлебные крошки» - это тип вторичной навигационной схемы, которая позволяет пользователю наглядно представлять, где он сейчас находится. Название «хлебные крошки» было придумано по аналогии с немецкой сказкой «Гензель и Гретель», в которой дети, когда их повторно завели в лес, не смогли найти дорогу обратно, так как вместо камешков оставили хлебные крошки, которые впоследствии склевали лесные птицы. Такой вид навигации представляет собой путь от корня сайта до текущей страницы, на которой в настоящий момент находится пользователь.
«Хлебные крошки» позволяют пользователю вернуться обратно на «посадочную» страницу8. Данный тип навигации следует использовать для больших проектов и сайтов с имеющейся иерархией меню. Самый лучший вариант использования - сайты электронной коммерции с большим ассортиментом, который распределен по определенным категориям. Не стоит использовать «хлебные крошки» для сайтов с одним уровнем глубины, у которых нет логической иерархии и группировки контента. Преимущества использования «хлебных крошек»: удобство пользователей и предотвращение использования кнопки «назад» браузера. Вместо того чтобы пользоваться кнопкой «назад», пользователь в меньшее число кликов может вернуться на страницы более высокого уровня. Это не требует большой площади для размещения на странице, уменьшает процент отказов, ошибок, замену первичной навигации «хлебными крошками».
Работоспособность кнопки «поиск». Наличие такого сервиса проверить легко. Например, если набрать (запросить в поиске) такой семантический контекст: «дистанционное образование», «ректор», «стоимость образования», то сразу можно увидеть, работает движок или нет. Даже если веб-специалист напутает на сайте со структурой контента и навигацией, юзер должен получить свою информацию по запросу.
Удобство навигации. Тут превалирует экспертная или юзерная точка зрения. Этот момент относится к контентному маркетингу, суть которого в том, соответствует ли структура информации запросам и потребностям юзера. В магазине, супермаркетах посетителю помогают ориентироваться указатели. От сайта посетитель ждет таких же подсказок. Хорошая навигация дает полное представление о содержании и структуре интернет-ресурса вуза. Разделы сайта должны иметь однозначно воспринимаемые названия, чтобы посетитель не тратил время на поиски нужной ему инфор-
мации. Притом разделы следует подписывать, обозначать понятным пользователю языком, не используя профессиональных или абстрактных терминов: «всем», «образование», «населению».
Интернет - навигационная система: основное взаимодействие пользователя с ней заключается в щелчках мышью по гиперссылкам для перемещения по информационному пространству. Интерфейс должен помочь пользователю ответить на три фундаментальных вопроса навигации: «где я нахожусь?», «где я был?», «куда могу пойти дальше?».
Этап организации структуры навигации один из самых важных и самых сложных этапов, потому что именно на данной стадии необходимо ответить на следующие вопросы: «как необходимо сгруппировать контент?», «как должна выглядеть навигация по сайту, где располагаться и какое графическое представление иметь?», «как пользователи будут пользоваться навигацией?». Для того чтобы лучше понять, как организовать навигацию по сайту, можно использовать сортировочные карточки, что значительно облегчит задачу построения архитектуры контента9.
Работа с сортировочными карточками может использоваться как средство помощи в понимании и создании информационной архитектуры и помочь веб-дизайнерам найти ответы на все вышеперечисленные вопросы перед тем, как начнется создание дизайна элементов навигации. Карточки помогают дизайнерам организовать навигацию, в особенности когда речь идет о сложной навигации. Дизайн навигационных меню направлен на то, чтобы пользователю было удобно пользоваться меню и чтобы он мог быстро найти нужную ему информацию. Среди самых ярких отличий между корпоративными сайтами средних размеров и крупными сайтами, вроде сайтов вузов, можно выделить систему навигации. Крупные сайты в основном принадлежат государственным вузам, предоставляющим большое количество услуг или имеющим обширный их ассортимент. В таких вузах чаще всего присутствует значительная база студентов и преподавателей.
Контент сайта вуза
Контент - наличие информационного обеспечения пользователей сайта. В первую очередь он должен соответствовать требованиям Минобрнауки РФ10. Можно было бы начать с этого параметра, так как он является основным для сайтов общественных организаций и учреждений, тем более вузов. Но мы в своей методике при-
держиваемся маркетингового подхода - с позиции потребителя образовательных услуг, пользователя сайта. Контент сайта вуза - это тексты, фото, картинки и другие изображения, таблицы, ссылки. Каждый контент сайта должен содержать уникальную информацию.
Для общей оценки контента сайта вуза нами выделены следующие критерии, которые непременно должны наличествовать на главной странице:
- основная информация (документация);
- учебный процесс;
- внеучебная деятельность (студенческая жизнь);
- приемная комиссия;
- олимпиады;
- контактная информация.
В последнее время Минобрнауки РФ, опираясь на ресурсы «РИА-НОВОСТИ» и НИУ ВШЭ, с целью выполнения положений, имеющихся в новом Законе об образовании РФ 2012 г., требует от вузов размещения определенной информации11.
Это создает для некоторых специалистов веб-сайта определенную проблему, связанную с поиском площади для размещения требуемой информации на главной странице сайта с точки зрения ее видимости и доступности со стороны контролирующих сторон, полноты и структурированности. Естественно, что сведения о вузе должны быть структурированы и тщательно собраны и отобраны.
Здесь мы не будем так же подробно останавливаться на указанных критериях в силу их очевидности. Само наличие или отсутствие названных выше критериев нам нужно для дальнейшей оценки сайтов, их ранжирования, построения рейтинга сайтов вуза. Поэтому нас интересует только сам факт их наличия на главной странице сайта.
Остановимся на некоторых важных принципах контентной стратегии сайта вуза.
Информация на сайте вуза должна быть тщательно и продуманно распределена по разделам. Она может включать в себя обязательный минимум, например: О вузе; Поступающим; Студентам; Преподавателям; Наука, научные исследования; Международная деятельность; Выпускникам; Партнерам; Научная библиотека; Расписание; Новости/анонсы, объявления; Контакты; Англ. версия и др.
Существуют несколько способов организации информации на сайте вуза:
- линейный - соединение частей контента одного уровня и их
последовательности;
- иерархический, или древовидный, когда информация размещается по типу «родитель - потомок»;
- контекстно-зависимый, где настройки прописываются на сайте и его ресурсах, принадлежащих папкам, куда «попадают» ссылки;
- комбинированный, сочетающий в себе разные форматы и элементы.
Все способы взаимосвязей и иерархий контента используются специалистами сайтов вузов. При анализе структуры сайта учитываются тип навигационной поддержки и удобство дополнительных видов навигационной поддержки для потребителя. Каждый сайт вуза имеет свою целевую аудиторию. Одним подходит большое количество мультимедийных элементов, а другим - нет. Следует учитывать соответствие гипертекста, фреймов, мультимедиа, звука и видео. Нужно учесть время загрузки графики, загрузки содержимого страницы, версии программ просмотра, аппаратных платформ и скорости соединения.
Встречаются сайты, где некоторая информация, ее копирование не доступны без регистрации или для скачивания страниц, некоторого контента требуются специальные действия пользователя. Заметим, что максимальный контент сайта вуза (за исключением некоторых документов, требующих специальной защиты) должен быть доступным. Вся информация на сайте должна быть бесплатна, без регистрации доступна с бесплатного софта, круглосуточно как для пользователя, так и для роботов, без дополнительной установки какого-либо софта, доступна для поисковых машин, в гипертекстовом формате, чтобы ее можно было легко копировать. Некоторые документы целесообразно размещать в графических форматах PDF, PP - поисковые машины «любят» такие файлы. Содержание информации на сайте вуза играет ключевую роль. Если пользователь (абитуриент, родители и др.) не найдет нужной информации, то в следующий раз он может на сайт не прийти. Никакие SEO-трю-ки и технологии не решат проблему контентной стратегии. Реальное решение проблемы создания качественного контента - активная работа, включающая в себя сбор, анализ, редактирование и планирование информации.
Необходимо проанализировать, как пользователи ведут себя под действием данного контента. Нужно постоянно следить за трендами в копирайтинге и веб-индустрии в целом, выявлять проблемы и возможности, вносить правки. Не важно, насколько превосходен дизайн сайта, не важно, насколько элегантна навигация по сайту, рано или поздно посетители будут принимать решение о сотрудничестве на основании того, что они прочитают12.
Главная ошибка, возникающая в процессе копирайтинга, - это стремление описать все свои достоинства, вместо того чтобы дать пользователю четкую и полную информацию о продуктах и преимуществах приобретения. Необходимо обратить внимание на следующее:
- установите себе словарный лимит, это заставит писать кратко и по делу;
- заставьте себя думать о целевой аудитории и писать текст именно под запросы пользователей;
- цель любой страницы на сайте состоит в том, чтобы максимально заинтересовать посетителя, сулит ли ваш контент сотрудничество с вузом: что он прочитает о свойствах, о преимуществах образовательных продуктов и программ вуза (далее - ОП). Некоторые рекомендации по написанию текстов:
- перед стартом создания копирайта необходимо собрать мнения студентов, спросить их, почему они выбрали именно ваш вуз или почему не стали учиться дальше, а также поинтересоваться, как обучение в вузе повлияло на них;
- ассоциировать каждое свойство ОП с преимуществом и каждое преимущество с полученными от них выгодами;
- попросить студентов прочитать наброски текста, а затем объяснить, по какой причине они захотели бы выбрать вуз или ОП;
- проделать то же самое с человеком, который ничего не знает о вузе и ОП.
В среде веб-мастеров и специалистов по продвижению не только внутренний контент имеет значение, еще большее значение имеют мета-теги, на которые посетитель ориентируется при поиске информации в поисковых системах. Мета-теги имеют огромное влияние на пользовательские факторы и конверсию. Мета Title содержит в себе основное ключевое слово и состоит из 65 символов и менее. Посетители видят Title в закладках браузера, а также в результатах поисковой выдачи. Это самая важная часть информации для поисковых систем типа Google. Мета Description состоит из 155 символов и менее, это отрывок текста, который отображается под ссылкой на вашу страницу в поисковых системах.
Если принять в расчет замечательно написанный текст, он все равно не будет завершенным без мотивации к действию - человек после прочтения копирайта должен четко понимать, что он должен сделать для получения того или иного блага.
Структура контента тесно связана с навигацией. Тут важно иметь в виду организацию логики этой взаимосвязи. Важно не
иметь тупиковых страниц, обращать внимание на наличие лишних, тем более пустых страниц и незаполненных разделов.
Существует большая проблема с переводом части контента на иностранный язык: какую информацию переводить, а какая информация не имеет принципиального значения для внешнего глобального пользователя. Конечно, как минимум нужен перевод на английский язык, но могут быть и версии других иностранных языков, в зависимости от региональной и целевой стратегии вуза. Проблема выбора той части контента, который необходимо переводить с русского языка на иностранный, решается просто. Надо понять, с какими представителями целевой аудитории, сегментами рынка высшего образования вуз планирует иметь дело. Это могут быть и абитуриенты, и студенты - бакалавры и магистры, а также аспиранты и преподаватели, нацеленные на стажировки, все, кто участвует и планирует участвовать в международном обмене, и т. п. В каждом вузе есть международный отдел, управление. Нетрудно разобраться, какую информацию необходимо перевести сегодня и какую в последующее время.
Для сайта вуза - контент всему голова! Главными и обязательными условиями для обеспечения видимости контента сайта являются его наличие, размещение на сервере и заполнение необходимой информации. Робот поисковой системы запишет в базу данных только тот контент, который есть и будет его выдавать по соответствующему запросу.
Среди вузов России самый большой по «весу» контент принадлежит МГУ, МГТУ, Санкт-Петербургскому университету, Томскому государственному университету, Казанскому государственному университету и другим старейшим вузам. Только один этот факт позволяет данным вузам занимать престижные позиции в международных глобальных рейтингах: THE, QS, ARWU и др. Сайт МГУ содержит самый большой объем контента. Это порождает для его разработчиков проблему его структурированности, удобной навигации и современного оформления дизайна. По дизайну сайт МГУ им. М.В. Ломоносова серьезно уступает сайтам других менее престижных вузов.
Необходимо проводить аудит контента. «Чистка» контента осуществляется редакторами, модераторами сайта. Поищите ответы на такие вопросы: проверяется ли работа ссылок и куда они ведут?
Следует также задаться вопросами: если в навигации использованы иконки, то есть ли к ним текстовое пояснение или всплывающие подсказки? есть ли ссылки обратной связи? позволяет ли навигация вернуться на предыдущие подуровни? не слишком ли
разделы и контент сайта утомляют пользователя чтением? найдут ли юзеры на сайте то, что искали? достоверна ли приведенная информация? понимают ли пользователи всю информацию и термины? имеется ли понятный способ перехода между последовательно связанными страницами и разделами сайта?
Для того чтобы найти нужную информацию, пользователю не следует делать более 3-5 кликов. Есть ли грамматические или синтаксические ошибки в тексте? Это, кстати, большая проблема. Некоторые веб-лабы считают, что они должны только размещать ту информацию, которую подготовили структурные подразделения вуза. Тут есть одна серьезная «засада». В случае потери централизованного контроля, модерирования контента на сайте и в сетях можно попасть в очень щекотливую ситуацию и нанести ущерб имиджу вуза.
Интерактивность сайта вуза
Интерактивность - наличие и качество интерактивного функционала сайта, в том числе его коммуникационные возможности. Для оценки сайтов вузов по этому критерию выделяются следующие критерии:
- наличие обратной связи;
- наличие ссылок на социальные сети;
- возможность подписки;
- обновляемость информации;
- возможность регистрации на сайте;
- наличие внутренней информационной системы;
- возможность размещения кнопки на другом сайте.
Термин «интерактивность» происходит от английского слова
interaction («взаимодействие»). В Интернете одним из участников взаимодействия является, безусловно, человек. Для того чтобы говорить о другом субъекте, следует выделить цели, преследуемые человеком в Интернете: получение информации, общение с другими людьми. Взаимодействие может осуществляться с ресурсом Интернета, с другим человеком, с которым данный пользователь общается посредством служб Сети (электронная почта, ICQ, web-форум и пр.).
Остановимся кратко на возможности проверки функционала сайта по критериям интерактивности.
Наличие обратной связи: проверяется наличием количества сервисов фидбек.
Наличие ссылок на социальные сети: ВКонтакте, БасеЬоок и пр.
Подписка на новости: ориентированный на пользователей способ получения последних новостей с использованием рассылки по электронной почте или формата ИББ. Оценивается только наличие или отсутствие возможности подписаться на получение новостей сайта.
Показатель обновляемости информации: проверяется местом в рейтинге поисковых систем.
Возможность регистрации на сайте: важным механизмом налаживания устойчивой взаимосвязи с пользователями является возможность зарегистрироваться на сайте для получения доступа к скрытому контенту для гостей сайта или получения иных привилегий после регистрации.
Наличие внутренней информационной системы (вход по логину и паролю): внутренняя система общения и обмена информацией, доступная преподавателям и студентам, дает возможность оперативного взаимодействия (информирование об изменении расписания, рассылка заданий и доступ к некоторым материалам). Доступность независимо от местонахождения и времени также является огромным преимуществом.
Возможность размещения кнопки на другом сайте: для улучшения технических характеристик сайта необходимым условием являются внешние ссылки. Авторский дизайн кнопки, предложенный для размещения на любом другом сайте, позволяет выгодно выделить учебное заведение на постороннем ресурсе.
Степень интерактивности - это показатель, характеризующий, насколько быстро и удобно пользователь может добиться своей цели. Элементами интерактивности являются все программные модули (функции сайта), с помощью которых человек (пользователь) может взаимодействовать с сайтом или другим человеком посредством этих инструментов.
Видимость сайта вуза в Интернете
Оценка критерия видимости сайта в Интернете проводится на основе следующих параметров13:
- Яндекс;
- присутствие сайта в ЯндексКаталог;
- Google PageRank (PR);
- присутствие сайта в Dmoz;
- Alexa Rank;
- место сайта в рейтинге Webometrics.
Необходимым условием проведения аудита сайта вуза для определения популярности частей сайта и контентных притязаний пользователей по отношению к отдельным его страницам является проведение специалистами веб-лабораторий доступной для них аналитики посещаемости сайта. Веб-аналитика предоставляет инструменты для сбора этой информации и позволяет оценить результаты. Для того чтобы грамотно провести анализ и предпринять меры по совершенствованию стратегии, необходимо знать значения показателей, представленных ниже:
- количество посетителей сайта за день;
- средний коэффициент конверсии (продаж, регистраций, загрузки и т. д.);
- самые посещаемые страницы;
- средняя продолжительность пребывания на сайте и насколько часто посетители возвращаются на сайт;
- источник направления или канал, обеспечивающий наибольший трафик;
- географическое распределение посетителей и установки языка, который они используют;
- «привлекательность» страницы веб-сайта: остаются посетители на сайте или сразу покидают его (просмотрев только одну страницу).
После получения показателей по данным параметрам могут возникнуть вопросы, которые помогут веб-разработчикам и маркетологам улучшить интернет-маркетинг и функциональность сайта: откуда прибывают наиболее ценные посетители (в плане направления и географически)? какие из наиболее ценных посетителей скорее всего совершат «покупку»? какие из страниц сайта имеют наиболее ценный контент, т. е. являются не просто популярными страницами, а теми, которые вносят свой вклад в процесс конверсии? как существующие клиенты (или подписчики, загрузчики, члены социальной среды) используют сайт в сравнении с новыми посетителями? заинтересовывает ли сайт посетителей, т е. содержит ли что-либо, способствующее установлению каких-то отношений с анонимным пользователем? способствует или препятствует конверсиям система поиска внутри сайта, т е. могут ли посетители сразу найти искомое на сайте?
Неэффективно работающий веб-сайт не позволит получить адекватный возврат инвестиций и может повредить бренду. Нужно разобраться в том, что является причиной низкой эффективности: таргетинг маркетинговых кампаний, плохие обзоры услуг в вебе
или неспособность веб-сайта стимулировать конверсию сразу по прибытии посетителя.
Для того чтобы эффективно решать бизнес-задачи в вебе, необходимо постоянно улучшать и оптимизировать стратегию интернет-маркетинга, стратегию по использованию поиска в социальных сетях, навигацию по сайту и контент страниц, равно как и оффлайновый маркетинг, пресс-релизы и взаимодействие по обмену данными с веб-сайтом.
Примечания
Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 95 // Собрание законодательства РФ. 2012. № 53 (ч. 1). № 7598.
Шевченко Д.А. Сайт вуза: методика оценки // Социологические исследования. 2014. № 5 (361). С. 143-152.
Шевченко Д.А., Локтюшина Ю.В. Эффективность веб-сайтов высших учебных заведений: методика оценки конкурентоспособности вуза в Интернет. М.: МИПК, 2014. С. 47.
Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. № 582 г. Москва «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации» [Электронный ресурс] // Интернет-портал «Российской газеты». URL: http:// www.rg.ru/2013/07/22/sait-site-dok.html (дата обращения: 10.10.2014). Кирсанов Д. Веб-дизайн. М.: Символ-Плюс, 2008. С. 220-250. Constantin J. Typographic Design Patterns and Current Practices [Электронный ресурс] // Smashing Magazine. URL: http://www.smashingmagazine.com/2013/05/17/ typographic-design-patterns-practices-case-study-2013/ (дата обращения: 28.10.2014). Какой должна быть правильная HTML-CSS верстка сайта: семантической, кроссбраузерной, валидной (требования к верстке страниц) [Электронный ресурс] // Блог Я.В. Агеенко. URL: http://www.yanajy.com/sdelay-sam/valinnaya-semanticheskaya-crossbrowsernaya-verstka.html (дата обращения: 28.10.2014). Gube J. Breadcrumbs in web design: examples and best practices [Электронный ресурс] // Smashing Magazine. URL: http://www.smashingmagazine. com/2009/03/17/breadcrumbs-in-web-design-examples-and-best-practices-2/ (дата обращения: 28.10.2014).
KnightK. Planning and implementing website navigation [Электронный ресурс] // Smashing Magazine. URL: http://www.smashingmagazine.com/2011/06/06/plan-ning-and-implementing-website-navigation/ (дата обращения: 28.10.2014).
2
3
4
5
6
7
8
10 Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. № 582 г. Москва «Об утверждении Правил...».
11 Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», ст. 95.
12 Shorr B. Five copywriting errors that can ruin a company's website [Электронный ресурс] // Smashing Magazine. URL: http://www.smashingmagazine. com/2011/06/29/five-copywriting-errors-that-can-ruin-a-company-website/ (дата обращения: 28.10.2014).
13 Шевченко Д.А. Сайт вуза: методика оценки // Социологические исследования. 2014. № 5 (361). С. 143-152.