Методы внутренней и внешней поисковой оптимизации сайта Methods of internal and external search engine optimization of the site
Ь А московский
■p ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
УДК 004.738.4:659 DOI 10.24411/2413-046Х-2019-19019 Муратова Елена Андреевна,
к.э.н., доцент, зав. кафедрой информационных технологий и программной инженерии, Факультет экономики и информационных технологий, Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова, 614990, Пермь, ул. Петропавловская, 23.
Muratova Elena Andreevna, CSc, Information Technology and Software Engineering Department, Faculty of Economics and Information Technologies, Perm State Agro-Technological University named after Academician D.N. Pryanishnikov. 614990. Perm, st. Petropavlovskaya, 23, [email protected] Аннотация: В статье обозначены показатели качества и эффективности интернет-ресурсов, группы критериев ранжирования в поисковиках, обозначены правила совершенствования юзабилити сайтов. В материале охарактеризованы инструменты внутренней и внешней оптимизации, прописан алгоритм действий по продвижению в сети, выделены отличительные особенности SEO-текстов и проблемы продвижения сайтов. Summary: The paper considers indicators of quality and efficiency of Internet resources. The paper discusses groups of ranking criteria in search engines, outlines the rules for improving the usability of sites. The material describes the tools of internal and external optimization, spelled out the algorithm of actions to promote the network, highlighted the distinctive features of SEO-texts and problems of website promotion.
Ключевые слова: поисковая оптимизация, интернет-маркетинг, потребительский поиск, факторы ранжирования.
Keywords: search engine optimization, internet marketing, consumer search, ranking factors.
Для владельцев сайтов в интернете важно, чтобы их ресурс находился на первой странице поисковой выдачи (SE) (в идеале - на первых позициях). Это обеспечивает
дополнительный приток трафика и клиентов, повышает рентабельность проекта. Но попасть в число лидеров по поисковой выдаче (БЕЯР) недостаточно, надо суметь удержать достигнутые параметры. Для этого необходимо постоянно работать над структурой и содержанием сайта.
Место ресурса в выдаче по поисковым запросам зависит от того, насколько сайт соответствует критериям отбора поисковых систем. При этом разные поисковики используют собственные механизмы анализа и оценки сайтов и контента, которые постоянно совершенствуются, чтобы исключить возможность автоматической накрутки рейтинга.
Ключевыми показателями качества и эффективности сайта являются:
- число уникальных пользователей;
- среднее количество просматриваемых посетителями страниц;
- усредненное значение времени, проведенного на сайте каждым пользователем;
- динамика изменений по соотношению между старыми (постоянными) пользователями и новыми;
- структура и источники трафика;
- набор используемых ключевых фраз;
- страница входа-выхода;
- демографические данные, полученные путем анализа информации о посетителях ресурса;
- конверсионные показатели. [1]
Для БЕО-специалиста важно знать принципы ранжирования поисковиками сайтов. Единой методологии нет, поэтому особое внимание уделяется опыту лиц, привлекаемых к разработке и продвижению сайта. От их профессиональных навыков во многом зависит качество сервиса и его популярность. SЕО-специалист в своей работе должен руководствоваться тремя группами критериев ранжирования - внешние, внутренние и поведенческие. [2]
Особенности SЕО-оптимизации сайта. Для успешного продвижения сайта в поисковиках необходимо значительное внимание уделять оптимизации юзабилити. В этом аспекте желательно придерживаться набора правил:
- рекомендуемое количество навигационных пунктов - 7, если сделать более 9 пунктов, пользователям будет сложно ориентироваться в карте сайта;
- минимизация времени отклика сайта - оптимальный показатель равен 2 секундам;
- переход с одной страницы сайта на любую другую не должен быть многоступенчатым -рекомендуемое число кликов не превышает 3;
- кнопки не должны быть слишком большими, но важно, чтобы объекты интерфейса были заметными;
- статьи должны оформляться с учетом правила пирамиды - сначала подаются краткие выводы, далее раскрываются ключевые темы материала, в конце приводится маловажная информация, которой при необходимости можно пренебречь. [3]
Оценить качественную составляющую юазбилити сайта можно посредством анализа статистики посещений и сбора мнений пользователей, тестирования функционала сервиса и наблюдения за изменением поведенческих факторов.
БЕО-оптимизация сайтов необходима для улучшения позиций интернет-ресурса в выдаче на запросы в поисковиках. Оптимизационные мероприятия могут носить внешний или внутренний характер. Вопросы поисковой оптимизации на основе внутренних факторов раскрываются в работах Черданцева В.П., Плотникова А.В.[4-5]. Инструменты, доступные БЕО-специалисту при продвижении сайта, представлены в таблице 1 [составлено на основе 6].
Таблица 1. Методы внутренней и внешней оптимизации сайта
Инструменть[ внутренней оптимизации Инструменты внешней оптимизации
Разработка дизайна страниц — этот фактор способен влиять на поведение посетителей, чем дольше пользователи задерживаются на сайте: тем выше рейтинг ресурса по системе ранжирования поисковых систем Наработка базы естественных ссылок — самые желанные ссылки, но на их количество можно повлиять только косвенными методами, так как они формируются самими пользователями под воздействием поведенческих факторов
Создание и установка логотипа сайта при помощн файла favicoti Размещение в .Яндекс Каталог и
Доработка HTML-кода, заполнение мета-тегов {title. description"). заголовков fhl. h2*). сннппета Размещение отзывов о сайте на сторонник. рес\грсах
Наполнение сайта контентом. главными требованиями к текстам становятся уникальность информации и ее качество {полезное ть). структурнров анность Приобретение ссылок на сайт в соцсетях
Работа с изображениями — они также должны быть уникальными, а их размер не должен замедлять загрузку страниц сайта Количество переходов (СТК.) по запросам в поисковой выдаче в Яндекс и Соог1е
Внутренняя перелинковка — расстановка по текстам смысловых ссылок на другие страницы сервиса Качество ссылочного донора {возраст домена: уникальность контента, посетители и др.) и его релевантность заявленной тематике
Минимизация скорости загрузки сайта Количество ссылочных переходов с сайта страницы-донора
Настройка файла доступа для роботов поисковых систем путем Еывода списка подлежащих индексации странип и н енндекенру е мых олоков Нахождение сайта в тематических каталогах
Оптимизация карты сайта для упрощения работы с ресурсом понсковнков н ускорения индексации Темпы увеличения количества ссылочных сайтов-доноров
Проверка внутреннего кода на валидность: устранение недочетов в коде, работе сервера и сайта Обеспечение сайта безанкорными входящими ссылками
Настройка экранирования внешних ссылок Разнообразие источников трафика
Ввод семантической разметкн Возраст домена
Для реализации комплексного продвижения сайта необходимо выполнить ряд действий:
1. Привлечение целевого трафика - с этой целью могут использоваться методы SEO, SMM, PR-маркетинга, почтовые рассылки, элементы контент-маркетинга, настройка разных видов рекламы.
2. Оптимизация юзабилити ресурса.
3. Наполнение контентом в соответствии со сформированным семантическим ядром.
4. Одновременное использование в текстах высоко-, средне- и низкочастотных поисковых запросов, что поможет обеспечить лидирующие позиции сайта в поисковой выдаче по большему числу ключевых фраз.
5. Управление репутацией в поисковиках путем выдавливания отрицательной информации с первых позиций выдачи с акцентом на превалирование положительных отзывов -технология SERM;
6. После завершения аудита собственного сайта необходимо проанализировать сильные и слабые стороны конкурентов.
7. Решение технических проблем функционирования и продвижения сайта, оптимизация контента. [7]
При формировании семантического ядра и подборе ключевых фраз для внедрения их в тексты необходимо производить сортировку запросов по их целевому назначению -транзакционные запросы, которые подходят для коммерческих ресурсов, навигационные (в них используется название сайта, бренда, фамилий для отсеивания лишней информации), информационные, ориентированные не на поиск сайта, а на подбор необходимых сведений.
Результатом оптимизации должно стать удовлетворение запросов пользователей и предоставление им исчерпывающей информации по интересующему вопросу. И.А. Дегтяренко и А.Б. Леонова предложили многофакторную модель для оценки удовлетворенности пользователей сайта его наполнением. Анализу подвергается как эмоциональный аспект, так и ряд объективных факторов. Авторы создали несколько оценочных шкал, помогающих выделить сильные и слабые стороны проведенной оптимизации:
- шкала эффективности;
- оценка уровня эмоциональной привлекательности ресурса;
- образ результата помогает идентифицировать степень полезности сайта;
- шкала оценки образа действий направлена на определение простоты пользования сервисом;
- анализ взаимосвязей ряда оценочных факторов для определения целостности и полноты образа, выявления «дефицитных» сфер. [8]
Контент как инструмент оптимизации сайтов. SEO-копирайтинг используется в качестве одного из основных методов оптимизации контента для продвижения сайта в результатах поисковой выдачи. Этот прием сводится к написанию качественного продающего текста, заточенного под конкретные поисковые запросы. Копирайтинг применяется сразу в нескольких сферах:
- оффлайн-отношения с клиентами - создание рекламных слоганов, буклетов, заказных отзывов, названий для размещения в печатных изданиях;
- онлайн-отношения в интернете.
Основная цель копирайтера - увеличение релевантности страницы сайта для поисковиков. Алгоритм действия поисковых роботов сводится к выделению в размещенных на сайтах текстах ключевых фраз, соответствующих введенному поисковому запросу, и последующей ранжировке ресурсов по принципу максимального соответствия конкретному вопросу.
К SEO-текстам предъявляются следующие требования:
- уникальность;
- грамотность;
- реклама должна быть подана в скрытой форме;
- соблюдение оптимальной плотности ключевых фраз на уровне 4-6%;
- использование для разных страниц сайта индивидуального набора ключевых слов;
- применение структурной разметки. [9]
Тексты должны быть оригинальными, убедительными, простыми для восприятия и достоверными, материал должен полностью раскрывать суть вопроса, заданного поисковой фразой. Ключевые слова необходимо вписывать так, чтобы при прочтении статьи они не выделялись из общего ритма. Для удобства пользователей рекомендуется применять многоуровневую структуру текстов с несколькими типами заголовков, списками.
При написании рекламных текстов необходимо акцентировать внимание на описании товара или услуги, можно приводить сравнения с аналогами, выделив преимущества конкретного продукта. В этом аспекте рекомендуется применять формулу AIDA. Заголовок должен быть цепляющим, дополнительным элементом привлечения внимания могут стать графические иллюстрации, цветовые сочетания. Коммерческие тексты должны быть небольшого объема с маленькими абзацами и простыми предложениями. [10]
Особенность SEO-оптимизированных статей в том, что они нацелены на удовлетворение информационных запросов посетителей сайта и на выполнение требований поисковых роботов. Копирайтер выполняет сразу две задачи - привлекает внимание пользователя, побуждая его перейти на сайт и купить товар, и обеспечивает вывод ресурса на первую страницу поисковой выдачи. Создание коммерческих и информационных текстов для размещения их в интернете является элементом интерактивного общения. Для таких статей характерно невысокое содержание уникальных слов, преобладание существительных и прилагательных, высокая частотность ключевых фраз. [11]
Проблемы продвижения сайтов в поисковых системах. Процесс поискового продвижения сайтов сопряжен с решением ряда проблем, часть из них невозможно устранить самостоятельно, для борьбы с ними постоянно меняется алгоритм работы поисковых роботов, что обусловило непостоянство методов работы SEO-специалистов. Основными проблемами оптимизации сайтов являются:
1. Наличие большого числа конкурентов со статьями аналогичного содержания. Недобросовестность некоторых конкурентов приводит к дублированию информации.
2. Быстрое устаревание информации. Это требует проведения постоянной работы над оптимизацией страниц, подлежащих индексации и исключаемых из процесса. Ранжирование информации на ресурсе по ее актуальности полностью возложено на владельцев (администраторов и других специалистов, обслуживающих сайт), что обусловило наличие в сети значительного пласта морально устаревшей информации.
3. Если на страницах сайта размещен большой объем медийных данных и мало текста, необходимо сопровождать картинки и другие элементы мета-тегами, что не всегда удобно.
4. Использование конкурентами приемов «черного» SEO - скрытый текст с обилием ключевых фраз, клоакинг, применение дорвеев, линкфарминг, метод сателлитов. [12]
Таким образом, поисковая оптимизация страниц сайтов осуществляется через комплекс мер по внутренней донастройке ресурса и внешней его адаптации к требованиям пользователей и поисковых систем. Для улучшения качества сервиса активно используются технические приемы по уменьшению времени отклика, совершенствованию кода, карты сайта, а также SEO-копирайтинг.
Список литературы
1. Дитман Т.А., Нордин В.В. Ранжирование ключевых показателей эффективности сайта предприятия // Вестник молодежной науки. 2018. №1 (13). - с. 4.
2. Пестерев П. В., Дьяконов Д. В., Рудюк А. П., Янишевская А. Г. Влияние факторов ранжирования на позиции сайтов в поисковых системах // ИВД. 2014. №4-1. - с. 120.
3. Тепляков В.А. Юзабилити сайта как фактор повышения конкурентоспособности компании // Проблемы науки. 2018. №2 (26). - с. 25-28.
4. Плотников А.В., Черданцев В.П. Анализ сайтов сельскохозяйственных академий Приволжского федерального округа // В сборнике: Агротехнологии XXI века. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова". 2017. С. 56-58.
5. Плотников A.B., Черникова С.А., Черданцев В.П. Анализ внутренних факторов сайтов аграрных вузов в ПФО // В сборнике: Информационные технологии в стратегии реиндустриализации АПК региона. материалы. Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова. 2018. С. 187-192.
6. Павлов А.В., Васюнин Д.И. Некоторые особенности внутренней и внешней SEO-оптимизации сайта // НиКа. 2018. №1. - с. 268-271
7. Землянская Н.Б., Михайлова Л.В., Сазонов А.А. Исследование технологии поисковой оптимизации как одной из основных составляющих инструмента маркетинга // Вестник МГОУ. Серия: Экономика. 2019. №1. - с. 25-34.
8. Дегтяренко И.А., Леонова А.Б. Оценка удовлетворенности пользователей работой с Интернет сайтом // Национальный психологический журнал. 2012. №1. - с. 95-103.
9. Киуру К.В. Содержание обучения технологии SEO-копирайтинга бакалавров рекламы и связей с общественностью // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2013. №3 (28). - с. 68-75.
10. Семахин А.М., Кожевников С.А. Метод поисковой оптимизации контента сайта Интернет-магазина // Вестник Курганского государственного университета. 2010. №1 (17). - с. 159-164.
11. Кононова И.В., Николаев Ф.А. Seo-оптимизированный текст как жанровая разновидность компьютерно опосредованного рекламного дискурса // Вестник ВолГУ. Серия 2: Языкознание. 2016. №4. - с. 96-103.
12. Довбенко А.В. Проблемы современной поисковой выдачи // Проблемы Науки. 2016. №39 (81). - с. 19-22.