УДК 378 ББК 74
Шарифуллина С.Р.
КОГНИТИВНАЯ ГОТОВНОСТЬ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К УПРАВЛЕНИЮ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
Sharifullina S.R.
COGNITIVE READINESS OF FUTURE TEACHERS TO MANAGE PHYSICAL CULTURE AND SPORTS ACTIVITIES
Ключевые слова: физкультурно-спортивная деятельность, управление, когнитивная готовность.
Key words: physical and sports activities, cognitive readiness, management.
Аннотация
В данной работе исследуется состояние когнитивной готовности будущих педагогов к осуществлению организационно-управленческой деятельности в области физической культуры и спорта.
Abstract
In this paper we investigate the state of cognitive readiness of future teachers in the implementation of organizational and managerial activities in the field of physical culture and sports.
Согласно Национальной доктрине образования в Российской Федерации от 2000 года, современная система образования призвана обеспечить «воспитание здорового образа жизни, развитие детского и юношеского спорта» и осуществлять «всестороннюю заботу о сохранности жизни, здоровья и физическом воспитании и развитии детей, учащихся и студентов». В Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников образования» указано, что учитель обязан обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса. Так как многие учителя осуществляют функции не только предметника, но и классного руководителя, то следует отметить, что в приказе «Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений», принятого 3 февраля 2006 года, прописано, что классный руководитель должен «формировать здоровый образ жизни» у учащихся, например, через следующие рекомендованные Министерством образования и науки Российской Федерации формы: коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и другие). Одним из основных способов для решения вышеперечисленных задач является физкультурно-спортивная деятельность.
В.Г. Камалетдинов определил физкультурно-спортивную деятельность как специфический вид социальной деятельности, в процессе которой происходит удовлетворение физических и духовных потребностей человека посредством занятий физическими упражнениями1.
1 Камалетдинов В.Г. Развитие культуры управления физкультурно-спортивной деятельностью:
Педагогические аспекты: автореф. дис.......д-ра пед. наук. - Челябинск, 2002. [Электронный ресурс]. URL:
http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/109366.html
A.Е. Алабужев рассматривает понятие «физкультурно-спортивная деятельность» как
средство воспитания здорового стиля жизни, способствующего освоению
общечеловеческих ценностей культуры1.
Для системы образования, на наш взгляд, наиболее точное определение данному понятию дала А.Я. Журкина, то есть - это образовательная область в системе непрерывного образования, которая обеспечивает здоровье и гармоническое развитие личности, ее эффективную самореализацию в обществе2.
Специфической чертой физкультурно-спортивной деятельности является соревновательный процесс. Соревнования, по мнению Н.Г. Озолина, выступают как форма для физического совершенствования учащегося3.
Современный педагог должен не только уметь передавать знания учащимся в области физической культуры и спорта, но и быть готовым управлять физкультурноспортивной деятельностью, в частности соревновательной.
Анализ научно-методической литературы по проблеме управления позволил определить, что исследователями понятие «управление» рассматривалось как процесс, как функция, как свойство, как воздействие и как деятельность. В данной работе мы будем придерживаться мнения С.А. Белякова, который определил понятие «управление» как «процесс взаимодействия субъекта управления с объектом, который осуществляет направленную на достижение определённой цели деятельность, позволяющие определить требования к управлению»4.
Н.Ф. Талызина определяет следующие этапы управления в сфере образования:
• определение цели;
• выявление исходного состояния управляемого процесса;
• формирование программы воздействий для каждого промежуточного состояния процесса;
• организация контроля за процессом;
• с учетом имеющейся информации о каждом из промежуточных состояний выполнение процедуры, регулирующей и корректирующей влияние на деятельность учащихся5.
Данные этапы отображают основные функции управления, выделенные А. Файолем: планирование, организацию, мотивацию, контроль и координацию .
B.Г. Камалетдинов, В.А. Кузнецов, Л.И. Лубышева, Ж.К. Холодов, Т.И. Шамова и др. рассматривают готовность к управлению физкультурно-спортивной деятельностью как элемент профессиональной готовности будущих специалистов.
Понятие профессиональной готовности В.А. Кузнецов обозначает как центральное,
у
узловое . Он связывает это с рядом обстоятельств:
• объединение интеллектуальной и деятельностной составляющих образования;
• в сущность профессиональной готовности заложена идеология от результата;
• профессиональная готовность имеет интегративной характер, так как объединяет знания, потребности и способы деятельности.
Профессиональная готовность будущих педагогов к управлению физкультурноспортивной деятельностью рассматривается нами как интегративное качество личности студента педагогического вуза, которое предусматривает наличие у него знаний, умений и
1 Алабужев А.Е. Организационно-педагогические условия повышения эффективности физкультурноспортивной деятельности в сельской местности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Ижевск, 2004. - С. 7.
2 Журкина, А.Я. Концептуальные основы физической культуры. - М., 2008.
3 Озолин, Н.Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать. - М., 2004. - С. 584.
4 Беляков, С.А. Модернизация образования в России: совершенствование управления. - М., 2009. - С. 13.
5 Сенновский, И.Б. Управленческая деятельность учителя // Школьные технологии. - 2003. - №3. - С. 68.
6 Управление - это наука и искусство / А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тэйлор, Г. Форд. - М., 1992. - С. 12.
7 Кузнецов, В.А. Теоретическая подготовка студентов педагогического вуза в системе общего физкультурного образования: дис. ... канд. пед. наук. - Н. Новгород, 2005. - С. 31.
навыков для управления физкультурно-спортивной деятельностью в процессе профессионального образования, личностных качеств и способностей управленца физкультурно-спортивным процессом, а также внутренней установки на совершение профессионально-значимых действий.
Нами были выделены основные составляющие профессиональной готовности будущих педагогов к управлению физкультурно-спортивной деятельностью: когнитивная готовность, операционная и психологическая. В данной статье будет рассмотрена когнитивная готовность студентов педагогических вузов к управлению физкультурно-спортивной деятельностью.
По мнению И.И. Киютиной, когнитивный компонент отражает уровень управленческих знаний и интересов личности, которая образует управленческий кругозор, системность мышления, инновационное развитие личности и формируется на базе информационного знания1. [Киютина. С. 53]
К.В. Заречнова определяет когнитивный компонент как следствие познавательной (учебной и самообразовательной) деятельности будущего специалиста. По ее мнению, специалист должен владеть не отдельными разрозненными знаниями в области педагогики, а их системой, которая целостно отражает структуру работы и организуется на основе современных научных теорий, идей, принципов2.
Н.В. Черепанова указывает, что когнитивный компонент характеризует «индивидуальные различия в интеллектуальной деятельности будущих учителей, которые характеризуют индивидуальное своеобразие способов изучения реальности, и соотносится с информационной и гностической функциями педагогической деятельности. Он показывает степень интеллектуального развития студента, уровень соответствия его когнитивной сферы требованиям деятельности в плане сформированности профессиональных знаний, а также знаний об индивидуальном стиле, что определяет его когнитивный стиль»3.
Мы считаем, что когнитивный компонент профессиональной готовности у будущего педагога к управлению физкультурно-спортивной деятельностью заключается в том, что он обладает профессионально-педагогическими знаниями, ориентированными на успешное достижение поставленных целей в процессе физкультурно-спортивной деятельности.
Когнитивный компонент готовности, по мнению В.А. Кузнецова, включает в себя виды и формы знаний, которые могут быть проблемными, вероятностными и достоверными .
К.В. Локшин рассматривает знания как результат индивидуальных познавательных усилий, способствуют становлению и развитию личности, а специальные профессиональные знания становятся мерой трудовой активности специалиста5.
Необходимость знаний в обеспечении готовности будущих педагогов к управлению физкультурно-спортивной деятельностью предполагает организацию теоретической подготовки студентов педагогических вузов по данному направлению. Овладение
1 Киютина, И.И. Дидактические средства формирования готовности будущих учителей к управленческой деятельности: дис. ... канд. пед. наук. - Брянск, 2004. - С. 53.
2 Заречнова, К.В. Компоненты педагогической направленности в профессиональной подготовке будущих специалистов по сервису и туризму // Известия Алтайского государственного университета. - 2011. - № 2-1 - С. 13.
3 Черепанова, Н.В. Проблема становления индивидуального стиля педагогической деятельности будущих учителей начальной школы // Проблемы образования, науки и культуры. - 2010. - №6 [Электронный ресурс]. URL:ht:to://pюceedmgs.usu.ш/?base=mag/0085%2803 $0620l0%29&xsln=showArtide.xsM.id=a05&doc=./contentjs Е
4 Кузнецов, В.А. Теоретическая подготовка студентов педагогического вуза в системе общего физкультурного образования: дис. ... канд. пед. наук. - Н. Новгород, 2005. - С. 31.
5 Локшин, К.В. Формирование управленческой готовности будущего менеджера физической культуры при обучении специальным дисциплинам: дис. ... кан. пед. наук. - М., 2008. - С. 39.
знаниями в области управления физкультурно-спортивной деятельности позволит эффективно осуществлять профессионально-значимые функции.
На наш взгляд, когнитивная готовность будущих педагогов к управлению физкультурно-спортивной деятельностью предусматривает наличие у студентов педагогических вузов следующих общих знаний:
• о сущности индивидуальных и коллективных форм управления физкультурно-спортивной деятельностью;
• о способах управления физкультурно-спортивной деятельностью;
• о возможных вариантах взаимодействия управляющей и управляемой подсистем в области физической культуры и спорта;
• о вариантах применения различных подходов в организации физкультурноспортивной деятельности.
Так как процесс управления состоит из отдельных видов деятельности, в частности, функций управления, то стоит отдельно отразить знания, которыми должен обладать будущий педагог по окончании вуза для управления физкультурно-спортивной деятельностью исходя из функций, которые он должен будет осуществлять в области физической культуры и спорта:
• Для осуществления планирования в профессиональной деятельности студент должен знать основы целеполагания, сущность планирования в физкультурно-спортивной деятельности, логику принятия решений, методы оптимизации управленческих решений, различные способы планирования, виды планов и их оформление.
• При организации физкультурно-спортивной деятельности - основы организации как функции управления физкультурно-спортивной деятельностью, структуру системы организации в управлении физкультурно-спортивной деятельности, организационное проектирование.
• Для мотивации участников к физкультурно-спортивной деятельности - сущность мотивации и потребностей субъектов физкультурно-спортивной деятельности, классификации потребностей, индивидуальные и групповые способы активизации личности в физкультурно-спортивной деятельности.
• Когнитивная готовность к контролю физкультурно-спортивной деятельностью определяется следующими знаниями студента: сущность контроля физкультурноспортивной деятельности как инструмента управления, принципы контроля, виды контроля и методики его проведения в области физической культуры и спорта.
• Осуществление координации возможно при знании будущих педагогов основ и форм координации физкультурно-спортивной деятельности.
• Сущность анализа в физкультурно-спортивной деятельности, его виды, содержание и методики проведения являются теми знаниями, которые определяют когнитивную готовность студента к реализации данной функции управления физкультурно-спортивной деятельностью.
По мнению В.А. Кузнецова, овладение знаниями создает предпосылки к самоопределению, саморазвитию, самореализации специалиста и являются активизирующим фактором компетентного осуществления физкультурно-педагогической деятельности1. Готовность будущих педагогов к управлению физкультурно-спортивной деятельностью формируется в основном в ходе профессионального образовательного процесса и самообразования.
Теоретическая подготовка будущих педагогов осуществляется на основе содержания образовательной программы. Не установив содержание, сложно полноценно решить вопрос о формировании управленческих знаний в области физической культуры и спорта. Мы согласны с О.Л. Шабалиной, которая считает, что содержание теоретической
1 Кузнецов, В.А. Теоретическая подготовка студентов педагогического вуза в системе общего физкультурного образования: дис. . канд. пед. наук. - Н. Новгород, 2005. - С. 32.
составляющей должна определяться соотношением содержания педагогики как научной дисциплины и области предмета, которая изучается будущими педагогами в процессе вузовской подготовки. Для стабильного овладения студентами знаниями, которые необходимы в будущей профессиональной деятельности, следует определить такой объем изучаемого материала, который мог бы быть действительно усвоен студентами за отведенное время (согласно учебному плану), а не изучался бы поверхностно, только для того, чтобы сдать экзамен (зачет)1.
Согласно В.А. Кузнецову, обеспечение любой профессиональной подготовки будущих педагогов предполагает нахождение ответов на три базовых вопроса: «Для чего учить?» (определяются цели и задачи); «Чему учить?» (содержание и программы); «Как учить?» (выбираются технологии)2.
Б.Н. Пенциком были обозначены основные принципы содержания теоретического раздела курса «Физическая культура» для студентов педагогического вуза. К ним он отнес объективность информации, согласованность содержания теоретической подготовки будущих педагогов с предстоящей профессиональной деятельностью, интеграцию знаний сопряженных наук с существующей практикой физкультурной деятельности. Им также были определены знания, необходимые студентам педагогического вуза для осуществления физкультурной деятельности3.
Л.И. Лубышева указывает на необходимость формирования знаний, которые связаны с обеспечением физической культуры личности. При условии неоднозначности классификаций умений и навыков, ориентация на них при определении содержательного компонента теоретического раздела не бесспорна и их практическая реализация затруднена .
Для будущих педагогов нефизкультурных специальностей основным предметом, в ходе которого они получают знания в области физической культуры и спорта, является «Физическая культура». В Государственном образовательном стандарте, утвержденном в 2005 году, прописаны основные знания в области физической культуры, которыми должен обладать будущий педагог:
• физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов. Ее социально-биологические основы. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте. Физическая культура личности.
• основы здорового образа жизни студента. Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности.
• общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания.
• спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений.
• профессионально-прикладная физическая подготовка студентов.
• основы методики самостоятельных занятий и самоконтроль за состоянием своего организма.
Как видно из рекомендованного Государственным образовательным стандартом содержания, теоретические знания будущих педагогов ограничиваются только
1 Шабалина, О.Л. Интеграция теоретической и практической составляющих общепедагогической
подготовки учителя физической культуры в системе высшего профессионального образования // Теория и практика физической культуры.- 2002. - №12 [Электронный ресурс]. URL:
http://lib.sportedu. ru/Press/TPFK/2002N12/p9-12. Цт
2 Кузнецов, В.А. Теоретическая подготовка студентов педагогического вуза в системе общего физкультурного образования: дис. ... канд. пед. наук. - Н. Новгород, 2005. - С. 36.
3 Пенцик, Б.Н. Содержание, структура и основные требования к формированию знаний в процессе физического воспитания студентов // Материалы науч.-практ. конф., 20-22 мая 2003 г., Москва. - М., 2003. -С. 141.
4 Лубышева, Л.И. Современные подходы к формированию физкультурного знания у студентов вузов // Теория и практика физической культуры. - 1992. - №3. - С. 20.
физическим воспитанием самих студентов. Отсутствует элемент подготовки студентов как управленцев физкультурно-спортивной деятельностью учащихся.
В Федеральном государственном образовательном стандарте по направлению «Педагогическое образование» по разделу Б.4 «Физическая культура» знаниевый компонент отсутствует.
Отдельные аспекты управления физкультурно-спортивной деятельностью находят свое отражение при изучении таких дисциплин, как «Педагогика» (теория и методика воспитания), «Управление образовательными системами», «Этнопедагогика». Однако эти знания носят разрозненный характер.
Для педагогов по физической культуре физкультурно-спортивная деятельность является основной функцией. Соответственно ими, кроме вышеперечисленных предметов, изучаются специализированные дисциплины, в ходе которых затрагивается проблема управления физкультурно-спортивной деятельностью. Анализ учебных программ показал, что в основном содержание ориентировано на учебный и тренировочный процессы в ходе получения высшего профессионального педагогического образования.
Управление соревновательной деятельностью, как одного из основных компонентов физкультурно-спортивной деятельности, изучается в курсе «Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование». Однако по данной дисциплине соревновательная деятельность рассматривается по выбранному виду спорта, а для будущего учителя физической культуры требуется наличие знаний об организации и проведении соревнований по различным видам спорта.
При определении когнитивной готовности будущих педагогов к управлению физкультурно-спортивной деятельностью нами были использованы такие методы исследования, как тестирование по проблемам управления соревновательной деятельностью, изучение и анализ учебной документации (учебные ведомости, отчеты по прохождению педагогической практики).
В исследовании участвовало 497 студентов Елабужского государственного педагогического университета, преобразованного в 2011 году в Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета. Число студентов физкультурного факультета, участвовавших в исследовании, равно 88 человек. Соответственно оставшееся количество респондентов пришлось на другие факультеты: историко-юридический, технолого-экономический, филологический, физико-математический, психологический и биологический.
В результате исследования было выявлено, что низкий уровень когнитивной готовности к управлению физкультурно-спортивной деятельностью наблюдался у 18,1% студентов, который характеризуется наличием элементарных репродуктивных знаний. Средний уровень когнитивной готовности к управлению физкультурно-спортивной деятельностью показали 73,4% респондентов, для которого свойственен эвристический подход в поиске знаний по каким-либо вопросам. Высокий уровень когнитивной готовности к управлению физкультурно-спортивной деятельностью наблюдался у 8,5% исследуемых. Данная категория студентов использовала творческий подход в своей деятельности. В результате исследования было выявлено, что когнитивная готовность к управлению физкультурно-спортивной деятельностью сформирована у высокого процента будущих педагогов (81,9%).
Однако необходимо отметить подавляющую степень среднего уровня когнитивной готовности будущих педагогов к управлению физкультурно-спортивной деятельностью. Такой показатель говорит о том, что современное образование дает качественные знания студентам в области управления физкультурно-спортивной деятельности, но они носят репродуктивный характер. И, соответственно, наблюдается низкая степень творческой когнитивной готовности, что может объясняться отсутствием умений и желания креативно подходить к решению вопросов, связанных с управлением физкультурноспортивной деятельностью.
В заключение можно добавить, что новая парадигма образования направлена на формирование у студентов активного и творческого подхода к образованию, чего на сегодняшний день мы не наблюдаем у них, несмотря на наличие у будущих педагогов сформированных репродуктивных управленческих знаний в области физической культуры и спорта.
Библиографический список
1. Алабужев, А.Е. Организационно-педагогические условия повышения эффективности физкультурно-спортивной деятельности в сельской местности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Ижевск, 2004. - 22 с.
2. Беляков С.А. Модернизация образования в России: совершенствование управления. - М.: МАКС Пресс, 2009. - 437 с.
3. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих: Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». - 2010. - 26 августа [Электронный ресурс]. ИКЬ: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=116278;fld=134;dst=100009
4. Журкина, А.Я. Концептуальные основы физической культуры. - М., 2008.
5. Заречнова, К.В. Компоненты педагогической направленности в профессиональной подготовке будущих специалистов по сервису и туризму // Известия Алтайского государственного университета. - 2011. - № 2-1. - С. 12-15.
6. Камалетдинов, В.Г. Развитие культуры управления физкультурно-спортивной деятельностью: Педагогические аспекты: автореф. дис.. д-ра пед. наук. - Челябинск, 2002. [Электронный ресурс]. Ц^: http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/109366.html
7. Киютина, И.И. Дидактические средства формирования готовности будущих учителей к управленческой деятельности: дис. ... канд. пед. наук. - Брянск, 2004. - 235 с.
8. Кузнецов, В.А. Теоретическая подготовка студентов педагогического вуза в системе общего физкультурного образования: дис. ... канд. пед. наук. - Н. Новгород, 2005. - 185 с.
9. Локшин, К.В. Формирование управленческой готовности будущего менеджера физической культуры при обучении специальным дисциплинам: дис. ... канд. пед. наук. -М., 2008. - 175 с.
10. Лубышева, Л.И. Современные подходы к формированию физкультурного знания у студентов вузов // Теория и практика физической культуры. - 1992. - №3. - С. 19-21.
11. Методические рекомендации об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений. - 2006. -
3 февраля [Электронный ресурс]. Ц^:
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=363809;dst=0;ts=099F12A95 489F296D9EB1B71FFFF2415
12. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. - 2000. - 4 октября [Электронный ресурс]. Ц^:
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=97368;dst=0;ts=0D16498C
A23438B75BE510DDE8583C56
13. Озолин, Н.Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать. - М.: Астрель, 2004. -
863 с.
14. Пенцик, Б.Н. Содержание, структура и основные требования к формированию знаний в процессе физического воспитания студентов // Материалы науч.-практ. конф., 20-22 мая 2003 г., Москва. - М., 2003. - С. 140-146.
15. Сенновский И.Б. Управленческая деятельность учителя // Школьные технологии. - 2003. - №3. - С. 68-75.
16. Управлние - это наука и искусство / А.Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тэйлор, Г. Форд / Сост. Г.Л. Подвойский. - М.: Республика, 1992. - 351 с.
17. Черепанова Н.В. Проблема становления индивидуального стиля педагогической деятельности будущих учителей начальной школы // Проблемы образования, науки и культуры. - 2010- №6 [Электронный ресурс]. Ц^: http://proceedings.usu.ru/?base=mag/0085%2803 $06-2010%29&xsln=showArticle.xslt&id=a05&doc= ./content.isp
18. Шабалина, О.Л. Интеграция теоретической и практической составляющих общепедагогической подготовки учителя физической культуры в системе высшего профессионального образования // Теория и практика физической культуры. - 2002 - №12 [Электронный ресурс]. Ц^: http://lib.sportedu.ru/Press/TPFK/2002N12/p9-12.htm