С.Р. ШАРИФУЛЛИНА (Елабуга)
модель формирования готовности Будущих педагогов к управлению Физкультурно-спортивной деятельностью
Рассматривается модель формирования готовности будущих педагогов к управлению физкультурноспортивной деятельностью на основании Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для степени «бакалавр» по направлению подготовки «Педагогическое образование» по профилю «Физкультурное образование», утвержденного в 2009 г.
Ключевые слова: модель, компетенция, управление физкультурно-спортивной деятельностью.
Существующая система профессионального педагогического образования нацелена на подготовку специалистов, способных не только осуществлять педагогический процесс, но и эффективно им управлять. Подготовка специалистов к управлению физкультурноспортивной деятельностью усложняется, если отсутствует модель формирования данной готовности. Образовательные модели можно построить на основе государственных образовательных стандартов. В настоящее время педагогические вузы ведут подготовку специалистов по Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования, утвержденному в 2005 г. (ГОС ВПО 2005) и бакалавров и магистров по Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования, утвержденному в 2009 г. (ФГОС ВПО 2009).
Моделирование процесса подготовки специалистов к реализации профессионально значимых функций требует системного подхода. Согласно В.А. Сластенину, системный подход отражает всеобщую связь и взаимообусловленность явлений и процессов окружающей среды [3]. Как любая система, модель формирования готовности студентов к управлению физкультурно-спортивной деятельностью находится под воздействием внешней и внутренней среды.
В сфере высшего профессионального образования на образовательные процессы внеш-
нее воздействие оказывает прежде всего государство. Государственная политика в области образования характеризуется совокупностью нормативно-правовых актов и мероприятий, направленных на получение образования, соответствующего требованиям общества. Современная государственная политика в области высшего образования ориентирована на подготовку таких педагогов, которые могли бы быть конкурентоспособными на рынке труда не только в России, но и за рубежом. Таким образом, происходит интеграция российской и зарубежной образовательных систем. Исходя из этого, Правительство Российской Федерации реформирует систему высшего профессионального образования, в частности, осуществляет переход на двухуровневую систему подготовки специалистов (бакалавриат и магистратура), которая свойственна большинству развитых зарубежных стран. Для реализации установленной политики были приняты нормативно-правовые акты, регулирующие ее функционирование. К ним относят прежде всего федеральные государственные образовательные стандарты, принятые для различных направлений подготовки бакалавров и магистров.
Одной из важных составляющих государственной политики в области образования, согласно Национальной доктрине образования в Российской Федерации, является «всесторонняя забота о здоровье и физическом воспитании и развитии учащихся и студентов». Другими словами, физкультурно-спортивная деятельность становится функцией педагогов не только физической культуры и спорта, но и иных учебных направлений.
Другим важным элементом внешней среды являются потребители. Основным потребителем и, соответственно, заказчиком педагогических кадров выступает государство, однако, как отмечает О.А. Нестерчук, в сфере высшего профессионального образования складываются такие проблемы, как:
1) отсутствие научных обоснований формирования государственного заказа на подготовку специалистов;
2) отсутствие связи между содержанием подготовки специалистов и существующей социально-экономической ситуацией в стране;
3) привязанность к традиционным способам подготовки кадров [2].
Помимо государства основными потребителями подготовленных педагогических кад-
© Шарифуллина С.Р., 2012
ров выступают образовательные учреждения различного уровня и направленности. Исходя из направленности государственной политики, ориентированной на здоровьесберегающую деятельность педагогов, администрация педагогических заведений требует от всего педагогического состава готовности к реализации физкультурно-спортивных мероприятий в ходе учебного процесса.
Кроме внешних факторов в формировании готовности будущих педагогов к осуществлению профессиональных функций большую роль играет внутренняя среда. Внутренние факторы в процессе формирования готовности будущих педагогов к управлению физкультурно-спортивной деятельностью обусловлены совокупностью следующих составляющих: цели и задач процесса, субъектов и их деятельности.
Целью модели стало формирование готовности будущих педагогов к управлению физкультурно-спортивной деятельностью. Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1) необходимо выявить принципы обучения, которые были бы направлены на формирование управленческой готовности будущих педагогов к реализации физкультурноспортивных задач;
2) требуется определить содержание обучения, которое бы способствовало повышению уровня сформированное™ готовности будущих педагогов к управлению физкультурноспортивной деятельностью;
3) следует отобрать такие методы и средства обучения и воспитания, которые бы могли способствовать формированию управленческой компетентности будущего педагога для осуществления физкультурно-спортивных задач;
4) необходимо активизировать самостоятельную работу студентов для формирования у них готовности к управлению физкультурноспортивной деятельностью.
В формировании у студентов готовности к управлению физкультурно-спортивной деятельностью участвуют два субъекта образования - преподаватель высшего учебного заведения и студент. Деятельность первого реализуется через содержание обучения с помощью педагогических средств и методов на основе принципов обучения. В.И. Андреев определил педагогический принцип как одну из педагогических категорий, представляющую собой основное нормативное положение, которое базируется на познанной педагогической зако-
номерности и характеризует наиболее общую стратегию решения определенного класса педагогических задач (проблем), служит одновременно системообразующим фактором для развития педагогической теории и критерием непрерывного совершенствования педагогической практики в целях повышения ее эффективности [1]. Исследователь выделил семь основных принципов, которыми должны руководствоваться педагоги высших учебных заведений в процессе профессиональной подготовки студентов: системности, развития, оптимальности, управления, информативности, социализации и индивидуализации.
На основе вышеперечисленных принципов определяется содержание обучения для реализации указанных нами цели и задач. Содержание обучения при подготовке педагогов к управлению физкультурно-спортивной деятельностью завистит от будущей специальности студента. Поскольку для будущих педагогов физической культуры управление физкультурно-спортивной деятельностью -основная функция - она находит отражение во многих изучаемых дисциплинах. Для нефизкультурных специальностей рассматриваемая функция является вспомогательной, поэтому она изучается лишь в некоторых разделах образовательных дисциплин.
В ГОС ВПО 2005 г., в отличие от ФГОС ВПО 2009, прописаны требования к содержанию дисциплин. Основываясь на данных требованиях, мы выделили следующие предметы, которые в различной мере способствуют формированию готовности будущих специалистов к управлению физкультурно-спортивной деятельностью:
• общие для всех специальностей
- «Теория и методика воспитания»;
- «Управление образовательными процессами»;
- «Семейная педагогика»;
- «Физическая культура»;
• для физкультурной специальности
- «Менеджмент физической культуры и спорта»;
- «Экономика физической культуры и спорта»;
- «Теория и методика обучения физической культуре»;
- «Теория и методика физической культуры и спорта»;
- «Базовые и новые физкультурноспортивные виды»;
- «Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование».
Содержание обучения определяет педагогические методы и средства, с помощью которых осуществляется формирование готовности студентов к управлению физкультурноспортивной деятельностью. В современных условиях из-за недостатка материальнотехнических средств наблюдается следующая тенденция: не методы определяют средства обучения и воспитания, а на основе имеющихся педагогических средств выбираются те или иные методы обучения и воспитания.
Педагогическая деятельность как специфический вид управленческой деятельности подразумевает совместные действия педагога и обучающегося, тем более что переход на двухуровневую систему подготовки педагогических кадров внес изменения в процесс обучения в высшей школе: большее внимание теперь уделяется самостоятельной подготовке будущих педагогов к осуществлению профессионально значимых функций. Самостоятельность студентов при профессиональной подготовке позволит им приобрести не только умения и навыки в нахождении необходимой для них информации, но и требуемые компетенции для осуществления организационноуправленческой деятельности в области физической культуры и спорта. Самостоятельная работа студентов осуществляется при подготовке ими докладов, выступлений, написании рефератов, выполнении контрольных работ, а также в ходе педагогической практики и написания курсовых и выпускных квалификационных работ.
Компетенции, приобретаемые студентами в ходе образовательного процесса, должны основываться на знаниях и умениях, которые получает студент в результате освоения образовательных дисциплин. В результате анализа научно-методической литературы мы определили следующие знания, которыми должен обладать педагог для эффективного управления физкультурно-спортивной деятельностью:
- для осуществления планирования в профессиональной деятельности - основы целеполагания, сущность планирования в физкультурно-спортивной деятельности, логика принятия решений, методы оптимизации управленческих решений, различные способы планирования, виды планов и их оформление;
- для организации физкультурно-спортивной деятельности - основы организации как функции управления физкультурно-спортивной деятельностью, структура системы организации в управлении физкультурно-спортивной деятельности, организационное проектирование;
- для осуществления мотивации участников к физкультурно-спортивной деятельности - сущность мотивации и потребностей, классификации потребностей, способы активизации личности в физкультурно-спортивной деятельности.
Когнитивная готовность к контролю физкультурно-спортивной деятельностью определяется следующими знаниями студента: сущность контроля как инструмента управления, принципы контроля, виды контроля и методики его проведения.
Операционную готовность также рассмотрим через призму управленческих функций. Студенты должны уметь следующее:
- определять цель физкультурноспортивной деятельности на основе данных о факторах внутренней и внешней среды, формулировать и конкретизировать цель, выделять из общей частные цели;
- правильно принимать решения на основе анализа информации о внешней и внутренней среде, использовать различные способы планирования в управлении физкультурноспортивной деятельностью, правильно оформлять и заполнять плановую документацию;
- использовать различные методы активизации личности в управлении физкультурноспортивной деятельностью, определять скрытые потребности личности, выделять существенные мотивы деятельности людей в физкультурно-спортивной деятельности;
- выявлять и группировать виды деятельности исходя из поставленной цели и максимально эффективного использования имеющихся ресурсов, формировать структурные подразделения, определять их цели и закреплять за ними виды деятельности, наделять руководителей подразделений полномочиями, необходимыми для достижения целей, связывать структурные подразделения посредством информационных потоков;
- проводить контроль на основе общепринятых в управлении принципов контроля (систематичности, комплексности, действенности, гласности, экономичности), использовать различные виды и методики контроля;
- применять различные способы анализа, вычленять из общего частные составляющие, выявлять связи между ними, выделять скрытые предположения, оценивать значимость данных; проводить разницу между фактами и следствием, видеть ошибки и упущения в управлении физкультурно-спортивной деятельностью;
- прогнозировать возможные изменения и регулировать деятельность на основании этих
изменений, применять различные формы координации деятельности.
Для полноты операционной готовности будущий специалист должен обладать элементарными навыками профессиональной деятельности.
Третьей составляющей профессиональной готовности является психологическая готовность к управлению физкультурно-спортивной деятельностью, базирующаяся на наличии у студента лидерских способностей, готовности эффективно использовать имеющиеся знания и умения, нести ответственность за решения и действия (собственные и своих подопечных), а также быть мотивированным для выполнения профессионально значимых функций.
Таким образом, модель формирования готовности к управлению физкультурноспортивной деятельностью представляет собой совокупную деятельность педагога и студента с учетом воздействующих на нее внутренних и внешних факторов. При этом целью является подготовка компетентного педагога, т.е. специалиста, не только обладающего знаниями, умениями и навыками для управления физкультурно-спортивной деятельностью, но и психологически готового ее реализовывать.
литература
1. Андреев В.И. Педагогика высшей школы. Инновационно-прогностический курс: учеб. пособие. Казань : Центр инновационных технологий, 2008.
2. Нестерчук О.А. Государственная политика современной России в области высшего профессионального образования : автореф. дис. ... д-ра полит. наук. М., 2009
3. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика : учеб. пособие для вузов. М. : Изд. центр «Академия», 2006.
Formation model of future teachers’ readiness for physical culture and sport activity management
There is regarded the formation model offuture teachers’ readiness for physical culture and sport activity management on the basis of the Federal state educational standard of higher professional education for a Bachelor’s degree in the sphere of "Pedagogic Education" specializing in "Physical Training Education" approved in 2009.
Key words: model, competence, physical culture and sport activity management.
Л.П. МАКАРОВА (Волгоград)
принципы работы школы по развитию профессионального достоинства педагога
Выявляются принципы работы школы по развитию профессионального достоинства педагога как стратегического образа конечного результата его профессионального становления, поскольку цель методической работы в школе - повышение уровня профессиональной культуры и педагогического мастерства учителя для сохранения стабильно положительных результатов в обучении и воспитании учеников.
Ключевые слова: принцип, гуманитарность, экологичность, демократичность.
Как доказывает в своих работах по методологии научно-педагогического исследования В.В. Краевский, педагогическое исследование не выполнит своего назначения, если не будет получено нормативное знание о требуемом характере педагогической деятельности. Нормирование педагогической деятельности, по мнению многих исследователей (Н.М. Борытко, О.С. Гребенюк, Н.С. Пряжни-ков, Н.Е. Щуркова и др.), осуществляется при помощи принципов.
Принцип (от лат. рппаршт - начало, основа) - это инструментальное, данное в категориях деятельности выражение педагогической концепции, методическое выражение познанных законов и закономерностей, знание о целях, сущности, содержании, структуре обучения, выраженное в форме, позволяющей использовать их в качестве регулятивных норм практики [3]. Выявляя способы эффективной педагогической помощи в развитии профессионального достоинства педагога, мы обнаружили три типа помощи, которые Н.М. Борытко определяет как три ведущие стратегии: руководство, поддержка или сопро-вождение[2]. Нередко наиболее эффективной стратегией педагогической помощи становится педагогическое руководство, когда завуч (или заведующий школьной кафедрой) берет на себя инициативу и ответственность в организации деятельности педагога по разрешению проблем развития его профессионального достоинства. Мы согласны с Н.М. Борыт-ко в том, что такие случаи в работе с педагога-
© Макарова Л.П., 2012