УДК 378:796.07 ББК 74.58 Х 12
С.А. Хазова
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретических основ физического воспитания Института физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета; E-mail: khazovasn@rambler, ru
РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ КАК ФАКТОР УСИЛЕНИЯ ДЕЙСТВЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
(РЕЦЕНЗИРОВАНА)
Аннотация. В статье описаны теоретические, методологические и методико-технологические основы подготовки конкурентоспособных специалистов по физической культуре и спорту в системе высшего профессионального образования; представлены экспериментальные данные, подтверждающие справедливость выдвинутой гипотезы и эффективность разработанных теоретических моделей личности конкурентоспособного специалиста по физической культуре и спорту, детерминантов и процесса развития конкурентоспособности.
Ключевые слова: конкурентоспособность специалистов как фактор усиления действенности физической культуры, развитие конкурентоспособности будущих специалистов по физической культуре и спорту в процессе профессионального образования.
S.A. Khazova
Candidate of Pedagogy, Assistant Professor of Department of Theoretical Bases of Physical Training at Institute of Physical Training and Judo of the Adyghe State University; E-mail: khazovasn@rambler. ru
DEVELOPMENT OF COMPETITIVENESS OF THE FUTURE EXPERTS IN PHYSICAL TRAINING AND SPORTS AS THE FACTOR OF STRENGTHENING EFFECTIVENESS OF PHYSICAL TRAINING IN THE MODERN SOCIETY
Abstract. The paper describes theoretical, methodological and methodical-technological bases of training of competitive experts in physical training and sports in a system of the professional higher education. The experimental data confirming justice of the put forward hypothesis and efficiency of developed theoretical models of the person of the competitive expert in physical training and sports, determinants and competitiveness development are presented.
Keywords: competitiveness of experts as the factor of strengthening effectiveness of physical training, development of competitiveness of the future experts in physical training and sports in the course of professional education.
Развитие физической культуры и спорта является одним из приоритетных направлений социальной политики Российской Федерации. Для обеспечения реализации данного направления в стране создана нормативно-правовая база, разработаны механизмы финансирования, приняты и действуют Программа и Стратегия развития физической культуры и спорта. Однако, по признанию ведущих государственных деятелей (Д.А. Медведева, В.В. Путина, В.Л. Мутко, Г. Алешина, П.А. Рожкова и др.), задачи, которые на протяжении последних десятилетий государство ставит перед физической культурой и спортом, решаются не вполне эффективно. Целенаправленное развитие сферы в соответствии с определенными государством целями и принципами тормозится. Нерешенными остаются проблемы эффективного использования материальных и финансовых ресурсов, привлечения населения к регулярным занятиям физической культурой, возрождения традиций
российского спорта высших достижений и др. Справиться с этими и другими проблемами без реформирования системы обеспечения отрасли трудовыми ресурсами невозможно, в связи с чем совершенствование трудовых ресурсов признано сегодня одним из ведущих стратегических направлений государственной деятельности по развитию физической культуры и спорта.
Переход к рыночной экономике и демократизация общества поставили перед физической культурой ряд задач, от решения которых зависит не только ее прогрессивное развитие, но и выживание как социальной сферы. Это - самостоятельный поиск дополнительных источников финансирования, расширение потребительского рынка, реорганизация системы управления и т.д. Их решение требует инновационных подходов, механизмов, установок как от представителей власти, органов управления, так и от рядовых специалистов.
Обобщенным требованием нового времени к физкультурно-спортивным организациям является их конкурентоспособность, в том числе по сравнению с производителями иных социально-культурных услуг. Это требование, в свою очередь, актуализирует проблему развития конкурентоспособности специалистов по физической культуре и спорту как главного источника повышения эффективности деятельности организаций [1, 2, 6 и др.]. Можно предположить, что нерешенность проблем качественной подготовки современных работников серьезно тормозит развитие сферы физической культуры и спорта, не позволяет эффективно решать финансовые, материально-технические и технологические проблемы, снижает конкурентоспособность физкультурно-спортивных организаций.
Учитывая актуальную и потенциальную значимость реализации кадровых направлений государственной политики в области физической культуры, а также существенную взаимосвязь между конкурентоспособностью специалистов и конкурентоспособностью физкультурно-спортивных организаций, можно утверждать, что совершенствование системы подготовки специалистов по физической культуре и спорту из задачи сугубо педагогической переходит в круг задач развития сферы физической культуры и спорта посредством обеспечения ее качественными трудовыми ресурсами.
Следовательно, совершенствование системы подготовки кадров должно рассматриваться в контексте области исследования фундаментальных проблем общей теории физической культуры, а именно: поиске путей усиления действенности физической культуры в современном обществе и способов решения управленческих проблем ресурсного обеспечения системы физической культуры.
Конкурентоспособность специалистов имеет не только общественную, но и личную значимость, поскольку обеспечивает работникам более высокий профессиональный статус, более высокую рейтинговую позицию на рынке труда, устойчиво высокий спрос на их услуги (востребованность) [3, 4, 5 и др.].
Несмотря на большой интерес современных ученых к вопросам конкурентоспособности специалистов, нерешенным остается ряд проблем, важных для моделирования в высшем учебном заведении образовательного процесса, направленного на подготовку конкурентоспособных работников для сферы физической культуры и спорта.
Во-первых, государством и научным сообществом признается, что кадровое обеспечение является важнейшим направлением государственной стратегии развития физической культуры, обусловливающим повышение эффективности функционирования сферы физической культуры и спорта. Тем не менее вопросы подготовки работников физической культуры и спорта до сих пор исследуются исключительно в рамках педагогической проблематики теории и методики профессионального образования и не рассматриваются в контексте фундаментальных проблем общей теории физической культуры. Научно-педагогические кадры физической культуры и спорта принимают недостаточное участие в обосновании целевых установок и разработке содержания профессионального образования, направленного на развитие конкурентоспособности будущих специалистов по физической культуре и спорту.
Во-вторых, конкурентоспособность является экономической категорией и определяется соответствием специалиста требованиям и профессиональной деятельности, и рынка труда. На соответствие этим требованиям должно ориентироваться профессиональное образование в области физической культуры и спорта. В этом случае, благодаря более качественной подготовке кадров, появится возможность повысить эффективность функционирования физической культуры и спорта в современных социально-экономических условиях. Тем не менее до сих пор четко не определены критерии конкурентоспособности специалиста по физической культуре и спорту, не обосновано влияние личности и деятельности работников на приобретение организацией конкурентных преимуществ.
В-третьих, развитие конкурентоспособности специалиста по физической культуре и спорту обусловливается и профессиональными факторами, и явлениями и процессами социальной действительности. Однако в предлагаемых различными исследователями структуре и содержании конкурентоспособности специалиста либо недостаточно учитывается значение внепрофессиональных характеристик личности, либо не конкретизируются ее профессиональные характеристики. Для специалистов по физической культуре и спорту структурно-содержательного описания конкурентоспособности нами обнаружено не было.
В-четвертых, профессиональная деятельность специалистов по физической культуре и спорту полипредметна и включает виды деятельности, а также функции, различающиеся по целям, средствам, действиям, операциям (педагогические, управленческие, рекреационные, исследовательские и др.). Овладение всеми видами деятельности обеспечивает полипрофессионализм специалистов - важнейшее современное условие конкурентоспособности. Однако указанные виды профессионального труда предъявляют к субъекту требования, некоторые из которых мало совместимы, одновременное полноценное соответствие всем требованиям невозможно. Следовательно, необходимо понимать, в какой сфере специалист в наибольшей степени может рассчитывать на профессиональный успех, а для какого вида деятельности ему необходима углубленная (дополнительная) подготовка. Поэтому важным является выявление детерминантов конкурентоспособности специалистов по физической культуре и спорту, дифференцированных с точки зрения особенностей конкретного вида профессиональной физкультурно-спортивной деятельности.
В-пятых, целенаправленное развитие конкурентоспособности будущих специалистов начинается в учреждениях профессионального образования. Рассмотрение конкурентоспособности выпускников как критерия качества профессиональной подготовки для образовательной системы является новой тенденцией, предъявляющей особые требования как к содержанию контрольно-диагностических процедур, так и к организации образовательного процесса в вузе. Тем не менее образовательные условия подготовки конкурентоспособных специалистов по физической культуре и спорту не обоснованы, равно как и критерии оценки качества образовательного результата.
Таким образом, новые социально-экономические условия функционирования сферы «Физическая культура и спорт», целевая направленность процессов модернизации российского профессионального образования на подготовку конкурентоспособных специалистов обусловливают проблему выявления социально-экономических предпосылок и теоретико-методологических основ развития конкурентоспособности будущих специалистов по физической культуре и спорту в системе высшего профессионального образования.
Целью исследования стала разработка научных основ развития конкурентоспособности будущих специалистов по физической культуре и спорту как фактора усиления действенности физической культуры в современном обществе. При формулировании исследовательских задач, проектировании содержания теоретических и эмпирических изысканий мы исходили из предположения, согласно которому процесс развития конкурентоспособности будущих специалистов по физической культуре и спорту в системе профессионального образования будет эффективным и обеспечит усиление действенности физической культуры в современном обществе, если:
- рассматривать повышение качества подготовки кадров как задачу развития сферы физической культуры и спорта, соответствующую стратегическим направлениям социальной политики государства;
- привлекать научных работников физической культуры и спорта к определению содержания и обоснованию социального заказа к системе образования на подготовку конкурентоспособных специалистов по физической культуре и спорту;
- рассматривать конкурентоспособность как ведущий ориентир профессиональной подготовки будущих специалистов по физической культуре и спорту и обосновать совокупность теоретико-методологических положений, обеспечивающих соответствующую подготовку;
- разработать модель личности конкурентоспособного специалиста по физической культуре и спорту;
- при выявлении детерминантов конкурентоспособности учитывать содержание видов профессиональной физкультурно-спортивной деятельности, требования к специалистам со стороны государства, рынка труда, работодателей, объективные экономические критерии конкурентоспособности специалистов;
- при определении содержания психолого-педагогических условий развития конкурентоспособности будущих специалистов по физической культуре и спорту учитывать: (а) экономические критерии, соответствующие детерминанты и механизмы развития конкурентоспособности, (б) закономерности развития интеллектуальной, операциональной, мотивационно-аксиологической сфер личности, (в) индивидуальные особенности личности студентов;
- разработать и реализовать модель процесса подготовки конкурентоспособных специалистов по физической культуре и спорту в условиях высшего профессионального образования.
В процессе работы были получены следующие результаты:
- проблема подготовки конкурентоспособных работников физической культуры и спорта обоснована в контексте фундаментальных проблем теории физической культуры; конкурентоспособность специалистов по физической культуре и спорту охарактеризована как фактор повышения конкурентоспособности физкультурно-спортивных организаций и эффективности функционирования сферы «Физическая культура»;
- конкурентоспособность рассмотрена как экономическая категория и как интегративная личностная характеристика специалиста; проанализированы и охарактеризованы профессионально-деятельностные аспекты конкурентоспособности специалистов по физической культуре и спорту;
- выявлено и охарактеризовано содержание социально-профессиональной компетентности и акмеологической направленности личности, конкурентоопределяющих личностных качеств как компонентов конкурентоспособности специалиста по физической культуре и спорту;
- на основе анализа результатов анкетирования и интервьюирования специалистов по физической культуре и спорту и руководителей физкультурно-спортивных организаций, контент-анализа и экспертной оценки выявлены и описаны внешние и внутренние критерии конкурентоспособности, обоснованы уровни конкурентоспособности;
- выявлены детерминанты конкурентоспособности специалистов по физической культуре и спорту; определены механизмы развития конкурентоспособности специалистов по физической культуре и спорту;
- разработаны иерархическая модель детерминантов конкурентоспособности и модель личности конкурентоспособного специалистов по физической культуре и спорту;
- выявлены и сформулированы закономерности развития конкурентоспособности специалистов и реализующие их принципы;
- обоснованы образовательные условия и охарактеризованы этапы развития конкурентоспособности специалистов по физической культуре и спорту в процессе
профессиональной подготовки; описаны основы организации теоретической, практической, морально-психологической подготовки конкурентоспособных специалистов по физической культуре и спорту;
- сконструирована модель процесса развития конкурентоспособности будущих специалистов по физической культуре и спорту;
- осуществлена экспериментальная апробация теоретической модели развития конкурентоспособности будущих специалистов по физической культуре и спорту в реальном образовательном процессе Института физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета.
Результаты проведенной работы позволили констатировать следующее.
Усиление действенности физической культуры в современном обществе означает рост социального влияния данной сферы, повышение ее значения в жизни общества. Это предполагает эффективное использование возможностей физической культуры и спорта в оздоровлении нации путем становления престижности здорового образа жизни, в повышении общей культуры и профессиональной работоспособности граждан, в воспитании молодежи; совершенствование физкультурно-спортивной инфраструктуры; модернизацию образования в области физической культуры и спорта; возрождение конкурентоспособности российского спорта высших достижений.
Прогрессивное развитие физической культуры, повышение эффективности деятельности физкультурно-спортивных организаций невозможно без подготовки конкурентоспособных работников, непосредственно реализующих государственную политику в области физической культуры. Совершенствование системы подготовки специалистов по физической культуре и спорту относится к фундаментальным проблемам общей теории физической культуры, поскольку способствует усилению действенности физической культуры в современном обществе посредством обеспечения ее качественными трудовыми ресурсами. В связи с этим необходимо привлечение к разработке содержания профессиональной подготовки (к обоснованию цели и задач, средств и методов, технологий и форм обучения, воспитания, развития личности) научных работников физической культуры и спорта, учитывающих стратегические направления политики государства в данной сфере социальной практики (количество, качество и уровень подготовки специалистов по физической культуре и спорту).
Важнейшим фактором прогрессивного развития физической культуры и спорта как социальной сферы, ее выживания в условиях рыночной экономики является конкурентоспособность работников физкультурно-спортивных организаций. Конкурентоспособность - это интегративная характеристика личности специалиста, включающая в качестве структурных компонентов социально-профессиональную компетентность и акмеологическую направленность личности, конкурентоопределяющие личностные качества.
Профессиональная компетентность представляет собой владение специалистом общепрофессиональными (общенаучными и исследовательскими), общеотраслевыми (образовательными и физкультурно-спортивными) и специальными (педагогическими: учителя физической культуры и тренеры, научно-педагогическими, управленческими, рекреационными) компетенциями. Социальная компетентность подразумевает владение специалистом политическими и социально-экономическими, социально-коммуникативными, поликультурными, информационно-инструментальными, индивидуально-личностными компетенциями.
Профессионально-акмеологическая направленность личности включает цели, ценности и мотивацию профессиональной физкультурно-спортивной деятельности (педагогической, научно-педагогической, управленческой, рекреационной), стремление к достижению профессионального успеха, детерминирующие профессиональное развитие и совершенствование личности. Социально-акмеологическая направленность личности включает цели, ценности и мотивацию социального взаимодействия (политического и
социально-экономического, поликультурного, информационного и т.д.), стремление к достижению успеха в процессах социального взаимодействия.
Конкурентоопределяющие личностные качества представляют собой совокупность профессионально- и социально-значимых характерологических качеств и способностей. Профессионально значимые личностные качества - организационные, нравственные, морально-волевые, коммуникативные, перцептивно-гностические, двигательные и другие группы качеств и способностей, соответствующие требованиям педагогической, управленческой, рекреационной физкультурно-спортивной деятельности. К социальнозначимым личностным качествам относятся: активность, гибкость, мобильность,
способность к самопрезентации, порядочность, креативность, знание и соблюдение норм профессиональной этики, толерантность, надежность, коммуникабельность, готовность «начать все с нуля».
Для разных видов профессиональной физкультурно-спортивной деятельности (педагогической: учителя физической культуры, тренеры; научно-педагогической;
управленческой; рекреационной) характерны различные цели и ценности, предметы и средства, действия и операции, особенности профессиональной среды. Освоение студентами всех видов профессиональной деятельности, определяемых квалификационными характеристиками специалиста по физической культуре и спорту, обеспечивает полипрофессионализм специалистов, являющийся важным конкурентным преимуществом.
С другой стороны, эффективность профессиональной деятельности, также обусловливающая высокую конкурентоспособность субъекта труда, обеспечивается его более узкой специализацией. Консенсус между полипрофессионализмом и узкой специализацией может быть достигнут при условии освоения студентами коррелирующих между собой видов профессиональной физкультурно-спортивной деятельности. На основе проведенной опытноэкспериментальной работы выявлены следующие взаимосвязанные виды профессиональной физкультурно-спортивной деятельности:
- первого ранга: деятельность учителя физической культуры и деятельность педагога высшей школы, тренера и спортивного менеджера;
- второго ранга: деятельность учителя физической культуры и тренера, деятельность учителя физической культуры и спортивного менеджера, деятельность организатора физкультурно-рекреационной деятельности и учителя физической культуры, деятельность организатора физкультурно-рекреационной деятельности и тренера;
- третьего ранга: деятельность тренера и педагога высшей школы, деятельность спортивного менеджера и педагога высшей школы, деятельность организатора физкультурнорекреационной деятельности и педагога высшей школы, деятельность организатора физкультурно-рекреационной деятельности и спортивного менеджера.
Рассчитанные коэффициенты конкордации, характеризующие степень согласованности мнений экспертов по данному вопросу, варьируются от 0,83 до 0,91 для разных пар видов профессиональной физкультурно-спортивной деятельности (Р<0,05).
Критериями конкурентоспособности специалиста по физической культуре и спорту являются:
- внешние (модельные характеристики поведения, общения, деятельности работников при трудоустройстве и в процессе труда): эффективное поведение при трудоустройстве, эффективный поиск работы, наличие профессионального опыта, соответствующий уровень успеваемости (для молодых специалистов - выпускников вузов; проявляются в условиях трудоустройства); конструктивные отношения с руководством и ценность специалиста для руководителей, конструктивные отношения с коллегами и потребителями профессиональных услуг, полифункциональность профессиональной деятельность и готовность к повышению уровня профессиональной ответственности (проявляются в условиях профессиональной деятельности);
- внутренние (критерии гармоничности развития структурных компонентов
конкурентоспособности): (а) эффективное решение разнообразных нестандартных
социальных / профессиональных задач, (б) удовлетворенность возможностью выполнять социальные / профессиональные функции и стремление к самосовершенствованию, (в) проявление необходимых для реализации социальных / профессиональных функций качеств и способностей.
Опосредующим звеном между внутренними и внешними критериями конкурентоспособности являются потребительские свойства специалистов, обусловливающие их полезность для потребителей профессиональных услуг (социальные, функциональные, эргономические, эстетические, экономические потребительские свойства, а также долговечность, надежность и безопасность).
Комплексным фактором повышения конкурентоспособности физкультурноспортивной организации является конкурентоспособность специалистов. Конкурентные преимущества организации определяются следующими позициями:
- возможностью осуществления эффективного подбора и расстановки кадров, быстрой адаптацией работников к условиям труда благодаря взаимозаменяемости специалистов, наличию у них смежных специальностей, способностей эффективно решать широкий круг профессиональных задач и др.;
- благоприятным психологическим микроклиматом в коллективе, связанным с конструктивным поведением, коммуникативной гибкостью специалистов, адекватностью их профессиональных и материальных притязаний;
- возможностью управлять формированием имиджа организации через потребителей услуг, обеспеченной привлекательностью продукта труда, физической и финансовой доступностью услуг, удовлетворенностью потребителей качеством процесса и результатов деятельности организации и ее сотрудников и пр.
- высоким качеством процесса и результатов производства физкультурно-спортивных услуг благодаря стабильной, эффективной, творческой деятельности работников и т.п.;
- возможностью постоянного прогрессивного развития организации, наличие которой обеспечивается самосовершенствованием сотрудников и т.д.
Детерминанты конкурентоспособности - это конкретные качества, входящие в состав структурных компонентов конкурентоспособности специалистов по физической культуре и спорту, способствующие становлению определенных потребительских свойств и посредством этого обеспечивающие соответствие специалиста конкретным внешним критериям.
Каждый внешний критерий обеспечивается группой социальных и/или профессиональных детерминантов. Значимость качеств - детерминантов конкурентоспособности для каждого внешнего критерия соответствует значимости для этого критерия обусловливающих его потребительских свойств, в которых проявляются конкретные детерминанты. Она изменяется в процессе профессионализации и варьирует в зависимости от конкретного вида профессиональной физкультурно-спортивной деятельности. Различаются детерминанты трех видов: инвариантные - не меняют
значимости со временем, обусловливают актуальную и потенциальную конкурентоспособность молодых специалистов; качества с понижающейся значимостью -более важны для молодых специалистов, обусловливают их актуальную конкурентоспособность; качества с повышающейся значимостью - важнее для опытных работников, обусловливают потенциальную конкурентоспособность молодых специалистов.
Конкурентоспособность специалистов развивается в соответствии со следующими закономерностями, предполагающими соблюдение ряда принципов:
- конкурентоспособность специалистов в условиях трудоустройства повышается пропорционально уровню развития детерминантов, относящихся к социальному блоку конкурентоспособности, а в условиях профессиональной деятельности - пропорционально уровню развития профессионально-содержательных детерминантов конкурентоспособности (принцип согласованности содержания образования с внешними критериями конкурентоспособности специалистов по физической культуре и спорту);
- динамика и траектории развития конкурентоспособности студентов зависят от индивидуальных характерологических особенностей и направленности личности (принцип индивидуализации выбора внутренних критериев конкурентоспособности и динамики ее развития; принцип оптимизации психолого-педагогических воздействий на основе учета индивидуальных особенностей студентов);
- эффективность развития конкурентоспособности не снижается, если общие критериальные детерминанты замещаются качествами - компенсаторами, соответствующими тем же критериям и/или потребительским свойствам (принцип вариативности состава детерминантов конкурентоспособности для одного и того же специалиста);
- уровень конкурентоспособности специалиста пропорционален степени адекватности сформированного индивидуального состава детерминант модельному составу, соответствующему виду профессиональной физкультурно-спортивной деятельности (принцип учета индивидуально привлекательных видов профессиональной деятельности при проектировании индивидуальных образовательных маршрутов студентов; принцип учета индивидуально привлекательных видов профессиональной деятельности и соответствующего состава детерминантов конкурентоспособности при оценке качества образования);
- эффективность развития конкурентоспособности будущих специалистов повышается, если при организации образовательного процесса учитывается вариативность значимости детерминантов конкурентоспособности (принцип приоритетности развития детерминантов инвариантной значимости по сравнению с детерминантами актуальной и потенциальной значимости; принцип приоритетности развития детерминантов актуальной значимости по сравнению с детерминантами потенциальной значимости).
Процесс развития конкурентоспособности будущих специалистов по физической культуре и спорту обеспечивается следующими образовательными условиями:
- конкретно-методологическими: полипрофессиональность образования;
природосообразное развитие детерминантов конкурентоспособности; контекстность и практикоориентированность образования; индивидуально- и профессиональноориентированная вариативность образовательных маршрутов и психолого-педагогических воздействий; учет внешних критериев конкурентоспособности и потребительских свойств при проектировании содержания образования и оценке образовательных результатов.
- содержательно-методическими: выбор содержания образования (в совокупности
информационного содержания, средств и методов, форм организации образовательного процесса), способствующего развитию структурных компонентов конкурентоспособности; реализация содержания образования, направленного на развитие детерминантов конкурентоспособности, с учетом их значимости для взаимосвязанных внешних критериев и потребительских свойств специалистов.
- организационно-технологическими: конкуренторазвивающая организация учебной, практической и воспитательной деятельности в вузе; психолого-педагогическое сопровождение развития конкурентоспособности студентов и конкуренторазвивающей деятельности педагогов.
Эффективность развития конкурентоспособности будущих специалистов по физической культуре и спорту обеспечивается реализацией в образовательном процессе вуза теоретической модели, отражающей взаимосвязи между содержанием конкурентоспособности специалистов по физической культуре и спорту, внешними и внутренними критериями конкурентоспособности (прогностический блок модели); закономерностями и принципами, образовательными условиями развития конкурентоспособности специалистов по физической культуре и спорту (методологический блок модели); этапами (просветительским, ориентационным, развивающим, контрольным) образовательного процесса (технологический блок модели).
Каждому этапу соответствуют специфические задачи, средства и методы их решения, критерии оценки этапных результатов. Просветительский и ориентационный этапы являются
подготовительными для перехода на развивающий этап. Развивающий этап является основным, он подразделяется на три циклических подэтапа, соответствующих стадиям развития структурных компонентов конкурентоспособности:
- компетентность личности: учебно-теоретическая, учебно-практическая,
практическая стадии;
- акмеологическая направленность личности: когнитивная, эмоционально-оценочная, мотивационно-поведенческая стадии;
- конкурентоопределяющие личностные качества: стадии размораживания, действия, замораживания.
На протяжении образовательного процесса осуществляется диагностика исходных, промежуточных и итоговых результатов, отражающих динамику изменения уровня конкурентоспособности будущих специалистов по физической культуре и спорту (рис. 1).
В процессе формирующего эксперимента получены количественные данные, подтверждающие достоверность повышения уровня конкурентоспособности студентов -будущих специалистов по физической культуре и спорту благодаря построению образовательного процесса в соответствии с разработанной теоретической моделью.
В экспериментальной группе, в отличие от контрольной, произошли следующие статистически значимые прогрессивные изменения:
а) в соответствии с внутренними критериями конкурентоспособности достоверно увеличилось количество студентов, характеризующихся достаточным уровнем: профессиональной компетентности (высоким: от 3,1% до 30,1% (Р<0,05) по основному выбранному виду профессиональной физкультурно-спортивной деятельности и от 3,3% до 23,3% (Р<0,05) по взаимосвязанному с ним виду профессиональной физкультурноспортивной деятельности; выше среднего: от 9,5% до 41,8% (Р<0,05) и от 8,9% до 38,6% (Р<0,05) соответственно); акмеологической направленности личности (уровнем выше среднего: от 27,8% до 45,2% (Р<0,05) и от 22,1% до 40,1% (Р<0,05) относительно двух взаимосвязанных видов профессиональной физкультурно-спортивной деятельности); конкурентоопределяющих личностных качеств (высоким: от 10,3% до 43,4% (Р<0,05) и от 9,8% до 36,7% (Р<0,05) в соответствии с выбранными видами профессиональной физкультурно-спортивной деятельности, а также уровнем выше среднего развития социально-значимых личностных качеств: от 27,1% до 42,2% (Р<0,1));
б) в соответствии с внутренними критериями конкурентоспособности в экспериментальной группе к окончанию эксперимента стало достоверно больше студентов, характеризующихся достаточными уровнями конкурентоспособности (70,7% по сравнению с 29,4% на начало эксперимента, Р<0,05);
в) в соответствии с внешними критериями конкурентоспособности: на достоверном уровне значимости (Р<0,05) увеличилось количество студентов, характеризующихся высоким и выше среднего уровнями конкурентоспособности (от 0% до 27,2% и от 0,71% до 43,2% соответственно).
В целом результаты проведенного эксперимента дают основание утверждать, что выявленные детерминанты, закономерности и механизмы развития конкурентоспособности будущих специалистов в процессе профессионального образования достоверно описывают исследуемый процесс и являются методологической основой его организации. Реализация на практике разработанной модели существенно повышает эффективность развития конкурентоспособности студентов, что позволяет обеспечить сферу физической культуры и спорта современными кадрами.
В дальнейшем результаты настоящего исследования могут быть использованы как концептуальные для изучения особенностей и закономерностей развития конкурентоспособности специалистов по физической культуре и спорту в процессе профессиональной деятельности, а также для исследования проблем повышения действенности физической культуры путем развития конкурентоспособности физкультурноспортивных кадров.
Исходная, те: і итт^-диагностика
Конкурентоспособность специалиста по физической культуре и спорту
г
Детерминанты Структурно-содержательные компоненты
Механизмы развития ▼ ------------------
Закономерности развития конкурентоспособности и реализующие их принципы
Образовательные условия развития конкурентоспособности специалистов по физической культуре и спорту
Организационно-технологические
"одержательно-методические
л
Формы, средства, методы, приемы развития •уктурных компонентов конкурентоспособности
Д|. Конкретно методологические ^ Концептуально-методологические
Этапы развития конкурентоспособности
- психолого-педагогическое сопровождение конкурентоспособности; - конкуренторазвивающее теоретической, практической и морально-псих<
подготовки; - готовность педагогов к конкурентор образовательной деятельности.
Просветительский: ознакомление студентов с сущностью и видами их будущей профессиональной деятельности, с требованиями общества и профессии к личности специалиста по физической культуре и
Ориентационный: самоанализ студентами профессиональных интересов и способностей,
индивидуальных образовательных маршрутов
определение
Стадии развития КЛ:
1. Учебно-теоретическая
2. Учебно-практическая
3. Практическая
Стадии р азвитнк КОЛК:
1. Раз мораживание
2. Действие
3. Замораживание
Стадии развития АНЛ:
1. Когнитивная. 2.
Эмоционально - оценочная. 3. Мотивационно - поведенческая
Контрольный: диагностика и анализ итоговых результатов образовательного процесса
к
К ю р
е
О
к
о о
Ё
к
онк
у
§§& 8 о
8
И ІЛ и
К «
и н
Ч о
и
к
о
с
3
и
В
е
н
Конкурентоспосо бный специалист по физической культуре и спорту
Рис.3 Модель процесса развития конкурентоспособности будущих специалистов по физической культуре и спорту
1. Галузо Е.А. Развитие конкурентоспособности персонала строительных организаций: автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2008. 24 с.
2. Емельянова Л.А. Психология конкуренции и конкурентоспособности (на примере производственных организаций). М.: Изд-во МГОУ, 2008. 440 с.
3. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособности личности. М.; Воронеж: МПСИ: МОДЭК, 2002. 400 с.
4. Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
437 с.
5. Широбоков С.Н. Оценка качества подготовки конкурентоспособного специалиста в вузе. URL: http: //integr.narod. rn/konf0012/k502 .htm
6. Шувалов В.Н. Интеллектуально-креативные ресурсы конкурентоспособности предпринимательской структуры: автореф. дис. ... канд. экон. наук. СПб., 2007. 21 с.