УДК 378 ББК 74
Ахтариева Разия Файзиевна
кандидат педагогических наук, доцент кафедра педагогики Филиал КФУ г. Елабуга
Шарифуллина Светлана Рафаэльевна
соискатель Филиал КФУ г. Елабуги Akhtarieva Raziya Fayzievna Candidate of Pedagogics,
Assistant Professor Chair of Pedagogics Branch of the KFU Yelabuga Sharifullina Svetlana Rafaelevna Applicant for a Degree Branch of the KFU Yelabuga
Формирование операционной готовности будущих педагогов к управлению физкультурно-спортивной деятельностью
Future Teachers’ Operating Readiness Forming for Physical Training and
Sport Activities Management
В статье рассматривается условие повышения эффективности формирования операционной готовности студентов к управлению физкультурноспортивной деятельностью.
The article considers the condition for increasing the effectiveness of future teachers’ operating readiness forming for physical training and sport activities management.
Ключевые слова: физкультурно-спортивная деятельность, готовность к управлению, операционная готовность, соревновательная деятельность.
Key words: physical training and sport activities, readiness for management, operating readiness, competitive activity.
Одной из функций педагога на сегодняшний день является управление
физкультурно-спортивной деятельностью в образовательном процессе для поддержания здоровья обучающихся. Физкультурно-спортивная деятельность как объект исследования рассматривалась Р.А. Абзаловым, Б.А. Ашмариным, А.В. Демановым, А.Г. Егоровым, А.В. Жеребцовым, В.И. Ильиничем, А.А. Исаевым, А.П. Лаптевым, А.П. Матвеевым, С.Б. Мельниковым, Н.Ю. Мельниковой, Г.И.
Погадаевым, В.В. Столбовым, Л.А. Финогеновым, Ф.Ф. Харисовым и другими. Деятельность педагога не должна ограничиваться только передачей знаний в области физической культуры и спорта, он также должен эффективно управлять физкультурно-спортивной деятельностью для оптимального формирования двигательных умений и развития физических способностей организма учащихся.
Согласно В.Г. Камалетдинову, физкультурно-спортивная деятельность -это «специфический вид социальной деятельности, в процессе которой происходит удовлетворение физических и духовных потребностей человека посредством занятий физическими упражнениями» [цит. 2]. Условно физкультурноспортивную деятельность педагога можно подразделить на учебный и соревновательный процессы. Соревновательная деятельность педагога также подразделяется на процесс подготовки учащихся к соревнованиям и процесс организации и проведения соревнования в качестве его менеджера.
Согласно Федеральным образовательным стандартам от 2009 года в области высшего профессионального образования по направлению «Педагогическое образование» профиль «Физическая культура акцент в подготовке делается на формирование компетенций будущего специалиста, то есть они должны быть готовы к осуществлению профессионально-значимых задач. Компетенции являются составляющими профессиональной готовности будущих специалистов. В результате анализа научно-методической литературы мы считаем, что понятие «профессиональная готовность» наиболее полно отражена в определении данном Е.С. Рапацевичем. Он видит в нем «интегративное качество и существенную предпосылку эффективности деятельности после окончания вуза. Она направлена в помощь молодому специалисту к успешному выполнению его обязанностей, к правильному использованию знаний и опыта, сохранению самоконтроля, а также преодолению препятствий, в случае их непредвиденного наступления» [1].
Нами выделяются следующие компоненты профессиональной готовности будущего педагога к управлению физкультурно-спортивной деятельностью:
когнитивная готовность, операционная и психологическая. В данной работе будет рассмотрена операционная готовность будущего педагога физической культуры к управлению физкультурно-спортивной деятельностью, которая предполагает наличие у студентов педагогического вуза умений и навыков реализовывать в своей деятельности такие функции управления физкультурноспортивной деятельностью, как целеполагание, планирование, организацию, мотивацию, контроль и координацию. При осуществлении вышеперечисленных функций студенты должны уметь:
□ определять цель физкультурно-спортивной деятельности на основе полученных данных о факторах внутренней и внешней среды, выделять из общей частные цели и формулировать задачи;
□ использовать различные способы планирования в управлении физкультурно-спортивной деятельностью, правильно оформлять и заполнять плановую документацию, вырабатывать альтернативные способы достижения целей;
□ использовать различные методы активизации личности в управлении физкультурно-спортивной деятельностью, определять скрытые потребности личности в реализации физкультурно-спортивной деятельности, выделять существенные мотивы деятельности людей в физкультурно-спортивной деятельности;
□ выявлять и группировать виды деятельности исходя из поставленной цели и максимально эффективного использования имеющихся ресурсов, формировать структурные подразделения, определять их цели и закреплять за ними виды деятельности, наделять участников физкультурно-спортивной деятельности полномочиями, необходимыми для достижения целей, взаимоувязывать структурные подразделения посредством информационных потоков;
□ использовать различные виды и методики контроля осуществления физкультурно-спортивной деятельности, применять различные способы анализа, определять причинно-следственную связь, видеть ошибки и упущения в управлении физкультурно-спортивной деятельностью;
I прогнозировать возможные изменения физкультурно-спортивной деятельности и регулировать ее на основании этих изменений, с помощью различных методов.
Все управленческие функции должны находить свое отражение в подготовке будущего педагога к реализации профессиональной деятельности. Подготовка педагогов осуществляется в процессе овладения ими профессиональными дисциплинами, самостоятельной работы и производственной и педагогической практики.
При анализе учебных планов и программ по подготовке педагогов физической культуры и спорта было выявлено, что в основном их обучают управлению физкультурно-спортивной деятельностью, как учебным процессом. Но необходимо отметить специфику деятельности педагога, на сегодняшний день он часто выступает не только как педагог, но и как организатор соревнований. По данному направлению подготовка осуществляется при изучении такого курса как «Менеджмент в отрасли физической культуры и спорта», целью которого является познакомить студентов с основными понятиями, концепциями, категориями и основными разделами менеджмента физической культуры и спорта, предоставление необходимого для изучения специальных вопросов управления материала, рассчитанного на использование при эффективном ведении дела в организациях спортивной направленности. Как видно из цели курса, первостепенное значение его заключается в подготовке студента, как менеджера физкультурно-спортивной организации.
На втором курсе студенты изучали курс «Педагогическое физкультурноспортивное совершенствование» по выбранным видам спорта, на котором им давались первоначальные знания по управлению соревновательной деятельностью по данному спортивному виду. Следует отметить, что на факультете осуществляют подготовку педагогов физической культуры, которые могут работать и в спортивных школах и в общеобразовательных и профессиональных учреждениях. Специфика работы учителя физической культуры заключается в
том, что им должны проводиться спортивные соревнования не по предпочитаемому им виду спорта, а по различным направлениям.
Для студентов нефизкультурной специальности проблема управления физкультурно-спортивной деятельностью также является актуальной так как, учитель-предметник должен уметь организовывать не только физкультминутки в ходе учебного процесса, но и уметь проводить различные спортивные мероприятия, участниками которых могут быть не только учащиеся, но и их родители, а также иные лица в таких воспитательных соревнованиях, как «Мама, папа, я - спортивная семья», «Веселые старты», «Зарница» и других.
Для повышения уровня сформированности готовности к управлению физкультурно-спортивной деятельностью, нами предлагается ввести в процесс обучения специальный курс «Технология управления соревновательной деятельностью». Целью данного курса является организация углубленной профессиональной подготовки будущих педагогов к соревновательной деятельности в качестве менеджеров спортивных соревнований в современных условиях рынка. Для осуществления цели предлагаемого курса требуется решить такие задачи, как:
1) способствовать формированию у обучаемых собственного управленческого мировоззрения и управленческой культуры на базе современного уровня развития отечественных и зарубежных знаний при использовании многообразия приемов и методов в управлении соревновательной деятельностью;
2) способствовать овладению знаниями о современных методах управления и технологии управленческого труда на спортивных соревнованиях;
3) способствовать овладению технологией подготовки и принятия управленческих решений;
4) формировать умения организовывать выполнение управленческих решений в ходе организации и проведения спортивных соревнований.
В результате освоения данного курса предполагается, что будет продолжено формирование у студентов следующих компетенций, прописанных в Федеральном образовательном стандарте высшего профессионального образования
по направлению «Педагогическое образование» профиль «Физическая культура»:
профессиональных:
ПК-6 - способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников.
специальных:
СК-1 - владеет психолого-педагогическими, медико-биологическими, организационно-управленческими знаниями и навыками, необходимыми для обучения двигательным действиям и совершенствования физических и психических качеств обучающихся;
СК-3 - готов к реализации физкультурно-рекреационных, оздоровительнореабилитационных, спортивных, профессионально-прикладных и гигиенических задач.
Требованиями к уровню усвоения курса «Технология управления соревновательной деятельностью» выражены в следующем:
Студент должен знать:
1) Предмет и сущность управления соревновательной деятельностью;
2) Основные экономические показатели спортивных соревнований;
3) Основные технологии целеполагания, планирования, организации, мотивации, контроля, координации и анализа спортивных соревнований;
4) Основные нормативные документы, регулирующие деятельность спортивных соревнований.
Студент должен уметь:
1) Применять на практике методы, способы и приемы управления соревновательной деятельностью;
2) Работать с документацией, применяемой на спортивных соревнованиях.
Студент должен владеть:
1) Информацией об особенностях управления соревновательной деятельностью;
2) Методами анализа особенностей управления спортивными соревнованиями.
В данном курсе нами предлагается рассмотреть следующие разделы:
1. Спортивные соревнования как особый вид управленческой деятельности педагога
Понятие «спортивные соревнования», роль и значение спортивного соревнования для деятельности педагога и учреждения, классификации спортивных соревнований, принципы спортивных соревнований.
2. Целеполагание в управлении спортивными соревнованиями
Понятия «цель», «целеполагание», «прогнозирование», «видение», «миссия». Процедура целеполагания спортивного соревнования. Методы целепола-гания. Содержание видения. Метод «передачи видения». Задачи миссии. Компоненты миссии спортивного соревнования. Классификация целей спортивных соревнований. Методы постановки цели спортивных соревнований. Положение о спортивном соревновании и его структурные элементы.
3. Планирование спортивных соревнований
Понятие «планирования». Классификация планов спортивных соревнований. Способы и методы планирования спортивных соревнований: календарное планирование, сетевые графики и матрицы, так далее. Смета расходов и доходов спортивных соревнований. Структура сметы расходов и доходов спортивных соревнований. Сценарий спортивного соревнования.
4. Организация спортивного соревнования
Понятия «организация», как функция управления, «полномочия», «ответственность», «делегирование». Основные принципы организации спортивных соревнований. Этапы организации спортивного соревнования. Матрица разделения административных задач. Правила заполнения матрицы. Использование информационных технологий при организации и проведении спортивного соревнования. Организация безопасности жизнедеятельности людей на спортивном соревновании.
5. Мотивация как функция управления спортивным соревнованием
Понятия «мотивация», «мотив», «стимул», «вознаграждение», «потребность». Теории мотивации по А. Маслоу, Д. МакКлелланду, Ф. Гарцбергу, В. Вруму, Л. Портеру и Э. Лоулеру. Методы индивидуальной мотивации: материальные стимулы, реализация социальных потребностей, потребностей в уважении и самовыражении на спортивных соревнованиях. Групповые методы мотивации.
6. Контроль и анализ спортивного соревнования
Понятия «контроль», «анализ». Классификация контроля. Документооборот в спортивных соревнованиях: предварительные заявки участников, предварительное расписание соревнований, заявки на участие в соревнованиях, карточки участников соревнований, страхование участников спортивных соревнований от несчастных случаев, рабочие протоколы, ведомости на оплату работы судей и обслуживающего персонала, ведомости на выдачу призов, ведомость на оплату стартового взноса, инструкция по технике безопасности, инструкции по допинг контролю, финансовый отчет о расходах и доходах спортивных соревнований, итоговые протоколы, отчеты о проведении соревнований. Методы анализа спортивных соревнований.
7. Координация и диагностика спортивного соревнования
Понятия «координация», «диагностика». Значение координации в управлении спортивным соревнованием. Формы координации: совещания, личные контакты с субъектами спортивных соревнований, согласование рабочих планов и графиков, компромисс, координация в работе с документами. Методы диагностики. Недостатки при проведении диагностики.
Форма отчетности по данному курсу предусмотрена следующая:
Подготовка комплекта документов, необходимых для проведения спортивных соревнований. В комплект документов входят:
1) Положение о проведении спортивного соревнования;
2) План проведения спортивного соревнования;
3) Смета расходов и доходов спортивного соревнования;
4) Матрица разделения административных задач;
5) План координации деятельности при возможных изменениях. Разработанные студентами документы могут быть ориентированы на предстоящую педагогическую практику, в ходе которой документация может дорабатываться в соответствии с имеющимися условиями.
Гипотезой исследования стало предположение, что введение специального курса «Технология управления соревновательной деятельностью» способствует повышению операционной готовности будущих педагогов к управлению физкультурно-спортивной деятельностью. Подтверждение гипотезы осуществлялось после прохождения студентами педагогической практики, на основе наблюдений и представленной ими отчетной документации.
Целью исследования являлось определение эффективности специального курса «Технология управления соревновательной деятельностью» в повышении операционной готовности будущих педагогов к управлению физкультурно-спортивной деятельностью.
В результате введения курса «Технология управления соревновательной деятельностью» в процесс подготовки будущих педагогов было выявлено, что он способствует повышению уровня операционной готовности будущих педагогов к осуществлению управленческой деятельности в области физической культуры и спорта в ходе образовательного процесса.
Библиографический список
1. Современный словарь по педагогике [Текст]/ сост. Е.С. Рапацевич. - Мн.: Современное слово, 2001. - 928 с.
2. Шарифуллина, С.Р. Когнитивная готовность будущих педагогов к управлению физкультурно-спортивной деятельностью [Текст]/ С.Р. Шарифуллина // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. Сер. Гуманитарные науки и образование. Экология. - 2012. - № 1 (9). -С. 124 - 136.
Bibliography
1. Modem Dictionary of Pedagogy [Text] / Comp. by E.S. Rapatsevich. - Mn.: Modem Word, 2001. - 928 p.
2. Sharifullina, S.R. Future Teachers’ Cognitive Readiness for Physical Training and Sport Activity Management [Text] / S.R. Sharifullina // Bulletin of the Volga University n.a. V.N. Tatishchev. Ser. Humanities and Education. Ecology. -2012. - № 1 (9). -P. 124-136.