УДК 664.1/7
Кодекс этики участников российского рынка производства и оборота пищевых продуктов
Национальная система качества и соответствия пищевых продуктов
Пищевая промышленность - одна из немногих отраслей народного хозяйства России, которая на протяжении десятилетий имеет устойчивую динамику развития. Пищевой промышленности в числе первых удалось преодолеть разрушительные последствия перестройки и преобразований начала 90-х годов прошлого века и мирового кризиса 2008 г. Несмотря на положительные тенденции, в развитии отечественной пищевой промышленности имеет место негативный фактор, который вызывает тревогу и может повлиять на макроэкономические показатели развития отрасли. Это растущий уровень некачественных пищевых продуктов (НПП), к которым следует отнести и фальсифицированные пищевые продукты на отечественном рынке продовольственных товаров.
Наличие большого объема НПП, а также контрафакта на отечественном рынке оборота пищевых продуктов (ПП), наносит значительный вред здоровью населения и уровню общественного доверия к предлагаемым продуктам, причиняет экономический ущерб государству, добросовестным производителям и поставщикам подлинной и качественной продукции, а также криминализирует пищевую промышленность. НПП сдерживают реализацию распоряжения Правительства Российской Федерации от 25 октября 2010 г. № 1873-р «Основы государственной политики в области здорового питания населения на период до 2020 года».
Следует отметить, что в настоящее время отсутствует эффективная государственная или общественная система, ограничивающая проникновение и нахождение НПП в торговых сетях и предприятиях розничной торговли. В силу этих и других причин российский потребитель остался один на один с проблемой качества пищевых продуктов. Сегодня потребитель, чтобы исключить приобретение некачественной продукции, должен быть знатоком пищевых технологий и химии пищи, обладать специальными знаниями в области идентификации, упаковки и т. д. В таких условиях существенную роль играют общественные организации защиты потребителей, а также общественные структуры добровольной сертификации.
Л. А. Оганесянц, д-р техн. наук, профессор, академик РАН, С. А. Хуршудян, д-р техн. наук, профессор ГБНУ ВНИИ ПБиВП
А. Б. Лисицын, д-р техн. наук, профессор, академик РАН
ГБНУ ВНИИМП
Различные системы добровольной сертификации, возникшие в последнее время в России, не обеспечивают достаточного контроля, гарантирующего потребителю высокое качество пищевого продукта. Стремление максимально охватить область сертифицируемых товаров, услуг и систем менеджмента привело к созданию универсальных систем добровольной сертификации, где сертифицируют все - от строительных материалов до пищевых продуктов, от пищевых продуктов до промышленного электрооборудования. О серьезном качестве сертификации в таких случаях не приходится говорить.
Отсутствие реальных успехов в борьбе с НПП, включая фальсифицированные ПП, привело к тому, что в обществе нарастает социальная напряженность, снять которую может создание эффективной национальной системы контроля качества. Ни одна из существующих структур общества (органы сертификации, общества защиты потребителей и др.) не способна самостоятельно решить задачу из-за отсутствия необходимого научного потенциала, соответствующего комплекса аналитического оборудования, специальных методик и отдельных исследований в области идентификации тех или иных пищевых продуктов.
Учитывая, что научные учреждения пищевого профиля РАН равноудалены от потребителя и производителя, обладают необходимым техническим (испытательные центры и лаборатории) с соответствующим оборудованием и методиками и кадровым потенциалом, ВНИИМП, ВНИИПБиВП, ВНИИКОП и ГОСНИИХП создали систему добровольной сертификации «Национальная система качества и соответствия пищевых продуктов» (регистрационный № РОСС (Ш. В1071.04ЖИК0).
«Национальная система качества и соответствия пищевых продуктов» (далее - Система) ориентирована на решение важнейших общественных задач, включая: снятие социального напряжения в обществе; гарантии качества приобретенного потре-
бителем маркированного продукта, борьбу с фальсификатом; поддержку производителей качественной продукции и др. Система включает сертификацию всех участников оборота пищевых продуктов - от производителей сырья до торговых предприятий.
В международной практике производства и обращения пищевых продуктов значительное внимание уделяется вопросам этики участников процесса. Это вызвано особым статусом пищевых продуктов, их значением для населения всех стран. Основополагающим документом, регулирующим различные аспекты производства и торговли ПП, в международном сообществе является «Этический кодекс международной торговли пищевыми продуктами», который был принят Комиссией Кодекса Алиментариуса («Code of ethics for internatial trade in food» CAC/RCP 20-1979 (Rev. 1-1985). Отмечая и признавая значение данного документа, следует констатировать, что он не может обеспечить существенное улучшение ситуации, которая сложилась на нашем отечественном рынке продовольственных продуктов. Только консолидация всех участников российского рынка производства и оборота пищевых продуктов позволит совместными усилиями преодолеть сложившуюся ситуацию.
Следует отметить, что учет этических аспектов в производстве продуктов исторически был в традициях русских купцов, которые в производственной практике придерживались артельных уставов. Артельные уставы устанавливали моральную и нравственную ответственность производителя перед обществом и страной. Возрождение этой традиции может стать катализатором изменения ситуации с НПП на отечественном рынке. С этой целью в рамках Системы был разработан «Кодекс этики участника российского рынка производства и оборота пищевых продуктов» (далее - Кодекс).
Необходимо отметить, что основой данного Кодекса должно являться:
КАЧЕСТВО И БЕЗОПАСНОСТЬ
сознание всеми участниками, принявшими Кодекс, особой гражданской ответственности перед населением страны и государством;
добровольное принятие перед обществом обязательств не производить некачественную пищевую продукцию и/или не способствовать ее реализации;
понимание необходимости совместных действий по созданию эффективной системы контроля за производством и оборотом фальсифицированной и некачественной пищевой продукции;
готовность каждого участника быть открытым для контроля производимой продукции, условий хранения, доставки и торговли;
понимание необходимости развивать производство пищевых продуктов, ингредиентов и компонентов на территории России.
Ниже приводится текст Кодекса для обсуждения и внесения возможных изменений.
Кодекс этики
участника российского рынка пищевых продуктов
Потребление пищевых продуктов составляет основу жизни человека. Обеспечение населения необходимым набором пищевых продуктов -первоочередная задача государства. Организация производства и снабжения населения страны качественными пищевыми продуктами - это суть продовольственной безопасности и составная часть национальной безопасности страны.
Полноценные, безопасные, высококачественные и подлинные пищевые продукты являются жизненно важным элементом для обеспечения требуемых стандартов уровня жизни. Создание условий и право на достойную жизнь и свободное развитие человека предусмотрены государственной политикой Российской Федерации (Конституция РФ, часть 1 статьи 7).
Реализация государственной задачи затрудняется наличием некачественных и фальсифицированных пищевых продуктов, объемы которых на российском продуктовом рынке растут, а их потребление серьезно угрожает здоровью населения. Решение данной проблемы требует объединения усилий всех участников российского рынка пищевых продуктов.
Введение в действие «Кодекса этики участника российского рынка пищевых продуктов» будет способствовать развитию инфраструктуры общественного контроля безопасности и качества пищевых продуктов, усилению доверия потребителей к пищевым продуктам, прошедшим общественный контроль качества, а также совершенствованию национального законодательства в области
производства и оборота пищевых
продуктов.
1. Общие положения
Мы, Участники, поддерживающие и подписавшие «Кодекс этики участника российского рынка пищевых продуктов» (далее - Кодекс этики), осознаем гражданскую ответственность перед государством и населением страны и готовы взять на себя обязательства по производству, хранению, транспортировке пищевых продуктов и торговле ими в соответствии с существующими, разрабатываемыми и будущими техническими регламентами и стандартами по качеству и безопасности пищевых продуктов. Участники российского рынка пищевых продуктов - изготовители, торговые и некоммерческие организации, отраслевые объединения, научно-исследовательские организации, потребительские общества, органы оценки соответствия и государственного контроля (надзора) -обязуются взять на себя моральные обязательства следовать данному Кодексу этики и добровольно поддерживать его введение в действие в интересах российского общества.
Участники объединяют свои усилия по борьбе с некачественными и фальсифицированными пищевыми продуктами, включая и контрафактные, на российском продовольственном рынке и считают недопустимым выпуск и поставку потребителю некачественной продукции. Участники обязуются приложить все усилия к насыщению российского продуктового рынка высококачественными и безопасными пищевыми продуктами во всех ценовых сегментах. Осознавая, что малообеспеченные потребители представляют наиболее уязвимую группу населения страны, Участники приложат усилия для обеспечения безопасности и качества соответствующих пищевых продуктов и для данной группы населения.
Участники Кодекса этики признают главенство законов, технических регламентов, стандартов и других нормативно-технических документов на пищевые продукты в своей деятельности и обязуются их полностью исполнять и оказывать содействие в их дальнейшем совершенствовании.
Все вопросы, которые не отражены в Кодексе этики, включая импорт продуктов питания, решаются в соответствии с положениями и стандартами, разработанными Комиссией Кодекс Алиментариус. Участники Кодекса этики приложат усилия к увеличению экспорта российских продуктов питания, чему будет способствовать гармонизации российских стандартов на пищевые продукты с международными стандартами, включая стандарты Комиссии Кодекс Алиментариус.
2. Цель Кодекса этики
Целью Кодекса этики является установление стандартов этического поведения для всех участников российского рынка пищевых продуктов, что обеспечит защиту здоровья потребителей, создание и поддержание условий добросовестной конкуренции, предотвращение производства и оборота некачественной и фальсифицированной продукции, рациональное использование материальных и природных ресурсов и охрану окружающей среды.
Настоящий Кодекс этики применим ко всем пищевым продуктам, являющимся субъектами производства и оборота. В сфере применения Кодекса этики пищевыми продуктами являются продукты в натуральном или переработанном виде, употребляемые человеком в пищу.
К пищевым продуктам не относятся пищевые добавки, косметические и парфюмерные средства, табак, фармацевтические и лекарственные средства.
3. Общие требования
Кодекс этики исключает производство и оборот пищевого продукта, если:
в нем или на его поверхности есть какое-либо вещество в количестве, которое делает его вредным или как-либо еще наносящим ущерб здоровью;
он состоит целиком или частично из какого-либо загрязненного, испорченного, разложенного или поврежденного вещества, содержит посторонние примеси или по каким-либо другим параметрам непригодно для питания человека;
он является контрафактным и /или фальсифицированным;
он снабжен этикеткой с неверной, вводящей в заблуждение или обманной информацией;
он продается, приготавливается, упаковывается, хранится или транспортируется для продажи в антисанитарных условиях.
4. Контроль российского рынка пищевых продуктов
Участники Кодекса этики считают необходимым сохранение государственной системы контроля и надзора за производством и оборотом пищевых продуктов. Вместе с тем Участники считают, что система может быть усилена действиями общественных образований, включая Систему добровольной сертификации «Национальная система качества и соответствия пищевых продуктов» (далее - Система). Система создана для решения вопросов обеспечения качества пищевых продуктов по всей цепочке производство сырья - производство пищевого продукта - поставка пищевого продукта - реализация пищевого продукта.
Контроль качества, безопасности и подлинности пищевого продукта осуществляется по предложению Участника, государственной или общественной организации. Результаты проверки, подтвержденные документально, сообщаются Участнику и заявителю, если Участник не является непосредственно заявителем. Результаты публикуются в соответствующих изданиях.
5. Развитие российского рынка пищевых продуктов
Участники Кодекса этики обязуются развивать российский рынок пищевых продуктов путем увеличения ассортимента традиционных продуктов, продуктов здорового питания, включая продукты функционального и специального питания, и повышения качества продукции. Создание новых пищевых продуктов осуществляется отдельно Участником или в сообществе с другими Участниками с учетом положений Кодекса этики.
6. Кодекс этики и проблема охраны окружающей среды
Производство пищевых продуктов приводит к образованию большого количества отходов, значительная
часть которых вредна для окружающей среды. Одновременно отходы содержат много полезных пищевых компонентов, которые могут быть использованы в процессе переработки. Поэтому Участники подтверждают свою заинтересованность и участие в создании новых технологий по глубокой переработке отходов и в стремлении сохранить окружающую среду. Загрязнение окружающей среды может быть причиной исключения из числа Участников Кодекса этики.
7. Введение Кодекса этики
Введение Кодекса этики осуществляется его подписанием рядом Участников. Количество Участников не ограничено, факт присоединения к Кодексу этики осуществляется подписанием Кодекса этики и передачей его в Руководящий орган Системы, осуществляющей ведение Реестра Участников Кодекса этики.
8. Выход из Кодекса этики
Выход из Кодекса этики может быть добровольным - путем отзыва подписи Участника. Выход подтверж-
дается решением Руководящего органа Системы после получения соответствующего заявления Участника и исключением данного Участника из Реестра Участников Кодекса этики.
Участник, продукция которого грубо и систематически нарушает требования Кодекса этики или наносит существенный урон окружающей среде (пункты 3 и 6 Кодекса этики), может быть исключен по требованию Руководящего органа Системы. Уведомление об исключении из Реестра направляется недобросовестному Участнику в письменной форме. Исключенный Участник имеет право обжаловать решение Руководящего органа Системы в соответствии с существующим законодательством или вынести данный вопрос на рассмотрение Управляющего совета Системы.
Проект Кодекса выносится на общественное обсуждение. Предложения и замечания можно направлять по адресу: 119021, г. Москва, ул. Россолимо, д. 7, факс: +7 (499) 246-10-81, e-mail: [email protected]
Кодекс этики участников российского рынка производства и оборота пищевых продуктов
Ключевые слова
добровольная сертификация; качество продуктов питания; кодекс этики; рынок пищевых продуктов; торговые сети
Реферат
Наличие большого объема некачественных пищевых продуктов (НПП) на отечественном рынке оборота пищевых продуктов (ПП) наносит значительный вред здоровью населения и уровню общественного доверия к предлагаемым продуктам, причиняет экономический ущерб государству, добросовестным производителям и поставщикам качественной продукции.
Следует отметить, что в настоящее время отсутствует эффективная государственная или общественная система, ограничивающая нахождение НПП в торговых сетях и предприятиях розничной торговли. В таких условиях существенную роль играют общественные структуры добровольной сертификации.
Различные системы добровольной сертификации, возникшие в последнее время в России, не обеспечивают достаточного контроля, гарантирующего потребителю высокое качество ПП, поэтому ВНИИМП, ВНИИПБиВП, ВНИИКОП и ГОСНИИХП создали систему добровольной сертификации «Национальная система качества и соответствия пищевых продуктов» (регистрационный № РОСС (и. В1071.04ЖИК0). Система включает контроль всех участников оборота пищевых продуктов - от производителей сырья до торговых предприятий.
В международной практике производства и обращения пищевых продуктов значительное внимание уделяется вопросам этики участников процесса. Следует отметить, что учет этических аспектов в производстве продуктов исторически был в традициях русских купцов, которые в производственной практике придерживались артельных уставов. С этой целью в рамках Системы был разработан «Кодекс этики участника российского рынка производства и оборота пищевых продуктов», текст которого предлагается для обсуждения всем участникам оборота ПП.
Авторы
Оганесянц Лев Арсенович, д-р техн. наук, профессор, академик РАН, Хуршудян Сергей Азатович, д-р техн. наук, профессор ВНИИ пивоваренной, безалкогольной и винодельческой промышленности, 119021, Москва, ул. Россилимо, д. 7, [email protected]
Лисицын Андрей Борисович, д-р техн. наук, профессор, академик РАН,
ВНИИ мясной промышленности им. В.М. Горбатова, 109316, Москва, ул. Талалихина, д. 26, [email protected]
Code of Ethics for Members of the Russian Market of Production and Turnover of Food Products
Key words
voluntary certification; quality of food; Code of Ethics; food market; trade networks
Abstracts
The large volume of low-quality food products (LQFP) in the domestic market turnover of food products (FP) causes significant harm to human health and the level of public confidence in the products offered, causing economic damage to the state, a bona fide manufacturers and suppliers of quality products.
It should be noted that there is currently no effective government or social system that limits finding LQFP in retail chains and retail outlets. In such circumstances, play a significant role social structures of voluntary certification.
Various voluntary certification system that emerged in recent years in Russia, do not provide adequate controls to ensure high quality consumer of FP, so VNIIMP, VNIIPBiVP, VNIIKOP GOSNIIHP and created a system of voluntary certification of «National System of Quality and Compliance of Food Products» (registration
№ ROSS RU. V1071.04ZHIK0). The system includes control of all members turnover of food products - from raw materials to manufacturers of commercial enterprises.
In international practice, production and circulation of food products, considerable attention is paid to ethics stakeholders. It should be noted that taking into account the ethical aspects in the production has historically been in the tradition of Russian merchants, who were of artisanal manufacturing practice regulations. To this end, the system was developed by the «Code of Ethics Member of the Russian Market of Production and Turnover of Food Products», the text of which is available for all participants in the discussion of the FP.
Authors
Oganesyants Lev Arsenovich, Doctor of Technical Science, Professor, Academician RAS, Khurshudyan Sergey Azatovich, Doctor of Technical Science, Professor
All-Russiun Research Institute of Brewing, Soft Drinks and Wine Industry, 7, Rossolimo St., Moscow, 119021, [email protected] Lisitsyn Andrey Borisovich, Doctor of Technical Science, Professor, Academician of RAS,
The Gorbatov's All-Russian Meat Research Institute, 26, Talalikhina St., Moscow, 109316, [email protected]