ОТРАСЛЕВОЙ МАРКЕТИНГ
УДК 338.4; 663.21
Актуальные аспекты обеспечения качества алкогольной продукции России
А. Л. Оганесянц,
аспирант
Московский государственный
университет имени
М. В. Ломоносова
С. А. Хуршудян,
д-р техн. наук, профессор
ВНИИ пивоваренной, безалкогольной
и винодельческой промышленности
Рынок алкогольной продукции России характеризуется существенным динамизмом. За последние 5 лет произошли заметные изменения в объемах реализации алкогольной продукции в целом и внутри отдельных групп продукции [1].
Так, с 2000 г. происходит устойчивое снижение продаж водки и ликероводоч-ных изделий с 214,6 до 140,9 млн дал в 2013 г., что составляет 65,6%
На рынке винодельческой продукции с 2000 по 2008 гг. наблюдается рост продаж с 52,4 до 102,9 млн дал, а с 2010 г. происходило постепенное снижение в пределах 3-6% ежегодно. Это связано в первую очередь со снижением потребления, внутреннего производства и импорта.
Рынок российского коньяка показывает рост продаж, начиная с 2000 г. В результате чего к 2012 г. продажи коньяка выросли в 3 раза по отношению к 2000 г. с 4,1 до 12,4 млн дал. В 2013 г. объем продаж этой продукции остался на том же уровне, что и в 2012 г.
На рынке игристых вин с 2000 до
2008 гг. также наблюдается устойчивый рост продаж с 18,3 до 26 млн дал. В
2009 г. произошло незначительное снижение продаж до 25,5 млн дал, а с 2010 по 2011 гг. прослеживается тенденция роста и на конец 2013 г. объем продаж достиг уровня 28 млн дал.
Объем продаж слабоалкогольных напитков с каждым годом снижается, что подтверждает низкий спрос на этот вид продукции у населения.
На рынке пива с 2000 по 2008 гг. происходил значительный рост продаж с 524,6 до 1138,2 млн дал. В 20082010 гг. продажи пива снижались, что связано с постепенным ростом цен, а
также с активным продвижением на рынке различных видов слабоалкогольных напитков. В 2010 г. в России было реализовано 1004 млн дал пива, что на 2% меньше, чем в 2009 г., а годом ранее, то есть в 2009 г., было зафиксировано падение продаж на 10% в сравнении с 2008 г.
В целом объем продаж по всем видам алкогольной продукции с 1992 по
2008 гг. увеличился в 3 раза с 473,4 до 1455,1 млн дал. В кризисные 2008 и
2009 гг. продажи алкогольных напитков в России упали на 0,5% и 8,6% относительно предыдущих лет соответственно. В настоящее время на рынке сохраняется тенденция к дальнейшему снижению объемов продаж.
Одна из главных причин снижения объемов продаж алкогольных напитков — повышение цен в основном за счет индексирования акцизных ставок в сторону увеличения. Ограничение розничных продаж алкогольной продукции, а также стремление населения к здоровому образу жизни, способствуют дальнейшему падению данного показателя.
Самые высокие показатели темпов роста продаж были у шампанских и игристых вин. Однако, водка и ликеро-водочные изделия составляют значительную долю потребления, уступая лишь пиву. В 2013 г. потребление пива составило 76,5% от общего объема всех алкогольных напитков, водки и ликероводочных изделий — 10,7%, а винодельческой продукции — 6,9%. Следует обратить внимание на то, что подобная структура потребления сохраняется с 1992 г.
В [2] отмечалось, что уровень некачественных пищевых продуктов на
ПИВО и НАПИТКИ
5^ 2015
ОТРАСЛЕВОИМАРКЕТИНГ |
Меры регулирования алкогольного рынка
1
1 1
Государственные | Общественные
V V
1 f
Административные Лицензирование Контроль Добровольная СМИ
меры и маркировка и надзор сертификация
1 ш;ш 1
Производители
Потребители
h
Информация--Определение качества - ■■ Ограничения ---Торговля
Взаимосвязь мер регулирования алкогольного рынка, сгруппированных по категориям, и участников рынка алкогольной продукции
отечественном рынке, включая фальсификат, стремительно растет. Следует отметить, что уровень фальсифицированных алкогольных напитков всегда превышает средний уровень фальсификата пищевой продукции. Необходимо отдельно отметить, что «теневое» производство алкогольной продукции по разным оценкам составляет 30-40% [3]. Учитывая, что пиво не фальсифицируют из-за стоимости, то уровень фальсифицированных напитков (водка, вино и коньяк) на отечественном алкогольном рынке составляет от 50% и выше.
Опыт многих зарубежных стран показывает, что наибольший эффект в борьбе с фальсификатом имеет место в тех случаях, когда сочетаются государственные и общественные меры регулирования. К числу государственных мер можно отнести:
• лицензирование деятельности в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции;
• маркировка алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации;
• контроль и надзор за представлением деклараций об объемах производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции;
• ведение единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
• контроль, осуществляемый Роспо-требнадзором;
• разработка новых стандартов и методов определения фальсификатов;
• создание государственной монополии на производство и (или) оборот этилового спирта и алкогольной продукции;
• ограничение розничных продаж алкогольной продукции населению по возрасту, времени суток и расположению точек продаж;
• регулирование цен на алкогольную продукцию за счет акцизных ставок.
К числу общественных мер можно отнести:
• общественный контроль силами различных обществ защиты потребителей;
• создание добровольных систем сертификации;
• информирование потребителей о качестве алкогольной продукции конкретных производителей;
• создание информационных некоммерческих партнерств по выявлению фальсификатов и некачественных пищевых продуктов. Взаимосвязь вышеуказанных мер,
сгруппированных по категориям, и участников рынка алкогольной продукции отображена на рисунке.
Необходимо отметить, что в борьбе с некачественной продукцией и фальсификатом основной упор делается на выявление и наказание недобросовестного производителя. В тоже время совсем не используются меры, направленные на
поддержание и общественное поощрение производителей, гарантирующих высокое качество продукции, включая алкогольную. У потребителей почти полностью отсутствует информация о качественной алкогольной продукции, ее производителях.
В международной практике поддержка добросовестных производителей часто непосредственно связана с вопросами этики участников производства и обращения пищевых продуктов. Это вызвано особым статусом пищевых продуктов для населения всех стран. Основополагающим документом, регулирующим различные аспекты производства и торговли пищевых продуктов, в международном сообществе является «Этический кодекс международной торговли пищевыми продуктами», который был принят Комиссией Кодекса Алиментариуса («Code of ethics for internarial trade in food» CAC / RCP 20-1979 (Rev. 1-1985)). Следует заметить, что данный кодекс не может обеспечить существенное улучшение ситуации, которая сложилась на нашем отечественном рынке алкогольной продукции. Необходима значительная консолидация всех участников российского рынка производства и оборота алкогольной продукции.
Следует отметить, что в последние годы в России наметилась тенденция принятия кодексов этики участников производства и оборота различных видов продукции. Отдельно надо выделить Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка (Росал-
5^ 2015 ПИВО и НАПИТКИ 13
|ОТРАСЛЕВОИМАРКЕТИНГ'
когольрегулирование), которая в этом году рассматривала Кодекс участника алкогольного рынка, разработанного Межрегиональным общественным движением «За трезвую нацию».
В более широком плане представлен Кодекс этики участников российского рынка оборота и производства пищевых продуктов (далее Кодекс), принятого в качестве одного из основных документов Системы добровольной сертификации «Национальная система качества и соответствия пищевых продуктов» [4]. Данный Кодекс использует основополагающие принципы «Code of ethics for internarial trade in food» и представляет собой свод правил поведения, которые могут быть обязательными для соблюдения добросовестными участниками алкогольного рынка при осуществлении ими деятельности, связанной с производством и оборотом этилового спир-
та, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации.
Необходимо отметить, что участники, принявшие Кодекс, выражают понимание необходимости совместных действий по созданию эффективной системы контроля за производством и оборотом фальсифицированной и некачественной пищевой продукции, включая алкогольную, и готовность каждого участника быть открытым для контроля производимой продукции, условий хранения, доставки и торговли.
Основные принципы поведения участников согласно Кодексу (честность, прозрачность, профессиональность) соответствуют артельным уставам русских купцов, которые устанавливали моральную и нравственную ответственность производителя перед обществом и страной. Возрождение этой традиции может стать катализа-
тором изменения ситуации с некачественными алкогольными продуктами на отечественном рынке.
ЛИТЕРАТУРА
1. Оганесянц, А Л. Современное состояние рынка алкогольной продукции России // Пиво и напитки. — 2015. — № 2. — С. 8-10.
2. Хуршудян, С. А Потребитель и качество пищевых продуктов // Пищевая промышленность. — 2014. — № 5. — С. 16-18.
3. Жук, А. А. Российский рынок алкогольной продукции: институциональный анализ, вывод, предложения/А. А. Жук, Е. А. Кизилова // Вопросы регулирования экономики. — Ростов-на-Дону: Гуманитарные перспективы, 2013. — Т. 4. — № 3.
4. Оганесянц, Л. А. Кодекс этики участников российского рынка производства и оборота пищевых продуктов/Л. А. Оганесянц, А. Б. Лисицын, С. А. Хуршудян // Пищевая промышленность. — 2015. — № 2. — С. 35-37. &
Актуальные аспекты обеспечения качества алкогольной продукции России
Ключевые слова
рынок алкогольной продукции; структура потребления; фальсификат; кодекс этики.
Реферат
За последние 5 лет на рынке алкогольной продукции России произошли заметные изменения в объемах реализации алкогольной продукции в целом и внутри отдельных групп. В настоящее время на российском рынке сохраняется тенденция к дальнейшему снижению объемов продаж алкогольных напитков. Одна из главных причин снижения — повышение цен в основном за счет индексирования акцизных ставок в сторону увеличения. Ограничение розничных продаж алкогольной продукции, а также стремление населения к здоровому образу жизни, способствуют дальнейшему падению данного показателя. В настоящее время структура потребления алкогольной продукции в России, которая характерна высокой долей пива и крепких напитков, сохраняется с 1992 г. На отечественном алкогольном рынке уровень фальсифицированных напитков, таких как водка, вино и коньяк, составляет от 50% и выше. Опыт многих зарубежных стран показывает, что наибольший эффект в борьбе с фальсификатом имеет место в тех случаях, когда сочетаются государственные и общественные меры регулирования. Необходимо отметить, что в борьбе с некачественной продукцией и фальсификатом совсем не используются меры, направленные на поддержание и общественное поощрение производителей, гарантирующих высокое качество продукции, включая алкогольную. В тоже время в международной практике поддержка добросовестных производителей часто непосредственно связана с вопросами этики участников производства и обращения пищевых продуктов. В последние годы в России наметилась тенденция принятия кодексов этики участников производства и оборота различных видов продукции.
Авторы
Оганесянц Арсен Львович, аспирант
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, 119991, г. Москва, Ленинские горы, д. 1, стр. 46, arsen.oganesyants@gmail.com Хуршудян Сергей Азатович, д-р техн. наук, профессор ВНИИ пивоваренной, безалкогольной и винодельческой промышленности, 119021, Россия, г. Москва, ул. Россолимо, 7, xca020149@rambler.ru
Actual Aspects of the Alcohol Products Quality in Russia
Key words
alcohol market; the consumption structure; falsification; a code of ethics.
Abstract
Over the last 5 years, there have been significant changes in the volume of sale of alcoholic beverages on the market of alcoholic beverages of Russia in general, and within the individual groups. Currently, the Russian market has a tendency to further reducing of sales of alcoholic beverages. One of the main reasons for this decline is the increase in prices is mainly due to the indexing excise taxes upwards. Limiting retail sales of alcoholic beverages, as well as the desire of the population to a healthy lifestyle, contribute to a further decline in this indicator. It should be noted that the current structure of consumption of alcoholic beverages in Russia, which is characterized by a high proportion of beer and spirits, is saved since 1992. Level of falsified drinks in the domestic alcohol market, such as vodka, wine and cognac is 50% and above. The experience of many other countries shows that the greatest impact in the fight against falsification takes place in cases where the combination of state and public control measures is. It should be noted that in the fight against low quality, products and falsification measures aimed at maintaining and promoting public producers, guaranteeing high quality of products, including alcohol, are not used. At the same time in international practice, support of conscientious manufacturers often directly related to the ethics of participants of food production and circulation. In recent years, there has been a tendency for adoption codes of ethics for members of production and turnover of the various types of products in Russia.
Authors
Oganesyants Arsen L'vovich, Post-graduate Student Lomonosov Moscow State University,
46, Leninskie Goryi, Moscow, 119991, Russia, arsen.oganesyants@gmail.com Khurshudyan Sergey Azatovich, Doctor of Technical Science, Professor All-Russiun Research Institute of Brewing, Beverage and Wine Industry, 7 Rossolimo St., Moscow, 119021, Russia, xca020149@rambler.ru
14 ПИВО и НАПИТКИ 5 • 2015