Электронный научно-образовательный вестник "Здоровье и образование в XXI веке" № 5, 2008 г. (Т. 10)
СОСТОЯНИЕ КАРДИО-РЕСПИРАТОРНОЙ СИСТЕМЫ У ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
Чекалова Н.Г., Шапошникова М.В.
ГОУ ВПО «Нижегородская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию», кафедра гигиены детей и подростков и гигиены питания, г. Нижний Новгород
Значительный рост нарушений опорно-двигательного аппарата (ОДА) у подростков, более ранние сроки клинических проявлений требует разработки комплексных реабилитационных программ. Однако решение этой проблемы не возможно без знания функционального состояния организма в частности кардио-респираторной системы (КРС). Интегративным выражением функциональных возможностей КРС является физическая работоспособность (Б). Являясь базисным показателем функционального состояния Б, позволяет говорить об уровне адаптационно-трофических процессов в организме и, соответственно, о состоянии здоровья в целом. Нами обследовано 105 школьников (мальчики - 42, девочки - 63). В структуре заболеваний, выявленных при углубленном медицинском осмотре, нарушения опорно-двигательного аппарата (ОДА) занимают второе место после болезней органов пищеварения. Этот класс представлен функциональными нарушениями осанки (сутулость, плоская спина, сколиотическая осанка и др.) в 65% случаев и органическими (сколиозы, плоскостопие) в 35%. Всем школьникам проведены следующие функциональные пробы: степ-тест (СТ), Мартинэ-Кушелевского (М-К), ортостатическая и клиноортостатическая, Штанге, Генчи, Серкина. Анализ исследований показал, что только 15% подростков имеют хорошие и отличные показатели Б с выраженными половыми отличиями (м - 30%, д - 7%). Средние показатели Б имеют большинство школьников (63%), плохие выявлены у пятой части (22%). Интерес представляет не только количественная оценка Б, но и качественная характеристика типов реакции КРС на физическую нагрузку. При небольшой нагрузке (М-К) у большинства школьников (55%) преобладают нормотонические реакции (м - 63%, д - 51%). При увеличении нагрузки (СТ) количество детей с нормотоническим типом реакции уменьшилось до трети (34%), и стали более явными половые различия (м - 46%, д - 26%). Среди патологических типов реакций преобладают астенические (М-К - 36%, СТ - 58%). Гипертонические и дистонические реакции встречаются значительно реже (М-К -6% и 3%, СТ - 5% и 3%). Определена дисфункция вегетативных показателей (возбуждение, тонус в ортостатической и клиноортостачиской пробах) у большинства подростков (74% и 62% соответственно), что может рассматриваться как незрелость регуляторных систем подростков, с одной стороны, и как патологическая направленность вегетативного обеспечения, с другой. Иная картина просматривается при анализе проб Штанге и Генчи, где у большинства школьников (63% и 71%) определены хорошие показатели. Однако, при анализе пробы Серкина, проведение которой предусматривает включение физических нагрузок, хорошие показатели определены только у 7% детей, выраженное снижение респираторных функций выявлено у трети (33%) обследованных. Таким образом, снижение функционального состояния КРС у школьников с нарушением ОДА, регистрируемое во всех функциональных пробах «сужает» адаптационные возможности организма и ведет к формированию пограничных донозологических состояний. Следовательно, необходима разработка адекватных режимов воспитания, обучения и реабилитации с обязательной оценкой эффективности проводимых профилактических, оздоровительных и коррекционных мероприятий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2007. Т. 9. № 4
2. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2006. Т. 8. № 4
3. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2005. Т. 7. № 4
4. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2004. Т. 6. № 4
5. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2003. Т. 5. № 4
6. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2002. Т. 4. № 4
7. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2001. Т. 3. № 4
8. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2000. Т. 2. № 4
9. Электронный научно-образовательный http://e-pubmed.org/isu.html. вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 12. URL
10. Электронный научно-образовательный http://e-pubmed.org/isu.html. вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 12. URL
11. Электронный научно-образовательный http://e-pubmed.org/isu.html. вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 12. URL
12. Электронный научно-образовательный http://e-pubmed.org/isu.html. вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 12. URL
13. Электронный научно-образовательный http://e-pubmed.org/isu.html. вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 12. URL
14. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 12. URL
http ://e-pubmed. org/isu. html.
15. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 1. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.
16. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2000. Т. 2. № 1. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.
Материалы IX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва
Стр. [253]