Качество профессионального образования и рынок трудовых ресурсов
УДК 377+334 А. Н. Андрющенко, дир. Челябинского
механико-технологического техникума (ЧМТТ), г. Челябинск, e-mail: [email protected]
ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УЧРЕЖДЕНИИ НА ОСНОВЕ КЛАСТЕРНОГО ПОДХОДА
В статье на примере сотрудничества Челябинского механико-технологического техникума с ООО «ЧТЗ УРАЛТРАКТ» рассмотрены формы организации образовательного процесса в современных условиях.
Ключевые слова: кластерный подход, модель социального партнерства, критерии оценки качества профессионального образования.
В современных условиях дефицит высококвалифицированных технологических рабочих является одним из факторов, сдерживающих экономическое развитие целых отраслей и регионов. Существующий дисбаланс спроса и предложений на рынке труда приводит к тому, что, с одной стороны, работодатели хотят видеть у себя на производстве грамотных специалистов со знанием современных технологий и высокотехнологичного оборудования, иностранного языка и с навыками делового общения. Вместе с тем существующая система профессионального образования пока еще не готова соответствовать всем требованиям работодателей и организовать подготовку квалифицированных кадров для современного производства. Поэтому задача регионов — наладить механизмы взаимодействия между предприятиями и учебными заведениями, убедить работодателей в необходимости непосредственного участия в подготовке кадров, возродить престиж рабочих специальностей. Мы считаем, что НПО и СПО являются самыми перспективными с точки зрения частно-государственного партнерства, это тот уровень образования, куда бизнес должен вкладываться наиболее активно.
С 2011 г. модернизацией профессионального образования занимаются 30 регионов, в т. ч. Челябинская область при непосредственном участии главного лидера локальной отрасли. Результатом такой совместной работы должна стать современная система управления трудовыми ресурсами, благодаря которой подготовка кадров будет соответствовать потребностям экономики, а качество образования — отвечать современным требованиям. Одна из основных задач принятой Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг. — это приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда [1].
Развитие экономических кластеров и связанная с этим модернизация профессионального образования — тема как никогда актуальная. Идея системы кластеров принадлежит американскому ученому Майклу Портеру. Согласно его исследованиям, для наиболее эффективного развития государству необходимо разделить экономику на отдельные сегменты — кластеры, внутри которых и будет поддерживаться необходимый уровень конкуренции.
Как известно, кластер — это сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций, в определенных областях конкурирующих, но вместе с тем и ведущих совместную работу. Кластер в экономике — это объединение бизнес-структур, научных и образовательных организаций для совместного развития какой-либо отрасли экономики в пределах одного региона [2]. При этом большая роль отводится профессиональному образованию: учреждениям СПО, соответствию их работы нуждам производственной и социальной сферы экономики.
Развитие производственно-образовательных кластеров включает в себя организационный, управленческий, технологический, содержательный уровни, позволяющие четко представить целенаправленный процесс развития партнерства, определить соответствие поставленной цели конечному результату. Особенностью кластера становится единство содержательного, процессуального и результативного аспектов реализации государственно-частного партнерства в системе профессионального образования с целью повышения качества подготовки выпускников учреждения СПО. Взаимодействие различных партнеров строится на основе принципов интеграции, корпоративности, саморазвития, самоорганизации и социальной адаптации профессионального образования.
Организация взаимодействия партнеров на основе этих принципов подразумевает обеспечение непрерывности и многоуровневости профессионального образования, совершенствование материально-технической базы образовательных учреждений; способствует отбору и структурированию содержания профессионального образования с учетом интересов всех субъектов кластера, стимулированию профессионального роста преподавательского состава; гарантирует выпускникам ОУ ПО трудоустройство по избранной специальности с ясной перспективой карьерного роста, способствует формированию и совершенствованию их профессиональной компетентности; обеспечивает образовательным учреждениям СПО гарантированный заказ на подготовку специалистов, возможность развития учебной базы, повышения уровня предоставляемого образования.
У кластеров огромный потенциал. Для работодателя — заказчика образовательных услуг
кластер является фабрикой комплексного пра-ктико-ориентированного знания, позволяющего определить зоны приоритетных инвестиционных вложений. Интеграция в кластере понимается не только как формальное объединение различных структур «образование — технологии — производство», но и как нахождение новой формы сопряжения их потенциалов с целью достижения сверхэффекта в решении поставленных задач.
На протяжении многих лет Челябинский механико-технологический техникум (ЧМТТ) сотрудничает с ООО «ЧТЗ УРАЛТРАКТ». Образовательное учреждение и предприятие имеют характерные признаки кластера: максимальную географическую близость, родство технологий, общность сырьевой базы.
За время сотрудничества техникумом и предприятием была создана модель социального партнерства, которая позволяет образовательному учреждению выявлять потребности предприятия в тех или иных специалистах, обучающимся и студентам дает возможность «полюбить» свое будущее место работы, а работникам предприятия — видеть, как и чему обучают будущих специалистов.
Собственная педагогическая деятельность, ее анализ, осмысление и изучение опыта коллег позволили разработать структуру и механизм сотрудничества на основе кластерного подхода, создать свою технологию.
На первом этапе было проведено исследование возможности управления работой на основе характеристик кластерного подхода, что представлено в таблице 1 [3].
Благодаря исследованиям по содействию трудоустройству выпускников нашего техникума на основе реализации кластерного подхода мы выделили несколько ключевых моментов, влияющих на эффективность и продуктивность деятельности учреждения. Это наличие:
- общей цели;
- правовой основы для совместной деятельности;
- разработанного механизма взаимодействия;
- механизма управления и технологии реализации кластерного подхода.
Исходя из опыта и обобщения деятельности, мы на практике убедились, что кластер, не являясь идеальным уровнем организационно-педагогического взаимодействия, на данном этапе является оптимальной формой такого взаимодействия.
Таблица 1
Основные направления деятельности ЧМТТ, базирующиеся на особенностях кластерного подхода
№ Основные характеристики кластерного подхода Основные направления деятельности техникума
1 В кластере всегда больше одного элемента Сотрудничество с юридическими и физическими лицами
2 Все элементы однородны, подчинены одной цели Разветвленная вертикальная и горизонтальная структура управления подчинена единой цели
3 Совместная работа элементов по эффективности выше, чем при раздельной деятельности Комплексная помощь молодежи в профессиональной деятельности и трудоустройстве на основе договоров между руководителями всех заинтересованных сторон
4 Результат отличается не только количественно, но и качественно по определенному критерию Повышение эффективности занятости молодежи, обеспечение экономики области необходимыми кадрами
Он выстраивает сетевую горизонталь и управленческую вертикаль с возможностью свободного творчества для участников кластера. При кластерном подходе отсутствуют жесткие границы между видами деятельности и все они рассматриваются во внутренних взаимосвязях.
Преимущество заключается и в наличии по большей части неформальных взаимоотношений между образовательным учреждением и социальными партнерами, работодателями, входящими в кластер, что создает благотворный эффект.
Исследование показало, что инновационная форма организации образовательного процесса на основе кластерного подхода предусматривает следующее.
1. Проведение мониторинга суждений работодателей о наличии у выпускников техникума необходимых профессиональных и личностных качеств. Мониторинг позволяет определять потребности и ожидания как внешних, так и внутренних потребителей образовательных услуг, сопоставлять ожидания и оценивать качество профессиональной подготовки; своевременно корректировать и определять перспективные направления развития социального партнерства, позволяющие улучшить качество подготовки специалистов отрасли и удовлетворить потребности выпускников при трудоустройстве.
2. Организация производственной (профессиональной) практики на основе интеграции теоретических знаний и технологий отрасли в условиях производства, которая способствует повышению уровня мотивации к выбранной профессии, коррекции и обновлению содержания практик и учебных программ, увеличению процента трудоустройства выпускников на предприятиях отрасли и их карьерному росту.
3. Организация постоянно действующего сотрудничества по содействию трудоустройству выпускников техникума, совместное его планирование, отслеживание результатов и обобщение опыта.
4. Развитие дополнительного профессионального образования на базе техникума, включающее подготовку специалистов по рабочим специальностям с присвоением квалификационных разрядов по дополнительным специальностям профессионального образования; организация курсов повышения квалификации, стажировок преподавателей и мастеров производственного обучения на предприятиях.
5. Проведение совместных мероприятий и конференций, деловых встреч, экскурсий, оказывающих влияние на развитие атмосферы взаимного сотрудничества.
Основу разработанного механизма составляет сотрудничество с партнерами, заинтересованными в подготовке кадров и способными быстро включиться в образовательные процессы. Средством достижения такого уровня подготовки служит участие в образовательном процессе всех заинтересованных сторон.
Как работодатели участвуют в подготовке и трудоустройстве выпускников? Мы сделали выборку наиболее распространенных технологий.
1. Участие работодателей в кадровом отборе выпускников. Предприятия участвуют в аттестационных комиссиях, в ярмарках вакансий, «днях карьеры», руководят курсовыми и дипломными проектами по своей специализации.
2. Совместная организация учебных практик. Эта форма взаимодействия полезна и для работодателей, и для техникума: она обеспечивает наработку студентами практических навыков, сокращение адаптационного периода при трудоустройстве.
3. Участие работодателей в обучении студентов и подготовке преподавателей. Предприятия организуют преподавание специальных предметов силами своих работников, организуют спецкурсы, приглашают преподавателей и мастеров п/о на стажировку, участвуют в разработке учебных планов.
4. Предоставление обучающимся аттестованных и оплачиваемых рабочих мест для прохождения производственной практики.
5. Осуществление инновационной и исследовательской деятельности посредством интеграции производственного и образовательного ресурсов.
6. Привлечение работодателей к контролю качества и оценке содержания учебного процесса.
7. Совместное проведение конкурсов профессионального мастерства по рабочим профессиям.
Значительным шагом для развития профессионального образования стала возможность предоставления образовательных услуг в форме стажировки. С одной стороны, это расширяет выбор студентами временного трудоустройства, с другой — удовлетворяет потребности работодателей в кадрах. Для выпускников стажировка имеет ряд положительных моментов:
- использование полученного образования в новой практической среде;
- получение новых идей и уникального опыта работы;
- знакомство с новыми людьми и приобретение новых деловых связей.
С целью определения наиболее значимых качеств выпускника техникума было проведено анкетирование руководителей и специалистов предприятия отрасли на основании предложенного перечня:
1) уровень знаний по специальности (65 %);
2) готовность брать ответственность за выполненную работу (60 %);
3) трудолюбие (55 %);
4) исполнительность (59 %);
5) способность к самостоятельному принятию решения (35 %).
Все вышеперечисленное позволило провести коррекцию требований предприятий — заказчиков кадров к профессиональному уровню выпускника и разработать мероприятия по совершенствованию подготовки высококвалифицированных, конкурентоспособных специалистов. Было выявлено, что необходим анализ образовательных программ на всех уровнях подготовки специалиста для отрасли.
Сотрудничество с ООО «ЧТЗ УРАЛТРАКТ» поставило перед педагогами новые творческие задачи, связанные с постоянным обновлением содержания образовательного процесса в соответствии с изменениями условий труда в машиностроительной отрасли. Исследовательская работа показала, что эффективное решение этих задач должно быть основано на принципе корпоративности, обеспечивающем интеграцию различных образовательных уровней. Реализация данного принципа в образовательной практике приводит к тому, что изменения в структуре одного из уровней профессионального образования требуют корректировки взаимодействия между структурными составляющими других уровней.
Сотрудничество техникума и реального сектора экономики обеспечивает гарантированный заказ на подготовку специалистов, возможность развития интегрированной учебной базы, повышение уровня предоставляемого образования. Инновационный подход в управлении техникумом в рамках кластера повысит эффективность трудоустройства выпускников на основные профессии и специальности, а не только смежные и родственные. Единая плановая деятельность от заказа на абитуриента и до трудоустройства выпускника позволит достичь высоких ресурсных, информационных, экономических, производственных эффектов.
В таком сотрудничестве мы очень заинтересованы, так как именно на взаимном сотрудничестве образования, производства и бизнеса создаются производственно-образовательные кластеры.
Мы выделили основные стратегии развития партнерства:
- экономическая — создание сферы эффективных образовательных услуг, своевременно удовлетворяющих спрос партнера;
- социальная — создание гарантий для выпускников ОУ СПО;
- маркетинговая — пропаганда передовых образовательных технологий, организация про-фориентационной работы;
- правовая — разработка нормативно-правовой базы партнерских взаимоотношений, обеспечение субъектной позиции всех партнеров;
- педагогическая — совместное проектирование образовательной деятельности в сфере подготовки специалиста.
Сложившаяся экономическая ситуация дает нам основания для переосмысления роли выпускников средних профессиональных учебных
заведений в модернизации страны. От притока в колледжи и техникумы талантливой целеустремленной молодежи, готовой получить качественное образование и востребованную у работодателей специальность, во многом зависит, какими темпами будет развиваться экономика в будущем. Чтобы справиться с этой задачей, необходимо уже сегодня пересмотреть критерии оценки качества профессионального образования и создать оптимальные условия для его развития.
Мы видим развитие машиностроительного кластера в партнерстве с ООО «ЧТЗ УРАЛ-ТРАКТ», при котором возможно открытие центра сертификации профессиональных квалификаций, центра содействия трудоустрой-
Библиографический список
ству. В рамках кластера работодатель сможет совместно с нами организовывать малые предприятия, учебные участки — совместный бизнес. Немаловажная деталь — банк инновационных технологий. Инновационные разработки, новые технологии, лучшие наставники и выпускники — все должно быть сосредоточено в кластере. Также необходима социальная поддержка лучших студентов и обучающихся, гарантия трудоустройства со стороны предприятия, обновление материально-технической базы в соответствии с современными технологическими требованиями. А самое главное, это даст возможность подготовить высококвалифицированных рабочих и специалистов, конкурентоспособных и мобильных на рынке труда.
1. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.fcpro.ru/home.
2. Цихан, Т. В. Кластерная теория экономического развития [Электронный ресурс] / Т. В. Цихан // Теория и практика управления. — 2003. — № 5. — Режим доступа: http://www. subcontract.ru/Docum/DocumShow_DocumID_168.html.
3. Кластерный подход в образовании как форма социального партнерства для повышения востребованности выпускников колледжа : Исследовательский проект [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.zdcollege.ru/documents/doc_14.pdf.
УДК 377+334 В. И. Демин, зам. директора Миасского
машиностроительного колледжа (МиМК), Челябинская обл., г. Челябинск, e-mail: [email protected] М. О. Корявцева, зам. директора МиМК, Челябинская обл., г. Челябинск
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА МИАССКОГО МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО КОЛЛЕДЖА И БИЗНЕС-СООБЩЕСТВА г. МИАССА
В статье на основе проблемного анализа научной литературы даются некоторые подходы к определению понятия «социальное партнерство», его мотивов, целей, принципов; рассматриваются интересы участников системы партнерства и представлены наиболее значимые результаты реализации социального партнерства Миасского машиностроительного колледжа и бизнес-сообществ г. Миасса.
Ключевые слова: социальное партнерство; мотивы, цели, принципы социального партнерства; качество профессионального образования.
В настоящее время уровень развития социального партнерства в России можно охарактеризовать как неустойчивый и незавершенный. Сохраняется доминирующая роль государственных структур в формирующей системе регу-
лирования отношений и еще слабая активность работодателей, профсоюзов, общественных ассоциаций. В условиях рыночной экономики только в тесном партнерстве с работодателями становится возможным эффективно реализо-